Хусейни Исфахани

Гият ад-Дин Али ибн Хусейн ибн Али Амиран Исфахани ( араб . Гият ад-Дин Али ибн Хусейн ибн Али пятнадцатого века Амиран Исфахани) был персидским врачом и учёный из Исфахана , Иран во второй По словам Даниэля Бебена, он был «эрудитом на службе у нескольких тимуридских правителей Бадахшана половине XV века н. э.». [ 1 ] : 377 О нем мало что известно, кроме приписываемых ему работ.
Работает
[ редактировать ]- Асрар аль-Хуруф Бакру, сыну правителя Тимуридов Абу Саида Мирзы. (870 г.х. / 1465–1466 гг. н.э.), посвященный тогдашнему губернатору Бадахшана Абу
- Даниш-нама-и джахан , посвященный султану Махмуду Мирзе , также сыну Абу Саида Мирзы, губернатора Бадахшана с 873/1469 года. [ 2 ] [ 3 ] Это самая известная работа Гият ад-Дина, персидская энциклопедия естественных наук, посвященная метеорологии , минералогии , ботанике и анатомии .
- Дуррат аль-мисаха (890 г. хиджры / 1485 г. н. э.), посвященный измерениям и геометрии, также посвященный султану Махмуду Мирзе.
- Хулашат ат-танджим ва бурхан ат-таквим , по астрономии.
- Маариф ат-Таквим , также известный как Нуджум , также занимается астрономией. [ 4 ] [ 5 ]
- Небольшой трактат о пищевых продуктах в табличном формате хранится в коллекции Национальной медицинской библиотеки .
Сахифат ан-Назирин
[ редактировать ]Согласно одной из редакций «Сахифат ан-Назирин » («Страницы для читателей»), также известных как Тухфат ан-Назирин («Подарок для читателей») и «Сиу шиш Саифа» («тридцать шесть глав»), Гият аль- Дин также составил этот текст; Даниэль Бебен согласился с этой атрибуцией, утверждая, что явный исмаилизм, который был бы неприемлем для Тимуридов, подразумевает, что этот текст был составлен до их завоевания Бадахшана. [ 1 ] По оценке Бебена, « Сахифат ан-Назирин» представляет собой важную, но недостаточно изученную работу, охватывающую ряд тем, связанных с исмаилитской теологией и доктриной, и примечателен тем, что является первым исмаилитским текстом, который, как известно, был составлен в Бадахшане после Насир-и Хусрава ( ум. после 462/1070 г.), который, судя по всему, был тем человеком, который представил Исмаилизм в этом регионе. [ 1 ] : 369
В большинстве рукописей « Сахифат ан-Назирин» этот текст приписывают легендарному пиру Сайиду Сухрабу Вали , хотя Бебен предположил, что первоначальным человеком, стоящим за этой фигурой, мог быть сам Гийят ад-Дин.
Датой написания произведения обычно называют 856/857 г. хиджры/1452–1453 гг. н.э. По состоянию на 2022 год было известно тринадцать рукописей текста (две копии из печатного издания 1960 года); самая старая рукопись была скопирована в 1137/1725 году. [ 1 ] : 372–73, 376–77
Издания
[ редактировать ]- Сайид Сухраб Вали, Тухфат ан-Назирин , изд. Кудратулла Бег (1960)
- Сайид Сухраб Вали Бадахшани, Сиу шиш Шаифа , изд. Хушанг Уджаки и Владимир Иванов (Тегеран, 1961).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]О его сочинениях и дате составления его энциклопедии см.:
- Фатеме Кешаварц, Описательный и аналитический каталог персидских рукописей в библиотеке Института истории медицины Велкома (Лондон: Институт истории медицины Велкома, 1986), стр. 386–7.
- Стори PL II, 3 CA Стори, Персидская литература: биобиблиографический обзор. Том II, Часть 3: F. Энциклопедии и сборники, G. Искусство и ремесла, H. Science, J. Оккультные искусства (Лондон: Королевское азиатское общество, 1977), стр. 357–8, вып. 595.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Даниэль Бебен, « Сахифат ан-Назирин : размышления об авторстве и конфессиональной идентичности в среднеазиатском тексте XV века», в книге « Тексты, писцы и передача: рукописные культуры исмаилитских общин и за их пределами» , изд. Вафи А. Момин (Лондон: IB Tauris, 2022), стр. 369–88; два : 10.5040/9780755645411.ch-015 .
- ^ Владимир Иванов, «Дата датского нама-и-джахана », Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии , 1 (1927), 95–96.
- ^ Лутц Рихтер-Бернбург, «Медицинские и ветеринарные науки». Часть первая: Медицина, фармакология и ветеринария в исламском Восточном Иране и Центральной Азии», в «Истории цивилизаций Центральной Азии», том. 4, часть 2: Эпоха достижений: с 750 г. н. э. до конца пятнадцатого века , изд. М.С. Азимова и К.Э. Босворта (Париж, 1998), с. 314.
- ^ Карим-Али Кассам, Умед Булбулшоев и Морган Рюэль, «Экология времени: календарь человеческого тела в горах Памира», Журнал персидских исследований , 4 (2011), 146–70.
- ^ Эд. Умед Мамадшерзодшоев (Хорог, 1995).