Jump to content

Сидоний Аполлинарий


Сидоний Аполлинарий
Рожденный в. 430
Лион , Галлия , Западная Римская империя
Умер в. 485
Клермон-Ферран , Королевство вестготов.
Почитается в Восточная Православная Церковь
Костел
Праздник 21 августа
Основные работы Кармина ; Послания

Гай Соллий Модест Аполлинарий Сидоний , более известный как Сидоний Аполлинарий (5 ноября, [ 1 ] в. 430–481/490 гг. н. э.), поэт , дипломат и епископ . Родившийся в галло-римской аристократии, он был зятем императора Авита и был назначен городским префектом Рима императором Антемием в 468 году. В 469 году он был назначен епископом Клермона и возглавил защиту города от Эврика . Король вестготов с 473 по 475 год. Он сохранял свой пост епископа после завоевания города до своей смерти в 480-х годах. Он почитается как святой в Католической церкви , Православной Церкви и Истинно-Православной Церкви , его праздник приходится на 21 августа.

По словам Эрика Гольдберга, Сидоний - «самый важный из сохранившихся авторов из Галлии V века». [ 2 ] Он один из четырех галло-римских аристократов V-VI веков, чьи письма сохранились в большом количестве; остальные — Руриций , епископ Лиможа (умер в 507 г.), Алким Экдиций Авит , епископ Вьенны (умер в 518 г.) и Магнус Феликс Эннодий Арльский, епископ Тицинума (умер в 534 г.). Все они были связаны в тесно связанную аристократическую галло-римскую сеть, которая обеспечивала епископов католической Галлии. [ 3 ] Его произведения характеризуются чрезвычайно густой сетью классических и библейских аллюзий, которые играли центральную роль в его самопрезентации как римского аристократа.

Лак д'Эйдат , место виллы Сидония, Авитакум.
Солид с изображением Авита (год правления 455), тестя Сидония.
Солид, изображающий Майориана (годы правления 457-461).
Солид, изображающий Анфемия (годы правления 467-472).

Сидоний родился в Лугдунуме (современный Лион ). Его отец, имя которого неизвестно, был префектом Галлии вспоминает , при Валентиниане III что присутствовал вместе со своим отцом при назначении Астирия консулом (Сидоний с гордостью на 449 год. [ 4 ] ) Дед Сидония, Аполлинарий , был преторианским префектом Галлии с мая 408 года или ранее до 409 года, когда его сменил его друг Децим Рустик . [ 5 ] Сидоний может быть потомком другого Аполлинария, который был префектом Галлии при Константине II между 337 ​​и 340 годами.

Сидоний женился на Папианилле , дочери императора Авита , около [ 6 ] В этом союзе родился сын Аполлинарий и как минимум две дочери, Северина и Росция, о которых Сидоний упоминает в своих письмах. Дочь Альсима упоминается гораздо позже Григорием Турским , и Теодор Моммзен предположил, что Альсима может быть другим именем одной из его дочерей. [ 7 ] В качестве приданого Папианиллы Сидоний получил летнюю виллу на озере Айдат , названную Авитакум. [ 8 ] В своих письмах он подробно описывает виллу как L-образную виллу с тремя банями, расположенную на холме с видом на озеро, но описание во многом основано на изображении Плинием Младшим его собственных вилл и тщательно составлено, чтобы представить его культурная самобытность. [ 8 ]

Галло-римский аристократ

[ редактировать ]

Письма Сидония показывают, что он был частью обширной сети римских аристократов в Галлии. [ 9 ] Его переписка была сосредоточена на его собственном регионе Овернь , где его основные собеседники базировались в Клермоне (как и он) и столице провинции Лионе. Другими ключевыми контактами были аристократы Нарбонны и Бордо , но некоторые из его писем были адресованы даже в Равенну , Рим и Испанию . [ 10 ] Известные знакомые включают епископа Фауста из Рица и его богословского противника Клавдиана Мамертуса . При жизни он получил признание за свои литературные достижения; в 456 году его бронзовый портрет был добавлен в галерею писателей в библиотеках Форума Траяна , последняя статуя, воздвигнутая там. [ 11 ]

Сидоний провел время при дворе Теодориха II , короля вестготов , в 455 или 456 году и написал письмо об этом опыте своему зятю Агриколе . Это письмо, помещенное первым в антологии его переписки Сидония, восхваляет Теодориха как идеального короля. [ 11 ]

Тесть Сидония, Авит, стал императором в 455 году, и Сидоний написал ему панегирик. В 457 г. Майориан лишил Авита империи и захватил город Лион; Сидоний упал ему в руки. Однако репутация ученого Сидония побудила Майориана относиться к нему с величайшим уважением. [ 12 ] Взамен Сидоний сочинил в его честь панегирик (как он ранее сделал Авиту), за что получил статую в Риме и титул пришельца . [ 12 ] В 468 году император Антемий назначил его городским префектом Рима , и эту должность он занимал до 469 года. Сидоний представляет это как награду за его литературные способности и особенно за панегирик, который он написал в честь Антемия, но это назначение, вероятно, также было частью Попытки Антемия заручиться поддержкой римских аристократов в Галлии. [ 13 ] Впоследствии Анфемий сделал его патрицием и сенатором .

Карта Галлии 475 года, накануне Эвриком завоевания Клермона . Желтый: Вестготское королевство ; Оранжевый: Западная Римская империя ; Зеленый: Бургундское королевство .

В 469 году Сидоний был избран преемником Епархия , родственника его жены, на посту епископа Аверны (Клермона) . Он мало говорит об этом в своих произведениях, и похоже, что он не хотел этой роли. [ 13 ] В письме бывшему префекту претория Тонантию Ферреолу он призывает его сменить свою светскую жизнь «среди префектов Валентиниана » на религиозную жизнь «среди усовершенствованных людей Христа». [ 14 ] Григорий Турский говорит о Сидонии как о человеке, который мог служить мессу по памяти (без причастия ) и произносить спонтанные речи без каких-либо колебаний. [ 15 ] Он восхваляет аристократов, поддерживавших Церковь, аскетов и авторов богословских трудов, в том числе тех, кто придерживался языческой философии. [ 16 ] Став епископом, он публично заявил, что откажется от языческой поэзии, как несовместимой с религиозной жизнью, но продолжал писать и обмениваться стихами в частном порядке. [ 17 ]

В течение трёх лет, с 473 по 475 год, Сидоний и его зять Экдик возглавляли оборону Клермона, который ежегодно подвергался нападениям вестготов под предводительством короля Эврика . [ 18 ] Он сравнил конфликт с карфагенским захватом Капуи во время Второй Пунической войны , назначив Эврика в роли Ганнибала , а себя в роли Деция Магия, преданно защищающего город от имени Рима. [ 19 ] Когда город был наконец завоеван, он был заключен в тюрьму и сослан в Ливиану, но Эврик позволил ему вернуться и возобновить свою должность епископа в 476 или 477 году после вмешательства советника короля Льва. [ 20 ] После этого Сидоний поддерживал связи со двором Эврика. [ 18 ] Эурик отдавал предпочтение арианству католицизму , а Сидоний поддерживал контакты с католическим духовенством по всей Галлии и за ее пределами, чтобы поддерживать их в юридических спорах и давать рекомендации. [ 21 ]

Сидоний согласился на определенную степень сотрудничества со двором Эврика, необходимую для поддержания единства римской аристократии в Галлии. [ 18 ] но он был враждебно настроен по отношению к готам и написал сенатору: «Вы избегаете варваров, потому что у них плохая репутация; я избегаю их, даже если у них хорошая репутация». [ 22 ] Он высмеивает литературные претензии двора Эврика, который был известен как Атенеум , и представляет вестготское завоевание как ответственное за изменение социального порядка, который поставил необразованных людей над образованными. [ 23 ] Он был вовлечен в юридические споры с готским дворянином, который захватил большую часть земель его тещи, и вступил в конфликт с Серонатом, которого он считал коллаборационистом, за то, что он поощрял их размещать свои войска на виллах римских аристократов. [ 24 ] Его враждебность к Эвриху отражена в его решении открыть свой сборник писем, опубликованный около 477 года, письмом, с энтузиазмом восхваляющим Теодориха II, которого Эйрик убил, чтобы занять вестготский трон. [ 25 ]

Сидоний еще жил в 481 году. [ 26 ] но умер к 490 г., когда умер его преемник на посту епископа Апрункул. Дата его смерти была 21 или 23 августа. [ 27 ] После его смерти он почитался как святой в Ареморике . [ 16 ]

Отношения Сидония прослеживаются на протяжении нескольких поколений как повествование о судьбе семьи, от выдающегося положения его деда по отцовской линии до более позднего упадка в VI веке под властью франков . корреспондентом Руриция Лиможского Сын Сидония Аполлинарий, который был , командовал отрядом, сформированным в Оверни в битве при Вуйе в 507 году, где готы потерпели решительное поражение от франков. [ 28 ] Он также был епископом Клермона в течение четырех месяцев до своей смерти. [ 29 ] Внук Сидония, Аркадий, услышав слух о франкского короля Теодериха I смерти , выдал Клермона Хильдеберту I только для того, чтобы бросить жену и мать, когда появился Теодорих; другое его появление в истории Григория Турского — это слуга короля Хильдеберта. [ 30 ]

Работает

[ редактировать ]
Опера (1598)

Сохранился сборник из двадцати четырех Кармин Сидония, состоящий из редких стихов , включая панегирики различным императорам, которые документируют несколько важных политических событий и в основном опираются на Статия , Авзония и Клавдиана . [ 12 ] Сидоний подчеркивает прошлые успехи и славу Рима как « зеркало кризиса » для современных правителей, предполагая как степень упадка Рима, так и возможность возрождения. И в Кармен 7 для Авита, и в Кармен 5 для Майориана Сидоний рассматривает прошлых императоров и приходит к выводу, что только те, кто заслужил этот титул благодаря добродетели, особенно военной доблести Веспасиана и, прежде всего, Траяна , заслуживали похвалы - неявный вызов новым императорам. [ 31 ] Другие добродетели также важны; Кармен 2 хвалит Антемия за его мастерство в области гуманитарных наук . [ 32 ]

Другие стихотворения имеют другую тематику. Например, Кармен 22 представляет собой экфрасис картины Третьей Митридатовой войны на стене виллы Понтия Леонтия «Диониса», одного из друзей Сидония, в Бургусе. Визит Сидония на виллу сравнивают со встречей Аполлона с Дионисом, на которой они решают поселиться в Аквитании и утвердить там ученую симпозиасическую культуру. [ 32 ]

девять книг писем , содержащих в общей сложности 147 документов, адресованных 117 разным лицам. Сохранилось [ 9 ] Сидоний работал над своим собранием писем в течение длительного периода, опубликовав некоторые из них в начале 470-х годов и выпустив окончательную версию своего собрания около 477 года. [ 25 ] Сборник был посвящен Констанцию, лионскому священнику, который был его личным другом, с извинениями префекту претория Тонантию Ферреолу на том основании, что даже второстепенный священник должен быть поставлен выше даже величайших представителей мирян, потому что Констанций помогал редактировать этот том, а также по совету Констанция после осады Клермонта в 473 году. [ 33 ]

Латинский стиль Сидония в свое время получил высокую оценку. Его современник Клавдиан Мамертус называл его «реаниматором древнего красноречия». Напротив, во введении к переводу писем Сидония в 1939 году У. Б. Андерсон охарактеризовал их как очень высокопарные по дикции, но показал, что он человек добродушный, любящий хорошую жизнь и удовольствия. [ 34 ] Сигрид Мрачек характеризует латынь Сидония как намеренно сложную и ученую, называя ее

... язык, искусно и художественно созданный из сложного интертекстуального переплетения классических и библейских аллюзий и являющийся исключительной прерогативой культурной элиты, только для которой он имел смысл. Для Сидония и его окружения красота латинского языка ( sermonis pompa Latini )… утонченная чувствительность и интеллектуальная жизнь были оплотом против варваров и последним убежищем от постепенного распада старого порядка.

- Мрачек 2020 , стр. 237–238.

Сложность намеков на мифические, исторические и библейские примеры часто делает его сочинения очень трудными для понимания, но эта трудность была преднамеренной, и Сидоний унижает тех, кто не желает прикладывать усилия, необходимые для полного образования римского языка, литературы и культуры. [ 35 ] Для Сидония знакомство с классическими латинскими авторами было центральным моментом образования и оправданием социального положения аристократа; он говорит, что разница между образованными и необразованными людьми такая же, как разница между людьми и животными. [ 36 ]

У. Б. Андерсон отмечает: «Что бы ни думали об их стиле и дикции, письма Сидония являются бесценным источником информации по многим аспектам жизни его времени». [ 34 ] Многие исследования использовали эти буквы для реконструкции социальных сетей интеллигенции в Галлии четвертого века. Однако письма нельзя рассматривать как прямое изображение времен Сидония. Сидоний активно моделирует свои письма и их изображения современного мира на основе писем более ранних эпистолографов, особенно Плиния Младшего . [ 37 ] Он представляет Рим как образцовое общество. Питер Браун утверждает, что возникшая в результате картина преемственности на самом деле является реакцией на быстроту перемен в современной ему Галлии. [ 38 ] Сигрид Мрачек говорит, что посредством своей литературной деятельности он стремился создать литературный и культурный элемент римской идентичности в качестве компенсации за военный и политический крах Рима, чтобы укрепить позиции римской аристократии в Галлии и церкви. [ 39 ]

Письмо Сидония, адресованное Риотамусу , «королю бриттов» ( ок. 470 г. ), представляет особый интерес, поскольку оно предоставляет доказательства того, что король или военачальник, имевший связи с Британией, жил примерно во времена короля Артура . Английский перевод его стихов и писем У. Б. Андерсона с сопроводительным латинским текстом был опубликован Классической библиотекой Леба (том 1, содержащий его стихи и книги 1-2 его писем, 1939; [ 40 ] остаток писем, 1965).

Рукописная традиция

[ редактировать ]

Хотя работы Сидония, возможно, были частично опубликованы при его жизни (V век), текстовых свидетельств этого нет, и все рукописи можно отнести к одному архетипу, который, по оценкам, датируется примерно VII веком. Самый старый свидетель датируется 9 веком и, вероятно, представляет собой копию четвертого поколения. Хотя архетип содержал стихи, в большинстве копий они были опущены, а большинство дошедших до нас рукописей содержат только его письма, часто перемешанные с искаженной транскрипцией другого писателя, Авзония . Большая часть работы над текстовыми вариантами была проделана Кристианом Лютьоханном [ де ] в 1870-х годах, но Лютьохан умер преждевременно, прежде чем он разработал стемматику , которая имеет решающее значение для реконструкции своеобразной латыни Сидония. Работа Лютьохана была опубликована в журнале Monumenta Germaniae Historica 1887 года с неполной стемматикой, предоставленной другими учеными. В 2020 году Франц Долвек предоставил частичную новую стемму, включая только те издания, которые содержат стихи. [ 41 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Аполлинарий упоминает дату своего дня рождения в коротком стихотворении, адресованном своему зятю Экдицию, Кармен 20.
  2. Возвращение к падению Римской империи: Сидоний Аполлинарий и его кризис идентичности. Архивировано 2 сентября 2009 г., в Wayback Machine.
  3. ^ Ральф В. Матисен, «Эпистолография, литературные круги и семейные связи в позднеримской Галлии», Труды Американской филологической ассоциации 111 (1981), стр. 95-109.
  4. ^ Эпистулы , VIII.6.5; перевод У.Б. Андерсона, Сидоний: Стихи и письма (Гарвард: Классическая библиотека Леба, 1965), том. 2 р. 423
  5. ^ Джонс, Арнольд Хью Мартин, Джон Роберт Мартиндейл, Джон Моррис, Просопография Поздней Римской империи , том. 2, Издательство Кембриджского университета, 1992 г., ISBN   0-521-20159-4 , с. 113
  6. ^ Григорий Турский, История франков , 2.21. Это подтверждается косвенным намеком в собственном « Эпистуале» 2.2.3 Сидония.
  7. ^ Северина, Послания II.12.2; Росция, Послания V.16.5; Алсима, Григорий Турский, Десять книг историй , III.2
  8. ^ Jump up to: а б Мрачек 2020 , с. 249-253.
  9. ^ Jump up to: а б Мрачек 2020 , с. 218.
  10. ^ Мрачек 2020 , с. 217-218, 221.
  11. ^ Jump up to: а б Мрачек 2020 , с. 214.
  12. ^ Jump up to: а б с Чисхолм 1911 года .
  13. ^ Jump up to: а б Мрачек 2020 , с. 220.
  14. ^ Мрачек 2020 , с. 223.
  15. ^ Григорий Турский, 2.22.
  16. ^ Jump up to: а б Мрачек 2020 , с. 224.
  17. ^ Мрачек 2020 , с. 225.
  18. ^ Jump up to: а б с Мрачек 2020 , с. 230.
  19. ^ Мрачек 2020 , с. 239.
  20. ^ Мрачек 2020 , с. 230 и 246.
  21. ^ Мрачек 2020 , с. 222.
  22. ^ Мрачек 2020 , с. 232.
  23. ^ Мрачек 2020 , с. 233-234.
  24. ^ Мрачек 2020 , с. 231-232.
  25. ^ Jump up to: а б Мрачек 2020 , с. 234.
  26. ^ Харрис 2018 .
  27. ^ Мартиндейл 1980 , с. 118.
  28. ^ Мрачек 2020 , с. 231.
  29. ^ Григорий Турский, 2.37, 3.2.
  30. ^ Григорий Турский, 3.9, 11.
  31. ^ Мрачек 2020 , стр. 240–241.
  32. ^ Jump up to: а б Мрачек 2020 , стр. 241.
  33. ^ Мрачек 2020 , с. 219-220.
  34. ^ Jump up to: а б В своем предисловии к книге «Сидоний: Стихи и письма» (Кембридж: Леб, 1939), том. 1, с. lxiv.
  35. ^ Мрачек 2020 , с. 237 и 239.
  36. ^ Мрачек 2020 , с. 242.
  37. ^ Мрачек 2020 , с. 215.
  38. ^ Браун 2012 , с. 404.
  39. ^ Мрачек 2020 , с. 216-218.
  40. ^ «L 296 Сидоний I: 1 2 стихотворения-письма» .
  41. ^ Франц Долвек, «Рукописная традиция Сидония», в «Эдинбургском спутнике Сидония Аполлинария» , изд. Гэвин Келли (Издательство Эдинбургского университета, 2020).

Редакции и комментарии

[ редактировать ]
  • Хиндерманн, Джудит, изд. (2022). Письма Сидония Аполлинария, книга 2: текст, перевод и комментарии . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN  9781399506304 .
  • Маролла, Джулия, изд. (2023). Сидоний — Письма книга 5, часть 1: текст, перевод и комментарии . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN  9781399510776 .
  • Надзиратель, Джон Александр ван (2016). Писать, чтобы выжить: комментарий к письмам Сидония Аполлинария . Левен Париж Бристоль: Петерс. ISBN  9789042933538 .

Источники и дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Браун, Питер (2012). Сквозь игольное ушко: богатство, падение Рима и становление христианства на Западе, 350–550 годы нашей эры . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-0-691-15290-5 .
  • Нора Чедвик, Поэзия и письма в раннехристианской Галлии, Лондон: Боуз и Боуз, 1955.
  • Эгетенмейр, Вероника; Визехёфер, Йозеф (2022). Конструкция «другого»: варварские образы в письмах Сидония Аполлинария . Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN  9783447119061 .
  • Член парламента Ханаган, Чтение посланий Сидония , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2019.
  • Харрис, Джилл (1994). Сидоний Аполлинарий и падение Рима, 407–404 гг. Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN  978-0-19-814472-4 .
  • Харрис, Джилл (2018). «Сидоний Аполлинарий». Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности , Том 2: J – Z. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 1379–1380. ISBN  978-0-19-881625-6 .
  • Келли, Гэвин (18 марта 2020 г.). Эдинбургский спутник Сидония Аполлинария . Издательство Эдинбургского университета. ISBN  978-1-4744-6170-2 .
  • Гэвин Келли и Йоп ван Уорден (редакторы), Эдинбургский спутник Сидония Аполлинария , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2020.
  • Сигрид Мрачек, «Создание идентичности из прошлого: К дискурсу об образовательной культуре Траяна в кругу Сидония Аполлинария», в Терезе Фюрер (редактор), Христианско-философские дискурсы поздней античности: тексты, люди, институты: файлы конференция 22.-25. Февраль 2006 г. в Центре античности и современности Фрайбургского университета Альберта Людвига (Штутгарт, Franz Steiner Verlag, 2008) (Философия античности, 28),
  • Мрачек, Сигрид (2020). «Социальный мир Сидония / Создание культуры и представление себя в Сидонии». В Келли, Гэвин; ван Ваарден, Йоп (ред.). Эдинбургский спутник Сидония Аполлинария . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 214–260.
  • CE Стивенс, Сидоний Аполлинарий и его эпоха . Оксфорд: Университетское издательство, 1933.
  • К. Ф. Строхекер. Сенаторская знать в позднеантичной Галлии. Тюбинген, 1948 год.
  • Надзиратель, Йоханнес Александр; Келли, Гэвин (2013). Новые подходы к Сидонию Аполлинару: Briefe Buch I. Левен Пэрис Уолпол: Питерс. ISBN  9789042929289 .
  • Мартиндейл, Джон Р. , изд. (1980). Просопография Поздней Римской империи: Том II, 395–527 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-20159-4 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d9dfd9e2829cfd6a486c8dbecbf9643d__1725313860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d9/3d/d9dfd9e2829cfd6a486c8dbecbf9643d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sidonius Apollinaris - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)