Дора Лаббетт

Дора Лаббетт (4 марта 1898 — 3 сентября 1984) — английское сопрано. Ее карьера охватывала концертный зал и оперный театр. Она вступила в сговор с сэром Томасом Бичемом , чтобы появиться в Королевском оперном театре под видом итальянской певицы по имени Лиза Перли . Вдали от профессиональных забот у нее был роман с Бичемом, от которого у нее родился сын.
Биография
[ редактировать ]Лаббетт родилась Дороти Белла Лаббетт в лондонском пригороде Перли , в семье железнодорожного носильщика. [ 1 ] Она училась в музыкальной школе Гилдхолл , где выиграла стипендию Мельбы, переходящий кубок Нилла для лучшего ученика года и стипендию Хейлбута. [ 2 ] Она также училась у Лизы Леманн , которая отвела ее петь к музыкальному издателю и импресарио Уильяму Бузи, который дал ей контракт на исполнение песен, изданных его компанией, на «Концертах баллад, прогулках и воскресных вечерних концертах». [ 2 ] Она дебютировала в Вигмор-холле в 1917 году. [ 3 ] и в апреле 1918 года вышла замуж за солдата, капитана Дэвида Роджерсона Стрэнга из Королевских инженеров , сына художника Уильяма Стрэнга . [ 4 ] У пары родился ребенок, Джоан Стрэнг, родившаяся 18 апреля 1919 года, но Стрэнг хотел, чтобы его жена отказалась от музыкальной карьеры; она отказалась и оставила его после девятнадцати месяцев брака, чтобы продолжить пение. [ 5 ] [ 6 ] У нее была долгая сольная и ораторическая карьера, в ходе которой она выступала в Лондоне и провинции. [ 3 ] Она была солисткой-сопрано на первом исполнении « в » Делиуса Идиллии 1933 году. [ 7 ]
Ее оперный дебют под собственным именем состоялся в Оксфорде в 1934 году в опере Рамо «Кастор и Поллукс» . [ 8 ] за которым в марте 1935 года последовали Гуно «Ромео и Джульетта» с Хеддлом Нэшем для Лондонского и провинциального оперного общества под управлением Джона Барбиролли . Затем она вместе с Бичемом и агентом Гарольдом Холтом участвовала в «блестящем рекламном трюке». [ 9 ] Бичем, рекламируя осенний сезон 1935 года в Ковент-Гардене , объявил, что он будет включать «первое выступление в этой стране выдающегося итальянского сопрано Лизы Перли», исполнившей партию Мими в «Богеме ». Бичем запретил давать ей интервью и сделал все это дело большой тайной. Однако вскоре среди музыкального Лондона и прессы стало ни для кого не секрет, что недавно обнаруженная певица на самом деле была Лаббетт, носившей светлый парик и носившей ложное итальянское имя «Лиза Перли» в честь места ее рождения, Перли. Широкая публика тоже недолго обманывалась псевдонимом - репортаж о ее сценической премьере 28 сентября 1935 года в роли Мими, Daily Telegraph и Daily Mail раскрыли настоящую личность «Лизы Перли» - и ее быстро приняли как оперную певицу. . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] Когда мистификация была раскрыта, газета «Граммофон» опубликовала короткий куплет, включавший такие строки:
- Дора Лаббетт! Дора Лаббетт, о!
- Нам скорее нравится наша карманная примадонна,
- Который поет не хуже любого двадцатитонника.
- Выдержит ли Перли? Станет ли она привычкой,
- Или снова превратиться в мисс Дору Лаббетт? [ 14 ]
В более позднем интервью Лаббетт объяснила, что не смогла вырваться из концертного и ораториального репертуара в оперу. «Что касается Мессии , Творения и Илии , то я, должно быть, сотни раз пел ведущие сопрано в этих ораториях, пока не почувствовал, что вскрикну, если меня попросят исполнить их еще раз… Но это казалось совершенно безнадежным и вопреки всем традициям, что певец, отождествлявшийся с концертной площадкой, должен желать появиться на оперной сцене». [ 2 ] Критик Невилл Кардус писал о ней: «Лиза Перли - лучшая из наших Мими. У нее талант к миниатюрному пафосу, и в заключительной сцене она может вызвать влажность в горле закоренелого критика». [ 15 ]
После этого оперного успеха она поехала в Париж и изучала Дебюсси « Пеллеаса и Мелизанду» , впоследствии спела «Мелизанду» в Виши и Бордо , а следующим летом — в Ковент-Гардене. Осенью 1937 года она пела Мими в «Богеме» в Берлине, Мюнхене и Дрездене . После первого выступления в Берлине ее пригласили спеть Миньон на немецком языке. [ 2 ] Среди других ее оперных ролей - Дездемона в «Отелло» , [ 7 ] Джульетта в «Ромео и Джульетте» , [ 16 ] и Маргарита в «Фаусте» . [ 17 ]
В оперном словаре Нью-Гроув о ней сказано: «Ее голос был правдивым, чистым и молодым, и она была выдающейся актрисой». Лаббетт сделала множество граммофонных пластинок, в том числе первую полную «Мессию » под управлением сэра Томаса Бичема , с которым у нее был роман, продолжавшийся тринадцать лет, в результате которого родился сын Пол. [ 18 ]
Вторая мировая война оборвала ее карьеру в Лондоне. [ 3 ] и ее последние оперные выступления были на гастролях с оперной труппой Карла Розы . [ 19 ] Среди ее последних концертных выступлений было The Creation с Бичемом в Сиднее в 1940 году. [ 7 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Люк, с. 170
- ^ Jump up to: а б с д Лиза Перли , Архивировано 3 марта 2012 г. в Wayback Machine The Gramophone , сентябрь 1939 г., стр. 15
- ^ Jump up to: а б с Джефферсон, Алан. Дора Лаббетт , Оперный словарь New Grove , по состоянию на 10 октября 2009 г. (требуется подписка)
- ↑ «Таймс» , 5 апреля 1918 г., стр. 9
- ^ Лукас, стр. 170–71.
- ^ Международный, MusicWeb. «Чарльз А. Хуи — MusicWeb-International» . Проверено 3 февраля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с The Times , некролог, 7 сентября 1984 г., стр. 14
- ↑ «Таймс» , 19 ноября 1934 г., стр. 10
- ^ Томас Бичем: Одержимость музыкой . Бойделл и Брюэр. 2008. ISBN 9781843834021 .
- ^ Люк, с. 224
- ^ «Чарльз А. Хуи — MusicWeb-International» .
- ^ Эйр, Лесли, Променады , стр.170
- ↑ Менее чем через месяц после первого выступления Лаббетт в роли «Лизы Перли» ее двойная личность стала настолько достоянием общественности, что Radio Times , публикуя трансляцию, написала: «ДЖОН БРАУНЛИ и ЛИЗА ПЕРЛИ поют в Королевской опере Ковента». компании Garden Company Спектакль «Богема» , который будет транслироваться из театра «Эмпайр» в Ливерпуле сегодня вечером в 7.25, пожалуй, более известен слушателям как Дора. Лаббетта». [1]
- ^ Граммофон , ноябрь 1935 г., с. 19
- ↑ The Manchester Guardian , 1 декабря 1937 г., стр. 3
- ↑ «Таймс» , 20 января 1936 г., стр. 10
- ↑ «Таймс» , 11 октября 1938 г., стр. 12
- ^ Люк, с. 212
- ^ Люк, с. 281
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Запись 1922 года , где Дора Лаббетт поет Артура Салливана постановку на пьесу Шекспира «Орфей со своей лютней». Оркестр под управлением Альберта Кетельбея .
- Запись 1927 года, когда Дора Лаббетт поет заключительную часть песни Генделя " Я знаю, что мой Искупитель жив" . Оркестр под управлением сэра Томаса Бичема .
- Запись 1938 года, когда Дора Лаббетт поет Фредерика Делиуса » « Кляйн Веневил . С Лондонским филармоническим оркестром под управлением Бичема.
- Биография: http://www.musicweb-international.com/hooey/labbette_bio.htm
- Любовное письмо (Портрет Доры Лаббетт), около 1918 года — портрет Доры Лаббетт, написанный ее тестем Уильямом Стрэнгом [2]. Архивировано 2 февраля 2017 года в Wayback Machine.
Ссылки
[ редактировать ]Лукас, Джон. Томас Бичем – Одержимость музыкой , Boydell Press, 2008, ISBN 978-1-84383-402-1