Jump to content

Военный корабль США « Принстон» (1843 г.)

Координаты : 42 ° 22'29 "с.ш. 71 ° 02'53" з.д.  /  42,3746 ° с.ш. 71,0480 ° з.д.  / 42,3746; -71,0480

Военный корабль США Принстон
История
Соединенные Штаты
Имя Принстон
Тезка Принстон, Нью-Джерси
Заказал 18 ноября 1841 г.
Строитель Филадельфийская военно-морская верфь
Заложен 20 октября 1842 г.
Запущен 5 сентября 1843 г.
Введен в эксплуатацию 9 сентября 1843 г.
Выведен из эксплуатации Октябрь 1849 г.
Судьба Сломанный

USS Princeton винтовой паровой военный корабль ВМС США . под командованием капитана Роберта Ф. Стоктона был «Принстон» спущен на воду 5 сентября 1843 года.

28 февраля 1844 года во время прогулочного круиза по реке Потомак для высокопоставленных лиц взорвалось одно орудие, в результате чего погибли шесть человек, в том числе государственный секретарь Абель П. Апшур и министр военно-морского флота Томас Уокер Гилмер , а также были ранены другие, в том числе сенатор США и Капитан Стоктон. В результате катастрофы на борту « Принстона» за один день погибло больше высокопоставленных правительственных чиновников США, чем в любой другой трагедии в американской истории. [1] Президент Джон Тайлер , находившийся на борту, но под палубой, не пострадал. Репутация корабля в ВМФ так и не восстановилась.

Ранняя история

[ редактировать ]

Princeton был заложен 20 октября 1842 года на военно-морской верфи в Филадельфии 700 тонн (711 т) как корвет водоизмещением . [ нужна ссылка ] Проектировщиком корабля и главным руководителем строительства был шведский изобретатель Джон Эрикссон . [2] который позже разработал USS ​​Monitor . Строительством частично руководил капитан Стоктон , заручившийся политической поддержкой строительства корабля. [ нужна ссылка ] Корабль был назван в честь Принстона , штат Нью-Джерси , места победы Америки в войне за независимость и родного города известной семьи Стоктон. [2] Корабль был спущен на воду 5 сентября 1843 года и вступил в строй 9 сентября 1843 года под командованием капитана Стоктона. [ нужна ссылка ]

Принстон совершил пробное путешествие по реке Делавэр 12 октября 1843 года. 17 октября он покинул Филадельфию для ходовых испытаний , проследовал в Нью-Йорк , где участвовал в гонках и легко победил британский пароход SS Great Western , и вернулся в Филадельфию в октябре. 20, чтобы закончить экипировку. 22 ноября капитан Стоктон сообщил: « Принстон будет готов к выходу в море через неделю». 28 ноября он одел корабль и принял на борт посетителей для осмотра. 30 ноября он отбуксировал военный корабль США « Раритан» по реке Делавэр, а затем вернулся на военно-морскую верфь Филадельфии. 1 января 1844 года «Принстон» отплыл в Нью-Йорк, где получил две большие пушки: «Миротворец» и «Орегон». 13 февраля «Принстон» отплыл в Вашингтон. Вашингтонцы проявили большой интерес к кораблю и его орудиям. [2] она совершила пробные рейсы с пассажирами на борту по реке Потомак , во время которых «Миротворец» несколько раз был обстрелян. 16, 18 и 20 февраля [3] Администрация Тайлера рекламировала корабль в рамках своей кампании по расширению военно-морского флота, и Конгресс объявил перерыв на 20 февраля, чтобы члены Конгресса могли осмотреть корабль. Бывший президент Джон Куинси Адамс , ныне конгрессмен и скептически относящийся как к территориальной экспансии, так и к вооружениям, необходимым для ее поддержки, сказал, что ВМС приветствовали политиков, "зажигающих свои души патриотическим пылом для морской войны". [4] [5]

«Принстон» был первым кораблем с винтовыми гребными винтами, приводившимися в движение двигателем, установленным ниже ватерлинии для защиты от артиллерийского огня. [6] Два ее двигателя с вибрирующими рычагами , разработанные Эрикссоном, были построены компанией Merrick & Towne . [а] Они сжигали каменный уголь и вращали шестилопастной винт длиной 14 футов (4,3 м). Эрикссон также спроектировал корабельную складную трубу , улучшенный дальномер и противооткатные системы для основных орудий. [ нужна ссылка ]

Американский пароход «Принстон» и американский корабль «Раритан»

по 42 фунта (19 кг) Двенадцать карронад корабля были установлены внутри железного корпуса .

Эрикссон также спроектировал корабль для установки одной длинной пушки . [ нужна ссылка ]

Орудие представляет собой гладкоствольное дульнозарядное устройство из кованого железа , изготовленное на заводе Mersey Iron Works в Ливерпуле, Англия. Он мог произвести выстрел массой 225 фунтов (102 кг) и длиной 12 дюймов (300 мм) на расстояние 5 миль (8,0 км), используя заряд 50 фунтов (23 кг). В его революционной конструкции использовалась « сборная конструкция », в которой вокруг казенной части оружия размещались раскаленные железные обручи, которые предварительно натягивали ружье и значительно увеличивали заряд, который мог выдержать затвор . [10] Первоначально названный Эрикссоном «Оратор», Стоктон переименовал его в «Орегонское ружье». Он был отправлен в Соединенные Штаты в 1841 году, где был испытан, усилен для предотвращения трещин и проверен более 150 раз. [ нужна ссылка ]

Капитан Стоктон хотел, чтобы его корабль нес две длинные пушки, поэтому он спроектировал и руководил постройкой «Миротворца», еще одного 12-дюймового (300-мм) дульнозарядного устройства, разработанного Хоггом и Деламатером из Нью-Йорка. «Миротворец» был построен с использованием более старой технологии ковки , что позволило создать более крупное орудие с более впечатляющим внешним видом, но меньшей прочностью. [11] Стоктон бросился на «Миротворца» и установил его без особых испытаний. По словам Килнера, «Миротворца» «выстрелили всего пять раз, прежде чем он был признан точным и полностью проверенным». [10]

Пытаясь скопировать «орегонское ружье», но не понимая важности конструкции Эрикссона, Стоктон вместо этого сильно укрепил его на казенной части, просто утолщив металл ружья, в результате чего его вес составил более 27 000 фунтов (12 000 кг). ), более чем вполовину тяжелее пушки «Орегон». В результате получилось орудие с типичной слабостью ружья из кованого железа: казенная часть не могла противостоять поперечным силам заряда. Это означало, что в какой-то момент он почти наверняка лопнет. [10]

1844 г., несчастный случай с Миротворцем.

[ редактировать ]
Современная литография Currier & Ives , изображающая взрыв

27 февраля 1844 года президент Тайлер устроил публичный прием в честь Стоктона в Белом доме. [12] 28 февраля военный корабль США « Принстон» покинул Александрию, штат Вирджиния , в демонстрационном круизе по Потомаку вместе с Тайлером, членами его кабинета, бывшей первой леди Долли Мэдисон , сенаторами Томасом Хартом Бентоном из Миссури, Натаниэлем П. Талмэджем из Нью-Йорка, Уильямом Кэбеллом Ривзом. из Вирджинии, Сэмюэл С. Фелпс из Вермонта, Спенсер Джарнагин из Теннесси, Эдвард А. Ханнеган из Индианы и около 400 гостей. Капитан Стоктон решил выстрелить из двух длинных орудий корабля, «Миротворец», чтобы произвести впечатление на своих гостей. Миротворец был трижды обстрелян во время путешествия вниз по реке и был загружен, чтобы отдать честь Джорджу Вашингтону, когда корабль на обратном пути проходил мимо горы Вернон. Гости, находившиеся на борту, осмотрели первую серию стрельб, а затем удалились на палубу, чтобы пообедать и выпить прохладительные напитки. [13]

Госсекретарь Гилмер призвал находившихся на борту посмотреть последний кадр с «Миротворцем». Когда капитан Стоктон потянул за шнур стрельбы, пистолет взорвался. Его левая сторона вышла из строя, разбрызгав горячий металл по палубе. [11] и фрагментация в толпу.

Шесть человек были убиты мгновенно:

Еще от 16 до 20 человек получили ранения, в том числе несколько членов экипажа корабля, сенатор Бентон и капитан Стоктон. [17] [18] Президент находился под палубой и не пострадал. [19]

Последствия

[ редактировать ]

Вместо того, чтобы возлагать ответственность за взрыв на отдельных лиц, Тайлер на следующий день написал Конгрессу, что катастрофу «необходимо отнести к одной из жертв, которые в большей или меньшей степени сопровождают каждую службу и которые неизменно происходят с временные дела человечества». [20] Он сказал, что это не должно повлиять на положительную оценку законодателями Стоктона и его улучшений в судостроении. [21]

Планы построить больше кораблей по образцу Принстона были немедленно отменены. Тем не менее, Тайлер добился одобрения Конгресса на создание единственного орудия размером с «Миротворец», стрелявшего один раз и никогда не устанавливавшегося. [21] расследовал Следственный суд причину взрыва и установил, что все причастные к нему приняли соответствующие меры предосторожности. [21] [ф] По запросу Стоктона Комитет по науке и искусству Института Франклина провел собственное расследование, в котором подверглись критике многие детали производственного процесса, а также использование сварной ленты для армирования, а не метода усадки, использованного на « Орегоне» . [21] Эрикссон, которому Стоктон первоначально заплатил 1150 долларов за проектирование и оснащение Принстона , запросил еще 15 000 долларов за его дополнительные усилия и опыт. Он подал в суд на Стоктон с требованием выплаты и выиграл суд, но средства так и не были присвоены. [21] Стоктон продолжал служить военным губернатором Калифорнии и сенатором США от Нью-Джерси . [22] Эрикссон сделал выдающуюся карьеру в области военно-морского проектирования и наиболее известен своей работой над USS Monitor ВМС США , первым броненосным военным кораблем .

Чтобы сменить Гилмера на посту министра военно-морского флота, Тайлер назначил Джона Ю. Мэйсона , еще одного жителя Вирджинии; [11] Джон К. Кэлхун заменил Тайлера на посту государственного секретаря Апшура. Апшур собирался добиться одобрения Сенатом договора об аннексии Техаса, когда он умер. При Кэлхауне аннексия была отложена и стала основным вопросом на президентских выборах 1844 года . [23]

Джулия Гардинер , которая находилась под палубой Принстона , когда ее отец Дэвид погиб в результате взрыва «Миротворца», стала первой леди Соединенных Штатов четыре месяца спустя . Годом ранее она отклонила предложение руки и сердца президента Тайлера, и где-то в 1843 году они согласились пожениться, но не назначили дату. Президент потерял свою первую жену в сентябре 1842 года, и на момент взрыва ему было почти 54 года. Юлии еще не исполнилось 24. Позже она объяснила, что смерть отца изменила ее чувства к президенту: «После того, как я потеряла отца Я иначе относился к президенту. Казалось, он занимал это место и был более приятным во всех отношениях, чем когда-либо был или мог быть любой молодой человек». [24] Поскольку он овдовел менее двух лет, а ее отец умер совсем недавно, они поженились в присутствии всего нескольких членов семьи в Нью-Йорке 26 июня 1844 года. За церемонией последовало публичное объявление. [25] До смерти Тайлера в 1862 году у них было семеро детей, и его жена так и не вышла замуж повторно. В 1888 году Джулия Гардинер рассказала журналистке Нелли Блай , что в момент взрыва «Миротворца» «я потеряла сознание и не пришла в себя, пока кто-то не вынес меня из лодки, и я боролась так, что чуть не сбила нас обоих с трапа». Она сказала, что позже узнала, что ее спасителем был президент Тайлер. [26] [г] Некоторые историки подвергают сомнению ее рассказ. [27]

Катастрофа «Миротворца» побудила пересмотреть процесс производства пушек. Это привело к разработке новых технологий, позволяющих производить пушки, которые были более прочными и конструктивно прочными, например, системы, впервые предложенные Томасом Родманом и Джоном А. Дальгреном . [28]

Более поздняя история

[ редактировать ]

Во время строительства и в последующие годы Стоктон пытался претендовать на полную ответственность за проектирование и строительство Принстона . [ нужна ссылка ]

Военный корабль США Princeton Bell на Стоктон-стрит и Баярд-лейн в Принстоне, штат Нью-Джерси

Принстон служила в Домашней эскадрилье с 1845 по 1847 год. Позже она служила в Средиземном море с 17 августа 1847 года по 24 июня 1849 года. По возвращении из Европы ее обследовали, и выяснилось, что ей требуется 68 000 долларов (2,49 миллиона долларов в настоящее время). дневные сроки) для замены гниющей древесины и выполнения других ремонтных работ. Цена была признана неприемлемой, и было назначено повторное обследование. [29] ее разогнали на Бостонской военно-морской верфи . В октябре и ноябре [30] [31]

Наследие

[ редактировать ]

В 1851 году ее двигатели «полуцилиндровой конструкции Эрикссона» и некоторые пригодные для использования пиломатериалы были использованы при строительстве второго Принстона . [32]

Пушка «Орегон» выставлена ​​у главных ворот Военно-морской академии США в Аннаполисе, штат Мэриленд . [33]

Корабельный колокол был выставлен во время Джеймстаунской выставки 1907 года . [34] Позже он был установлен на крыльце Томсон-холла Принстонского университета . [35] который был построен как частная резиденция в 1825 году отцом Роберта Стоктона Ричардом . [36] Сейчас он выставлен у памятника Принстонской битве , недалеко от Принстона мэрии . [37]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Merrick & Towne — литейный завод в Филадельфии, основанный Джоном Генри Тауном и г-ном С.В. Верриком, [7] а также известен созданием двигателей военного корабля США Миссисипи . [8] Позже он был переименован в Merrick & Sons. [9]
  2. Беверли Кеннон (1793–1844) служила в ВМС США и участвовала в боевых действиях во время Второй берберийской войны (1815–1816). Он командовал несколькими кораблями, начиная с 1830 года, и отвечал за Вашингтонскую военно-морскую верфь с апреля 1841 года по март 1843 года, когда стал начальником Военно-морского бюро строительства, оборудования и ремонта. Он был другом Упшура на всю жизнь. [14]
  3. ^ Конгрессмен Джордж Сайкс из Нью-Джерси, очевидец, описал Армистеда как «толстого чернокожего мужчину примерно 23 или 24 лет» и сообщил, что он прожил некоторое время после взрыва и что «ни хирург Принстона , ни кто-либо другой человек мог обнаружить на себе малейшую рану или повреждение». [15]
  4. Он управлял имуществом, которое унаследовала его богатая жена, и четыре года проработал в Сенате штата Нью-Йорк . В современных отчетах он упоминается как полковник Дэвид Гардинер, но это была ошибка. Его сын, Дэвид Л. Гардинер, недавно был назначен адъютантом Тайлера в звании полковника. [16]
  5. Родился в 1785 году, его федеральная карьера включала службу в качестве солиситора Министерства финансов США с 1830 по 1837 год и временного поверенного в делах в Бельгии с 1837 по 1842 год. Он был политическим союзником Кэлхуна и сторонником переселения свободных чернокожих в Африку. .
  6. ^ «Суд установил, что были приняты все возможные меры предосторожности». [21]
  7. Интервью появилось в газете New York World 28 октября 1888 года. [27]
  1. ^ Джаред Коэн, Случайные президенты: восемь мужчин, которые изменили Америку (Нью-Йорк: Simon & Schuster, 2019), с. 37
  2. ^ Jump up to: а б с «Принстон I (винтовой пароход)» . Словарь боевых кораблей американского флота . Департамент военно-морского флота , Командование военно-морской истории и наследия .
  3. ^ Уолтерс, Керри С. (2013). «Взрыв на Потомаке: катастрофа 1844 года на борту военного корабля США Принстон» . Чарльстон. СК: Историческая пресса . Проверено 1 сентября 2016 г.
  4. ^ Карп, Мэтью (2016). Эта огромная южная империя: рабовладельцы у руля американской внешней политики . Издательство Гарвардского университета. стр. 92–3. ISBN  9780674973848 .
  5. ^ Адамс, Джон Куинси (1876). Адамс, Чарльз Фрэнсис (ред.). Мемуары Джона Куинси Адамса: отрывки из его дневника с 1795 по 1848 год . Том. 11. Филадельфия: JB Lippincott & Co., стр. 515–6. ISBN  9780608433578 .
  6. ^ Райбак, Роберт Дж. (1992). Миллард Филлмор: Биография президента . Ньютаун, Коннектикут: Американская политическая биографическая пресса. п. 300. ИСБН  0945707045 .
  7. ^ Хаббард, Эдвин (1880). Мемориал семьи Таун . Типография Фергюс. стр. 88–90 .
  8. ^ Бауэр, Карл Джек Бауэр; Робертс, Стивен С. (1991). Реестр кораблей ВМС США, 1775–1990: Основные бойцы . Издательская группа Гринвуд . стр. 53–54. ISBN  978-0313262029 .
  9. ^ Гудвин, Дэниел Р. (16 декабря 1870 г.). «Некролог Сэмюэля Воана Меррика, эсквайра» . Труды Американского философского общества . 11 : 584–596.
  10. ^ Jump up to: а б с Эдвард Л. Бич, ВМС США, 200-летняя история, глава 8, Пушка и корабль
  11. ^ Jump up to: а б с Тейлор, Джон М. (1984). « Принстонская катастрофа» . Слушания . 110 (9). Военно-морской институт США : 148–9.
  12. ^ Карп, Обширная Южная Империя , с. 93
  13. ^ Блэкман, Энн (сентябрь 2005 г.). «Роковой круиз по Принстону» . Военно-морская история . Перепечатано Military.com . Проверено 2 января 2014 г.
  14. ^ Национальная циклопедия американской биографии . Том. IV. Нью-Йорк: Джеймс Т. Уайт и компания. 1897. с. 552 . Проверено 15 марта 2017 г.
  15. ^ Холланд, Джесси Дж. (2016). Невидимые: нерассказанная история афроамериканских рабов в Белом доме . Гилфорд, Коннектикут: Lyons Press. стр. 175–78.
  16. ^ «Некролог, Дэвид Л. Гардинер» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. 10 мая 1892 года.
  17. ^ Конгресс США (1844 г.). Авария на пароходе «Принстон»...: Отчет Комитета по военно-морским делам .
  18. ^ «Дальнейшие подробности происшествия на борту «Принстона»» . Балтимор Сан . Балтимор, Мэриленд. 1 марта 1844 г. с. 1.
  19. ^ Мерри, Роберт В. (2009). Страна огромных замыслов: Джеймс К. Полк, мексиканская война и завоевание американского континента (1-е изд.). Нью-Йорк: Саймон и Шустер. стр. 65–66. ISBN  978-0743297431 .
  20. ^ Эван, Уильям М.; Манион, Марк (2002). Забота о машинах: предотвращение технологических катастроф . Прентис Холл. п. 216. ИСБН  978-0130656469 . Проверено 20 марта 2017 г.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж Пирсон, Ли М. (весна 1966 г.). «Принстон» и «Миротворец»: исследование процедур военно-морских исследований и разработок девятнадцатого века». Технологии и культура . 7 (2). Издательство Университета Джонса Хопкинса и Общество истории технологий: 163–83. дои : 10.2307/3102081 . JSTOR   3102081 . S2CID   112340342 .
  22. ^ «Биография Роберта Ф. Стоктона» . Биографический справочник Конгресса США . Историк Сената США . Проверено 22 сентября 2016 г.
  23. ^ Карп, Обширная Южная Империя , стр. 93 и далее.
  24. ^ Шнайдер, Дороти; Шнайдер, Карл Дж. (2010). Первые леди: Биографический словарь (3-е изд.). Факты в файле. стр. 62 и далее. ISBN  978-1438127507 . Проверено 21 марта 2017 г.
  25. ^ Уолтерс, Керри (23 октября 2013 г.). «Взрыв, изменивший нацию» . Хаффингтон Пост . Проверено 1 сентября 2016 г.
  26. ^ Натсон, Лоуренс Л. «Катастрофа округа Колумбия, заключенная в романе» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 10 февраля 2016 г.
  27. ^ Jump up to: а б Уид, Дуг (2003). Дети всех президентов: триумф и трагедия в жизни первых семей Америки . Книги Атрии. п. 406 . ISBN  9780743446334 . Проверено 21 марта 2017 г.
  28. ^ Масич, Эндрю (зима 2015–2016 гг.). «Большая пушка Родмана» . История Западной Пенсильвании . 98 : 22.
  29. ^ «Пароход-фрегат Принстон» . Республика . Вашингтон, округ Колумбия, 10 сентября 1849 года . Проверено 11 февраля 2016 г.
  30. ^ «Паровой фрегат Принстон» . Ричмонд Инкуайрер . Ричмонд, Вирджиния. 26 октября 1849 года . Проверено 11 февраля 2016 г.
  31. ^ «Принстон» . Уилмингтонский журнал . Уилмингтон, Северная Каролина. 23 ноября 1849 года . Проверено 11 февраля 2016 г.
  32. ^ «Принстон II (Винтовой пароход)» . ДАНФС . Командование военно-морской истории и наследия США . Проверено 11 февраля 2016 г.
  33. ^ Саймондс, Крейг Л. (2005). Решение на море: пять морских сражений, которые сформировали американскую историю . Издательство Оксфордского университета. п. 100н. ISBN  9780195312119 . Проверено 29 марта 2017 г.
  34. ^ «NH 2082-A Bell of USS Princeton (1843-1849)» . Серия НХ . Командование военно-морской истории и наследия США . Проверено 11 февраля 2016 г. На выставке в Джеймстауне, Хэмптон-Роудс, Вирджиния, 1907 год.
  35. ^ «Ты не слышишь» . Еженедельник выпускников Принстона . 30 (16): 430. 31 января 1930 г. Проверено 20 марта 2017 г.
  36. ^ М. Хэлси Томас (1971). «Принстон в 1874 году: вид с высоты птичьего полета» . История Принстона . 1 . Проверено 20 марта 2017 г.
  37. ^ «Принстонский колокол» . База данных исторических маркеров . Проверено 11 февраля 2016 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бич, Эдвард Л. (1986). ВМС США: 200 лет (1-е изд.). Нью-Йорк: Генри Холт и компания. стр. 196–221 . ISBN  978-0030447112 .
  • Кэнни, Дональд Л. (1998). Флот Линкольна: корабли, люди и организация, 1861–65 . Издательство Военно-морского института. п. 232 . ISBN  9781557505194 .
  • Читвуд, Оливер Перри (1964) [Ориг. 1939, Эпплтон-Сенчури]. Джон Тайлер, Чемпион Старого Юга . Рассел и Рассел. OCLC   424864 .
  • Кэтрин Мур, Американский президент: полная история: подробные биографии, исторические хронологии, инаугурационные речи (Fall River Press, 2007), 120.
  • Кинард, Джефф, Артиллерия: иллюстрированная история ее воздействия (ABC Clio, 2007) 194–202.
[ редактировать ]

42 ° 22'29 "с.ш. 71 ° 02'53" з.д.  /  42,3746 ° с.ш. 71,0480 ° з.д.  / 42,3746; -71,0480

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1534beb2def235d405b888f7da7460f__1718706420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/0f/d1534beb2def235d405b888f7da7460f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
USS Princeton (1843) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)