Jump to content

История евреев в Атланте

История евреев Атланты началась в первые годы заселения города, и еврейская община продолжает расти сегодня. В первые десятилетия своего существования еврейская община в основном состояла из немецких еврейских иммигрантов, которые быстро ассимилировались и были активны в более широком обществе Атланты . Как и в остальной части Атланты, еврейская община сильно пострадала от Гражданской войны в США . В конце 19 века волна еврейской миграции из Восточной Европы привела в этот район менее богатых, говорящих на идиш евреев, что резко контрастировало с устоявшейся еврейской общиной. На общину глубоко повлияло дело Лео Франка в 1913–1915 годах, которое заставило многих переоценить то, что значит быть евреем в Атланте и на юге, и во многом нанесло шрамы поколению евреев в городе, пережившим это событие. В 1958 году один из центров еврейской жизни в городе, Еврейская благотворительная конгрегация , известная как «Храм», подверглась бомбардировке из-за поддержки ее раввином Движения за гражданские права . В отличие от десятилетий назад, когда Лео Франка линчевали, взрыв вызвал волну поддержки со стороны более широкого сообщества Атланты. За последние несколько десятилетий сообщество постепенно вошло в десятку крупнейших в США. По мере роста населения он также стал южным местом расположения многих национальных еврейских организаций, и сегодня здесь существует множество еврейских учреждений. Большая часть Атланты считается домом для девятого по величине еврейского населения страны. [1]

19 и начало 20 века

[ редактировать ]
Уайтхолл-стрит, виденная здесь в 1864 году, была местом расположения многих первых еврейских предприятий в Атланте.

Ранняя история

[ редактировать ]

Основанная в 1843 году как Мартасвилль , Атланта сменила название в 1845 году, и в том же году здесь поселились первые евреи. [2] Первые два известных еврейских поселенца, Якоб Хаас и Генри Леви, вместе открыли магазин в 1846 году. [1] К 1850 году 10% магазинов Атланты принадлежали евреям, которые составляли лишь 1% населения. [3] и в основном работал в розничной торговле, особенно в торговле одеждой и галантерейными товарами. Однако многие первые еврейские поселенцы так и не поселились в Атланте на постоянной основе, и текучесть кадров в общине была высокой. [2]

В 1850-х годах из-за временного характера большей части еврейской общины не было ни последовательных религиозных служб, ни формально организованной общины. [2] Ситуация изменилась в 1860-х годах, после основания Еврейского благотворительного общества, которое начиналось как похоронное общество, что привело к созданию Еврейской благотворительной конгрегации в 1867 году. Первые члены общества получили первые еврейские участки на знаменитом Оклендском кладбище в его первоначальные шесть акров. [4] [5] Конгрегация, которая стала известна как «Храм», была важным центром еврейской жизни Атланты с момента открытия синагоги в 1877 году. [1]

Во время Гражданской войны еврейская община города не вся находилась на одной стороне конфликта. Когда война закончилась и городу пришлось восстанавливаться после того, как он был практически сожжен, когда генерал Шерман и его войска подошли к городу, евреи стали играть более значительную роль, чем раньше, в общественной сфере города и его обществе. Когда город стал центром «Нового Юга», его экономика быстро росла, что побудило многих евреев переехать в город. Согласно одной из цифр, в 1880 году 71% взрослых мужчин-евреев в Атланте работали в коммерческой торговле, а 60% были либо владельцами бизнеса, либо менеджерами. [2] Община также широко присутствовала в политике: два еврея из района Атланты были избраны в законодательный орган штата в конце 1860-х и начале 1870-х годов, а в 1875 году Аарон Хаас был временным мэром города. Кроме того, Дэвид Майер помог основать Совет по образованию Джорджии и проработал в нем десять лет до своей смерти в 1890 году. [1]

Иммиграция и создание общин

[ редактировать ]

Начиная с 1881 года, Атланта принимала часть притока евреев, иммигрировавших в США из Восточной Европы, особенно из Российской империи . В то время как существующая еврейская община Атланты была в значительной степени ассимилированной, в целом богатой и имела либеральное немецкое еврейское происхождение, новые иммигранты имели другое происхождение. В основном они были бедны, говорили на идиш, избегали реформистского иудаизма Храма и придерживались православных взглядов. К началу 20 века количество этих более поздних иммигрантов превысило численность немецкой еврейской общины Храма. В 1887 году для этой новой части общины была основана Конгрегация Ахават Ахим, а в 1901 году их синагога была построена в центре южной части района, где проживало большинство евреев, говорящих на идише. [2]

В этот период открылось несколько синагог только для того, чтобы воссоединиться с Ахават Ахим или Храмом в последующие годы или следующие десятилетия. В 1902 году группой членов Ахават Ахим, недовольных уровнем строгости соблюдения тамошних правил, была образована Конгрегация Шеарит Исраэль, которая не разгорелась, как другие современные общины. В 1910 году «Шеарит Исраэль» наняла раввина Тобиаса Геффена главой своей синагоги, который впоследствии оказал большое влияние на еврейскую общину Атланты, а также на ортодоксальные общины по всему Югу. [2]

В начале 20 века около 150 евреев-сефардов в город иммигрировали , многие из которых прибыли из Турции и Родоса . В 1910 году группа сефардской общины основала собственную синагогу «Ахават Шалом». В 1912 году некоторые турецкие евреи-сефарды отделились от общины и основали свою собственную «Ор Хахим». Два года спустя обе общины объединились и образовали Ор Ве Шалом, а их первое здание синагоги было освящено в 1920 году. [2] [6]

В 1913 году небольшое количество евреев-хасидов также основали свою собственную синагогу Анши Сфард. [6]

Общественные организации

[ редактировать ]

Разногласия между евреями, говорящими на идиш, и евреями немецкого происхождения простирались и за пределы синагог, и во многом создавалось впечатление, будто существовали две отдельные еврейские общины. Немецкая еврейская община считала, что идишские евреи относятся к низшему классу, что, возможно, представляет собой угрозу тщательно культивируемому имиджу еврейской общины в городе, и что им необходимо ассимилироваться, но при этом сохраняться отдельно. Эта динамика также заметна в сфере еврейских общинных организаций. Немецкие еврейские организации, такие как Еврейское общество помощи и Еврейское женское благотворительное общество, помогали бедным в общине. Однако иногда попытки немецкой еврейской общины помочь менее обеспеченной общине, говорящей на идиш, воспринимались последней как покровительственные или оскорбительные. В одном из таких случаев местная еврейская газета заметила: «Мы хотим сделать из наших русских братьев хороших американских граждан» и назвала иммигрантов, говорящих на идише, «невежественными». Когда богатые немецкие евреи организовали Standard Club и приобрели особняк для своего клуба в 1905 году, евреи-идиш были практически полностью исключены. В 1913 году идишские евреи основали Прогрессивный клуб. Только во время Великой депрессии Стандартный клуб прекратил дискриминацию по этому признаку, и, по большому счету, только во время Второй мировой войны барьеры между немецкими и идишскими евреями рухнули. [2]

Еврейская образовательная организация (ЕА) является примером сотрудничества между обеими группами евреев. В результате слияния русской иммигрантской организации и немецкой еврейской организации она преследовала цель поощрения американизации иммигрантов; и проводил учебные занятия и обучение ивриту, служил местом встреч еврейских клубов и организаций, а также отдыхал. Строительство объекта JEA было завершено в 1911 году, а излишки средств были использованы для открытия в здании бесплатной медицинской клиники. Расположенный в центре еврейской Атланты, благодаря разнообразию программ он служил одновременно общественным центром и центром помощи иммигрантам. Он стал центром еврейской общины, и за месяц 1914 года программы там посетили более 14 000 человек. [2]

Среди других современных организаций - Федерация еврейских благотворительных организаций (основана в 1905 году), позже реорганизованная в Еврейскую федерацию Большой Атланты, и Дом еврейских сирот (основан в 1889 году). Федерация была (и остается) головной организацией по финансированию общественных учреждений и благотворительных программ, в то время как Еврейский сиротский дом обслуживал почти 400 детей за первые 25 лет, позже перешел к помощи приемным семьям и поддержке вдов и в конечном итоге закрылся в 1930 году. . [2]

Суд над Лео Франком

[ редактировать ]
Лео Франк

Лео Франк родился в Техасе, вырос в Нью-Йорке и переехал в Атланту, чтобы работать на карандашной фабрике своего дяди. После своего прибытия он принимал активное участие в еврейской общине Атланты, женившись на Люсиль Селиг из известной еврейской семьи Атланты и будучи избранным главой городского отделения Бней-Брит . В 1913 году 13-летняя сотрудница карандашной фабрики Мэри Фаган из Мариетты была найдена убитой в подвале здания фабрики. Это дело быстро стало главной новостью в Атланте, а смерть выдвинула на первый план напряженность вокруг детского труда и недовольство сельского рабочего класса, усилив давление на кого-то, кто должен был привлечь к ответственности. В ходе расследования несколько подозреваемых были арестованы и освобождены, прежде чем полиция пришла к выводу, что Фрэнк, вероятно, был убийцей. Последовавший за этим судебный процесс вызвал антисемитский пыл и изменил мировоззрение еврейской общины Атланты. [7]

Главный свидетель обвинения Джеймс «Джим» Конли был чернокожим уборщиком, работавшим на фабрике. Конли несколько раз менял свою историю на протяжении всего расследования и суда, но не сломался во время перекрестного допроса на трибуне и сыграл ключевую роль в исходе суда. Большинство историков сегодня полагают, что убийцей был Конли, и он был главным подозреваемым до Фрэнка. [8] [7] Что касается атмосферы, которая привела к судебному преследованию Фрэнка, историк Нэнси Маклин сказала, что ее «[можно] объяснить только в свете социальной напряженности, вызванной ростом промышленности и городов на Юге на рубеже веков. Эти обстоятельства заставили еврейский работодатель является более подходящим козлом отпущения для недовольных белых, чем другой главный подозреваемый по этому делу, чернокожий рабочий». [9] Тем временем суд над Фрэнком получил полное освещение в трех конкурирующих газетах Атланты, а общественное возмущение по поводу убийства только продолжало расти. На протяжении всего процесса и в средствах массовой информации Фрэнк изображался антагонистом всего хорошего и южного – промышленником, северным янки и евреем.

В августе 1913 года после непродолжительного обсуждения присяжные признали Фрэнка виновным и приговорили его к смертной казни. Большая толпа, собравшаяся у здания суда, обрадовалась этой новости. Затем дело было обжаловано его адвокатами на всех уровнях, и именно в это время тяжелое положение Фрэнка стало общенациональной новостью и активизировало еврейскую общину по всей стране. Адольф Окс , издатель «Нью-Йорк Таймс», поддержал дело Фрэнка и начал то, что в газете назвали «журналистским крестовым походом». Кроме того, глава Американского еврейского комитета Луи Маршалл поддержал этот вопрос своим весом и весом организации. Это, однако, еще больше разожгло пламя среди тех на Юге, которые уже считали Франка символом северного и еврейского богатства и элитарности. [8] Политик-популист Томас Э. Уотсон начал критиковать Фрэнка в своих публикациях «Джефферсониан» и «Журнал Уотсона», часто в расистских терминах, заявляя о своей вине и призывая к его смерти. Дело Фрэнка дошло до Верховного суда США , где в последний раз апелляция была отклонена. [2] Затем внимание в значительной степени переключилось на прогрессивного и популярного губернатора Джорджии Джона Слэтона , который в свои последние дни на посту заменил смертный приговор. Слейтон оказался под огромным давлением со стороны обеих сторон, лично просмотрел 10 000 страниц документов и повторно посетил фабрику, где произошло убийство. [7]

21 июня 1915 года губернатор Слейтон заменил приговор Фрэнку пожизненным заключением. Большая часть штата, и в частности Атланта, была возмущена. Толпу, сформировавшуюся с целью нападения на дом губернатора, пришлось остановить Национальной гвардии Джорджии . [7]

После перевода на работу Фрэнка перевели в тюрьму в Милледжвилле , более чем в 100 милях от Мариетты, родного города Фагана. Месяц спустя другой заключенный пытался убить Фрэнка, перерезав ему горло - покушение на его жизнь, в котором он пережил. [10]

16 августа 1915 года группа известных граждан Мариетты и Джорджии, называющих себя «Рыцарями Марии Фаган», в том числе бывшего губернатора Джорджии, бывших и нынешних мэров Мариетты, а также нынешних и бывших шерифов, похитила Фрэнка из тюрьмы и отвезла его обратно. в Мариетту. Там его повесили недалеко от дома Фагана, где его тело оставалось часами, пока собиралась возбужденная толпа. [10]

В течение нескольких месяцев после линчевания некоторые из рыцарей Марии Фаган также помогли возродить Ку-клукс-клан на вершине Каменной горы . Франком . Создание Антидиффамационной лиги (ADL) в 1913 году также было стимулировано судом над [11] Это дело было названо « делом американского Дрейфуса », поскольку оба были сосредоточены вокруг ложно обвиненных богатых ассимилированных евреев, чьи судебные процессы, основанные на минимальных доказательствах, стали катализаторами антисемитского рвения в массах, что затем привело к их осуждению. [12]

Линчевание Лео Франка оказало огромное влияние на еврейскую общину Атланты и во многом оказывает влияние и сегодня. Этот эпизод также широко ощущался в еврейских общинах по всей территории Соединенных Штатов, и тем более на Юге. До его случая многие евреи Атланты более богатого немецкого происхождения чувствовали себя полностью обосновавшимися и принятыми в городе. Они были ассимилированы и считали себя южанами, и то, что случилось с Фрэнком, стало пугающим пробуждением того, что в глазах более широкого общества их всегда можно считать евреями в первую очередь. [1] Лео и его жена Люсиль были членами Храма и его сообщества, и Люсиль, к шоку многих, осталась в Атланте до конца своей жизни. После смерти Фрэнка сообщество единогласно не упоминало об этом, и эта тема оставалась табу в течение многих десятилетий. [10]

Даже спустя более 100 лет эта тема для некоторых остается щекотливой, и насколько важно то, что случилось с Лео Франком, в более широкой истории еврейской общины Атланты, остается открытым вопросом. Многие считают это лишь вехой в выдающейся истории сообщества и предпочитают думать о нем как об аномалии, мало имеющей отношения к целому. Другие члены сообщества придают произошедшему более непреходящее значение и продолжают призывать к политическим действиям, чтобы оправдать и вспомнить Фрэнка, который в 1986 году получил посмертное помилование на основании вины государства в его смерти, а не на его невиновности. [10]

Середина – конец 20 века

[ редактировать ]

Некоторые евреи покинули Атланту после суда над Лео Франком и линчевания, но их число неизвестно. [1] Сообщество также в значительной степени отошло от политики после этого эпизода, и на протяжении более десяти лет ни один евреи Атланты не баллотировались на государственные должности. Тем не менее, еврейское население продолжало расти в последующие десятилетия: с 4000 в 1910 году до 12000 в 1937 году, и в 1920 году оно составляло треть населения города иностранного происхождения. [2]

Начиная с 1920-х годов, произошла значительная миграция еврейского населения на север города из более бедных районов, таких как Хантер-стрит. Сюда переехала не только исторически более богатая немецкая еврейская община, но и многие более бедные евреи, основным языком которых был идиш. Поскольку север стал явным центром еврейского населения города, туда переехали и синагоги. К 1945 году две трети евреев города жили на северо-востоке, и многие из тех, кто не переехал, позже перебрались туда. [2]

В то время как сионизм набирал силу в еврейских общинах по всему миру и в США, в Атланте он распространялся медленнее. Частично это произошло из-за стойких антисионистских взглядов раввина Давида Маркса, которые оказали влияние благодаря его руководству Храмом. Лишь в 1920-х годах поддержка сионизма в обществе начала расти, хотя существовало несколько небольших, часто бездействующих сионистских организаций, которые возникли за несколько лет до этого. В 1920 году собрание, посвященное по Первой мировой войне поддержке союзниками «еврейского национального дома» в Палестине на конференции в Сан-Ремо, собрало более 2000 человек. Отделение «Хадасса » было основано в 1916 году и к 1937 году насчитывало 300 членов. [2]

Выдающиеся раввины

[ редактировать ]

С начала века до конца 1920-х годов три основные синагоги находились под постоянным руководством, и каждый из их раввинов оставался на своем посту на протяжении десятилетий. Раввин Давид Маркс служил Храму 51 год (1895–1946), раввин Тобиас Геффен служил Шеарит Исраэль 60 лет (1910–1970), а раввин Гарри Эпштейн служил Ахават Ахиму 54 года (1928–1982). За время своего выдающегося пребывания в должности каждый из них оказал большое влияние на облик еврейской общины и ее ценности. [2]

Раввин Маркс был очень активен в наведении мостов с более крупной нееврейской/христианской общиной в Атланте, и неевреи в городе в основном считали его представителем еврейской общины в целом. Эта идея, однако, была проблематичной, поскольку раввин Маркс придерживался очень либеральных реформистских взглядов и в основном представлял только небольшую, но устоявшуюся и влиятельную немецкую еврейскую общину. [2] Раввин Маркс также возглавил переход общины к классическому реформистскому иудаизму после многих лет внутренних идеологических разногласий в общине, которые в конечном итоге привели к его принятию на работу в 1895 году. Он также был убежденным антисионистом из-за своего желания, чтобы евреи ассимилировались в США. и сыграл ключевую роль в принятии антисионистской резолюции и настроений его общины в 1897 году. [13] Под его руководством община значительно выросла в размерах и переехала на новое место на севере города.

Раввину Тобиасу Геффену приписывают получение сертификата кошерности Coca-Cola.

Раввин Тобиас Геффен родился в Литве, получил там рукоположение и завел там свою семью, прежде чем иммигрировать в США. Сначала он поселился в Нью-Йорке и Огайо, а затем принял свою должность в Шеарит Исраэль и переехал со своей семьей в Атланту в 1910 году. По прибытии раввин Геффен отметил ряд проблем и пробелов в ортодоксальной общине и стремился их исправить, включая отсутствие религиозных школ, состояние микве общины и уровень кашрута . [14] В течение нескольких лет он стал известен как ключевой ресурс для многих ортодоксальных общин на Юге, у которых не было собственного раввина, и которые часто путешествовали для решения проблем. Раввин Геффен наиболее известен тем, что впервые сертифицировал кока-колу как кошерную и кошерную на Песах . Будучи известным ортодоксальным раввином в регионе, он начал получать письма со всей страны с вопросом, является ли кошерной компания Coca-Cola, знаменитая штаб-квартира которой находится в Атланте. Газировка рассматривалась как символ американской идентичности и, следовательно, принадлежности для молодого поколения, которое особенно стремилось ее попробовать. [15] Раввин Геффен добивался разрешения ознакомиться с тщательно охраняемой секретной формулой Coca-Cola , чтобы оценить, можно ли считать ее кошерной, и в конечном итоге получил его после того, как поклялся хранить тайну. В своем галахическом ответе , используя инициалы и кодовые слова для обозначения ингредиентов, он обозначил два проблемных ингредиента: один из них не позволял газировке быть кошерной в целом, а другой не позволял ей быть кошерной на Песах. После его ответа компания начала исследования для решения проблем и сделала это успешно. В 1935 году раввин Геффен издал новый ответ, признав кока-колу кошерной, а также кошерной для Песаха, поскольку они согласились перейти на использование свекловичного и тростникового сахара за несколько недель до праздника. [15]

Раввин Гарри Эпштейн тоже родился в Литве и иммигрировал в США в начале 20 века. Он был рукоположен одними из самых выдающихся раввинов того времени, а его отец был влиятельным и долгое время служившим ортодоксальным раввином в Чикаго. Несмотря на это, он возглавил свою общину Ахават Ахим к переходу от ортодоксального к консерватору . Когда он взял на себя руководство синагогой, это произошло в то время, когда среди ее членов и сообщества растущий разрыв между старшими, основавшими синагогу иммигрантами, говорящими на идиш, и менее традиционным англоговорящим следующим поколением. Раввин Эпштейн читал проповеди и вел занятия на английском и идиш, а также помогал оживить общину в первые годы своей жизни. Постепенно в синагоге были внесены изменения, такие как женское отделение, которое превратилось из балкона в часть пола святилища и в конечном итоге было ликвидировано в пользу смешанных сидений. Возможности для общего участия женщин также возросли. Празднование бат-мицвы для девушек состоялось впервые, хотя им по-прежнему было запрещено читать Тору , и женщины присоединились к синагогальному хору. На движение раввина Эпштейна в сторону консервативного движения повлияло то, что он воспринимал как сдвиг вправо в православной общине США после Второй мировой войны , который, по его мнению, закрыл дверь для прогресса в ортодоксальном мире. [16] Должностное лицо конгрегации стало консерватором в 1954 году, и его медленное скатывание в консервативное движение также привело к основанию Конгрегации Бет Джейкоб в 1943 году. [2]

Взрыв Храма в 1958 году.

[ редактировать ]
Еврейская благотворительная конгрегация , известная как Храм

За 51-летний срок правления раввина Давида Маркса члены Храма привыкли к мысли, что, если он хочет признания, он не может позволить себе раскачивать лодку в нееврейском/христианском обществе Атланты или вызывать конфликты. [17] Однако следующий раввин общины, Джейкоб Ротшильд, придерживался иной позиции и считал, что защита против сегрегации и дискриминации является моральным императивом, спорным или нет. Многие полагают, что откровенная поддержка раввином Ротшильдом Движения за гражданские права и интеграции привела к нападению на Храм. [18]

В первые часы 12 октября 1958 года Храм подвергся бомбардировке с использованием 50 динамитных шашек, в результате чего был причинен значительный ущерб, но никто не пострадал. Вскоре после взрыва сотрудникам United Press International (UPI) позвонил «Генерал Гордон из подполья Конфедерации», группа сторонников превосходства белой расы , и сказал, что они осуществили взрыв, что это будет последнее пустое здание, которое они бомбят, и что евреи и афроамериканцы были пришельцами в США [19]

Ущерб синагоге оценивается в 100 000 долларов. [18] или примерно 868 000 долларов сегодня с учетом инфляции. [20] Пожертвования на восстановление синагоги поступали со всех уголков Атланты и со всей страны, хотя синагога не запрашивала средств. Редактор «Атланта Конституция» газеты Ральф МакГилл написал в газете мощную редакционную статью, осуждающую бомбардировки и любую терпимость к ненависти в городе, за что он получил Пулитцеровскую премию . [17]

Правительство также быстро отреагировало. Мэр Атланты Уильям Б. Хартсфилд посетил место взрыва и недвусмысленно осудил его. Президент Дуайт Д. Эйзенхауэр также осудил нападение и пообещал поддержку ФБР в расследовании. несколько десятков полицейских, а также Бюро расследований Джорджии Над раскрытием дела работали и агенты ФБР. Хотя пять человек были арестованы и один предстал перед судом, никто так и не был осужден за это преступление. [18]

По иронии судьбы, в некотором смысле взрыв открыл обществу ту привилегию, которой оно обладало. Широкий поток поддержки и сочувствия со стороны более широкого общества Атланты, а также быстрые действия, предпринятые властями, показали, что они могут чувствовать себя в безопасности сейчас, спустя десятилетия после того, что случилось с Лео Франком. [2] Это также заставило некоторых членов сообщества вновь осмелиться выступить против сегрегации и за гражданские права, с ощущением, что они могут себе это позволить. Члены синагоги также более искренне поддержали действия и проповеди раввина Ротшильда по вопросам гражданских прав после взрыва, и первая проповедь, которую он произнес после взрыва, называлась «И никто не заставит их бояться». [17]

В то же время многих представителей афроамериканского сообщества реакция общественности и официальных лиц на взрыв вызвала глубокое разочарование, поскольку такой террор подвергался им чаще и без поддержки или эффективного расследования. Отвечая на статью Ральфа МакГилла о взрыве, дочь убитого директора NAACP Флориды Генри Т. Мура посетовала на отсутствие аналогичного протеста или заботы со стороны правительства на уровне штата или федеральном уровне в расследовании преступления. [19]

1950-е годы – конец 20 века.

[ редактировать ]

Сразу после Второй мировой войны в Атланте проживало около 10 217 евреев, и только 6% взрослых евреев не были вовлечены в какие-либо еврейские организации. В 1950-х годах Атланта еще больше укрепила свой статус еврейского центра Юга, открыв филиалы ряда еврейских групп, в том числе Антидиффамационной лиги и Американского еврейского комитета . [2]

Конгрессмен Эллиот Левитас, работавший в 4-м округе Джорджии в течение 10 лет.

Спустя десятилетия после взрыва в Храме еврейская община снова стала активно участвовать в политике. В 1961 году Сэм Масселл был избран вице-мэром города, а затем переизбран в 1965 году. В 1969 году он был избран первым еврейским мэром города, получив подавляющее большинство голосов афроамериканцев и потеряв подавляющее большинство голосов. белое голосование. Часть его предвыборной кампании перед афроамериканским сообществом заключалась в том, что его еврейский опыт, хотя и не эквивалентный опыту чернокожих, дал ему лучшее понимание, чем другие белые люди, проблем, с которыми столкнулось сообщество. Он потерпел поражение от Мейнарда Джексона во время его заявки на переизбрание в 1973 году, который стал первым чернокожим мэром Атланты, а Масселл - последним белым мэром Атланты на сегодняшний день. [21]

Во время и в течение короткого периода после Шестидневной войны 16-тысячная еврейская община Атланты сумела собрать 1,5 миллиона долларов, что сегодня составило бы более 11 миллионов долларов с поправкой на инфляцию, для United Jewish Appeal . Израильского чрезвычайного фонда [22] [23]

В 1980 году еврейское население оценивалось в 27 500 человек. Община также продолжала свое движение на север и в пригороды, и к 1984 году 70% евреев этого района жили за пределами города Атланты. [2]

С 1975 по 1985 год Эллиот Х. Левитас представлял 4-й избирательный округ Джорджии . Когда Джимми Картер, который был губернатором Джорджии , был избран президентом в 1976 году, несколько евреев Атланты, такие как Стюарт Э. Эйзенштат и Роберт Липшуц, переехали с ним в Вашингтон, чтобы работать в администрации. [2]

Когда Атланта принимала летние Олимпийские игры 1996 года , еврейская община приняла меры, чтобы способствовать официальному признанию и памяти 11 членов израильской олимпийской сборной, убитых палестинской террористической группой во время летних Олимпийских игр 1972 года , известных как резня в Мюнхене . Когда стало ясно, что Международный олимпийский комитет (МОК) не собирается устраивать какие-либо поминки или упоминания, еврейская община Атланты, в основном через Еврейскую федерацию Большой Атланты, организовала собственную церемонию с семьями убитых израильтян. . [24]

Современное сообщество

[ редактировать ]
Специальная выставка в Еврейском музее Бремана.

Еврейская община Атланты за последние несколько десятилетий пережила резкий демографический бум и демографические изменения, в то время как общая численность населения Атланты также достигла новых высот как одного из самых быстрорастущих городов США. Еврейская община в столичном регионе сократилась с менее чем 30 000 человек. в 1980 году до 86 000 в 2000 году, а затем до 120 000 в 2006 году, когда было проведено последнее обследование еврейского населения. [2] Если бы рост еврейского населения отражал общий рост населения, в 2016 году еврейское население составляло бы 130 000 человек. [25]

В то время как большая часть еврейской общины Атланты исторически представляла собой семьи с глубокими корнями, которые гордились своими связями с Атлантой и Югом, сегодня подавляющее большинство общины состоит из переселенцев, и почти треть общины родилась в Нью-Йорке. Согласно опросу населения 2006 года, евреев, переехавших в этот район за последние 10 лет, также больше, чем тех, кто родился в этом районе, особенно в северных пригородах. [2]

Число общественных учреждений и организаций также увеличилось, чтобы идти в ногу с потребностями сообщества. Сегодня в этом районе насчитывается 38 синагог, 33 из которых были основаны после 1968 года, из которых 24 были открыты в период с 1984 по 2006 год. Ортодоксальная часть общины также быстро растет, и более половины этих новых общин являются православными или традиционными. [2] Это сопровождалось увеличением количества кошерных ресторанов и супермаркетов, а также открытием эрувима в нескольких северных пригородах. Кроме того, пять общин имеют свою собственную микву и существует ряд еврейских дневных школ разного идеологического спектра. Несмотря на это, община является одной из менее религиозно связанных в США, поскольку подавляющее большинство еврейских семей не принадлежат к синагоге. [1]

Хотя евреи-ашкенази составляют большую часть общины, как это принято на большей части территории страны, в Атланте также проживает одна из крупнейших популяций сефардов в США. [1]

Музей еврейского наследия и Холокоста Уильяма Бремана , открытый в 1985 году, имеет большой архив и экспонирует еврейскую историю Атланты, а также рассказывает о Холокосте. Мемориалы Холокоста также есть на кладбище Гринвуд и в парке Забан Маркуса JCC. JCC Маркуса назван в честь Берни Маркуса , который вместе с Артуром Бланком основал Home Depot , и оба из которых являются крупными донорами еврейской общины в Атланте и за ее пределами. [1]

Газета Atlanta Jewish Times , бывшая газета South Israelite, предоставляет еврейские новости для города и юго-востока. [1]

Образование

[ редактировать ]

Еврейские школы включают:

Бывший
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж «Еврейская община Атланты» . Проект открытых баз данных «Бейт Хатфуцот» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х «Атланта, Джорджия» . Энциклопедия южных еврейских общин . Голдринг/Институт южной еврейской жизни Вольденберга.
  3. ^ Бауман, Марк К. «Еврейская община Атланты» . Энциклопедия Новой Джорджии . Гуманитарные науки Джорджии и Издательство Университета Джорджии.
  4. ^ Бауман, Марк К. (1998). «Фракционность и этническая политика в Атланте: немецкие евреи от гражданской войны до прогрессивной эпохи». Исторический ежеквартальный журнал Джорджии . 82 (3): 533–558.
  5. ^ Бреффл, Марси (октябрь 2023 г.). «Туры по Окленду в фокусе: еврейские земли Окленда» . Исторический Фонд Окленда.
  6. ^ Перейти обратно: а б «Энциклопедия иудаики: Атланта, Джорджия» . Еврейская виртуальная библиотека . Американо-израильское кооперативное предприятие.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Диннерштейн, Леонард . «Дело Лео Фрэнка» . Энциклопедия Новой Джорджии . Гуманитарные науки Джорджии и Издательство Университета Джорджии.
  8. ^ Перейти обратно: а б Гольдштейн, Уоррен (26 октября 2003 г.). «Кто убил Мэри Фэган?» . Нью-Йорк Таймс .
  9. ^ Маклин, Нэнси (декабрь 1991 г.). «Пересмотр дела Лео Франка: гендерная и сексуальная политика в создании реакционного популизма». Журнал американской истории . 78 (3): 918. дои : 10.2307/2078796 . JSTOR   2078796 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Шехтер, Дэйв (12 августа 2015 г.). «Борьба с линчеванием Лео Франка столетие спустя» . Атланта Еврей Таймс .
  11. ^ Харрис, ст. «Лео Франк и ветры ненависти» . Вашингтон Пост .
  12. ^ Лебович, Мэтт. «АДЛ и ККК родились в результате одного и того же убийства, 100 лет назад» . Таймс Израиля .
  13. ^ «Раввин Давид Маркс» . Храм .
  14. ^ Каганов, Натан М. (4 октября 1983 г.). «Православный раввинат на Юге: Тобиас Геффен, 1870–1970». Американская еврейская история . 73 (1): 56–70. JSTOR   23882577 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Драк, Рэйчел. «Евреи Атланты и Кока-Кола» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот.
  16. ^ «Раввин Гарри Х. Эпштейн и адаптация восточноевропейских евреев второго поколения в Атланте». Журнал Американских еврейских архивов . 42 (2): 133–145. 1990.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Хэтфилд, Эдвард А. «Взрыв храма» . Энциклопедия Новой Джорджии . Гуманитарные науки Джорджии и Издательство Университета Джорджии.
  18. ^ Перейти обратно: а б с «Взрыв храма» . Храм.
  19. ^ Перейти обратно: а б Уэбб, Клайв. «Контрвзрыв: как взрыв храма в Атланте укрепил дело гражданских прав» . Южные просторы . Центр цифровых стипендий Эмори.
  20. ^ «Стоимость 1 доллара в 1958 году» . Сохранение.орг .
  21. ^ Макнейр, Чарльз. «Катализатор перемен: дальновидный лидер Сэм Масселл открыл новую эру в политике и торговле Атланты» . Атланта Журнал-Конституция . Проверено 17 июля 2018 г.
  22. ^ Шехтер, Дэйв (18 мая 2017 г.). «Противоречивые взгляды на годовщину войны 1967 года» . Атланта Еврей Таймс .
  23. ^ «Стоимость 1 доллара в 1967 году» . Сохранение.орг .
  24. ^ «Семьи убитых израильских спортсменов беседуют с евреями Атланты» . Дж. Еврейские новости Северной Калифорнии. 2 августа 1996 г.
  25. ^ Шехтер, Дэйв (9 ноября 2017 г.). «Израильтяне отделились от остальной еврейской Атланты» . Атланта Еврей Таймс .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ebeb8d98ff66f5a5775ffe3f632f7c5__1721482500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/c5/8ebeb8d98ff66f5a5775ffe3f632f7c5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of the Jews in Atlanta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)