Двойной концерт (Холст)
Двойной концерт для двух скрипок с оркестром (H. 175; соч. 49) [ 1 ] — произведение Густава Холста в трех частях, сыгранных без перерыва. Он был написан в 1929 году и впервые исполнен в 1930 году его посвятителями, сестрами Адилой Фачири и Джелли д'Араньи . Хотя сейчас его хвалят многие критики, его никогда не исполняли часто в концертном зале. Для него характерны фугальный контрапункт, народная мелодичность, битональность без диссонанса. [ 2 ] [ 3 ]
Подсчет очков
[ редактировать ]Помимо солистов, Двойной концерт написан для двух флейт, двух гобоев, двух кларнетов в B ♭, двух фаготов, двух валторн в F, двух труб в C, литаврах и струнных. Включаются 2-я флейта, 2-й гобой, 2-й фагот, 2-й валторна, 2-я труба и литавры. [ 4 ]
Состав
[ редактировать ]21 сентября 1927 года Хольст услышал Концерт Баха для двух скрипок, исполненный в Королевском зале , солистками были сестры Адила Фачири и Джелли д'Араньи. Хотя у него никогда не было особого соблазна создавать сольные концерты, теперь он решил подумать о концерте для двойной скрипки. Другие обязательства задержали этот проект на два года, но в августе 1929 года он приступил к работе, доведя ее до первого законченного эскиза в сентябре. В октябре он передал рукопись на рассмотрение Фачири и д'Араньи. В начале 1930 года он репетировал с ними в их студии. [ 5 ] [ 6 ]
Значительные выступления
[ редактировать ]Двойной концерт был впервые исполнен посвященными Фачири и д'Араньи с Королевским филармоническим оркестром под управлением Оскара Фрида на концерте в Куинс-холле 3 апреля 1930 года. [ 7 ] Хотя солисты вполне справились с задачами партитуры, вклад Фрида не был принят хорошо; в прессе его описывали как «наименее приемлемого дирижера, которого долгое время слышали на концерте лондонского симфонического оркестра». В перерыве Холсту была вручена Королевского филармонического общества . редко вручаемая Золотая медаль [ 8 ]
Много лет спустя он был исполнен вместе с «Планетами» и «Гимном Иисуса» на концерте Королевского филармонического оркестра в честь столетия Холста в 1974 году. [ 9 ]
Структура
[ редактировать ]Двойной концерт состоит из трех частей, исполняемых без перерыва. Первая часть, скерцо , открывается ритмом остинато, исполняемым виолончелью и контрабасом, к которому добавляется первая тема кларнетов, фаготов и альтов. Затем начинается фуга, когда один за другим входят первый солист-скрипка, второй солист, альт и виолончель. Их контрапункт превращается в битональный пассаж двух солистов, затем в возвращение первой темы. Часть заканчивается тем, что второй солист возвращается к тематическому элементу, заданному ранее первым, а первый повторяет тему второго солиста из битонального отрывка. Вторая часть, преимущественно битональная «Плач», включает в себя меланхолическую тему. 5
4 напоминает позднего Шостаковича в исполнении солистов без аккомпанемента. Оркестр с приглушенными струнами вступает постепенно, словно успокаивая, но меланхолическое настроение сохраняется до конца. Эта часть включает расширенный отрывок из его более раннего Терцетто для флейты, гобоя и альта . Третья часть называется «Вариации на основе» . Первая скрипка устанавливает довольно неровную почву, вторая берет ее на себя, затем вторая скрипка играет пиццикато , а первая аккомпанирует ей, и, наконец, вторая аккомпанирует первой скрипке пиццикато . В этих быстро меняющихся отрывках наблюдаются проявления перекрестной ритмики и битональности. 5
4 и 7
4 раз. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Прием
[ редактировать ]Первоначально музыкальные критики разделились во мнениях по поводу Двойного концерта . Его называли «высокоинтеллектуальным», [ 6 ] и даже «совсем потертый», [ 8 ] но Daily Telegraph написала, что это было «полностью удовлетворительно, поскольку даже при первом прослушивании очевидна тесная связь между формой и материалом», и отметила, что в мелодии второй части были «моменты редкой красоты», несмотря на то, что она была «просто немного бессердечный». [ 13 ] Друзья Хольста обнадеживали. Ральф Воан Уильямс сказал ему, что «The Lament & Ground великолепны – я не совсем уверен насчет скерцо – и даже это сводится к тому, что я не совсем уверен в 6
8 мелодий». [ 8 ] Р.О. Моррис писал, что «Вы сделали так, чтобы ваши 2 клавиши звучали как одна клавиша, а как иначе должно быть? Любой дурак может писать на Х». н клавиши и пусть это звучит как X н ключи. [ 6 ] Но тонкость и отстраненность концерта озадачили публику, которая предпочла бы, чтобы Холст продолжил писать произведения в духе «Планет» . [ 14 ] На протяжении многих лет эта работа выполнялась нечасто, [ 15 ] [ 16 ] возможно, потому, что это не дает солистам возможности проявить свою виртуозность, или потому, что концерт продолжительностью всего около 14 минут сложно запрограммировать. [ 17 ] [ 4 ] В последние годы один критик написал, что он нашел Двойной концерт «не совсем удовлетворительным произведением: в нем слишком много медленной музыки, а внешние части теряют динамику из-за частых смен скорости». [ 18 ] Другие, с другой стороны, охарактеризовали его как «поразительный… прекрасный пример более позднего, более сдержанного стиля Холста». [ 19 ] "прекрасное произведение, ритмичное и красочно оркестрованное", [ 20 ] и как прекрасный пример «искусства, скрывающего искусство. Примечательно, что композитор « Планет» был композитором такой тонкости». [ 21 ] Пол Шумейкер назвал его «одним из моих самых любимых произведений Холста; удивительно, что его не так часто играют». [ 22 ]
Издания
[ редактировать ]- Хольст, Густав (1930). Двойной концерт для двух скрипок с оркестром. Оп. 49 . Лондон: Дж. Карвен.
- Хольст, Густав (1973). Холст, Имоджен (ред.). Двойной концерт для двух скрипок с оркестром. Оп. 49 (пересмотренная ред.). Лондон: Карвен. ISBN 0852490305 .
- Хольст, Густав (1977). Холст, Имоджен ; Мэтьюз, Колин (ред.). Собрание факсимиле автографов опубликованных произведений. Том 2: Сочинения для малого оркестра . Лондон: Faber Music. ISBN 9780571100088 .
Дискография
[ редактировать ]- Эмануэль Гурвиц, Кеннет Силлито (скрипки), Английский камерный оркестр, дир. Имоджен Холст (1970). Двойной концерт, Каприччио, Две песни без слов, Музыка балета «Золотой гусь» (LP). Лирита. СРКС 44.
- Эндрю Уоткинсон, Николас Уорд (скрипки), Симфония лондонского Сити, дир. Ричард Хикокс (1994). Хольст: Сюита Святого Павла, Сюита Брук Грин, Двойной концерт, Фугальный концерт, Лирическая часть, Две песни без слов (компакт-диск). Чандос. ЧАН 9270.
- Дженис Грэм, Сара Юинс (скрипки), «Английская симфония», дир. Говард Гриффитс (2007). Холст: Двойной концерт, Сюита Святого Павла, Сюита Брук Грин (CD). Наксос. 8.570339.
Сноски
[ редактировать ]- ^ Краткое 2014 , с. XXI.
- ^ Холст 1968 , с. 110.
- ↑ Short 2014 , стр. 182, 236.
- ^ Jump up to: а б Короткая 1974 , с. 33.
- ^ Short 2014 , стр. 167, 182–183.
- ^ Jump up to: а б с Хольст 1969 , с. 143.
- ↑ Short 1974 , стр. 33–34.
- ^ Jump up to: а б с Краткое 2014 , с. 185.
- ^ Джоан Чисселл (26 сентября 1974 г.). «Концерт в честь столетия Холста. Фестивальный зал / Радио 3». Таймс . № 59202. Лондон. столбец С, стр. 11.
- ^ Андерсон, Кейт (2007). Хольст: Двойной концерт, Сюита Святого Павла, Сюита Брук Грин (буклет). Наксос. п. 5. 8.570339.
- ^ Холст 1968 , стр. 110–115.
- ^ Краткое 2014 , с. 217.
- ^ «Музыка и музыканты» . Меркурий . Хобарт, Тасмания. 17 декабря 1930 г. с. 3 . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Грин, Ричард (1995). Хольст: Планеты . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 17. ISBN 9780521456333 . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Хьюсманн, Мэри Кристисон (2011). Густав Хольст: Исследовательский и информационный справочник . Нью-Йорк: Рутледж. п. 121. ИСБН 9780415995252 . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ «Холст: Двойной концерт / Сюита Святого Павла / Сюита Брук Грин» . Наксос . 2007 . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Краткое 2014 , с. 182.
- ^ Барбер, Стивен. «Чандос CHAN10948X» . МьюзикВеб Интернэшнл . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Марш, Иван ; Гринфилд, Эдвард ; Лейтон, Роберт (2001). Путеводитель Penguin по компакт-дискам: издание 2002 г. . Лондон: Пингвин. п. 645. ИСБН 014051497X . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Райт, Лесли. «Чандос CHAN10948X» . МьюзикВеб Интернэшнл . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Таттл, Раймонд (2007). «Наксос 8.570339» . Классическая сеть . Проверено 30 октября 2023 г.
- ^ Шумейкер, Пол. «Лирита СРЦД 223» . МьюзикВеб Интернэшнл . Проверено 30 октября 2023 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Холст, Имоджен (1968). Музыка Густава Холста (2-е изд.). Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0193154161 . Проверено 29 октября 2023 г.
- Холст, Имоджен (1969). Густав Хольст: Биография (2-е изд.). Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0192821938 . Проверено 30 октября 2023 г.
- Коротко, Майкл (1974). Густав Хольст (1874–1934): Документация столетия . Лондон: Белый лев. ISBN 0728500000 . Проверено 30 октября 2023 г.
- Коротко, Майкл (2014). Густав Хольст: Человек и его музыка . Гастингс: Сиркейди Грегори Пресс. ISBN 9781906451820 . Проверено 29 октября 2023 г.