Или люди
Общая численность населения | |
---|---|
240,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Либерия | 140,251 [1] |
Сьерра-Леоне | 1,205 [2] |
Языки | |
Вай • Английский • Крио • Гола | |
Религия | |
Исламское большинство • Христианское меньшинство • | |
Родственные этнические группы | |
Но , Гола , Люди , Менде , Рома , Гбанди |
Ваи — народность манде , которая проживает в основном в Либерии , а небольшое меньшинство проживает на юго-востоке Сьерра-Леоне . Вай известны своей местной системой письма, известной как слоговое письмо Вай , разработанной в 1820-х годах Момолу Дувалу Букеле и другими старейшинами Вай. [3] В течение XIX века грамотность в письменной форме получила широкое распространение. Его использование сократилось в 20 веке, но современные компьютерные технологии могут способствовать его возрождению.
Народ Вай говорит на языке Вай , который является одним из языков Манде . Сьерра-Леонские вай в основном проживают в районе Пуджехун на границе с Либерией . Многие деревни Сьерра-Леоне, граничащие с Либерией, населены народом Вай. Всего в Сьерра-Леоне проживает всего около 1200 вай. [4]
История
[ редактировать ]Самая ранняя письменная документация о Ваи принадлежит голландским купцам где-то в первой половине 17 века и обозначает политическую группу возле мыса Маунт . [5] Однако ваи, вероятно, являются народом, которого называли галлинами португальцы , и они поселились в этом районе к середине 15 века. Под предводительством клана Камара , одного из первых мандинка жителей в регионе Мандин , они пришли на юго-запад, чтобы совершать набеги и торговать солью и орехами Кола . [6]
Устные истории, переданные Момолу Массакуа, описывают короля мандинка, отправившего экспедиции на юг из региона Мандин, чтобы открыть море и стимулировать торговлю солью. Члены этих экспедиций вступали в брак с местными жителями Гола , чтобы создать Вай, но они сохранили прочные торговые связи с внутренними народами мандинка. [7]
Культура и образование
[ редактировать ]Во многих отношениях ваи представляют собой уникальную африканскую этническую группу. Многие считают [ ВОЗ? ] что регион, населенный Ваи, является первоначальным домом Поро , мужского тайного общества, известного во всей Западной Африке . Вай также довольно музыкальны. [8] Они играют на многих инструментах и по особым случаям исполняют танцы. [9]
У Вай есть три типа обучения. Первой и наиболее важной является школа Буша, где дети в течение четырех-пяти лет изучают традиционные навыки социализации вай, важные навыки выживания и другие особенности деревенской жизни. Во-вторых, это английская школа; некоторые дети Ваи посещают английские школы, чтобы изучать английский язык. Наконец, есть школы Корана, где детей Вая обучают арабскому языку под руководством местного мусульманского религиозного лидера. [ нужна ссылка ]
Религия и духовная вера
[ редактировать ]Ваи преимущественно мусульмане и на протяжении веков соблюдают традиции, основанные на изучении Корана . [10] Ваи приняли ислам под влиянием купцов мандинка, начиная с 16 века. [11] Меньшинство Ваи - христиане .
эти монотеистические Однако религии сосуществуют с традиционными верованиями в сверхъестественное , а шаманские практики распространены, поскольку люди считают себя окруженными духами, которые могут превращаться в живых существ или предметы. Считается, что эти духи обладают силой причинять зло отдельным людям или всему племени. Ваи совершают обряды поминовения умерших, во время которых они оставляют предметы одежды и еду возле могил умерших.
Экономика
[ редактировать ]Большинство вай зарабатывают на жизнь возделыванием плодородных земель. Рис является их основной культурой, и его можно выращивать вместе с другими овощами на возвышенных участках расчищенной земли. Помимо риса, выращиваются такие культуры, как хлопок, кукуруза, тыква, бананы, имбирь, кофе и какао. Вай также собирают в лесу различные орехи и ягоды. Пальма — важный товар для Ваи. Орехи, масло, вино, топливо, мыло и корзины входят в число его многочисленных производных.
Известные люди Вая
[ редактировать ]- Момолу Дувалу Букеле (1788–1888), изобретатель письма Вай в начале 19 века.
- Момулу Массакуа (1870–1938), король племени Вай, либерийский политик и дипломат.
- Натаниэль Варни Массакуа (1905–1962), либерийский педагог и политик
- Фатима Массакуа (1912–1978), принцесса племени Вай, педагог-новатор в Либерии, автор «Автобиографии африканской принцессы».
- Ханс-Юрген Массакуа (1926–2013), смешанного либерийского и немецкого происхождения, вырос неарийцем в нацистской Германии , а затем стал журналистом в США.
- Рут Перри (1939 г.р.), бывший президент Либерии
- Варни Шерман (1953 г.р.), либерийский политик
- Доктор Юджин Х. Шеннон (1946 г.р.), либерийский геолог, защитник окружающей среды, бывший министр земель, шахт и энергетики
- Вайету Мур (1985 г.р.), либерийский писатель смешанного вайского и американо-либерийского происхождения
- Джозеф Фанбулле (2001 г.р.), либерийский спринтер американского происхождения
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Либерия — Всемирный справочник меньшинств и коренных народов» . Группа по правам меньшинств . 19 июня 2015 г.
- ^ «Национальный аналитический отчет переписи населения и жилищного фонда Сьерра-Леоне за 2015 год» (PDF) . Статистика Сьерра-Леоне . Октябрь 2017 года . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ Гренобль, Ленор А.; Линдси Дж. Уэйли (2006). Сохранение языков: введение в возрождение языков . Издательство Кембриджского университета. стр. 107–. ISBN 978-0-521-01652-0 .
Скрибнер и Коул проводили полевые исследования среди народа ваи в Либерии в 1970-х годах.3 Ваи разработали свою собственную слоговую азбуку в 1820-х или 1830-х годах.
- ^ «Национальный аналитический отчет по переписи населения и жилищного фонда Сьерра-Леоне 2015 года» (PDF) . Статистика Сьерра-Леоне . Октябрь 2017. С. 89–99.
- ^ Кёлле, Сигизмунд Вильгельм (1854). Очертания грамматики вейского языка вместе с вей-английским словарем. И отчет об открытии и природе слогового письма вей . Лондонский церковный миссионерский дом.
- ^ Персона, Ив (1971). «Обзор: этнические движения и аккультурация в Верхней Гвинее с пятнадцатого века» . Африканские исторические исследования . 4 (3): 676. дои : 10.2307/216536 . JSTOR 216536 . Проверено 16 июля 2023 г.
- ^ Массинг, Эндрю (1985). «Грива, упадок Мали и расширение Мандинки к южному наветренному побережью» (PDF) . Cahiers d'Etudes Africaines . 25 (97): 36–7. дои : 10.3406/cea.1985.2184 . Проверено 16 июля 2023 г.
- ^ Монтс, Лестер П. (певец), Монтс, Жанна (диктофон) (1982). Музыка Вая Либерии (LP). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Folkways Records.
- ^ Монтс, Лестер П. (1988). Аннотированный глоссарий музыкального языка вай . Общество лингвистических и антропологических исследований Франции. Издательство Питерс. п. 144. ИСБН 978-2877230131 .
- ^ Скрибнер, Сильвия; Этель Тобач (1997). Разум и социальная практика: избранные сочинения Сильвии Скрибнер . Издательство Кембриджского университета. п. 193. ИСБН 978-0-521-46767-4 .
- ^ Данн, Д. Элвуд; Холсо, Свенд Э. (1985). Исторический словарь Либерии . Пугало Пресс. п. 172. ИСБН 978-0-8108-1767-8 .