Константин Сколлен
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2020 г. ) |

Отец Кон Сколлен ОМИ. (4 апреля 1841 – 8 ноября 1902) был ирландским католиком, священником-миссионером, который жил среди черноногих , кри и метисов и проповедовал им евангелизацию в канадских прериях и в северной Монтане в Соединенных Штатах . Он также служил людям Ктунакса (Кутеней) во время их ежегодных визитов в Форт Маклеод из Британской Колумбии . Позже он работал среди коренных народов в современной Северной Дакоте и Вайоминге , затем в Небраске , Канзасе , Иллинойсе и Огайо.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Константин Майкл Сколлен родился на острове Галлун, Аппер- Лох-Эрн , недалеко от деревни Ньютонбатлер, графство Фермана , Ирландия , 4 апреля 1841 года. Его родителями были Патрик Сколлен и Маргарет Сколлен (урожденная Макдермотт). Его мать умерла в 1847 году во время Великого голода, а отец переехал в Англию и работал кладовщиком в Брэдфорда Мэннингеме, на шелковой фабрике , Западный Йоркшир . Затем он женился на своей кузине Кэтрин МакЭвой в 1851 году, а позже перевез свою семью в Крук, графство Дарем , Англия, где нашел работу шахтером. Сколлен получил классическое образование в колледже Ушоу ( Колледж Св. Катберта, Ушоу-Мур, католическая семинария с 1808 по 2011 год ) на окраине города Дарем и всего в нескольких милях от Крука. Его наставник, отец Брук, надеялся, что Сколлен продолжит учебу в Риме (возможно, в Английском колледже в Риме ). Его гораздо старший двоюродный брат Msg. Томас Луи Коннолли, францисканский капуцин, орден младших братьев-капуцинов , стал архиепископом Галифакса, Новая Шотландия. , Канада, 1854 год. Двое его друзей, Бро. Мэтьюз и Бро. Лоуренс Тивенан уже присоединился к миссионерским облатам Непорочной Марии , поэтому он решил присоединиться к ним и стать братом-мирянином в надежде позже получить образование для священства. 14 августа 1858 года он поступил в послушник «Лис Мари» в соседнем Северном Йоркшире , в деревне Сиклинхолл , недалеко от Уэтерби , недалеко от Лидса . Он принес свои временные обеты 15 августа 1859 года и отправился в ретритный дом Облата «Гленмари» в деревне Инчикор , к югу от Дублина , «принял эту привычку» и преподавал там до марта 1862 года. Он вызвался присоединиться к миссиям в Канаде, когда Монсеньор Александр-Антонен Таш посетил Ирландию в конце 1861 года по пути в Рим . ( Облаты никогда не отправлялись за границу. Их нужно было отправить волонтеры ). 25 марта 1862 года, вернувшись в Сиклинхолл, он дал временные обеты в качестве брата-облата при отце Буасраме.
В Канаде
[ редактировать ]В апреле 1862 года он и еще один ирландский ученый, брат Джон Даффи, путешествовали на пароходе Royal Mail Steamers Allan Line , SS Norwegian, с монсеньором. Таш по возвращении в Канаду после посещения Генерального капитула в Риме вместе с недавно рукоположенным отцом Эмилем Петито . Они прибыли в Форт Гарри ( Виннипег ) 26 мая 1862 года. [ 1 ] Затем отец Альберт Лакомб взял Сколлена через прерии в Сент-Альберт, Альберта. В некоторых частях этих путешествий их сопровождали члены «Оверлендеров», которые представляли собой группу золотодобытчиков, в основном из Онтарио, участвовавших в золотой лихорадке Карибу в Британской Колумбии. Он открыл школу английского языка для детей сотрудников компании Гудзонова залива в соседнем Форт-Эдмонтоне . Затем он немедленно начал изучать язык кри, первый из его языков, которые позже стали шестью первыми народами, а также французский язык, который был языком других сжатых народов.
В 1867 году в округе случился голод, и возникла необходимость рассредоточить семьи по другим постам в других районах. Это значительно сократило количество учеников, поэтому школа закрылась в 1868 году. 15 августа 1865 года он принял вечный обет ученого при том понимании, что ему будет разрешено учиться на священника. После некоторых задержек и перерывов, вызванных длительным пребыванием в прериях вместе с коренными народами, он смог продолжить свои исследования философии и теологии под руководством отца Виталя Фурмонда и был рукоположен в пасхальную субботу, 12 апреля 1873 года, епископом Грандином . Он немедленно покинул Сент-Альберт, чтобы начать свою миссию в Черноногих, в прериях . Его сопровождал другой священник-облатец отец Виталь Фурмонд в качестве своего настоятеля. В группу входил Луи Дэйз, франко-канадец, чей брат был священником-облатом в Оттаве , который действовал как брат-мирянин. (Дейз умер в метели год спустя, пытаясь вернуть заблудших лошадей.) В группу также входили еще двое, Алексис. Кардинал, метис, и Жан-Батист Леро, канадец французского происхождения, которые выступали в роли охотников, проводников, катехизаторов и переводчиков (Сколлен начал изучать черноногих в 1868 года и уже свободно говорил как на кри, так и на чиппева). В течение следующих восьми лет он оставался в основном с черноногими ( Siksika Nation ) и люди Kainai Blood на равнинах Южной Альберты и Северной Монтаны, ведущие свою тяжелую кочевую жизнь без перерыва, кроме коротких весенних и осенних визитов в Сент-Альберт за припасами и в Форт Маклеод.
Его особенно помнят за то, что он построил первое здание (Алексисом Кардиналом, метисом, говорящим на кри) на территории нынешнего Калгари , Альберта , в 1872 году. В 1876 году он был неофициальным переводчиком для некоторых вождей равнинных кри (Питер Эразм-младший). ., наполовину датский метис, методистский министр, был переводчиком для других вождей и губернатора Морриса) и свидетелем шестого договора между кри и канадское правительство. ( Вудс-кри и болотные кри заключили отдельный договор с канадским правительством). Он был бесплатным консультантом канадского правительства до подписания Договора № 7 с Конфедерацией черноногих в 1877 году и снова был неофициальным переводчиком и свидетелем. Жан Леро стал официальным переводчиком из-за недостатков Джерри Поттса . Сколлен старался избегать политики, но после того, как правительство Доминиона не выполнило свои договорные обязательства, он стал очень откровенно высказываться от имени коренных народов и оставался таковым до конца своей жизни. В 1870 году он провел зиму в Rocky Mountain House , соавтор грамматики и словаря языка кри вместе со своим наставником, товарищем по Облату и другом, отцом Альбертом Лакомбом . Его значительный вклад не был отмечен при публикации. ( «Dictionnaire de la langue du Cris.1874», «Grammaire de la Langue Cris.1874», «Instructions en Langue Crise sur toute la Doctrine Catholic.1875» и «Petite Manuel pour appredre a lire Langue Crise 1886» ). еще одна, гораздо более поздняя публикация, озаглавленная «Prieres Cantiques, Catechisme en Langue Crise». 1980», который был создан на основе оригинальной работы, но аккредитован только Лакомбом. Сколлен также написал книгу из 75 проповедей на языке кри для Облата, отца Жозефа Дюпена.
В 1880 году Алексис Кардинал построил дом в форте Маклеод , и Сколлен провел там зиму. В марте 1881 года он отправился в Милк-Ривер, штат Монтана, через Форт-Бентон, чтобы навестить Кроуфута, и успешно убедил его вернуться со своими людьми в Канаду. В октябре 1881 года он покинул свою миссию черноногих, морально и физически истощенный жестокой тяжелой жизнью. Он был потрясен отношением канадского правительства к коренным народам и его неспособностью соблюдать свои обязательства по различным договорам. (Эти неудачи способствовали Северо-Западному восстанию / Сопротивлению 1885 года). Он видел жизнь коренных народов. уничтожаются болезнями, алкоголем и голодом, а их земли захватываются европейскими/канадскими поселенцами. Он был откровенным защитником их интересов, и это в сочетании с тем, что он был ирландским католиком, вызвало у него большие трудности с Орденом Оранжистов Онтарио, влиявшим на канадские власти, как гражданские, так и военные, а также с Уэслианской церковью и уэслианскими методистами. Примерно в это же время существовали группы Ирландские республиканцы (в основном католики), проживающие в США, дважды безуспешно пытавшиеся вторгнуться в Канаду. Эти люди были известны в Канаде как « фенианцы ». Хотя Сколлен, как ирландский патриот, сочувствовал их делу, он был категорически против применения насилия. То же самое относилось и к лидеру метисов Луи Риэлю , которого Сколлен также советовал не использовать такие методы.
В декабре 1882 года он был назначен на приходскую службу в Сент-Иоахиме, Эдмонтон, но в августе 1883 года заболел холерой. Выздоровев, он вернулся в Сент-Альберт, снова служа и путешествуя среди местных коренных народов кри. В ноябре 1884 года вместе с отцом Габиллионом он восстановил миссию для народа кри в Медвежьем холме под названием Notre Dame de la Sept Douleurs (ныне Масквасис , ранее называвшийся Хоббема, недалеко от Эдмонтона), несмотря на очень агрессивное сопротивление со стороны методистов, которые были там уже прочно обосновались. Во время «Северо-Западного восстания 1885 года» по просьбе лейтенанта-губернатора Эдгара Дьюдни он отговорил вождя кри, бобтейла, присоединяться к боевым действиям. Некоторые из молодых людей разграбили близлежащий торговый пост Компании Гудзонова залива в Батл-Ривер, но он смог успокоить ситуацию, заставить их закрыть военный лагерь, вернуть большую часть украденных вещей и убедить канадскую милицию не принимать карательных мер. действия против народа. Сколлен остался на своем посту, хотя ему было известно, что двое его товарищей-священников-облатов, отцы Феликс Маршан и Леон Фарфард, были убиты (в соседнем городе). Резня на озере Лягушка , устроенная молодыми воинами равнинной кри из Мистахи-масквы Большой Медведицы ), и все белые люди, кроме г-на Тейлора, включая чиновников Индийского департамента и его давних противников, местных методистских миссионеров, бежали из его района. .
Примерно с 1880 года его отношения с иерархией Облатов, но не с его товарищами-миссионерами, стали напряженными. Его психическое здоровье ухудшилось, а поведение стало беспорядочным. Он решил стать светским священником и в конце концов ушел из Облатов в июле 1885 года. Он был обездоленным и обратился за помощью к канадскому правительству. Они предоставили ему 150 долларов в знак признания его работы в Медвежьем холме (ранее известном как Хоббема, но теперь как Масквасис ) по предотвращению военных действий во время восстания Риля. (Отец Лакомб получил 1000 долларов за свою деятельность среди черноногих.) В ноябре В 1885 году он попросил разрешения вернуться к Облатам, и епископ Грандин отправил его в новициат Облатов в Тьюксбери , недалеко от Лоуэлл, Массачусетс, США, для реабилитации и возобновления своей карьеры. Ему не удалось завершить там свое послушничество, поэтому епископ Грандин приказал ему отправиться в еще один послушник в Лашине, Квебек , но вместо этого Сколлен отправился к епископу Ташу в Сен-Бонифаций (Виннипег). Таче отправил его в Сен-Лоран, Манитоба, чтобы остаться со своим старым наставником, отцом Фурмондом, в ожидании решения о его реадмиссии. Он провел там год в качестве светского священника среди ирландцев, французов и метисов в Сен-Лоране и на Дак-Лейк.
В Соединенных Штатах
[ редактировать ]
В феврале 1887 года, когда его заявление о воссоединении с Облатами было отклонено и в значительной степени оправившись от нервного срыва, но не от хронического ревматизма и туберкулеза, он перебрался в США, чтобы работать среди коренных народов Великих равнин в течение следующих 10 лет. уже созданные миссии. В 1887 и 1888 годах он был среди народа чиппева Черепашьей горы в миссии Сент-Майкл, Сент-Джон, Северная Дакота, и в этот период подал заявку на получение гражданства Соединенных Штатов. Однако его американское гражданство не было официально оформлено до 2 октября 1900 года в Урбане, суде по наследству округа Шампейн. В 1889–1892 годах он был среди народов арапахо и шошонов в миссии Святого Стефана, недалеко от Арапахо, Фремонт, Вайоминг ( индейская резервация Уинд-Ривер ). Именно здесь он провел первое подробное научное исследование языка арапахо и создал письменную форму, которая использовался последующими католическими миссионерами. ( В 1889 году валлийский епископальный миссионер преподобный Джон Робертс вместе с катехизатором Арапахо из той же резервации написал перевод Молитвы Господней на язык Арапахо. ) Между 1892 и 1894 годами он был в церкви Святого Иоанна Крестителя (ныне Миссия Святого Имени) в Шеридане, штат Вайоминг, затем в церкви Святого Иосифа в Буффало, штат Вайоминг , и церкви Святого Патрика в Роулинсе, штат Вайоминг . 1895/1896, Сент-Мэри, Орлеан, Небраска . 1897/1898, Церковь Богоматери вечной помощи, Конкордия, Канзас . Затем он оставил «индийские» миссии и пробыл несколько месяцев в церкви Св. Иосифа в Чикаго . После периода приходской миссии в Новой Англии , его последние три года он провел, работая в приходах Св. Иосифа, Дейтон, Непорочного Зачатия, Кентон, Огайо и Св. Марии, Урбана, Огайо (конец 1899–1902 гг.), а также проводя приходские миссии по всему миру. Огайо. Он умер в больнице Святой Елизаветы в Дейтоне, штат Огайо, в 1902 году, пролежав там несколько месяцев больным туберкулезом, на попечении францисканских сестер бедных . Сколлен не поддерживал контактов с Облатами, но возобновил переписку с отцом Лакомбом за год до его смерти. Незадолго до своей смерти монсеньор Аделард Ланжевен , преемник Таша на посту архиепископа Святого Бонифация Манитобы, признал, что Сколлен в душе всегда оставался облатом, и сделал его почетным членом ордена. В 1883 году он написал Словарь и грамматика черноногих отцов-блэкфутов Леона Дусе и Эмиля-Жозефа Лигала, а также отцу Лакомбу он дал грамматику, катехизис и гимны на языке черноногих, все написанные и составленные им. Будучи способным скрипачом, он также написал музыку. В Вайоминге между 1889 и 1893 годами он создал алфавит и орфологию арапахо . Возможно, это был первый пример письменной формы языка, для которой он, возможно, использовал некоторые символы, изобретенные английским методистским миссионером в Канаде, которые он адаптировал и использовал для своих пяти более ранних языков канадских коренных народов. Его оригинальная записная книжка находится в Смитсоновском институте в Вашингтоне. Однако сочинения Сколлена не предназначались непосредственно для использования коренными народами. Они были задуманы как инструменты для его коллег-миссионеров, позволяющие им более эффективно передавать свое религиозное послание, позволяя им использовать родные языки различных местных общин.
Сколлен был эрудитом. Помимо выдающихся лингвистических способностей, он был ученым в области музыки, истории и теологии, а также опытным писателем на многих языках. Он обладал исключительным талантом к языкам и стал ведущим лингвистом Облатов Непорочной Марии в Канаде. В дополнение к своим двуязычным языкам детства ( эрс (ирландский) и английский) он свободно владел греческим, латынью, французским, итальянским, немецким и коренных народов языками кри , чиппева (оджибве), черноногих, сарси , ассинибойн и арапахо . (Большинство этих родных языков принадлежат к алгонкинским языкам | алгонкинской семье). Он преподавал английский своим товарищам-миссионерам (которые все были носителями французского языка) и языки коренных народов вновь прибывших.
Он был единственным англоязычным священником -облатом Непорочной Марии среди своих исключительно французских и франко-канадских собратьев-священников на Земле Руперта и Северо-Западных территориях , а также был первым священником, основавшим миссию для народа черноногих в Канаде и жившим среди него. (Альберт Лакомб был приглашенным миссионером у канадских черноногих до Сколлена, а иезуиты провели много лет среди пиганских черноногих, пиганских черноногих | Южного Пиикани, ниже международной границы, в нынешней Монтане, США). Вмешательство Сколлена в разговор с его другом Исапо-Мушикой , вождём Конфедерации черноногих, в 1879 году, недалеко от форта Маклауд, и снова с Кесаивью , вождём кри, вождем бобтейлов (Алексис Пиче) в 1885 году, в Медвежьем холме, недалеко от Эдмонтона, помогло избежать кровопролития. , в обоих случаях. Он также был хорошим другом Викаскокисейина , вождя Сладкой Травы , а также кри, а также Сотены , вождя дождей, главного вождя северных пиганов ( кайнай или кровавых). Он также был знаком с Сидящий Бык в изгнании в Канаде. В течение многих лет среди черноногих его преданно поддерживал отец Леон Дусе, который базировался в миссии Богоматери Мира недалеко от Калгари.
Сколлен пережил травматический период для коренных народов Канады. Когда он прибыл в Форт Эдмонтон в 1862 году, люди были в хорошей форме и здоровы, и их жизнь строилась вокруг буйволов ( бизонов ). Они могли свободно следовать за стадами через прерии, и буйволов было в изобилии. К тому времени, когда он уехал в 1887 году, их жизнь изменилась навсегда. Стада буйволов исчезли. Люди были опустошены алкоголизмом, болезнями, голодом и эксплуатацией. Их земля была отобрана у них Канадой. Они больше не могли свободно передвигаться и были вынуждены жить в заповедниках. Их жизнью управляли назначенные правительством «индийские агенты» и менеджеры ферм, которые часто использовали свое положение для эксплуатации людей и отвлечения скудных ресурсов, предназначенных для этих людей, для собственных нужд. Правительство также не выполнило свои договорные обязательства. Часто провизии было недостаточно, а инструменты были низкого качества и количества. Живя среди Конфедерации черноногих, на территории ныне Южной Альберты и Монтаны (земля торговцев виски, известная как Whoop Up Trail ) Сколлен был свидетелем всего этого и, ценой своей огромной цены, выступал за справедливость для коренных народов. Сам того не зная, он был «революционным священником», хотя и верил в ненасилие .
Пропавшая рукопись
[ редактировать ]Научная работа Сколлена «Тридцать лет среди индейцев Северо-Запада» объемом 250 страниц так и не была опубликована. После его смерти в Дейтоне, штат Огайо , в 1902 году драгоценная рукопись была передана на хранение его другу, преподобному о. Энтони Станислав Зибенферхер, пастор церкви Непорочного зачатия, Кентон , округ Хардин, штат Огайо . Отец Зибенферхер умер в Дейтоне, штат Огайо, 8 ноября 1911 года. На момент болезни, в 1908 году, он был духовным директором Атенеума семинарии Св. Марии на горе Огайо в Цинциннати . В его бумагах также должна была быть рукопись отца Сколлена. В течение трех лет, проведенных в больнице Святой Елизаветы в Дейтоне, семинария, возможно, поместила его документы в надежное хранилище, ожидая его возвращения. К сожалению, он умер в 1911 году, все еще находясь в больнице, и в семинарии сейчас нет записей о том, что с ними произошло. До сих пор никому не удалось выяснить местонахождение этих важных исторических и антропологических документов. Когда Зибенферхер умер, у него осталась в живых сестра Мэри, жившая в Тиффин, Огайо . Мэри была вдовой Джона А. Кантера (старшего) и умерла в 1922 году. Возможно, она жила со своим сыном Энтони Ричардом Кантером, и он умер в 1943 году. Генеалогическое расследование выявило, что правнук Мэри, Джон Доманн, жил в Калифорнии в в начале 2012 года, но семья ничего не знала о том, что случилось с бумагами. Примерно в 2011 году газетный проект Вайоминга оцифровал записи газет по всему штату. В их число входили газеты Bulletin , еженедельной газеты, издаваемой в Буффало, штат Вайоминг , для которой в течение 1893 и 1894 годов Сколлен написал серию из сорока двух писем на основе своих дневников и рукописи. Автором данной статьи написана книга «Тридцатилетние поиски среди индейцев Северо-Запада». Он содержит все буквы, но не выставлен на продажу. Тем не менее, копия была помещена в справочную библиотеку музея Гленбоу в Калгари, Альберта, Канада, и с ней могут ознакомиться приезжающие исследователи. Аналогично, тоже не в свободной продаже книга Отец Кон, священник «Криковой тропы», биография Сколлена, написанная тем же автором, также была помещена в справочную библиотеку Гленбоу. [ 2 ]
Мемориалы
[ редактировать ]В 1939 году в Jumping Pound была построена пирамида из камней, чтобы отметить место первой часовни, построенной Алексисом Кардиналом для отца Сколлена. В нем использовались некоторые камни, которые были частью первоначального очага и дымохода и находятся к югу от города Кокрейн , Калгари, Альберта. В 1976 году он был признан Канадским национальным историческим объектом.
Школа отца Сколлена, Сколлен-стрит и Сколлен-Бридж в Калгари, Альберта, Канада, были названы в его честь.
На его могиле в секции священников Голгофского кладбища в Дейтоне , штат Огайо, США, его имя неверно указано как «Корнелиус». Дата его рождения также указана неверно. После исследования Майкла Куинна из Огайо мы теперь знаем, что Сколлен намеренно дал епископу вводящее в заблуждение имя, когда тот прибыл в Дейтон, штат Огайо, в 1898 году. Он не хотел, чтобы его бывшие коллеги из Облатов смогли его выследить. Возможно, по той же причине он указал ошибочную дату рождения. Власти кладбища разумно сохранили историческую оригинальную надпись, но любезно добавили уведомление с правильными деталями и цитатой из этой статьи в Википедии.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Петито, отец Эмиль (1888). На пути к ледяному морю . Париж: Летузи и Ане. ISBN 9780665304460 .
- ^ Музей, Гленбоу. «Сколленская коллекция». М-8873-43,44 и 52 .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|url=
( помощь )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1841 рождений
- 1902 смерти
- Ирландские римско-католические миссионеры
- Ирландские римско-католические священники XIX века
- Смертность от туберкулеза в XX веке
- Римско-католические миссионеры в Канаде
- Римско-католические миссионеры в США
- Канадские римско-католические священники XIX века
- Миссионерские облатки Непорочной Марии
- Христианское духовенство из графства Фермана
- Смертность от туберкулеза в Огайо
- Ирландские эмигранты в США