Гибель «Лузитании»
Гибель «Лузитании» | |
---|---|
Режиссер | Уинзор Маккей |
Продюсер: | Уинзор Маккей Менеджер по производству: Джон Д. Типпетт |
Анимация от | Уинзор Маккей Анимационная помощь: Джон Фицсиммонс Уильям А. Адамс [ 1 ] |
Распространено | Jewel Productions (unc.) Универсальные фильмы |
Дата выпуска |
|
Время работы | 12 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Без звука с английскими субтитрами |
«Затопление Лузитании» (1918) — американский немой короткометражный анимационный фильм художника-карикатуриста Уинзора Маккея . Это пропагандистская работа, воссоздающая никогда не сфотографированное затопление британского лайнера RMS Lusitania в 1915 году . Двенадцать минут его назвали самым длинным анимационным произведением на момент его выпуска. Этот фильм является самым ранним из сохранившихся документальных анимационных фильмов и серьезным, драматическим анимационным произведением. Национальный реестр фильмов выбрал его для сохранения в 2017 году.
В 1915 году немецкая подводная лодка торпедировала и потопила RMS Lusitania ; Среди 1198 погибших 128 американцев. Это событие возмутило Маккея, но газеты его работодателя Уильяма Рэндольфа Херста преуменьшили значение этого события, поскольку Херст был против присоединения США к Первой мировой войне . Маккею требовалось иллюстрировать антивоенные и антибританские редакционные карикатуры для газет Херста. В 1916 году Маккей восстал против позиции своего работодателя и начал работу над патриотическим затоплением «Лузитании» в свободное время на свои деньги.
Фильм последовал за более ранними успехами Маккея в анимации: «Маленький Немо» (1911), «Как действует комар» (1912) и «Динозавр Герти» (1914). Маккей рисовал эти ранние фильмы на рисовой бумаге , на которой нужно было тщательно прорисовывать фон; «Затопление Лузитании» было первым фильмом Маккея, снятым с использованием новой, более эффективной технологии фотосъемки . Маккей и его помощники потратили двадцать два месяца на создание фильма. Его последующая анимационная работа потерпела неудачу, поскольку фильм не имел такого коммерчески успешного успеха, как его предыдущие работы, и Херст оказывал все большее давление на Маккея, чтобы тот посвятил свое время редакционным рисункам.
Краткое содержание
[ редактировать ]Фильм открывается прологом с живыми актерами, в котором Маккей изучает изображение «Лузитании » в качестве модели для своего фильма, который находится в стадии разработки. [ 2 ] В интертитрах Маккей хвастается как «создатель и изобретатель мультфильмов», а также о 25 000 рисунках, необходимых для завершения фильма. Показано, как Маккей работает с группой анонимных помощников над «первым сообщением о затоплении «Лузитании » . [ 3 ]
Лайнер минует Статую Свободы и выйдет из гавани Нью-Йорка . Через некоторое время SM U-20 прорезает воду и выпускает торпеду по « Лузитании» , которая поднимает клубы дыма, который накапливается, пока не окутывает экран. Пассажиры пытаются спустить спасательные шлюпки, некоторые из которых опрокидываются в суматохе . Лайнер наклоняется из стороны в сторону, и пассажиров швыряет в океан. [ 4 ]
Второй взрыв сотрясает « Лузитанию» , которая медленно погружается в глубину, поскольку все больше пассажиров падают с ее бортов. [ 4 ] и корабль тонет на фоне тонущих тел. Лайнер исчезает из поля зрения, [ 5 ] и фильм заканчивается тем, что мать изо всех сил пытается удержать своего ребенка над волнами. [ 6 ] В подзаголовке говорится: « Человек , который произвел выстрел, был за это награжден кайзером ! И все же они говорят нам не ненавидеть гуннов ». [ 5 ]
Фон
[ редактировать ]Уинзор Маккей ( ок. 1869–1934 ) [ а ] С раннего детства он создавал невероятно подробные и точные рисунки. [ 8 ] В молодости он зарабатывал на жизнь рисованием портретов и плакатов в дешевых музеях и привлекал большое количество людей своей способностью быстро рисовать на публике. [ 9 ] В 1898 году он начал работать газетным иллюстратором на постоянной основе. [ 10 ] а в 1903 году начал рисовать комиксы. [ 11 ] Его самым большим успехом в комиксах стал детский фэнтезийный комикс « Маленький Немо в стране снов» . [ 12 ] который он начал в 1905 году. [ 13 ] В 1906 году Маккей начал выступать в водевилях, ведя беседы мелом — выступления, во время которых он рисовал перед живой публикой. [ 14 ]
Вдохновленный книжками-раскладушками, которые его сын принес домой, [ 15 ] Маккей сказал, что он «пришел, чтобы увидеть возможность создания движущихся изображений» из своих мультфильмов. [ 16 ] Его первый анимационный фильм «Маленький Немо» (1911) состоял из четырех тысяч рисунков на рисовой бумаге . [ 17 ] В его следующем фильме «Как действует комар» (1912) натуралистично показано, как гигантский комар высасывает кровь из спящего человека, пока не лопнет. [ 18 ] За этим Маккей последовал фильм, который стал интерактивной частью его водевильных шоу: в «Динозавр Герти» (1914) Маккей командовал своим анимированным динозавром с помощью кнута на сцене. [ 19 ]
Британский лайнер RMS Lusitania некоторое время удерживал рекорд крупнейшего пассажирского судна после постройки в 1906 году. [ 20 ] Маккей проявил к нему любовь и представил его в эпизоде от 28 сентября 1907 года своего комикса « Мечта о редкостном злодее» . [ 21 ] и снова в эпизоде сериала « Путешествие паломника» мистера Буньона от 10 ноября 1908 года , где Буньон объявляет это «лодкой-монстром, побившей рекорд». [ 22 ]
Немцы использовали подводные лодки в Северной Атлантике во время Первой мировой войны, а в апреле 1915 года правительство Германии предупредило, что оно будет атаковать британские гражданские корабли. « Лузитания» была торпедирована 7 мая 1915 года во время рейса из Нью-Йорка; [ 23 ] [ 24 ] Среди 1198 погибших 128 американцев. [ 25 ] Газеты, принадлежащие работодателю Маккея Уильяму Рэндольфу Херсту, преуменьшили значение трагедии, поскольку Херст был против вступления США в войну . Читатели его собственных газет после «Лузитании» все больше становились сторонниками войны . должен был иллюстрировать антивоенные и антибританские редакционные статьи Маккей тоже был, но редактор Артур Брисбен . начал заниматься провоенным затоплением «Лузитании» . В 1916 году Маккей восстал против позиции своего работодателя и в свое время [ 26 ]
Само затопление никогда не фотографировалось. [ 27 ] Маккей сказал, что он получил подробную информацию о « Лузитании» от берлинского корреспондента Hearst Августа Ф. Бича, который находился в Лондоне во время катастрофы и был первым репортером на месте происшествия. [ 3 ] Этот фильм стал первой попыткой серьёзного, драматического анимационного произведения. [ 28 ]
История производства
[ редактировать ]На затопление «Лузитании» ушло двадцать два месяца. [ 29 ] Маккею помогали его сосед, художник Джон Фицсиммонс, и карикатурист из Цинциннати Уильям Апторп «Эп» Адамс. [ 1 ] который позаботился о том, чтобы кадры располагались в правильной последовательности для съемки. Фитцсиммонс отвечал за последовательность волн, шестнадцать кадров, которые должны были циклически повторяться над рисунками Маккея. [ 30 ] Маккей в течение дня делал иллюстрации для газет Уильяма Рэндольфа Херста, а свободное время проводил дома, рисуя кадры для фильма, которые он отнес в Vitagraph Studios для фотографирования. [ 1 ]
Методы работы Маккея были трудоемкими. На «Динозавре Герти» ассистент кропотливо прослеживал и повторял фон тысячи раз. Конкурирующие аниматоры разработали ряд методов, позволяющих снизить рабочую нагрузку и ускорить производство, чтобы удовлетворить растущий спрос на анимационные фильмы. Через несколько лет после выхода « Немо » в анимационных студиях стало почти универсальной практикой использование технологии американца Эрла Херда в сел- сочетании с регистрационными прищепками канадца Рауля Барре , которые используются для выравнивания ячеек при фотографировании. [ 31 ] Херд запатентовал метод клеточной терапии в 1914 году; он экономил работу, позволяя рисовать динамические рисунки на одном или нескольких слоях, которые можно было накладывать поверх статического фонового слоя, избавляя аниматоров от утомительной работы по перетаскиванию статических изображений на рисунок после рисунка. [ 32 ] Маккей принял метод cel, начиная с «Затопления Лузитании» . [ 33 ]
Как и все свои фильмы, Маккей сам финансировал «Затопление Лузитании» . Целлы были дополнительными расходами, но значительно сокращали объем необходимого рисования в отличие от более ранних методов Маккея. [ 34 ] Используемые клетки были толще тех, которые позже стали отраслевым стандартом, и имели «зубчатую» или шероховатую поверхность, на которой можно было удерживать карандаш, смывку и мелок, а также чернильные линии. Из-за объема рендеринга клетки деформировались, из-за чего было трудно поддерживать их выравнивание при фотографировании; Фицсиммонс решил эту проблему, используя модифицированную переплетную папку. [ 34 ]
Маккей сказал, что ему потребовалось около восьми недель, чтобы снять восьмисекундный фильм. [ 34 ] Заявленные 25 000 рисунков [ 3 ] [ б ] заполнил 900 футов пленки. [ 36 ] Авторские права на «Затопление Лузитании» были зарегистрированы 19 июля 1918 года. [ 3 ] [ с ] и был выпущен Jewel Productions. [ 28 ] которые, как сообщается, приобрели его по самой высокой на тот момент цене, уплаченной за однокатушечный фильм. [ 37 ] Он был включен в Universal Studios Weekly . кинохронику [ 6 ] и был показан на обложке собственного издания Universal The Moving Picture Weekly . [ 38 ] [ д ] Его премьера в Англии состоялась в мае 1919 года. [ 36 ] В рекламе это было названо «единственным в мире рекордом преступления, потрясшего человечество». [ 36 ]
Стиль
[ редактировать ]Анимация сочетает в себе редакционные методы рисования с сценами, похожими на живое действие. [ 27 ] и считается самой реалистичной попыткой Маккея; в титрах подчеркивалось, что фильм представляет собой «исторический отчет» об этом событии. Маккей анимировал действие в том, что историк анимации Дональд Крафтон называет «реалистичным графическим стилем». [ 39 ] В фильме мрачное настроение и сильный пропагандистский оттенок. На нем изображены ужасающие судьбы пассажиров, такие как утопление детей. [ 36 ] и человеческие цепи пассажиров, прыгающих навстречу смерти. [ 40 ] Оформление очень детальное, анимация плавная и натуралистичная. [ 36 ] Маккей использовал чередующиеся кадры , чтобы имитировать атмосферу кинохроники. [ 6 ] что усилило реалистичность фильма. [ 39 ]
Маккей сделал стилистический выбор, чтобы добавить эмоций к «историческим записям», как, например, в вызывающих тревогу кадрах подводных лодок, скрывающихся под поверхностью, и в абстрактном стиле белых листов неба и моря, огромных пустот, которые наполняются тонущими телами. . [ 41 ] Историк анимации Пол Уэллс предположил, что негативное пространство в кадрах наполняет зрителей тревогой из-за психологической проекции или интроекции — фрейдистских идей, которые начали циркулировать за годы до выхода фильма. [ 42 ] Ученый Ульрих Меркль предполагает, что, будучи журналистом, Маккей, вероятно, знал о широко освещаемой работе Фрейда, хотя Маккей никогда публично не признавал такого влияния. [ 43 ]
Прием и наследие
[ редактировать ]Гибель «Лузитании» была отмечена как работа военной пропаганды. [ 29 ] и его часто называют самым длинным анимационным произведением своего времени. [ 35 ] [ и ] Этот фильм, вероятно, является самым ранним документальным анимационным фильмом . [ 44 ] [ ж ] Биограф Маккея, аниматор Джон Кейнмейкер , назвал «Затопление Лузитании » «монументальным произведением в истории анимационного кино». [ 46 ] Хотя его современники-аниматоры восхищались им, Кейнмейкер писал, что он «не произвел революции в мультфильмах своего времени». [ 46 ] поскольку навыки Маккея превосходили все, что могли себе представить аниматоры того времени. [ 46 ] В последующую эпоху анимационные студии время от времени снимали научно-популярные фильмы, но большинство из них представляли собой короткометражные комедии продолжительностью не более семи минут. Анимация продолжала выполнять роль поддержки художественных фильмов, а не быть главной достопримечательностью. [ 47 ] и редко получал отзывы. [ 48 ] «Затопление Лузитании» не имело коммерческого успеха; после нескольких лет работы в кинотеатрах «Крушение «Лузитании» принесло Маккею около 80 000 долларов. [ 34 ] Маккей снял еще как минимум семь фильмов, из которых, как известно, только три из них вышли в коммерческий прокат. [ 49 ]
После 1921 года, когда Херст узнал, что Маккей посвящает больше времени анимации, чем газетным иллюстрациям, Херст потребовал от Маккея отказаться от анимации. [ 50 ] У него были планы на несколько анимационных проектов, которые так и не были реализованы, в том числе сотрудничество с Jungle Imps автором Джорджем Рэндольфом Честером , музыкальный фильм под названием The Barnyard Band , [ 51 ] и фильм о роли американцев в Первой мировой войне. [ 52 ] Позже Маккей время от времени публично выражал свое недовольство анимационной индустрией в ее нынешнем виде: он рассматривал анимацию как искусство и сетовал на то, что она превратилась в профессию. [ 53 ] По словам Кейнмейкера, только после появления художественных фильмов Диснея в 1930-х годах анимационная индустрия догнала уровень техники Маккея. [ 46 ]
Историк анимации Пол Уэллс назвал «Затопление Лузитании» «важным моментом в развитии анимационного фильма». [ 39 ] за сочетание документального стиля с пропагандистскими элементами и считал его примером анимации как формы модернизма . [ 39 ] Стив Боттомор назвал фильм «самой значительной кинематографической версией катастрофы [ Лузитании ]». В обзоре The Cinema фильм получил высокую оценку, особенно сцену взрыва первой торпеды, которую он назвал «больше, чем реальность». [ 36 ] Национальный реестр фильмов выбрал фильм для сохранения в 2017 году. [ 54 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В разных источниках год рождения Маккея указан как 1867, 1869 и 1871. Записи о его рождении не сохранились. [ 7 ]
- ↑ Билл Микулак отмечает, что при 25 000 кадров со скоростью 16 кадров в секунду продолжительность фильма составит 26 минут, а не 12, если предположить, что на каждый кадр создается один рисунок. [ 35 ]
- ^ Джон Кейнмейкер датирует первый показ 20 июля; [ 3 ] Эрл Тайзен датирует премьеру 15 августа 1918 года. [ 28 ]
- ^ Выпуск The Moving Picture Weekly от 27 июля 1918 года. [ 38 ]
- ↑ Продолжительность сохранившихся копий «Динозавр Герти» Маккея (1914) и «Затопление Лузитании» близка по продолжительности, но анимационная часть в «Динозавр Герти» значительно короче, чем в «Затопление Лузитании» . Аргентинский аниматор Кирино Кристиани , как сообщается, продюсировал ныне утерянный 70-минутный анимационный фильм «Эль Апостол» , первый показ которого состоялся 9 ноября 1917 года. [ 35 ]
- ↑ Утерянный анимационный фильм из Великобритании, в котором в анимации изображены затопления «Лузитании » и SS Aztec . Фильм был выпущен в 1918 году и, возможно, предшествовал фильму Маккея. [ 45 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Кейнмейкер 2005 , с. 188.
- ^ Маккенна 2013 , с. 17.
- ^ Jump up to: а б с д и Кейнмейкер 2005 , с. 195.
- ^ Jump up to: а б Кейнмейкер 2005 , с. 196.
- ^ Jump up to: а б Кейнмейкер 2005 , с. 196; Крафтон 1993 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б с Крафтон 1993 , с. 116.
- ^ Canemaker 2005 , с. 22.
- ^ Canemaker 2005 , стр. 23–24.
- ^ Canemaker 2005 , стр. 38, 40, 43–44.
- ^ Canemaker 2005 , с. 47.
- ^ Canemaker 2005 , с. 60.
- ^ Харви 1994 , с. 21; Хаббард 2012 ; Сабин 1993 , с. 134; Редакция Дувра, 1973 , с. VII; Канвелл 2009 , с. 19.
- ^ Canemaker 2005 , с. 97.
- ^ Canemaker 2005 , стр. 131–132.
- ^ Беккерман 2003 ; Кейнмейкер 2005 , с. 157.
- ^ Canemaker 2005 , с. 157.
- ^ Canemaker 2005 , с. 160.
- ^ Беренбаум 2009 , с. 138; Телотте 2010 , с. 54.
- ^ Canemaker 2005 , с. 175.
- ^ Рамзи 2001 , с. 25.
- ^ МакКинни 2015 , с. 13.
- ^ МакКинни, 2015 , стр. 7–9.
- ^ Маршалл 1964 , с. 166.
- ^ Canemaker 2005 , с. 186.
- ^ Canemaker 2005 , с. 186; Роланд, Болстер и Кейссар, 2008 г. , с. 264.
- ^ Canemaker 2005 , стр. 207, 209.
- ^ Jump up to: а б ДельГаудио 1997 , с. 190
- ^ Jump up to: а б с Тайзен 1933 , с. 84.
- ^ Jump up to: а б Тайзен 1933 , с. 85.
- ^ Хоффер 1976 , с. 32.
- ^ Барьер 2003 , стр. 10–14.
- ^ Кундерт-Гиббс и Кундерт-Гиббс 2009 , стр. 46.
- ^ Canemaker 2005 , стр. 188, 193.
- ^ Jump up to: а б с д Кейнмейкер 2005 , с. 193.
- ^ Jump up to: а б с Микулак 1997 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Боттомор 2000 , с. 161.
- ^ Фотографический штаб 1918 г. , с. 74.
- ^ Jump up to: а б Каллахан 1988 , с. 227.
- ^ Jump up to: а б с д Телотте 2010 , с. 49.
- ^ Крафтон 1993 , с. 117.
- ^ Телотте 2010 , стр. 49–50.
- ^ Телотта 2010 , с. 50.
- ^ Тейлор 2007 , стр. 552–553.
- ^ Уэллс 2002 , с. 116.
- ^ Боттомор 2000 , с. 161; Уэллс 2002 , с. 116.
- ^ Jump up to: а б с д Кейнмейкер 2005 , с. 197.
- ^ Каллахан 1988 , стр. 227–228.
- ^ Хоффер 1976 , стр. 27–28.
- ^ Canemaker 2005 , стр. 197–198, 254.
- ^ Сайт 2006 , с. 36.
- ^ Canemaker 2005 , с. 198.
- ^ Canemaker 2005 , стр. 198, 217.
- ^ Canemaker 2005 , стр. 199, 239.
- ^ Canemaker 2018 , с. 298.
Цитируемые работы
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Барьер, Майкл (2003). Голливудские мультфильмы: американская анимация в ее золотой век . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-516729-0 .
- Беккерман, Ховард (2003). Анимация: Вся история . Издательство Скайхорс . ISBN 978-1-58115-301-9 .
- Беренбаум, Мэй Р. (2009). Хвост уховертки: современный бестиарий многоногих легенд . Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-03540-9 .
- Боттомор, Стивен (2000). Титаник и немое кино . Проекционный ящик. ISBN 978-1-903000-00-7 .
- Кейнмейкер, Джон (2005). Уинзор Маккей: его жизнь и искусство (пересмотренная редакция). Книги Абрамса . ISBN 978-0-8109-5941-5 .
- Кейнмейкер, Джон (2018). Уинзор Маккей: его жизнь и искусство (3-е изд.). CRC Press (Тейлор и Фрэнсис). ISBN 978-1138578876 .
- Канвелл, Брюс (2009). Маллани, Дин (ред.). Воспитание отца: от моря до сияющего моря, кросс-кантри 1939–1940 гг . Издательство IDW . ISBN 978-1-60010-508-1 .
- Крафтон, Дональд (1993). До Микки: анимационный фильм 1898–1928 гг . Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-11667-9 .
- Мечты Редкостного Дьявола . Дуврские публикации . 1973. ISBN 978-0-486-21347-7 .
- Харви, Роберт С. (1994). Искусство шуток: эстетическая история . Университетское издательство Миссисипи . ISBN 978-0-87805-612-5 .
- Кундерт-Гиббс, Джон; Кундерт-Гиббс, Кристин (2009). Action!: Уроки актерского мастерства для компьютерных аниматоров . Джон Уайли и сыновья . ISBN 978-0-470-59605-0 .
- Маршалл, Сэмюэл Лайман Этвуд (1964). Первая мировая война . Хоутон Миффлин Харкорт . ISBN 978-0-618-05686-6 .
- Рамзи, Дэвид (2001). Лузитания: Сага и миф . Лондон: Издательство Chatham Publishing . ISBN 978-1-86176-170-5 .
- Роланд, Алекс ; Болстер, В. Джеффри ; Кейссар, Александр (2008). Путь корабля: новый взгляд на морскую историю Америки, 1600–2000 гг . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-0-470-13600-3 .
- Сабин, Роджер (1993). Комиксы для взрослых: Введение . Рутледж. ISBN 978-0-415-04419-6 .
- Сито, Том (2006). Подведение линии: нерассказанная история анимационных союзов от Боско до Барта Симпсона . Университетское издательство Кентукки . ISBN 978-0-8131-2407-0 .
- Тейлор, Джереми (2007). «Некоторые архетипические символические аспекты «Сна редкостного дьявола ». В Меркле, Ульрих (ред.). Полная мечта редкостного злодея (1904–1913) Уинзора Маккея «Сайлас» (.doc). Каталог серий и текст книги: Ульрих Меркль. стр. 552–561. ISBN 978-3-00-020751-8 . (на прилагаемом DVD)
- Телотт, JP (2010). Анимация космоса: от Микки до Валл-И . Университетское издательство Кентукки . ISBN 978-0-8131-2586-2 .
- Тайзен, Эрл (1967) [1933]. «История мультипликации». В Филдинге, Раймонде (ред.). Технологическая история кино и телевидения . Издательство Калифорнийского университета. стр. 84–87 . ISBN 978-0-520-00411-5 .
- Уэллс, Пол (2002). Анимация: Жанр и авторство . Уолфлауэр Пресс. ISBN 978-1-903364-20-8 .
Журналы
[ редактировать ]- Каллахан, Дэвид (сентябрь – октябрь 1988 г.). «Cel Animation: массовое производство и маргинализация в индустрии анимационного кино». История кино . 2 (3). Издательство Университета Индианы: 223–228. JSTOR 3815119 .
- ДельГаудио, Сибил (1997). «Если говорить правду, смогут ли ее рассказать мультяшки? Документальные и анимационные фильмы». История кино . 9 (2). Издательство Университета Индианы : 189–199. JSTOR 3815174 .
- Хоффер, Том (весна 1976 г.). «От комиксов к анимации: некоторый взгляд на Уинзора Маккея». Журнал Университетской киноассоциации . 28 (2). Издательство Университета Иллинойса: 23–32. JSTOR 20687319 .
- МакКинни, Кирстен (июль 2015 г.). «Жизнь наяву Уинзора Маккея: социальный комментарий г-на Буньона в путешествии паломника» . Международный журнал комического искусства . 17 (1).
- Микулак, Билл (весна 1997 г.). «Микки встречает Мондриана: мультфильмы входят в музей современного искусства». Киножурнал . 36 (3). Издательство Техасского университета от имени Общества исследований кино и медиа: 56–72. дои : 10.2307/1225675 . JSTOR 1225675 .
- Штаб мотографии (13 июля 1918 г.). «Платит большую цену за одну катушку» . Мотография . 20 (2): 74.
- Маккенна, Дэниел (осень 2013 г.). «Впечатление и выражение: переосмысление анимационного изображения через Уинзора Маккея» . Синоптика . 2 (2).
Другие источники
[ редактировать ]- Хаббард, Эми (15 октября 2012 г.). «Празднование Маленького Немо» Уинзора Маккея; его «демоны» заставили его сделать это» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 15 декабря 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Уэллс, Пол (2002). Анимация и Америка . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-1-85331-203-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1918 года
- Американские анимационные фильмы 1910-х годов.
- Короткометражные анимационные фильмы 1910-х годов
- документальные фильмы 1918 года
- Черно-белые документальные фильмы
- Американские черно-белые фильмы
- Американские немые короткометражки
- Американские пропагандистские фильмы времен Первой мировой войны
- Американские анимационные документальные фильмы
- Документальные фильмы о морских катастрофах
- Фильмы режиссёра Уинзора Маккея
- Фильмы, действие которых происходит в Атлантическом океане
- Фильмы, действие которых происходит в 1915 году.
- РМС Лузитания
- Фильмы Национального реестра фильмов США
- Фильмы-катастрофы 1910-х годов
- Короткометражные фильмы 1918 года
- 1918 анимационных фильмов
- Выжившие американские немые фильмы
- Немые приключенческие фильмы
- Немые фильмы о войне