Древнегреческие ремесла

Древнегреческие ремесла (или мастерство в Древней Греции) были важным, но в значительной степени недооцененным видом экономической деятельности. Оно включало в себя всю деятельность по промышленной переработке сырья, сельскохозяйственного или нет, как в рамках ойкоса , так и в мастерских размером в несколько десятков рабочих.
Ремесленники или «мастера» составляли меньшинство в греческом городе Полис , но чье присутствие в источниках не опровергается, поскольку было замечено, что оно росло на протяжении всей греческой античности.
В Древней Греции были мастера разных социальных слоев. Если метиков и рабов, вероятно, было большинство, то в мастерских было также много свободных граждан. Они разработали такие ремесла, как изготовление музыкальных инструментов, скульптур, гончарного дела и т. д.
Большая часть древнегреческого мастерства была частью домашней сферы. Однако между VIII и IV веками до нашей эры ситуация постепенно изменилась с ростом коммерциализации греческой экономики. Таким образом, такие важные задачи, как плетение или выпечка хлеба, до VI века до нашей эры выполняли только женщины. С ростом торговли рабский труд стал широко использоваться в ремеслах. В мастерских изготавливались только самые качественные окрашенные ткани, в частности тирийский пурпур.
Статус мастерства, статус мастера
[ редактировать ]Сложное определение
[ редактировать ]«Мастерство», а также «мастер» являются деликатными понятиями, поскольку они относятся к относительно современным понятиям, определение которых не имеет значения для Древней Греции. [1] Историки древности сходились во мнении, что ремесленник или ремесленник — это человек, обладающий особыми знаниями и производящий материальные блага, предназначенные для сбыта за пределами сельскохозяйственного сектора . «Ремесленник мог продавать свою продукцию, но его не следует путать с купцом: он производит часть или весь продукт, который продает». [2]
В эти рамки некоторые историки добавляют дополнительный критерий отбора, считая, что мастерство ограничивалось производством «готовых» материальных благ, что исключало бы добычу сырья в карьерах или рудниках. [примечание 1] но такое ограничение не учитывается другими историками. [3]
Древние греки обычно не отличали художника от мастера. В результате некоторые виды деятельности, считавшиеся в наше время художественными, были неотъемлемой частью мастерства в Древней Греции, поскольку они выражались в изготовлении конкретного предмета, — не более, чем виды деятельности, «которым древние придавали статус художественного производства». и покровительство Музы » [4] (например, музыка, поэзия и т. д.)
Недооцененная деятельность
[ редактировать ]Разнообразные обозначения для разнообразной реальности
[ редактировать ]Тот факт, что в Древней Греции нет термина, охватывающего совокупность реалий, по отношению к которым современное понятие «ремесленник», указывает как на отсутствие однородности в этом мире мастерства, так и на большое разнообразие деятельности и статуса тех, кто от них зависел. . [5] Ремесленники и ремесленники обозначаются разными терминами.
Если δημιουργός/ demiourgós, обозначающий идею творения, изготовления предмета, остается довольно нейтральным и общим (оно обозначает как гончара, так и эдо или прорицателя), то уничижительный характер термина βάναυσος/ bánausos подчеркивает презрение греков для этих рабочих (в отличие от интеллектуалов), которые использовали огонь своей печи ( баунос ) для изготовления керамических или металлических предметов. [примечание 2] Использование слова τεχνίτης / technítês относится к овладению определенным навыком и выходит далеко за рамки строгого мастерства в этом отношении, поскольку оно также обозначает виртуозного актера или солиста. [6]
Деятельность, считающаяся недостойной истинно свободного человека
[ редактировать ]Источники, находящиеся в нашем распоряжении, регулярно подчеркивают плохой имидж ремесленников в греческом обществе и оправдывают его, как пишет Ксенофонт : «Так называемые ручные ремесла дискредитированы и, по логике вещей, имеют очень плохую репутацию в наших городах, так как они вредят телу рабочих и чиновников, принуждая их сидеть и проводить целый день в тени, а некоторых даже постоянно находиться у огня, а изнеженными телами ослабляется и дух». [7] Их считают ненадежными, когда дело доходит до того, чтобы взять в руки оружие для защиты своего города: «они имеют плохую репутацию в общении с друзьями и как защитники отечества. Даже в некоторых городах, особенно в тех, которые имеют репутацию военных, нет гражданину разрешено заниматься ручной торговлей». [8]
Ремесленная деятельность считалась несовместимой с идеалами автаркии , которые орошали менталитет того времени и приводили к привилегированию сельского хозяйства над любой другой производительной деятельностью. Фактически, свободным человеком считался тот, кто не зависит ни от кого, кроме самого себя и своей способности эксплуатировать принадлежащую ему землю, свой ойкос, для своего выживания. Живя за счет своего товара, он не зависит от воли другого, в отличие от ремесленника, которому для выживания необходимы клиенты, готовые покупать то, что он производит. [9] Аристотель говорил, что «положение свободного человека — это состояние того, кто не живет обязанностями перед своим ближним». [10] В этой схеме свободный «по природе» земледелец более достоин статуса гражданина, чем ремесленник.
Справедливость этого мнения древние авторы иллюстрируют на примере поведения ремесленников, будучи гражданами города. Их вмешательство представляется беспорядочным и эгоистичным, и не только для защиты своих индивидуальных или классовых интересов: «Можно увидеть, как мастера отвлекаются на многие дела и совсем не упорствуют в своем занятии из-за своих амбиций: некоторые заняты в сельском хозяйстве другие участвуют в торговле, третьи поддерживают две или три профессии, а большинство в демократических городах развращает политику, посещая собрания и получая от казначеев то, что необходимо». [11] Легитимность удаления ремесленников, как это делает Платон в своем идеальном городе Законов , оправдывается качеством гражданина: оно гораздо выше, чем их профессиональная деятельность, которая лишает их σχολή/ scholé, досуга, необходимого для занятий себя достаточно для своих друзей и для дел города. [12]
Более тонкая реальность
[ редактировать ]Однако сила этого аристократического идеала, более или менее проникшего в общество в целом, не везде была одинаковой. Если оно вводилось в воинственных или сельских городах, таких как Спарта или Фивы , где получение гражданства зависело от владения товарами и где четыре года выполнения ремесленных функций обрекали их на его потерю, то города, более открытые для торговли, были гораздо более либеральными. в признании законности гражданства тех их жителей, которые занимались ремеслами. [13]
Так, в Классической Греции их было бы почти 10 000 (из общего числа 30 000 или 40 000 граждан) в Афинах , [14] город, где ремесло было особенно развито. Эту значительную долю ремесленников среди граждан Афин подчеркивает, чтобы очернить их, Сократ : «За кого из них ты стыдишься? Валяльщиков, сапожников, каменщиков, кузнецов, крестьян, купцы или те, кто торгует на агоре, озабоченные покупкой чего-нибудь дешевого, чтобы продать его подороже, ибо все они составляют собрание». [15]
Доля горожан среди ремесленников была немаловажной. По отчетам Эрехтейона , среди рабочих, статус которых указан, было 23% граждан, по сравнению с 58% метиков и 19% рабов. [16]
Реальные возможности обогащения посредством ремесленной деятельности, безусловно, могут способствовать объяснению этого несоответствия между дискурсом и реальностью. Лисий в одной из своих речей против предложения лишить гражданства афинян, не являвшихся землевладельцами, замечает, что среди 5000 афинян, которые были бы таким образом исключены из гражданства, было бы «множество гоплитов , всадников », [17] военные функции, закрепленные за более богатыми гражданами Афин: «мастерство может обеспечить удачу тем, кто им занимается, и нельзя объяснить позор, который тяготит ремесло, его финансовым положением по отношению к другим гражданам, даже если масса афинских мастеров жили относительно экономно за счет своей деятельности».
С другой стороны, доступные нам литературные источники, напоминающие о мастерстве, — это произведения авторов, которые более или менее принадлежат к одной и той же среде. Это была интеллектуальная, политическая и экономическая элита, которая была относительно консервативной и враждебной более радикальным представителям древней демократии (Платон, Ксенофонт, Аристотель и т. д.). Даже если уничижительный дискурс, распространяемый его источниками, был, по крайней мере частично, разделяем всем древнегреческим обществом, мы должны принять во внимание этот относительно партийный и предвзятый характер источников, находящихся в нашем распоряжении. [18]
Деятельность рабов и метиков
[ редактировать ]Большинство ремесленников принадлежало к рабской рабочей силе. Этих рабов их владельцы использовали для выполнения более или менее важных задач в зависимости от их навыков. Таким образом, хотя большинство рабов, работавших, например, в рудниках Лауриона , выполняли менее сложные задачи, были также рабы, специализировавшиеся на высокотехнологичных работах, например, металлург, керамист или скульптор. Некоторые могли даже руководить мастерской от имени своего хозяина и имели значительную свободу в своей деятельности. Эти рабы могли жить отдельно ( chôris oikountes ), имея возможность составлять пекулиум, который позволил бы им выкупить свою свободу позже, поскольку их хозяин был доволен пожизненной рентой или фиксированным процентом от своей прибыли (система ἀποφορά / apophorá , установленный с IV века до нашей эры в Афинах).
Кажется, что в каменоломне вознаграждение рабов было эквивалентно вознаграждению свободных рабочих, причем часть зарплаты отдавалась их хозяину. При строительстве Эрехтейона свободным и рабским мастерам платили одинаковую сумму, около одной драхмы в день. [19]
Метики составляли еще одно сообщество, которое вместе со значительным количеством людей участвовало в ремесленной деятельности. Большинство из них были заняты в ремесленных мастерских или коммерческой деятельности. Например, в Афинах, где метики действительно проживали очень широко — благодаря преимуществам, предоставленным им городом, — многие из них заработали состояние на ремесленной деятельности, как, например, сиракузянин Кефал, отец оратора Лисия , жившего в Пирее и который имел в своих мастерских по изготовлению щитов 120 рабов . [20] Создание этих состояний привело к созданию настоящих династий ремесленников.
Пространства мастерства
[ редактировать ]Как подчеркивает Ален Брессон, ремесленное производство отличалось «географически очень разбросанным характером, как в деревне, так и в городе». [21] Ремесленное пространство, несмотря на существование некоторых специализированных помещений из-за неудобств или доступа к сырью, было тесно смешано с городским или сельским пространством, с коммерческой деятельностью и даже с домашним пространством.
В рамках ойкоса
[ редактировать ]
Всегда с точки зрения автаркического идеала, который структурирует если не целостность экономики греческих городов, то, по крайней мере, тот образ, который создавало для себя большинство греков, — мастерство — как иллюстрирует мифическая фигура Пенелопы , ткущей вуаль в ожидании возвращение Улисса — имело в принципе «изначально» бытовой смысл. Его целью было превратить сельскохозяйственное сырье, производимое в семейных владениях, в полезные или товарные предметы. Строго говоря, ремесло как деятельность по производству товаров, «предназначенных для коммерциализации», не включает в себя отечественное ремесло, за исключением той степени, в которой последнее направлено на продажу произведенной продукции. Однако зачастую трудно отличить то, что в этой области направлено на собственное потребление и строгое удовлетворение внутренних потребностей ойкос , от того, что предназначено для коммерциализации на местном рынке. [22] Очень часто кажется, что цель была двоякой.
Одним из основных ремесленных занятий в бытовой сфере было производство текстиля. Относительно простой принцип греческого наряда (драпировка прямоугольника шерсти или льна, удерживаемого брошью) не требовал сложных навыков. Производство платьев, как и предыдущие этапы чесания , прядения и ткачества из шерсти или льна, указывают на женские функции внутри ойкос , erga gynaïka . имеются многочисленные изображения На греческой керамике женщин, прядущих шерсть, а прялки , веретена и гири иногда оставлялись в женских гробницах, поскольку воинов хоронили вместе со своим оружием. [23] Тканые платья предназначались для одежды членов семьи, но также и для частичной продажи, чтобы иметь деньги для покупки специализированной продукции, которую невозможно было изготовить по индивидуальному заказу.
Еще одним важным видом деятельности ойкос было преобразование сельскохозяйственной продукции в продукты питания, которые ежедневно требовались домохозяйствами. Опять же, это была преимущественно женская работа, но, поскольку она была тяжелее текстильной работы, женщины , выполнявшие ее, часто были рабского происхождения. В театре Еврипида фигура булочника характерна для женского рабства. Зерна ячменя обжаривали и одновременно для нужд нестабильного характера ячменной муки измельчали и просеивали, чтобы придать после замешивания муке вид каши или лепешек, с выпеканием или без него. Другие виды деятельности по преобразованию сельскохозяйственного сырья в рамках фермы, на границе между земледельческим и ремесленным производством, брали на себя и в бытовой сфере, зачастую рабами-мужчинами: прессование оливок, измельчение винограда, мацерация и измельчение шкурок, изготовление древесного угля. , и т. д.
Греческий крестьянин стремился, когда это было возможно, строить и поддерживать постройки своего владения; [24] он также предпочитал заниматься изготовлением своих инструментов, по крайней мере, деревянных. Гесиод в «Трудах и днях » указывает, как собрать плуг (ст. 427-436). В классические времена в Афинах были мастера, специализировавшиеся на изготовлении плугов, «во многих греческих регионах продолжается гесиодическая традиция». [25] Обращение к специализированному мастеру было систематическим только в отношении металлических инструментов.
Сельское ремесло
[ редактировать ]Производство металлических предметов является первым объяснением развития специализированных промыслов, внешних по отношению к ойкосу , в греческой сельской местности. Некоторые из этих мастеров были странствующими, как, например, мастер кос, прибывший продавать серпы вместо оружия, упомянутый Аристофаном в «Мире» (1198–1206), другие вели оседлый образ жизни. Они снабжали крестьян предметами, которые они не могли сделать самостоятельно, найденными в «Одиссее» (XVIII, 328) и у Гесиода. [примечание 3] упоминания о кузнице города, где изготавливались и особенно ковались металлические инструменты. [26]
существовали также керамические В сельской местности мастерские, предназначенные в то же время для разработки богатых запасов сырья . [27] Как видно из договоров аренды в Милассе, географическое внедрение некоторых ремесленных видов деятельности было связано с расположением пластов сырья: глины для производства кирпича и керамики, полей тростника для плетения корзин и / или удовлетворения местного спроса . Греческий крестьянин регулярно нуждался в изразцах , посуде или амфорах . Ему также нужен был специалист, который гарантировал бы ему высокое качество изготовления пифоев, в которых он хранил свою продукцию, поскольку эти большие полузакопанные кувшины не должны были быть пористыми и их было трудно заменить, что и объясняет их высокую цену (от 30 до 50 драхм ). [28] На более высоком уровне некоторые мастерские могут быть «связаны» с фермой. Так, на Тасосе мастерские по изготовлению амфор были разбросаны по всему острову и установлены вблизи крупных винодельческих поместий, чтобы обеспечить их емкостями для экспорта этой сырой нефти, известной во всем греческом мире. того времени. Таким образом , владельцы этих мастерских ( ceramarcas ), идентифицированные благодаря видимым печатям на ручках амфор, очень часто были теми, кто владел этими крупными винодельческими владениями, предназначенными для экспорта. [29]
Другой деятель сельского ремесла - мельник - мог быть прикреплен к конкретному хозяйству, но мельница могла быть также посвящена в коллективное пользование и сдаваться в аренду по желанию владельца, использующего рабочую силу, часто подневольную из-за тяжелого характера работы. С IV века до нашей эры в источниках появляется плотник-мельник села, изготавливавший мебель (кровати, столы) или двери. [30] Он мог бы отвечать за постройку плуга, поскольку, как подчеркивает Платон: «земледелец вряд ли сам сделает ни свой плуг, если он хочет, чтобы он был хорошим, ни свой меч, ни другие земледельческие орудия». [31]
Таким образом, сельское ремесло было тесно связано с сельскохозяйственной деятельностью. Эта связь могла сохраняться, когда, обосновавшись в городе, ремесленник снабжал свою мастерскую продукцией своего владения в хоре , но чаще всего это происходило через посредников для закупки сырья, и его связи с сельскохозяйственным миром были слабыми.
Городская мастерская-магазин ( эргастерион )
[ редактировать ]
Обосновавшись в городе, мастера работали в эргастерионе , довольно расплывчатом термине, означающем «место работы», мастерской, которая также служила магазином. Расположение цеха в городской черте было оправдано прямым сбытом продукции. На самом деле, магазин, специально предназначенный для продажи, был редкостью за пределами агоры . Эта лавка-мастерская обычно состояла из одной-двух слабоосвещенных комнат, одна из которых выходила на улицу, поскольку деятельность ремесленника часто осуществлялась внутри семьи. Его также можно арендовать в общественном месте, на агоре или в портике . [32] Этот публичный, открытый для внешнего характер ремесленной деятельности проявляется в изображениях сцен архаического периода или VI века до нашей эры, например, когда ремесленник изготавливает на глазах у своего клиента запрошенный им предмет. [33]
Эргастерии , но могли быть сгруппированы и в «ремесленные» кварталы, возможно , , поскольку их деятельность мало загрязняла окружающую среду, иногда были разбросаны по всему городу, как на Делосе специализированные — улица бронзовых мастеров, керамический квартал в Афинах. Они могли быть сосредоточены и вне стен, как гончары, каменные мастерские и мастера, специализировавшиеся на обработке сельскохозяйственных продуктов в Херсонесе Таврическом , и внутри города, но в периферийных районах, как гончарный квартал Афин (керамический квартал ) или Коринфа , или ближе к центру как «промышленный квартал» Афин, к юго-западу от Агоры в направлении Пирея , или реже в центре, как в Гераклее Лукании . [34]
Этот разнообразный выбор местоположения был связан с желанием совместить на основе местной географии доступ к сырью и близость к клиентуре, причем последняя цель имела приоритет над первой. Ремесленники хотели, и это было целью их поселения в городских районах, быть как можно ближе к спросу, селясь вблизи рынков, не пренебрегая, насколько это возможно, необходимостью легкого доступа к сырью, на месте (резчики по камню, гончары Коринфа) или в окрестностях, посредством порта — как порт Пирей в Афинах или хора, производящая сельскохозяйственное сырье (как, например, в Херсонесе Таврическом).
Их возможное размещение на периферии города, похоже, не интерпретируется как стремление к социальной сегрегации. [35] Этот отказ за пределами города не был оправдан возможными неудобствами (запах, шум, дым), связанными с этой деятельностью (например, крашением), загрязнением, которое стремились уменьшить путем создания специальных сооружений, таких как пруды с проточной водой для мясной и рыбный рынки Коринфа и Приены . [36]
Виды мастерства
[ редактировать ]От мелкого лавочника до «мастера-ремесленника»
[ редактировать ]
Размеры мастерских сильно различались. Большинством из них управляли ремесленники — самостоятельно или с помощью членов семьи, — которые производили простые и дешевые продукты (стоимость, которую он взимал за эти простые и дешевые продукты, отражала его жизненные потребности, которые были очень скудными, и, следовательно, он не взимается плата за стоимость товара) [37] исключительно для местной клиентуры. Малоизвестные, эти мастера, редко имевшие в своем распоряжении рабочих, сформировали «настоящую ремесленную ткань городов». [35] масса банаусов , презираемых аристократической средой. У них не было запасов, и они работали в основном по требованию. Эта большая зависимость от покупателя только подчеркивала их плохой имидж в обществе идеальной автаркии .
Ремесленным предприятием, продукция которого предназначалась не только для местной клиентуры, управлял своего рода «мастер-ремесленник» с признанными навыками и относительно крупными финансовыми средствами. Он мог объединить около тридцати рабочих (часто рабского происхождения) с дифференцированными задачами. Изделия, полученные в этих мастерских, часто были изысканными или роскошными (одежда, пурпурные краски, гравюры на стелах, расписная керамика и т. д.) и могли достигать очень высоких цен в зависимости от репутации мастера, чья интеграция в общество была неоспоримой, как показано на примере пример погребальной стелы сапожника Янотипа.
Развитие и проблемы «больших мастерских»
[ редактировать ]Существовал также, особенно в крупных городах, третий тип ремесленных предприятий, гораздо большего размера, владелец которого не обязательно был «ремесленником», но мог вкладывать средства в ремесленное производство и сбыт, опираясь на использование рабского труда. В Афинах оно известно с V века до нашей эры, но развиваются они в масштабах греческого мира в эллинистическую эпоху . мастерские Кожевенный завод Клеона или по изготовлению ламп Гипербола , оба политика на переднем плане в Афинах в конце V века до нашей эры, фабрика по изготовлению щитов из сицилийских метиков , Цефал, отец оратора Лисия, со своими 120 рабами , [38] Демосфена , которые не были «малым бизнесом», Фабрика ножей и кроватей отца [39] так как при 50 рабочих всего они приносили 4200 драхм в год.
Значительное количество персонала в этих цехах не должно наводить на мысль, что они работали все вместе в одном месте, на своего рода « фабрике ». За одним исключением, «даже при серийной деятельности нельзя говорить собственно о обширных мастерских, производственная работа не велась с фабричными сооружениями». [40] То, что известно о мастерстве этого периода, «либо по остаткам, оставленным мастерскими на земле, либо по изображениям на росписях керамических сосудов, доказывает, что рабочих можно было пересчитать по пальцам одной руки». [41] Таким образом, можно заключить, что около сотни рабов-оружейников Цефала, несомненно, были распределены по нескольким различным мастерским, продукция которых была специфической и продавалась отдельно. [примечание 4]
Эти крупные мастерские не следует считать агрессивными предприятиями, имевшими во главе своего рода «капитанов промышленности», готовых наводнить рынок своей продукцией, уничтожив конкуренцию более мелких производителей. Напротив, мастерство рассматривалось как ἀκίνδυνος ( акиндуно , безрисковый) вид деятельности, поэтому некоторые богатые афиняне стремились инвестировать в него, чтобы диверсифицировать свои активы. [42] и, возможно, наслаждаться средой, благоприятствующей развитию определенных видов деятельности — щитовые фабрики Цефала и Пасиона именно так можно интерпретировать . Владельцы этих мастерских часто довольствовались получением фиксированной арендной платы либо благодаря своим рабам, которые отвечали за управление этой собственностью (система апофоры ) , либо за счет арендной платы, выплачиваемой метеками, такими как вольноотпущенники. Формион, который ежегодно доставлял двум сыновьям Пасиона 60 мин, что позволяло им заниматься политикой и совершать дорогостоящие литургии . [43]
Если мастерство было деятельностью с низким уровнем риска, то «потому что греческий мир следует за спросом и никогда не опережает его». [35] Каковы бы ни были размеры этих ремесленных предприятий, они производили продукцию только по требованию заказчика. Никакой экономики предложения , никакого производства никогда или почти никогда не существовало без четкого порядка. Несомненно, именно это объясняет, почему крупные мастерские этого типа не были более умеренно развиты, не приводя при этом к исчезновению мелких мастерских или даже к завоеванию доли рынка: слишком сильно развивая эту деятельность, не обращая внимания на слабость спроса, эти « хрематисты- владельцы» , [44] обязательно пострадал бы из-за снижения характера потенциального спроса, [примечание 5] вне определенного момента (производство оружия в контексте войны).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «Карьер нас не интересует, так как он является собственностью мастерской, производящей статую; если вместо этого он продает или экспортирует блоки, даже начатые, он не попадает на наше поле». - Франсин Блонде и Артур Мюллер (реж.), op.cit. , с. 835
- ^ «Впоследствии это слово стало ассоциироваться с ручным трудом и рабским трудом». - Филипп Казье, «Социальный статус ремесленников на Балканском полуострове и островах Эгейского моря с 478 по 88 гг. до н.э.», в книге Мишеля Дебидура (реж.), Экономика и общества в Эгейской Греции , 478–88 гг. до н.э. Ж.-К., éditions du temps, 2007, с. 17
- ^ «Пройти мимо, не сидя у кузницы». - Los Trabajos y los Días , т. 493
- ^ "Размер цеха (количество людей, работавших в нем) не имеет никакого значения с точки зрения способа производства, в "ремесленной ячейке", объединяющей, согласно профессиям, переменное, но всегда ограниченное число рабочих. Увеличение производства в его случае достигается не за счет увеличения производительности, а за счет умножения производящих ячеек, многие из которых могли принадлежать одному и тому же работодателю, что, следовательно, делает его «промышленником»: это, конечно, было то, что представляло компания Лисия и его брата». -Эдуард Уилл, соч. цит. , с. 657
- ^ Феномен, вызванный Ксенофонтом, «Los ingresos públicos» iv.6-7: «На работах серебряных рудников все говорят, что не хватает рабочих. И действительно, это происходит не так, как когда есть много котловаров , которые не ценят ковочный труд и вынуждены отказаться от ремесла»; по этим вопросам. — Филипп Готье, «Исторический комментарий Пороя де Ксенофонта» , Droz, 1976, стр. 120–131.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Франсин Блонде, Артур Мюллер, «Ремесла, мастера, мастерские в древней Греции: определения, краткое содержание», в книге Франсин Блонде и Артур Мюллер (реж), Ремесла в древней Греции: мастера, мастерские. Материалы конференции в Лилле (11-12 декабря 1997 г.) , опубликованные в Topoi 8/2, 1998 г., с. 832-834
- ^ Кристоф Фейель, Ремесленники в греческих святилищах в классический и эллинистический периоды , Французская школа в Афинах, 2006, с. 9
- ^ Кристоф Фейель и Филипп Казье прежде всего
- ^ Франсин Блонде и Артур Мюллер (реж.), op.cit. , с. 835
- ^ Раймон Дескат, Греческий мир в классические времена, том I: с. В , ППУ, 1995, с. 32.
- ^ Франсин Блонде и Артур Мюллер (реж.), op.cit. , с. 832
- ^ Ксенофонт, Экономика iv.2. Та же идея встречается у Платона , в «Государстве» vi.495d-e.
- ^ Ксенофонт, Экономика iv.3
- ^ Оливье Пикард, Экономика и общества в древней Греции (478-88 до н.э.) , Седес, 2008, стр. 58
- ^ Аристотель, Риторика i.9
- ^ Диодор Сицилийский, Историческая библиотека i.74.7
- ^ Ксенофонт, соч. цит. iv.2-3
- ^ Эдуард Уилл, Греческий мир и Восток, том I: V век , PUF, 1994, с. 633
- ^ Леопольд Мижотт, Экономика греческих городов , Эллипсы, 2007, с. 80
- ^ Воспоминания Ксенофонта о Сократе iii.7.6
- ^ Кристоф Фейель, соч. цитируется , с. 320
- ^ Лисий, XXXIV, «Против предложения уничтожить в Афинах правительство, переданное предками» 4
- ^ Филипп Казье, op.cit. , с. 15-16
- ^ Эдвард Уилл, соч. цитируется , с. 651
- ^ Лисий, Против Эратосфена 19
- ^ Ален Брессон, Экономика городов Греции, том I: структуры и производство , Арман Колен, 2007, с. 193
- ^ Франсин Блонде и Артур Мюллер, op.cit. , с. 836
- ^ Мари-Франсуаза Базлез (реж.), соч. цитируется , с. 253
- ^ Леопольд Мижотт, указ. , с. 82
- ^ Мари-Клер Амуретти, «От этнологии к экономике: стоимость сельскохозяйственных инструментов», в книге Пьера Брюле, Жака Ульена, Фрэнсиса Проста, Экономика и общество в древней Греции (478–88 гг. До н.э.) , Presses universitaire de Rennes. , 2007, с. 146
- ^ Мари-Клер Амуретти, Мастерство, необходимое для функционирования сельского хозяйства, в книге «Мастерство в древней Греции: производство, распространение», Presses de l'Université Lille 3, 2000, стр. 152
- ^ Кристоф Шандезон, «Пейзаж и экономика в Малой Азии (2-1 века до н. э.)», История и сельские общества № 9, 1998, стр. 52
- ^ Мари-Клер Амуретти, «От этнологии к экономике: стоимость сельскохозяйственных инструментов», в книге Пьера Брюле, Жака Ульена, Фрэнсиса Проста, Экономика и общество в древней Греции (478–88 гг. До н.э.) , Presses universitaire de Rennes. , 2007, с. 147
- ^ Мари-Франсуаза Базлез, соч. , с. 255
- ^ Ксенофонт, Киропедия viii.2.5
- ^ Платон, Республика 370 сп.
- ^ Леопольд Мижотт, соч. идти. , с. 82
- ^ Мари-Франсуаза Базлез (реж.), op.cit. , с. 256
- ^ Раймон Дескат, цит. , например 324
- ^ Перейти обратно: а б с Раймон Дескат, Там же
- ^ Ален Брессон, op.cit. , с. 52
- ^ Раймон Дескат, цит. , например 325.
- ^ Лисий против Эратосфена 19
- ^ Демосфен против Афоба i.9
- ^ Ален Брессон, op.cit. , с. 193
- ^ Эдвард Уилл, соч. цитируется , с. 652
- ^ Раймон Дескат, цит. , например 329
- ^ Мари-Франсуаза Базлез (реж.), соч. цитируется , с. 433
- ^ Раймон Дескат, цит. , например 326
Библиография
[ редактировать ]- Франсин Блонде, Артур Мюллер, Ремесла в древней Греции: производство, распространение: материалы Лионской конференции, 10–11 декабря 1998 г. , Ceges-Université Lille 3, 2000, ISBN 978-2-84467-020-5
- Филипп Казье, «Социальный статус ремесленников на Балканском полуострове и Эгейских островах с 478 по 88 гг. до н. э.». «, в Мишеле Дебильдуре, Экономика и общества в Эгейской Греции, 478-88 до н.э. AD , Éditions du temps, 2007, ISBN 978-2-84274-416-8
- Кристоф Фейель, Ремесленники в греческих святилищах в классический и эллинистический периоды через финансовую документацию в Греции , Французская школа в Афинах , 2006 г.