Элизабет Гессен-Марбургская
Элизабет Гессен-Марбургская | |
---|---|
Графиня-консорт Нассау-Зиген | |
Герб | ![]() |
Полное имя | Элизабет Ландгравин Гессен-Марбургская |
Родное имя | Элизабет Ландгравин Гессен-Марбургская |
Рожденный | Май 1466 г. Марбург |
Умер | 17 января 1523 г. Кёльн |
Похороненный | Церковь Св. Иоанна, францисканский монастырь, Зиген Перезахоронено: Церковь Святой Марии , Зиген , 1836 г. |
Дворянская семья | Дом Гессен-Марбург |
Супруг (а) | Джон V, граф Нассау-Зиген |
Проблема Деталь |
|
Отец | Генрих III Богатый Гессен-Марбургский |
Мать | Анна Каценельнбогенская |
Ландграфина Элизабет Гессен-Марбург (май 1466 - 17 января 1523), немецкое имя : Элизабет Ландгрефин фон Гессен-Марбург , была ландграфиной из Дома Гессен-Марбург и по браку графиней Нассау -Зиген . Она была наследницей графства Каценельнбоген , на которое после смерти ее брата претендовали как она, так и ландграфство Гессен . Юридический спор о графстве Каценельнбоген между Домом Нассау и Домом Гессена длился еще долго после ее смерти и известен как Katzenelnbogische Erbfolgestreit .
Биография
[ редактировать ]Элизабет родилась в Марбурге в мае 1466 года. [ 1 ] [ 2 ] как старшая дочь ландграфа Генриха III Богатого Гессен-Марбургского и графини Анны Каценельнбогенской . [ 2 ] [ 3 ]
У графа Филиппа Старшего из Каценельнбогена , деда Елизаветы по материнской линии, было два сына. Старший сын, граф Филипп Младший , был женат на графине Оттилии Нассау-Зигенской , но умер уже в 1453 году. Второй сын, граф Эберхард, умер через три года. Став вдовцом в 1471 году, Филипп Старший женился повторно в 1474 году, в возрасте 72 лет, на 32-летней графине Анне Нассау-Зигенской , двоюродной сестре своей невестки. [ 4 ] Брак Филиппа Старшего и Анны Нассау-Зигенской остался бездетным, так что после его смерти в 1479 году графство Каценельнбоген унаследовали его дочь Анна и ее муж Генрих III Богатый Гессен-Марбургский, родители Елизаветы. [ 5 ]
Элизабет вышла замуж в Марбурге 11 февраля 1482 года. [ 1 ] [ 2 ] графу Иоанну V Нассау-Зигену ( Бреда , 9 ноября 1455 г.) [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] – Дилленбург или Зиген , [ примечание 1 ] 30 июля 1516 г. [ 1 ] [ 2 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] ), младший брат ее сводной бабушки. [ 1 ] [ 2 ] [ 7 ]

Отец Элизабет умер в 1483 году; ему наследовал его сын Вильгельм III Младший . [ 5 ] Последний оговорил, что его сестрам Элизабет и Матильде должна быть выплачена компенсация в размере 50 000 флоринов . Иоанн протестовал против этого от имени своей жены в 1488 году. На момент свадьбы Иоанн отказался от всех притязаний на наследство Елизаветы, за исключением наследства ее матери. [ 3 ] Вильгельм III Младший умер в 1500 году, не оставив законных детей. [ 3 ] [ 5 ] [ 10 ] [ 11 ] Его ландграфство Гессен-Марбург унаследовал ландграф Вильгельм II Средний Гессен-Кассельский . Матильда отказалась от наследства, так что ее старшая сестра Элизабет осталась единственной наследницей Каценельнбогена. [ 5 ] Действительно, Элизабет предъявила права на все имущество своего брата, и Джон немедленно принял титул графа Каценельнбогена. [ 3 ] [ 10 ] Но когда начались переговоры с Вильгельмом II Ближним Гессен-Кассельским, он отказался от этого титула. [ 3 ] И для Гессена, и для Нассау графство Каценельнбоген было желанным наследством не только из-за его богатства, но и из-за его географического положения. [ 5 ] Графство располагалось между Таунусом и Ланом и было очень богатым из-за наличия большого количества платных дорог по Рейну между Майнцем и границей Нидерландов . [ 4 ] Графство состояло из Райнфельса , Санкт-Гоара , Браубаха , Хоэнштайна , Дармштадта , Цвингенберга , Рюссельсхайма и Умштадта , а также Эппштайна , округа Дридорф и частей Дица , Хадамара , Эмса , Лёнберга , Камберга , Альтвейльнау и Верхайма . [ 11 ] Последние семь владений находились в совместной собственности графов Нассау. [ 3 ]
Поскольку у зятя Елизаветы Энгельберта II Нассау не было законных детей, он привел старшего сына Елизаветы Генриха к своему двору в Бреде и Брюсселе в 1499 году, обеспечил его дальнейшее образование и назначил своим наследником. После смерти дяди в 1504 году Генрих унаследовал от него все его владения. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]
24 мая 1501 г. [ примечание 2 ] Император Максимилиан I запретил Вильгельму II Среднему вторгаться в графство Каценельнбоген или предпринимать насильственные действия против дома Нассау. [ 10 ] Иоанн также получил некоторые феодальные владения Каценельнбогена от герцога Юлиха и аббатства Прюм . [ 9 ] Напряженность между Гессеном и Нассау усилилась, когда Вильгельм II Средний завладел Каценельнбогеном, игнорируя права Елизаветы. [ 18 ] Все попытки Джона добиться прав жены оказались тщетными, несмотря на несколько дружеских переговоров. решить дело силой против могущественного дома Гессен . Ему не пришло в голову [ 9 ] Поэтому Джон подал жалобу в Reichskammergericht . В 1507 году суд постановил, что половина графства должна быть передана Елизавете. Но Вильгельм II Средний отказался принять это решение . [ 10 ] [ 18 ]
После смерти мужа Элизабет Джона в 1516 году их сыновья Генри и Уильям продолжили дело Элизабет с возрастающей энергией. Высокое положение Генриха и тесные личные отношения с римским королем Карлом V как педагогом, генералом и советником оказали Нассау мощную поддержку в этой затяжной судебной тяжбе. На другой стороне стоял их энергичный противник, молодой ландграф Филипп I Великодушный Гессенский . У него было преимущество, поскольку Гессен получил контроль над всей спорной территорией, что давало ему сильную позицию над небольшим графством Нассау-Зиген; кроме того, на его стороне в качестве союзников были могущественные имперские князья, такие как курфюрст Фридрих III Мудрый Саксонский . [ 11 ]
В 1520 году Карл V передал спор из Reichskammergericht в Reichshofrat . Это казалось очень благоприятным для Элизабет, потому что судьей в последнем суде был Александр Швейс из Херборна, который был секретарем Генриха. [ 19 ] Вероятно, именно из-за большого влияния Генриха на Карла V этот случай также обсуждался на императорском сейме в Вормсе в 1521 году. Но и там не было принято окончательного решения. Комиссии, состоящей из -епископов Кристофа Аугсбургского князей , Георгия Бамбергского было и Вильгельма III Страсбургского , поручено пересмотреть дело, которым занимались самые важные ученые-правоведы того времени. Приговор, которому заранее безоговорочно подчинились обе стороны, был вынесен в Тюбингене 9 мая 1523 года. Он был благоприятен для Елизаветы и предоставил ей почти все наследство. [ 11 ]
Незадолго до вынесения Тюбингенского приговора Елизавета умерла в Кельне 17 января 1523 года. [ 2 ] [ 7 ] [ примечание 3 ] В Кёльне графы Нассау владели домом (« das achte Haus von der Goltgassenecken nach St. Cunibert hin »), что облегчало для них связь между их владениями в Нидерландах и графствами в Германии . [ 20 ] Элизабет была похоронена рядом с мужем в склепе церкви Св. Иоанна во францисканском монастыре в Зигене, который основал ее муж. [ 21 ] В 1836 году оба были перезахоронены в церкви Святой Марии в Зигене. [ 22 ]
Поскольку Филипп Гессенский отказался передать Каценельнбоген сыну и наследнику Елизаветы Вильгельму, спор не был урегулирован до 1557 года. [ 15 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Елизавета и Иоанн V изображены на одном из гобеленов в Нассау?
[ редактировать ]
Около 1531 года у сына Елизаветы и Иоанна V, Генриха III, была выткана серия из восьми гобеленов с генеалогией Дома Нассау. [ 27 ] [ 28 ] Эти гобелены были утеряны в 18 веке. [ 27 ] [ 29 ] Эскизные рисунки гобеленов выполнил Бернар ван Орлей . Семь из этих рисунков сохранились. [ 29 ] [ 30 ] только рисунок пятого гобелена, изображающий графа Иоанна I Нассау-Зигена и графиню Маргариту Марку отсутствует [ 30 ] Темой сериала было падение Дома Нассау, при этом династическое значение имело первостепенное значение. Этой генеалогии придавало дополнительное великолепие то, что, помимо прямого происхождения от графа Оттона I Нассауского римский король Адольф . , в ряд был также включен [ 27 ] [ 28 ] мужчина и женщина, сидящие верхом на коне, На каждом гобелене изображены лицом друг к другу. Довольно необычная композиция остается живой благодаря чередованию одежд , поз и положения лошадей . В основном холмистый пейзаж на заднем плане иногда прерывается деревьями на переднем плане. Гербы , в верхних углах и картуш с надписью между ними соединены гирляндами резко выделяющимися на фоне неба. Из рисунков первого и последнего гобелена также видно, что основные сцены были окружены широкими ковровыми бордюрами. [ 30 ] В рисунках также видно большое внимание к надписям в картушах, написанных одной рукой на всех семи сохранившихся рисунках, и к геральдическим деталям гербов. [ 31 ] При гербах на французском языке написаны указания на неточности, особенно по поводу зеркального изображения мужского герба. Известно, что Генрих III уделял этому аспекту особое внимание и переписывался по этому поводу со своим братом Вильгельмом I. Дизайн последнего гобелена серии отличается от других тем, что на нем изображены три женщины вместо одной. Поскольку в надписи не упоминаются личности двух женщин на заднем плане, это породило множество спекуляций. [ 32 ]
Л. Дж. ван дер Клоостер, куратор отдела топографии Нидерландского института истории искусств , утверждал, что эскизный рисунок последнего гобелена содержит явную ошибку. Текст в картуше указывает на то, что изображены Иоанн V и Елизавета Гессен-Марбургские, родители комиссара по гобеленам Генриха III. Однако изображенный на рисунке всадник носит воротник ордена Золотого руна . на шее [ 29 ] Этим воротником украшен и герб в углу рисунка. Примечательно, что Иоанн V никогда не был членом Ордена Золотого Руна. Таким образом, возникает противоречие между текстом и изображением. С момента обнаружения рисунка в Старой пинакотеке в Мюнхене в 1904 году утверждалось, что текст надписи неверен и что на этом рисунке изображен сам комиссар Генрих III Нассау и три его жены. На это указывает очевидный воротник Золотого руна, три женские фигуры: его жена Менсия де Мендоса и две его умершие жены, а также сильное сходство самого Генриха и Менсии с другими портретами этой пары. [ 33 ]


Ван дер Клоостер утверждал, что в произведении искусства всегда следует начинать с наиболее оригинальной формы предмета. На этом рисунке он заявил, что видно, что надпись в картуше, как и заполнение щитов, были добавлены рано, но несколько позже, в XVI веке, потому что на это указывает цвет краски. Таким образом, изначально на рисунке были пустой картуш и пустые щиты. Однако воротник Ордена Золотого Руна вокруг щита относится к первому экземпляру рисунка. Ван дер Клоостер также утверждал, что существует безошибочное портретное сходство между всадником и его женой и некоторыми портретами Генриха III и Менсиа де Мендоса, а именно портретами Яна Госсарта . Далее Ван дер Клоостер заявил, что воротник Ордена Золотого Руна, который носит всадник и который также висит вокруг его герба, отмечает его как члена ордена. По уставу кавалер Золотого руна обязан был носить этот знак отличия. Злоупотребления строго наказывались. Иоанн V никогда не был рыцарем Золотого руна, а Генрих III им был с 1505 года. Ван Орлей, работавший при дворе, должно быть, хорошо знал об этом правиле. Он не мог позволить себе совершить ошибку. Ван дер Клостер заявил, что это самый важный момент в его анализе. [ 34 ]
Ван дер Клоостер далее заявил, что портрет Менсии на рисунке занял постоянное место в истории испанского костюма. Можно сказать, что оно следовало моде международных придворных вокруг императора Карла V. Его сестра эрцгерцогиня Элеонора изображена в совершенно подобном наряде на портретах Йоса ван Клеве . Немецкая Елизавета Гессен-Марбургская, портреты которой неизвестны, должно быть, в свое время была одета совсем по другой моде. [ 34 ] Так называемая немецкая шляпа и широкий плащ , часто с широким воротником, определяли модный образ в странах Северной Европы. [ 35 ]
Из девяти женщин на гобеленах восемь сидят верхом на лошадях. Только женщина, которую Ван дер Клоостер считает Менсией де Мендоса, ездит на муле . По словам Ван дер Клостера, в те времена, особенно в Испании, мул считался самым подходящим ездовым животным для женщин. Когда в сентябре 1517 года император Карл V совершил свое первое путешествие в Испанию в сопровождении большой свиты, среди которой были голландские летописцы и художники, группа столкнулась с мулом для перевозки дам. Насколько удалось выяснить Ван дер Клостеру, женщина верхом на муле впервые появилась в голландском искусстве на гравюре Якоба Корнелиса ван Оостсанена в серии «Графы Голландии» . Однако эта гравюра явно датирована 1 апреля 1518 года. Художники, сопровождавшие императора в Испанию, могли уже вернуться. Тот факт, что, в отличие от других графинь, испанская Менсия де Мендоса - единственная, кто ездит на муле, является, таким образом, фактором идентификации, по мнению Ван дер Клоостера. [ 36 ]
По мнению Ван дер Клостера, серия гобеленов относится к генеалогии Дома Нассау, а не к его владениям. Гобелены Энгельберта I и Иоанны Поланенской не намекают на ее богатое наследие, включая Бреду, которая была так важна для Генриха III. Ван дер Клоостер признал, что вопреки его мнению говорит тот факт, что надпись в картуше прямо гласит только так, как изображено: Иоанн V и его жена Элизабет. Кроме того, в исходную серию из восьми гобеленов никогда не входил ни один с изображением Генриха III и его жен. По мнению Ван дер Клоостера, ошибка заключается в применении надписи, объяснение которой он дать не смог. Поэтому, по мнению Ван дер Клостера, судьба этого дизайнерского рисунка такова, что он и дальше будет нести в себе внутреннее противоречие. [ 36 ] Его взгляд на предложенных изображенных лиц привел Ван дер Клоостера к гипотезе, что около 1530 года рассматривалась идея изготовления гобелена комиссара. Серия тогда закончилась бы не его родителями, а Генрихом III. Это само по себе Ван дер Клоостер считал вполне возможным. Тогда серия состояла бы из девяти, а не из восьми гобеленов. из восьми гобеленов, о чем уже упоминает опись от 19 июля 1539 г. Но Ван дер Клоостер признал , что настоящая серия, однако, всегда состояла гобелен генеалогии покойного лорда рода Нассау»). По мнению Ван дер Клоостера, чертеж остается единственным напоминанием о, возможно, невыполненном плане. Существование или отсутствие девятого гобелена, по мнению Ван дер Клоостера, не имеет значения для идентификации людей, поскольку это всего лишь эскизный рисунок. [ 37 ]
К. В. Фок , профессор истории прикладного искусства в Институте истории искусств Лейденского университета , утверждал, что должны быть весьма убедительные причины для возражения против надписи и герба, изображенных на рисунке, именно потому, что это настолько ясно, что многое этому аспекту было уделено внимание. Надпись написана тем же почерком XVI века, что и другие рисунки, вероятно, современниками рисунков всей серии. Более того, все исторические источники указывают, что на последнем, восьмом гобелене были изображены Иоанн V и его жена Елизавета, а не комиссар Генрих III. Фок далее утверждал, что лицо мужчины действительно напоминает портреты Генриха III. Однако портреты Иоанна V неизвестны, и вполне возможно, что Генрих унаследовал черты своего отца. [ 32 ] Сходство передней женщины с портретом Менсиа де Мендоса очевидно, особенно в прическе ; сами черты лица на самом деле не очень индивидуальны. [ 38 ] Если не считать прически, лицо второй женщины на рисунке почти не отличается от лица женщины на переднем плане. [ 39 ]
Фок также отметил, что мнение о том, что мула следует интерпретировать как ссылку на испанское происхождение Менсиа, не может быть подтверждено. Уже на гравюре 1518 года Якоба Корнелиса ван Оостсанена с графами и графинями Голландии несколько женщин едут на мулах вместо лошадей. Узор плетеных полос на ткани также не может быть истолкован как явная отсылка к Испании. Этот мотив , первоначально арабский и мавританский , появился почти одновременно в начале 16 века в Италии , при французском дворе и в Германии такие художники, как Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн , где его часто использовали . Ван Орлей, на которого большое впечатление произвел Дюрер, с которым он также познакомился во время своего путешествия по Нидерландам в 1521 году, возможно, использовал этот очень модный тогда мотив как прогрессивный художник по совершенно другим причинам. [ 40 ] Фок действительно указывал, что тот факт, что Иоанн V, в отличие от своего сына, не имел права носить воротник Золотого руна и носить его со своим гербом, является веским аргументом. [ 41 ]
Фок продолжал выступать за идентификацию пары по надписи и гербам как Иоанна V и Елизавету, поскольку известно, что в серии из восьми гобеленов не было гобелена с изображением Генриха III в сопровождении одного или всех троих. из его жен. На восьмом гобелене, должно быть, были изображены Иоанн V и Елизавета. Надписи на гобеленах, известные не только по рисункам, но и из различных письменных источников, свидетельствуют главным образом о намерении прославить умерших предков. Помимо подчеркивания их добрых и героических поступков, несколько раз объясняется и преемственность внутри семьи, которая неоднократно не шла через старшего сына. В этом контексте в текстах упоминаются и другие члены семьи, которые не изображены, например, старший сын Адольф I на пятом гобелене, второй сын Генрих II на шестом гобелене и старший сын Энгельберт II на седьмом гобелене. На последнем гобелене два сына Иоанна V – Генрих III и Вильгельм I – упоминаются одинаково, что является достаточным основанием предположить, что не было намерения изобразить их на гобелене, а тем более прославить. Кроме того, в надписях сделан сильный акцент на вещах, принесенных женщиной. По мнению Фока, это также является ключом к идентификации двух неизвестных женщин, что связано с наследством графства Каценельнбоген, которое было так важно для Нассау в то время. В надписи на рисунке жена Иоанна указана как Элизабет, дочь ландграфа Гессенского. Поразительно и показательно о важности ее притязаний на графство Каценельнбоген то, что именно эта формулировка была изменена во время казни на восьмом гобелене и она упоминалась как дочь графини Каценельнбоген. [ 41 ]
Во время создания гобеленов Katzenelnbogische Erbfolgestreit был очень важным вопросом для Нассау. По мнению Фока, гобелен, кажется, намекает на это, изображая сестру Элизабет Матильду на заднем плане слева от Элизабет, которая оставила наследство Элизабет. Старшая женщина слева, должно быть, является старшей сестрой Иоанна V, Анной , которая была замужем за последним графом Каценельнбогеном и, хотя у нее не было юридического статуса в этом вопросе, своим браком оказывала моральную поддержку притязаниям Нассау. династия. Это решение, утверждал Фок, лучше всего соответствует намерению гобеленов подчеркнуть династическую важность и территориальные притязания семьи. [ 42 ]
Что еще более важно, по мнению Фока, возраст двух женщин на заднем плане, где между женщиной слева и двумя другими явно существует разрыв между поколениями, также верен; это контрастирует с возрастом трех жен Генриха III. Его первая жена, Франсуаза Луиза Савойская-Во , родилась до 1486 года, вторая жена, Клаудия Шалонская , в 1498 году, а третья жена, Менсия де Мендоса, в 1508 году, что, по мнению Фока, никоим образом не является соответствует возрасту трех женщин на чертеже; обе первые две женщины умерли в молодом возрасте. Более того, утверждал Фок, можно серьезно усомниться в том, что, если бы это были три жены Генриха III, к двум первым женам не относились бы более равноправно, а не второстепенным образом. Через Клавдию Шалонскую княжество Оранское только что перешло к сыну Генриха в 1530 году, и это была такая честь для семьи, что, с точки зрения Фока, почти немыслимо, чтобы она не выразилась в той или иной форме на гобелене, хотя бы в видное положение также для Клаудии Шалонской. Эта идентификация также объясняет (что, по мнению Фока, иначе было бы необъяснимо, учитывая все внимание, уделяемое гербам), что два щита женщин на заднем плане остались пустыми. У Анны Нассауской был тот же герб, что и у ее брата Иоанна V, а у Матильды Гессенской — такой же, как у ее сестры Елизаветы. Таким образом, указанные гербы Иоанна и Елизаветы были достаточным подсказкой. Более того, два пустых щита частично закрашены белым цветом (теперь он немного проступает), что может даже указывать на то, что во втором случае гербы будут опущены. [ 42 ]
На сайте Нидерландского института истории искусств (бывшего работодателя Ван дер Клоостера) указано, что на картине изображен Генрих III с женой Менсией де Мендоса и двумя умершими женами. Там также говорится, что ранее он был идентифицирован как его отец Иоанн V на основании добавленной позже ошибочной надписи и герба. Наконец, в нем говорится, что идентификация Генриха III основана на портрете Менсии де Мендоса, ее испанском муле, ордене Золотого руна и «трех женах». [ 43 ]
Проблема
[ редактировать ]От брака Элизабет и Иоанна родились следующие дети: [ 1 ] [ 44 ] [ 45 ]
- Граф Генрих III (Зиген, 12 января 1483 г. - Замок Бреда , 14 сентября 1538 г.) сменил своего дядю Энгельберта II в 1504 г. Женат:
- 3 августа 1503 г. графине Франсуазе Луизе Савойской-Во (1485 - 17 сентября 1511 г.);
- в Ла-Фер-сюр-Уаз 24 апреля 1515 г. Клаудии Шалонской (1498 г. - Дьест , 31 мая 1521 г.);
- в Бургосе 30 июня 1524 г. Менсиа де Мендоса-и-Фонсека ( Хадраке (?), 1 декабря 1508 г. - 4 января 1554 г.), 2-й маркизе Сенете с 3 июня 1523 г.
- Иоанна ( Замок Тригенштайн , 3 ноября 1484 г. - 15 августа 1504 г.?).
- Эрнест (Дилленбург, 9 апреля 1486 г. - 12 октября 1486 г.).
- Граф Вильгельм I Богатый (Дилленбург, 10 апреля 1487 г. - Замок Дилленбург , 6 октября 1559 г.), сменил своего отца в 1516 году. Женат:
- в Кобленце 29 мая 1506 г. [ примечание 4 ] графине Вальбурге Эгмонтской [ примечание 5 ] ( ок. 1489 – 7 марта 1529);
- в замке Зиген [ примечание 6 ] 20 сентября 1531 г. графине Юлиане Штольберг-Вернигероде ( Штольберг , 15 февраля 1506 г. - Дилленбург, 18 июня 1580 г.).
- Элизабет (1488 - Дилленбург, 3 июня 1559 г.) вышла замуж в Зигене в феврале 1506 г. за графа Иоанна III Вида (1485 г.). [ примечание 7 ] – 18 мая 1533).
- Мария ( Вианден , февраль 1491 г. – Зиген, 1547 г.) [ примечание 8 ] ), вышла замуж в Зигене в феврале 1506 года за графа Йобста I Гольштейн-Шауэнбург-Пиннеберга (1483 - 5 июня 1531 г.). [ примечание 9 ] ).
Двойная свадьба Елизаветы и Марии состоялась в замке Зиген . банкет , также состоялся В мэрии Зигена жених и невеста на котором присутствовали . Праздник с участием городских магистратов оплатил отец невесты, а городской совет подарил 16 волов и 19 свиней . для праздника [ 21 ] 16 февраля 1506 года в Дилленбурге праздновался величайший праздник « Бейлагер » двух сестер. Покупка золотой ткани за 747 гульденов и шелковой ткани за 396 гульденов на торговой ярмарке в Майнце для этих торжеств и свадьбы их брата Вильгельма в Кобленце в мае 1506 года, а также необычно высокие общие расходы в 13 505 гульденов на счетах. 1505/1506 годов показывают, что эти свадьбы, должно быть, были великолепными событиями. [ 46 ]
Предки
[ редактировать ]Предки Елизаветы Гессен-Марбургской [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Прапрадедушки | Людовик II Гессенский ( ум. 1345 ) ⚭ 1340 Элизабет Спонхейм (?–?) |
Фридрих V Нюрнбергский (1333–1398) ⚭ 1350 Элизабет Мейсенская (1329–1375) |
Фридрих III Строгий из Мейсена (1332–1381) ⚭ 1344 Екатерина Хеннебергская ( ум. 1397 ) |
Генрих II Мягкий Брауншвейг-Люнебургский ( ум. 1416 ) ⚭ 1388 Софи Померанской ( ум. 1406 ) |
Тьерри VIII из Каценельнбогена ( ум. 1402 ) ⚭ 1361 Элизабет Нассау-Висбаден-Идштайн ( ум. 1389 ) |
Эберхард из Каценельнбогена ( ум. 1403 ) ⚭ 1367 Агнес Диц ( ум. 1399 ) |
Эберхард III Климент Вюртембергский ( ок. 1364 –1417) ⚭ 1380 Антония Висконти ( ок. 1360 –1405) |
Генрих II ( ок. 1366 –1396) ⚭ 1383 Мария Шатильонская ( ум. 1394 ) |
Прабабушка и дедушка | Герман II Гессенский учёный ( ок. 1342–1413 ) ⚭ 1383 Маргарита Нюрнбергская ( ок. 1363 –1406) |
Фридрих I Воинственный Саксонский (1370–1428) ⚭ 1402 Екатерина Брауншвейг-Люнебургская ( ум. 1442 ) |
Иоанн III из Каценельнбогена ( ум. 1444 ) ⚭ 1383 Анна Каценельнбогенская ( ум. 1439 ) |
Эберхард IV Младший из Вюртемберга (1388–1419) ⚭ 1397/98 Генриетта Монбельярская (1387–1444) | ||||
Бабушка и дедушка | Людовик III Мирный Гессенский (1402–1458) ⚭ 1433 Анна Саксонская (1420–1462) |
Филипп Старший из Каценельнбогена ( ок. 1402 –1479) ⚭ 1422 Анна Вюртембергская (1408–1471) | ||||||
Родители | Генрих III Богатый Гессен-Марбургский (1440–1483) ⚭ 1458 Анна Каценельнбогенская (1443–1494) |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шютте (1979), с. 42 и Дек (1970), с. 70 местом смерти назван Дилленбург, а Ворстерман ван Ойен (1882), с. 95 штатов Замок Дилленбург. Однако Ассман и Менк (1996) называют замок Зиген местом смерти, а Иоахим (1881), с. 253 утверждает Зиген. Брахтойзер (2016), с. 8 вообще не упоминает место смерти.
- ^ Иоахим (1881), стр. 252–253, указывает дату 24 мая 1500 года.
- ^ Шютте (1979), с. 42 указывает дату 7 или 17 января 1523 года.
- ^ Беккер (1983), с. 55 указана дата свадьбы Sonntag Cantate (10.5.) 1506. Sonntag Cantate — четвертое воскресенье после Пасхи. В 1506 году Пасха выпала на 19 апреля, а 10 мая было лишь третьим воскресеньем после Пасхи. Дек (1968), с. 228 и Ворстерман ван Ойен (1882), с. 98 называют дату свадьбы 29 октября 1506 года.
- ^ Имя согласно Люку (1981), с. 41 и Дек (1970), с. 72. Имя Вальбургис у Ван Дитцхейзена (2004), с. 249 и Шютте (1979), с. 43, Вальпургиева у Беккера (1983), с. 55, Вальбургия в Деке (1968), с. 228, и Вальбург в Vorsterman van Oyen (1882), с. 98.
- ^ Ван Дитцхейзен (2004), с. 249, напротив, сообщает, что свадьба состоялась в Кенигштайне (Таунус).
- ↑ Год рождения 1485 указан Шютте (1979), с. 42 и Дек (1970), с. 71. Однако дата смерти его матери указана в Stammtafel des mediatisierten Hauses Wied как 12 марта 1478 года . Какая из этих двух дат неверна, неясно.
- ^ Год смерти 1543 в Ворстермане ван Ойене (1882), с. 97.
- ↑ Дата смерти 5 июня 1532 г. в Ворстермане ван Ойене (1882), с. 97.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Шютте (1979), с. 42.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Дек (1970), с. 70.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Иоахим (1881), с. 252.
- ^ Jump up to: а б Люк (1981), с. 32.
- ^ Jump up to: а б с д и Люк (1981), с. 33.
- ^ Брахтойзер (2016), с. 1.
- ^ Jump up to: а б с д Ворстерман ван Ойен (1882), с. 95.
- ^ Брахтойзер (2016), с. 8.
- ^ Jump up to: а б с Иоахим (1881), с. 253.
- ^ Jump up to: а б с д Брахтойзер (2016), с. 4.
- ^ Jump up to: а б с д Беккер (1983), с. 57
- ^ Ван Дитцхейзен (2004), стр. 95, 120.
- ^ Беккер (1983), с. 13.
- ^ Беккер (1983), с. 54.
- ^ Jump up to: а б Хьюберти и др. (1981), с. 219.
- ^ Люк (1981), с. 27.
- ^ Янсен (1979), стр. 37.
- ^ Jump up to: а б Люк (1981), с. 34.
- ^ Люк (1981), с. 41.
- ^ Люк (1981), с. 24.
- ^ Jump up to: а б Ассман и Менк (1996).
- ^ Люк (1981), с. 35.
- ^ Ван Дитцхейзен (2004), с. 250.
- ^ Люк (1981), с. 48.
- ^ Декабрь (1970), с. 72.
- ^ Ворстерман ван Ойен (1882), с. 98.
- ^ Jump up to: а б с Фок (1996), с. 39.
- ^ Jump up to: а б Ван дер Клоостер (1996), с. 57.
- ^ Jump up to: а б с Ван дер Клоостер (1996), с. 59.
- ^ Jump up to: а б с Фок (1996), с. 41.
- ^ Фок (1996), стр. 41–42.
- ^ Jump up to: а б Фок (1996), с. 42.
- ^ Ван дер Клоостер (1996), с. 60.
- ^ Jump up to: а б Ван дер Клоостер (1996), с. 63.
- ^ Ван дер Клоостер (1996), стр. 63–64.
- ^ Jump up to: а б Ван дер Клоостер (1996), с. 64.
- ^ Ван дер Клоостер (1996), с. 65.
- ^ Фок (1996), стр. 42–44.
- ^ Фок (1996), с. 55.
- ^ Фок (1996), с. 44.
- ^ Jump up to: а б Фок (1996), с. 45.
- ^ Jump up to: а б Фок (1996), с. 47.
- ^ "Бернар ван Орлей. Хендрик III ван Нассау (1483-1538) с женой Менсией де Мендоса (1508-1554) и двумя умершими женами, ок. 1528-1530" . РКД – Нидерландский институт истории искусств . Проверено 29 августа 2022 г.
- ^ Дек (1970), стр. 70–71.
- ^ Ворстерман ван Ойен (1882), стр. 95–97.
- ^ Беккер (1983), с. 55.
- ^ Швеннике, Детлев (1978–1995). Европейские семейные столы . Семейные таблицы по истории европейских государств. Новый эпизод (на немецком языке). Марбург : ДА, Штаргардт.
- ^ Юберти, Мишель; Жиро, Ален и Магделан, Ф. и Б. (1976). Династическая Германия (на французском языке). Полет. Том I: Гессен-Ройсс-Саксония. Ле Перре : Ален Жиро. ISBN 2-901138-01-2 .
- ^ Эренкрук, Ганс Фридрих; Фёрстер, Карл и Мархталер, Курт Эрхард (1928). Линии предков из всех немецких округов. Дополнение к архиву по клановым исследованиям и всем сопутствующим направлениям (на немецком языке). Гёрлиц : Издательство клановых исследований и геральдики CA Starke.
- ^ Кнеч, Карл (1917). Дом Брабанта. Генеалогия герцогов Брабантских и ландграфов Гессенских (на немецком языке). Том I. Часть: От IX века до Филиппа Великодушного. Дармштадт : Историческая ассоциация Великого герцогства Гессен.
- ^ Бер, Камилл (1870) [1854]. Генеалогия правящих в Европе королевских домов (на немецком языке) (Второе улучшенное и дополненное издание). Лейпциг : Издательство Бернхарда Таухница.
Источники
[ редактировать ]- Асманн, Хельмут и Менк, Фридхельм (1996). По следам Нассау и Оранжа в Зигене (на немецком языке). Зиген : Общество городского маркетинга Siegen eV
- Беккер, Э. (1983) [1950]. Замок и город Дилленбург. Прогулка по их истории в средние века и современность. Издано в ознаменование дарования городских прав 20 сентября 1344 г. (на немецком языке) (новое издание). Дилленбург : магистрат города Дилленбург.
- Брахтойзер, Кристиан (1 октября 2016 г.). «Монастырь, склеп, споры. К 500-летию со дня смерти зигенского государя Иоганна V. Граф Нассау, Каценельнбоген, Вианден и Диец, господин Бреда, Гримберген и Дист (1455–1516)» (PDF) . Университетский город Зиген . Проверено 8 июля 2022 г.
- Дек, AWE (1970). Генеалогия Королевского дома Нассау (на голландском языке). Залтбоммель : Европейская библиотека.
- Ван Дитцхейзен, Рейнилдис (2004) [1992]. Оранж-Нассау. Биографический словарь (на голландском языке) (3-е изд.). Харлем : Бехт. ISBN 90-230-1124-4 .
- Фок, CW (1996). «Восстановленные рисунки ковров из серии De Nassause Genealogy». В Ван дер Клостере, ЖЖ; Титхофф-Сплитофф, Мэн и Тамсе, Калифорния (ред.). Ежегодник музея Оранже-Нассау, 1995 г. (на голландском языке). Роттердам : Историческое издательство Barjesteh, Meeuwes & Co. стр. 39–56. ISBN 90-73714-23-0 .
- Юберти, Мишель; Жиро, Ален и Магделан, Ф. и Б. (1981). Династическая Германия (на французском языке). Полет. Том III: Брауншвейг-Нассау-Шварцбург. Ле Перре : Ален Жиро. ISBN 2-901138-03-9 .
- Янсен, HPH (1979). «Бредасе Нассау». В Тамсе, Калифорния (ред.). Нассау и Оранж в истории Голландии (на голландском языке). Альпы на Рейне : А. В. Сийтхофф. стр. 11–40. ISBN 90-218-2447-7 .
- Иоахим, Эрнст (1881). «Иоанн V Нассау-Дилленбург» . Общая немецкая биография (на немецком языке). Том 14. Лейпциг : Данкер и Хамблот. стр. 252–254.
- Ван дер Клоостер, LJ (1996). «Иоанн V или Генрих III изображен на одном из рисунков ковров Нассау». В Ван дер Клостере, ЖЖ; Титхофф-Сплитофф, Мэн и Тамсе, Калифорния (ред.). Ежегодник музея Оранже-Нассау, 1995 г. (на голландском языке). Роттердам : Историческое издательство Barjesteh, Meeuwes & Co. стр. 57–66. ISBN 90-73714-23-0 .
- Люк, Альфред (1981) [1967]. Зигерланд и Нидерланды (на немецком языке) (2-е изд.). Зиген : Siegerländer Heimatverein eV
- Шютте, О. (1979). «Генеалогические данные». В Тамсе, Калифорния (ред.). Нассау и Оранж в истории Голландии (на голландском языке). Альфен ан ден Рейн : А. В. Сийтхофф. стр. 40–44. ISBN 90-218-2447-7 .
- Ворстерман ван Ойен, А.А. (1882 г.). Королевский дом Оранж-Нассау. С древнейших времен до наших дней (на голландском языке). Лейден и Утрехт : А. В. Сийтхофф и Дж. Л. Бейерс.
- "Бернар ван Орлей. Хендрик III ван Нассау (1483-1538) с женой Менсией де Мендоса (1508-1554) и двумя умершими женами, ок. 1528-1530" . РКД – Нидерландский институт истории искусств . Проверено 29 августа 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Нассау-Дилленбург, графиня Элизабет фон (на немецком языке). В: Государственная информационная система истории Гессена (LAGIS) (на немецком языке).
- Герб генеалогии Елизаветы Гессенской, 1490 г. (на голландском языке). В: Королевские голландские коллекции .