Алиса Делисия

Алиса Генриетта Лапис (3 марта 1889 - 10 февраля 1979), более известная под своим сценическим псевдонимом Алиса Делисия , а иногда и Элиза Делисия , [ 1 ] французская актриса и певица, сделавшая карьеру в английском музыкальном театре . После выступления в хоре Мулен Руж и других театров Парижа с 14 лет она стала хористкой в эдвардианских музыкальных комедиях , ненадолго на Бродвее в 1905 году, затем несколько лет в Лондоне и снова в Париже в 1912 году.
Большой прорыв произошел в 1913 году, когда ей предложили главную роль в ревю, представленном импресарио CB Cochran . Шоу стало хитом и сделало Делизию звездой. Во время Первой мировой войны она снялась в ряде ревю Вест-Энда и оперетте, что закрепило ее успех. В звездном автомобиле «Афгар» с 1919 по 1921 год сначала в Лондоне, затем в Нью-Йорке и на гастролях в США слава Делисии была на пике, и ее живое выступление отмечалось критиками. Вернувшись в Лондон в 1922 году, Делисия заболела и была вынуждена временно уйти со сцены.
С 1924 года она снова снималась в ревю, в том числе в успешном лондонском шоу 1925 года « On With the Dance» , которое помогло Ноэлю Кауарду прославиться. Еще одним ярким событием 1926 года стала «Прекрасная принцесса» . В конце 1920-х и 1930-х годах она играла в различных музыкальных театрах и все чаще в немузыкальных комических пьесах в Лондоне, заслужив дальнейшие похвалы критиков. Во время Второй мировой войны она покинула Вест-Энд и посвятила себя развлечениям британских и союзных войск, выйдя замуж за военно-морского офицера Сил Свободной Франции . После войны она полностью вышла на пенсию, сопровождая своего мужа-дипломата в различных зарубежных командировках. В последние годы она вернулась в Англию.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Делизия родилась Алиса Генриетта Лапис в Париже, дочь скульптора Анри Лапиза и Матильды Дус. [ 2 ] Она приходилась двоюродной сестрой французскому велосипедисту Октаву Лапизу . [ 3 ] Делисия получила образование в монастыре Сёр-де-Невер . [ 2 ] В 1903 году, в возрасте 14 лет, она дебютировала на сцене в составе хора на французской премьере оперы «Красавица Нью-Йорка » в Театре Мулен Руж . [ 4 ] В течение следующих двух лет она была в хоре Variétés и Folies Bergère . [ 5 ]

В 1905 году Делисия была одной из французских « Девушек Гибсона » в «Улове сезона» в театре Дейли в Нью-Йорке с Эдной Мэй в главной роли. [ 5 ] Она переехала в Лондон, где продолжала выступать на сцене до 1909 года, когда временно отказалась от театральной профессии. [ 4 ] Несколько лет она жила с певцом и автором песен Гарри Фрэгсоном . В 1912 году они расстались, и она вернулась во Францию, возобновив театральную карьеру в Париже. [ 4 ] среди других шоу, во французском переводе «Девушки-квакера» . [ 6 ]
В 1913 году Делизию заметил английский импресарио С. Б. Кокран , который увидел ее в небольшой роли в театре-варьете «Олимпия» в Париже. Он планировал устроить в Лондоне интимное ревю в парижском стиле и предложил Делизии 6 фунтов в неделю, чтобы она выступала для него в Лондоне. [ 7 ] Он дал ей главную роль в своем первом ревю в 1914 году «Разногласия и концы » Гарри Граттана в Театре «Амбассадоры» . Биограф Кокрена Джеймс Хардинг пишет, что «Разногласия и концы » «установили стандарт для всех его последующих ревю: красивые платья, вкус, остроумие, элегантность, яркость и цвет». [ 8 ] The Times назвала шоу «приятным вздором и смыслом в сочетании». [ 9 ] Первоначально ревю было заключительной частью тройного законопроекта. Daily Express прокомментировала первый материал:
Это поразительное раздевание, совершенное мадемуазель. Алиса Делизия, хорошенькая молодая француженка, в пародии «Раздевание миледи». К счастью, инцидент закончился внезапно и в кромешной темноте, иначе можно было бы увидеть, как цензор пьес покраснел, если бы он присутствовал. [ 10 ]
Цензор, лорд-камергер , поспешил посмотреть представление и потребовал перемен. [ 11 ] После неопределенного начала ревю имело огромный успех; Особым хитом Делисии стала песня «Мы не хотим тебя терять, но думаем, тебе пора идти», призывающая молодых людей идти в армию. [ 7 ] Через несколько недель остальные пункты тройного счета были исключены, а «Разногласия и концы» были расширены до полного вечера с лишь кратким поднятием занавеса . [ 12 ] Через два месяца после открытия Делисия стала признанной звездой, приглашенной принять участие вместе с Мюриэл Фостер , Чарльзом Хоутри , Оскаром Ашем и Исидором де Лара в благотворительном утреннике, на котором присутствовала королева Александра . [ 13 ] Это было первое из многих благотворительных выступлений Делисии во время войны. Ее биограф Энн Пимлотт Бейкер пишет, что Делисия развлекала раненых солдат и принимала в свой дом множество французских беженцев и сирот. [ 4 ] В 1916 году она дебютировала в кино и сыграла главную роль в фильме «ОНА» , экранизации рассказа Райдера Хаггарда о страсти женщины к юному путешественнику. [ 14 ]
Звезда Вест-Энда
[ редактировать ]
Делизия была звездой двух дальнейших ревю, которые Кокран поставил в «Амбассадорах», «Море » в 1915 году, снова Граттана, и «Пелл Мелл» Фреда Томпсона и Морриса Харви в 1916 году. [ 4 ] Авторы последнего заявили, что их спектакль не только не имеет сюжета, но и «столь же связно сыгран задом наперед, как и сыгран вперед». [ 15 ] Тем не менее, это было успешным и еще больше повысило статус Делизии. К настоящему времени она перешла от заработка с 6 фунтов в неделю до 100 фунтов. [ 7 ]
В 1917 году Кокрен решил, что «Послы» слишком малы, чтобы вместить его запланированные постановки, и перешел в Театр принца Уэльского, который с 1000 мест имел более чем вдвое большую вместимость, чем «Послы». [ 4 ] Он временно отказался от ревю и поставил оперетту «Карминетта » на музыку Эмиля Лассайи, Германа Финка и Германа Даревского и либретто Андре Барда и К.А. Карпантье. [ 16 ] В главной роли Делисия сыграла страстную, но чопорную дочь Кармен и дона Хосе. The Observer прокомментировал: «Мадемуазель Делисия бредила, бушевала и неутомимо томилась в бусах и коротких юбках». [ 16 ] Делисия не была обученной певицей, как и некоторые другие актеры; некоторые критики этот факт прокомментировали, но на кассовые сборы это не повлияло. Шоу проходило с 23 августа 1917 года по 23 марта 1918 года, а было перенесено в Театр Гаррика . на последних этапах спектакля [ 17 ]
После выхода «Карминетты » Делисия вернулась к ревю в «As You Were» , написанном Германом Даревски и Эдуардом Мате, с книгой и стихами Артура Вимпериса , адаптированными из французского ревю Plus ça Change на « Rip »; оно длилось год. [ 18 ] [ 19 ] Он открылся в августе 1918 года в лондонском павильоне , недавно отремонтированном Кокраном («преобразовавшимся почти до неузнаваемости», по данным The Observer ). [ 20 ] Шоу было построено вокруг Делизии, что давало ей возможность проявить себя в ряде ролей, включая Нинон де л'Энкло , Елену Троянскую , Елизавету I и Клеопатру . [ 20 ] Она также появилась в роли Люцифера , снова привлекая внимание лорда-камергера из-за облегающего черного костюма, в котором она появилась. [ 4 ] Газета Morning Post прокомментировала: «Никогда актриса не могла носить столь незначительное платье». [ 21 ]
Пост-был
[ редактировать ]Первым новым шоу Кокрена и Делизии после войны было «Афгар» Фреда Томпсона и Уортона Дэвида на музыку Шарля Кювилье, которое открылось в Павильоне в сентябре 1919 года. [ 22 ] Это была экстравагантная музыкальная комедия, действие которой происходит в мавританском гареме, где Делизия играет Зайди, возглавляющую забастовку гаремов, ведущую к всеобщей моногамии. [ 22 ] О ее выступлении The Times сказала:

Сейчас трудно найти что-то свежее, что можно сказать о Делизии. Она есть и всегда будет одной из самых неутомимых работниц сцены. Она не может оставаться на месте, но ее беспокойство никогда никого не раздражает. Она настолько полна жизни, что способна вдохновить своих слушателей на то же чувство, и независимо от того, поет ли она или играет, она всегда старается изо всех сил. Что касается ее костюмов… ну, мистер Кокрен в этом направлении добился большего, чем даже его предыдущие достижения. вздох зависти дам из зала, глядя на эти творения Пуаре ». По всему театру раздавался [ 22 ]
Шоу состоялось в Лондоне и дало 300 представлений, после чего Делисия в конце 1920 года отплыла в Нью-Йорк на бродвейскую постановку в Центральном театре, за которую ей платили 2500 фунтов стерлингов в неделю, колоссальную сумму по тем временам. [ 23 ] The New York Times сочла шоу «достаточным для поставленной цели» как средство передвижения для звезды, но назвала Делизию «потрясающей». [ 24 ] После отпуска во Франции Делисия вернулась в Северную Америку в августе 1921 года для 30-недельного турне по Афгару . Она рассказала The New York Times , что это будут ее последние выступления на сцене, поскольку по окончании тура она должна была выйти замуж за «самого лучшего человека в мире». [ 25 ] Неизвестно, кем был этот мужчина, и свадьба не состоялась. [ 4 ]
Делисия осталась на сцене, вернувшись в Лондон для участия в ревю Кокрена 1922 года «Мэйфэр и Монмартр» . [ 4 ] Шоу было встречено неоднозначно. [ 26 ] и ему был нанесен смертельный удар, когда Делисия потеряла голос из-за инфекции горла, и ей пришлось отказаться от гипса через шесть недель после начала бега. [ 4 ] Специалист по горлу посоветовал ей дать голосу отдых в течение трех месяцев. [ 27 ] Без звезды шоу не смогло привлечь публику, и Кокран закрыл его менее чем через два месяца, понеся убытки в 20 000 фунтов стерлингов. [ 23 ]

В 1923 и 1924 годах Делисия снова появилась на Бродвее в Куртизанка» . музыкальной комедии « [ 6 ] и в Шуберта ревю «Темы 1924 года» . [ 2 ] В 1925 году она вернулась в конюшню Кокрана, снявшись в его ревю «В танце» , большая часть которого была написана и сочинена Ноэлем Кауардом . Во время репетиции шоу Кокрану не понравилась песня Кауарда «Poor Little Rich Girl», написанная для Делизии, и он хотел ее вырезать. Он отступил перед лицом непримиримого сопротивления автора и исполнителя, и эта песня стала первым хитом Кауарда. [ 28 ] Делисия стала правообладателем этого номера и была возмущена, когда Кауард подумывал передать его Гертруде Лоуренс для пения в Нью-Йорке. Хардинг пишет: «Ноэль, — кричала она, превосходно владея идиомами, если не сказать акцентом, — простыня и бугайрр». [ 29 ] Позже Кауард писал о Делизии: «Все, что она делала, она делала хорошо, с удовлетворительной властью и уверенностью. Иногда она была темпераментной и впадала в ярость по-европейски, но мне всегда было легко работать, и она была чрезвычайно приятна». [ 30 ] Кокрен тоже нашел Делизию близкой по духу коллегой; в своих нескольких томах автобиографии он много раз упоминает ее преданность и добродушие. [ 5 ]
В 1923 и 1924 годах Делисия снова появилась на Бродвее в Куртизанка» . музыкальной комедии « [ 6 ] и в Шуберта ревю «Темы 1924 года» . [ 2 ] В Лондоне Делисия снялась вместе с Джорджем Гроссмитом-младшим и У. Х. Берри в «Прекрасная принцесса» (1926) . руританской музыкальной комедии [ 31 ] В ноябре 1928 года она вышла замуж за Жоржа Эмиля Дени, генерального директора газеты. [ 4 ] В 1929 году она впервые появилась в немузыкальной пьесе « Ее прошлое» , комедии Фредерика Джексона, с Вайолет Ванбру в главной роли . The Times сказала о ее выступлении:
Если ей нужно произнести скучную фразу, она говорит ее так, как будто она в тот момент радостно пришла ей в голову; если у нее есть хорошая поговорка, она исходит от нее с блеском, в семь раз превышающим ее собственный. В ее глазах есть юмор, в пальцах — остроумие; она придает изысканное изящество мелочам; и когда она хочет на минуту быть серьезной, никто не терпит, все слушают, зная, что добрая серьезность вдруг оборвется насмешливой вспышкой. И даже когда она кланяется в ответ на бурные аплодисменты, в ее деликатной грации есть что-то, что отличает актрису от тех, кто с надеждой выбегает на сцену и весело барахтается с нее. [ 32 ]
1930-е годы
[ редактировать ]Делисия начала 1930-е годы с появления в разнообразии . Она возглавила список в London Palladium в 1930 году, но песни, которые она выбирала для исполнения, считались либо устаревшими, либо скучными. [ 33 ] В том же году она появилась в двух последовательных неудачах в Вест-Энде . Адаптация Марселя Паньоля » « Топаза , имевшая огромный успех в Париже, не смогла блеснуть в своей английской версии, несмотря на звездный состав, в котором к Делизии присоединились Рэймонд Мэсси , Мартита Хант , Дональд Вулфит и Фрэнк Селье . [ 34 ] Вторым провалом стала «Пара брюк фарсовая комедия », которую The Times объявила настолько скучной, что «весь делизианский блеск» не смог ее спасти. [ 35 ]
Делисия вернулась в музыкальную комедию в 1932 году в лондонской постановке « Кошка и скрипка » Джерома Керна и Отто Харбаха , представленной Кокраном в Palace Theater . Ее коллегами по фильму были Пегги Вуд и Фрэнсис Ледерер . [ 36 ] То, что Пимлотт Бейкер называет своим последним большим успехом в Лондоне, произошло в 1933 году в спектакле « Перламутр» , представленном Кокраном в театре «Гейети» . Он был адаптирован для английской сцены в качестве средства передвижения для Делизии А.П. Гербертом из оперетты Оскара Штрауса и Альфреда Грюнвальда 1932 года « Eine Frau, die weiß, is sie will ». Делисия сыграла Жозефину Павани, стареющую актрису, которая теряет возлюбленного из-за дочери Перл и которая позже пытается спасти Перл от нежеланного поклонника. [ 37 ] Песня Делисии «Каждая женщина думает, что хочет странствовать» имела большой успех. [ 4 ] The Times прокомментировала: «Как приятно в музыкальном произведении услышать слова автора! Как приятно слышать их, когда поет мадам Делисия!» [ 37 ]
На экране Делисия сыграла мадам Вальмонд в мюзикле «Вечерняя песня» 1934 года. [ 38 ] Год спустя она появилась с Джорджем Роби в фарсе «Случайно твой » Клиффорда Грея , адаптированном из «Monsieur à Cinq Heures » Мориса Эннекена и Пьера Вебера . [ 39 ] В следующем году она появилась в своей последней музыкальной комедии «Серебряный лебедь» Грея и Гая Болтона на музыку Эдварда Сэмюэлса. [ 40 ] В 1938 году они с мужем развелись. [ 4 ] Ее последнее появление в Лондоне состоялось в 1939 году в роли Гортензии в «Французы ради любви» легкой комедии Маргариты Стин и Дерека Патмора с Афиной Сейлер и Сесилом Паркером . [ 41 ] [ 42 ]
Вторая мировая война и последующие годы
[ редактировать ]Патриотизм Делизии побудил ее поддержать Силы Свободной Франции и их британских союзников. С 1941 года и до конца войны она была членом Национальной ассоциации развлечений и развлекала войска союзников в Африке, на Ближнем Востоке и в Европе. [ 4 ] В январе 1944 года она вышла замуж за командира Военно-морского флота Свободной Франции Рене Кольб-Бернара. После войны она ушла со сцены и сопровождала своего мужа на ряд дипломатических должностей, на которые его направляло французское правительство. [ 4 ] Его последней должностью был французский консул на Канарских островах , где Делисия провела большую часть своей пенсии. После его смерти она вернулась в Англию. [ 4 ]
Среди наград, врученных Делизии, была Королевская медаль за свободу ; « Звезда Африки» , 8-я армия; Медаль Французской Благодарности ; Свободная французская медаль; и Орден «За заслуги перед Ливаном и Сирией». [ 2 ]
Делисия умерла от рака в возрасте 89 лет во французском доме для престарелых в Брайтоне . [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Алиса Делизия в базе данных Internet Broadway
- ^ Jump up to: а б с д и «Делизия, Алиса» , «Кто был кем» , A&C Black, 1920–2008; онлайн-издание, Oxford University Press, декабрь 2007 г., по состоянию на 3 февраля 2012 г. (требуется подписка)
- ^ Бобет, Жан. «Лапизе, это был ас», Круглый стол, апрель 2003 г., с. 186
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Пимлотт Бейкер, Энн. «Делизия, Алиса (1889–1979)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/40922 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Jump up to: а б с «Делизия, Алиса» Краткий оксфордский путеводитель по театру , под ред. Филлис Хартнолл и Питер Фаунд. Oxford University Press, 1996. Oxford Reference Online, по состоянию на 3 февраля 2012 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с «Делизия Алиса» , Энциклопедия популярной музыки . Эд. Колин Ларкин. Muze Inc и Oxford University Press, 2009 г., по состоянию на 3 февраля 2012 г. (требуется подписка)
- ^ Jump up to: а б с Шорт и Комптон-Рикетт, с. 256
- ^ Хардинг, Джеймс. «Кокран, сэр Чарльз Блейк (1872–1951)» , Оксфордский национальный биографический словарь , Oxford University Press, 2004; онлайн-издание, май 2005 г., по состоянию на 3 февраля 2012 г. (требуется подписка)
- ^ «Пьеса о Лувене», The Times , 17 октября 1914 г., стр. 11
- ^ «Раздевание миледи», Daily Express , 17 октября 1914 г., стр. 3
- ^ «Shocked the Censor», Daily Mirror , 23 октября 1914 г., стр. 2
- ^ "Dramatis Personae", The Observer , 27 декабря 1914 г., стр. 4
- ^ «Судебный циркуляр», The Times , 10 декабря 1914 г., стр. 11
- ↑ «ОНА» , Британский институт кино, по состоянию на 13 февраля 2012 г.
- ^ Шорт и Комптон-Рикетт, с. 257
- ^ Jump up to: а б «Карминетта», The Observer , 26 августа 1917 г., стр. 5; и «Карминетта у принца Уэльского», Manchester Guardian , 24 августа 1917 г., стр. 6
- ^ «Театры», The Times , 23 марта 1918 г., стр. 6
- ^ «Сэр Чарльз Кокран», The Times , 1 февраля 1951 г., стр. 8
- ^ Как вы были в иллюстрированной пьесе , том. 33, нет. 199, с. 48 (8 марта 1918 г.).
- ^ Jump up to: а б «Как вы были», The Observer , 4 августа 1918 г., стр. 6
- ^ «Мораль в сценическом костюме», The Daily Express, 9 октября 1918 г., стр.2
- ^ Jump up to: а б с «Афгар – феерия в павильоне», The Times , 18 сентября 1919 г., стр. 8
- ^ Jump up to: а б «Алиса Делисия в постановке CBCochran «Мейфэр и Монмартр» , Музей Виктории и Альберта, по состоянию на 3 февраля 2012 г.
- ↑ «Делизия Великолепная» , The New York Times , 9 ноября 1920 г.
- ^ «Алис [ так в оригинале ] Делисия возвращается» , The New York Times , 23 августа 1921 г.
- ^ «Новое ревю г-на Кокрена», The Times , 10 марта 1922 г., стр. 10
- ^ "Dramatis Personae", 21 мая 1922 г., с. 11
- ^ Трус, с. 193
- ^ Цитируется в Хоаре, с. 143
- ^ Трус, с. 192
- ^ «Очаровательная принцесса», The Times , 22 октября 1926 г., стр. 16
- ^ «Ее прошлое», The Times , 24 января 1929 г., стр. 10
- ^ «Театры эстрады», The Times , 30 апреля 1930 г., стр. 14
- ^ «Новый театр», The Times , 9 октября 1930 г., стр. 12
- ^ «Театр Критерий», The Times , 24 декабря 1930 г., стр. 6
- ^ «Палас-Театр», The Times , 5 марта 1932 г., стр. 10
- ^ Jump up to: а б «Театр Гейети», The Times , 28 января 1933 г., стр. 8
- ↑ «Evensong» , Британский институт кино, по состоянию на 13 февраля 2012 г.
- ^ «Восхождение на Клифтон и Чеддер», Western Morning News , 4 июля 1935 г., стр. 8
- ^ «Палас-Театр», The Times , 20 февраля 1936 г., стр. 12
- ^ «Французы ради любви», The Times , 1 ноября 1939 г., стр. 6
- ^ «План Андерсона ввести комендантский час», Hull Daily Mail , 2 ноября 1939 г., стр. 4
Ссылки
[ редактировать ]- Трус, Ноэль (2004) [1938]. Настоящее ориентировочное значение: Автобиография до 1931 года . Лондон: Хайнеманн (первоначально); Метуэн. ISBN 978-0-413-77413-2 .
- Хоар, Филип (1995). Ноэль Кауард, Биография . Лондон: Синклер-Стивенсон . ISBN 1-85619-265-2 .
- Коротко, Эрнест; Артур Комптон-Риккет (1938). Поднимите занавес – представление английских развлечений, охватывающее полвека . Лондон: Герберт Дженкинс. ОСЛК 1411533 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архив Алисы Делисии , хранящийся в Музея Виктории и Альберта . Отделе театра и представлений
- Алиса Делизия в базе данных Internet Broadway
- Алиса Делисия на IMDb