Гумбольдтовская модель высшего образования

Гумбольдтовская модель высшего образования (нем. Humboldtsches Bildungsideal ) или просто идеал Гумбольдта — это концепция академического образования , возникшая в начале 19 века, основная идея которой — целостное сочетание исследований и занятий. Иногда называемая просто моделью Гумбольдта , она объединяет искусство и науку с исследованиями для достижения как всестороннего общего образования, так и культурных знаний. Некоторые элементы модели Гумбольдта сильно повлияли на концепцию исследовательского университета . Модель Гумбольдта восходит к Вильгельму фон Гумбольдту , который во времена прусских реформ опирался на растущий образованный средний класс для продвижения своей концепции общего образования.
Образовательная модель Гумбольдта выходила за рамки профессионального обучения в Германии. В письме прусскому королю он писал:
Несомненно, существуют определенные виды знаний, которые должны носить общий характер и, что более важно, определенное развитие ума и характера, без которых никто не может себе позволить. Люди, очевидно, не могут быть хорошими ремесленниками, торговцами, солдатами или бизнесменами, если они, независимо от их занятий, не являются хорошими, порядочными и – в соответствии со своим положением – хорошо информированными людьми и гражданами. Если эта основа заложена в школе, то профессиональные навыки легко приобретаются в дальнейшем, и человек всегда свободен переходить от одной профессии к другой, как это часто бывает в жизни. [ 1 ]
Философ и бывший государственный министр культуры Федеративной Республики Германия Юлиан Нида-Рюмелин раскритиковал несоответствия между идеалами Гумбольдта и современной европейской образовательной политикой, которая, по его мнению, понимает образование узко как подготовку к рынку труда, и утверждает, что необходимо сделать выбор между идеалами МакКинси и Гумбольдта. [ 2 ]
Концепция целостного академического образования была идеей Вильгельма фон Гумбольдта , прусского философа , государственного чиновника и дипломата . Будучи тайным советником Министерства внутренних дел, он реформировал прусскую систему образования на основе гуманистических принципов. Он основал Берлинский университет (ныне Берлинский университет имени Гумбольдта ), назначив выдающихся ученых преподавать и проводить там исследования. [ 3 ] Некоторые ученые назвали его самым влиятельным чиновником в сфере образования в истории Германии. Гумбольдт стремился создать образовательную систему, основанную на непредвзятых знаниях и анализе, сочетающую исследования и преподавание, позволяя студентам выбирать собственный курс обучения. Позже Берлинский университет был назван в честь него и его брата, натуралиста Александра фон Гумбольдта .
Фон
[ редактировать ]Модель Гумбольдта основывалась на двух идеях Просвещения : индивидуум и гражданин мира . Гумбольдт считал, что университет (и образование в целом, как и в прусской системе образования ) должен позволить студентам стать автономными личностями и гражданами мира, развивая свои собственные способности рассуждения в среде академической свободы . Гумбольдт предвидел идеал Bildung , образования в широком смысле, который был направлен не просто на предоставление профессиональных навыков посредством обучения по фиксированному пути, но, скорее, на то, чтобы позволить учащимся формировать индивидуальный характер, выбирая свой собственный путь. [ 4 ]
Гумбольдт изучал греческую классику с юности и сам был воплощением тезиса Элизы Мэриан Батлер о важной роли древнегреческой литературы и искусства в немецком мышлении XIX века. [ 5 ] Гумбольдт считал, что изучение эллинского прошлого поможет немецкому национальному сознанию, примирив его с современностью, но отличая его от французской культуры, которая, по его мнению, укоренилась в римской традиции. Средством решения этой задачи должен был стать университет. [ 5 ]
Культурный и исторический фон модели Гумбольдта отвечал требованиям Bildungsbürgertum или образованного среднего класса в более широких общих знаниях ( Allgemeinbildung ). Bildungsbürgertum возглавил прусские реформы начала 19-го века и сумел создать общество знаний до рождения . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]
Гумбольдт считал, что преподавание должно основываться на текущих исследованиях и что исследования должны быть беспристрастными и независимыми от идеологических, экономических, политических или религиозных влияний. Модель Гумбольдта стремится к безусловной академической свободе в интеллектуальном исследовании мира как для учителей, так и для студентов. Обучение должно руководствоваться гуманистическими идеалами и свободомыслием, а знания должны формироваться на основе логики , разума и эмпиризма, а не авторитета , традиции или догмы . [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] В соответствии с основной концепцией Wissenschaft , Гумбольдт рассматривал философию как связующее звено между различными академическими дисциплинами, включающими как гуманитарные, так и естественные науки. [ 14 ]
Гумбольдт призвал Берлинский университет действовать в соответствии с научными, а не рыночными принципами, такими как любознательность, свобода исследований и внутренние цели. Тем не менее, Гумбольдт был политическим консерватором (в прусских терминах) и считал государство главным игроком в вопросах образования. В 1920 году Джордж Пибоди Гуч заявил, что идея государства Гумбольдта может быть реализована только в «сообществе Гумбольдтов». [ 15 ]
Принципы
[ редактировать ]Образовательный идеал Гумбольдта развивался вокруг двух центральных концепций государственного образования: концепции автономной личности и концепции мирового гражданства . Университет должен быть местом, где автономные личности и граждане мира производятся или, точнее, производят себя сами.
- Автономный человек должен быть человеком, который достигает самоопределения и ответственности посредством использования разума.
- « Weltbürgertum — это коллективная связь, которая объединяет автономных индивидов, независимо от их социальной и культурной социализации: Гумбольдт говорит: «Преобразовать мир, насколько это возможно, в свою собственную личность — это в высшем смысле слова жить». Усилия должны быть направлены на всестороннюю работу над миром и, таким образом, раскрыться как субъект. Стать гражданином мира означает решать большие вопросы человечества: стремиться к миру, справедливости и заботиться об обмене культурами. другие гендерные отношения или другое отношение к природе». [ 16 ] Университетское образование должно быть ориентировано не на работу, а на образовательную подготовку, независимую от экономических интересов.
Академическая свобода описывает независимость университета от внешних правительственных и экономических ограничений. Университет должен уклоняться от влияния правительства. Гумбольдт требует, чтобы научное высшее учебное заведение отделилось «от всех форм внутри государства». Поэтому его концепция университета предусматривала, например, что Берлинский университет должен иметь собственное имущество, чтобы финансировать себя и тем самым обеспечить свою экономическую независимость.
Академическая свобода также требует, наряду с независимостью университета от внешних правительственных и экономических ограничений, независимости изнутри; т.е. свободный выбор обучения и свободная организация обучения. Поэтому университет должен быть местом постоянного общественного обмена между всеми участниками научного процесса. Интеграция их знаний должна осуществляться с помощью философии. Предполагается, что философия представляет собой своего рода фундаментальную науку, которая позволяет представителям различных научных дисциплин обмениваться своими открытиями и связывать их вместе. Образовательный идеал Гумбольдта решающим образом формировал историю немецких университетов на протяжении длительного периода, хотя он так и не был реализован практически полностью или не может быть реализован. С этим связаны великие интеллектуальные достижения немецкой науки.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель , Карл Маркс , Фридрих Ницше , Зигмунд Фрейд , Теодор В. Адорно и Альберт Эйнштейн В этом признавались .
Концепция университета
[ редактировать ]
, Берлинский университет основанный в 1810 году под влиянием Вильгельма фон Гумбольдта и переименованный в Берлинский университет имени Гумбольдта после Второй мировой войны , традиционно считается образцовым учреждением XIX века. [ 11 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] Фактически, немецкая система возникла из нововведений как до, так и после 1810 года. Среди других ученых Фридрих Шлейермахер , Фридрих Карл фон Савиньи , Иоганн Готлиб Фихте и Бартольд Георг Нибур . Гумбольдтом были назначены [ 3 ] Никогда больше ни один немецкий министр образования не имел такого гордого списка назначений. [ 3 ] [ 21 ]
Особенности университета включали единство преподавания и исследований, стремление к высшему образованию на философском факультете, свободу обучения для студентов ( Lernfreiheit , в отличие от предписывающих учебных программ французской системы) и корпоративную автономию университетов, несмотря на государственное финансирование. Помимо Гумбольдта, в группу реформаторов в Пруссии входили такие философы, как Фихте и Шлейермахер , а Берлинский университет был центром национального культурного возрождения. [ 22 ] Гумбольдт был осведомлен об образовательных концепциях других немецких философов, таких как Кант , Гегель и Фихте . Шлейермахер оказал большое влияние на Берлинский университет. [ 14 ]
Влияние
[ редактировать ]
Эти принципы, в частности идея исследовательского университета, быстро оказали влияние как в Германии, так и за рубежом. Концепция Гумбольдтовского университета оказала глубокое влияние на высшее образование в Центральной, Восточной и Северной Европе. [ 22 ] Это конкурировало с послереволюционной французской концепцией grandes écoles . Французской системе не хватало свободы немецких университетов, и вместо этого она вводила строгую дисциплину и контроль над учебной программой, присуждением ученых степеней, единообразием взглядов и личных привычек, установив, например, запрет на бороды в 1852 году. [ 23 ] Университеты, построенные по модели Гумбольдта, предоставили студентам возможность решать упорные проблемы , что привело к крупным научным прорывам с важным экономическим эффектом. [ 24 ] [ 25 ]
Американские университеты, начиная с Университета Вирджинии , а затем Университета Джонса Хопкинса , рано приняли некоторые немецкие образовательные и научные принципы, ценность которых в 20 веке была признана во всем мире. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
Одним из недостатков модели Гумбольдта является то, что в отличие от английских университетов немецкие университеты традиционно не предоставляют жилье своим студентам. Следуя по стопам великих немецких университетов, Калифорнийский университет придерживался этого правила более 80 лет после своего основания в 1868 году. [ 30 ] После того, как Кларк Керр стал первым ректором Калифорнийского университета в Беркли в 1952 году, он перевел Калифорнийский университет в Беркли с немецкой модели на английскую модель, в которой университеты берут на себя ответственность за предоставление и эксплуатацию студенческого жилья. [ 30 ]
В 1921 году немецкие студенты впервые начали формировать местные частные организации самопомощи под названием Studentenwerke , охватывающие несколько университетов, для строительства общежитий и кафетериев, которые их университеты им не предоставили. С 1969 по 1975 год эти организации были преобразованы из частных некоммерческих организаций в государственные некоммерческие организации.
20 век
[ редактировать ]
В 1960-х годах гумбольдтовская модель университета вызвала новый интерес и стала обсуждаться на международном уровне. Немецкий социолог и философ Юрген Хабермас активно пропагандировал идеи Гумбольдта. [ 6 ] [ не удалось пройти проверку ] [ 31 ] [ не удалось пройти проверку ] [ 32 ]
В 1970-х годах прорывные открытия в области биотехнологий и патентное законодательство, благоприятствовавшие рыночным исследованиям, такие как Закон Бэя-Доула в США, позволили создать исследовательское партнерство между университетами и промышленностью с целью быстрого вывода инноваций на рынок. (Самые ранние подобные партнерства в США, такие как Стэнфордский исследовательский парк , относятся к послевоенному периоду.) Аналогичное развитие произошло во всех промышленно развитых странах на основе предложений ОЭСР . [ 33 ] Эта инновация «рыночного университета» как экономического двигателя, впервые появившаяся в США, расходится с принципами Гумбольдта. В исследовании 2012 года Столе и Хаутамяки усомнились в долгосрочной устойчивости того, что они назвали «противоречивой научной политикой», и выступили за возврат к неогумбольдтовскому подходу к университету, который будет нацелен не столько на «инновации, сколько на цивилизацию». и восстановить основные гумбольдтовские принципы академической свободы и автономии образовательных учреждений, стремления к знаниям как основе как цивилизации, так и образования (немецкий Bildung ), а также единства в преподавание и исследования. [ 24 ]
Последствия подхода Гумбольдта и конфликта между рыночным и идеалистическим подходами к высшему образованию привели к ироническим результатам в конце 20-го и начале 21-го веков. Хотя элитные частные университеты в США действительно взимают высокую плату за обучение , и университеты, и их студенты также получают выгоду от благотворительных пожертвований, а также от государственной поддержки. Такое сочетание ресурсов приводит к щедрому финансированию, которое намного превышает бюджеты немецких университетов, которые финансируются государством и в основном являются бесплатными.
Текущие дебаты
[ редактировать ]Германии появились В то время как во времена Гумбольдта университеты в основном проводили академические исследования, организованные государством, сейчас в системе высшего образования новые формы высшего образования, которые теперь имеют научную миссию по проведению исследований. [ 34 ] Однако Гумбольдта все еще обсуждают в Германии. Текущие проблемы и политические решения в отношении немецкого образования решаются в рамках совместной инициативы под названием « Международный маркетинг согласованных действий для Германии как места образования и исследований» (KAIM). KAIM координирует усилия партнеров, в число которых входят правительство штата и федеральное правительство, университеты, профсоюзы и отраслевые ассоциации.
Название группы, KAIM, отсылает к более ранним совместным усилиям, например, Konzertierte Aktion в конце 1960-х годов. Он пытается улучшить международную позицию немецкого образования и исследовательского потенциала, включая маркетинг. и других финансовых взносов, которые KAIM рассматривает как важный источник дохода для Соединенных Штатов. По оценкам, американские университеты ежегодно получают 10 миллиардов долларов США в виде платы за обучение Организация с целью монополизировать международный образовательный и исследовательский рынок. [ 35 ] [ 36 ] Концепция Гумбольдта и ее образ используются разными, а иногда и противоположными сторонами в немецких дебатах. [ 37 ] [ 38 ]
В Германии Инициатива совершенствования немецких университетов была начата в 2005–2006 годах, чтобы противостоять кажущемуся недостатку передовых достижений как в исследованиях, так и в образовании в финансируемых государством университетах. Эта инициатива в первую очередь продвигается и финансируется на федеральном уровне. Американская традиция крупных частных грантов и фондов для науки нашла отражение в 21 веке, например, во Фрайбергском горно-технологическом университете . Фрайбергский университет, одна из старейших горных школ в мире, едва избежал закрытия после воссоединения Германии . В 2007 году он получил частный грант в трехзначных миллионах евро от Фонда доктора Эриха Крюгера (Фонд доктора Эриха Крюгера), самый крупный грант, когда-либо предоставленный государственному университету в Германии. [ 39 ] Петер Крюгер, мюнхенский предприниматель в сфере недвижимости и розничной торговли продуктами питания, который финансировал фонд, родился во Фрайберге и начал там стажировку в 1946 году, но был изгнан восточногерманскими коммунистами из-за своего буржуазного происхождения. В 2007 году он стал почетным сенатором Горно-технологического университета. [ 40 ]
Критики видят во многих текущих реформах, таких как Болонский процесс , отход от идеала Гумбольдта в сторону более широких профессиональных исследований с экономическими интересами. Кроме того, критикуется то, что свобода преподавания ограничена Болонским процессом .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Цитируется в «Профилях педагогов: Вильгельм фон Гумбольдт (1767–1835)» Карла-Хайнца Гюнтера (1988), два : 10.1007/BF02192965
- ^ Нида-Рюмелин, Юлиан (29 октября 2009 г.). «Болонский процесс: шанс на компромисс здесь» . Время (на немецком языке). Архивировано из оригинала 20 февраля 2016 года . Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Петер Берглар: Вильгельм фон Гумбольдт. Ровольт, Рейнбек 1970, ISBN 978-3-499-50161-6 ., стр.56.
- ^ См.: Р.Д. Андерсон, Германия и модель Гумбольдта , 2004 г.
- ^ Jump up to: а б Хелд, Дирк tD, доктор философии, Колледж Коннектикута, США, «Эллинизм, национализм и идеология исследований в университете Гумбольдта», в книге « Трансформация и преемственность в истории университетов » , Международная комиссия по истории университетов (CIHU), Осло, 10 –11 августа 2000 г.
- ^ Jump up to: а б «идея-университета» Вильгельма фон Гумбольдта . aka-blaetter.de. 27 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 г.
- ^ Андерсон, Р.Д. (2004). «Германия и модель Гумбольдта». Гумбольдтов идеал образования . www.oxfordscholarship.com. стр. 51–65. doi : 10.1093/acprof:oso/9780198206606.003.0004 . ISBN 978-0-19-820660-6 . Архивировано из оригинала 8 декабря 2014 г.
- ^ [свобода обучения для студентов (Lernfreiheit, в отличие от предписывающих учебных программ французской системы)]
- ^ «Идеал образования Гумбольдта» (PDF) . www.donau-uni.ac.at. Архивировано (PDF) из оригинала 02 января 2015 г.
- ^ «Гумбольдтов идеал» . www.universitypressscholarship.com. Архивировано из оригинала 02 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Образовательный идеал Гумбольдта и современное академическое образование» (PDF) . www.drc.uns.ac.rs/presentations. Архивировано (PDF) из оригинала 24 февраля 2021 г.
- ^ «вольнодумец» . /www.merriam-webster.com. Архивировано из оригинала 23 марта 2019 г.
- ^ «свобода+мысль» . словарь.reference.com. Архивировано из оригинала 22 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Образование во времена Болоньи?: Высшее образование с точки зрения студентов, Дженнифер Мюллер Springer-Verlag, 28 июня 2011 г., с. 41
- ^ Джордж Пибоди Гуч 1920, Германия и Французская революция , стр. 107 и далее, цитируется в «Философии права Вильгельма фон Гумбольдта», Йенс Петерсен, Вальтер де Грюйтер, 2007,
- ^ «Юрген Хофманн: Какое значение наследие Гумбольдта имеет для нашего времени?» . Архивировано из оригинала 25 октября 2014 г. Проверено 13 декабря 2014 г.
- ^ «идея-университета-сегодня» . www.historyandpolicy.org. Март 2010 г. Архивировано из оригинала 02 января 2015 г.
- ^ «несбыточная мечта о бесплатном образовании» . www.voxeurop.eu. Архивировано из оригинала 02 января 2015 г.
- ^ Вильгельм-Гумбольдт . plato.stanford.edu. 2017. Архивировано из оригинала 05 сентября 2015 г.
- ^ «Математический центр Лундского университета об идеале образования Гумбольдта» (PDF) . ctr.maths.lu.se. Архивировано из оригинала (PDF) 3 января 2015 г.
- ^ Западное время древней истории: историографические встречи с греческим и римским прошлым Александра Лианери Издательство Кембриджского университета, 31.03.2011, с. 121
- ^ Jump up to: а б Сравните Андерсона 2004 г.
- ^ Рюэгг, «Темы», История университета в Европе , Том. III, стр. 4–5.
- ^ Jump up to: а б Хаутамяки А. и Столле П. (2012): Наша противоречивая научная политика: к инновациям или к цивилизации? [Противоречивая научная политика. На пути к инновациям или цивилизации?]. Хельсинки: Гаудеамус. В книгу также включены статьи Илкки Арминена, Риитты Хари, Санны Лауслахти, Тармо Лемолы, Маркку Маттилы, Арто Мустайоки, Кайсы Оксаннен и Саары Таалас.
- ^ Гейгер Р.Л. (2004). Знания и деньги, исследовательские университеты и парадокс рынка . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета.
- ^ Берман EP (2012). Создание рыночного университета: как академическая наука стала двигателем экономики . Принстон и Оксфорд: Издательство Принстонского университета.
- ^ «ВОСХОД ОБЩЕСТВЕННОСТИ: американская демократия, идеал государственного университета и Калифорнийский университет» (PDF) . 2021-12-31. Архивировано из оригинала (PDF) 31 декабря 2021 г. .
- ^ «Аналитический документ / Идеал Гумбольдта: сообщество ученых и студентов» . health-equity.pitt.edu. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г.
- ^ Идеал Гумбольдта: сообщество ученых и студентов / «Фраза «идея университета» не была изобретена Ньюманом, а восходит к плодотворному периоду современной университетской истории, реформам Вильгельма фон Гумбольдта в Пруссии. Начиная с Берлинский университет, основанный в 1810 году, «Гумбольдтовский» университет стал образцом для остальной Европы, а к 1914 году немецкие университеты в целом считались лучшими в Европе. мир. Именно модель Гумбольдта сформировала исследовательские университеты США, которые сегодня возглавляют международную лигу».
- ^ Jump up to: а б Керр, Кларк (2001). Золото и синее: личные воспоминания Калифорнийского университета, 1949–1967, том 1 . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. п. 93. ИСБН 9780520223677 . Архивировано из оригинала 11 июля 2022 года . Проверено 11 ноября 2021 г.
- ^ «Прежде всего, гумбольдтовский идеал единства исследования и преподавания на практике был отвергнут в пользу разделения труда, функция которого заключается в более эффективном производстве: патентов и цитирований в случае исследований; Во-вторых, такое разделение труда необходимо, поскольку университет рассматривается прежде всего как экономический двигатель региона (под этим понимается локально для небольших колледжей и на национальном уровне — для крупных университетов). идеалы Lehrfreiheit и Lernfreiheit, академические эквиваленты свободы слова и гражданских прав в либеральных демократиях, размываются, поскольку они представляют собой препятствия на пути достижения рыночных идеалов эффективности производства и распределения товаров (товары здесь понимаются как более инженерные и меньшее количество гуманистов среди студентов, например; патенты и технические приложения вместо Bildung и фундаментальных исследований.)» «Будущее Европейского университета: либеральная демократия или авторитарный капитализм?» (PDF) . www.culturalunbound.ep.liu.se. Архивировано (PDF) из оригинала 02 января 2015 г.
- ^ «vetenskap_samhallet/forskningpolitik/» (PDF) . www.kva.se/. Архивировано из оригинала (PDF) 2 января 2015 г.
- ^ Нииникоски МЛ. (2011). «Инновации: формирование политического поля и практика принятия решений». Университет Аалто – Докторские диссертации 40/2011.
- ^ см. законы штатов о высшем образовании.
- ^ Согласованная кампания «Международный маркетинг Германии как места для образования и исследований» (KAIM), Информационный бюллетень 2001 г., цитируется в Кассельском университете, серия мероприятий AStA, «Последствия структурной реформы университетов и интернационализации образования) 5.11.2 Ингрид Ломанн, образовательный идеал Гумбольдта против рыночного университета? (Образовательный идеал Гумбольдта против университета рыночного формата?)
- ^ «Можем ли мы думать о студенте как о публике?» . educationandutopia.wordpress.com . Архивировано из оригинала 2 января 2015 г.
- ^ «Бакалавр чего, магистр кого? Миф Гумбольдта и исторические трансформации высшего образования в немецкоязычной Европе и США» (PDF) . www.ses.unam.mx. Архивировано (PDF) из оригинала 11 июля 2022 г.
- ^ «Свобода преподавания и обучения (Lehr- und Lernfreiheit). Центральным здесь является то, что Гумбольдт был либералом в традиционном смысле слова. Он верил в свободу личности и поэтому утверждал, что студенты имеют такое же право выбирать своих преподавателей и предметы, как и профессора. должны были решить, чему и как они будут преподавать. Это означало радикальный разрыв с любой формой установленной учебной программы (Einheit von Lehre und Forschung для Гумбольдта). Для приверженцев обучения обучение — это совместное предприятие, в котором «профессора существуют не для студентов, а, скорее, оба они существуют для науки (и стипендии)» Гумбольдт, 1809/1990, с. 274). Единство науки и учености (Einheit der Wissenschaft).
По крайней мере, для Гумбольдта не было фундаментального принципиального различия между естественными и гуманитарными науками, поскольку концепция Wissenschaft применима к обоим. Примат «чистой» науки (Bildung durch Wissenschaft) над специализированной профессиональной подготовкой (Ausbildung, Spezialschulmodell). Гумбольдт и те, кто цитирует его, заявляют, что понимают науку и науку как процессы исследования — «не законченную вещь, которую нужно найти, а нечто незавершенное и постоянно искомое», как он выразился, — а не простое открытие и повторение вещей, которые предстоит найти. усвоенные из учебников, а скорее подход к обучению, отношение ума, навыки и способность мыслить, а не специальные знания» (Гумбольдт, 1809/1990, стр. 274).
- ^ Барч, Майкл (24 января 2007 г.). «Гельдсеген фюр Фрайберг» . таз (на немецком языке). Архивировано из оригинала 11 июля 2022 года . Проверено 12 декабря 2014 г.
- ^ Мёлс, Кристиан (4 июня 2007 г.). «Миллионер-донор Петер Крюгер становится почетным сенатором TU Bergakademie Freiberg» (на немецком языке). Служба научной информации . Архивировано из оригинала 13 декабря 2014 года . Проверено 12 декабря 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Олбриттон-младший, Фрэнки П. «Единство исследований и преподавания Гумбольдта: влияние на философию и развитие высшего образования в США». (2006) Доступно по адресу SSRN 939811 онлайн.
- Андерсон, Роберт Д. «Немецкая (гумбольдтовская) университетская традиция» в Международной энциклопедии систем и учреждений высшего образования (2020): 546-551.
- Бонгертс, Ян К. «Гумбольдтовская модель высшего образования и ее значение для Европейского университета в области ответственного потребления и производства». BHM Berg-und Hüttenmännische Monatshefte 167.10 (2022): 500-507. онлайн
- Карсет, Берит и Тоне Дюрдал Солбрекке. «Тенденции учебной программы в европейском высшем образовании: реализация университетских идей Гумбольдта». Высшее образование, стратификация и развитие рабочей силы: конкурентное преимущество в Европе, США и Канаде (2016): 215–233. онлайн
- Притчард, Р. «Гумбольдтовские ценности в меняющемся мире: сотрудники и студенты немецких университетов». Оксфордский обзор образования (2004) 30 (4): 509-28.
- Рошток, Энн. «Некоторые вещи никогда не меняются: изобретение Гумбольдта в западных системах высшего образования». в «Теориях образования и роста» (Brill, 2012), стр. 165–182.
- Скотт, Алан и Пьер Паоло Паскуалони. «Обращение к Гумбольдту: немецкая модель высшего образования». Справочник Routledge по социологии высшего образования (Routledge, 2022), стр. 243–255. онлайн
- Зелич, Томислав. «Bildung и историко-генеалогическая критика современной культуры: неогуманистическая теория Bildung Вильгельма фон Гумбольдта и критика Ницше неогуманистических идей в классической филологии и образовании». «Философия и теория образования» (2018) 50 (6-7): 662-671.
На немецком языке
[ редактировать ]- Баумгарт, Францьорг: Между реформой и реакцией. Политика прусской школы 1806–1859 гг ., Дармштадт: Научное книжное общество, 1990 г.
- ван Боммель, Бас Между «Bildung» и «Wissenschaft»: немецкий идеал научного образования XIX века , EGO - European History Online , Майнц: Институт европейской истории , 2015 г., получено: 8 марта 2021 г. ( pdf ).
- Гумбольдт и университет сегодня: Симпозиум Федерального министерства образования и науки 17 апреля 1985 г. в Боннском научном центре / Федеральное министерство образования и науки, Бонн.
- Дитрих Беннер , Теория образования Вильгельма фон Гумбольдта , Вайнхайм: Ювента, 2003.
- Ульрике Бюхнер: Работа и индивидуализация: об изменении отношений между работой, образованием и личностным развитием в Германии , Вайнхайм/Базель: Бельц, 1982.
- Гельмгольц, Герман фон , Об академической свободе немецких университетов , речь, произнесенная на открытии ректората Университета Фридриха Вильгельма в Берлине 15 октября 1877 г., Берлин, Хиршвальд, 1878 г., респ. Университетская библиотека Университета Гумбольдта в Берлине. 2005 г.
- Гумбольдт, Вильгельм фон: Образование и язык , Падерборн: Шёнинг, 5-е изд.
- Гумбольдт, Вильгельм фон: Сочинения о политике и образовании , Дармштадт: Научное книжное общество, 6-е изд.
- Гумбольдт, Вильгельм фон: Идеи попытки определить пределы эффективности государства , Штутгарт: Reclam, 1986, ISBN 978-3-15-001991-7
- Нолл, Иоахим Х. и Зиберт, Хорст: Вильгельм фон Гумбольдт. Политика и образование , Гейдельберг: Квелле и Мейер, 1969.
- Менце, Клеменс : образовательная реформа Вильгельма фон Гумбольдта , Ганновер: Шредель, 1975 г.
- Райнер, Кристоф Швингес. Гумбольдт Интернэшнл. Экспорт модели немецкого университета в XIX и XX веках (Базель: 2001), онлайн-обзор книги на английском языке.
- Рихтер, Вильгельм: Изменение образовательных идей. Братья фон Гумбольдты, век образования и современность . (Историко-педагогические исследования 2), Берлин: Colloquium-Verlag, 1971.
- Шультайс, Франц (ред.); Кузен, Пол Франц (ред.); Рока и Эскода, Марта (ред.): Кошмар Гумбольдта - Болонский процесс и его последствия . Констанц: УВК, 2008.- ISBN 978-3-86764-129-6 .
- Чонг, Янгкун, характер и образование: на основе педагогического теоретического мышления Вильгельма фон Гумбольдта , Вюрцбург: Königshausen & Neumann, 1991.
- Вагнер, Ханс-Йозеф, Актуальность структурной теории образования Гумбольдта , Вайнхайм: Dt. Studien-Verl., 1995.
- Интеграция ручной военно-хирургической подготовки в академическую медицинскую подготовку под руководством Иоганна Гёрке .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Германия и модель Гумбольдта Р.Д. Андерсон DOI:10.1093/acprof:oso/9780198206606.003.0004 Европейские университеты от эпохи Просвещения до 1914 г. Р.Д. Андерсон, 2004, ISBN 9780198206606 , опубликовано в Oxford Scholarship Online: январь 2010 г. DOI: 10.1093/acprof:oso/9780198206606.001.0001
- Неогумбольдтов университет – модель университета XXI века. Блог Антти Хаутамяки об устойчивых инновациях
- Идея университета Вильгельма фон Гумбольдта
- Юрген Хофманн: Какое значение наследие Гумбольдта имеет для нашего времени?