Огуз Каган
Огуз Хан | |
---|---|
![]() Современное изображение Огуз-хана в образе Зу аль-Карнайна с двумя рогами на номиналом 100 манатов . банкноте | |
Рожденный | |
Известный | будучи одноименным предком тюрков-огузов |
Заголовок | Каган |
Предшественник | Кара Хан |
Преемник | Раздел империи между его сыновьями |
Дети | Пушка, Луна, Звезда, Небо, Гора, Море |
Родители |
|
Огуз или Огуз ( турецкий : Хан ; азербайджанский : Каган или Каган Огуз ) is a legendary Хан Огуз Turkic people and an eponymous ancestor of Oghuz TurksОгуз [1] Некоторые тюркские культуры используют легенду об Огуз-хане для описания своего этнического и племенного происхождения. Различные версии повествования , сохранившиеся во многих различных рукописях, были опубликованы на многих языках, перечисленных ниже в ссылках. Повествования о нем часто озаглавлены «Огузнаме» , из которых существует несколько традиций, описывающих его многочисленные подвиги и завоевания, некоторые из них имеют тенденцию пересекаться с другими тюркскими эпическими традициями, такими как «Сельджукнаме» и «Книга Деде Коркута» .
Имя Огуз-хана было связано с Маодуном , также известным как Мете Хан; Причина в том, что между биографией Огуза-кагана в тюркской мифологии и биографией Маодуна, встречающейся в китайской историографии , существует замечательное сходство , которое впервые заметил русско- чувашский китаевед Гиацинт . [2] [3]
Источники
[ редактировать ]Сельджук
[ редактировать ]
Сельджуки - произошли от киникской ветви тюрков огузов , [4] [5] [6] [7] [8] которые в 9 веке жили на периферии мусульманского мира, к северу от Каспийского и Аральского морей в своем Ябгуском каганате Огузской конфедерации. [9] [10] В 11 веке они основали Великую Империю Сельджуков под командованием вождей сельджуков Тогрул Бега и Чагри Бега . [11]
Ануштегиниды
[ редактировать ]Есть определенные исторические источники, которые утверждают, что Ануштегиниды, которые правили обширными частями Средней Азии с 1077 по 1231 год под титулом хорезмшахов , произошли от племени бегдили тюрков-огузов. [12]
Династию основал полководец Ануш Тигин Гарчай , бывший тюркский раб сельджукских султанов, назначенный правителем Хорезма . Его сын, Кутб ад-Дин Мухаммад I стал первым потомственным шахом Хорезма , . [13]
Черная овца
[ редактировать ]Кара-Коюнлу — племенная конфедерация огузских тюркских кочевых племен из огузского племени йива, существовавшая в 14-15 веках в Передней Азии , на территории современного Азербайджана , Армении , Ирака , северо-западного Ирана и восточной Турции . [14]
Белая овца
[ редактировать ]Султаны Ак -Коюнлу заявляли о своем происхождении от Баиндир- хана через внука Огуза-кагана. [15]
Османы
[ редактировать ]Османский историк и посол в Кара-Коюнлу Шукрулла утверждает, что родословная Эртугрула идет от Гёкальпа, сына Огуза-кагана. Автор утверждает, что информация была показана во время суда Джахан Шаха из книги, написанной монгольской вязью . [16]
Языджиоглу Али в начале 15 века проследил генеалогию Османа до Огуза-кагана через старшего внука своего старшего сына, тем самым предоставив османским султанам первенство среди турецких монархов . [17] Языджиоглу цитирует следующее: [18]
Эртугрул из племени Кайи , его сын Осман-бей и беи на границе провели собрание. Когда они посоветовались друг с другом и поняли обычаи Огуза (хана), они назначили Османа ханом.
Баязид I выдвинул это требование против Тимура , который очернял османское происхождение. [19]
По словам османского историка Нешри , у Османа был дед с королевским именем, и он происходил из старшей ветви семьи Огузов : [20]
Знатоки познания основ пророков и те, кто знает тайны смыслов (человеческих) дел, рассказывают, что эта великая линия (дома Османа) происходит от Огуза, сына Кара Хана, который был одним из детей Булкаса, сына Яфеса , сына Ноя , мир ему! А именно: Эртугрул, сын Сулейман-шаха, сына Кая Алпа, сына Кызыл Буги… сына Булкаса, сына Яфеса, сына Ноя.
Джем Султан , брат Баязида II , связал их генеалогию с Огуз-каганом, который стал инструментом легитимации начиная с шестнадцатого века: [20]
Огуз-хану он дал имя, что означает «святой», еще в детстве, потому что его видели на правильном пути (т.е. Божьем). Поскольку он признал Единство Бога, он сражался со своим отцом, и армия Огуза убила последнего. Это произошло во времена Пророка Авраама .
Легенда
[ редактировать ]
Согласно тюркскому преданию, Огуз родился в Средней Азии в семье Кара-хана, вождя тюркского народа. Он начал говорить, как только родился. Он перестал пить материнское молоко после первого раза и попросил кымыз (алкогольный напиток из кисломолочного конского молока) и мясо. После этого он сверхъестественно быстро повзрослел и всего за сорок дней стал молодым человеком. В момент его рождения на земли тюркского народа охотился дракон по имени Киянт. Огуз вооружился и пошел убить дракона. Он устроил ловушку для дракона, повесив на дереве только что убитого оленя, затем убил великого дракона бронзовым копьем и отрубил ему голову стальным мечом.
После того как Огуз убил Киянта, он стал народным героем. Он сформировал особый отряд воинов из сорока сыновей сорока тюркских бегов (господинов, вождей), собрав таким образом роды. Но его китайская мачеха и сводный брат, который был наследником престола, испугались его власти и убедили Кара-хана, что Огуз планирует свергнуть его. Кара-хан решил убить Огуза на охоте. Огуз узнал об этом плане и вместо этого убил своего отца и стал ханом. Его мачеха и сводный брат бежали в китайские земли.
После того как Огуз стал ханом , он отправился в степи один , чтобы восхвалять и молиться Тенгри . Во время молитвы он увидел круг света, исходящий с неба, в котором стояла сверхъестественно красивая девушка. Огуз влюбился в девушку и женился на ней. У него было трое сыновей, которых он назвал Гюн (Солнце), Ай (Луна) и Йылдыз (Звезда) (все на туркменском языке). Позже Огуз отправился на охоту и увидел внутри дерева еще одну завораживающую девушку. Он также женился на ней и имел еще трех сыновей, которых назвал Гек (Небо), Даг (Гора) и Дениз (Море) (по-туркменски).
После рождения сыновей Огуз-хан устроил большую игрушку (пир) и пригласил всех своих просителей (господей). На пиру он отдал своим лордам такой приказ:
Я стал твоим Ханом;
Давайте все возьмем мечи и щиты;
Кут (божественная сила) будет нашим знаком;
Серый волк будет нашим ураном ( боевым кличем );
Наши железные копья станут лесом;
Хулан прогуляется по охотничьему угодью;
Больше морей и больше рек;
Солнце — наш флаг, а небо — наша палатка.
Затем он отправил письма королям четырех сторон света, в которых говорилось: «Я — хан тюрков. И я буду ханом четырех сторон земли. Я хочу вашего послушания».
Алтун-хан (Золотой хан), находившийся в правом углу земли, подчинился, а Урум ( Роман ), хан левого угла, — нет. Огуз объявил войну Урум-хану и двинул свою армию на запад. Однажды ночью к его палатке в ауре света пришел большой волк с серым мехом (который является аватаром Тенгри). Он сказал: «Огуз, ты хочешь выступить против Урума, я хочу выступить перед твоей армией». Итак, серый небесный волк шествовал впереди тюркского войска и руководил им. Две армии сражались у реки Итиль (Волга). Огуз-хан выиграл битву. Затем Огуз и его шестеро сыновей совершили походы в Туркестан , Индию, Иран, Египет, Ирак и Сирию под руководством серого волка. Он стал Ханом Четырех Углов Земли.
На старости лет Огуз увидел сон. Он призвал своих шестерых сыновей и отправил их на восток и запад. Его старшие сыновья нашли на востоке золотой лук. Его младшие сыновья нашли на западе три серебряные стрелы. Огуз-хан разломил золотой лук на три части и отдал каждую своим трем старшим сыновьям Гюну, Ай и Йылдызу. Он сказал: «Мои старшие сыновья, возьмите этот лук и стреляйте стрелами в небо, как этот лук». Он дал три серебряные стрелы своим трем младшим сыновьям Гёку, Дагу и Денизу и сказал: «Мои младшие сыновья, возьмите эти серебряные стрелы. Лук стреляет стрелами, и вы должны быть подобны стреле». он передал свои земли своим сыновьям, Бозокам (Серые Стрелы - старшие сыновья) и Учокам Затем на заключительном банкете (Три стрелы - младшие сыновья).(Абу'л-Гази идентифицирует символы рода, печати тамги и птиц-поводырей духа онгона, а также определяет политическую иерархию и порядок рассадки на банкетах для этих сыновей и их 24 сыновей). Затем он сказал:
Сыновья мои, я много гулял;
Я видел много сражений;
Я метнул так много стрел и копий;
Я ездил на многих лошадях;
Я заставил своих врагов плакать;
Я заставил своих друзей улыбнуться;
Я заплатил свой долг Тенгри;
Теперь я отдаю тебе свою землю.
Исторический предшественник и наследие
[ редактировать ]По мнению Абулгази , Огуз-хан мог жить за четыре тысячи лет до Пророка Мухаммеда, во времена легендарного древнего царя Кейумара . [21] Французский академик XVIII века Ж.-С. Байи относит период жизни хана к 29 веку до нашей эры, [22] русский и советский географ и историк 18 века П.Рычков историк О. Туманович - к 7 веку до н.э. [23] [24] Во Французской энциклопедии Дидро и Даламбера упоминается, что Огуз-хан жил задолго до персидского царя Кира II .
Шведский географ и картограф 17-18 веков Филипп Юхан фон Страленберг на основе древнегреческого историка Диодора Сицилийского и других историков приходит к выводу, что Огуз-хан был вождем древних скифских народов, под руководством которого они завоевали обширные территории в Средней Азии. Восточная , Юго-Восточная Европа и Египет в древности. Страленберг также отмечает, что среди среднеазиатских народов Огуз-хан пользуется такой же известностью, как Александр Македонский и Юлий Цезарь у европейцев . [25]
В научной литературе имя Маодуна обычно связывают с огуз-каганом. Причиной тому является поразительное сходство биографии Огуза-Кагана в тюрко-персидских рукописях ( Рашид ад-Дин , Хундемир , Абулгази ) с биографией Маодуна в китайских источниках (вражда между отцом и сыном и убийство бывшего , направление и последовательность завоеваний и др.), что впервые заметил Н.Я. Бичурин (Сборник сведений, стр. 56–57). [26] [3]
Огуз-хана иногда считают легендарным основателем большинства тюркских народов и предком подветви огузов. Даже сегодня ветви огузов классифицируются в порядке легендарных шести сыновей и 24 внуков Огуз-хана. В истории туркменские династии часто восставали или заявляли о своем суверенитете, заявляя, что их ранг выше, чем у существующей династии в этой племенной классификации.
Огуз-хан изображен на банкноте номиналом 100 манатов . [27]
Огуз и Огужан — общие тюркские и тюркские имена мужского рода, происходящие от Огуз-хана.
Марыйского велаята район Огужан в Туркменистане . Его именем назван [28]
Международный аэропорт в Ашхабаде (Туркменистан) носит имя Огуз-хана. [29]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Боннефуа, Ив (1993). Азиатские мифологии . Издательство Чикагского университета. п. 337.
Огуз-хан, одноименный предок огузов, от которых произошли Сельджукиды и Османы, вероятно, обязан своей репутацией важности...
- ^ Бичурин Н.Я., "Сборник сообщений о народах, населявших Среднюю Азию в древности" , вып. 1, СПб., 1851, стр. 56–57.
- ^ Перейти обратно: а б Таскин В.С., "Материалы по истории сюнну" , пер., 1968, Том. 1, с. 129
- ^ Краткая информация о Britannica Online Династия Сельджуков. Архивировано 14 января 2007 г. в Wayback Machine. статье
- ^ Merriam-Webster Online - Определение сельджуков. Архивировано 15 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ История турок-сельджуков: Из Джами ат-Тавариха ( ССЫЛКА )
- ^ Шоу, Стэнфорд. История Османской империи и современной Турции ( ССЫЛКА )
- ^ Голден, Питер Б. (1992). Введение в историю тюркских народов. Отто Харрасовиц, Висбаден. п. 209
- ↑ Винк, Андре, Аль Хинд: Создание индо-исламского мира Brill Academic Publishers, 1 января 1996 г., ISBN 90-04-09249-8 стр. 9
- ^ Ислам: Иллюстрированная история , с. 51
- ^ Андре Винк, Аль-Хинд: Создание индо-исламского мира , Том 2, (Brill, 2002), 9.
- ^ Мореллах, Рашид ад-Дин (1987). Огузнаме (на русском языке) . Баку.
{{cite book}}
:CS1 maint:location пропущен издатель ( ссылка ) "Аналогично, самым дальним предком султана Мухаммада Хорезмшаха был Нуштекин Гарча , который был потомком племени бегдили тюрков- огузов ". - ^ Британская энциклопедия , «Династия Хорезм-шахов», ( ССЫЛКА )
- ^ Питер Б. Голден, «Введение в историю тюркских народов», стр. 367–368.
- ^ Корнелл Х. Флейшер, (1986), бюрократ и интеллектуал в Османской империи , с. 287
- ^ АЙЛА ДЕМИРОГЛУ (1988–2016). «BEHCETÜ't-TEVARÎH بهجة التواريخ Общая история на персидском языке, написанная Шукруллой (ум. 864/1459–60), одним из историков периода Фатиха, от имени великого визиря Махмуда-паши». . Энциклопедия ислама TDV (44+2 тома) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований.
- ^ Колин Имбер (2002). Османская империя, 1300-1650 гг . п. 95.
- ^ Халил Иналджик (1973). Османская империя: классический век 1300-1600 гг . п. 56.
- ^ Дуглас Стрейзанд (2010). Исламские пороховые империи: Османы, Сефевиды и Моголы . п. 66.
- ^ Перейти обратно: а б Маринос Сарьяннис (2018). История османской политической мысли до начала девятнадцатого века . п. 61.
- ^ Абу-л-Гази (Abulgazi). Родословная туркмен (Genealogy of Turkmens). Изд. АН СССР. (USSR Academy of Sciences Publishing House). 1958
- ^ Жан Сильвен Байи. История древней астрономии, от ее зарождения до основания Александрийской школы Дебуре (Париж), 1775 г.
- ^ Рычков П.И. История Оренбургская. [1730-1750] / П.И. Рычков; под ред. и с примеч. Н.М. Гутьяра, Секретаря Комитета, изд. Оренб. Губ. Стат. Комитета. - Оренбург : Тип.-лит. Евфимовского-Мировицкого, 1896. - 95 с.
- ^ Туманович О.Туркменистан и туркмены. (O.Tumanovich. Turkmenistan and Turkmens). Туркменское государственное издательство, Ашхабад, Туркменистан. (Turkmen state publishing house. Ashgabat, Turkmenistan). 1926
- ^ Записки капитана Филиппа Иоганна Страленберга об истории и географии Российской империи Петра Великого. Северо-восточная часть Европы и Азии (Memoirs of Captain Philip Johan Stralenberg on the history and geography of the Russian Empire of Peter the Great. Northeastern part of Europe and Asia.). М.-Л. АН СССР. (Moscow-Leningrad. USSR Academy of Sciences Publishing House).1985
- ^ Бичурин Н.Я. (1851). Сбор сведений о народах Средней Азии в древности . Том. 1. С. 56–57.
- ^ «Купюры серии 2020 года» . Центральный банк Туркменистана .
- ^ Абасов, Рафис (2005). Исторический словарь Туркменистана . Оксфорд, Великобритания: The Scarecrow Press. п. 199.
- ^ «Президент Туркменистана принял участие в открытии нового международного аэропорта Ашхабада» . Туркменистан. Золотой век. 17 сентября 2016 года. Архивировано из оригинала 18 сентября 2016 года . Проверено 17 сентября 2016 г.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Август 2012 г. ) |
- Абуль Гази. 1958. Родословная Туркмен. Кононов Андрей Н., изд. Москва: Наука.
- Илькер Эврим Бинбаш, Энциклопедия Ираника, «Рассказы Огуз Хана» Добро пожаловать в Энциклопедию Ираника , по состоянию на 7 июля 2012 г.
- Голден, Питер Б. 1992. Введение в историю тюркских народов. Этногенез и государственное формирование в средневековой и ранней современной Евразии и на Ближнем Востоке. Висбаден: Харрасовиц.
- Свет, Нэйтан. Генеалогия, история, нация
- Документы о национальностях: Журнал национализма и этнической принадлежности. Том 39, выпуск 1, 2011 г., страницы 33–53.
- Пеллиот, Пол. 1930. По легенде об Ууз-хане уйгурским письмом. Тунг Пао. Вторая серия. 27:4–5. стр. 247–358.
- Рашид ад-Дин. История огузена Рашид ад-Дина. Карл Ян, пер. Вена: 1969 год.
- Shcherbak, Aleksandr Mikhaǐlovich. Oguz-name. Muhabbatname. Moscow, 1959.
- Вудс, Джон Э. 1976. Клан Аккуюнлу, Конфедерация, Империя: исследование тюрко-иранской политики 15-16 веков. Миннеаполис: Исламская библиотека.