Арче (ораторское искусство)
АРХА | |
---|---|
Оратория Йорга Видмана | |
![]() Композитор в 2006 году | |
Английский | Ковчег |
Период | Современный |
По заказу | Государственный оркестр Гамбургской филармонии |
Текст | нескольких авторов из Библии и Мессы |
Язык |
|
Составленный | 2016 |
Опубликовано | 2016 Майнц : |
Издатель | Шотт Музыка |
Записано | 13 января 2017 г. |
Продолжительность | 100 : 00 [ 1 ] |
Подсчет очков |
|
Премьера | |
Дата | 13 января 2017 г. |
Расположение | Эльбская филармония , Гамбург |
Дирижер | Кент Нагано |
Исполнители | Государственный оркестр Гамбургской филармонии |
Арче ( Немецкий: [aʁçe] ; Ark , стилизованная под ARCHE ) — оратория для солистов, хора, органа и оркестра Йорга Видмана . Он был заказан Кентом Нагано и Государственным оркестром Гамбургской филармонии для открытия Эльбской филармонии в Гамбурге. В премьере 13 января 2017 года он дирижировал 300 артистам.
Фон
[ редактировать ]
Йорг Видманн написал ораторию АРХЕ в 2016 году. [ 1 ] Кент Нагано заказал полноформатное произведение для хора и оркестра и не сделал никаких ограничений по содержанию. [ 2 ] В комиссию Гамбургской филармонии по открытию Эльбской филармонии входят 300 исполнителей, в том числе два солиста, два взрослых хора и детский хор. [ 3 ] [ 4 ] Два ребенка-рассказчика ведут хронику сотворения мира и потопа. [ 1 ] Работа Видмана была вдохновлена строящейся Эльбской филармонией; [ 3 ] концертный зал похож на корабль. [ а ] [ 6 ]
Структура
[ редактировать ]ARCH состоит из пяти разделов: [ б ] в котором Видманн путешествует по более чем 3000-летней культурной и 300-летней истории музыки. [ 8 ] Антитетические или дуалистические концепции характеризуют большую часть оратории. [ 9 ] Видман противопоставляет слово с делом, строительство с разрушением, любовь с ненавистью, религиозные традиции с идеалами просвещения. [ 10 ] Священные упоминания помещены в светский контекст. [ 11 ]
I – Fiat lux / Да будет свет
[ редактировать ]Начинаем с тишины: Да будет звук. [ 1 ] Сначала шумоподобные звуки ветра и природы и «безмолвные шорохи и шепоты», олицетворяющие хаос. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Звуки воздуха и шумы дыхания создаются с помощью духовых инструментов. Акты творчества отчасти сопровождаются небесными хоралами и бурлескными, ироническими музыкальными эпизодами. [ 13 ] Двое детей-рассказчиков описывают акт творения. [ 15 ]
II – Наводнение
[ редактировать ]- «Потоп» основан на повествовании о потопе из Книги Бытия и о Ноевом ковчеге . [ 16 ]
Катастрофический характер проявляется каскадными массами звука. [ 17 ] Музыка этого раздела частично взята из сцены II «Потоп и звездный террор» оперы Видмана « Вавилон» . [ 18 ] Миф о потопе шумерских повествований, также отраженный в « Эпосе о Гильгамеше» , вероятно, отсылает к событию около 6700 г. до н.э. [ 19 ] Наказывающий бог жестоко действует против человечества. [ 20 ]
III – Любовь
[ редактировать ]- Любовь
Центральная часть характеризуется антифонией влюбленных ( сопрано и баритона ) с трагическими оперными фрагментами. [ 21 ] В нем встречаются все формы любви и ненависти – темные, светлые, радостные, мерзкие и ревнивые. [ 7 ] Из-за человеческой зависти Die Liebe приводит к двойному убийству в бредовой лихорадке. [ 22 ]
4 – День гнева
[ редактировать ]- День гнева
Строгий сеттинг Dies irae представляет собой надвигающийся апокалипсис с столкновением добра и зла и Страшным судом богов. [ д ] [ 23 ] [ 20 ] Разнообразные настройки Реквиема сталкиваются в коллажной манере. [ 24 ] Фридриха Шиллера Человеческий ответ — это просветление и «Ода к радости» . [ и ] Видманн кладет на музыку стихи стихотворения, которые Бетховен не использовал («Уничтожьте нашу книгу вины! Примирите весь мир!»). [ 24 ] [ 26 ] [ 14 ] В оформлении стихотворения он цитирует «Хоровую фантазию» Бетховена . [ ж ] [ 27 ]
5 - Дайте нам мир
[ редактировать ]- Даруй нам мир
Современный Zeitgeist представлен алфавитным рэпом детского хора («Фейсбук, Гугл, НАТО »). [ 11 ] В ответ: Дайте нам мир , [ г ] призыв к миру, [ 23 ] в исполнении мальчика-сопрано и хора. Человек несет судьбу Земли в своих руках. [ 22 ] Видман не установил катастрофического контрапункта в заключительной пятой части. [ 28 ] Разрешение финальной каденции не является полным, [ 29 ] [ 14 ] надежда на любовь, милосердие и разумное человечество. [ 30 ]
Подсчет очков
[ редактировать ]В обстановке присутствуют голоса и большой оркестр. [ 1 ]
- Вокальные солисты : сопрано, баритон, мальчик-сопрано.
- Хоры : детский хор, два смешанных хора.
- двое детей-сказителей (мальчик и девочка)
Инструментарий
[ редактировать ]- Деревянные духовые инструменты : 4 флейты (все с ногой B, все двойные пикколо, 3-я удвоенная альт-флейта, 4-я удвоенная басовая флейта), 4 гобоя (2-й удвоенный гобой д'амур, 3-я и 4-я удвоенные флейты лотоса, 3-й удвоенный английский рожок, 4-й удвоенный гекельфон). ), 4 кларнета B ♭ (все удвоенные в A, 2-й дублирующий кларнет в E ♭ , 3-й дублирующий бас-кларнет в B ♭ , 4-й дублирующий контрабас-кларнет в B ♭ ), 4 фагота (3-й и 4-й дублирующий контрабас-кларнет)
- Духовые инструменты : 6 валторн (1-й и 2-й дублирующий натуральный валторн), 4 трубы в C (1-й и 2-й дублинг в B ♭ , 1-й дублирующий высокий B ♭ ad lib.), 4 тромбона (3-й и 4-й дублирующий бас-тромбон ad lib.), туба
- Струнные : 16 скрипок I, 14 скрипок II, 12 альтов, 10 виолончелей, 8 контрабасов (все с 5 струнами).
- Перкуссия : 4 игрока, литавры.
- 2 арфы, аккордеон, стеклянная губная гармоника, 2 фортепиано (2-я дублирующая челеста), орган
Текст
[ редактировать ]Язык оратории — немецкий и латынь. Видманн отобрал самые разные тексты. [ 14 ] разных веков, в том числе либретто его опер «Gesicht im Spiegel» и «Вавилон» : [ 1 ]
и из Де Кнабена Вундерхорна , Библии и мессы .
Премьера и выступления
[ редактировать ]Мировая премьера оратории Видмана «АРХА» состоялась 13 января 2017 года по случаю открытия Эльбской филармонии в Гамбурге. [ 31 ] Его исполнил Государственный оркестр Гамбургской филармонии под управлением Кента Нагано . Солистами были Марлис Петерсен ( сопрано ), Томас Э. Бауэр ( баритон ), Габриэль Бёр ( мальчик-сопрано ), а также Йонна Плат и Борис Озден (дети-рассказчики). [ 1 ] Хорами были Chor der Hamburgische Staatsoper, Audi Jugendchorakademie и Hamburger Alsterspatzen. [ 1 ]
12 ноября 2022 года Карина Канеллакис дирижировала Филармоническим оркестром Радио в Концертгебау , Амстердам. [ 32 ]
4 и 5 июня 2023 года оратория была возрождена в Эльбской филармонии в Гамбурге. Бауэр повторил свое выступление в качестве солиста-баритона, а Мойка Эрдманн спел соло сопрано. [ 33 ] [ 34 ]
Прием
[ редактировать ]Несколько немецких газет критически отозвались о премьере ARCHE . [ 35 ] [ 36 ] [ 3 ] [ 37 ] [ 38 ] Газета neue musikzeitung заявила, что оратория способна получить большинство голосов. [ 39 ] Элеонора Бюнинг , обозреватель Frankfurter Allgemeine Zeitung , писала об энтузиазме публики и о том, что великолепная, богато оркестрованная музыка Видмана ломает все жанровые и стилевые границы. [ 40 ] Süddeutsche Zeitung писала, что работа расходится, а также не определилась в своем послании. [ 41 ] Эндрю Клементс, обозреватель The Guardian , написал о выпуске компакт-диска: «не убеждает». [ 42 ]
Награды
[ редактировать ]Видманн получил премию Opus Klassik «Композитор года» 2019 года за альбом ARCHE . [ 43 ] В 2023 году композитор получил премию Баха Вольного и ганзейского города Гамбурга , генеральный музыкальный руководитель Кент Нагано стал почетным дирижером Государственного филармонического оркестра Гамбурга. [ 33 ]
Запись
[ редактировать ]- ARCHE, Марлис Петерсен , Томас Э. Бауэр, Ивета Апкална , Кент Нагано , Государственный филармонический оркестр Гамбурга ( ECM 2018) [ 44 ] [ 45 ] [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гамбург имеет давнюю ораториальную традицию с Георгом Филиппом Телеманном и Карлом Филиппом Эммануэлем Бахом . [ 5 ]
- ^ По аналогии с пятичастной формой обыкновенной мессы. [ 7 ]
- ^ См. также Йозефа Гайдна ораторию «Сотворение мира» .
- ^ Латинский текст Dies irae обычно является частью Реквиема .
- ↑ Стихотворение «Ода к радости» уходит корнями в философию Просвещения. [ 25 ]
- ^ Хоровая фантазия является предшественником последней части Симфонии № 9 Бетховена . [ 26 ]
- ^ Из католической мессы. [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «АРХЕ (Партитура)» . Шотт Музыка . 2016. Архивировано из оригинала 4 сентября 2017 года . Проверено 3 сентября 2017 г.
- ^ Нагано и Делнон 2017 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с Тиль, Маркус (15 января 2017 г.). «Спуск на воду тематического грузового судна» . Мюнхен Меркур (на немецком языке). Мюнхен. Архивировано из оригинала 7 августа 2017 года . Проверено 21 июля 2017 г.
- ^ Бесхорн 2024 , с. 45.
- ^ Groote 2023 , с. 114.
- ^ Groote 2023 , с. 115.
- ^ Перейти обратно: а б с Рексрот, Дитер (2017). Видманн: Арк (буклет). Кент Нагано и Государственный оркестр Гамбургской филармонии. ECM 2018. стр. 19, 20. OCLC 1082269254 .
- ^ Перейти обратно: а б Рощинский, Маркус (2019). «Йорг Видманн: Ковчег» . Оркестр . 3/2019: 71. Архивировано из оригинала 25 ноября 2020 года . Проверено 23 апреля 2020 г.
- ^ Нагано и Делнон 2017 , стр. 11, 13, 16.
- ^ Besthorn 2024 , стр. 44–45.
- ^ Перейти обратно: а б Гроот 2023 , с. 113.
- ^ Нагано и Делнон 2017 , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б с Куантрилл, Питер (декабрь 2018 г.). «Арка Видмана (Нагано)» . Граммофон . Лондон: Группа Марка Аллена. Архивировано из оригинала 25 января 2019 года . Проверено 25 января 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вурцель, Кристоф (15 января 2017 г.). «В ковчеге Видмана есть место для многих вещей» . Трек Баха (на немецком языке). Архивировано из оригинала 27 апреля 2022 года . Проверено 15 августа 2024 г.
- ^ Клиер, Майкл (21 октября 2022 г.). «Йорг Видманн: моя музыка живет собственной жизнью» . Бахтрек . Архивировано из оригинала 25 октября 2022 года . Проверено 25 октября 2022 г.
- ^ Besthorn 2024 , стр. 43, 45, 46.
- ^ Бруг, Мануэль (15 января 2017 г.). «Эльбская филармония — фантастическая танцовщица» . Мир (на немецком языке). Гамбург. Архивировано из оригинала 27 февраля 2017 года . Проверено 9 сентября 2017 г.
- ^ Бесхорн 2024 , с. 41.
- ^ Besthorn 2024 , стр. 41–42.
- ^ Перейти обратно: а б Бесхорн, 2024 г. , стр. 42–43.
- ^ Нагано и Делнон 2017 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Бесторн, Флориан Анри (2019). «Йорг Видманн». КДГ Онлайн . Современные композиторы .
- ^ Перейти обратно: а б Гроот 2023 , с. 112.
- ^ Перейти обратно: а б Бесхорн 2024 , с. 43.
- ^ Шульц, Бернхард (13 октября 2011 г.). « Каждый вексель будет уничтожен» «Ода к радости» Шиллера выставлена на продажу» . Тагесшпигель (на немецком языке). Берлин. Архивировано из оригинала 27 сентября 2017 года . Проверено 27 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гроот 2023 , стр. 114–115.
- ^ Нагано и Делнон 2017 , с. 12.
- ^ Бесхорн 2024 , с. 49.
- ^ Нагано и Делнон 2017 , с. 15.
- ^ Бесторн 2024 , стр. 42, 50.
- ^ «Программа Эльбской филармонии, 13 января 2017 г.» . Архивировано из оригинала 13 января 2017 года . Проверено 3 сентября 2017 г.
- ^ «АРХЕ» . Schott Music (на немецком языке). Архивировано из оригинала 5 июня 2023 года . Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Почетный дирижер Нагано: премия Баха Йоргу Видману» . Süddeutsche.de (на немецком языке). 4 июня 2023 года. Архивировано из оригинала 5 июня 2023 года . Проверено 5 июня 2023 г.
- ^ Разум, Стефан (6 июня 2023 г.). «Эльбская филармония: Самое последнее поколение» . Мир (на немецком языке). Архивировано из оригинала 6 июня 2023 года . Проверено 6 июня 2023 г.
- ^ Фрей, Марко (15 января 2017 г.). «Кент Нагано дирижирует «Архе» Йорга Видмана» . Вечерняя газета Мюнхен (на немецком языке). Архивировано из оригинала 13 мая 2021 года . Проверено 15 августа 2024 г.
- ^ Селл, Барбара (14 января 2017 г.). «Эльбская филармония: Нагано торжествует с «Аркой» Видмана » (Пресс-релиз) (на немецком языке). Гамбург: Frankfurter Neue Presse . дпа. Архивировано из оригинала 6 октября 2018 года . Проверено 6 сентября 2017 г.
- ^ Лесле, Лутц (16 января 2017 г.). «Впереди нас наводнение» . Мир (на немецком языке). Гамбург. Архивировано из оригинала 14 июня 2023 года . Проверено 21 августа 2017 г.
- ^ Юнгблут, Питер (14 января 2017 г.). «Mehr Pomp als Seele» . БР-Классик . Мюнхен. Архивировано из оригинала 25 января 2019 года . Проверено 25 января 2019 г.
- ^ Кох, Хуан Мартин (14 января 2017 г.). «Большинство из чрева корабля: О премьере оратории Йорга Видмана «Арка» в Эльбской филармонии» . nmz онлайн (на немецком языке). Новая музыкальная газета . Архивировано из оригинала 6 октября 2018 года . Проверено 23 июля 2017 г.
- ^ Бюнинг, Элеонора (16 января 2017 г.). «Гамбург участвует в гонках с энтузиазмом» . Frankfurter Allgemeine Zeitung (на немецком языке). Франкфурт. Архивировано из оригинала 12 июня 2017 года . Проверено 22 августа 2017 г.
- ^ Спинола, Джулия (15 января 2017 г.). «Битва материалов на Эльбе» . Süddeutsche Zeitung (на немецком языке). Мюнхен. Архивировано из оригинала 7 августа 2017 года . Проверено 7 августа 2017 г.
- ^ Клементс, Эндрю (1 ноября 2018 г.). «Йорг Видманн: обзор Arche – амбициозный прием в Эльбской филармонии не убеждает» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 1 ноября 2018 года . Проверено 2 ноября 2018 г.
- ^ О'Рейли, Крис (3 сентября 2019 г.). «Премия Опус Классик 2019» . prestomusic.com . Лимингтон-Спа: Престо Классик. Архивировано из оригинала 6 августа 2021 года . Проверено 4 сентября 2019 г.
- ^ Видманн, Йорг; Нагано, Кент; Государственный филармонический оркестр (Гамбург) (2022), Arche оратория для солистов, хоров, органа и оркестра (на немецком языке), [Allemagne], [Франция]: ECM, [Universal music France], OCLC 1313795688
- ^ Фишер-Цернин, Верена (6 октября 2018 г.). "Эльбская филармония Йорга Видмана "Arche" на компакт-диске" . Гамбургер Абендблатт (на немецком языке). Архивировано из оригинала 6 октября 2018 года . Проверено 6 октября 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Нагано, Кент ; Делнон, Жорж (13 января 2017 г.). Специальная концертная программа на фестивале открытия Эльбской филармонии (буклет). Гамбург: Гамбургский государственный оркестр . Проверено 9 сентября 2017 г.
- Бесторн, Флориан (19 апреля 2024 г.). « Вы, народы, учитесь жить опасно». С музыкой катастроф на пути к миру?: Драматургические заметки к оратории «Архе» Йорга Видмана» . Швейцарский ежегодник по музыковедению . 40 :41-52. дои : 10.36950/sjm.40.2 . ISSN 2235-7475 .
- Гроот, Инга Май (9 октября 2023 г.). «Звуки священного. Передачи сакральности в современной хоровой музыке» . Публикации Института европейской истории Майнца. Приложения . Том 140. Геттинген: Ванденхук и Рупрехт. стр. 103–116. дои : 10.13109/9783666302459.103 . ISBN 978-3-525-30245-3 .