Икар С-49
С-49 | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | боец |
Производитель | Икарус Авиационный Завод |
Дизайнер | Коста Сивчев, Светозар Попович, Слободан Зрнич |
Основной пользователь | Югославские ВВС |
Количество построенных | 158 |
История | |
Дата введения | 1950 |
Первый полет | июнь 1949 г. |
Ушедший на пенсию | 1961 |
Разработано на основе | Рогожарский ИК-3 |
Ikarus S-49 — югославский одноместный одномоторный истребитель , построенный для югославских ВВС ( сербско-хорватский : Ratno vazduhoplovstvo i protivvazdušna obrana — RV i PVO ) вскоре после Второй мировой войны . После раскола Тито и Сталина в 1948 году в ВВС Югославии остался парк самолетов, состоящий в основном из советских самолетов. Не имея возможности приобрести новые самолеты или запасные части для существующего парка, они обратились к отечественной авиационной промышленности, чтобы создать собственную конструкцию, удовлетворяющую потребность в дополнительных самолетах.
Результатом стал С-49А, спроектированный Костой Сивчевым, Светозаром Поповичем и Слободаном Зрничем на основе довоенного Рогожарского ИК-3 . На смену С-49А пришел улучшенный С-49С, отличавшийся цельнометаллической конструкцией и более мощным двигателем. Всего на авиазаводе «Икарус» в Земуне было произведено 45 С-49А и 113 С-49С . Последний самолет был выведен из эксплуатации в 1960/61 году и заменен более современными самолетами с реактивными двигателями.
Разработка
[ редактировать ]После решения Информбиро в 1948 году и последовавшего за этим разрыва с Советским Союзом Югославия была вынуждена полагаться на свою внутреннюю военную промышленность. Те же конструкторы, которые строили Рогозарский ИК-3 (конструкторы Любомир Илич , Коста Сивцев , Слободан Зрнич ) перед войной, инженеры Коста Сивцев , Слободан Зрнич и Светозар К. Попович, использовали имеющуюся техническую документацию ИК-3 для постройки нового истребитель Икарус С-49. Первый прототип С-49А поднялся в воздух в июне 1949 года. Первые боевые самолеты поступили в строевые части в начале 1950 года.
Описание
[ редактировать ]С-49А имел смешанную конструкцию с двигателями ВК-105 советского производства , которые после 1948 года перестали выпускаться. Поэтому было решено производить новую версию самолета с аналогичным французским двигателем Hispano-Suiza 12Z -17. Из-за более крупного и тяжелого двигателя новый самолет должен был иметь цельнометаллическую конструкцию с гораздо более длинной носовой частью. Хотя самолет в основном строился на фирме «Икарус», крылья и хвостовое оперение производились на заводе SOKO в Мостаре . [ 1 ] Вооружение осталось таким же, как у «Икаруса С-49А», и состояло из одной 20-мм Mauser MG-151/20 автоматической пушки производства Германии во время Второй мировой войны и двух 12,7-мм пулеметов «Кольт Браунинг». Кроме того, под крылом HVAR предусматривались стойки для двух 50-кг бомб или четырех 127-мм ракет .
Оперативный
[ редактировать ]В начале 1952 года Икарус С-49С был введен в состав частей ВВС Югославии . В 1950-е годы было произведено около 130 С-49С, которые оставались на вооружении до 1961 года. [ 1 ]
Варианты
[ редактировать ]- С-49А - смешанная конструкция с двигателем Климов М-105 (построено 45 шт.)
- S-49B - планируемая версия с двигателем Daimler-Benz; незастроенный.
- С-49С — цельнометаллическая конструкция и двигатель Hispano-Suiza 12Z (построено 113 шт.)
Операторы
[ редактировать ]
Югославия - ВВС Югославии
- Икарус С-49А - 46 самолетов (1949–1957 гг.)
- 117-й истребительный авиационный полк (1950–1953).
- 204-й истребительный авиационный полк (1950–1953).
- 107-й истребительный авиационный полк (1953–1957).
- Учебная эскадрилья 44-й авиационной дивизии (1953–1954).
- Икарус С-49С - 112 самолетов (1952–1961 гг.)
- 116-й истребительный авиационный полк (1952–1960).
- 185-й истребительный авиационный полк (1953–1956).
- 40-й истребительный авиационный полк (1955–1959).
- 109-й истребительный авиационный полк (1956–1960).
- 88-й истребительный авиационный полк (1957–1959).
- Учебная эскадрилья 39-й авиационной дивизии (1953–1959) С-49С.
- Икарус С-49А - 46 самолетов (1949–1957 гг.)
Самолет на выставке
[ редактировать ]- Сербия
На выставке представлены оба варианта С-49А и С. [ 2 ]
Технические характеристики (Икарус С-49С)
[ редактировать ]Данные из Полной книги бойцов [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 9,06 м (29 футов 9 дюймов)
- Размах крыльев: 10,3 м (33 фута 10 дюймов)
- Высота: 2,9 м (9 футов 6 дюймов)
- Площадь крыла: 16,65 м 2 (179,2 кв. футов)
- Вес пустого: 2818 кг (6213 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 3568 кг (7866 фунтов)
- Силовая установка: 1 поршневой двигатель Hispano-Suiza 12Z-17 V-12 жидкостного охлаждения, 1104 кВт (1480 л.с.)
- Гребные винты: 3-лопастной винт изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 628 км/ч (390 миль в час, 339 узлов) на высоте 1525 м (5000 футов).
- Дальность: 690 км (430 миль, 370 миль)
- Практический потолок: 10 000 м (33 000 футов)
- Время набора высоты: 6000 м (20 000 футов) за 6 минут 54 секунды. [ 3 ]
Вооружение
- Оружие:
- 1 × 20-мм пушка МГ-151/20 в втулке винта
- 2 × 12,7-мм пулемета Browning M2 с боекомплектом по 650 патронов в верхнем капоте
- Ракеты:
- 4 × 5 дюймов ГДЕ.
- Бомбы:
- 2 бомбы по 50 кг (110 фунтов)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- У него был С-199.
- CAC CA-15 Кенгуру
- Фокке-Вульф Fw 190
- Хоукер Си Фьюри
- Испано Авиация HA-1112
- Lavochkin La-9
- Кавасаки Ки-100
- Североамериканский P-51 Мустанг
- Супермарин Спитфайр
- Yakovlev Yak-3
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Грин, Вт; Суонборо, Дж. (1994). Полная книга бойцов . Смитмарк. ISBN 0-8317-3939-8 .
- ^ «Музей югославских ВВС – Белград – Сербия» .
- ^ «Икарус С-49С» . 1000aircraftphotos.com . Проверено 7 августа 2007 г.
Библиография
[ редактировать ]
- Баттлер, Тони (2015). X-Самолеты Европы . Том. II: Военный прототип самолета Золотого века 1946–1974 гг. Манчестер, Великобритания: Hikoki Publications. ISBN 978-1-90210-948-0 .