Jump to content

История евреев в Лос-Анджелесе

Евреи в Лос-Анджелесе
Конгрегация Бнай Брит , первая синагога, основанная в Лос-Анджелесе в 1869 году, фото около 1900 года.

Евреи Лос-Анджелеса составляют примерно 17,5 процентов населения города и 7% населения округа , что делает еврейскую общину крупнейшей в мире за пределами Нью-Йорка и Израиля . По состоянию на 2015 год проживает более 700 000 евреев В округе Лос-Анджелес в целом проживает 1,232 миллиона евреев , а в Калифорнии . [1] [2] [3] [4] Евреи иммигрировали в Лос-Анджелес с тех пор, как он был частью мексиканского штата Альта Калифорния , но особенно начиная с конца 19 века и по сей день. Еврейское население выросло с примерно 2500 в 1900 году до как минимум 700 000 в 2015 году. [5] Большое еврейское население оказало значительное влияние на культуру Лос-Анджелеса . Еврейское население Лос-Анджелеса за последние несколько десятилетий резко увеличилось из-за внутренней миграции евреев с Восточного побережья , а также иммиграции из Израиля , Франции , бывшего Советского Союза , Великобритании , Южной Африки и стран Латинской Америки. Америки , а также из-за высокой рождаемости хасидских общин , и православных составляющих около 10% населения общины.

Население

[ редактировать ]

По состоянию на 2020 год еврейское население Лос-Анджелеса оценивается в 530 000 человек. Хотя последний опрос еврейского населения еврейской общины Лос-Анджелеса был проведен в 1997 году, систематическое исследование еврейского населения в Соединенных Штатах, проведенное Института социальных исследований Стейнхардта, Проектом американского еврейского населения показало, что округ Лос-Анджелес имеет второе по величине еврейское население. в США, уступая только Нью-Йорку . [6] Он занимает пятое место по численности еврейского населения среди всех городов мира. [7] [8]

Согласно исследованию еврейского Лос-Анджелеса, проведенному Брандейсом в 2021 году, около половины еврейских семей в Лос-Анджелесе включают иммигрантов в Соединенные Штаты или тех, чьи родители являются иммигрантами. Регионы происхождения включают Иран, Израиль, Россию/бывший Советский Союз, Латинскую Америку и Европу. Американцы израильского происхождения и евреи-латиноамериканцы, как правило, моложе, чем общее еврейское население Лос-Анджелеса. Они обнаружили, что еврейская активность персидских и израильско-американских евреев в целом выше, чем средняя активность местных евреев. [9]

Этнические корни

[ редактировать ]

Персидские евреи

[ редактировать ]
Джимми Делшад , бывший мэр Беверли-Хиллз и первый мэр-персидский еврей в Соединенных Штатах.

По состоянию на 2008 год в районе Лос-Анджелеса проживало самое большое население персидских евреев в США - 50 000 человек. [10]

Иранско-американская еврейская федерация (IAJF) Лос-Анджелеса — известная некоммерческая организация, которая обслуживает иранскую еврейскую общину Большого Лос-Анджелеса на протяжении последних сорока одного года. IAJF является ведущей организацией в своих усилиях по борьбе с местным и глобальным антисемитизмом, защите иранских евреев внутри страны и за рубежом, содействию единству сообщества, участию в социальных и общественных делах, предоставлению финансовой и психосоциальной помощи нуждающимся посредством благотворительной деятельности и многому другому. [11]

, Объединенный школьный округ Беверли-Хиллз сложившаяся еврейская община и безопасность привлекли персидских евреев в Беверли-Хиллз, а коммерческий район города стал известен как « Техрангелес » из-за того, что персы владели предприятиями в Золотом треугольнике. [12] После иранской революции 1979 года около 30 000 иранских евреев поселились в Беверли-Хиллз и его окрестностях. [13] Иранские евреи, потерявшие средства в Иране, смогли быстро адаптироваться благодаря высокому уровню образования, зарубежным средствам и опыту в бизнес-секторе. [12] В 1988 году 1300 иранских евреев поселились в Лос-Анджелесе. [13]

В 1990 году Джон Л. Митчелл из Los Angeles Times написал, что эти иранские евреи «функционируют как часть более крупной иранской общины», но что они также «во многих отношениях [...] образуют собственную общину», поскольку они «все еще им удается прожить свою жизнь почти в окружении культуры своей родины: ходить в иранские ночные клубы, совершать богослужения в иранских синагогах, покупать одежду и украшения в иранских магазинах». [13] возникала напряженность с евреями-ашкенази Первоначально в синагогах из-за культурных недопониманий и различий в моделях поклонения, отчасти потому, что некоторые иранские евреи не понимали, что им необходимо помогать в сборе средств и платить взносы. Напряженность утихла к 2009 году. [12]

израильтяне

[ редактировать ]
Израильтяне и другие американские евреи празднуют Йом ха-Ацмаут на фестивале Celebrate Israel в Чевиот-Хиллз, Лос-Анджелес.

в Лос-Анджелесе проживает самая большая численность израильской диаспоры : более 250 000 американцев израильского происхождения проживают в Лос-Анджелесе По данным Израильско-американского совета, . Израильская община Лос-Анджелеса сосредоточена в долине Сан-Фернандо и Вестсайде Лос-Анджелеса . Общины Энсино и Тарзана , в частности, известны своим большим израильским населением. Многие американцы израильского происхождения в Лос-Анджелесе являются американцами в первом, втором или третьем поколении и являются потомками первых израильских иммигрантов, прибывших в 1950-х годах, в то время как другие являются более поздними иммигрантами, которые начали переезжать в Лос-Анджелес в волне миграции, начавшейся в 1970-х годов и продолжается по сей день. Израильско-американское сообщество Лос-Анджелеса приобрело известность в местном бизнесе, правительстве и культуре. В Лос-Анджелесе находится первый в мире Израильский общественный центр (ICC), похожий на JCC , расположенный в долине Сан-Фернандо . [14]

Русские евреи

[ редактировать ]

В Лос-Анджелесе проживает около 25 000 русскоязычных евреев , и он является вторым по величине населением русских евреев из бывшего Советского Союза в США после Нью-Йорка. [15] Русскоязычные евреи Лос-Анджелеса составляют от 10 до 15 процентов местного еврейского населения. В основном они живут в Западном Голливуде . [16]

Латиноамериканские евреи

[ редактировать ]

, проживало около 11 000 латиноамериканских евреев По состоянию на 2006 год в Лос-Анджелесе, особенно в районе Вест-Хиллз . [17]

Марокканские евреи

[ редактировать ]

Марокканская еврейская община в Лос-Анджелесе — одна из крупнейших в Северной Америке, около 10 000 марокканских евреев проживают в районе Лос-Анджелеса , в основном в Пико-Робертсоне , Северном Голливуде и Беверли-Хиллз . Многие из них являются потомками членов общины, которые впервые эмигрировали в Соединенные Штаты после Второй мировой войны . Многие другие приехали позже в 20 веке из Израиля, а в начале 21 века из Франции из-за роста там антисемитизма . [18] Большинство из них являются приверженцами ортодоксального иудаизма , а некоторые принадлежат к харедим , реформистскому и консервативному иудаизму также . Община имеет свои синагоги, а также общественный центр .

Родеслис

[ редактировать ]

По оценкам, по состоянию на 2005 год в районе Лос-Анджелеса проживало 900 родсли. Первые члены еврейской общины Родса поселились в районе Ладера-Хайтс в начале 20 века. Родсли приехали в Лос-Анджелес, спасаясь от антисемитизма и в поисках возможностей. Ладера-Хайтс на протяжении десятилетий была сердцем общины Родесли. Родесли говорил на ладино дома и основал собственную синагогу — Сефардский еврейский центр; который позже объединился с сефардским храмом Тиферет Исраэль в 1993 году. Начиная с 1960-х и 70-х годов, Родсли начали покидать Ладера-Хайтс из-за красной линии и перебрались в другие районы города. Сегодня родсли разбросаны по всему округу Лос-Анджелес , и некоторые из них опасаются ассимиляции с более широкой еврейской общиной Лос-Анджелеса и потери своей уникальной культуры и традиций. Некоторые члены сообщества до сих пор говорят на ладино, особенно те, кто старше или особенно интересуется своей этнической историей.

Начиная с середины 20-го века, община Родесли в Лос-Анджелесе зародила уникальный обычай, который продолжается и по сей день, — ежегодные поездки в Каталину. Каждое лето несколько жителей Родсли (40 по состоянию на 2005 год) садятся на паром до острова Каталина , чтобы отправиться в групповое путешествие, где они смогут приобщиться к своей общей культуре и истории. Влиятельный член общины Арон Хассон однажды заявил « Еврейскому журналу» : «Для них было естественным переправиться на лодке на близлежащий остров». Они посещают остров Каталина, потому что его расположение напоминает Родос по отношению к Турции . [19]

Средиземноморский остров Родос когда-то был центром важной сефардской еврейской общины со своей уникальной культурой и обычаями. Евреи Родоса, называвшие себя родслисами, мирно жили под властью Османской империи, сохраняя средневековую форму языка ладино , которую они взяли с собой после инквизиции и изгнания из Испании в 1492 году. В 1944 году Родос был захвачен нацистами , и Родос был захвачен нацистами. Евреи были среди многих, отправленных в вагонах для перевозки скота на смерть в концентрационные лагеря . Многие из родесли, пережившие Холокост и бежавшие от Второй мировой войны и ее последствий, иммигрировали в Лос-Анджелес существовала община родесли , потому что в Южном Лос-Анджелесе и береговая линия этого района , а средиземноморский климат напоминали им об их прежнем доме. [20]

Йеменские евреи

[ редактировать ]

Начиная с волны израильской иммиграции в Лос-Анджелес, которая началась в середине 20 века и продолжается по сей день, несколько йеменских евреев из Израиля приехали в Лос-Анджелес и в основном обосновались в районах Пико-Робертсон , Санта-Моника и Энсино ; где есть несколько ресторанов, предлагающих йеменскую еврейскую кухню. Есть несколько синагог йеменской традиции, в первую очередь Тиферет Теман на Пико. Многие йеменцы также посещают синагоги, обслуживающие общую еврейскую общину города мизрахи. [21]

В 1964 году несколько десятков членов йеменской общины начали встречаться и молиться на йеменском диалекте иврита в своих домах, общественных помещениях и даже в подвалах банка. На праздники они снимали комнаты в местных синагогах. Следующие 18 лет у йеменцев не было собственной синагоги. Осенью 1986 года они приобрели дом с тремя спальнями в жилом районе на Хейворт-авеню, который затем превратили в первую йеменскую синагогу в Лос-Анджелесе — Тиферет Теман. Этот шаг встретил сопротивление со стороны некоторых соседей, некоторые из которых были евреями, многие из которых не были евреями и были белыми; что привело к обвинениям в антисемитизме со стороны некоторых членов синагоги. Синагога также привлекла сторонников, в основном среди местной ортодоксальной еврейской общины. Некоторые пожилые православные жители района начали посещать службы в Тиферет Теман из соображений удобства, поскольку это была ближайшая к их дому синагога. Противники синагоги подали жалобы в городской совет по зонированию, поскольку здание было отнесено к жилым. Сообщается, что синагогу поддержал член местного совета. Зев Ярославский , позднее заявивший о своей нейтральности перед лицом оппозиции сообщества. [22] В 1987 году Тиферет Теман проиграл битву за зонирование, и ему было приказано закрыться. Позднее это решение было обжаловано духовенством. [23] Позже Тиферет Теман переехал в другое здание с соответствующим зонированием, где и находится по сей день.

Южноафриканские евреи

[ редактировать ]

По состоянию на 1986 год более 500 южноафриканских евреев проживали в Ирвайне , округ Ориндж , недалеко от Лос-Анджелеса. Большинство южноафриканских евреев Лос-Анджелеса являются православными и ходят на религиозные службы в ортодоксальную синагогу или центр Хабада . [24]

История евреев Лос-Анджелеса включает в себя значительный вклад в искусство и культуру, науку, образование, архитектуру и политику и началась в 1841 году с приездом Джейкоба Франкфорта , портного немецкого происхождения, в обозе Уоркмана- Роуленда . [25]

В 1841 году Джейкоб Франкфорт прибыл в мексиканский Пуэбло-де-Лос-Анхелес в Альта-Калифорнии . Он был первым известным евреем города. [26] Мало что известно о личных подробностях жизни Франкфорта, кроме того, что он был опытным торговцем, пользующимся большим спросом. [25] Когда Калифорния была принята в Союз в 1850 году, перепись населения США зафиксировала восемь евреев, проживавших в Лос-Анджелесе. [27]

Моррис Л. Гудман был первым евреем-членом совета в 1850 году, когда Пуэбло-де-Лос-Анхелес Аюнтаменто стал Общим советом Лос-Анджелеса с американской государственностью. [28] Соломон Лазард, торговец из Лос-Анджелеса, входил в состав совета в 1853 году, а также возглавлял первую Торговую палату Лос-Анджелеса . [28] Арнольд Якоби был членом совета в 1853–1854 годах.

Джозеф Ньюмарк , раввин-мирянин , начал проводить первые неофициальные субботние службы в Лос-Анджелесе в 1854 году. [28]

«Первый еврейский сайт в Лос-Анджелесе»
1855 г. Маркер кладбища Еврейского благотворительного общества.

В 1854 году Джозеф Ньюмарк прибыл в Лос-Анджелес и помог основать Еврейское благотворительное общество для развивающейся еврейской общины после организации общин в Нью-Йорке и Сент-Луисе. Первым организованным усилием еврейской общины в Лос-Анджелесе было приобретение у города кладбища в 1855 году. Кладбище Еврейского благотворительного общества располагалось на Лукаут-Драйв и Лилак-Террас в ущелье Чавес в центре Лос-Анджелеса. [27] Современный исторический указатель «Первого еврейского объекта в Лос-Анджелесе» расположен к югу от стадиона Доджер, за полицейской академией, в районе Елисейского парка . В 1910 году тела были перевезены на кладбище «Дом мира» в восточном Лос-Анджелесе . [28]

Самая старая община в Лос-Анджелесе, основанная в 1862 году, была реформистской деноминацией. Это нынешняя Храма на бульваре Уилшир . община [27]

В 1865 году Луи Левин и Чарльз Джейкоби организовали Ассоциацию пионеров, которая развивала восточный район Лос-Анджелеса, позже известный как Бойл-Хайтс . [28]

В 1868 году Исайяс В. Хеллман (1842–1920) и партнеры основали в городе Банк фермеров и торговцев. В 1879 году он входил в попечительский совет по созданию нового Университета Южной Калифорнии . [29] В 1881 году Хеллман был назначен регентом Калифорнийского университета , дважды переназначался и занимал эту должность до 1918 года. [28]

С 1900 по 1926 год не было отдельного еврейского квартала. [28] 2500 евреев жили в «центре города», который в 1910 году описывался как Темпл-стрит ( главная еврейская улица ) и район к югу от него. В 1920 году сюда входили Центральный проспект . Меньшие группы жили в Университете, Вестлейке и оптовых районах. За исключением университетов, эти области неуклонно сокращались в период с 1900 по 1926 год.

В 1900 году два историка еврейской общины заявили, что «евреев было слишком мало, чтобы сформировать окончательно еврейский район». [30]

В 1900 году здесь проживало 2500 евреев. Это число увеличилось до 5795 евреев в 1910 году, 10 000 в 1917 году, 43 000 в 1923 году и 65 000 в середине 1920-х годов. [31]

больница Каспаре Кона (1902–1910), которая позже стала больницей Сидарс оф Ливан (Мелроуз/Вермонт) и, в конечном итоге, медицинским центром Сидарс-Синай была основана В 1902 году в Анджелино-Хайтс . С 1902 по 1905 год здесь лечили больных туберкулезом из потогонных предприятий Востока, пока богатые соседи не заставили их прекратить лечение больных туберкулезом. [28]

В 1906 году Синайский храм был организован . Это была первая консервативная община в Лос-Анджелесе и первая консервативная синагога, построенная к западу от Чикаго. [28] С момента завершения строительства в 1909 по 1925 год прихожане поклонялись на 12-й улице и улице Валенсии. Конгрегация переехала в Вествуд в 1961 году. [27] В 2013 году здание приобрел Крейг Таубман, в результате которого был создан некоммерческий проект Pico Union Project — многоконфессиональный и культурный центр. В 1911 году была основана Еврейская ассоциация приютов, которая в конечном итоге превратилась в Еврейский дом для престарелых, ныне расположенный в Резеде .

В 1920-х годах, после начального периода пребывания на Северо-Востоке и Среднем Западе, значительное количество еврейских иммигрантов и их семей переехало в Лос-Анджелес, в конечном итоге сделав Бойл-Хайтс домом для крупнейшей еврейской общины к западу от Чикаго. Закон об иммиграции Джонсона-Рида 1924 года установил ежегодные квоты для иммигрантов из Европы и резко ограничил миграцию выходцев из Южной и Восточной Европы. Однако население евреев в Лос-Анджелесе продолжало быстро увеличиваться по мере их перемещения на запад.

В 1920 году в Лос-Анджелесе был открыт загородный клуб Hillcrest в районе Чевиот-Хиллз как клуб для еврейской общины Лос-Анджелеса в то время, когда они были исключены из других элитных социальных клубов. Клуб был известен своим « Круглым столом комиков », группой еврейских комиков, в которую входили Джек Бенни , Джордж Бернс , Джордж Джессел , братья Маркс и Милтон Берл . [32]

В 1925 году православная синагога Congregation Beth Jacob , была основана в Вест-Адамсе, Лос-Анджелес . После переезда в Беверли-Хиллз , штат Калифорния , Бет Джейкоб теперь является крупнейшей православной синагогой на западе Соединенных Штатов . [33]

В 1927 году И. М. Хаттем, еврей-сефард , открыл первый супермаркет в Америке. Продуктовый магазин самообслуживания в то время был довольно новой концепцией: под одной крышей продавалось множество продуктов, включая мясо, продукты, хлебобулочные изделия, гастрономы и бакалейные товары. [34]

Хотя первая сефардская религиозная община, Конгрегация Ават Шалом, возглавляемая раввином Авраамом Карако, была основана в 1912 году и проводила религиозные службы в домах своих членов, первая сефардская синагога в Лос-Анджелесе была открыта только двадцать лет спустя, в 1932 году, и ныне известный как сефардский храм Тиферет Исраэль . [35]

Рожденный в Иерусалиме раввин Соломон Михаэль Нечес (1891-1954) был первым раввином синагоги, первоначально называвшейся Конгрегация Талмуд Тора . [36] Раввин Нечес принимал активное участие в установлении законов кашрута в Калифорнии и ортодоксальном еврейском образовании в Лос-Анджелесе. [37] В 1930 году была создана «Агудат Эрец Исраэль Лос-Анджелеса» как уникальная сионистско-еврейская организация на юго-западе Америки, президентом которой стал раввин Нечес. [38]

прошел массовый митинг В 1935 году в зале филармонии протеста против обращения с евреями в Германии. В 1936 году был создан Совет еврейской общины Лос-Анджелеса, ныне Совет еврейской федерации. [28] В 1940 году Лос-Анджелес занимал седьмое место по численности еврейского населения среди всех городов США. Большое количество евреев начало иммигрировать в Лос-Анджелес после Второй мировой войны . В 1946 году в Лос-Анджелесе поселились 2 000 евреев в месяц. К 1950 году в Лос-Анджелесе проживало почти 300 000 евреев. К концу 1950-х годов в Лос-Анджелесе проживало более 400 000 евреев, около 18% от общей численности населения. К концу 1970-х годов в Лос-Анджелесе проживало более 500 000 евреев. [39]

около 1500 советских евреев В 1989 году к 4 декабря того же года в Лос-Анджелес прибыло . Власти Лос-Анджелеса ожидали, что в ближайшие два месяца прибудут еще 850 советских евреев. [40] По оценкам, в 2021 году русскоязычные евреи составляли 10-15 процентов местного еврейского населения. [41]

Евреи сыграли роль в создании или развитии многих деловых и культурных учреждений Лос-Анджелеса, включая индустрии развлечений, моды и недвижимости. [42]

После выборов мэра 2013 года член городского совета Эрик Гарсетти стал первым избранным мэром города- евреем . Ранее он занимал пост президента совета и был переизбран мэром в 2017 году. [43]

Недавняя иммиграция

[ редактировать ]

По состоянию на 1996 год большинство иммигрантов из Израиля в Лос-Анджелес — евреи, говорящие на иврите. [44]

История евреев в индустрии развлечений

[ редактировать ]
Бен Хехт , один из первых евреев, получивших премию «Оскар» , получил первый «Оскар» за лучший рассказ за свой фильм 1927 года «Другой мир» .

Евреи сыграли важную роль в создании киноиндустрии Голливуда в первой половине 20 века. Компании Metro-Goldwyn-Mayer , 20th Century Fox , Columbia Pictures , Paramount Pictures , Universal Pictures и Warner Bros. были основаны и возглавлялись евреями, почти все из которых — недавние иммигранты или дети иммигрантов из Германии и Восточной Европы. В своей книге «Их собственная империя » Нил Габлер писал, что в киноиндустрии «не было никаких препятствий, налагаемых более высокими профессиями и более укоренившимся бизнесом, чтобы не допускать евреев и других нежелательных лиц». Габлер также утверждал, что из-за дискриминации в Америке, где преобладают WASP, из-за их еврейского происхождения, «евреи могли просто создать новую страну - свою собственную империю, так сказать... Америку, где отцы были сильными, семьи стабильными, люди привлекательные, жизнестойкие, находчивые и порядочные». ХХ века Американская мечта в значительной степени была изображена и определена Голливудом. [45]

Очень быстро протестанты напали на киноиндустрию как на еврейский заговор с целью подорвать «христианскую» и «американскую» мораль, особенно в период крупномасштабной иммиграции из Южной и Восточной Европы. Подобные убеждения в еврейском контроле, власти и заговоре являются традиционными элементами антисемитского мышления. Роль этих «голливудских евреев» обсуждается уже много лет. Тем не менее, в одном все согласны: большинство из них вообще избегали идентифицировать себя как евреи, поскольку их главным желанием была ассимилироваться и быть принятыми нееврейским белым истеблишментом. Некоторые афроамериканцы, возмущенные негативным изображением чернокожих в кино и небольшим количеством крупных чернокожих режиссеров и продюсеров в период с 1910-х по 1960-е годы, выдвинули обвинения в том, что евреи в Голливуде одновременно создают стереотипы и несправедливо исключают чернокожих. Голливудские лидеры ответили, что не было никакого заговора, контролирующего Голливуд, и что евреи в этой отрасли были ведущими сторонниками либеральных идей, включая гражданские права и расширение участия чернокожих в индустрии. [45]

География

[ редактировать ]

С конца 1960-х годов ортодоксальные евреи все чаще заселяют Хэнкок-Парк . [46] Сегодня Хэнкок-Парк (а также прилегающий к нему район Беверли-Ла-Брея) является домом для быстро растущего хасидского еврейского населения, при этом большинство хасидских династий представлено в большом количестве, в частности Сатмар , Бобов , Боян , Бобов-45 , Общины Белз , Хабад , Гер , Карлин-Столин , Вижниц , Мункач , Спинка , Клаузенбург , Сквер , Пуппа и другие. Кроме того, в этом районе проживает община харедим -нехасидов литовских евреев- (обычно называемых литвишами или иешивами) вместе с меньшим количеством современных ортодоксальных евреев .

По состоянию на 1990 год большинство иранцев в Беверли-Хиллз были евреями. К тому году многие иранские рестораны и предприятия были открыты на части бульвара Вествуд к югу от бульвара Уилшир . [13]

Евреи все чаще селятся в городе Лос-Анджелес в долине Сан-Фернандо и в в долине Конехо городе Таузенд-Оукс .

Когда евреи поселились в Лос-Анджелесе, они изначально жили в центре города. Промышленная экспансия в центре города вытолкнула евреев в Истсайд Лос-Анджелеса , где в 1910–1920 годах сформировалась еврейская община Лос-Анджелеса. Район Бруклин-авеню- Бойл-Хайтс , район Темпл-стрит и район Центрального авеню были пунктами расселения евреев в тот период. [5]

В 1920-х годах население считало Бойл-Хайтс сердцем еврейской общины. В 1908 году в Бойл-Хайтс проживало три еврейские семьи. В 1920 году здесь проживало 1842 еврейские семьи. В середине 1920-х годов около 33% всех евреев Лос-Анджелеса жили в Бойл-Хайтс. К 1930 году в Бойл-Хайтс проживало почти 10 000 еврейских семей. [5]

С 1953 года все представители городского совета были 5-го округа евреями.

К 1980-м годам большое количество евреев переехало в район Пико-Робертсон Лос-Анджелеса в Вестсайде . Они присоединились к уже сложившейся общине немецких евреев-ашкенази , поселившихся в этом районе в 1910-х годах, и к новому населению иранских евреев , бежавших от революции. [47] Сегодня в этом районе проживает значительная еврейская община: более шести крупных еврейских частных школ, более тридцати кошерных ресторанов (включая китайские, мексиканские, израильские, тайские, гастрономы, стейк-хаусы и другие), более двадцати синагог и пяти микв. . [48]

По оценкам, по состоянию на 2020 год в округе Ориндж проживало около 87 000 евреев. [6]

Демография

[ редактировать ]

Согласно исследованию Pew Research , проведенному в 2007 году , еврейское население Лос-Анджелеса считается самым разнообразным в расовом отношении в Северной Америке; при этом 8% составляют представители смешанной расы, а 7% - латиноамериканцы или латиноамериканцы. В 2007 году еврейские студенты составляли 4% учащихся Объединенного школьного округа Лос-Анджелеса . В Лос-Анджелесе также был самый высокий процент приверженцев реконструктивистского иудаизма в стране, которые, по оценкам, составляли 7% местной еврейской общины. [49]

Политика

[ редактировать ]
Эрик Гарсетти , 42-й избранный мэр Лос-Анджелеса, еврей. [43] [50]

Еврейские избиратели обычно голосуют за политически либеральных кандидатов или идеи, но могут голосовать по-другому, чтобы защитить свои интересы/причины. [51] К 2008 году евреи составляли около 33% избирателей Лос-Анджелеса, а в 1993 году они составляли 25% избирателей. [52] Еврейские избиратели в долине Сан-Фернандо, как правило, более политически консервативны, в то время как избиратели в Вестсайде Лос-Анджелеса, как правило, более либеральны; Евреи в обоих регионах в основном поддерживают Демократическую партию . [53] Евреи голосуют за иммигрантов. [54] Рафаэль Дж. Соненшейн в книге «Роль еврейской общины в политике Лос-Анджелеса » писал, что еврейская община оказала значительное влияние на политику Лос-Анджелеса, хотя пропорционально составляет небольшую часть населения города. [55]

В 1970-х годах евреи Вестсайда выступали за десегрегацию автобусного движения в Объединенном школьном округе Лос-Анджелеса (LAUSD), тогда как евреи в долине Сан-Фернандо выступали против этого. [52] В предыдущие эпохи евреи и чернокожие жители образовывали политическую коалицию, однако позже эта коалиция распалась после того, как Том Брэдли ушел с поста мэра Лос-Анджелеса . [54] В том году голоса евреев разделились между кандидатами в мэры Ричардом Риорданом и Майком Ву . [56] Евреи выступили против предложения 187 , принятого в 1994 году. [54] В 1997 году 80% евреев поддержали школьные облигации LAUSD, которые на тот момент были крупнейшими в истории; и 71% евреев поддержали Риордана против Тома Хейдена . [56] Евреи поддержали Антонио Вилларайгосу на посту мэра Лос-Анджелеса на праймериз 2001 года; хотя во втором туре 2001 года он имел небольшое преимущество над евреями Вестсайда, голоса евреев достались Джеймсу Хану . Однако Вилларайгоса получила большую часть голосов евреев на выборах 2005 года. [54]

В последнее время роль евреев в Голливуде стала менее важной, но отдельные евреи по-прежнему являются лидерами отрасли. [45]

Телевидение

[ редактировать ]

Лос-Анджелес является домом для одного из двух еврейских телеканалов, Jewish Life Television , который вещает по всему миру из студии в Шерман-Оукс . [57] В дополнение к этому, JBS еврейский телеканал , вещающий из Нью-Йорка , еженедельно показывает субботние службы в Синайском храме в Вествуде . [58] Оба канала транслируются местными кабельными провайдерами.

Распечатать

[ редактировать ]

«Еврейский журнал Большого Лос-Анджелеса» — местное еврейское издание, наиболее известное своими интервью с еврейскими знаменитостями и важными фигурами еврейской общины Лос-Анджелеса; [59] а также его особенности в местной еврейской культуре и событиях, а также освещение в новостях событий, затрагивающих общину, а также другие области диаспоры и в Израиле. Несмотря на небольшое издание, в журнале брали интервью многие известные еврейские знаменитости. Его культурное значение для общества привело к тому, что издание и его репортеры были изображены в таких фильмах, как «Это 40» и других. «Еврейский журнал» — крупнейшее еврейское издание за пределами Израиля, распространяемое по всей Северной Америке. В сентябре 2020 года The Jewish Journal объявил о временной приостановке выпуска печатной версии издания из-за экономических последствий продолжающейся пандемии COVID-19 и на данный момент перешел на издание только онлайн. Многие другие еврейские журналы, газеты, журналы и другие издания существуют в районе Большого Лос-Анджелеса. Эти публикации печатаются на нескольких языках, на которых говорит местная еврейская община, включая, помимо прочего, английский, идиш, иврит, французский, фарси, испанский, ладино и другие. Еврейский дом Лос-Анджелеса издает собственные местные еженедельные газеты, которые могут читать их жители.

Южная Калифорния является домом для одной еврейской радиостанции. «Коль Ханешама» — еврейская радиостанция , которая вещает 24 часа в сутки из синагоги «Атерет Исраэль» в районе Пико-Робертсон в Лос-Анджелесе. [60] [61] Помимо Коль Ханешамы, некоторые местные станции ретранслируют Радио израильской армии , также обслуживая большое израильско-американское население города.

Когда евреи переехали в Лос-Анджелес, многие из них открыли деликатесы . [62] К 2013 году несколько гастрономов закрылись из-за старения клиентской базы, новых ресторанов и экономических проблем. [63]

Сэндвич номер 19 от Langer's Deli, состоящий из пастрами , салата из капусты , швейцарского сыра и русской заправки , подается на дважды испеченном еврейском ржаном хлебе и подается с маринованным огурцом.

Еврейская кухня Лос-Анджелеса напоминала кухню Нью-Йорка до конца 20 века, когда открылось больше ресторанов, предлагающих, среди прочего, персидскую еврейскую и израильскую кухню . Влияние этих кухонь, а также калифорнийской кухни , движения за органические продукты питания и обилия местных продуктов создали новую уникальную еврейскую кухню Лос-Анджелеса. В Лос-Анджелесе также есть множество кошерных ресторанов, где подают блюда еврейской, персидской, израильской, марокканской, йеменской, китайской, индийской, мексиканской, итальянской и других стран.

Известные еврейские рестораны Лос-Анджелеса включают:

Образование

[ редактировать ]
Общественная средняя школа Милкена
Средняя школа для мальчиков Университета Йешива

Средняя школа Милкена расположена в Бель-Эйре и входит в состав Темпла Стивена С. Уайза реформистской . общины [64]

Sinai Akiba Academy — это частная начальная школа, расположенная в Вествуде и связанная с Синайским храмом , консервативной конгрегацией.

В районе Фэрфакс есть несколько ортодоксальных еврейских школ. Ешива Рав Исаксон/Академия Тораса Эмеса — это харедимская школа с отдельными зданиями для мальчиков и девочек классов K-8. Месивта Лос-Анджелес хасидская ешива , которая служит подготовкой к Коллелю . Ешива Гедола в Лос-Анджелесе предназначенная только для мальчиков, - это литвийская харедимская ешива, которая также в первую очередь служит для подготовки к обучению в ешиве более высокого уровня и коллелю . Байс Яаков в Лос-Анджелесе — это средняя школа для девочек- харедим , которая помимо религиозного обучения предлагает светское обучение и подготовку к поступлению в колледж. Средняя школа Бнос-Девора - очень маленькая хасидская школа только для девочек. Еврейская академия Явне - это современная ортодоксальная школа K-8. Средняя школа Шалхевет - современная православная средняя школа с совместным обучением.

также есть несколько ортодоксальных еврейских В районе Пико-Робертсон школ . Еврейская академия Харкам Гилель — это современная ортодоксальная школа K-8. Средние школы Университета Ешива в Лос-Анджелесе являются современными ортодоксальными и имеют отдельные кампусы для мальчиков и девочек. Месивта Биркас Ицхок — это харедим средняя школа для мальчиков , целью которой является изучение как Талмуда , так и светского обучения.

Еврейские школы в долине Сан-Фернандо по состоянию на 1988 год включали среднюю школу Вэлли Тора , Еврейскую академию Эмек , Академию Эйнштейна (7–12 классы) в Ван-Найсе , дневную школу Авраама Джошуа Хешеля (K-9) в Нортридже и еврейскую школу Кадима. Академия (PreK-6) в Вудленд-Хиллз . [65]

Институт еврейского обучения Рора в сотрудничестве с Хабадом действует по всему Лос-Анджелесу. [66] [67] [68] [69]

Американский еврейский университет расположен в Бель-Эйр, Лос-Анджелес .

Известные жители

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Дашефский, Арнольд. «Еврейское население в США» . Берманский еврейский банк данных . Проверено 6 октября 2020 г.
  2. ^ «Профессиональные сети Еврейской федерации» . Еврейская федерация Лос-Анджелеса . Проверено 27 сентября 2021 г.
  3. ^ «Еврейский Лос-Анджелес» . Дневной путешественник . 20 июля 2019 г. Проверено 27 сентября 2021 г.
  4. ^ "Генеральный консул Азербайджана встретился в Лос-Анджелесе с ведущими американскими еврейскими организациями" . Азерньюс . 16 марта 2021 г. . Проверено 27 сентября 2021 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Ромо, Рикардо (2010). Восточный Лос-Анджелес: История Баррио . Издательство Техасского университета . п. 95. ИСБН  978-0-29278-771-1 .
  6. ^ Jump up to: а б Сакс, Леонард; Пармер, Дэниел; Тай, Элизабет; Магидин де Крамер, Ракель (март 2021 г.). «Оценки еврейского населения Америки на 2020 год: резюме и основные моменты» . Американский проект еврейского населения в Институте социальных исследований Стейнхардта, Университет Брандейса . Проверено 27 апреля 2021 г.
  7. ^ «Профессиональные сети Еврейской федерации» . Еврейская федерация Большого Лос-Анджелеса . Проверено 26 октября 2020 г.
  8. ^ «Еврейская община Лос-Анджелеса» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот .
  9. ^ «Изучение еврейского Лос-Анджелеса 2021» . www.brandeis.edu . Проверено 26 марта 2024 г.
  10. ^ Хеннесси-Фиске, Молли и Абдолла, Тами (15 сентября 2008 г.). «Сообщество, раздираемое трагедией» . Лос-Анджелес Таймс . п. 1 . Проверено 11 марта 2015 г.
  11. ^ «Иранско-американская еврейская федерация» .
  12. ^ Jump up to: а б с Уэст, Кевин (июль 2009 г.). «Персидское завоевание» . Журнал W. Архивировано из оригинала 21 июля 2013 года . Проверено 11 марта 2015 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д Митчелл, Джон Л. (13 февраля 1990 г.). «Иранские евреи нашли убежище в Беверли-Хиллз: Иммигранты: революция Хомейни вынудила 40 000 из них быть изгнанными. По крайней мере 30 000 могут жить в городе, который символизирует богатство, или рядом с ним» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 11 марта 2015 г.
  14. ^ Хандверкер, Хаим. «И вообще, сколько израильтян живут в Америке» . Гаарец . Проверено 6 октября 2020 г.
  15. ^ Торок, Райан. «Русские Лос-Анджелеса возвращают себе еврейскую душу» . Еврейский журнал . Проверено 12 октября 2020 г.
  16. ^ «Молодые русскоязычные евреи получили новый дом в Лос-Анджелесе» . Еврейские новости . 26 февраля 2021 г.
  17. ^ «Латиноамериканские евреи нашли дом в Лос-Анджелесе» Los Angeles Daily News . Проверено 12 октября 2020 г.
  18. ^ Бум, Аомар. «Меллахи Лос-Анджелеса: марокканская еврейская община в американском городском пространстве» . Ассоциация еврейских исследований . Проверено 6 октября 2020 г.
  19. ^ Грей, Беверли (6 октября 2005 г.). «Родесли хранят веру в Лос-Анджелесе» . Еврейский журнал . Проверено 12 октября 2020 г.
  20. ^ «Остров роз: евреи Родоса в Лос-Анджелесе» . Национальный центр еврейского кино . Проверено 12 октября 2020 г.
  21. ^ Аром, Эйтан (24 августа 2016 г.). «Пропавшие дети: йеменцы, добравшиеся до Лос-Анджелеса, несут семейные раны из прошлого Израиля» . Еврейский журнал . Проверено 12 октября 2020 г.
  22. ^ Мерфи, Дин (1 октября 1987 г.). «Дом, превращенный в синагогу, раскалывает сообщество, вынуждая бороться за…: сохранять веру» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 12 октября 2020 г.
  23. ^ Мерфи, Дин (29 октября 1987 г.). «Решение о зонировании будет обжаловано: заявка на строительство синагоги в доме проиграна» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 12 октября 2020 г.
  24. ^ Пинский, Марк (30 ноября 1986 г.). «Большое сообщество изгнанников: южноафриканские евреи нашли убежище в Ирвине» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 12 октября 2020 г.
  25. ^ Jump up to: а б Хауге, Питер (16 мая 2022 г.). «Еврейские корни Лос-Анджелеса» Публичная библиотека Лос-Анджелеса . Проверено 26 марта 2024 г.
  26. ^ Харниш, Ларри (24 мая 2013 г.). «Привлечение внимания к истории евреев в Лос-Анджелесе» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 31 марта 2014 г.
  27. ^ Jump up to: а б с д Яковиц, Джудит (24 апреля 1986 г.). «10 избранных мест, напоминающих еврейскую историю Лос-Анджелеса» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 18 мая 2014 г.
  28. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Холден, Н. (ноябрь 2002 г.). «Еврейское присутствие в Лос-Анджелесе» . Раннее еврейское присутствие в Лос-Анджелесе . Архивировано из оригинала 7 февраля 2017 года.
  29. ^ «Об ОСК: История» . Университет Южной Калифорнии . Архивировано из оригинала 22 февраля 2023 года.
  30. ^ Ромо, Рикардо (2010). Восточный Лос-Анджелес: История Баррио . Издательство Техасского университета . стр. 64–65. ISBN  978-0-29278-771-1 .
  31. ^ Ромо, Рикардо (2010). Восточный Лос-Анджелес: История Баррио . Издательство Техасского университета. п. 95. ИСБН  978-0-29278-771-1 .
  32. ^ «История» . Загородный клуб Хиллкрест .
  33. ^ "О нас" . Конгрегация Бет Джейкоб . Проверено 26 марта 2024 г.
  34. ^ «Супермаркет IM Hattem's в Лос-Анджелесе» . От Центрального рынка до супермаркета: еврейские бакалейщики Лос-Анджелеса . Проверено 26 марта 2024 г.
  35. ^ «Краткая история евреев-сефардов в Лос-Анджелесе» . Справочник науки и технологий Израиля . Проверено 26 марта 2024 г.
  36. ^ «Конгрегация Талмуд Тора Лос-Анджелеса» . Национальный реестр исторических мест . Проверено 2 октября 2021 г.
  37. ^ «Как важно ценить наше прошлое» . Раввин Пини Даннер . 12 июля 2018 г. . Проверено 28 марта 2024 г.
  38. ^ «Палестинские евреи Лос-Анджелеса организуются» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 2 октября 2021 г.
  39. ^ Гурок, с. 38
  40. ^ Шредер, Эстер. « Отлив: Лос-Анджелес справляется с потоком советских эмигрантов » . The New Republic . 4 декабря 1989 г. Том 201(23), стр.11(2). ISSN   0028-6583 . «А в Лос-Анджелесе более высокая концентрация советских евреев, чем в любом американском городе, за исключением Нью-Йорка: в этом году община выросла примерно на 1500 человек, а в ближайшие два месяца ожидается прибытие еще 850 человек».
  41. ^ Сигал, Тобиас (1 марта 2021 г.). «У русскоязычных евреев Лос-Анджелеса появилось новое место, которое они могут назвать своим домом» . «Джерузалем Пост» . Проверено 28 марта 2024 г.
  42. ^ Тугенд, Том (1 мая 2013 г.). «Как евреи изменили Лос-Анджелес» . Еврейский журнал .
  43. ^ Jump up to: а б «Краткий обзор избранного мэра Лос-Анджелеса Эрика Гарсетти» . НовостиОК . Ассошиэйтед Пресс. 30 июня 2013 года . Проверено 16 августа 2018 г.
  44. ^ Бозоргмер, Мехди; Дер-Мартиросян, Клаудия и Сабах, Жорж (1996). «12. Жители Ближнего Востока: новый вид иммигрантов». В Вальдингере, Роджере и Бозоргмере, Мехди (ред.). Этнический Лос-Анджелес . Фонд Рассела Сейджа . стр. 345–348. ISBN  978-1-61044-547-4 .
  45. ^ Jump up to: а б с Снитов, Алан и Кауфман, Дебора (1998). «Черные и евреи: Руководство для фасилитатора» . Кинохроника.org .
  46. ^ Ватанабэ, Тереза ​​(1 октября 2007 г.). «Перемены вызывают напряжение в уравновешенном Хэнкок-парке» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 2 апреля 2014 г.
  47. ^ «В центре внимания района: Пико-Робертсон — развивающийся центр еврейской культуры» . Лос-Анджелес Таймс . 3 февраля 2017 г. Проверено 29 апреля 2020 г.
  48. ^ «Синагоги Пико/Робертсона» . haruth.com . Проверено 29 апреля 2020 г.
  49. ^ «Южные евреи не учитываются» . Новости Университета Южной Калифорнии . Проверено 13 октября 2020 г.
  50. ^ Мехта, Сима; Нельсон, Лаура Дж. (22 мая 2013 г.). «Гарсетти выигрывает гонку на пост мэра Лос-Анджелеса; Греэль уступает» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 22 мая 2013 года . Проверено 19 августа 2020 г. Гарсетти станет первым избранным мэром города-евреем. В свои 42 года он также станет самым молодым за более чем столетие.
  51. ^ Зоненшейн, стр. 190.
  52. ^ Jump up to: а б Зонненшейн, стр. 196.
  53. ^ Зонненшейн, стр. 196, 198.
  54. ^ Jump up to: а б с д Зонненшейн, стр. 198.
  55. ^ Зоненшейн, стр. 189.
  56. ^ Jump up to: а б Зонненшейн, стр. 199.
  57. ^ «У еврейского телевидения есть дом в долине» . Лос-Анджелес Дейли Ньюс . Проверено 22 октября 2020 г.
  58. ^ Рейнольдс, Майк (17 сентября 2014 г.). «Шалом ТВ объявит о смене названия JBS» . Многоканальные новости .
  59. ^ «История OJ Papers находит в суде этнические аспекты» . Звездная телеграмма Форт-Уэрта . 18 июля 1995 года . Проверено 30 июня 2011 г.
  60. ^ «Радио» . Атерет Исраэль . Проверено 22 октября 2020 г.
  61. ^ «Радио Коль Ханешсма» . Радио.нет . Проверено 22 октября 2020 г.
  62. ^ Беннетт, Сара (24 июня 2015 г.). «Медленная смерть еврейских гастрономов Лос-Анджелеса» . Лос-Анджелес Еженедельник . Проверено 8 марта 2016 г.
  63. ^ Сюй, Тиффани (22 февраля 2013 г.). «Еврейские деликатесы в рассоле» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 8 марта 2016 г.
  64. ^ Факс, Джули Г. (28 февраля 2008 г.). «Еврейские средние школы Лос-Анджелеса разбросаны по всей карте» . Еврейский журнал Большого Лос-Анджелеса .
  65. ^ Лингре, Мишель (28 апреля 1988 г.). «Ранние лингвисты: частные школы иностранных языков придают двуязычному образованию новый поворот» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 29 июня 2015 г.
  66. ^ Лакин, Двора (6 октября 2014 г.). «Как она это делает?» . Всемирная штаб-квартира Хабад Любавич . Проверено 17 ноября 2014 г. Г-жа Шула Брыски, представитель города Таузенд-Оукс, штат Калифорния, и мать шестерых детей, говорит, что Ребе «наделил женщин полномочиями, которые, возможно, никогда раньше не делались». Принимая современность, Ребе понимал, что сегодня «женщинам нужен более утонченный иудаизм, большая глубина, большая духовность». В этом богатом пригороде Лос-Анджелеса Бриски уделяет особое внимание обучению женщин посредством еженедельных занятий «Кофеин для души», ежемесячных собраний Общества Рош Ходеш и чрезвычайно популярных занятий по бат-мицве, которые она ведет. Брыски также входит в редакционную коллегию Общества Рош Ходеш, проекта Еврейского образовательного института (JLI), и является плодовитым писателем.
  67. ^ Познер, Менахем. «300 студентов-раввинов отправляются на летние каникулы» . Медиа-центр Хабад-Любавич . За Зарчи последовал раввин Эфраим Минц, который в 1990 году служил странствующим раввином в Калифорнии. Минц, возглавляющий Еврейский учебный институт им. Мысли Торы на самые разные темы, которыми можно поделиться с другими во время путешествий.
  68. ^ «Что предлагает Хабад в кампусе» . Хабад Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе . Лос-Анджелес, Калифорния. Архивировано из оригинала 31 декабря 2014 года . Проверено 31 декабря 2014 г. Наша программа Sinai Scholars (совместно с Еврейским учебным институтом Рора) популярна среди студентов колледжей, поскольку они открывают для себя внутренний смысл 10 заповедей, а программы JLearn проводятся каждый семестр и охватывают широкий спектр еврейских и хасидских тем.
  69. ^ «Программа 10 заповедей» . Штурем . Лос-Анджелес, Калифорния. Ужин для первых выпускников Университета Южной Калифорнии состоялся в штаб-квартире Хабад-Любавич на западном побережье в Вествуде и начался с записанной на видео речи Любавичского Ребе, раввина Менахема М. Шнеерсона, в которой он сказал, что изучение Торы является важным правом каждого человека по рождению. Евреи, независимо от их класса, образования и возраста.
  70. ^ «Звезды Давида на неделе от 19.04.2012» . Еврейский представитель . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 24 января 2017 г.
  71. ^ Эберт, Роджер (6 ноября 2005 г.). « Девочка-пчелка несет пленку» . РоджерЭберт.com . Проверено 14 апреля 2020 г.
  72. ^ Гейс, Соня (1 апреля 2007 г.). «Уроженец Ирана стал мэром Беверли-Хиллз» . Вашингтон Пост . Проверено 11 марта 2015 г.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c9212d6650801f2a8278efbf96bd543b__1722103680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/3b/c9212d6650801f2a8278efbf96bd543b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Los Angeles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)