Мэтью Пэрис
Мэтью Пэрис | |
---|---|
![]() Автопортрет Мэтью Пэрис из оригинальной рукописи его Historia Anglorum (Лондон, Британская библиотека , MS Royal 14.C.VII, лист 6r). | |
Рожденный | в. 1200 возможно, Хилдершем , Кембриджшир , Англия |
Умер | 1259 г. ( ок. 59 лет) Сент-Олбанс , Хартфордшир , Англия |
Национальность | Английский |
Род занятий | Историк Автор Картограф Художник |
Заметная работа | Хроника Майор Цветы истории |
Матфей Парис , также известный как Матфей Парижский ( лат . Matthæus Parisiensis , букв. «Матфей Парижанин»; [ 1 ] в. 1200–1259), английский монах -бенедиктинец , летописец , художник иллюминированных рукописей и картограф, живший в аббатстве Сент-Олбанс в Хартфордшире . Он является автором ряда исторических работ, многие из которых он написал и осветил сам, обычно в рисунках, частично раскрашенных акварелью, иногда называемых «тонированными рисунками». Некоторые были написаны на латыни, другие — англо-нормандскими или французскими стихами. Его иногда путают с несуществующим Мэтью Вестминстерским .
Его Chronica Majora - известная средневековая работа, во многих случаях являющаяся ключевым источником по Европе середины XIII века, отчасти из-за его многословного включения в свое повествование личных мнений и использования таких источников, как записи, письма и разговоры со свидетелями. событиям, включая английского короля Генриха III , графа Ричарда Корнуолла , норвежского короля Хокона IV , ряд английских епископов и многих других. Современные историки признают предвзятость Парижа. Он часто был склонен прославлять императора Священной Римской империи Фридриха II и очернять Папу Римского. [ 2 ] выражая резкую критику централизованной церковной власти, а иногда и королевской власти. Однако в своей «Historia Anglorum » Пэрис демонстрирует крайне негативное отношение к Фридриху, вплоть до того, что описывает его как «тирана», «совершившего позорные преступления». [ 3 ]
Жизнь и работа
[ редактировать ]
Несмотря на свою фамилию и знание французского языка, Пэрис был англичанином по происхождению и, как полагают некоторые летописцы, принадлежал к семье Пэрис из Хилдершема , Кембриджшир . [ 4 ] Возможно, в юности он учился в Париже после раннего образования в школе Сент-Олбанс , однако это просто предположение. Первое, что мы знаем о Мэтью Пэрис (из его собственных сочинений), это то, что он был принят в монахи в Сент-Олбанс в 1217 году. Предполагаемая дата его рождения основана на предположении, что при поступлении он был подростком; некоторые ученые подозревают, что ему могло быть десять лет или больше; многие монахи вступили в монашескую жизнь только после того, как сделали карьеру во внешнем мире. Он явно чувствовал себя непринужденно среди знати и даже королевской семьи, что может указывать на то, что он происходил из семьи с некоторым статусом, хотя это также, по-видимому, указывает на его личность. В основном его жизнь прошла в этом религиозном доме. В 1248 году Парис был отправлен в Норвегию как носитель послания от Людовика IX к Хокону IV ; он настолько понравился норвежскому государю, что его пригласили руководить реформированием бенедиктинского Нидархольмского аббатства за пределами Тронхейма .

Помимо этих миссий, его известная деятельность была посвящена составлению истории - занятию, которым издавна славились монахи Сент-Олбанса. Он унаследовал мантию Роджера Вендовера , в то время главного летописца аббатства, после смерти Вендовера в 1236 году. Париж пересмотрел работу Вендовера, хронику, охватывающую Сотворение мира до 1235 года, известную как Flores Historiarum , и добавил новый материал летописного характера с 1236 года. и далее, который Парис поддерживал до своей смерти в 1259 году. Этот труд, известный как « Хроника», Majora , таким образом, была не только полезна для читателей парижского времени, но и использовалась современными историками в качестве исходного документа за период между 1235 и 1259 годами . Со смертью Париса дело обстояло иначе. Пэрис написал два основных сокращения своей «Хроники» : « Historia Anglorum» и работу, названную так же, как у Вендовера, « Flores Historiarum» . Эта рукопись, в отличие от его «Хроники» , копировался несколько раз и в разных местах, и в течение 250 лет после написания «Парижского Флореса » было сделано более 20 копий. Пэрис также известен своими иллюстрациями и картографическими способностями, которые часто встречаются на полях, но иногда им отводятся целые страницы.
Дублинская рукопись (см. ниже) содержит интересные примечания, которые проливают свет на участие Пэрис в других рукописях, а также на то, как использовались его собственные. Они на французском языке и написаны его рукой:
- «Если вам будет угодно, вы можете сохранить эту книгу до Пасхи»
- «Джи, пожалуйста, пошлите леди графине Арундел Изабель, чтобы она прислала вам книгу о святом Томасе Мученике и святом Эдуарде , которую я скопировал [перевел?] и проиллюстрировал, и которую леди графиня Корнуоллская может хранить до тех пор, пока Троица Троицы »
- «В книге графини Винчестер пусть на каждой странице будет по паре изображений таким образом»: (следующие стихи описывают тринадцать святых)
Предполагается, что последнее связано с тем, что Пэрис выступал в качестве агента по заказу и иконографического консультанта графини вместе с другим художником.
Передача его рукописей аристократическим домам, по-видимому, на несколько недель или месяцев, позволяет предположить, почему он сделал несколько различных иллюстрированных версий своей «Хроники».
Рукописи Мэтью Пэрис
[ редактировать ]Многие рукописи Пэрис, за исключением его «Хроники», содержат несколько текстов и часто начинаются с большого количества вступительных материалов, часто включая полностраничные миниатюры. Некоторые из них сохранились незавершенными, а различные элементы, которые теперь объединены вместе, возможно, не были задуманы Парижем. Если не указано иное, все они были переданы Парисом своему монастырю (судя по некоторым надписям, они считались его собственностью, которой он мог распоряжаться). монастырские библиотеки были расформированы При Роспуске . Эти рукописи, похоже, были оценены по достоинству и быстро собраны библиофилами. Многие из его рукописей, хранящихся в Британской библиотеке, взяты из библиотеки Коттона .

- Хроника Майора . Колледж Корпус-Кристи, Кембридж , MSS 26 и 16, 362 × 244/248 мм. ff 141 + 281, составлено в 1240–53 гг. Его основная историческая работа (см. ниже), но менее подробно иллюстрированная на странице, чем другие. [ 5 ] Эти два тома содержат анналы от сотворения мира до 1253 года. Содержание до 1234 или 1235 года основано в основном на Flores Historiarum Роджера Вендовера с дополнениями; после этой даты материал принадлежит Парису и написан его собственной рукой, начиная с 1213 года. полностраничные рисунки Вильгельма I. Имеется 100 рисунков на полях (25 + 75), несколько фрагментарных карт и маршрутный лист, а также Совсем недавно в MS 16 вся предварительная материя была перевязана отдельно. [ с 1 ] [ с 2 ]
- Продолжение « Хроники» с 1254 года до смерти Париса в 1259 году связано с Historia Anglorum в томе Британской библиотеки, расположенном ниже. Неиллюстрированная копия материала с 1189 по 1250 год, с большей частью его более резких комментариев о Генрихе III, смягченных или удаленных, находилась под контролем самого Пэрис и теперь существует как Британская библиотека Коттона MS Неро Д.В., л. 162–393. [ 6 ]
- Флорес Исторический . Больница и библиотека Четема, Манчестер , MS 6712. Лишь часть текста, охватывающая период с 1241 по 1249 год, находится в руках Париса, хотя ему приписывают авторство всего текста, который представляет собой сокращение « Хроники» с дополнениями из анналов. Рединга и Саутварка. Дополнительные интерполяции к тексту дают понять, что том был создан для Вестминстерского аббатства . Очевидно, он был начат там, копируя текст другой рукописи Парижа, дошедший до 1240 года. Позже он был отправлен обратно автору для обновления; Ричард Воган утверждает, что это было в 1251–1252 годах. Иллюстрации похожи на стиль Пэрис, но не его автора. Более поздние дополнения довели летопись до 1327 года. [ 7 ] [ с 3 ]
- История английского языка Британская библиотека, Royal MS 14 C VII, л. 8–156 В. [ 8 ] 358 × 250 мм, всего 232 кадра. История Англии, начавшаяся в 1250 году и, возможно, завершенная около 1255 года, охватывает 1070–1253 годы. Текст представляет собой сокращение « Хроники» Вендовера , также опираясь на «Флорес Историарум» и более раннюю отредактированную версию « Хроники» Пэрис . К нему прилагается заключительная часть парижской Chronica Majora , охватывающая 1254–1259 годы (листы 157–218), а также вступительные материалы, включая маршрут из Лондона в Иерусалим и тонированные рисунки королей Англии. Все находится собственноручно Париса, за исключением листов 210–218 и 154v–156v, которые находятся в руке писца, сделавшего запись о смерти Матфея Париса (л. 218v). « Хроника» завершается портретом Париса на смертном одре, предположительно сделанным не им. [ 9 ] К 15 веку этот том принадлежал Хамфри, герцогу Глостеру , сыну Генриха IV , который написал на нем «Ceste livre est a moy Homffrey Duc de Gloucestre». Позже она принадлежала епископу Линкольна , который написал записку, в которой говорилось, что, если монахи Сент-Олбанса смогут доказать, что книга была взята напрокат, они должны вернуть ее. В противном случае оно было завещано Новому колледжу Оксфорда . Тот факт, что книга была приобретена графом Арунделом XVI века, позволяет предположить, что надпись герцога Хамфри была не совсем точной, поскольку Новый колледж, вероятно, не избавился бы от нее. [ 10 ] [ с 4 ]
- Abbreviatio Chronicorum (или Historia major ), Британская библиотека Коттона MS Claudius D VI, л. 5–100. [ 11 ] Другая сокращенная история, в основном охватывающая период с 1067 по 1253 год. Вероятно, началась ок. 1255 г. , он остался незавершенным после смерти Париса. Иллюстрировано тридцатью тремя сидящими фигурами английских королей, иллюстрирующими генеалогию . Он также содержит наиболее развитую из четырех парижских карт Великобритании. [ с 5 ]
- Летописные отрывки из великих летописей . Британская библиотека Коттон М.С. Вителлий А XX, листы 77r–108v. [ 12 ] Обложки с 1066 по 1246 год. Написано где-то между 1246 и 1259 годами. Не определенно Парижем, но, очевидно, написано под его руководством, часть текста была написана его собственной рукой.
- Либер Аддитаменторум . Британская библиотека Cotton MS Nero DI, всего ff 202, содержит карты, иллюстрированные Vitae duorum Offarum , Gesta Abbatum (жизни первых 23 аббатов Сент-Олбанса с миниатюрным портретом каждого), гербы, а также большое количество копий оригинальных документов, таких как письма. В этом томе представлена оригинальная версия его известного рисунка слона, сделанная с натуры, а также большой рисунок Христа, не Парижа. [ 13 ] [ 14 ] [ с 6 ]
Мученичество Амфибала из Тринити-колледжа, Дублин Жизнь святого Албана - Жизнь святого Албана и др., датировка спорная (1230–1250), Тринити-колледж, Дублинская библиотека , Ms 177 (бывшая Ms EI40) 77 ff с 54 миниатюрами, в основном на полстраницы. 240 × 165 мм. Также содержит « Жизнь святого Амфибала » и различные другие работы, относящиеся к истории аббатства Сент-Олбанс , оба также иллюстрированы. «Жизнь святого Альбана» написана на французском языке в стихах, адаптированных из « Жизни святого Альбана» Уильяма Сент-Олбанского , ок. 1178. Рукопись также содержит записи, сделанные рукой Париса (см. выше), показывающие, что его рукописи одалживались различным аристократическим дамам на определенные периоды и что он, вероятно, выступал в качестве посредника между заказчиками рукописей и (вероятно) мирскими художниками, которые их создавали. консультации по календарям и иконографии. [ с 7 ]
- Жизнь короля Эдуарда Исповедника 1230-х или 40-х годов, Библиотека Кембриджского университета, MS. Ээ.3.59. [ 15 ] Это единственная сохранившаяся копия этой работы, но считается, что это несколько более поздняя копия, сделанная в Лондоне, вероятно, придворными художниками, с парижского текста и иллюстраций в рамках. На основе латинского «Жизнеописания Эдварда Исповедника» Элреда Риво , ок. 1162. [ с 8 ]
Один из «Листов Бекета», если не Парижа, то уж точно в его стиле. - Жизнь святого Фомы Кентерберийского , Британская библиотека, кредит MS 88 – Четыре листа («Листья Бекета») сохранились из французского стихотворного рассказа о жизни Томаса Бекета с большими иллюстрациями. На основе латинского Quadrilogus, составленного Элиасом Ившемским в аббатстве Кроуленд в 1198 году. Иллюминации приписаны Парижу Джанет Бэкхаус , но не Найджелом Морганом . Воган ранее отмечал, что листы из « Жизни святого Фомы» и « Жизни короля Эдуарда» разного размера и написаны разными писцами, ни один из них не является самим Пэрисом, поэтому они вряд ли могут быть частью рукописи, написанной Пэрисом. о том, что он одолжил графине Арундел; но что, «судя по сценарию и стилю освещения», они являются «очень близкими копиями оригинала Мэтью [Пэрис]». [ 16 ] [ с 9 ]
- «Жизнь святого Эдмунда» , французская стихотворная история жизни Эдмунда Рича , архиепископа Кентерберийского с 1233 по 1240 год. Основана на собственной латинской прозе Парижа «Жизнь Рича», составленной в конце 1240-х годов и основанной на коллекции материалов, сделанных в Понтиньи , заявления Роберта Бэкона и Ричарда Вича , епископа Чичестера, и другие материалы, в том числе из собственной истории Парижа. Копия прозаического жития XIV века сохранилась в Британской библиотеке Коттона MS Julius D VI, листы 123–156v. [ 17 ] Один экземпляр стихотворной жизни, находившийся в книге Коттона MS Вителлия Д VIII, был уничтожен во время пожара 1731 года ; но еще одна копия была обнаружена в начале 1900-х годов в аббатстве Уэлбек и сейчас находится в Британской библиотеке. [ 18 ]
- Liber Experimentarius Бернарда Сильвестриса и другие трактаты по гаданию. [ 19 ] Бодлианская библиотека , Оксфорд, г-жа Эшмол 304, 176×128 мм, ff72. Множество иллюстраций: авторские портреты (многие древние греки — Сократ , Платон , Евклид , Пифагор ), птицы, таблицы и схемы геомантического значения. Сохранилось несколько более поздних копий текста и иллюстраций. Происхождение до 1602 г. неизвестно. [ c 10 ]
- Разные сочинения Джона Уоллингфорда (Младшего), Британская библиотека, MS Коттон Юлий D VII, [ 20 ] 188 × 130 мм, л. 134. 1247–58. В основном написано Джоном Уоллингфордом , другим монахом из Сент-Олбанса, который, вероятно, также сделал несколько рисунков. Портрет Джона, [ 21 ] карта Британских островов и Христос в величии принимаются Парижем. Основной текст представляет собой хронику, во многом производную от Парижской. Это была собственность Джона, оставленная его последнему монастырю в Уаймондхэме .
Также фрагменты латинской биографии Стивена Лэнгтона . Различные другие работы, особенно карты.
Панно на дубе Святого Петра , единственная сохранившаяся часть храма-скинии (1850 × 750 мм), находящаяся в Музее Университета Осло , приписывается Парижу и предположительно датируется его визитом в 1248 году. Местные картины обычно выполнены на сосне. , так что он, возможно, принес это с собой или отправил позже. [ 22 ]
Пэрис как художник
[ редактировать ]
В некоторых рукописях Пэрис миниатюра в рамке занимает верхнюю половину страницы, а в других они «маргинальные» — без рамки и занимают нижнюю четверть (приблизительно) страницы. Тонированные рисунки были устоявшимся стилем задолго до Парижа и стали особенно популярными в первой половине 13 века. Они, конечно, были намного дешевле и быстрее, чем полностью окрашенные светильники. Традиция тонированных рисунков или контурных рисунков тушью, дополненной цветной размывкой, была чисто английской, восходящей к англосаксонскому искусству середины X века и связанной с английской бенедиктинской реформой того периода. Сильное влияние на одну ветвь стиля оказала Каролингская Утрехтская Псалтирь , которая находилась в Кентербери примерно с 1000 по 1640 год. Она была скопирована в 1020-х годах в Харлейской Псалтири и в Эдвинской Псалтири середины XII века.

Недавние исследования, в частности исследования Найджела Моргана, предполагают, что влияние Пэрис на других художников того периода было преувеличено. Вероятно, это связано с тем, что о нем известно гораздо больше, чем о других английских просветителях того периода, которые по большей части анонимны. Большинство рукописей, судя по всему, были созданы художниками-мирянами в этот период. Гильом де Брайль изображен в церковном постриге, но он был женат, что позволяет предположить, что у него были лишь незначительные заказы. В рукописях, созданных Пэрисом, мало признаков сотрудничества, но историки искусства обнаруживают, что школа Сент-Олбанса выжила после смерти Пэрис и находилась под его влиянием.
Стиль Парижа предполагает, что он был сформирован работами примерно 1200 года. Он был несколько старомоден, сохраняя округлость своих фигур, а не перенимая тонкую угловатость большинства своих современников-художников, особенно лондонских. Его композиции очень изобретательны; его положение монаха с хорошими связями, возможно, придало ему больше уверенности в создании новых композиций, тогда как художник-мирянин предпочел бы придерживаться традиционных формул. Это также может отражать отсутствие полноценного обучения искусству того периода. Его окраска подчеркивает зеленый и синий цвета, и вместе с характерным расположением изображения в верхней половине страницы он относительно самобытен. Вероятно, его последние наброски можно найти в Vitae duorum Offarum в BL MS Cotton Nero DI.
Пэрис как историк
[ редактировать ]С 1235 года, когда Вендовер уронил перо, Париж продолжил историю по плану, которому следовали его предшественники. Большую часть своих сведений он черпал из писем важных людей, которые иногда вставляет, но гораздо больше — из бесед с очевидцами событий. Среди его информаторов были Ричард, граф Корнуолл и король Генрих III , с которыми он, судя по всему, был в близких отношениях.
Король знал, что Париж пишет историю, и хотел, чтобы она была как можно более точной. В 1257 году, во время недельного визита в Сент-Олбанс, Генрих день и ночь держал летописца при себе и «и руководил моим пером, — говорит Парис, — с большой доброй волей и усердием». Любопытно, что Chronica Majora дает столь неблагоприятное описание политики короля. Генри Ричардс Луард предполагает, что Пэрис никогда не предполагал, что его произведение будут читать в его нынешнем виде. Рядом с многими отрывками из автографа написана пометка offendiculum , которая показывает, что писатель понимал опасность, которой он подвергался. С другой стороны, неочищенные копии были сделаны еще при жизни Пэрис. Хотя оскорбительные отрывки должным образом опущены или смягчены в сокращении его более обширного труда « История англорум» (написанного около 1253 года), истинные чувства Париса, должно быть, не были секретом. Для старой теории нет почвы [ нужна ссылка ] что он был официальным историографом.
Натуралисты высоко оценили его описания дикой природы Англии того времени, хотя они и были краткими: в частности, его ценное описание первого вторжения в Англию в 1254 году обыкновенного клеста . [ 23 ]
Париж как картограф
[ редактировать ]
Среди других его карт выделялись (четыре версии) маршрут паломника , показывающий путь из Лондона в Рим в графической форме. [ 24 ] Последовательность изображений городов на маршруте обозначала конечную точку каждого дня путешествия, позволяя зрителю представить и проследить все путешествие, как в комиксе – достижение, беспрецедентное в других частях средневекового мира. [ 25 ]
Исследования Мэтью Пэрис
[ редактировать ]Связь работ Мэтью Пэрис с работами Джона де Селии ( Джона Уоллингфордского ) и Роджера Вендовера можно изучить в Генри Луарда издании Chronica Majora (7 томов, серия Rolls , 1872–1881), которое содержит ценные предисловия. Historia Anglorum sive historia major (1067–1253) была отредактирована Фредериком Мэдденом (3 тома, серия Rolls, 1866–1869).
Мэтью Пэрис иногда путают с Мэтью Вестминстерским , известным автором Flores historiarum под редакцией Луарда (3 тома, серия Rolls, 1890). Этот труд, составленный разными руками, представляет собой издание Матфея Париса с продолжениями, датируемыми 1326 годом.
Он написал житие святого Эдмунда Абингдонского , бывшего архиепископа Кентерберийского . [ 26 ]
Он также написал англо-нормандскую книгу «La Estoire de Seint Aedward le Rei» («История Святого Эдуарда Короля»), которая сохранилась в прекрасно иллюминированной рукописной версии, Кембридж, Библиотека Кембриджского университета , MS. Ээ.3.59. Рукопись имела разнообразную историю публикаций. [ 27 ] Разделы были напечатаны в » Франсиска Мишеля «Англо-нормандских хрониках . Издание Луарда для серии Rolls [ 28 ] подвергся резкой критике; [ 29 ] он был отредактирован для Англо-нормандского текстового общества . К. К. Уоллесом [ 30 ] Факсимиле было Роксбургского клуба отредактировано М. Р. Джеймсом . [ 31 ] Вся рукопись была оцифрована, и ее можно увидеть в Интернете. [ 32 ]
Парижский дом в средней школе для девочек Сент-Олбанса назван в его честь.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джон Аллен Джайлз (переводчик), Английская история Мэтью Пэрис с 1235 по 1273 год , Опубл. 1852 г. ( стр. v )
- ^ Питер Джексон, Монголы и Запад , с. 58
- ^ Мэтью Пэрис, «Мэтью Пэрис о Штауфере, Италия». В книге Джессалин Берд, Эдварда Питерса и Джеймса М. Пауэлла, Крестовый поход и христианский мир: аннотированные документы в переводе от Иннокентия III до падения Акры, 1187–1291 , стр. 405.
- ^ Эдмунд Картер (1819). История графства Кембридж . С. &. Р. Бентли.
- ^ "Добро пожаловать" . Колледж Корпус-Кристи . Архивировано из оригинала 20 июля 2008 года . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ «Мэтью Пэрис, Chronica maiora (2r-393r), включающая гимн Святого Годрика Пресвятой Деве Марии (150v: Boffey 2988)…» Британская библиотека . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Найджел Морган в: Джонатан Александр и Пол Бински (редакторы), Эпоха рыцарства, Искусство в Англии Плантагенетов, 1200–1400 , Королевская академия / Вайденфельд и Николсон, Лондон, 1987, Cat 437
- ^ Информация о оцифрованной рукописи Британской библиотеки: Royal MS 14 C VII
- ^ «Мэтью Пэрис на смертной бусине» . Британская библиотека . Архивировано из оригинала 29 апреля 2005 года . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ «Карта Великобритании Мэтью Пэрис» . Британская библиотека . Архивировано из оригинала 15 сентября 2008 года . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Каталог архивов и рукописей Британской библиотеки: Коттон MS Клавдий D VI, листы. 5–100
- ^ Каталог архивов и рукописей Британской библиотеки: Коттон MS Vitellius A XX, ff 67–242 .
- ^ «Маршрут из Лондона в Шамбери в «Книге дополнений» Мэтью Пэрис » . Архивировано из оригинала 13 января 2008 года . Проверено 7 марта 2007 г.
- ^ «Жития Оффа» Мэтью Пэрис, Христос из Откровений» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 7 марта 2007 г.
- ^ Пэрис, Мэтью. «Житие святого Эдуарда Исповедника» . Кембриджская цифровая библиотека . Проверено 24 апреля 2012 г.
- ^ Вон (1958), Мэтью Пэрис , с. 171
- ^ Каталог архивов и рукописей Британской библиотеки: Коттон MS Джулиус D VI, ff 123r–156v .
- ^ Каталог архивов и рукописей Британской библиотеки: добавьте MS 70513, ff 85v-100 .
- ^ Яфрате, Аллегра (2016). Мэтью Пэрис, Монах и шанс: Бодлианская библиотека, MS Ashmole 304 . Париж: Гарнье. ISBN 978-2-8124-4945-1 .
- ^ Каталог архивов и рукописей Британской библиотеки: Cotton MS Julius D VII, ff 34–115r .
- ^ «Джон Уоллингфорд» . Британская библиотека . Архивировано из оригинала 11 марта 2007 года . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Найджел Морган в: Джонатан Александр и Пол Бински (редакторы), Эпоха рыцарства, Искусство в Англии Плантагенетов, 1200–1400 , Королевская академия / Вайденфельд и Николсон, Лондон, 1987, Cat 311
- ^ Перри, Ричард. Дикая природа Великобритании и Ирландии . Лондон: Croom Helm Ltd, 1978, стр. 134.
- ^ DJ Хопкинс, Город/Сцена/Глобус (Оксон, 2008), с. 72 и с. 198
- ^ DJ Hopkins, City/Stage/Globe (Oxon 2008), стр. 75–6.
- ^ Лоуренс, Швейцария (1996). Жизнь святого Эдмунда Мэтью Пэрис . Оксфорд: Алан Саттон. ISBN 978-0-7509-1129-0 .
- ^ Пламтри, Джеймс (2014). «Средневековая рукопись в эпоху механического воспроизведения: относительно Кембриджа, MS. Ee. 3. 59» . В Колле-Баке, Натали; Лэтэм, Моника; Тен Эйк, Дэвид (ред.). От текста к книге: исследования производственного и редакционного процессов . Нэнси: Editions Universitaires de Lorraine. стр. 169–179.
- ^ Луард, Генри Ричардс, изд. (1858). Жития Эдварда Исповедника . Лондон: Лонгман, Браун, Гринс, Лонгманс и Робертс.
- ^ Аткинсон, Роберт (1874). «Критика издания г-на Луарда французской поэмы о жизни Эдварда Исповедника». Герматена . 1 (1): 1–81. JSTOR 23036310 .
- ^ Уоллес, Кэтрин Янг, изд. (1983). История святого Эдварда ле Рея . Лондон: Англо-нормандское текстовое общество. ISBN 9780905474090 .
- ^ Джеймс, MR, изд. (1920). История короля Эдуарда . Оксфорд: Фредерик Холл.
- ^ «Житие святого Эдуарда Исповедника Матфея Париса» . Кембриджская цифровая библиотека.
- ^
СМИ, связанные с Chronica Majora, часть 1 (Мэттью Пэрис) — Parker MS 26 на Викискладе?
- ^
СМИ, связанные с Chronica Majora, часть 2 (Мэттью Пэрис) — Parker MS 16 на Викискладе?
- ^
СМИ, связанные с цветами истории, на Викискладе?
- ^
СМИ, связанные с Historia Anglorum (1250–1259) — BL Royal MS 14 C VII на Викискладе?
- ^
СМИ, связанные с Мэтью Пэрисом, Abbreuiatio Chronicorum, 1000–1255 гг. Н. Э. (13 век) - BL Cotton MS Claudius D VI на Wikimedia Commons
- ^
СМИ, связанные с Мэтью Пэрисом, Liber Additamentorum (13-14 вв.) — BL Cotton MS Nero DI на Wikimedia Commons
- ^
СМИ, связанные с Дублином, Тринити-колледжем, MS EI 40, Жизнью Святого Албана на Викискладе?
- ^
СМИ, связанные с жизнью короля Эдуарда Исповедника, на Викискладе?
- ^
СМИ, связанные с листьями Бекета (около 1220–1240 гг.) - BL Loan MS 88 на Wikimedia Commons
- ^
СМИ, связанные с Liber Experimentarius - Bod. MS Ashmole 304 на Wikimedia Commons
- свободном доступе : Дэвис, Генри Уильям Карлесс (1911). « Матфей Парижский ». Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). стр. 898–899. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Библиография
[ редактировать ]- Ричард Воган (1958), Мэтью Пэрис . Кембридж: Издательство Кембриджского университета
- Морган, Найджел (1982). Ранние готические рукописи . Лондон: Х. Миллер. ISBN 978-0-19-921026-8 . (о рукописях и художественном стиле)
- Вейлер, Бьорн (3 января 2012 г.). «Мэтью Пэрис о написании истории». Журнал средневековой истории . 35 (3): 254–278. doi : 10.1016/j.jmedhist.2009.05.001 . S2CID 159777718 .
- Ли, Сидни , изд. (1895). . Словарь национальной биографии . Том. 43. Лондон: Смит, Элдер и компания.
- Герберманн, Чарльз, изд. (1911). Католическая энциклопедия . Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
Об отношении Мэтью Пэрис к англо-еврейской общине
[ редактировать ]- Менаше, София (1997). «Отношение Мэтью Пэрис к англо-еврейству». Журнал средневековой истории . 23 (2): 139–162. дои : 10.1016/s0304-4181(97)00003-1 .
- Колин Ричмонд (1992). «Английскость и средневековое англо-еврейство». В Кушнере, Тони (ред.). Еврейское наследие в британской истории . Фрэнк Касс. стр. 42–59. ISBN 0-7146-3464-6 .
- Хайамс, Пол Р. (1974). «Еврейское меньшинство в средневековой Англии, 1066-1290» . Журнал еврейских исследований . 25 (2): 270–93. дои : 10.18647/682/JJS-1974 . особенно стр. 282–3
- Бенин, Стивен Д; והיהודים, מתיאו פריס (1989). «Мэтью Пэрис и евреи». Труды Всемирного конгресса иудаистов . Раздел B, II: История еврейского народа. Всемирный союз еврейских исследований: 61–68. JSTOR 23535615 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Изображения
- Стэнфордские оцифрованные тексты - работы Парижа и о Париже, включая Воана и т. Д., В огромных файлах PDF.
- Рецензия JSTOR на книгу Воана
- Путеводитель Мэтью Пэрис для паломников по Иерусалиму: информация, изображение с возможностью масштабирования Веб-сайт Британской библиотеки
- Статья в Art Bulletin о его картах; «Воображаемое паломничество на маршрутных картах Мэтью Пэрис». 01.12.1999, Коннолли, Дэниел К.
- Латинские летописцы с одиннадцатого по тринадцатый века: Мэтью Пэрис из Кембриджской истории английской и американской литературы , том I, 1907–21.
- Жизнь святого Эдуарда Исповедника, Кембриджская цифровая библиотека
- Полностью аннотированная копия карты Клавдия Мэтью Пэрис с переводами и транскрипциями.
- 1200 рождений
- 1259 смертей
- Люди из Сент-Олбанса
- Английские бенедиктинцы
- Английские христианские монахи
- Английские летописцы
- Английские картографы
- Историки католической церкви
- Британские геральдисты
- Иллюминаторы рукописей
- Писатели, иллюстрировавшие свои произведения
- Средневековые европейские писцы
- английские писцы
- Люди, получившие образование в школе Сент-Олбанс, Хартфордшир.
- Авторы-художники
- Средневековые английские художники
- Христианские монахи XIII века
- Художники 13 века
- Английские художники 13 века
- Писатели XIII века на латыни
- Английские историки XIII века
- Картографы XIII века