Jump to content

Древнегреческие ремесла

Гончарная мастерская, коринфская тарелка 575–550 гг. до н.э., Лувр .

Древнегреческие ремесла (или мастерство в Древней Греции) были важным, но в значительной степени недооцененным видом экономической деятельности. Оно включало в себя всю деятельность по промышленной переработке сырья, сельскохозяйственного или нет, как в рамках ойкоса , так и в мастерских размером в несколько десятков рабочих.

Ремесленники или «мастера» составляли меньшинство в греческом городе Полис , но чье присутствие в источниках не опровергается, поскольку было замечено, что оно росло на протяжении всей греческой античности.

В Древней Греции были мастера разных социальных слоев. Если метиков и рабов, вероятно, было большинство, то в мастерских было также много свободных граждан. Они разработали такие ремесла, как изготовление музыкальных инструментов, скульптур, гончарного дела и т. д.

Большая часть древнегреческого мастерства была частью домашней сферы. Однако между VIII и IV веками до нашей эры ситуация постепенно изменилась с ростом коммерциализации греческой экономики. Таким образом, такие важные задачи, как плетение или выпечка хлеба, до VI века до нашей эры выполняли только женщины. С ростом торговли рабский труд стал широко использоваться в ремеслах. В мастерских изготавливались только самые качественные окрашенные ткани, в частности тирийский пурпур.

Статус мастерства, статус мастера

[ редактировать ]

Сложное определение

[ редактировать ]

«Мастерство», а также «мастер» являются деликатными понятиями, поскольку они относятся к относительно современным понятиям, определение которых не имеет значения для Древней Греции. [1] Историки древности сходились во мнении, что ремесленник или ремесленник — это человек, обладающий особыми знаниями и производящий материальные блага, предназначенные для сбыта за пределами сельскохозяйственного сектора . «Ремесленник мог продавать свою продукцию, но его не следует путать с купцом: он производит часть или весь продукт, который продает». [2]

В эти рамки некоторые историки добавляют дополнительный критерий отбора, считая, что мастерство ограничивалось производством «готовых» материальных благ, что исключало бы добычу сырья в карьерах или рудниках. [примечание 1] но такое ограничение не учитывается другими историками. [3]

Древние греки обычно не отличали художника от мастера. В результате некоторые виды деятельности, считавшиеся в наше время художественными, были неотъемлемой частью мастерства в Древней Греции, поскольку они выражались в изготовлении конкретного предмета, — не более, чем виды деятельности, «которым древние придавали статус художественного производства». и покровительство Музы » [4] (например, музыка, поэзия и т. д.)

Недооцененная деятельность

[ редактировать ]

Разнообразные обозначения для разнообразной реальности

[ редактировать ]

Тот факт, что в Древней Греции нет термина, охватывающего совокупность реалий, по отношению к которым современное понятие «ремесленник», указывает как на отсутствие однородности в этом мире мастерства, так и на большое разнообразие деятельности и статуса тех, кто от них зависел. . [5] Ремесленники и ремесленники обозначаются разными терминами.

Если δημιουργός/ demiourgós, обозначающий идею творения, изготовления предмета, остается довольно нейтральным и общим (оно обозначает как гончара, так и эдо или прорицателя), то уничижительный характер термина βάναυσος/ bánausos подчеркивает презрение греков для этих рабочих (в отличие от интеллектуалов), которые использовали огонь своей печи ( баунос ) для изготовления керамических или металлических предметов. [примечание 2] Использование слова τεχνίτης / technítês относится к овладению определенным навыком и выходит далеко за рамки строгого мастерства в этом отношении, поскольку оно также обозначает виртуозного актера или солиста. [6]

Деятельность, считающаяся недостойной истинно свободного человека

[ редактировать ]

Источники, находящиеся в нашем распоряжении, регулярно подчеркивают плохой имидж ремесленников в греческом обществе и оправдывают его, как пишет Ксенофонт : «Так называемые ручные ремесла дискредитированы и, по логике вещей, имеют очень плохую репутацию в наших городах, так как они вредят телу рабочих и чиновников, принуждая их сидеть и проводить целый день в тени, а некоторых даже постоянно находиться у огня, а изнеженными телами ослабляется и дух». [7] Их считают ненадежными, когда дело доходит до того, чтобы взять в руки оружие для защиты своего города: «они имеют плохую репутацию в общении с друзьями и как защитники отечества. Даже в некоторых городах, особенно в тех, которые имеют репутацию военных, нет гражданину разрешено заниматься ручной торговлей». [8]

Ремесленная деятельность считалась несовместимой с идеалами автаркии , которые орошали менталитет того времени и приводили к привилегированию сельского хозяйства над любой другой производительной деятельностью. Фактически, свободным человеком считался тот, кто не зависит ни от кого, кроме самого себя и своей способности эксплуатировать принадлежащую ему землю, свой ойкос, для своего выживания. Живя за счет своего товара, он не зависит от воли другого, в отличие от ремесленника, которому для выживания необходимы клиенты, готовые покупать то, что он производит. [9] Аристотель говорил, что «положение свободного человека — это состояние того, кто не живет обязанностями перед своим ближним». [10] В этой схеме свободный «по природе» земледелец более достоин статуса гражданина, чем ремесленник.

Справедливость этого мнения древние авторы иллюстрируют на примере поведения ремесленников, будучи гражданами города. Их вмешательство представляется беспорядочным и эгоистичным, и не только для защиты своих индивидуальных или классовых интересов: «Можно увидеть, как мастера отвлекаются на многие дела и совсем не упорствуют в своем занятии из-за своих амбиций: некоторые заняты в сельском хозяйстве другие участвуют в торговле, третьи поддерживают две или три профессии, а большинство в демократических городах развращает политику, посещая собрания и получая от казначеев то, что необходимо». [11] Легитимность удаления ремесленников, как это делает Платон в своем идеальном городе Законов , оправдывается качеством гражданина: оно гораздо выше, чем их профессиональная деятельность, которая лишает их σχολή/ scholé, досуга, необходимого для занятий себя достаточно для своих друзей и для дел города. [12]

Более тонкая реальность

[ редактировать ]

Однако сила этого аристократического идеала, более или менее проникшего в общество в целом, не везде была одинаковой. Если оно вводилось в воинственных или сельских городах, таких как Спарта или Фивы , где получение гражданства зависело от владения товарами и где четыре года выполнения ремесленных функций обрекали их на его потерю, то города, более открытые для торговли, были гораздо более либеральными. в признании законности гражданства тех их жителей, которые занимались ремеслами. [13]

Так, в Классической Греции их было бы почти 10 000 (из общего числа 30 000 или 40 000 граждан) в Афинах , [14] город, где ремесло было особенно развито. Эту значительную долю ремесленников среди граждан Афин подчеркивает, чтобы очернить их, Сократ : «За кого из них ты стыдишься? Валяльщиков, сапожников, каменщиков, кузнецов, крестьян, купцы или те, кто торгует на агоре, озабоченные покупкой чего-нибудь дешевого, чтобы продать его подороже, ибо все они составляют собрание». [15]

Доля горожан среди ремесленников была немаловажной. По отчетам Эрехтейона , среди рабочих, статус которых указан, было 23% граждан, по сравнению с 58% метиков и 19% рабов. [16]

Реальные возможности обогащения посредством ремесленной деятельности, безусловно, могут способствовать объяснению этого несоответствия между дискурсом и реальностью. Лисий в одной из своих речей против предложения лишить гражданства афинян, не являвшихся землевладельцами, замечает, что среди 5000 афинян, которые были бы таким образом исключены из гражданства, было бы «множество гоплитов , всадников », [17] военные функции, закрепленные за более богатыми гражданами Афин: «мастерство может обеспечить удачу тем, кто им занимается, и нельзя объяснить позор, который тяготит ремесло, его финансовым положением по отношению к другим гражданам, даже если масса афинских мастеров жили относительно экономно за счет своей деятельности».

С другой стороны, доступные нам литературные источники, напоминающие о мастерстве, — это произведения авторов, которые более или менее принадлежат к одной и той же среде. Это была интеллектуальная, политическая и экономическая элита, которая была относительно консервативной и враждебной более радикальным представителям древней демократии (Платон, Ксенофонт, Аристотель и т. д.). Даже если уничижительный дискурс, распространяемый его источниками, был, по крайней мере частично, разделяем всем древнегреческим обществом, мы должны принять во внимание этот относительно партийный и предвзятый характер источников, находящихся в нашем распоряжении. [18]

Деятельность рабов и метиков

[ редактировать ]

Большинство ремесленников принадлежало к рабской рабочей силе. Этих рабов их владельцы использовали для выполнения более или менее важных задач в зависимости от их навыков. Таким образом, хотя большинство рабов, работавших, например, в рудниках Лауриона , выполняли менее сложные задачи, были также рабы, специализировавшиеся на высокотехнологичных работах, например, металлург, керамист или скульптор. Некоторые могли даже руководить мастерской от имени своего хозяина и имели значительную свободу в своей деятельности. Эти рабы могли жить отдельно ( chôris oikountes ), имея возможность составлять пекулиум, который позволил бы им выкупить свою свободу позже, поскольку их хозяин был доволен пожизненной рентой или фиксированным процентом от своей прибыли (система ἀποφορά / apophorá , установленный с IV века до нашей эры в Афинах).

Кажется, что в каменоломне вознаграждение рабов было эквивалентно вознаграждению свободных рабочих, причем часть зарплаты отдавалась их хозяину. При строительстве Эрехтейона свободным и рабским мастерам платили одинаковую сумму, около одной драхмы в день. [19]

Метики составляли еще одно сообщество, которое вместе со значительным количеством людей участвовало в ремесленной деятельности. Большинство из них были заняты в ремесленных мастерских или коммерческой деятельности. Например, в Афинах, где метики действительно проживали очень широко — благодаря преимуществам, предоставленным им городом, — многие из них заработали состояние на ремесленной деятельности, как, например, сиракузянин Кефал, отец оратора Лисия , жившего в Пирее и который имел в своих мастерских по изготовлению щитов 120 рабов . [20] Создание этих состояний привело к созданию настоящих династий ремесленников.

Пространства мастерства

[ редактировать ]

Как подчеркивает Ален Брессон, ремесленное производство отличалось «географически очень разбросанным характером, как в деревне, так и в городе». [21] Ремесленное пространство, несмотря на существование некоторых специализированных помещений из-за неудобств или доступа к сырью, было тесно смешано с городским или сельским пространством, с коммерческой деятельностью и даже с домашним пространством.

В рамках ойкоса

[ редактировать ]
Прядящая женщина, еноко работы художника Бригоса , ок. 490 г. до н.э. Британский музей .

Всегда с точки зрения автаркического идеала, который структурирует если не целостность экономики греческих городов, то, по крайней мере, тот образ, который создавало для себя большинство греков, — мастерство — как иллюстрирует мифическая фигура Пенелопы , ткущей вуаль в ожидании возвращение Улисса — имело в принципе «изначально» бытовой смысл. Его целью было превратить сельскохозяйственное сырье, производимое в семейных владениях, в полезные или товарные предметы. Строго говоря, ремесло как деятельность по производству товаров, «предназначенных для коммерциализации», не включает в себя отечественное ремесло, за исключением той степени, в которой последнее направлено на продажу произведенной продукции. Однако зачастую трудно отличить то, что в этой области направлено на собственное потребление и строгое удовлетворение внутренних потребностей ойкос , от того, что предназначено для коммерциализации на местном рынке. [22] Очень часто кажется, что цель была двоякой.

Одним из основных ремесленных занятий в бытовой сфере было производство текстиля. Относительно простой принцип греческого наряда (драпировка прямоугольника шерсти или льна, удерживаемого брошью) не требовал сложных навыков. Производство платьев, как и предыдущие этапы чесания , прядения и ткачества из шерсти или льна, указывают на женские функции внутри ойкос , erga gynaïka . имеются многочисленные изображения На греческой керамике женщин, прядущих шерсть, а прялки , веретена и гири иногда оставлялись в женских гробницах, поскольку воинов хоронили вместе со своим оружием. [23] Тканые платья предназначались для одежды членов семьи, но также и для частичной продажи, чтобы иметь деньги для покупки специализированной продукции, которую невозможно было изготовить по индивидуальному заказу.

Еще одним важным видом деятельности ойкос было преобразование сельскохозяйственной продукции в продукты питания, которые ежедневно требовались домохозяйствами. Опять же, это была преимущественно женская работа, но, поскольку она была тяжелее текстильной работы, женщины , выполнявшие ее, часто были рабского происхождения. В театре Еврипида фигура булочника характерна для женского рабства. Зерна ячменя обжаривали и одновременно для нужд нестабильного характера ячменной муки измельчали ​​и просеивали, чтобы придать после замешивания муке вид каши или лепешек, с выпеканием или без него. Другие виды деятельности по преобразованию сельскохозяйственного сырья в рамках фермы, на границе между земледельческим и ремесленным производством, брали на себя и в бытовой сфере, зачастую рабами-мужчинами: прессование оливок, измельчение винограда, мацерация и измельчение шкурок, изготовление древесного угля. , и т. д.

Греческий крестьянин стремился, когда это было возможно, строить и поддерживать постройки своего владения; [24] он также предпочитал заниматься изготовлением своих инструментов, по крайней мере, деревянных. Гесиод в «Трудах и днях » указывает, как собрать плуг (ст. 427-436). В классические времена в Афинах были мастера, специализировавшиеся на изготовлении плугов, «во многих греческих регионах продолжается гесиодическая традиция». [25] Обращение к специализированному мастеру было систематическим только в отношении металлических инструментов.

Сельское ремесло

[ редактировать ]

Производство металлических предметов является первым объяснением развития специализированных промыслов, внешних по отношению к ойкосу , в греческой сельской местности. Некоторые из этих мастеров были странствующими, как, например, мастер кос, прибывший продавать серпы вместо оружия, упомянутый Аристофаном в «Мире» (1198–1206), другие вели оседлый образ жизни. Они снабжали крестьян предметами, которые они не могли сделать самостоятельно, найденными в «Одиссее» (XVIII, 328) и у Гесиода. [примечание 3] упоминания о кузнице города, где изготавливались и особенно ковались металлические инструменты. [26]

существовали также керамические В сельской местности мастерские, предназначенные в то же время для разработки богатых запасов сырья . [27] Как видно из договоров аренды в Милассе, географическое внедрение некоторых ремесленных видов деятельности было связано с расположением пластов сырья: глины для производства кирпича и керамики, полей тростника для плетения корзин и / или удовлетворения местного спроса . Греческий крестьянин регулярно нуждался в изразцах , посуде или амфорах . Ему также нужен был специалист, который гарантировал бы ему высокое качество изготовления пифоев, в которых он хранил свою продукцию, поскольку эти большие полузакопанные кувшины не должны были быть пористыми и их было трудно заменить, что и объясняет их высокую цену (от 30 до 50 драхм ). [28] На более высоком уровне некоторые мастерские могут быть «связаны» с фермой. Так, на Тасосе мастерские по изготовлению амфор были разбросаны по всему острову и установлены вблизи крупных винодельческих поместий, чтобы обеспечить их емкостями для экспорта этой сырой нефти, известной во всем греческом мире. того времени. Таким образом , владельцы этих мастерских ( ceramarcas ), идентифицированные благодаря видимым печатям на ручках амфор, очень часто были теми, кто владел этими крупными винодельческими владениями, предназначенными для экспорта. [29]

Другой деятель сельского ремесла - мельник - мог быть прикреплен к конкретному хозяйству, но мельница могла быть также посвящена в коллективное пользование и сдаваться в аренду по желанию владельца, использующего рабочую силу, часто подневольную из-за тяжелого характера работы. С IV века до нашей эры в источниках появляется плотник-мельник села, изготавливавший мебель (кровати, столы) или двери. [30] Он мог бы отвечать за постройку плуга, поскольку, как подчеркивает Платон: «земледелец вряд ли сам сделает ни свой плуг, если он хочет, чтобы он был хорошим, ни свой меч, ни другие земледельческие орудия». [31]

Таким образом, сельское ремесло было тесно связано с сельскохозяйственной деятельностью. Эта связь могла сохраняться, когда, обосновавшись в городе, ремесленник снабжал свою мастерскую продукцией своего владения в хоре , но чаще всего это происходило через посредников для закупки сырья, и его связи с сельскохозяйственным миром были слабыми.

Городская мастерская-магазин ( эргастерион )

[ редактировать ]
Пекари у корыта, флейтист отдает каденцию, терракотовые статуэтки из Фив , 525 — 475 гг. до н.э., Лувр .

Обосновавшись в городе, мастера работали в эргастерионе , довольно расплывчатом термине, означающем «место работы», мастерской, которая также служила магазином. Расположение цеха в городской черте было оправдано прямым сбытом продукции. На самом деле, магазин, специально предназначенный для продажи, был редкостью за пределами агоры . Эта лавка-мастерская обычно состояла из одной-двух слабоосвещенных комнат, одна из которых выходила на улицу, поскольку деятельность ремесленника часто осуществлялась внутри семьи. Его также можно арендовать в общественном месте, на агоре или в портике . [32] Этот публичный, открытый для внешнего характер ремесленной деятельности проявляется в изображениях сцен архаического периода или VI века до нашей эры, например, когда ремесленник изготавливает на глазах у своего клиента запрошенный им предмет. [33]

Эргастерии , но могли быть сгруппированы и в «ремесленные» кварталы, возможно , , поскольку их деятельность мало загрязняла окружающую среду, иногда были разбросаны по всему городу, как на Делосе специализированные — улица бронзовых мастеров, керамический квартал в Афинах. Они могли быть сосредоточены и вне стен, как гончары, каменные мастерские и мастера, специализировавшиеся на обработке сельскохозяйственных продуктов в Херсонесе Таврическом , и внутри города, но в периферийных районах, как гончарный квартал Афин (керамический квартал ) или Коринфа , или ближе к центру как «промышленный квартал» Афин, к юго-западу от Агоры в направлении Пирея , или реже в центре, как в Гераклее Лукании . [34]

Этот разнообразный выбор местоположения был связан с желанием совместить на основе местной географии доступ к сырью и близость к клиентуре, причем последняя цель имела приоритет над первой. Ремесленники хотели, и это было целью их поселения в городских районах, быть как можно ближе к спросу, селясь вблизи рынков, не пренебрегая, насколько это возможно, необходимостью легкого доступа к сырью, на месте (резчики по камню, гончары Коринфа) или в окрестностях, посредством порта — как порт Пирей в Афинах или хора, производящая сельскохозяйственное сырье (как, например, в Херсонесе Таврическом).

Их возможное размещение на периферии города, похоже, не интерпретируется как стремление к социальной сегрегации. [35] Этот отказ за пределами города не был оправдан возможными неудобствами (запах, шум, дым), связанными с этой деятельностью (например, крашением), загрязнением, которое стремились уменьшить путем создания специальных сооружений, таких как пруды с проточной водой для мясной и рыбный рынки Коринфа и Приены . [36]

Виды мастерства

[ редактировать ]

От мелкого лавочника до «мастера-ремесленника»

[ редактировать ]
Стела сапожника Янотипа, ок. 430–420 гг. до н.э., Британский музей .

Размеры мастерских сильно различались. Большинством из них управляли ремесленники — самостоятельно или с помощью членов семьи, — которые производили простые и дешевые продукты (стоимость, которую он взимал за эти простые и дешевые продукты, отражала его жизненные потребности, которые были очень скудными, и, следовательно, он не взимается плата за стоимость товара) [37] исключительно для местной клиентуры. Малоизвестные, эти мастера, редко имевшие в своем распоряжении рабочих, сформировали «настоящую ремесленную ткань городов». [35] масса банаусов , презираемых аристократической средой. У них не было запасов, и они работали в основном по требованию. Эта большая зависимость от покупателя только подчеркивала их плохой имидж в обществе идеальной автаркии .

Ремесленным предприятием, продукция которого предназначалась не только для местной клиентуры, управлял своего рода «мастер-ремесленник» с признанными навыками и относительно крупными финансовыми средствами. Он мог объединить около тридцати рабочих (часто рабского происхождения) с дифференцированными задачами. Изделия, полученные в этих мастерских, часто были изысканными или роскошными (одежда, пурпурные краски, гравюры на стелах, расписная керамика и т. д.) и могли достигать очень высоких цен в зависимости от репутации мастера, чья интеграция в общество была неоспоримой, как показано на примере пример погребальной стелы сапожника Янотипа.

Развитие и проблемы «больших мастерских»

[ редактировать ]

Существовал также, особенно в крупных городах, третий тип ремесленных предприятий, гораздо большего размера, владелец которого не обязательно был «ремесленником», но мог вкладывать средства в ремесленное производство и сбыт, опираясь на использование рабского труда. В Афинах оно известно с V века до нашей эры, но развиваются они в масштабах греческого мира в эллинистическую эпоху . мастерские Кожевенный завод Клеона или по изготовлению ламп Гипербола , оба политика на переднем плане в Афинах в конце V века до нашей эры, фабрика по изготовлению щитов из сицилийских метиков , Цефал, отец оратора Лисия, со своими 120 рабами , [38] Демосфена , которые не были «малым бизнесом», Фабрика ножей и кроватей отца [39] так как при 50 рабочих всего они приносили 4200 драхм в год.

Значительное количество персонала в этих цехах не должно наводить на мысль, что они работали все вместе в одном месте, на своего рода « фабрике ». За одним исключением, «даже при серийной деятельности нельзя говорить собственно о обширных мастерских, производственная работа не велась с фабричными сооружениями». [40] То, что известно о мастерстве этого периода, «либо по остаткам, оставленным мастерскими на земле, либо по изображениям на росписях керамических сосудов, доказывает, что рабочих можно было пересчитать по пальцам одной руки». [41] Таким образом, можно заключить, что около сотни рабов-оружейников Цефала, несомненно, были распределены по нескольким различным мастерским, продукция которых была специфической и продавалась отдельно. [примечание 4]

Эти крупные мастерские не следует считать агрессивными предприятиями, имевшими во главе своего рода «капитанов промышленности», готовых наводнить рынок своей продукцией, уничтожив конкуренцию более мелких производителей. Напротив, мастерство рассматривалось как ἀκίνδυνος ( акиндуно , безрисковый) вид деятельности, поэтому некоторые богатые афиняне стремились инвестировать в него, чтобы диверсифицировать свои активы. [42] и, возможно, наслаждаться средой, благоприятствующей развитию определенных видов деятельности — щитовые фабрики Цефала и Пасиона именно так можно интерпретировать . Владельцы этих мастерских часто довольствовались получением фиксированной арендной платы либо благодаря своим рабам, которые отвечали за управление этой собственностью (система апофоры ) , либо за счет арендной платы, выплачиваемой метеками, такими как вольноотпущенники. Формион, который ежегодно доставлял двум сыновьям Пасиона 60 мин, что позволяло им заниматься политикой и совершать дорогостоящие литургии . [43]

Если мастерство было деятельностью с низким уровнем риска, то «потому что греческий мир следует за спросом и никогда не опережает его». [35] Каковы бы ни были размеры этих ремесленных предприятий, они производили продукцию только по требованию заказчика. Никакой экономики предложения , никакого производства никогда или почти никогда не существовало без четкого порядка. Несомненно, именно это объясняет, почему крупные мастерские этого типа не были более умеренно развиты, не приводя при этом к исчезновению мелких мастерских или даже к завоеванию доли рынка: слишком сильно развивая эту деятельность, не обращая внимания на слабость спроса, эти « хрематисты- владельцы» , [44] обязательно пострадал бы из-за снижения характера потенциального спроса, [примечание 5] вне определенного момента (производство оружия в контексте войны).

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Карьер нас не интересует, так как он является собственностью мастерской, производящей статую; если вместо этого он продает или экспортирует блоки, даже начатые, он не попадает на наше поле». - Франсин Блонде и Артур Мюллер (реж.), op.cit. , с. 835
  2. ^ «Впоследствии это слово стало ассоциироваться с ручным трудом и рабским трудом». - Филипп Казье, «Социальный статус ремесленников на Балканском полуострове и островах Эгейского моря с 478 по 88 гг. до н.э.», в книге Мишеля Дебидура (реж.), Экономика и общества в Эгейской Греции , 478–88 гг. до н.э. Ж.-К., éditions du temps, 2007, с. 17
  3. ^ «Пройти мимо, не сидя у кузницы». - Los Trabajos y los Días , т. 493
  4. ^ "Размер цеха (количество людей, работавших в нем) не имеет никакого значения с точки зрения способа производства, в "ремесленной ячейке", объединяющей, согласно профессиям, переменное, но всегда ограниченное число рабочих. Увеличение производства в его случае достигается не за счет увеличения производительности, а за счет умножения производящих ячеек, многие из которых могли принадлежать одному и тому же работодателю, что, следовательно, делает его «промышленником»: это, конечно, было то, что представляло компания Лисия и его брата». -Эдуард Уилл, соч. цит. , с. 657
  5. ^ Феномен, вызванный Ксенофонтом, «Los ingresos públicos» iv.6-7: «На работах серебряных рудников все говорят, что не хватает рабочих. И действительно, это происходит не так, как когда есть много котловаров , которые не ценят ковочный труд и вынуждены отказаться от ремесла»; по этим вопросам. — Филипп Готье, «Исторический комментарий Пороя де Ксенофонта» , Droz, 1976, стр. 120–131.
  1. ^ Франсин Блонде, Артур Мюллер, «Ремесла, мастера, мастерские в древней Греции: определения, краткое содержание», в книге Франсин Блонде и Артур Мюллер (реж), Ремесла в древней Греции: мастера, мастерские. Материалы конференции в Лилле (11-12 декабря 1997 г.) , опубликованные в Topoi 8/2, 1998 г., с. 832-834
  2. ^ Кристоф Фейель, Ремесленники в греческих святилищах в классический и эллинистический периоды , Французская школа в Афинах, 2006, с. 9
  3. ^ Кристоф Фейель и Филипп Казье прежде всего
  4. ^ Франсин Блонде и Артур Мюллер (реж.), op.cit. , с. 835
  5. ^ Раймон Дескат, Греческий мир в классические времена, том I: с. В , ППУ, 1995, с. 32.
  6. ^ Франсин Блонде и Артур Мюллер (реж.), op.cit. , с. 832
  7. ^ Ксенофонт, Экономика iv.2. Та же идея встречается у Платона , в «Государстве» vi.495d-e.
  8. ^ Ксенофонт, Экономика iv.3
  9. ^ Оливье Пикард, Экономика и общества в древней Греции (478-88 до н.э.) , Седес, 2008, стр. 58
  10. ^ Аристотель, Риторика i.9
  11. ^ Диодор Сицилийский, Историческая библиотека i.74.7
  12. ^ Ксенофонт, соч. цит. iv.2-3
  13. ^ Эдуард Уилл, Греческий мир и Восток, том I: V век , PUF, 1994, с. 633
  14. ^ Леопольд Мижотт, Экономика греческих городов , Эллипсы, 2007, с. 80
  15. ^ Воспоминания Ксенофонта о Сократе iii.7.6
  16. ^ Кристоф Фейель, соч. цитируется , с. 320
  17. ^ Лисий, XXXIV, «Против предложения уничтожить в Афинах правительство, переданное предками» 4
  18. ^ Филипп Казье, op.cit. , с. 15-16
  19. ^ Эдвард Уилл, соч. цитируется , с. 651
  20. ^ Лисий, Против Эратосфена 19
  21. ^ Ален Брессон, Экономика городов Греции, том I: структуры и производство , Арман Колен, 2007, с. 193
  22. ^ Франсин Блонде и Артур Мюллер, op.cit. , с. 836
  23. ^ Мари-Франсуаза Базлез (реж.), соч. цитируется , с. 253
  24. ^ Леопольд Мижотт, указ. , с. 82
  25. ^ Мари-Клер Амуретти, «От этнологии к экономике: стоимость сельскохозяйственных инструментов», в книге Пьера Брюле, Жака Ульена, Фрэнсиса Проста, Экономика и общество в древней Греции (478–88 гг. До н.э.) , Presses universitaire de Rennes. , 2007, с. 146
  26. ^ Мари-Клер Амуретти, Мастерство, необходимое для функционирования сельского хозяйства, в книге «Мастерство в древней Греции: производство, распространение», Presses de l'Université Lille 3, 2000, стр. 152
  27. ^ Кристоф Шандезон, «Пейзаж и экономика в Малой Азии (2-1 века до н. э.)», История и сельские общества № 9, 1998, стр. 52
  28. ^ Мари-Клер Амуретти, «От этнологии к экономике: стоимость сельскохозяйственных инструментов», в книге Пьера Брюле, Жака Ульена, Фрэнсиса Проста, Экономика и общество в древней Греции (478–88 гг. До н.э.) , Presses universitaire de Rennes. , 2007, с. 147
  29. ^ Мари-Франсуаза Базлез, соч. , с. 255
  30. ^ Ксенофонт, Киропедия viii.2.5
  31. ^ Платон, Республика 370 сп.
  32. ^ Леопольд Мижотт, соч. идти. , с. 82
  33. ^ Мари-Франсуаза Базлез (реж.), op.cit. , с. 256
  34. ^ Раймон Дескат, цит. , например 324
  35. ^ Перейти обратно: а б с Раймон Дескат, Там же
  36. ^ Ален Брессон, op.cit. , с. 52
  37. ^ Раймон Дескат, цит. , например 325.
  38. ^ Лисий против Эратосфена 19
  39. ^ Демосфен против Афоба i.9
  40. ^ Ален Брессон, op.cit. , с. 193
  41. ^ Эдвард Уилл, соч. цитируется , с. 652
  42. ^ Раймон Дескат, цит. , например 329
  43. ^ Мари-Франсуаза Базлез (реж.), соч. цитируется , с. 433
  44. ^ Раймон Дескат, цит. , например 326

Библиография

[ редактировать ]
  • Франсин Блонде, Артур Мюллер, Ремесла в древней Греции: производство, распространение: материалы Лионской конференции, 10–11 декабря 1998 г. , Ceges-Université Lille 3, 2000, ISBN 978-2-84467-020-5
  • Филипп Казье, «Социальный статус ремесленников на Балканском полуострове и Эгейских островах с 478 по 88 гг. до н. э.». «, в Мишеле Дебильдуре, Экономика и общества в Эгейской Греции, 478-88 до н.э. AD , Éditions du temps, 2007, ISBN 978-2-84274-416-8
  • Кристоф Фейель, Ремесленники в греческих святилищах в классический и эллинистический периоды через финансовую документацию в Греции , Французская школа в Афинах , 2006 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e72e9091451f2d1ee52516617a3055ac__1709505360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/ac/e72e9091451f2d1ee52516617a3055ac.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ancient Greek crafts - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)