Jump to content

Разнообразие религиозного опыта

Разнообразие религиозного опыта: исследование человеческой природы
Автор Уильям Джеймс
Оригинальное название Разнообразие религиозного опыта: исследование человеческой природы, являющееся гиффордовскими лекциями о естественной религии, прочитанными в Эдинбурге в 1901–1902 годах. [1]
Язык Английский
Предметы Философия религии
Психология религии
Издатель Лонгманс, Грин и Ко.
Дата публикации
1902
Место публикации Соединенные Штаты
Тип носителя Распечатать
Страницы 534
Класс ЛК BR110 .J3 1902а
С последующим Прагматизм: новое имя для некоторых старых способов мышления (1907)

«Разнообразия религиозного опыта: исследование человеческой природы» — книга Гарвардского университета психолога и философа Уильяма Джеймса . Он включает в себя его отредактированные Гиффордовские лекции по естественному богословию , которые были прочитаны в Эдинбургском университете , Шотландия, между 1901 и 1902 годами. Лекции касались психологического изучения индивидуального частного религиозного опыта и мистицизма и использовали ряд примеров для выявления общих черт в религиозных опыт сквозь традиции.

Вскоре после публикации « Разнообразие» вошло в западный канон психологии и философии и печаталось более столетия.

Позже Джеймс разработал свою философию прагматизма . 1907 года есть много пересекающихся идей В книге «Разнообразия» и в его книге «Прагматизм» . [2]

Исторический контекст

[ редактировать ]

Психология религии

[ редактировать ]

В 1890-х годах в европейских и американских университетах возникла «новая психология», что совпало с созданием множества новых психологических лабораторий и назначением факультетов психологии. Новизна новой психологии заключалась в ее отличии от философии ( в частности , философии разума ) и теологии , а также в ее акценте на лабораторном экспериментальном методе . В рамках этого развития психология религии возникла как новый подход к изучению религиозного опыта, при этом США стали основным центром исследований в этой области. [3]

Несколькими годами ранее Эдвин Диллер Старбак написал книгу под названием «Психология религии» , к которой Джеймс написал предисловие. Джеймс благодарит Старбака в предисловии к своей книге за то, что он «передал мне свою большую коллекцию рукописных материалов», прежде чем затем процитировать работу Старбака в « Разнообразиях» . [4] [5] Старбак вспоминает, что Джеймс просмотрел «несколько сотен» его документов. [6]

Впервые «Разновидности» были представлены в 1901–1902 годах как набор из двадцати лекций Гиффорда в Эдинбургском университете . Это была серия лекций, учрежденная Адамом Гиффордом и предназначенная для широкой и широкой аудитории по вопросам естественного богословия или научных подходов к изучению религии. [7] Первоначально Джеймс планировал, что вторая половина его лекций будет представлять собой философскую оценку религии, но из-за плохого здоровья он мог написать только одну лекцию по этой теме, в результате чего получилась работа более описательная, чем первоначально ожидал Джеймс. [8]

Религиозный опыт

[ редактировать ]

В « Разновидностях » Джеймс явно исключает из своего исследования как теологию, так и религиозные институты, предпочитая ограничить свое исследование прямым и непосредственным религиозным опытом, который он считал более интересным объектом изучения. [9] Церкви, теологии и институты важны как средства передачи идей, полученных в результате религиозного опыта, но, по мнению Джеймса, они живут за счет первоначального опыта основателя. [10] Ключевое различие в подходе Джеймса к религии лежит между религией здорового духа и религией больной души; первая является религией жизненного добра, а вторая не может преодолеть чувство зла в мире. [9] Хотя Джеймс представляет это как ценностно-нейтральное различие между разными видами религиозных установок, на самом деле он считал больной религиозный опыт предпочтительным, а его анонимный источник меланхолических переживаний в лекциях VI и VII является, по сути, автобиографическим. . [11] После этих автобиографических разделов Джеймс переходит к двум лекциям (IX и X), в которых религиозное обращение рассматривается с психологической точки зрения, а также его важность в истории религии. Джеймс считал здравомыслие главным вкладом Америки в религию, которая, по его мнению, простиралась от трансценденталистов Ральфа Уолдо Эмерсона и Уолта Уитмена до Мэри Бейкер Эдди «Христианской науки» . В крайнем случае, «здоровомыслящие» видят болезни и зло как иллюзию. Джеймс считал веру в «лечение разума» разумной по сравнению с медициной , практиковавшейся в начале двадцатого века. [12]

Джеймс посвящает мистицизму две лекции , и в лекциях он выделяет четыре маркера, общих для мистических переживаний. Это:

  • Невыразимость: опыт невозможно описать, и его необходимо непосредственно пережить, чтобы понять.
  • Ноэзис: опыт понимается как состояние знания, посредством которого можно познать божественные истины.
  • Быстротечность: опыт имеет ограниченную продолжительность.
  • Пассивность: субъект опыта пассивен, неспособен контролировать приход и уход опыта. [9]

Он считал, что религиозные переживания могут иметь «болезненное происхождение». [13] при патологии головного мозга и может быть иррациональным, но тем не менее во многом положительным. В отличие от плохих идей, которые возникают у людей под влиянием, скажем, лихорадки или пьянства, после религиозного опыта идеи и прозрения обычно все еще имеют для человека смысл и часто ценятся на всю оставшуюся жизнь. [14]

Джеймса относительно мало интересовала легитимность или нелегитимность религиозного опыта. Более того, несмотря на то, что примеры Джеймса почти исключительно взяты из христианства , он не хотел ограничивать свои идеи какой-либо одной религией. Религиозный опыт — это то, что люди иногда испытывают при определенных условиях. По описанию Джеймса, эти переживания по своей сути очень сложны, часто меняют жизнь и в значительной степени неописуемы и не поддаются количественному измерению традиционными средствами, но измеримы по глубоким изменениям, которые они оказывают на людей, сообщающих о таких переживаниях.

Прагматизм

[ редактировать ]

В конечном итоге Джеймс выдвинул прагматичный аргумент в пользу религии, написав, что «польза религии, ее польза для человека, у которого она есть, и польза самого человека для мира являются лучшими аргументами в пользу того, что в ней содержится истина». [15] В качестве примера он приводит терапевтический эффект молитвы. [16]

Хотя Джеймс не сформулировал полностью свою прагматическую философию до публикации «Прагматизма» в 1907 году, подход к религиозной вере в Разновидности находится под влиянием прагматической философии. В своих лекциях по философии и выводам Джеймс заключает, что религия в целом полезна для человечества, хотя и признает, что это не доказывает ее истинности. [9] В то время как Джеймс намеревался подойти к теме религиозного опыта с этой прагматической точки зрения, Ричард Рорти утверждает, что в конечном итоге он отклонился от этой методологии в « Разновидностях» . В его лекциях о святости цель состоит в том, чтобы выяснить, полезны ли святые добродетели для человеческой жизни: если они полезны, то, согласно прагматизму, это подтверждает их притязания на истину. Однако Иаков в конечном итоге приходит к выводу, что ценность святых добродетелей зависит от их происхождения: учитывая, что святые добродетели приносят пользу только в том случае, если существует загробная жизнь , к которой они могут нас подготовить, их ценность зависит от того, предначертаны ли они Богом или результат человеческой психологии. Это уже не вопрос ценности, а вопрос эмпирического факта. Следовательно, Рорти утверждает, что Джеймс в конечном итоге отказывается от своей собственной прагматической философии из-за того, что в конечном итоге он полагался на эмпирические данные. [17]

Джеймс отметил эстетическую мотивацию человека, выбирающего религию, и похвалил религию за ее эстетическую ценность. Он сказал, что люди «непроизвольно интеллектуализируют свой религиозный опыт» и что метафизические положения об атрибутах божества «обогащают наше голое благочестие, позволяющее нести эти возвышенные и таинственные словесные дополнения, точно так же, как они обогащают церковь, имея орган и старые медные инструменты, мрамор и фрески и витражи ». [18]

Джеймс рассматривает возможность « чрезмерных убеждений », убеждений, которые не являются строго обоснованными «универсальным разумом», но которые, тем не менее, могут, по понятным причинам, принадлежать образованным людям. Они представляют собой «выстроенные интеллектом постройки в тех направлениях, на которые изначально намекнуло чувство». Философия может способствовать формированию этих чрезмерных убеждений — например, традиционных аргументов в пользу существования Бога, включая космологические , замысловые и моральные аргументы , а также аргументы, основанные на популярном консенсусе. [19] [20] [21] Хотя сам Джеймс не поддерживал ни один из этих аргументов: «Дело в том, что эти аргументы всего лишь следуют совокупным предположениям фактов и наших чувств. Они ничего строго не доказывают. Они только подтверждают наши ранее существовавшие пристрастия». [22] Он говорит, что люди в прошлом искали такие универсальные доказательства, задаваясь вопросом: «Что может быть более идеального убежища, чем такая система могла бы предложить духам, раздраженным мутностью и случайностью мира чувственных вещей?». [23] Джеймс говорит, что у него есть собственное чрезмерное убеждение, которое он не намерен доказывать, что существует более великая реальность, обычно недоступная нашим обычным отношениям с миром, но с которой нас может связать религиозный опыт. [9]

за август 1902 года Обзор первого издания New York Times заканчивается следующим:

Повсюду приветствуются эксцентричность и экстравагантность религиозной жизни. Многие зададутся вопросом, не принесли ли бы его более трезвые проявления более плодотворные результаты, но интерес и увлекательность обращения неоспоримы, как и сочувствие, к которому ничто человеческое не равнодушно. [1]

на расширенное издание, опубликованное в том же году, в июле 1963 года Рецензия журнала Time заканчивается цитатами Пирса и Сантаяны о книге: [24]

Его просто раздражали коллеги-академики и их бесконечные споры по вопросам, не имеющим отношения к жизни. Яркий и щедрый человек, он надеялся показать, что религиозные эмоции, даже душевнобольные, имеют решающее значение для человеческой жизни. Великим достоинством « Разнообразий» , как отмечал философ-прагматик Чарльз Пирс , является его «проникновение в сердца людей». Его большая слабость, парировал Джордж Сантаяна , заключается в его «тенденции разрушать идею истины, рекомендовать веру без причины и поощрять суеверия».

В 1986 году Николас Лэш Джеймса раскритиковал «Разновидности» , оспаривая разделение Джеймса на личное и институциональное. Лэш утверждает, что религиозные гении, такие как Святой Павел или Иисус , которыми особенно интересовался Джеймс, имели свой религиозный опыт не изолированно, а внутри социального и исторического контекста и под его влиянием. [25] В конечном счете, Лэш утверждает, что это происходит из-за неспособности Джеймса преодолеть картезианский дуализм в своей мысли: хотя Джеймс считал, что ему удалось превзойти Декарта , он все еще был привязан к идее внутреннего эго, отличного от тела или внешнего мира, которое подвергается опыты. [26]

Книгу очень любил Людвиг Витгенштейн , который писал Бертрану Расселу : «Каждый раз, когда у меня есть время, я читаю книгу Джеймса «Разнообразия религиозного опыта». Эта книга приносит мне много пользы». [27] Это была одна из немногих книг, которые он порекомендовал своему другу Морису О'Коннору Друри . [28]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Исследование человека: разнообразие религиозного опыта » . Нью-Йорк Таймс . 9 августа 1902 года . Проверено 20 мая 2010 г.
  2. ^ Пул, Рэндалл А. (2003). «Уильям Джеймс в Московском психологическом обществе». В Гроссмане, Джоан ДеЛэни; Рищин, Рут (ред.). Уильям Джеймс в русской культуре . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. п. 143. ИСБН  978-0739105269 .
  3. ^ Тэйвс, Энн (1999). Приступы, трансы и видения: опыт религии и объяснение опыта от Уэсли до Джеймса . Принстон: Издательство Принстонского университета. стр. 261–262.
  4. ^ Уайт, Кристофер. «Измеренная вера: Эдвин Старбак, Уильям Джеймс и научная реформа религиозного опыта». Гарвардское теологическое обозрение . 101 (3/4): 431–450.
  5. ^ Джеймс, Уильям (1917). Разнообразие религиозного опыта: исследование человеческой природы . Лонгман . п. VI.
  6. ^ Эдвин Диллер Старбак (1937). «Использование меня религией». В Ферме, Вергилий (ред.). Религия в переходный период . п. 224.
  7. ^ Мэтью Брэдли (2012). Введение. Разнообразие религиозного опыта: исследование человеческой природы . Уильям, Джеймс. Брэдли, Мэтью (ред.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. х.
  8. ^ Нибур, Ричард (1997). «Уильям Джеймс о религиозном опыте». В Патнэме, Рут Анна (ред.). Кембриджский компаньон Уильяма Джеймса . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 216.
  9. ^ Jump up to: а б с д и Гудман, Рассел (2017). «Уильям Джеймс» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 1 декабря 2019 г.
  10. ^ Тейлор, Чарльз (2003). Разновидности религии сегодня: возвращение к Уильяму Джеймсу . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 23 .
  11. ^ Тейлор, Чарльз (2003). Разновидности религии сегодня: возвращение к Уильяму Джеймсу . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 33–34 .
  12. ^ Даклоу, Дональд Ф. (1 января 2002 г.). «Уильям Джеймс, лечение разума и религия здорового мышления». Журнал религии и здоровья . 41 (1): 45–56. дои : 10.1023/А:1015106105669 . JSTOR   27511579 . S2CID   34501644 .
  13. ^ Фуллер, Эндрю Рид (1 января 1994 г.). Психология и религия: восемь точек зрения . Роуман и Литтлфилд. ISBN  9780822630364 .
  14. ^ Джеймс, Уильям (1 января 1985 г.). Разнообразие религиозного опыта . Издательство Гарвардского университета. ISBN  9780674932258 . лихорадочные%20фантазии.
  15. ^ Американские прагматики . ОУП. 2013. с. 69.
  16. ^ Кларк, Стефани (2018). Убедительные теории молитвы о Боге в англосаксонской Англии . Университет Торонто Пресс. п. 13.
  17. ^ Рорти, Ричард (2004). «Некоторые несоответствия в сортах Джеймса». В Праудфуте, Уэйн (ред.). Уильям Джеймс и наука о религиях: повторное переживание разнообразия религиозного опыта . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. С. 86–97 (95). ISBN  9780231132046 .
  18. ^ Джеймс, Уильям (1917). Разнообразие религиозного опыта: исследование человеческой природы . Лонгман . п. 459.
  19. ^ Джеймс, Уильям (1917). Разнообразие религиозного опыта: исследование человеческой природы . Лонгман . п. 436.
  20. ^ Прагматизм и религия Классические источники и оригинальные очерки . Университет Иллинойса. 2003. с. 67.
  21. ^ Померло, Уэйн П. «Уильям Джеймс (1842–1910)» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 2 декабря 2019 г.
  22. ^ Джеймс, Уильям (1917). Разнообразие религиозного опыта: исследование человеческой природы . Лонгман . п. 439.
  23. ^ Джеймс, Уильям (1917). Разнообразие религиозного опыта: исследование человеческой природы . Лонгман . п. 434.
  24. ^ «Книги: Смерчи Бога» . Время . 19 июля 1963 года. Архивировано из оригинала 4 февраля 2013 года . Проверено 20 мая 2010 г.
  25. ^ Лэш, Николас (1986). Пасха в обычном порядке: размышления о человеческом опыте и познании Бога . Шарлоттсвилл: Университетское издательство Вирджинии. стр. 54–57.
  26. ^ Лэш, Николас (1986). Пасха в обычном порядке: размышления о человеческом опыте и познании Бога . Шарлоттсвилл: Университетское издательство Вирджинии. стр. 60–64.
  27. ^ Питерс, Майкл А. (2022). «Витгенштейн, мистика и «религиозная точка зрения»: «О чем нельзя говорить, о том следует молчать» ». Образовательная философия и теория . 54 (12).
  28. ^ Гудман, Рассел Б. (1994). «Чему Витгенштейн научился у Уильяма Джеймса». История философии Ежеквартальный журнал . 11 (3): 339–354.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: de048043fe09308261fd0703b596911a__1718796180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/de/1a/de048043fe09308261fd0703b596911a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Varieties of Religious Experience - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)