Люди-спинифексы
Пила Нгуру , часто называемые на английском языке Спинифекс народом , — аборигенный австралийский народ Западной Австралии , чьи земли простираются до границы с Южной Австралией и к северу от равнины Налларбор . [1] [2] Центр их родины находится в Великой пустыне Виктория , в Тьюнтджунджарре , примерно в 700 километрах (430 миль) к востоку от Калгурли . [3] возможно, самое отдаленное поселение в Австралии. [4] Их страну иногда называют страной Спинифексов . [5] Пила Нгуру были последними австралийцами, полностью отказавшимися от атрибутов своего традиционного образа жизни. [6]
Они в значительной степени сохраняют охотников-собирателей . на своей территории свой традиционный образ жизни [7] по которому их претензии на коренные права в Австралии и связанные с ними коллективные права были признаны решением Федерального суда от 28 ноября 2000 года . В 1997 году был начат арт-проект, в рамках которого картины коренных народов стали частью претензии на право собственности. В 2005 году крупная выставка их работ в Лондоне привлекла к художникам всеобщее внимание. [8]
Язык
[ редактировать ]Люди Spinifex говорят на юго-западных диалектах пама языкового подразделения вати - ньюнганских языков . [9] Имя Пила Нгуру является аббревиатурой от Anaṉgu tjuta Pila Nguru («люди-земля-спинифекс-из», или люди из страны спинифексов). [6] и отражает идентичность, основанную на чувстве владения территорией, а не на строго лингвистической классификации. [10] [11]
Экология и образ жизни
[ редактировать ]Современный центр находится на южной окраине родины Спинифексов. [9] В засушливой пустыне, которая образует среду обитания пила-нгуру, произрастают такие виды деревьев, как мульга , западный миалл и казуарина, а также разновидности кассии , сандалового дерева и спинифекса. [9] Травы Spinifex (дикобраз / кочки) доминировали в сообществах на более чем 22% традиционной территории Австралии. [12] а засушливые пустынные районы насчитывают около 35 видов. Разновидность, называемая «мягкий спинифекс» или на пиджин-английском языке , кустарниковый аралдит , представляет собой Triodia pungens , ценится за свои цементирующие свойства. [13] Общий термин в западных пустынных языках для обозначения растения — тянпи , равнина, где оно растет, — пила , само растение в языках питьянтьятжара и янкунитятжара называлось тьапура , а смола спинифекса добываемая из него — кити . [14]
Травы Spinifex использовались для получения кусков смолы, которые имели четыре основных применения: (а) в качестве гидроизоляции, путем уплотнения любых деревянных предметов, используемых для переноски воды; (б) в качестве замазки для заполнения дыр или трещин в рабочих материалах; (в) в качестве клея для скрепления материалов при изготовлении инструментов, оружия и церемониальных предметов; и (г) в качестве основного материала для лепки бус, фигурок и других разнообразных предметов. [15] Эти изделия из смолы также являются товаром, используемым в качестве подарков и важных торговых товаров между племенами.
Траву срезали камнем до середины стебля. [16] Собранную траву взбивали палкой, чтобы получить пыль спинифекса, которую затем провеивали и «яндиировали», янди относится к луандже , посуде для провеивания семян трав из хвойной древесины: [17] очищенные семена затем высыпали в другую посуду, называемую ивирра . [18] [19] работал дальше с особым покачиванием и встряхиванием, а затем нагревал на камне, чтобы получить около 8 кубических метров, что дало 600 граммов. [20] [14] [21]
Смола, извлеченная таким образом из разновидностей триодии, была ключевым ингредиентом для привязки каменных лезвий к местным теслам с рукоятками. [22] [23] Они были двух типов: тула и буррен, первый из которых использовался спинифексами, используя дистальный край, а другой - боковой край в качестве рабочих материалов. [24] Материал для тульского тесла получали путем раскалывания тульских отщепов в форме «слизней» или лезвий, затем этот инструмент использовали для работы по дереву, для выдалбливания янди или изготовления бумерангов и копий.
Единственным искусственным жилищем была вильтья или бурелом. [25]
История
[ редактировать ]Оценивая претензию Пила Нгуру на право коренных жителей в 2001 году, суда Австралии Федерального председатель Майкл Блэк заявил, что археологические данные указывают на присутствие кочевников в западной пустыне примерно 20 000 лет назад. [26] ) на большей части территории Австралии наблюдался быстрый демографический рост, Во время климатического оптимума голоцена (9 000–6 000 лет охватывающий большую часть засушливых зон. [27] По словам Скотта Кейна, остатки от использования артефактов, разбросанные по пустынному ландшафту, чрезвычайно плотные, что свидетельствует об очень длительном периоде обитания. [28] [29]
История контактов с белыми: 1900–1952 гг.
[ редактировать ]Вторжения белых на родину Пила Нгуру начались примерно в 1910-х годах с предоставления опционов на аренду пастбищ, которые, однако, не были реализованы. К 1930-м годам, пользуясь близостью Транс-Австралийской железной дороги (ТАР) , строительство которой было завершено чуть более десяти лет назад, миссионеры стремились провести евангелизационно-пасторскую работу в этом районе, основав миссию в Уорбертоне , но крайности попыток Жизнь там затрудняла их деятельность, и местный образ жизни сумел выжить, сохранив многие привычные уклады. [2] Во времена засухи с 1920-х по 1942 год странствующий Анангу разыскивал продовольствие в Карони-ТАР на Коварна-Даунс , где правительство создало склад пайков, где еда раздавалась ежемесячно. С 1939 года его постепенно вытеснил склад в Кандели , который был закрыт в 1942 году. Существовали два других склада, раздающих пайки нуждающимся: один в Зантусе ТАР , другой на полпути между Кандели и Королевой Викторией-Спрингс .
К 1950-м годам об этих людях было известно так мало, что британцы выбрали Налларбор для испытаний ядерного оружия , так как считали, что там нет людей.
Атомные испытания, 1953–1957 гг.
[ редактировать ](часть Научно-исследовательского центра вооружений) были построены грунтовые дороги Когда в 1952–1955 годах для метеостанции Джайлс , чиновники узнали, что к западу от этих объектов жили аборигены – вероятно, тогда их было около 150 человек. Исследуя восточную часть этого района в поисках подходящих мест для датчиков радиации, которые могли бы измерить выпадение радиоактивных осадков, Лен Биделл аборигенов зафиксировал, что наткнулся на « Стоунхендж », геометрический узор из перевернутых сланцевых плит, простирающийся на расстояние 60 метров (200 футов). [30] Офицер, опытный бушмен Уолтер Макдугалл был послан предупредить их о предстоящих испытаниях. было испытано девять малых ядерных боеголовок мощностью до 25 килотонн Всего на Эму-Джанкшен (2 испытания, 1953 г.) и Маралинга (7 испытаний, 1956–1957 гг.) . Учитывая, что только один офицер и помощник были назначены для предупреждения людей-спинифексов, которые жили на огромной территории далеко к западу от испытательных полигонов, многие из спинифексов так и не были проинформированы и не покинули этот район. Официально все были вынуждены покинуть свои земли и не допускались ближе чем на 200 км от эпицентра . Должностные лица сбросили листовки , но Спинифекс не мог прочитать листовки, был настороже и боялся самолета .
На более поздних стадиях испытаний бомбы МакДугалл обнаружил, что до 40 человек Spinifex, возможно, охотились в восточной части запрещенной зоны Маралинга, пока проводились испытания, продвигаясь на восток до Воукс-Хилл и Уолдана. Ближайшими людьми была одна семья из двенадцати человек, жившая на озерах Нуррари менее чем в 200 км к западу от Маралинга. Хотя они были достаточно близко, чтобы услышать взрывы более крупных бомб, через несколько лет после испытаний они были здоровы.
Австралийская королевская комиссия не смогла определить, Маралинга Тьярутжа подвергались ли люди или Пила Нгуру опасному уровню радиации от осадков из-за отсутствия медицинских записей и медицинских центров. Карты шлейфа бомбы Маралинга показывают, что во время испытаний преобладали северные ветры, тогда как земли Спинифекса находятся в 300 км к западу от Маралинга. Ближайшая группа находилась у озер Нуррари примерно в 180 км к западу. В остальном исчерпывающее исследование Скотта Кейна « Пила Нгуру» (2000) почти не содержало подробностей о том, как радиация при испытаниях бомб повлияла на людей Spinifex.
Родное название
[ редактировать ]В 1997 году был начат проект Spinifex Arts Project, чтобы помочь документировать претензии местных жителей . Обе местные титульные картины, мужская и женская, документируют всю территорию Спинифекса; они показывают места рождения заявителей и отражают важные традиционные истории, которые пересекаются и придают форму этой территории. [31]
Люди Spinifex были второй группой в Западной Австралии, получившей признание своих прав на землю в 2000 году. [32] в соответствии с разделом 87 (соглашение) Закона о титулах коренных жителей Содружества 1993 года . В постановлении Федерального суда Австралии по делу, возбужденному третьей стороной от имени народа Спинифекс, было установлено, что соглашение было достигнуто между заявителями и двумя названными ответчиками: правительством штата Западная Австралия и графством Шир Лавертон , на участке земли площадью около 55 000 км2. 2 (21 000 квадратных миль).
Эта территория, которая была обозначена либо как нераспределенная земля, либо как парк-заповедник и не содержала никакой пастбищной аренды , расположена к северу от земель народов Налларбор, к востоку от людей в районе Пилки и к югу от Нгааньятжарра. земель , восточная граница образована границей Южной Австралии . Помимо территории двух заповедников, единственными конкретными «другими интересами», выявленными на территории, была полоса отвода общественного пользования вдоль существующей дороги, пересекающей часть территории.
Претензии на титул коренных жителей были поданы двадцатью одной семьей, составляющей нынешний народ Спинифекс. Некоторые жители спинифекса начали возвращаться на свою землю примерно с 1980 года. С 2001 года многие из тех, кто уехал жить в христианские миссии, с тех пор вернулись на свою родину и в биосферный заповедник Безымянного заповедника (ныне заповедник Мамунгари ). В 2004 году правительство передало нетронутую дикую природу площадью 21 000 км2. 2 Пила Нгуру и Маралинга Тьярутжа расположены в районе Маралинга Тьярутжа .
Искусство
[ редактировать ]Искусство Spinifex началось как то, что Филип Бэтти назвал «межкультурным мусором», отражающим их опыт воздействия внешнего мира. Жанр того, что пила нгуру называют «правительственными картинами», представлял собой визуальные документы, созданные для предоставления доказательств их права собственности на землю, которые должны были быть представлены в суде. [33]
В начале 2005 года группа Spinifex прославилась своими сольными и групповыми работами благодаря крупной художественной выставке их работ в Лондоне . [8] Их ярко раскрашенные « точечные картины » — это не обычные полированные товары, производимые многими северными племенами для продажи на арт-рынок неаборигенов, а подлинные произведения, которые народ Спинифекс создал для своих собственных целей. [2]
Проект Spinifex Arts Project — это некоммерческий принадлежащий аборигенам, арт-центр, в стране Спинифекс в общине Тьюнтьюнтжара . [34] Это член Дезарта . [35]
Сценические постановки
[ редактировать ]Театральное представление « Основные моменты карьеры Маму» , посвященное племенному опыту в период атомных испытаний, написанное в соавторстве с Big h ART креативным директором Скоттом Рэнкином и Тревором Джеймисоном , было представлено Роем Андервудом и несколькими другими представителями Spinifex в Постановка Театральной труппы «Черный лебедь» в Гамбурге , Германия, 2002 год. [33] [36]
Нгапарджи Нгапарджи — это проект возрождения сообщества и языка , а также сценическая постановка, разрабатываемая с 2008 года Рэнкином и Джеймисоном. [37] В постановке Джеймисон рассказывает историю своей семьи. [37]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Кейси 2009 , с. 138 №9.
- ^ Перейти обратно: а б с Локсли 2002 .
- ^ Стивенсон 2007 , с. 139.
- ^ Честер 2013 .
- ^ ПТАК: история .
- ^ Перейти обратно: а б Кастильо 2015 , с. 72.
- ^ Миддлтон 2009 , стр. 84–85.
- ^ Перейти обратно: а б Айкен 2005 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ломхольт 2016 .
- ^ Кастильо 2015 , с. 72 №1.
- ^ Кейн 2002 , стр. 60–63, 189f.
- ^ Питман 2016 , с. 98.
- ^ Кларк 2014 , с. 195.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк 2014 , с. 196.
- ^ Питман 2016 , стр. 98 и далее.
- ^ Смит 2013 , с. 330.
- ^ Скамбари 2013 , с. 49.
- ^ Кейн 2013 , стр. 25–26.
- ^ Питман 2016 , с. 99 №11.
- ^ Смит 2013 , стр. 188–189.
- ^ Питман 2016 , стр. 97 и далее..
- ^ Смит 2013 , стр. 186 и далее..
- ^ Пауэлл, Феншам и Меммотт, 2013 , стр. 210–224.
- ^ Доелман и Кокрейн 2012 , стр. 253–255.
- ^ Кастильо 2015 , стр. 72–73.
- ^ Смит 2013 , с. 15.
- ^ Уильямс и др. 2015 .
- ^ Кейн 2002 , с. 163.
- ^ Кастильо 2015 , с. 78
- ^ Кастильо 2015 , с. 79.
- ^ Страна Спинифекс 2010 .
- ^ Spinifex Правительство Западной Австралии, Управление по делам коренных народов. Проверено 21 апреля 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кастильо 2015 , с. 75.
- ^ «Проект искусств Спинифекс» . Инстаграм . Проверено 28 января 2024 г.
- ^ «Членские художественные центры» . Пустыня . 7 декабря 2023 г. Проверено 28 января 2024 г.
- ^ Джеймисон, Тревор; Рэнкин, Скотт; Театральная труппа «Черный лебедь»; Фестиваль Лаокоон (август 2002 г.: Кампнагель, Гамбург) (2002 г.), Основные моменты карьеры Маму: Театральная труппа «Черный лебедь», Фестиваль Лаокоон 2002 г., Кампнагель, Гамбург, август 2002 г. (запись в каталоге для видеозаписи) , Corporate Image Productions , получено 19 октября 2022 г. ,
«Основные моменты карьеры Маму» написали Тревор Джеймисон и Скотт Рэнкин. Эта постановка была показана на фестивале Laokoon в 2002 году в Кампнагеле, Гамбург.
{{citation}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Бен Херманн (17 июля 2012 г.). «Нгапарджи Нгапарджи Один» . Журнал БМА . Архивировано из оригинала 2 марта 2017 года . Проверено 15 января 2013 г.
Постановка, написанная Джеймисоном и креативным директором Big hART Скоттом Рэнкином, была удостоена в 2008 году Deadly Award за самые выдающиеся достижения в кино, на телевидении и в театре...
Источники
[ редактировать ]- «Карта AIATSIS коренных народов Австралии» . АИАЦИС . 9 сентября 2021 г.
- Эйкен, Кирстен (15 мая 2005 г.). «Искусство кочевников заслужило похвалу в Лондоне» . Новости АВС .
- Кейн, Скотт (2002). Пила Нгуру: Люди Спинифекс . Издательство Центра искусств Фримантла. ISBN 978-1-863-68348-7 .
- Кейн, Скотт (2013). «Жизнеобеспечение австралийских аборигенов в Западной пустыне» . В Бейтсе, Дэниел Г.; Лиз, Сара Х. (ред.). Тематические исследования в области экологии человека . Спрингер. стр. 17–53. ISBN 978-1-475-79584-4 .
- Кейси, Мэрироуз (2009). «Нгапарджи Нгапарджи: рассказывание историй австралийских аборигенов» . В Форсайте, Элисон; Мегсон, Крис (ред.). Станьте реальностью: прошлое и настоящее документального театра . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 122–138. ISBN 978-0-230-23694-3 .
- Кастильо, Грег (2015). «Люди Spinifex как современники холодной войны» . Современность 4 (1): 72–94. дои : 10.5195/contemp.2015.144 .
- Честер, Квентин (14 августа 2013 г.). «Люди Великой пустыни Виктория, Вашингтон» . Австралийское географическое издание . Нет. 116.
- Кларк, Филип А. (2014). Открытие использования растений аборигенами: путешествия австралийского антрополога . Издательство Розенберг. ISBN 978-1-925-07836-7 .
- Доулман, Труди; Кокрейн, Grant WG (2012). «Теория дизайна и австралийское тульское адзе» (PDF) . Азиатские перспективы . 51 (2): 251–277. дои : 10.1353/asi.2014.0004 . hdl : 10125/36668 . S2CID 161549193 .
- «История народа спинифексов» . Община Тьюнтьюнтжара . Корпорация аборигенов Паупияла Тьярутья . Проверено 18 октября 2021 г.
- Лейтнер, Герхард (2007). «Вклад аборигенов в языковую среду Австралии» . В Лейтнере, Герхарде; Малькольм, Ян Г. (ред.). Среда обитания языков аборигенов Австралии: прошлое, настоящее и будущее . Вальтер де Грюйтер . стр. 197–235. ISBN 978-3-110-19784-6 .
- Ломхольт, Изабель (9 марта 2016 г.). «Общественное здание в великой пустыне Виктория» . электронный архитектор .
- Локсли, Энн (3 августа 2002 г.). «Пила Нгуру: Люди-спинифексы» . Сидней Морнинг Геральд .
- Миддлтон, Ник (2009). Пустыни: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-199-56430-9 .
- Пила Нгуру: Искусство и песни народа спинифексов Калгули: Корпорация аборигенов. 1999. ISBN 978-064638826-7 .
- Питман, Хайди Т. (2016) [Впервые опубликовано в 2015 г.]. «Торт из смолы спинифекса» . В Брауне, Стив; Кларк, Энн; Фредерик, Урсула (ред.). Истории объектов: артефакты и археологи . Рутледж . стр. 93–102. ISBN 978-1-315-42336-4 .
- Пауэлл, Оуэн; Феншам, Родерик Дж.; Меммотт, Пол (2013). «Использование смолы Spinifex коренными народами для изготовления изделий в северо-восточной Австралии». Экономическая ботаника . 67 (3): 210–224. дои : 10.1007/s12231-013-9238-3 . S2CID 17541049 .
- Скамбари, Бенедикт (2013). Моя страна, моя страна: коренные народы, борьба за добычу полезных ископаемых и разработку в отдаленной Австралии . Австралийский национальный университет . ISBN 978-1-922-14473-7 .
- Смит, Майк (2013). Археология пустынь Австралии . Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-1-107-31053-7 .
- «Страна спинифексов» . Веб-сайт проекта Spinifex Arts . 2010.
- Стивенсон, Пета (2007). Аутсайдеры внутри: рассказывая историю коренных народов Австралии . Новый Южный Уэльс Пресс. ISBN 978-0-868-40836-1 .
- «Границы племени Тиндейл» (PDF) . Департамент по делам аборигенов, Западная Австралия . Сентябрь 2016.
- Уильямс, Алан Н.; Ульм, Шон; Терни, Крис С.М.; Роде, Дэвид; Уайт, Джентри (27 июня 2015 г.). «Демографические изменения в голоцене и возникновение сложных обществ в доисторической Австралии» . ПЛОС ОДИН . 10 (6): e0128661. Бибкод : 2015PLoSO..1028661W . дои : 10.1371/journal.pone.0128661 . ПМК 4471166 . ПМИД 26083101 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Видео британских ядерных испытаний
- Spinifex Native Название карты: Южная Австралия.
- Название карты Spinifex Native: Западная Австралия.
- Решение Федерального суда по иску о титуле коренных жителей (Марк Андерсон от имени Spinifex People против штата Западная Австралия [2000] FCA 1717)
- Иэн Грандедж, «Путешествия со Спинифом» , Sounds Australian N. 68 (2006), Журнал Австралийского музыкального центра