Jump to content

История евреев в Пенсильвании

История евреев , в Пенсильвании (хотя и не считая криптоевреев или их потомков которые также не могут считаться евреями) восходит к колониальной Америке .

Первое упоминание

[ редактировать ]

Пенсильвания, один из первоначальных тринадцати штатов Американского Союза, была названа в честь отца Уильяма Пенна, чей сын получил дар территории от короля Карла II в 1681 году.

Когда Питер Стуйвесант в 1655 году завоевал шведские колонии на реке Делавэр , трое евреев, Авраам де Лусена, Сальватор Дандраде и Джейкоб Коэн, запросили разрешение на торговлю вдоль реки Делавэр (29 ноября 1655 года), утверждая, что в соответствии с законом 15 февраля 1655 года они получили согласие директоров Вест-Индской компании путешествовать, проживать, торговать и пользоваться теми же привилегиями, что и другие жители. Это ходатайство было отклонено «по веским причинам», но им было разрешено отправить двух человек к Саут-Ривер (впоследствии названной Делавэр), чтобы прекратить уже начатую торговую экспедицию. Это были первые евреи, о которых есть какие-либо записи в Пенсильвании.

14 июня 1656 года директора Вест-Индской компании написали Стуйвесанту письмо с просьбой разрешить евреям торговать вдоль Южной реки и «вести свой бизнес, как было сказано выше». С этого времени становится очевидным, что евреи торговали на этой территории с индейцами и шведами. В 1657 году Исайя Меса (также пишется «Маса» и «Мара»), «еврей», упоминается в анналах администрации Жаке как участник нескольких судебных процессов. В 1662 году община меннонитов или анабаптистов предложила поселиться в Хорикилле , в округе Делавэр , и в своем уставе они определили исключить всех «евреев-ростовщиков». Когда сэр Роберт Карр в 1664 году принял командование Делавэром от имени английской короны, он получил от своего правительства указание, что «все люди должны пользоваться свободой своей совести».

Филадельфия

[ редактировать ]

В 1681 году, когда Уильям Пенн получил во владение землю, носящую его имя, в юго-восточной части, должно быть, проживало несколько еврейских поселенцев. Первым еврейским жителем Филадельфии, о котором имеются какие-либо сведения, был Йонас Аарон, живший там в 1703 году.

Самым видным членом еврейской общины в начале истории колонии был Исаак Миранда . Дата его рождения неизвестна; он умер в Ланкастере , штат Пенсильвания, в 1733 году. Он прибыл в колонию в самом начале 18 века и был одним из первых еврейских поселенцев в Филадельфии и первым в Ланкастере. В 1723 году Джеймс Логан , секретарь провинции, назвал его «евреем-отступником или модным христианским прозелитом», который отправился во внутренние районы колонии, чтобы заняться какими-то официальными делами. В 1727 году Миранда был назначен «агентом по получению и сбору привилегий и прав Адмиралтейства», а 19 июня 1727 года он был назначен «заместителем судьи суда вице-адмиралтейства» — первая судебная должность, занимаемая евреем. в провинциях. Он был крупным землевладельцем, и его имя часто упоминается в архивах колонии. В 1730 (или 1720) индейцы Ланкастера подали жалобу на то, что он поступил с ними несправедливо, но никаких действий по этому поводу не зафиксировано.

Ланкастер

[ редактировать ]

Евреи прибыли из других колоний; некоторые из Нью-Йорка , некоторые даже из Джорджии и поселились в провинции. После Филадельфии следующим городом, в котором они поселились, стал Ланкастер. Первым еврейским жителем был Исаак Миранда (см. Выше), который владел здесь собственностью до того, как в 1730 году были организованы город и округ. Десять лет спустя в городе проживало несколько еврейских семей; 3 февраля 1747 года была зарегистрирована документация Исаака Нунуса Рикуса (Энрикеса) и Джозефа Симона о передаче пол-акра земли «в доверительное управление обществу евреев, поселившихся в Ланкастере и его окрестностях», для использования в качестве места захоронение. Энрикес приехал из Джорджии в 1741 году. Джозеф Саймон был, пожалуй, самым известным еврейским купцом в округе, а доктор Исаак Коэн, один из первых жителей Ланкастера, был первым еврейским врачом в Пенсильвании.

Скрэнтон

[ редактировать ]

Скрэнтон — шестой по величине город в штате и административный центр округа Лакаванна . Евреи поселились здесь, когда город еще назывался Харрисон или Слокамс-Холлоу, нынешнее название было дано городу около 1850 года.

Первым евреем, занявшим государственную должность, был Джозеф Розенталь, первый и долгое время единственный полицейский в Скрэнтоне. Это было в 1860 году, когда население насчитывало всего 8500 человек.

Первая еврейская община была организована в 1858 году и воссоздана в 1860 году под названием «Анше Хесед». В 1866 году была построена синагога на Линден-стрит, это было первое здание, построенное исключительно как еврейское место поклонения в округе Лакаванна. Это здание, дважды перестроенное, было продано первой польской общине в 1902 году, когда был освящен нынешний храм, расположенный на Мэдисон-авеню недалеко от Вайн-стрит. Э. К. Фишер был первым раввином; и его преемниками были раввины-Кон, Вейль, Зон, Эппштейн, Фройденталь, Левенберг, Фейерлихт и Чепмен; А.С. Анспахер был раввином в 1905 году. С 2010 года раввином был раввин Файн.

По состоянию на 1906 год в Скрэнтоне проживало около 5000 евреев при общей численности населения в 105 000 человек. В общей сложности они поддержали пять общин и две еврейские школы, проводившие ежедневные занятия. Одна из последних, Еврейская школа Монтефиоре, имела хорошо оснащенный преподавательский состав и в ней обучалось около 200 учеников мужского пола. Другая школа с более высокой посещаемостью имела собственный дом в южной части города и полностью поддерживалась большой венгерской общиной. Некоторое время в 1920-е годы эту общину возглавлял раввин Борух Гринфельд , автор книги «Сефер Оэль Борух».

Наиболее важными благотворительными организациями были: Общество помощи еврейским женщинам, Общество помощи женщинам, Дебора Верейн, Общество помощи Южной стороны, Школа огорода и Общество промышленной помощи, филиал Нью-йоркского управления по переселению.

Город в округе Беркс . Несколько еврейских иммигрантов поселились здесь до 1847 года, когда Ридинг стал городом. В 1864 году в южной части города был приобретен участок кладбища, и в том же году была основана Конгрегация Охеб Шолом, в которую вошли около пятнадцати членов, большинство из которых были южногерманцами. [1]

В 1884 году молитвенный дом, расположенный на Честнат-стрит недалеко от Перл-стрит, был куплен у Евангелической церкви и после перестройки был освящен 31 июля 1885 года Исааком М. Уайзом. Был нанят раввин и учитель субботней школы; была учреждена реформаторская служба умеренного типа. В 1897 году раввин Юлиус Франк представил Союзный молитвенник и полную реформаторскую службу. [ нужна ссылка ] В 1898 году община купила еще одно кладбище в Шиллингтоне, в трех милях (5 км) от города, старое было освобождено, и около шестидесяти тел были перевезены на новое кладбище. С общиной связаны Женское еврейское общество помощи и Женская вспомогательная организация. [2]

Консервативная еврейская синагога Ридинга, Кешер Цион , была основана в 1929 году в результате слияния двух других синагог и с 1950 года расположена через дорогу от городского парка. [3] [4] [5] Сегодня реформистская конгрегация Охеб Шолом и консервативная синагога Кешер Цион делят храм в Вайомиссинг-Хиллз, штат Пенсильвания.

Ортодоксальный еврейский элемент, полностью состоящий из русских и польских иммигрантов или их потомков, объединился в 1887 году и образовал Конгрегацию Шомрей Хабрит. Их молитвенный дом располагался на Северной 8-й улице. [ нужна ссылка ] С этой общиной связана еврейская школа, располагавшаяся на улице Мосс. Сегодня Шомрей Хабрит переехал в более новое и лучшее место, чтобы лучше удовлетворять потребности общин, и его раввин Йосеф Липскер также представляет местное движение Хабад-Любавич. [6]

Население Ридинга составляет около 90 000 человек, из которых около 800 — евреи. Большинство из них занимаются торговлей, а некоторые занимаются производством. Бен Австрийский , художник натюрмортов, завоевал репутацию в художественном мире. Был также пастор еврейско-испанского ( сефардского ) происхождения, неменнонит, в городе Рединг с Конференцией Атлантического побережья Меннонитской церкви США. [7] Альберт Босков был членом еврейской общины Рединга, штат Пенсильвания. Макс Хассель, бутлегер во времена Сухого закона, работал в Ридинге, штат Пенсильвания. [8] [9] [10]

Истон в округе Нортгемптон был еще одним городом, в котором проживали дореволюционные евреи.

Первым купцом в городе был Майер Харт де Шира (Тексейра? См. Харт), который упоминается среди основателей Истона в 1750 году. Он принес присягу на верность колониальному правительству в 1764 году и стал одним из самых богатых граждан Истона. .

Майкл Харт (не родственник Майера Харта) был одним из первых жителей. Он родился в 1738 году и стал очень богатым, владея большой собственностью в окрестностях. 25 марта 1800 года Майкл Харт передал своему сыну Джейкобу землю для захоронения евреев.

Хотя в Истоне проживало несколько семей, синагога не была основана до 1839 года, когда была основана Конгрегация Брит Шолом. Он был зарегистрирован 25 ноября 1842 года, и его первым раввином был преподобный Моррис Кон.

Ааронсбург

[ редактировать ]

Начиналась как почтовая деревня, расположенная в городке Хейнс, округ Центр , штат Пенсильвания, основанная Аароном Леви в 1786 году и названная в его честь. В июне 1779 года Леви выкупил у мистера Ветцеля участок в графстве Центр, известный как гарантия Александра Гранта. После этого он спланировал и спланировал город Ааронсбург, план города был записан в Санбери 4 октября 1786 года. Участок земли, известный как площадь Аарона, был зарезервирован основателем для общественного использования, а одна из улиц была названа улицей Рэйчел. Путь в честь жены. 16 ноября 1789 года Леви передал попечителям Салемской евангелической церкви участок земли для строительства церкви и здания школы. Ааронсбург — первый город в Пенсильвании (и, вероятно, в Соединенных Штатах), который был заложен и назван в честь еврея.

Шефферстаун

[ редактировать ]

Шефферстаун , ныне находящийся в графстве Ливан , но первоначально находившемся в графстве Ланкастер, предположительно, содержал еврейских жителей. Согласно традиции, в начале 18 века здесь существовала синагога, а около 1732 года было основано кладбище. Первые немецкие пиетисты переняли многие старые еврейские обычаи и, следовательно, были спутаны с евреями.

Уилкс-Барре

[ редактировать ]

Вилкес-Барре — административный центр и главный город округа Люцерн . Факты указывают на 1838 год как на дату прибытия первых еврейских поселенцев, среди которых Мартин Лонг, баварец самым известным был .

Два года спустя было организовано общество для периодического богослужения, и до 1849 года зарождающаяся община проводила свои службы в разных помещениях. В августе того же года он открыл свою первую синагогу под эгидой Мозеса Штрассера, Исаака Лизера из Филадельфии и Сэмюэля Айзекса из Нью-Йорка. В 1857 году община была преобразована в Конгрегацию Бнай Брит. Его ранняя история кафедры практически представляет собой отчет о служении Германа Рубина, читателя и учителя с 1853 по 1882 год. Его преемниками были Дэвид Штерн, Виктор Рундбакен, Исраэль Йозеф и Маркус Зальцман.

Рост молодого поколения дал решительный толчок растущей тенденции к реформам, что привело к принятию ритуала Эйнхорна. Это, в свою очередь, привело к созданию Союзного молитвенника . Бнай Брит, крупнейшая община в городе, является единственной реформаторской организацией.

До 1871 года Бней-Брит был единственной общиной в Уилкс-Барре, но в этом году были предприняты первые попытки объединить ортодоксальных евреев. Организация, представляющая собой немногим больше миньяна, стала родоначальницей общин Бнай Якоб и Холче Йошер, которые были образованы в 1881 году, хотя их синагоги не были построены до 1886 и 1887 годов соответственно. В 1902 году четвертая синагога была передана в пользование самой молодой общине Охебу Цедеку (Анше Унгарн).

Еврейская образовательная, филантропическая и общественная деятельность города в то время была поручена следующим учреждениям: религиозным и еврейским школам, Синагогальной промышленной школе, филиалам ведущих еврейских орденов, Еврейской ассоциации молодых людей, общественным и общественным организациям. литературные клубы, четыре общества помощи, ассоциация свободных займов и исполнительный комитет еврейских общин. Последняя организация после 1901 года помогала Управлению по промышленному переселению , работая над сокращением числа еврейских иммигрантов в Нью-Йорке, тем самым уменьшая сопутствующую реакцию сторонников иммиграционных ограничений и завоевывая общественное мнение в пользу продолжения иммиграции. [11]

Благодаря этому оборудованию община стала важным центром еврейской деятельности на северо-востоке Пенсильвании, охватывая Хэзлтон , Плимут , Питтстон и небольшие близлежащие города. По состоянию на 1905 год евреи Уилкс-Барре насчитывали около 1800 человек, или около трех процентов от общей численности населения.

Другая ранняя история

[ редактировать ]

Многие евреи были связаны с продажей и эксплуатацией земли в Пенсильвании. В 1763 году из-за грабежей индейцев шауни и делаваров в округе Бедфорд двенадцать торговцев понесли убытки в размере 80 000 фунтов стерлингов, среди которых были Дэвид Фрэнкс, Леви, Эндрю Леви и Джозеф Саймон.

5 июля 1773 года состоялась продажа южного Иллинойса. Индийские народы страны Иллинойс передали свою собственность двадцати двум жителям Пенсильвании, среди которых были Мозес Фрэнкс, Джейкоб Фрэнкс, Барнард Грац, Майкл Грац, Дэвид Фрэнкс, Мозес Фрэнкс-младший, Джозеф Саймон и Леви Эндрю Леви. Эта территория так и не стала собственностью тех, кто был заинтересован в ее продаже.

Крупнейшим спекулянтом землей в провинции был Аарон Леви, который в 1779 году купил землю в городке Хейнс, графство Центр, на котором он заложил город Ааронсбург (записано 4 октября 1786 года), первый город в Соединенных Штатах, заложенный и назван в честь еврея. Леви вместе с Робертом Моррисом интересовался хорошо известной спекуляцией землями в западной части штата, которая привела к столь катастрофическим последствиям для «финансиста революции» (см. Леви, Аарон).

По оценкам, на момент окончания войны за независимость в Пенсильвании проживало не более 800 евреев. Большая часть поселилась после 1765 года, а многие прибыли одиннадцать лет спустя, после того как Нью-Йорк был оккупирован британцами. Евреи пользовались всеми правами остальных жителей, за исключением того, что никто не мог стать членом Генеральной Ассамблеи. В Конституции, установленной Генеральным конвентом 1776 года, не было ничего, что мешало бы еврею стать судебным, исполнительным или военным должностным лицом Содружества.

23 декабря 1783 года раввин Гершом Мендес Сейшас , Симон Натан («Парнас»), Ашер Майерс, Барнард Грац и Хайм Соломон, « Махамад » Конгрегации Микве Исраэль, Филадельфия, обратились в Совет цензоров с просьбой удалить их. из Конституции декларация, требующая от каждого члена Ассамблеи подтвердить свою веру в богодухновенность Нового Завета. Впоследствии закон был изменен, и все гражданские ограничения евреев были сняты.

Последовательные поселенцы

[ редактировать ]

История евреев в Пенсильвании после 1825 года — это история их деятельности в различных городах, в которых они поселились, и которая рассматривается в соответствующих статьях. Хотя евреи проявляли активный интерес к развитию западной части государства еще до революции, это было скорее спекуляцией и инвестициями; только в первой четверти XIX века евреи поселились в Питтсбурге и других западных городах. В Уилкс-Барре и Гаррисберге проживало мало евреев, а в Ааронсбурге, хотя и основанном евреем, проживало лишь несколько евреев.

Лишь после того, как испанские и португальские евреи перестали массово мигрировать в Америку, западная часть штата была заселена, и это произошло благодаря прибытию многих евреев немецкого и польского происхождения. Однако первые еврейские пионеры, поселившиеся в Филадельфии, Ланкастере и Истоне задолго до революции, были выходцами из Германии и Голландии, а первые поселенцы Нью-Йорка; Ньюпорт, Род-Айленд; и Саванна, штат Джорджия, были в основном испанцами по происхождению.

Около 1825 года произошел новый исход из Германии, и многие евреи поселились в Филадельфии и стали важными членами общества, в то время как другие отправились на запад и помогли в развитии многих городов.

Питтсбург

[ редактировать ]

Хотя евреи жили в Питтсбурге с момента его основания в 1804 году, только в 1830 году там возникла настоящая еврейская община, состоявшая из евреев немецкого происхождения. В 1846 году была организована первая община, получившая название «Эц-Хаим». Он собрался в маленькой комнате на Третьей улице, над машинным отделением; его первым председателем был Уильям Франк. Конгрегация Родеф Шолем, одна из самых важных общин в штате, была основана в 1858 году. В настоящее время в Питтсбурге (вместе с Аллегейни) находится вторая по величине еврейская община в Пенсильвании.

Гаррисберг

[ редактировать ]

Первые еврейские поселенцы в Гаррисберг прибыли из Германии в начале 1840-х годов. Самая старая община — Охев Шолом , основанная в 1853 году (нынешний раввин Марк Клайн); Чисук-Эммуна и Бет-Эль были основаны после 1884 года. В городе также есть общество благотворительности и еще два общества.

Нынешнее (1904 г.) еврейское население города составляет 1200 человек при общей численности населения около 70 000 человек.

Другие области

[ редактировать ]

Другими важными городами, в которых проживает много евреев, являются: Уилкс-Барре, чья первая синагога, Бней-Брит, была основана в 1848 году; Скрэнтон, в котором есть три синагоги, самая ранняя из которых, Анше Хесед, была основана 7 января 1862 года; Ридинг, в котором есть две общины, одна из которых, Охеб Шолом, была основана 1 мая 1864 года. Кроме того, в следующих городах проживает достаточно еврейских семей, чтобы содержать хотя бы одну синагогу: Аллентаун, Алтуна, Бивер-Фолс, Брэддок, Брэдфорд, Батлер, Карбондейл, Чемберсбург, Честер, Коннеллсвилл, Данвилл, Дюбуа, Данмор, Дюкен, Эри, Гринсбург, Хэзлтон, Хомстед, Хонсдейл, Индиана, [12] Джонстаун, Маккиспорт, Ньюкасл, Ойл-Сити, Фениксвилл, Поттсвилл, Шамокин, Шарон, Шенандоа, Южный Вифлеем, Южный Шарон, Титусвилл, Юнионтаун, Вашингтон, Уильямспорт и Йорк. Евреи расселены посредством каких-либо организаций по меньшей мере в пятидесяти городах штата.

Изгнание евреев из России стало поводом для многих переселения в это государство. Они начали прибывать в 1882 году и в настоящее время составляют большинство еврейского населения.

Статистика 1906 года

[ редактировать ]

В штате Пенсильвания было тридцать четыре города и поселка с одним или несколькими еврейскими учреждениями. Из них в 31 имеется 92 регулярно организованных прихода, в 2 проводятся праздничные службы, а в 1 общинная религиозная жизнь не ведется. [13] Существует 59 общин с числом членов около 7 000 человек и доходом более 120 000 долларов; 8 общин входят в Союз американских еврейских общин; 38 имеют вместе 33 кладбища, и есть 2 кладбища, независимых от организованных общин; 29 общин сообщают о школах, в которых учатся 2433 ученика; 7 школ входят в Союз еврейских субботних школ Америки. Бесплатные религиозные школы проводятся двумя обществами, одно из которых сообщает о доходе в размере 3 187 долларов США и в нем учится 2 721 ученик; Есть 2 бесплатные еврейские школы с доходом 5660 долларов, в которых обучаются 430 учеников. [14]

Не считая школ и классов религиозного обучения, существовали, главным образом в Филадельфии, Питтсбурге и Уилксбарре, следующие образовательные учреждения: 1 школа ручного обучения; 4 общества, проводящих производственные занятия; 2 общества, проводящие вечерние занятия; 2 детских сада; 1 ясли; 2 ассоциации выпускников, способствующие религиозному обучению; и 1 колледж по изучению иврита. Три из них сообщают о доходе в размере 21 316 долларов США, а еще три сообщают о 499 учениках. Существует 41 благотворительное общество, 23 из которых сообщают о доходе в размере 219 324 долларов, из которых 193 396 долларов должны быть зачислены в кредит Филадельфии. [15] [16]

В состав благотворительных обществ входят 3 приюта для сирот, 1 больница, 1 дом для неизлечимых, 1 родильный дом, 1 «дружелюбный постоялый двор» и дом для престарелых - все, кроме 1 приюта для сирот, находящегося в Филадельфии. [ нужна ссылка ] В Филадельфии действуют 11 социальных клубов (5 с доходом 25 620 долл.), 4 ассоциации юношей (2 с доходом 4 718 долл.), 1 кредитная ассоциация, 14 обществ взаимопомощи — все в Филадельфии. Также действуют 12 литературных клубов (11 в Филадельфии) и 2 музыкальных ассоциации.В двух городах существовали отделения Всемирного израильского альянса; в четырех — секции Совета еврейских женщин; в пяти — девять сионистских обществ; а в семнадцати — 60 лож. Последние распределяются между орденами следующим образом: 25 — Независимый орден Бнай Брит; 6. Независимый порядок, свободные сыны Израиля; 17, Независимый Орден Сынов Вениамина; и 12, Орден Брит Авраама. Нынешнее население Пенсильвании составляет 6 302 115 человек, в том числе более 100 000 евреев. [17]

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • HP Розенбах. История евреев Филадельфии до 1880 года . Филадельфия. 1883.
  • Маркенс. Евреи в Америке . Нью-Йорк. 1888.
  • Мораиш. Евреи Филадельфии . Филадельфия. 1894.
  • Публикации Am. Еврей. Хист. Соц.: ASW Rosenbach, Заметки о первом поселении евреев в Пенсильвании, 1655–1703 гг. (1897, т. v.).
  • Х. Некарсалмер. Раннее поселение Ланкастера . 1901, вып. ix.
  • IH и ASW Розенбах. Аарон Леви . 1894, вып. ii.
  • Моррис Джастроу . Евреи Филадельфии . 1893, вып. я.
  • Генри Берковиц . (1901, т. IX.).
  • Аарон Леви, Изабелла Х. Розенбах и Авраам С. Вольф Розенбах, в Publ. Являюсь. Еврей. Хист. Соц. № 2, 1894 г., стр. 157–163.

Другие источники

[ редактировать ]
  • Дейли, «Расселение евреев в Северной Америке»; Колониальные отчеты Пенсильвании; Архивы Пенсильвании.
  • Уотсон, Анналы, Филадельфия, 1868 г.
  • История Филадельфии Уэсткотта.
  • Мемуары Исторического общества Пенсильвании.
  • Американский еврейский ежегодник, 1900–1901 гг.
  • Архивы Пенсильвании, первая серия, i. 266; Вторая серия, ix. 738.
  • Американский исторический регистр, апрель 1895 г.
  1. ^ Дом Хабада и Еврейский общинный центр предлагают путь «К значимой жизни» , www.annarbor.com
  2. ^ Хабад предлагает новый курс: «На пути к значимой жизни» , www.stljewishlight.com
  3. ^ "Дом" . kesherzion.org .
  4. ^ «Карта города Ридинг | Город Ридинг, штат Пенсильвания» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2016 года . Проверено 19 апреля 2016 г.
  5. ^ «Празднование в синагоге Кешер-Цион в Ридинге помогает отметить Рош ха-Шана» . Читающий орел . 14 сентября 2015 года . Проверено 19 апреля 2016 г.
  6. Новости Хабада Саут-Хиллз. Архивировано 16 декабря 2014 г., в Wayback Machine , www.incommunitymagazines.com .
  7. ^ http://atlanticcoastconference.net
  8. ^ Таггерт, Эд. Бутлегер: Макс Хассель, газетчик-миллионер . Линкольн, Небраска: iUniverse, 2003. ISBN   0-595-26013-6
  9. ^ Джейсон Брудерек (15 ноября 2011 г.). «Читающий гангстер разыскивается на канале HBO» . Читающий орел . Проверено 19 апреля 2016 г.
  10. ^ Моррис, Крис. Пиво Северного Джерси: история пивоварения от Принстона до Спарты . The History Press, 2013 (с. 70–81). ISBN   9781625854421
  11. ^ Хасия Р. Дайнер. Евреи США, 1654–2000 гг . п. 185–186.
  12. ^ «Синагоги в Индиане, штат Пенсильвания, или рядом с ней» .
  13. ^ Кратко о религии
  14. JLI Хабада: Инструменты для жизни. Архивировано 23 сентября 2014 г., на archive.today.
  15. ^ JLI предложит «К жизни, наполненной смыслом: путешествие по самоанализу для каждого еврея». Архивировано 23 сентября 2014 г., на archive.today.
  16. ^ Генеральный консул Израиля оказывается вдохновляющим и познавательным в разговоре о Свампскотте.
  17. ^ Курс медицины и морали в Брисбене. Архивировано 23 сентября 2014 г., на archive.today.

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Пенсильвания» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dbd938fad6f170b852377d795708ee49__1718066700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/49/dbd938fad6f170b852377d795708ee49.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Pennsylvania - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)