Сидоний Аполлинарий
Сидоний Аполлинарий | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | в. 430 Лион , Галлия , Западная Римская империя |
Умер | в. 485 Клермон-Ферран , Королевство вестготов. |
Почитается в | Восточная Православная Церковь Костел |
Праздник | 21 августа |
Основные работы | Кармина ; Послания |
Гай Соллий Модест Аполлинарий Сидоний , более известный как Сидоний Аполлинарий (5 ноября, [ 1 ] в. 430–481/490 гг. н. э.), поэт , дипломат и епископ . Родившийся в галло-римской аристократии, он был зятем императора Авита и был назначен городским префектом Рима императором Антемием в 468 году. В 469 году он был назначен епископом Клермона и возглавил защиту города от Эврика . Король вестготов с 473 по 475 год. Он сохранял свой пост епископа после завоевания города до своей смерти в 480-х годах. Он почитается как святой в Католической церкви , Православной Церкви и Истинно-Православной Церкви , его праздник приходится на 21 августа.
По словам Эрика Гольдберга, Сидоний - «самый важный из сохранившихся авторов из Галлии V века». [ 2 ] Он один из четырех галло-римских аристократов V-VI веков, чьи письма сохранились в большом количестве; остальные — Руриций , епископ Лиможа (умер в 507 г.), Алким Экдиций Авит , епископ Вьенны (умер в 518 г.) и Магнус Феликс Эннодий Арльский, епископ Тицинума (умер в 534 г.). Все они были связаны в тесно связанную аристократическую галло-римскую сеть, которая обеспечивала епископов католической Галлии. [ 3 ] Его произведения характеризуются чрезвычайно густой сетью классических и библейских аллюзий, которые играли центральную роль в его самопрезентации как римского аристократа.
Жизнь
[ редактировать ]



Сидоний родился в Лугдунуме (современный Лион ). Его отец, имя которого неизвестно, был префектом Галлии вспоминает , при Валентиниане III что присутствовал вместе со своим отцом при назначении Астирия консулом (Сидоний с гордостью на 449 год. [ 4 ] ) Дед Сидония, Аполлинарий , был преторианским префектом Галлии с мая 408 года или ранее до 409 года, когда его сменил его друг Децим Рустик . [ 5 ] Сидоний может быть потомком другого Аполлинария, который был префектом Галлии при Константине II между 337 и 340 годами.
Сидоний женился на Папианилле , дочери императора Авита , около [ 6 ] В этом союзе родился сын Аполлинарий и как минимум две дочери, Северина и Росция, о которых Сидоний упоминает в своих письмах. Дочь Альсима упоминается гораздо позже Григорием Турским , и Теодор Моммзен предположил, что Альсима может быть другим именем одной из его дочерей. [ 7 ] В качестве приданого Папианиллы Сидоний получил летнюю виллу на озере Айдат , названную Авитакум. [ 8 ] В своих письмах он подробно описывает виллу как L-образную виллу с тремя банями, расположенную на холме с видом на озеро, но описание во многом основано на изображении Плинием Младшим его собственных вилл и тщательно составлено, чтобы представить его культурная самобытность. [ 8 ]
Галло-римский аристократ
[ редактировать ]Письма Сидония показывают, что он был частью обширной сети римских аристократов в Галлии. [ 9 ] Его переписка была сосредоточена на его собственном регионе Овернь , где его основные собеседники базировались в Клермоне (как и он) и столице провинции Лионе. Другими ключевыми контактами были аристократы Нарбонны и Бордо , но некоторые из его писем были адресованы даже в Равенну , Рим и Испанию . [ 10 ] Известные знакомые включают епископа Фауста из Рица и его богословского противника Клавдиана Мамертуса . При жизни он получил признание за свои литературные достижения; в 456 году его бронзовый портрет был добавлен в галерею писателей в библиотеках Форума Траяна , последняя статуя, воздвигнутая там. [ 11 ]
Сидоний провел время при дворе Теодориха II , короля вестготов , в 455 или 456 году и написал письмо об этом опыте своему зятю Агриколе . Это письмо, помещенное первым в антологии его переписки Сидония, восхваляет Теодориха как идеального короля. [ 11 ]
Тесть Сидония, Авит, стал императором в 455 году, и Сидоний написал ему панегирик. В 457 г. Майориан лишил Авита империи и захватил город Лион; Сидоний упал ему в руки. Однако репутация ученого Сидония побудила Майориана относиться к нему с величайшим уважением. [ 12 ] Взамен Сидоний сочинил в его честь панегирик (как он ранее сделал Авиту), за что получил статую в Риме и титул пришельца . [ 12 ] В 468 году император Антемий назначил его городским префектом Рима , и эту должность он занимал до 469 года. Сидоний представляет это как награду за его литературные способности и особенно за панегирик, который он написал в честь Антемия, но это назначение, вероятно, также было частью Попытки Антемия заручиться поддержкой римских аристократов в Галлии. [ 13 ] Впоследствии Анфемий сделал его патрицием и сенатором .
Епископ
[ редактировать ]
В 469 году Сидоний был избран преемником Епархия , родственника его жены, на посту епископа Аверны (Клермона) . Он мало говорит об этом в своих произведениях, и похоже, что он не хотел этой роли. [ 13 ] В письме бывшему префекту претория Тонантию Ферреолу он призывает его сменить свою светскую жизнь «среди префектов Валентиниана » на религиозную жизнь «среди усовершенствованных людей Христа». [ 14 ] Григорий Турский говорит о Сидонии как о человеке, который мог служить мессу по памяти (без причастия ) и произносить спонтанные речи без каких-либо колебаний. [ 15 ] Он восхваляет аристократов, поддерживавших Церковь, аскетов и авторов богословских трудов, в том числе тех, кто придерживался языческой философии. [ 16 ] Став епископом, он публично заявил, что откажется от языческой поэзии, как несовместимой с религиозной жизнью, но продолжал писать и обмениваться стихами в частном порядке. [ 17 ]
В течение трёх лет, с 473 по 475 год, Сидоний и его зять Экдик возглавляли оборону Клермона, который ежегодно подвергался нападениям вестготов под предводительством короля Эврика . [ 18 ] Он сравнил конфликт с карфагенским захватом Капуи во время Второй Пунической войны , назначив Эврика в роли Ганнибала , а себя в роли Деция Магия, преданно защищающего город от имени Рима. [ 19 ] Когда город был наконец завоеван, он был заключен в тюрьму и сослан в Ливиану, но Эврик позволил ему вернуться и возобновить свою должность епископа в 476 или 477 году после вмешательства советника короля Льва. [ 20 ] После этого Сидоний поддерживал связи со двором Эврика. [ 18 ] Эурик отдавал предпочтение арианству католицизму , а Сидоний поддерживал контакты с католическим духовенством по всей Галлии и за ее пределами, чтобы поддерживать их в юридических спорах и давать рекомендации. [ 21 ]
Сидоний согласился на определенную степень сотрудничества со двором Эврика, необходимую для поддержания единства римской аристократии в Галлии. [ 18 ] но он был враждебно настроен по отношению к готам и написал сенатору: «Вы избегаете варваров, потому что у них плохая репутация; я избегаю их, даже если у них хорошая репутация». [ 22 ] Он высмеивает литературные претензии двора Эврика, который был известен как Атенеум , и представляет вестготское завоевание как ответственное за изменение социального порядка, который поставил необразованных людей над образованными. [ 23 ] Он был вовлечен в юридические споры с готским дворянином, который захватил большую часть земель его тещи, и вступил в конфликт с Серонатом, которого он считал коллаборационистом, за то, что он поощрял их размещать свои войска на виллах римских аристократов. [ 24 ] Его враждебность к Эвриху отражена в его решении открыть свой сборник писем, опубликованный около 477 года, письмом, с энтузиазмом восхваляющим Теодориха II, которого Эйрик убил, чтобы занять вестготский трон. [ 25 ]
Сидоний еще жил в 481 году. [ 26 ] но умер к 490 г., когда умер его преемник на посту епископа Апрункул. Дата его смерти была 21 или 23 августа. [ 27 ] После его смерти он почитался как святой в Ареморике . [ 16 ]
Потомки
[ редактировать ]Отношения Сидония прослеживаются на протяжении нескольких поколений как повествование о судьбе семьи, от выдающегося положения его деда по отцовской линии до более позднего упадка в VI веке под властью франков . корреспондентом Руриция Лиможского Сын Сидония Аполлинарий, который был , командовал отрядом, сформированным в Оверни в битве при Вуйе в 507 году, где готы потерпели решительное поражение от франков. [ 28 ] Он также был епископом Клермона в течение четырех месяцев до своей смерти. [ 29 ] Внук Сидония, Аркадий, услышав слух о франкского короля Теодериха I смерти , выдал Клермона Хильдеберту I только для того, чтобы бросить жену и мать, когда появился Теодорих; другое его появление в истории Григория Турского — это слуга короля Хильдеберта. [ 30 ]
Работает
[ редактировать ]Кармина
[ редактировать ]
Сохранился сборник из двадцати четырех Кармин Сидония, состоящий из редких стихов , включая панегирики различным императорам, которые документируют несколько важных политических событий и в основном опираются на Статия , Авзония и Клавдиана . [ 12 ] Сидоний подчеркивает прошлые успехи и славу Рима как « зеркало кризиса » для современных правителей, предполагая как степень упадка Рима, так и возможность возрождения. И в Кармен 7 для Авита, и в Кармен 5 для Майориана Сидоний рассматривает прошлых императоров и приходит к выводу, что только те, кто заслужил этот титул благодаря добродетели, особенно военной доблести Веспасиана и, прежде всего, Траяна , заслуживали похвалы - неявный вызов новым императорам. [ 31 ] Другие добродетели также важны; Кармен 2 хвалит Антемия за его мастерство в области гуманитарных наук . [ 32 ]
Другие стихотворения имеют другую тематику. Например, Кармен 22 представляет собой экфрасис картины Третьей Митридатовой войны на стене виллы Понтия Леонтия «Диониса», одного из друзей Сидония, в Бургусе. Визит Сидония на виллу сравнивают со встречей Аполлона с Дионисом, на которой они решают поселиться в Аквитании и утвердить там ученую симпозиасическую культуру. [ 32 ]
Письма
[ редактировать ]девять книг писем , содержащих в общей сложности 147 документов, адресованных 117 разным лицам. Сохранилось [ 9 ] Сидоний работал над своим собранием писем в течение длительного периода, опубликовав некоторые из них в начале 470-х годов и выпустив окончательную версию своего собрания около 477 года. [ 25 ] Сборник был посвящен Констанцию, лионскому священнику, который был его личным другом, с извинениями префекту претория Тонантию Ферреолу на том основании, что даже второстепенный священник должен быть поставлен выше даже величайших представителей мирян, потому что Констанций помогал редактировать этот том, а также по совету Констанция после осады Клермонта в 473 году. [ 33 ]
Латинский стиль Сидония в свое время получил высокую оценку. Его современник Клавдиан Мамертус называл его «реаниматором древнего красноречия». Напротив, во введении к переводу писем Сидония в 1939 году У. Б. Андерсон охарактеризовал их как очень высокопарные по дикции, но показал, что он человек добродушный, любящий хорошую жизнь и удовольствия. [ 34 ] Сигрид Мрачек характеризует латынь Сидония как намеренно сложную и ученую, называя ее
... язык, искусно и художественно созданный из сложного интертекстуального переплетения классических и библейских аллюзий и являющийся исключительной прерогативой культурной элиты, только для которой он имел смысл. Для Сидония и его окружения красота латинского языка ( sermonis pompa Latini )… утонченная чувствительность и интеллектуальная жизнь были оплотом против варваров и последним убежищем от постепенного распада старого порядка.
- Мрачек 2020 , стр. 237–238.
Сложность намеков на мифические, исторические и библейские примеры часто делает его сочинения очень трудными для понимания, но эта трудность была преднамеренной, и Сидоний унижает тех, кто не желает прикладывать усилия, необходимые для полного образования римского языка, литературы и культуры. [ 35 ] Для Сидония знакомство с классическими латинскими авторами было центральным моментом образования и оправданием социального положения аристократа; он говорит, что разница между образованными и необразованными людьми такая же, как разница между людьми и животными. [ 36 ]
У. Б. Андерсон отмечает: «Что бы ни думали об их стиле и дикции, письма Сидония являются бесценным источником информации по многим аспектам жизни его времени». [ 34 ] Многие исследования использовали эти буквы для реконструкции социальных сетей интеллигенции в Галлии четвертого века. Однако письма нельзя рассматривать как прямое изображение времен Сидония. Сидоний активно моделирует свои письма и их изображения современного мира на основе писем более ранних эпистолографов, особенно Плиния Младшего . [ 37 ] Он представляет Рим как образцовое общество. Питер Браун утверждает, что возникшая в результате картина преемственности на самом деле является реакцией на быстроту перемен в современной ему Галлии. [ 38 ] Сигрид Мрачек говорит, что посредством своей литературной деятельности он стремился создать литературный и культурный элемент римской идентичности в качестве компенсации за военный и политический крах Рима, чтобы укрепить позиции римской аристократии в Галлии и церкви. [ 39 ]
Письмо Сидония, адресованное Риотамусу , «королю бриттов» ( ок. 470 г. ), представляет особый интерес, поскольку оно предоставляет доказательства того, что король или военачальник, имевший связи с Британией, жил примерно во времена короля Артура . Английский перевод его стихов и писем У. Б. Андерсона с сопроводительным латинским текстом был опубликован Классической библиотекой Леба (том 1, содержащий его стихи и книги 1-2 его писем, 1939; [ 40 ] остаток писем, 1965).
Рукописная традиция
[ редактировать ]![]() | Этот раздел может содержать чрезмерное количество сложных деталей, которые могут заинтересовать только определенную аудиторию . Точнее, технический язык . ( январь 2024 г. ) |
Хотя работы Сидония, возможно, были частично опубликованы при его жизни (V век), текстовых свидетельств этого нет, и все рукописи можно отнести к одному архетипу, который, по оценкам, датируется примерно VII веком. Самый старый свидетель датируется 9 веком и, вероятно, представляет собой копию четвертого поколения. Хотя архетип содержал стихи, в большинстве копий они были опущены, а большинство дошедших до нас рукописей содержат только его письма, часто перемешанные с искаженной транскрипцией другого писателя, Авзония . Большая часть работы над текстовыми вариантами была проделана Кристианом Лютьоханном в 1870-х годах, но Лютьохан умер преждевременно, прежде чем он разработал стемматику , которая имеет решающее значение для реконструкции своеобразной латыни Сидония. Работа Лютьохана была опубликована в журнале Monumenta Germaniae Historica 1887 года с неполной стемматикой, предоставленной другими учеными. В 2020 году Франц Долвек предоставил частичную новую стемму, включая только те издания, которые содержат стихи. [ 41 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Аполлинарий упоминает дату своего дня рождения в коротком стихотворении, адресованном своему зятю Экдицию, Кармен 20.
- ↑ Возвращение к падению Римской империи: Сидоний Аполлинарий и его кризис идентичности. Архивировано 2 сентября 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ Ральф В. Матисен, «Эпистолография, литературные круги и семейные связи в позднеримской Галлии», Труды Американской филологической ассоциации 111 (1981), стр. 95-109.
- ^ Эпистулы , VIII.6.5; перевод У.Б. Андерсона, Сидоний: Стихи и письма (Гарвард: Классическая библиотека Леба, 1965), том. 2 р. 423
- ^ Джонс, Арнольд Хью Мартин, Джон Роберт Мартиндейл, Джон Моррис, Просопография Поздней Римской империи , том. 2, Издательство Кембриджского университета, 1992 г., ISBN 0-521-20159-4 , с. 113
- ^ Григорий Турский, История франков , 2.21. Это подтверждается косвенным намеком в собственном « Эпистуале» 2.2.3 Сидония.
- ^ Северина, Послания II.12.2; Росция, Послания V.16.5; Алсима, Григорий Турский, Десять книг историй , III.2
- ^ Jump up to: а б Мрачек 2020 , с. 249-253.
- ^ Jump up to: а б Мрачек 2020 , с. 218.
- ^ Мрачек 2020 , с. 217-218, 221.
- ^ Jump up to: а б Мрачек 2020 , с. 214.
- ^ Jump up to: а б с Чисхолм 1911 года .
- ^ Jump up to: а б Мрачек 2020 , с. 220.
- ^ Мрачек 2020 , с. 223.
- ^ Григорий Турский, 2.22.
- ^ Jump up to: а б Мрачек 2020 , с. 224.
- ^ Мрачек 2020 , с. 225.
- ^ Jump up to: а б с Мрачек 2020 , с. 230.
- ^ Мрачек 2020 , с. 239.
- ^ Мрачек 2020 , с. 230 и 246.
- ^ Мрачек 2020 , с. 222.
- ^ Мрачек 2020 , с. 232.
- ^ Мрачек 2020 , с. 233-234.
- ^ Мрачек 2020 , с. 231-232.
- ^ Jump up to: а б Мрачек 2020 , с. 234.
- ^ Харрис 2018 .
- ^ Мартиндейл 1980 , с. 118.
- ^ Мрачек 2020 , с. 231.
- ^ Григорий Турский, 2.37, 3.2.
- ^ Григорий Турский, 3.9, 11.
- ^ Мрачек 2020 , стр. 240–241.
- ^ Jump up to: а б Мрачек 2020 , стр. 241.
- ^ Мрачек 2020 , с. 219-220.
- ^ Jump up to: а б В своем предисловии к книге «Сидоний: Стихи и письма» (Кембридж: Леб, 1939), том. 1, с. lxiv.
- ^ Мрачек 2020 , с. 237 и 239.
- ^ Мрачек 2020 , с. 242.
- ^ Мрачек 2020 , с. 215.
- ^ Браун 2012 , с. 404.
- ^ Мрачек 2020 , с. 216-218.
- ^ «L 296 Сидоний I: 1 2 стихотворения-письма» .
- ^ Франц Долвек, «Рукописная традиция Сидония», в «Эдинбургском спутнике Сидония Аполлинария» , изд. Гэвин Келли (Издательство Эдинбургского университета, 2020).
Редакции и комментарии
[ редактировать ]- Хиндерманн, Джудит, изд. (2022). Письма Сидония Аполлинария, книга 2: текст, перевод и комментарии . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9781399506304 .
- Маролла, Джулия, изд. (2023). Сидоний — Письма книга 5, часть 1: текст, перевод и комментарии . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 9781399510776 .
- Надзиратель, Джон Александр ван (2016). Писать, чтобы выжить: комментарий к письмам Сидония Аполлинария . Левен Париж Бристоль: Петерс. ISBN 9789042933538 .
Источники и дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Питер (2012). Сквозь игольное ушко: богатство, падение Рима и становление христианства на Западе, 350–550 годы нашей эры . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-15290-5 .
- Нора Чедвик, Поэзия и письма в раннехристианской Галлии, Лондон: Боуз и Боуз, 1955.
- Эгетенмейр, Вероника; Визехёфер, Йозеф (2022). Конструкция «другого»: варварские образы в письмах Сидония Аполлинария . Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 9783447119061 .
- Член парламента Ханаган, Чтение посланий Сидония , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2019.
- Харрис, Джилл (1994). Сидоний Аполлинарий и падение Рима, 407–404 гг. Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 978-0-19-814472-4 .
- Харрис, Джилл (2018). «Сидоний Аполлинарий». Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности , Том 2: J – Z. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 1379–1380. ISBN 978-0-19-881625-6 .
- Келли, Гэвин (18 марта 2020 г.). Эдинбургский спутник Сидония Аполлинария . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-4744-6170-2 .
- Гэвин Келли и Йоп ван Уорден (редакторы), Эдинбургский спутник Сидония Аполлинария , Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, 2020.
- Сигрид Мрачек, «Создание идентичности из прошлого: К дискурсу об образовательной культуре Траяна в кругу Сидония Аполлинария», в Терезе Фюрер (редактор), Христианско-философские дискурсы поздней античности: тексты, люди, институты: файлы конференция 22.-25. Февраль 2006 г. в Центре античности и современности Фрайбургского университета Альберта Людвига (Штутгарт, Franz Steiner Verlag, 2008) (Философия античности, 28),
- Мрачек, Сигрид (2020). «Социальный мир Сидония / Создание культуры и представление себя в Сидонии». В Келли, Гэвин; ван Ваарден, Йоп (ред.). Эдинбургский спутник Сидония Аполлинария . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. 214–260.
- CE Стивенс, Сидоний Аполлинарий и его эпоха . Оксфорд: Университетское издательство, 1933.
- К. Ф. Строхекер. Сенаторская знать в позднеантичной Галлии. Тюбинген, 1948 год.
- Надзиратель, Йоханнес Александр; Келли, Гэвин (2013). Новые подходы к Сидонию Аполлинару: Briefe Buch I. Левен Пэрис Уолпол: Питерс. ISBN 9789042929289 .
- Мартиндейл, Джон Р. , изд. (1980). Просопография Поздней Римской империи: Том II, 395–527 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20159-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Аполлинарий Сидоний (5 ноября ок. 430 — 21 августа ок. 483 ) — Средневековые лекции . Линн Гарри Нельсон
- Критическое латинское издание 1887 года произведений Сидония , Monumenta Germaniae Historica.
- Биографическое введение к письмам , заархивированным 17 сентября 2009 г. в Wayback Machine , О. М. Далтон (1915)
- Полный английский перевод писем Сидония Аполлинария , О. М. Дальтона (1915)
- Сидоний Аполлинарий, специальный сайт с библиографией и полным латинским текстом переписки и стихов , поддерживаемый Йоопом ван Ваарденом с 2003 года, часто обновляемый.
- Opera Omnia Минь Патрологии Латина с аналитическими указателями
Уэйс, Генри ; Пирси, Уильям К., ред. (1911). . Словарь христианской биографии и литературы до конца шестого века (3-е изд.). Лондон: Джон Мюррей.
- Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Аполлинарий Сидоний, Гай Соллий ». энциклопедия Британская Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 183 В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в