Английская бенедиктинская реформа
Английская бенедиктинская реформа или монашеская реформа английской церкви в конце десятого века была религиозным и интеллектуальным движением позднего англосаксонского периода . В середине Х века почти все монастыри укомплектованы светским духовенством , часто состоящим в браке. Реформаторы стремились заменить их безбрачными созерцательными монахами, следовавшими правилу святого Бенедикта . Движение было вдохновлено континентальными монашескими реформами , а ведущими фигурами были Данстан , архиепископ Кентерберийский , Этельволд , епископ Винчестерский , и Освальд , архиепископ Йоркский .
В Англии седьмого и восьмого веков большинство монастырей были бенедиктинскими, но в девятом веке образование и монашество резко пришли в упадок. Альфред Великий (871–899) выразил сожаление по поводу упадка и начал обращать его вспять. Двор Этельстана (924–939), первого короля всей Англии, был космополитическим, и будущие реформаторы, такие как Данстан и Этельволд, учились у континентальных представителей бенедиктинского монашества. Английское движение стало доминирующим при короле Эдгаре (959–975), который поддержал изгнание светского духовенства из монастырей и соборных капитулов и замену их монахами. Реформаторы имели тесные отношения с Короной , продвигая ее интересы и завися от ее поддержки. Движение ограничивалось южной Англией и Мидлендсом , поскольку Корона не была достаточно сильна в северной Англии, чтобы конфисковывать собственность у местной элиты для создания там бенедиктинских фондов. Движение пришло в упадок после смерти его ведущих представителей в конце десятого века.
Художественные мастерские, основанные Этельволдом, достигли высокого уровня мастерства в области рукописных иллюстраций , скульптуры, золота и серебра и имели влияние как в Англии, так и на континенте. В его монастырях обучение достигло высокого уровня, создавая грамотную прозу и поэзию в сложном герменевтическом стиле латыни, который был популярен в Англии десятого века. Его винчестерская школа сыграла важную роль в создании стандартного народного западносаксонского литературного языка, а его ученик Эльфрик был его самым выдающимся писателем.
Все сохранившиеся средневековые отчеты о движении написаны сторонниками реформ, которые решительно осуждали то, что они считали коррупцией и религиозной неадекватностью светского духовенства, но историки конца двадцатого и начала двадцать первого веков все чаще считали эти отчеты несправедливо предвзятыми. против светского духовенства.
Фон
[ редактировать ]Автором Устава святого Бенедикта , который был основным монашеским кодексом в Западной Европе в раннем средневековье, был святой Бенедикт Нурсийский ( ок. 480–550 ). Согласно этому Правилу, жизнь монахов в основном была посвящена молитве, чтению священных текстов и физическому труду. Они жили общинной жизнью и были обязаны полностью подчиняться своему настоятелю. Достижением Бенедикта было создание стабильной системы, характеризующейся умеренностью и осмотрительностью. [ 1 ]
В седьмом веке в Англии развилось мощное монашеское движение, находившееся под сильным влиянием идей святого Бенедикта, а английский ученый конца седьмого века Альдхельм предположил, что монастыри обычно следуют бенедиктинскому правилу. [ 2 ] Однако к 800 году лишь немногие фонды могли претендовать на высокие духовные и интеллектуальные стандарты, а в девятом веке произошел резкий упадок образования и монашества. [ 3 ] Политическое и финансовое давление, отчасти из-за разрушений, вызванных нападениями викингов , привело к растущему предпочтению пастырского духовенства, которое оказывало мирянам основные религиозные услуги, перед созерцательными монахами. [ 4 ] Произошла постепенная передача собственности от министров Короне, которая ускорилась после 850 г. По словам Джона Блэра :
В значительной степени королевская администрация добилась территориальной стабильности, напирая на министров. Вполне возможно, что полемисты конца X века обвиняли королей Уэссекса и их магнатов даже больше, чем викингов, в разграблении ресурсов церкви. Шрамы от набегов викингов зажили, но секуляризация монастырей продолжалась медленным и последовательным курсом. [ 5 ]
В конце девятого века Альфред Великий начал возрождать ученость и монашество. [ а ] и эту работу продолжил его внук, король Этельстан (924–939). Короли до Эдгара (959–975) не придерживались мнения, которого придерживались Этельволд и его окружение, о том, что единственной достойной религиозной жизнью является бенедиктинское монашество. [ 12 ] Когда Жерар Бронский реформировал аббатство Сен-Бертен в Сен-Омере по бенедиктинскому образцу в 944 году, монахи-диссиденты нашли убежище в Англии при короле Эдмунде (939–946). [ 13 ] До реформы X века границы между светским духовенством и монашеством иногда были размыты. Известны случаи создания общин монахов для осуществления пастырского окормления, а духовенство в некоторых светских учреждениях жило по монашеским правилам. [ 14 ]
Раннее развитие
[ редактировать ]Бенедиктинское реформаторское движение на континенте началось с основания аббатства Клюни в Бургундии в 909–910 гг. [ 15 ] но влияние Клюни, отличавшегося новаторскими обычаями, в основном ограничивалось Бургундией. Ближайшие связи Англии были с более консервативным аббатством Флери на Луаре , которое пользовалось большим престижем, поскольку в нем хранилось тело святого Бенедикта. На лидеров английского движения также повлияли реформы, провозглашенные Каролингским императором Священной Римской империи Людовиком Благочестивым на Аахенских синодах в 810-х годах, и, в частности, введение ими единых монашеских правил под властью Короны. . [ 16 ] Скромные религиозные и дипломатические контакты между Англией и континентом при Альфреде и его сыне Эдварде Старшем (899–924) активизировались во время правления Этельстана, когда началось возрождение монашества. Четыре сводные сестры Этельстана вышли замуж за европейских правителей, что привело к более тесным контактам между английскими и континентальными дворами, чем когда-либо прежде. Было импортировано множество рукописей, что оказало влияние на английское искусство и науку, а английские церковники узнали о реформаторском движении континентальных бенедиктинцев. [ 17 ]
Лидерами английской бенедиктинской реформы были Данстан , архиепископ Кентерберийский (959–988), Этельволд , епископ Винчестера (963–984), и Освальд , архиепископ Йоркский (971–992). [ 18 ] Данстан и Этельволд достигли зрелости в космополитическом интеллектуальном дворе Этельстана в 930-х годах, где они встретились с монахами из европейских реформированных домов, которые послужили источником вдохновения для английского движения. В начале 940-х годов Данстан был назначен аббатом Гластонбери , где к нему присоединился Этельволд, и большую часть следующего десятилетия они провели за изучением бенедиктинских текстов в Гластонбери, который стал первым центром распространения монашеской реформы. «Правило святого Бенедикта» было переведено на древнеанглийский язык в это время, вероятно, Этельволдом, и это единственный сохранившийся прозаический перевод «Правила» на европейский язык раннего средневековья. Примерно в 954 году Этельволд хотел поехать на континент, чтобы изучить там реформы из первых рук, но король Эадред (946–955) отказал ему в разрешении и назначил его аббатом Абингдона , который стал вторым центром. [ 19 ] Дунстан был сослан королем Эдвигом (955–959) между 956 и 958 годами, и это время он провел, наблюдая за бенедиктинскими практиками в аббатстве Святого Петра в Генте . [ 20 ] С другой стороны, Этельволд, похоже, был в хороших отношениях с Эдвигом, что является ранним признаком того, что реформаторы не были едины политически. [ 21 ] Освальд был племянником Оды , архиепископа Кентерберийского с 941 по 958 год. Ода, сторонник реформ, познакомил Освальда с Флери, где он был рукоположен и провел большую часть 950-х годов. [ 18 ]
Реформа и Корона
[ редактировать ]Розамонд МакКиттерик отмечает, что «рвение к монастырской реформе, несомненно, было общей чертой всей Европы». [ 22 ] Основными центрами были Лотарингия , западная Франция и южная Англия, а реформы были поддержаны правителями, которые считали образцовые монастыри средством укрепления своей власти и престижа. [ 23 ] Однако отношения между монастырями и их покровителями были разными. Там, где правители были слабы, как в Бургундии, Клюни искал защиты у папства, тогда как в других областях, таких как Фландрия , монастыри имели тесные связи с местными правителями. В Англии существовала тесная зависимость от королевской семьи и очень незначительное влияние папы. [ 24 ] Вступление на престол в 959 году Эдгара, первого короля, решительно поддержавшего реформу, привело к поддержке судом введения бенедиктинских правил в отношении ряда старых монастырей с монахами, привезенными из таких домов, как Вестбери на Триме Освальда , Гластонбери Данстана и Абингдон Этельволда. было основано несколько женских монастырей, имевших королевские связи Почти ни один из реформированных домов не был основан на новом фундаменте, но в Уилтшире и Хэмпшире . [ 25 ]
Когда Эдгар стал королем, он немедленно уволил новоназначенного архиепископа Кентерберийского Биртельма и назначил на его место Данстана. [ 20 ] В 963 году Эдгар назначил Этельволда епископом Винчестера, и с разрешения Папы и при поддержке короля новый епископ изгнал светское духовенство из Старого и Нового соборов города и заменил их монахами. Светские чиновники и их сторонники были влиятельными местными жителями, и королю пришлось прибегнуть к силе, чтобы конфисковать их богатые бенефиции . [ 26 ] К 975 году было реформировано до 30 мужских домов и 7 или 8 женских монастырей, все в Уэссексе или в тех местах в Мидлендсе, где Этельволд и Освальд владели собственностью. Однако реформированные дома тогда составляли, вероятно, лишь около 10 процентов религиозных учреждений. [ 27 ] Самые богатые реформированные монастыри были намного богаче, чем обычные светские монастыри, и Книга Судного дня показывает, что в конце одиннадцатого века некоторые владели землей стоимостью столько же, сколько все, за исключением величайших светских магнатов. [ 28 ] но богатые и важные нереформированные дома, такие как Честер-ле-Стрит и Бери-Сент-Эдмундс, процветали и в одиннадцатом веке. Пропаганда реформаторов, в основном из круга Этельволда, утверждала, что церковь изменилась во время правления Эдгара, но, по мнению Блэра, религиозная культура, «когда мы копаем глубже, начинает выглядеть менее эксклюзивной и больше похожей на культуру Этельстана и Эдмунда». [ 29 ]
Эдгар был обеспокоен различными интерпретациями бенедиктинского правила в разных монастырях своего королевства и хотел ввести единые правила, которым должны были следовать все. Правила были изложены в ключевом документе английской реформы — Regularis Concordia , который был принят Советом Винчестера примерно в 970 году. [ б ] [ 31 ] « Конкордия» была написана Этельволдом, который обратился за советом к аббатствам Гента и Флёри. [ 32 ] Основной целью Конкордии была регуляризация форм церковных служб, и Этельволд пытался синтезировать то, что он считал лучшей континентальной и английской практикой. [ 33 ]
На континенте существовали разные интерпретации бенедиктинского правила, но в Англии единая практика была вопросом политического принципа. В Конкордии говорилось, что король Эдгар «призвал всех придерживаться единого мнения в отношении монашеских обычаев… и поэтому, твердо придерживаясь постановлений Правил, избегать любых разногласий, чтобы не возникали различные способы соблюдения обычаев одного Правило и одна страна должны опозорить их священный разговор». [ 34 ] Обычаи Флери оказали наибольшее влияние на Regularis Concordia , а сам Флери, возможно, находился под влиянием английских литургических практик. [ 35 ]
Завоевание Данелага западносаксонскими королями впервые объединило Англию в единое королевство, позволив королям, начиная с Этельстана, считать себя наследниками императоров Каролингов ; регулирование монастырей с помощью единого бенедиктинского правила было призвано идеологически объединить королевство и повысить королевский престиж. [ 36 ] Монахи зависели от короля в большей степени, чем местные старейшины , поэтому их лояльности можно было доверять, и они могли выступать в качестве противовеса могущественным местным семьям. [ 37 ] Regularis Concordia требовала, чтобы в монастырях читались псалмы о короле и королеве несколько раз в день, и указывалось, что для выборов аббатов необходимо получить королевское согласие. [ 38 ] Реформаторы стремились усилить христианский характер королевской власти, и одним из аспектов этого было повышение статуса королевы; Последняя жена Эдгара, Эльфтрит , была первой супругой короля, которая регулярно выступала в роли регины . [ 39 ]
Пропаганда реформаторов утверждала, что Англия была объединена в результате широкого признания бенедиктинства и что величайший благотворитель движения, король Эдгар, сыграл важную роль в объединении своими требованиями соблюдения бенедиктинского правления. [ 40 ] Этельволд, вероятно, обучал Эдгара в детстве и был очень близок с ним; вполне вероятно, что Этельволд оказал влияние на то, чтобы убедить короля провести реформы и поддержать бенедиктинское монашество. [ 41 ] Во время его правления монахи стали доминирующими в епископстве. [ 42 ]
Этельволд был близок к королеве Эльффрит и поддерживал притязания ее сына Этельреда (978–1016) на престол против его старшего сводного брата Эдварда (975–978). Данстан поддержал Эдварда, который преуспел после смерти Эдгара в 975 году. Этельред стал королем после убийства своего сводного брата в 978 году, а Этельволд стал влиятельной фигурой при дворе до своей смерти в 984 году. [ 43 ]
Дворянство и реформа
[ редактировать ]Дворяне делали пожертвования реформированным фондам по религиозным причинам, и многие верили, что смогут спасти свои души, покровительствуя святым людям, которые будут молиться за них, и таким образом помогут искупить свои грехи. В некоторых случаях дары были платой за право быть похороненным в монастыре. Некоторые аристократы основали новые монастыри; например, Этельвин, элдормен Восточной Англии , основал аббатство Рэмси в 969 году, подарил ему множество даров и перенес в него мощи . двух принцев-мучеников Подарки были предназначены для повышения престижа как дарителя, так и получателя, как, например, когда олдермен Биртнот из Эссекса, позже ставший героем битвы при Мэлдоне , подарил Эли Эбби «тридцать манкусов золота, двадцать фунтов серебра, два золотых креста и две кружевные покровы с драгоценными изделиями из золота и драгоценных камней и две прекрасно сделанные перчатки». [ 44 ] В местной хронике двенадцатого века, Liber Eliensis , записано, что он подарил аббатству четырнадцать поместий. После его смерти его вдова добавила большую драпировку с изображениями его побед, которая, по-видимому, ранее выставлялась в их доме, и золотую гривну . [ 45 ]
Выбор дворянами получателя определялся их отношениями с отдельными монахами и другими аристократами. Человек будет покровительствовать тем же фондам, которые поддерживали другие члены семьи и союзники, но грабит собственность домов, связанных с его политическими противниками. Этельвин из Восточной Англии и Эльфхер, элдормен из Мерсии, были лидерами двух соперничающих фракций. Эльфхер захватил землю Этельвина Рэмси и был врагом архиепископа Освальда и союзником епископа Этельволда. Этельвин, друг Освальда, иногда захватывал землю, принадлежавшую Эли Этельволда. Сам Освальд использовал свое положение, чтобы помогать своим родственникам, сдавая им в аренду земли Вустера способами, которые были запрещены синодами девятого века. Историк Джанет Поуп комментирует: «Похоже, что религия, даже монашество, не смогла разрушить тесную родственную группу как основную социальную структуру в Англии десятого века». [ 46 ]
Все три лидера движения были аристократами и смогли заручиться поддержкой своей семьи и друзей, а также короля. По мнению Поупа, «эта тесная связь между монахами и дворянами в конечном итоге является наиболее важным фактором успеха реформы». [ 47 ] Вормальд соглашается, заявляя, что аристократическая поддержка монашеской реформы была более важной для ее успеха, чем королевское или папское спонсорство. [ 48 ] Аристократия не ограничилась поддержкой реформированных фондов, но продолжала делать пожертвования нереформированным. [ 49 ]
Монахи и священнослужители
[ редактировать ]Николас Брукс описывает Данстана как «самую способную и любимую фигуру, которую создала Англия в десятом веке», и отмечает, что его «пример помог вдохновить массовую передачу земельных ресурсов от светской аристократии религиозной аристократии; это сделало возможным возрождение научные, религиозные, пастырские и культурные стандарты в Англии конца десятого века, которые придали отчетливо монашеский характер английской церкви и иерархии». Но Брукс признает, что очень сложно указать на какой-либо конкретный вклад Данстана в реформу, отчасти потому, что ни один из его биографов не был хорошо осведомлен о его карьере после того, как он стал архиепископом Кентерберийским. [ 50 ] Никола Робертсон ставит под сомнение важность Данстана: «В настоящее время было бы неразумно давать окончательный ответ на вопрос, была ли роль Данстана как зачинщика монашеского реформаторского движения фактом десятого века или вымыслом двенадцатого века». [ 51 ]
Этельволд реформировал монастыри в своей Винчестерской епархии, а также помог восстановить дома в восточной Англии, такие как Питерборо , Эли , Торни и Сент-Неотс . Почти все они были монастырями в седьмом веке, а позже стали общинами светских клерков или перешли в светскую собственность, поэтому он мог утверждать, что просто восстанавливал их первоначальный статус. Он также восстановил женские монастыри, работая вместе со своей союзницей, королевой Эльффрит. [ 52 ] Он не просто пытался возродить историческую церковь, но и улучшить ее, придумывая сомнительные родословные для своих домов. [ 53 ] Он был главным пропагандистом движения и написал все основные работы в его поддержку в Англии во время правления Эдгара. [ 54 ]
Блэр описывает основную цель движения как в Англии, так и на континенте, как «установление и распространение высоких литургических, духовных и пастырских стандартов». [ 27 ] Купер комментирует: «Несмотря на то, что английская реформа была вдохновлена континентальным прецедентом, она никогда не была простой имитацией; скорее, она объединила континентальное реформаторское монашество с более основательными идеями создания «Святого общества» в Англии». [ 55 ] На континенте соборные капитулы комплектовались светскими канониками , а монахи были только в монастырях. Этельволд отверг это различие; его изгнание священнослужителей в пользу монахов из Винчестерского собора (Старого собора), а также Нового собора привнесло уникальную особенность в английскую реформу. Дунстан и Освальд не решались последовать его примеру, вероятно, потому, что в отличие от Этельволда они жили за границей и понимали континентальную практику. [ 56 ] а также потому, что они предпочитали постепенный подход конфронтационной стратегии Этельволда. Освальд посадил монахов в Вустерском соборе . [ с ] но он построил для них новую церковь и сохранил клириков, которые обучались с монахами в одном классе. Кентербери стал полностью монашеским только после смерти Данстана. [ 57 ] Этельволд был историком, который возрождал то, что, по его мнению, было практикой прошлого, в частности, Папы Григория Великого предписание Августину в Libellus Responsionum , как сообщает Беда , о том, что Августин должен продолжать как епископ жить жизнью монах. Блэр утверждает, что крупные религиозные учреждения не могли бы функционировать без священников, выполняющих приходские обязанности, и комментирует, что «отказ Этельволда от всех форм религиозной жизни, кроме монашеской, был явно странным. из своего круга». [ 58 ] Хотя Правило святого Бенедикта запрещало монахам заниматься внешним служением, английские бенедиктинцы активно занимались пастырской деятельностью и обучением светского духовенства. [ 59 ] Реформаторы согласились осудить обычную практику, когда священнослужители берут жен, а ведущий бенедиктинец следующего поколения Вульфстан, архиепископ Йоркский , одобрительно процитировал точку зрения Данстана о том, что женатые священнослужители, обвиняемые в преступлениях, должны судиться как миряне. [ 60 ] Реформаторы также считали отдельные пребенды коррумпированными и хотели навязать общинную собственность на собственность. [ 61 ]
Первый биограф Данстана, по прозвищу «Б», был светским священнослужителем, входившим в свиту Данстана в Гластонбери и уехавшим в Льеж примерно в 960 году. После 980 года он предпринял несколько попыток заручиться покровительством ведущих английских церковников, но они, вероятно, не увенчались успехом. потому что монашеские реформаторы не желали помогать светскому канонику, живущему за границей. [ 62 ] Светским священникам не хватало способных ученых, чтобы защитить себя, и никакой защиты от обвинений Этельволда не сохранилось. Ведущие историки двенадцатого века, Джон Вустерский и Уильям Малмсберийский , были бенедиктинцами, которые усилили негативный имидж светских людей. Разнообразие священников и религиозных обрядов англосаксонской Англии было замаскировано небольшой группой, которая получила почти монополию на религиозные записи и представляла нереальную картину религиозного единообразия. [ 63 ]
Святые и мощи
[ редактировать ]Реформаторы придавали большое значение возвышению и перенесению святых, переносу их тел из места первоначального упокоения на более высокое и видное место, чтобы сделать их более доступными для почитания . Важным предшественником стал перевод останков самого святого Бенедикта в седьмом веке из Монте-Кассино в аббатство Флери. К десятому веку перевод обычно включал в себя грандиозную процессию, тщательно продуманную новую святыню и часто реконструкцию церкви. Почти ничего не известно о жизни Суитуна , который был малоизвестным епископом Винчестера в девятом веке, пока Этельволд не основал крупный культ его как святого и не перенес его могилу снаружи Старого собора в новую святыню внутри. После смерти Этельволда в 984 году его путь к тому, чтобы стать предметом культа, пошел обычным путем: говорят, что его могилой пренебрегали, пока он не появился в видении и не сказал, что его тело следует переместить, а его преемник Эльфхеах затем построил новый хор для хранения его тела, где оно стало средоточием чудес. [ 64 ]
Считалось, что святые обладают активной властью после смерти, и реформаторы приложили огромные усилия, чтобы перенести останки и мощи святых из малоизвестных монастырей в свои новые учреждения. Характерно, что Этельволд проявил при этом большую энергию. [ 53 ] Дары земли и другого имущества церкви часто выражались в виде пожертвований ее главному святому, поэтому конфискация останков такого святого у нереформированной общины могла затем оправдать передачу ее богатства бенедиктинскому монастырю на том основании, что как собственность был подарен святому, он должен следовать за его телом в новый дом. У реформаторов было то, что Алан Такер называет «манией по созданию святых и коллекционированию реликвий». [ 65 ] Кражи реликвий из нереформированных общин с целью увеличения церковной коллекции были обычным явлением, например, «набег реликвий» аббатства Эли на Дерехэм в 974 году с целью получить останки Сент -Витбурга . Вероятно, это было связано с приобретением Эли церкви Дерехэма и, возможно, было средством гарантировать, что аббатство сохранит владение церковными поместьями. По словам Такера, деятельность Этельволда носила «непревзойденный масштаб»:
Не все, как можно подозревать, были добровольно отданы жадным представителям Этельволда... Этельволд, очевидно, хотел, чтобы его монастыри были центрами духовной силы, и эту цель он стремился достичь, сделав их домом для как можно большего числа святых. Несомненно, он также стремился переместить реликвии из-под опеки светских общин в реформированную монашескую среду. Но в конечном итоге еще более важной была связь между культом и территориальным владением, сосредоточенная на роли святого как защитника и духовного господина своей общины. [ 66 ]
С другой стороны, хотя Освальд активно продвигал культы, он, похоже, обычно не использовал сбор реликвий как средство получения контроля над активами светских сообществ. [ 67 ] и Данстан не проявил никакого интереса к реликвиям. [ 68 ]
Ландшафтное планирование
[ редактировать ]Одним из нововведений, привнесенных из континентальной Европы миссией Августинов в конце шестого века, было планирование римской сетки, называемое центурией , при котором ландшафты планировались с соблюдением геометрически правильной сетки квадратов. Примерно между 600 и 800 годами расположение и ориентация дорог, зданий и границ собственности на ряде элитных объектов соответствовали планировочной сетке, включая королевский центр начала седьмого века в Йиверинге римский геодезический инструмент под названием Грома , где был найден . Метод вышел из употребления около 800 г. в результате упадка монашеской культуры. [ 69 ]
Планирование сетки сохранилось в Каролингской империи и было возрождено в Англии после 940 года монашескими реформаторами, которые, вероятно, импортировали громатические рукописи с континента. [ 70 ] Технологию редко можно продемонстрировать на реформированных монастырских объектах, поскольку она обычно скрыта развитием после завоевания, но она очевидна в аббатстве Питерборо начала одиннадцатого века Этельволда и аббатстве Эйншам . [ 71 ] Планирование сетки также встречается в элитных светских объектах, таких как королевский охотничий домик в Чеддере в Сомерсете . [ 72 ] Периоды с 600 по 800 годы и с 940 по 1020 годы были периодом расцвета монашеской власти и богатства, и, возможно, только в это время можно было найти образованный и грамотный персонал, необходимый для планирования сети. [ 73 ] В период с 600 по 800 годы большинство деревень, спланированных по сети, располагались на землях, принадлежавших монастырям, но в более поздний период технология чаще встречается на участках, находящихся в светской собственности, возможно, потому, что другие землевладельцы и даже сельские общины ухватились за эту технологию. [ 74 ] В некоторых случаях сеточное планирование деревень десятого и одиннадцатого веков все еще можно увидеть на картах Артиллерийской службы девятнадцатого века . [ 75 ] Планирование сети пришло в упадок в начале одиннадцатого века, возможно, потому, что монастырская реформа сама по себе теряла импульс. [ 76 ] Землеустройство двенадцатого-пятнадцатого веков было дилетантским по сравнению с планированием сетки до завоевания. [ 77 ]
Более поздняя история
[ редактировать ]После смерти короля Эдгара в 975 году аристократы, потерявшие землю и семейные религиозные дома из-за реформированных монастырей, воспользовались спорным вопросом о преемственности между сыновьями Эдгара, чтобы вернуть свою собственность. Эльфхер из Мерсии возглавил «антимонашескую реакцию» против защитников реформированных домов, таких как Этельвин из Восточной Англии и Биртнот, позже ставший героем битвы при Мэлдоне . По словам Биртферта из аббатства Рэмси, «монахи были охвачены страхом, люди дрожали; а священнослужители были полны радости, потому что их время пришло. Аббаты были изгнаны вместе со своими монахами, священнослужители были назначены со своими женами, и ошибка была еще хуже чем раньше». [ 78 ]
Энн Уильямс утверждает, что давнее соперничество между Эльфхером и Этельвин было важным фактором беспорядков, последовавших за смертью Эдгара. Она комментирует:
Нет никаких оснований считать [Эльфхере] особенно «антимонашеским». Отношение всех партий к реформаторскому движению было как политическим, так и религиозным. Этельвин не был «другом Бога» для Эли, и предполагалось, что только его дружба с Освальдом не позволила ему самому быть обвиненным в «антимонашеской» деятельности. У всех дворян-мирян того времени были причины для беспокойства по поводу значительного увеличения богатства и власти реформированных монастырей в 960-х и 970-х годах, а также по поводу порой сомнительных средств, которые они использовали для приобретения земли. [ 79 ]
«Антимонашеская реакция» была недолгой, но реформированные монастыри пришли в долгосрочный упадок, и они сильно пострадали от возобновления нападений викингов и высоких налогов с 980-х годов. Блэр комментирует: «Несмотря на все свои великие и продолжающиеся достижения, реформированные дома после 970-х годов жили больше за счет унаследованного капитала, чем за счет динамичного роста». [ 80 ] Однако Купер считает важными два последующих поколения реформаторов. Второе около 1000 года возглавили Эльфрик и Вульфстан, которые пытались привлечь более широкое участие мирян в создании «Священного общества». Она отмечает, что «Эльфрик традиционно считается воплощением второго поколения реформаторского движения, и его работа, безусловно, имеет жизненно важное значение для нашего понимания того периода». Третье поколение возглавляли Этельнот , архиепископ Кентерберийский с 1020 по 1038 год, писец Эдвиг Басан и школьный учитель и собеседник Эльфрик Бата . [ 81 ]
В одиннадцатом веке не появилось духовных лидеров церкви, сравнимых с тремя главными фигурами монашеской реформы, а положение монахов в английской религиозной и политической жизни ухудшилось. Было очень мало важных новых фондов, главным исключением был Бери-Сент-Эдмундс, где бенедиктинская община заменила клерикальную общину в начале века. Было также еще несколько монастырей, основанных светской знатью, последним из которых было аббатство Ковентри в 1045 году, основанное Леофриком, графом Мерсии , и его женой Годгифу . Монахи потеряли свою почти монополию на епископства, отчасти потому, что Эдуард Исповедник , который провел свою молодую жизнь за границей, предпочитал иностранных священнослужителей в своих епископских назначениях, но главным образом потому, что развитие королевского правительства требовало постоянного персонала, который обеспечивался светскими королевскими священниками. , который будет вознагражден назначением в епископы. Влияние централизации Regularis Concordia снизилось после смерти основателей движения, а в одиннадцатом веке усилился локализм, при этом между монастырями было мало связей. [ 82 ]
Энтузиазм по поводу реликвий продолжался, и престиж фондов значительно возрос благодаря успехам в получении останков важных святых. В период между бенедиктинской реформой и нормандским завоеванием были отмечены самые щедрые пожертвования земли монастырям за любой период в средневековой Англии, а ведущие реформированные фонды стали чрезвычайно богатыми, сохранив свой статус после завоевания. Монастыри, основанные в англосаксонский период, пользовались большим процветанием и престижем, чем учреждения после завоевания. [ 83 ]
Важность реформаторского движения
[ редактировать ]Историк Саймон Кейнс описывает бенедиктинскую реформу как «особый аспект правления [Эдгара], который стал доминировать над всеми остальными». [ 84 ] Кейнс говорит:
Главной мотивацией или движущей силой восстановления религиозных домов в Английском королевстве, живших в строгом соответствии с Правилом святого Бенедикта , было желание вернуть былую славу некоторым древним домам, известным со страниц из , Беды «Церковной истории английского народа» из других литературных произведений, из исторических традиций конца восьмого и девятого веков или даже из физических остатков зданий ... Современные историки поймут, насколько многим было обязано монашеской реформе. движения на континенте и обретут дополнительные измерения, такие как желание распространить королевское влияние на районы, где король западносаксонской линии может не ожидать, что его указ будет действовать, или более общее желание возродить чувство «английскости» , через повышение осведомленности о традициях прошлого. [ 85 ]
Антония Грансден видит некоторую преемственность англосаксонской монашеской традиции с момента ее зарождения в Нортумбрии седьмого века и утверждает, что историки преувеличили как важность реформы десятого века, так и ее долг перед континентальными моделями. Англосаксы разделяли общую средневековую тенденцию почитать прошлое, а монахи позднего англосаксонского периода считали, что эпоха Беды заложила основы их собственных обрядов и организации. [ 86 ] Робертсон говорит, что: «доказательства существования единого реформаторского движения, по моему мнению, очень хрупкие». [ 87 ]
Мартин Райан также настроен скептически, указывая на то, что свидетельств реформаторской деятельности в северной Англии очень мало, хотя Освальд был архиепископом Йоркским. Это может отражать зависимость реформаторов от королевской поддержки; им нужна была поддержка Эдгара, чтобы изгнать светское духовенство, а его власть на севере была слишком слаба, чтобы позволить это. Самым северным бенедиктинским аббатством было Бертон-апон-Трент . Райан комментирует: «Тем не менее, если бенедиктинские реформы доминируют в источниках этого периода, их более широкое влияние не следует переоценивать: большие территории Англии были затронуты лишь минимально, если вообще были затронуты. Это было появление небольших поместных церквей и развитие новых системы пастырской заботы – процессы, документированные лишь несовершенно – которые будут иметь более продолжительное и более глубокое влияние на религиозную жизнь в Англии». [ 88 ] Джулия Бэрроу соглашается, утверждая, что основание бенедиктинских монастырей «не обязательно было самым важным событием в английской церкви того времени»; гораздо более значительным в численном отношении был рост приходских церквей. [ 89 ] [ д ]
По мнению Кэтрин Кубитт, реформа «по праву рассматривается как один из самых значительных эпизодов в англосаксонской истории», который «преобразовал английскую религиозную жизнь, возродил художественную и интеллектуальную деятельность и сформировал новые отношения между церковью и королем». Процветание более поздней англосаксонской Англии было важным для ее успеха, и оно было подкреплено торговлей и дипломатией с континентальной Европой, а также религиозными потребностями. [ 91 ] Она признает ограниченное географическое воздействие реформы:
Но реформа принесла с собой новый взгляд на церковь и ее персонал, заимствованный не только из современных континентальных движений, но и из богатой пастырской и канонической литературы эпохи Каролингского Возрождения. Это распространяло идеи разделения мирской и религиозной сфер, различия между монахами и духовенством и повышало авторитет епископов как пастырских и политических лидеров. В конечном итоге эти идеи должны были нанести удар по глубоко укоренившимся особенностям раннесредневековой церкви, таким как наследственный контроль над церквями и право духовенства вступать в брак. [ 92 ]
Купер подчеркивает широкие цели трех лидеров:
Хотя стремление внедрить бенедиктинское монашество в Английскую церковь, безусловно, было ключевым аспектом первого поколения реформаторского движения, реформаторы также придерживались эффективного пастырского попечения, приверженности образованию, расширения литургии, сочетающей континентальные инновации с английской традицией. и расширение материального производства, особенно книжного производства, для поддержки этой новой литургии. Реформаторы также стремились вернуть и защитить земли своих общин, что включало не только судебные споры и получение новых пожертвований, но и поощрение новых культов святых, которые укрепили бы их позиции. Эти события были подкреплены взаимной привязанностью реформированной церкви и короны, слиянием континентального влияния с островной преемственностью и более сильным акцентом на индивидуальном благочестии и спасении. [ 93 ]
Культурные достижения
[ редактировать ]Гельмут Гнейсс отмечает, что, хотя реформированные монастыри были ограничены югом и центральными графствами, «здесь наступил новый золотой век монашеской жизни в Англии и принес с собой ренессанс культуры, литературы и искусства». [ 95 ] По мнению Мехтильды Гретч: «Ни одна школа в англосаксонской Англии не получила более теплой оценки от учеников, чем школа, основанная Этельволдом в Старом соборе». [ 96 ] Он установил высокие стандарты обучения, используя опытных представителей сложного и малопонятного герменевтического стиля латыни, который был основным стилем бенедиктинской реформы. [ 97 ] Он отправил монахов в аббатства Флёри и Корби , чтобы они узнали о литургическом пении, а сохранившиеся винчестерские тропы (книги литургической музыки) включают произведения континентальных и английских композиторов, многие из которых написаны на герменевтической латыни. [ 98 ]
Визуальное искусство сочетало в себе новые влияния континентальных монашеских стилей с развитием более ранних английских особенностей и часто описывается как «стиль Винчестера» или «школа», хотя это был лишь один из задействованных центров. [ 99 ] Хотя в начале одиннадцатого века количество новых общин пришло в упадок, искусство продолжало процветать по мере того, как существующие монастыри становились богаче. Бенедиктиан Святого Этельволда (Винчестер, вероятно, 970-е годы, ныне Британская библиотека ) признан самым важным из группы сохранившихся иллюминированных рукописей , щедро иллюстрированных экстравагантными краями из листьев аканта . Согласно посвятительному стихотворению, Этельволд «командовал… множеством хорошо украшенных рам, наполненных различными фигурами, украшенными множеством красивых цветов и золота», и он получил то, что просил. [ 100 ] Эндрю Прескотт описывает его как «выдающееся произведение искусства, сохранившееся с того периода». [ 101 ] По словам Барбары Йорк , «художественные мастерские, созданные в фонде Этельволда при его жизни, должны были продолжать оставаться влиятельными школами мастеров после его смерти и иметь широкое влияние как в Англии, так и на континенте». [ 102 ]
Помимо щедрого освещения, в этот период развивалась отчетливая английская традиция рисования линий в рукописях, иногда с добавлением светлых цветов тушью или размывкой ( акварель ), часто для усиления чернил при выделении контуров. Его часто делят на два довольно разных подстиля. Они также развились из континентальных стилей, один из которых, иногда называемый «утрехтским стилем», находился под сильным влиянием присутствия в Кентербери около 1000 г. Каролингской Утрехтской Псалтири , где каждый псалом иллюстрирован панорамным рисунком, полным крошечные фигурки. [ 103 ] Harley Psalter из Кентербери (вероятно, 1020-е годы) представляет собой копию с различиями в стиле, такими как добавление цветных оттенков. [ 104 ] Дунстан сам был художником, как и многие монахи, достигшие высоких должностей. [ 105 ] и самый ранний датируемый контурный рисунок, вероятно, принадлежит ему и включает в себя его портрет, простирающийся ниц перед Христом. Это было добавлено к пустой странице в старой книге, вероятно, перед его изгнанием в 956 году. [ 106 ] Другой стиль рисования «Винчестера» можно охарактеризовать детальной и взволнованной драпировкой, эффект, иногда доходящий до крайности, но придающий фигурам оживленность. [ 107 ] Умелое использование рисования линий на протяжении веков оставалось особенностью английского искусства, например, в Псалтири Эдвина (Кентербери, вероятно, 1150-е годы) и в работах Мэтью Пэрис , монаха из Сент-Олбанса ( ок. 1200–1259 ) и его последователей. . [ 108 ]
Очень немногие остатки монастырской архитектуры того периода дополнены краткими документальными упоминаниями. Церковь Святого Лаврентия в Брэдфорде-на-Эйвоне, по-видимому, представляет собой уникальную, почти полную монашескую церковь того периода, а рельефные ангелы, вероятно, были частью большой группы крестов . [ 109 ] Как правило, современные источники дают гораздо больше подробностей о ценных сокровищах в виде драгоценных металлов, богатой вышитой ткани и других материалов, которые монастыри смогли накопить, в основном за счет подарков элиты. [ 110 ] Те немногие экспонаты, которые сохранились, в основном сохранились за пределами Англии, и включают серебряный Брюссельский крест и фигурку из моржовой кости с Распятия . [ 111 ]
Сьюзан Ирвин описывает пять исторических переломных моментов в развитии древнеанглийского языка , четвертым из которых является бенедиктинская реформа, которая «косвенно привела к созданию древнеанглийского «литературного языка » ». В конце девятого века король Альфред осуществил программу перевода латинских текстов на местный язык, а почти столетие спустя монашеские реформаторы возобновили проект создания текстов на английском языке для обучения. [ 112 ] Школа Этельволда в Винчестере стремилась создать стандартный западно-саксонский литературный язык, и эта программа, вероятно, была инициирована самим Этельволдом. [ 113 ] Его самый выдающийся ученик, Эльфрик ( ок. 950 – ок. 1010 ), ставший аббатом Эйншема , стремился писать в соответствии с последовательной грамматической системой и словарным запасом. [ 114 ]
Эльфрик, которого Клаудио Леонарди описывает как «высшую вершину бенедиктинской реформы и англосаксонской литературы», [ 115 ] разделял монашеские идеалы движения и преданность обучению, а также его тесные отношения с ведущими мирянами. Его работы включали две серии из сорока проповедей, жития святых , латинскую грамматику на английском языке и обсуждение ремесел и занятий. Он был советником короля и знатоком церковной практики и канонического права. Мэтью Паркер , при королеве Елизавете I первый архиепископ Кентерберийский , цитировал его в поддержку протестантских доктрин, а его обсуждение евхаристической теории цитировалось в богословских спорах вплоть до девятнадцатого века. [ 116 ]
Реформаторов интересовала в основном проза, а не поэзия. [ 117 ] но основная часть древнеанглийской поэзии сохранилась в рукописях конца десятого и начала одиннадцатого веков, из которых наиболее важными являются рукопись «Беовульфа» , «Книга Эксетера» , «Книга Верчелли » и рукопись Юниуса . Хотя даты написания большей части этих стихов остаются неопределенными, многие из них, вероятно, значительно старше рукописей. [ 118 ] Вероятно, это связано с интересом бенедиктинцев к народным произведениям. [ 117 ] Большая часть сохранившейся народной литературы была создана последователями реформаторов-бенедиктинцев и написана на стандартном древнеанглийском языке, который они отстаивали. [ 119 ] Вальтер Хофстеттер отмечает:
Будучи политическим, религиозным и культурным центром уникального престижа и влияния, Винчестер, благодаря сознательным усилиям своей монашеской школы по стандартизации языка, также должен был стать фактором первостепенной важности в эволюции литературного стандарта, используемого по всей Англии в поздний древнеанглийский период. [ 120 ]
Континентальные лидеры церкви сразу после 1066 года оправдали завоевание, очерняя состояние англосаксонской церкви до завоевания. Новички, такие как Ланфранк , ставший архиепископом Кентерберийским в 1070 году, не интересовались святыми, почитаемыми англосаксами, а его Конституции Крайст -Черч в Кентербери не демонстрируют никакого долга перед Regularis Concordia . Однако англо-нормандские монахи вскоре использовали англосаксонскую агиографическую традицию в своих целях, и святые, почитаемые англосаксами, вновь обрели уважение. Земли и привилегии монастырей защищались путем обращения к уставам, существовавшим до завоевания, и при необходимости фабрикации поддельных уставов. В следующем поколении два ведущих историка, Эдмер и Уильям Малмсберийский, увидели образец раннего расцвета Нортумбрии, за которым следовал упадок до возрождения в десятом веке, а затем дальнейший упадок, достигший своей низшей точки накануне Завоевания. Эта схема, которая рассматривала и десятый век, и период после завоевания как пики монашеского совершенства, которым предшествовали периоды упадка, удовлетворила как норманнскую пропаганду, так и англосаксонскую гордость, но, по мнению Грансдена, она несправедливо принижает достижения периодов такого упадка. называется упадком. [ 121 ]
Историография
[ редактировать ]До XXI века бенедиктинская реформа доминировала в учебниках истории того периода, а событиям начала десятого века и позднего одиннадцатого уделялось гораздо меньше внимания. [ 92 ] По словам Вормалда: «Для английских историков десятый век - это, прежде всего, век «Реформации», навязывания бенедиктинских обрядов в религиозной жизни». [ 122 ] Основными источниками реформы являются жизни Данстана, Освальда и Этельволда, и это создает риск преувеличения роли этих троих за счет многих менее известных людей, которые внесли свой вклад в этот процесс, и концентрации внимания на реформированных людях. общины за счет менее строгих и светских. [ 85 ] Картина реформы, нарисованная Этельволдом и его окружением, была доминирующей, и историки в целом изображали ее положительно. В 2005 году Джон Блэр прокомментировал: «Отвращение церковных историков к образу жизни светских священников, которое стало менее явным, но даже сейчас может казаться практически инстинктивным, отражает современную партийную принадлежность, поглощенную историографической традицией, которая отдает предпочтение центру над местными территориями, а идеалы реформаторов выше реалий и потребностей низовой религиозной жизни». В двадцать первом веке историки гораздо более скептически относились к заявлениям реформаторов и защищали вклад священнослужителей и местных церквей. [ 123 ] В 1975 году Дэвид Парсонс провел резкий контраст между радикализмом Этельволда и умеренностью Данстана и Освальда, но с тех пор историки все чаще подчеркивают единство целей трех лидеров. [ 124 ]
Современные историки рассматривают духовные учреждения середины X века, такие как Винчестер и Кентербери, как процветающие центры деятельности в области религии, литературы и искусства. По мнению Кейнса, «на протяжении первой половины десятого века наблюдалось устойчивое развитие, так что, когда реформаторское движение набрало силу, примерно с 960 года, реформаторы смогли использовать традиции и ресурсы уже процветающей церкви. ." [ 125 ] Марко Мостерт комментирует: «Создается впечатление, что жизнь литературы процветала в нереформированных монастырях так же, как и в монастырях бенедиктинцев. Монашеское реформаторское движение гордилось многим из того, что уже существовало». [ 126 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Историки расходятся во мнениях, была ли бенедиктинская реформа инициатором Альфреда. Дэвид Дамвилл в книге «Король Альфред и реформа английской церкви десятого века» утверждает, что возрождение монашества было конечной целью программы Альфреда. [ 6 ] Эту точку зрения отвергает Ричард Абельс. [ 7 ] и Дэвид Пратт, [ 8 ] и проигнорирован Патриком Вормальдом в его статье об Альфреде в Оксфордском национальном биографическом словаре . [ 9 ] Однако Дэвид Фармер считает Альфреда «предвестником возрождения». [ 10 ] а Джон Блэр утверждает, что взгляды круга Альфреда «положили начало расширению горизонтов, кульминацией которого стала монашеская реформа при Эдгаре». [ 11 ]
- ↑ Историки обычно датируют Regularis Concordia примерно 973 годом, но Джулия Барроу утверждает, что это середина 960-х годов. [ 30 ]
- ↑ Освальд был назначен епископом Вустера в 961 году и сохранил эту должность, когда был назначен архиепископом Йоркским в 971 году. [ 18 ]
- ^ О росте приходской системы см. « Священники и приходские церкви: Поместная церковь в переходный период 950–1200 » под редакцией Джона Блэра. [ 90 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Фермер 2011 , с. 42.
- ^ Stenton 1971 , pp. 157–59.
- ^ Блэр 2005 , стр. 128–34.
- ^ Барроу 2009 , с. 143.
- ^ Блэр 2005 , стр. 323–26.
- ^ Дамвилл 1992 , с. 200.
- ^ Абельс 1998 , с. 243.
- ^ Пратт 2007 , стр. 348.
- ^ Вормальд 2004 .
- ^ Фермер 1975 , с. 11.
- ^ Блэр 2005 , с. 347.
- ^ Фермер 1975 , с. 11; Блэр 2005 , стр. 347–49.
- ^ Дамвилл 1992 , с. 176.
- ^ Стивенсон 2009 , стр. 105–06.
- ^ Вормальд 1988 , стр. 14, 19.
- ^ Кубитт 1997 , стр. 78–80; Гретч 2003 , стр. 114–15, 145–46.
- ^ Кейнс 1984 , стр. 12–13; Йорк 1988а , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с Блэр 2005 , с. 350.
- ^ Блэр 2005 , стр. 348, 350; Йорк 1988а , с. 2; Гретч 2014 , с. 64.
- ^ Jump up to: а б Лапидж 2004 .
- ^ Йорк 1988b , стр. 79–80.
- ^ МакКиттерик 1999 , с. 130.
- ^ Гельвеций и Каплан 2014 , стр. 286–87.
- ^ Фермер 1975 , с. 12; Барроу 2014 , с. 359.
- ^ Блэр 2005 , стр. 350–51.
- ^ Грансден 1992 , стр. 41–42; Лапидж 2014 ; Купер, 2015 , стр. 60–61.
- ^ Jump up to: а б Блэр 2005 , с. 351.
- ^ Молино 2015 , с. 175.
- ^ Блэр 2005 , стр. 351–52.
- ^ Барроу 2008a , стр. 211–23.
- ^ Барроу 2008a , стр. 211–12.
- ^ Лапидж 1988 , с. 98.
- ^ Йорк 1988a , с. 7.
- ^ Вормальд 1988 , стр. 30–32.
- ^ Лапидж 1988 , с. 99; Найтингейл 1996 , с. 44.
- ^ Кубитт 1997 , с. 79.
- ^ Джон 1982 , с. 188.
- ^ Молино 2015 , с. 174.
- ^ Йорк 2008 , с. 147.
- ^ Сальвадор-Белло 2008 , с. 262.
- ^ Йорк 1988a , стр. 9–10.
- ^ Блэр 2003 , с. 178; Инсли 2009 , стр. 328–29.
- ^ Йорк 1988b , стр. 81–86.
- ^ Папа 1994 , стр. 165–73.
- ^ Додуэлл 1982 , стр. 134–36.
- ^ Папа 1994 , стр. 165, 178–79; Стаффорд 1989 , с. 189.
- ^ Папа 1994 , с. 175.
- ^ Вормальд 1988 , с. 36.
- ^ Папа 1994 , с. 165; Блэр 1988b , стр. 5–6.
- ^ Брукс 1984 , стр. 244–45; Брукс 1992 , с. 23.
- ^ Робертсон 2005 , с. 167.
- ^ Йорк 1988a , стр. 3–7.
- ^ Jump up to: а б Блэр 2005 , с. 353.
- ^ Барроу 2009 , стр. 146–47.
- ^ Купер 2015 , с. 1.
- ^ Вормальд 1988 , стр. 37–38.
- ^ Райан 2013 , стр. 317–18; Барроу, 1996 , стр. 98–99; Стивенсон 2009 , с. 121.
- ^ Вормальд 1988 , стр. 38–41; Блэр 2005 , стр. 351–53.
- ^ Тинти 2015 , стр. 229–51.
- ^ Гейтс 2015 , с. 104.
- ^ Моррис 2014 , с. 337.
- ^ Лапидж 1992 , стр. 258–59.
- ^ Блэр 2005 , стр. 351–54.
- ^ Такер 1992 , стр. 226–32; Карьков 2011 , стр. 88–89, 221.
- ^ Такер 1996 , с. 245.
- ^ Такер 1992 , стр. 233–344.
- ^ Такер 1996 , с. 256.
- ^ Такер 1992 , стр. 237–38.
- ^ Blair, Rippon & Smart 2020 , стр. 3–10, 99–100, 104, 154.
- ^ Блэр, Риппон и Смарт 2020 , стр. 104–05.
- ^ Блер, Риппон и Смарт 2020 , стр. 143–47.
- ^ Блер, Риппон и Смарт 2020 , стр. 147–49.
- ^ Блэр, Риппон и Смарт 2020 , с. 165.
- ^ Блэр, Риппон и Смарт 2020 , стр. 11, 162–67, 206–07.
- ^ Блэр, Риппон и Смарт 2020 , с. 162.
- ^ Блэр, Риппон и Смарт 2020 , с. 154.
- ^ Блэр, Риппон и Смарт 2020 , с. 110.
- ^ Блэр 2005 , с. 354; Абельс 2004 .
- ^ Уильямс 1982 , стр. 160–66.
- ^ Blair 2005 , pp. 354–55; Stenton 1971 , p. 455.
- ^ Купер 2015 , стр. 6–7, 79.
- ^ Грансден 1992 , стр. 59–60.
- ^ Грансден 1992 , стр. 60–61; Райан 2013 , с. 319.
- ^ Кейнс 2008 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Кейнс 2008 , с. 40.
- ^ Грансден 1992 , стр. 31–35.
- ^ Робертсон 2005 , с. 161.
- ^ Райан 2013 , стр. 285, 320–21; Кубитт 2009 , с. 388.
- ^ Барроу 2008a , с. 211.
- ^ Блэр 1988a .
- ^ Кубитт 1997 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Кубитт 2009 , с. 377.
- ^ Купер 2015 , с. 49.
- ^ Вебстер 2012 , стр. 177–80; Додуэлл 1982 , с. 53.
- ^ Гнейсс 1972 , с. 70.
- ^ Гретч 1999 , с. 2.
- ^ Йорк 1988a , с. 8; Вудман 2013 , с. 218.
- ^ Планчарт 1977 , стр. 391–92.
- ^ Вебстер 2012 , стр. 174–75; Уилсон 1984 , с. 172.
- ^ Вебстер 2012 , стр. 173–82; Уилсон 1984 , стр. 160–76; Тернер 1984 , стр. 59–60 (перевод цитируется).
- ^ Прескотт 1988 , с. 120.
- ^ Йорк 1988a , с. 8.
- ^ Вебстер 2012 , стр. 173–82; Уилсон 1984 , стр. 176–90.
- ^ Тернер 1984 , стр. 74–75; Вебстер, 2012 , стр. 181–82; Уилсон 1984 , стр. 182–84.
- ^ Додуэлл 1982 , стр. 48–69.
- ^ Вебстер 2012 , стр. 178–79; Уилсон 1984 , с. 179; Тернер 1984 , с. 51.
- ^ Вебстер 2012 , стр. 178–81; Уилсон 1984 , стр. 180–81.
- ^ Backhouse 1984b , стр. 195, 202.
- ^ Вебстер 1984 , стр. 130; Джем 1984 , с. 139.
- ^ Додуэлл 1982 , стр. 24–31, 41–43, 232.
- ^ Вебстер 2012 , стр. 197–201.
- ^ Ирвин, 2014 , стр. 41, 54–59.
- ^ Хофстеттер 1988 , стр. 140–41, 161.
- ^ Леонарди 1999 , с. 191; Ирвин 2014 , с. 60–63; Годден 2004 .
- ^ Леонарди 1999 , с. 191.
- ^ Годден 2004 .
- ^ Jump up to: а б Ирвин 2014 , с. 63.
- ^ Backhouse 1984a , стр. 143, 149–55.
- ^ Райан 2013 , с. 320.
- ^ Хофстеттер 1988 , с. 161.
- ^ Грансден 1992 , стр. 70–79.
- ^ Вормальд 1988 , с. 14.
- ^ Блэр 2005 , стр. 346–53; Райан 2013 , с. 285.
- ^ Купер 2015 , с. 51.
- ^ Кейнс 1984 , с. 13.
- ^ Мостерт 2010 , с. 188.
Источники
[ редактировать ]- Абельс, Ричард (1998). Альфред Великий: война, королевская власть и культура в англосаксонской Англии . Харлоу, Великобритания: Pearson Education Limited. ISBN 978-0-582-04047-2 .
- Абельс, Ричард (2004). «Бирхтнот [Брихтнот] (ум. 991)» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/3429 . Проверено 1 марта 2015 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Бэкхаус, Джанет (1984a). «Литература, обучение и документальные источники». В Бэкхаусе, Джанет; Тернер, Д.Х. ; Вебстер, Лесли (ред.). Золотой век англосаксонского искусства, 966–1066 гг . Лондон, Великобритания: British Museum Publications Ltd., стр. 143–69. ISBN 0-7141-0532-5 .
- Бэкхаус, Джанет (1984b). «После завоевания». В Бэкхаусе, Джанет; Тернер, Д.Х.; Вебстер, Лесли (ред.). Золотой век англосаксонского искусства, 966–1066 гг . Лондон, Великобритания: British Museum Publications Ltd., стр. 194–208. ISBN 0-7141-0532-5 .
- Барроу, Джулия (1996). «Сообщество Вустера, 961–1100». В Бруксе, Николас; Кубитт, Кэтрин (ред.). Святой Освальд Вустерский: жизнь и влияние . Лондон, Великобритания: Издательство Лестерского университета. стр. 84–99. ISBN 978-0-567-34031-3 .
- Барроу, Джулия (2008a). «Хронология бенедиктинской «реформы» ». В Скрэгге, Дональде (ред.). Эдгар, король Англии 959–975 гг . Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press. стр. 211–23. ISBN 978-1-84383-928-6 .
- Барроу, Джулия (2014). «Идеи и применение реформы». В Нобл, Томас. Форекс; Смит, Джулия М.Х. (ред.). Раннесредневековое христианство ок. 600 – ок. 1100 . Кембриджская история христианства. Том. 3. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 345–62. ISBN 978-1-107-42364-0 .
- Барроу, Джулия (2009). «Идеология английской бенедиктинской «реформы» десятого века ». В Скиннер, Патрисия (ред.). Вызов границ средневековой истории: наследие Тимоти Рейтера . Тюрнхаут, Бельгия: Брепольс. стр. 141–54. ISBN 978-2-503-52359-0 .
- Блэр, Джон , изд. (1988а). Служители и приходские церкви: Поместная церковь в переходный период 950–1200 гг . Оксфорд, Великобритания: Комитет археологии Оксфордского университета. ISBN 978-0-947816-17-9 .
- Блэр, Джон (1988b). "Введение". В Блер, Джон (ред.). Служители и приходские церкви: Поместная церковь в переходный период 950–1200 гг . Оксфорд, Великобритания: Комитет археологии Оксфордского университета. стр. 1–19. ISBN 978-0-947816-17-9 .
- Блэр, Джон (2005). Церковь в англосаксонском обществе . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-921117-3 .
- Блэр, Джон; Риппон, Стивен; Смарт, Кристофер (2020). Планирование в ландшафте раннего средневековья . Ливерпуль, Великобритания: Издательство Ливерпульского университета. ISBN 978-1-78962-116-7 .
- Блер, Питер Хантер (2003) [Перепечатка 2-го издания 1977 года с новым введением]. Введение в англосаксонскую Англию (3-е изд.). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-83085-0 .
- Брукс, Николас (1984). Ранняя история Кентерберийской церкви . Лестер, Великобритания: Издательство Лестерского университета. ISBN 0-7185-1182-4 .
- Брукс, Николас (1992). «Карьера святого Данстана». В Рамзи, Найджел; Спаркс, Маргарет; Таттон-Браун, Тим (ред.). Святой Дунстан: его жизнь, времена и культ . Вудбридж, Великобритания: Boydell Press. стр. 1–23. ISBN 978-0-85115-301-8 .
- Купер, Трейси-Энн (2015). Монахи-епископы и английское бенедиктинское реформаторское движение . Торонто, Канада: Папский институт средневековых исследований. ISBN 978-0-88844-193-5 .
- Кубитт, Кэтрин (1997). «Бенедиктинская реформа десятого века в Англии». Раннесредневековая Европа . 6 (1): 77–94. дои : 10.1111/1468-0254.00004 . ISSN 0963-9462 . S2CID 161695919 .
- Кабитт, Кэтрин (2009). «Институциональная церковь». В Стаффорде, Полин (ред.). Спутник раннего средневековья: Британия и Ирландия ок. 500–1100 гг . Чичестер, Великобритания: Уайли-Блэквелл. стр. 376–94. ISBN 978-1-118-42513-8 .
- Додуэлл, ЧР (1982). Англосаксонское искусство, новая перспектива (США, Корнелл, изд. 1985 г.). Манчестер, Великобритания: Издательство Манчестерского университета. ISBN 0-7190-0926-Х .
- Дамвилл, Дэвид (1992). Уэссекс и Англия от Альфреда до Эдгара . Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press. ISBN 0-85115-308-9 .
- Фермер, Дэвид Хью (1975). «Прогресс монашеского возрождения». В Парсонсе, Дэвид (ред.). Исследования десятого века: очерки в ознаменование тысячелетия Винчестерского совета и Regularis Concordia . Чичестер, Великобритания: Филлимор. стр. 10–19. ISBN 0-85033-179-Х .
- Фермер, Дэвид Хью (2011). Оксфордский словарь святых (5-е исправленное изд.). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-959660-7 .
- Гейтс, Джей Пол (2015). «Проповедь, политика и епископская реформа в ранних сочинениях Вульфстана». Раннесредневековая Европа . 23 (1): 93–116. дои : 10.1111/emed.12089 . ISSN 0963-9462 . S2CID 153527459 .
- Джем, Ричард (1984). «Англосаксонская архитектура X и XI веков». В Бэкхаусе, Джанет ; Тернер, Д.Х. ; Вебстер, Лесли (ред.). Золотой век англосаксонского искусства, 966–1066 гг . Лондон, Великобритания: British Museum Publications Ltd., стр. 139–42. ISBN 0-7141-0532-5 .
- Гнейсс, Гельмут (1972). «Происхождение стандартного древнеанглийского языка и школы Этельволда в Винчестере». Англосаксонская Англия . 1 . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета: 63–83. дои : 10.1017/S0263675100000089 . ISSN 0263-6751 . S2CID 161798712 .
- Годден, Малькольм (2004). «Эльфрик из Эйншема» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/187 . Проверено 20 июня 2016 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Грансден, Антония (1992). Легенды, традиции и история средневековой Англии . Лондон, Великобритания: Hambledon Press. ISBN 1-85285-016-7 .
- Гретч, Мехтильд (1999). Интеллектуальные основы английской бенедиктинской реформы . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-03052-6 .
- Гретч, Мехтильд (2003). «Кембридж, Колледж Корпус-Кристи 57: свидетель ранних этапов бенедиктинской реформы в Англии?». Англосаксонская Англия . 32 : 111–46. дои : 10.1017/S0263675103000073 . ISSN 0263-6751 . S2CID 162551048 .
- Гретч, Мехтильд (2014). «Бенедиктинское правило, OE». В Лапидже, Майкл; Блэр, Джон; Кейнс, Саймон; Скрэгг, Дональд (ред.). Энциклопедия англосаксонской Англии Уайли Блэквелла (2-е изд.). Чичестер, Великобритания: Уайли Блэквелл. стр. 64–65. ISBN 978-0-631-22492-1 .
- Гельвеций, Анна-Мария; Каплан, Мишель (2014). «Аскетизм и его институты». В Нобл, Томас. Форекс; Смит, Джулия М.Х. (ред.). Раннесредневековое христианство ок. 600 – ок. 1100 . Кембриджская история христианства. Том. 3. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 275–98. ISBN 978-1-107-42364-0 .
- Хофстеттер, Уолтер (1988). «Винчестер и стандартизация древнеанглийской лексики». Англосаксонская Англия . 17 . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета: 139–61. дои : 10.1017/S0263675100004051 . ISSN 0263-6751 . S2CID 162644253 .
- Инсли, Чарльз (2009). «Саутумбрия». В Стаффорде, Полин (ред.). Спутник раннего средневековья: Британия и Ирландия ок. 500–1100 гг . Чичестер, Великобритания: Уайли-Блэквелл. стр. 322–40. ISBN 978-1-118-42513-8 .
- Ирвин, Сьюзен (2014). «Начало и переходы: древнеанглийский». В Магглстоне, Линда (ред.). Оксфордская история английского языка (обновленное издание). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 39–74. ISBN 978-0-19-966016-2 .
- Джон, Эрик (1982). «Эпоха Эдгара». В Кэмпбелле, Джеймсе (ред.). Англосаксы . Хармондсворт, Великобритания: Penguin Books. стр. 160–91. ISBN 0-14-014395-5 .
- Карьков, Екатерина Евгеньевна (2011). Искусство англосаксонской Англии . Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press. ISBN 978-1-84383-628-5 .
- Кейнс, Саймон (1984). "Введение". В Бэкхаусе, Джанет; Тернер, Д.Х.; Вебстер, Лесли (ред.). Золотой век англосаксонского искусства, 966–1066 гг . Лондон, Великобритания: British Museum Publications Ltd., стр. 11–16. ISBN 0-7141-0532-5 .
- Кейнс, Саймон (2008). «Эдгар Рекс Адмирабилис ». В Скрэгге, Дональде (ред.). Эдгар, король Англии 959–975 гг . Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press. стр. 3–59. ISBN 978-1-84383-928-6 .
- Лапидж, Майкл (1988). «Этельволд как ученый и учитель». В Йорке, Барбара (ред.). Этельволд: его карьера и влияние . Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press. стр. 89–117. ISBN 978-0-85115-705-4 .
- Лапидж, Майкл (1992). «Б. и Вита С. Дунстани ». В Рамзи, Найджел; Спаркс, Маргарет; Таттон-Браун, Тим (ред.). Святой Дунстан: его жизнь, времена и культ . Вудбридж, Великобритания: Boydell Press. стр. 247–59. ISBN 978-0-85115-301-8 .
- Лапидж, Майкл (2004). «Данстан [Святой Данстан] (ум. 988), архиепископ Кентерберийский» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/8288 . Проверено 25 декабря 2015 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Лапидж, Майкл (2014). "Монашество". В Лапидже, Майкл; Блэр, Джон; Кейнс, Саймон; Скрэгг, Дональд (ред.). Энциклопедия англосаксонской Англии Уайли Блэквелла (2-е изд.). Чичестер, Великобритания: Уайли Блэквелл. стр. 327–29. ISBN 978-0-631-22492-1 .
- Леонарди, Клаудио (1999). «Интеллектуальная жизнь». В Reuter, Тимоти (ред.). Новая Кембриджская средневековая история . Том. III. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 186–211. ISBN 0-521-36447-7 .
- МакКиттерик, Розамонд (1999). «Церковь». В Reuter, Тимоти (ред.). Новая Кембриджская средневековая история . Том. III. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 130–62. ISBN 0-521-36447-7 .
- Молино, Джордж (2015). Образование Английского королевства в Х веке . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-871791-1 .
- Моррис, Розмари (2014). «Проблемы собственности». В Нобл, Томас. Форекс; Смит, Джулия М.Х. (ред.). Раннесредневековое христианство ок. 600 – ок. 1100 . Кембриджская история христианства. Том. 3. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. стр. 327–44. ISBN 978-1-107-42364-0 .
- Мостерт, Марко (2010). «Отношения между Флери и Англией». В Ролласоне, Дэвид; Лейзер, Конрад; Уильямс, Ханна (ред.). Англия и континент в десятом веке . Тюрнхаут, Бельгия: Брепольс. стр. 185–208. ISBN 978-2-503-53208-0 .
- Найтингейл, Джон (1996). «Освальд, Флери и континентальная реформа». В Бруксе, Николас; Кубитт, Кэтрин (ред.). Святой Освальд Вустерский: жизнь и влияние . Лондон, Великобритания: Издательство Лестерского университета. стр. 23–45. ISBN 978-0-567-34031-3 .
- Планшар, Алехандро (1977). Репертуар тропов в Винчестере . Том. 1. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-09121-1 .
- Поуп, Джанет М. (1994). Харпер-Брилл, Кристофер (ред.). «Монахи и дворяне в англосаксонской монашеской реформе». Англо-нормандские исследования: материалы боевой конференции . XVII . Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press: 165–80. ISBN 0-85115-606-1 .
- Пратт, Дэвид (2007). Политическая мысль короля Альфреда Великого . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-12644-1 .
- Прескотт, Эндрю (1988). «Текст благословения святого Этельволда». В Йорке, Барбара (ред.). Епископ Этельволд: его карьера и влияние . Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press. стр. 119–47. ISBN 978-0-85115-705-4 .
- Робертсон, Никола (2005). «Дунстан и монашеская реформа: факт десятого века или вымысел двенадцатого века?». Англо-нормандские исследования: материалы боевой конференции . ХXVIII . Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press: 153–67. ISBN 1-84383-217-8 .
- Райан, Мартин Дж. (2013). «Завоевание, реформа и создание Англии». В Хайэме, Николас Дж.; Райан, Мартин Дж. (ред.). Англосаксонский мир . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. стр. 284–322. ISBN 978-0-300-12534-4 .
- Сальвадор-Белло, Мерседес (2008). «Панегирики Эдгара в англосаксонской хронике». В Скрэгге, Дональде (ред.). Эдгар, король Англии 959–975 гг . Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press. стр. 252–72. ISBN 978-1-84383-928-6 .
- Стаффорд, Полина (1989). Объединение и завоевание: политическая и социальная история Англии в десятом и одиннадцатом веках . Лондон, Великобритания: Эдвард Арнольд. ISBN 0-7131-6532-4 .
- Стентон, Фрэнк (1971). Англосаксонская Англия (3-е изд.). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280139-5 .
- Стивенсон, Ребекка (декабрь 2009 г.). «Священство светского духовенства: герменевтический стиль как форма монашеского самоопределения». Англосаксонская Англия . 38 . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета: 101–35. дои : 10.1017/S0263675109990081 . ISSN 0263-6751 . S2CID 170841963 .
- Такер, Алан (1992). «Культы в Кентербери: реликвии и реформы при Данстане и его преемниках». В Рамзи, Найджел; Спаркс, Маргарет; Таттон-Браун, Тим (ред.). Святой Дунстан: его жизнь, времена и культ . Вудбридж, Великобритания: Boydell Press. стр. 221–45. ISBN 978-0-85115-301-8 .
- Такер, Алан (1996). «Изготовление святых и сбор реликвий Освальдом и его сообществами». В Бруксе, Николас; Кабитт, Кэтрин (ред.). Святой Освальд Вустерский: жизнь и влияние . Лондон, Великобритания: Издательство Лестерского университета. стр. 244–68. ISBN 978-0-567-34031-3 .
- Тинти, Франческа (май 2015 г.). «Бенедиктинская реформа и пастырская забота в позднеанглосаксонской Англии». Раннесредневековая Европа . 23 (2). Уайли Блэквелл: 229–51. дои : 10.1111/emed.12098 . ISSN 0963-9462 . S2CID 161532299 .
- Тернер, Д.Х. (1984). «Иллюминированные рукописи». В Бэкхаусе, Джанет; Тернер, Д.Х.; Вебстер, Лесли (ред.). Золотой век англосаксонского искусства, 966–1066 гг . Лондон, Великобритания: British Museum Publications Ltd., стр. 46–87. ISBN 0-7141-0532-5 .
- Вебстер, Лесли (1984). «Металлообработка и скульптура». В Бэкхаусе, Джанет; Тернер, Д.Х.; Вебстер, Лесли (ред.). Золотой век англосаксонского искусства, 966–1066 гг . Лондон, Великобритания: British Museum Publications Ltd., стр. 88–138. ISBN 0-7141-0532-5 .
- Вебстер, Лесли (2012). Англосаксонское искусство . Лондон, Великобритания: Издательство Британского музея. ISBN 978-0-7141-2809-2 .
- Уильямс, Энн (1982). « Принцепс Мерсиорум Гентис : Семья, карьера и связи Эльффера, элдормена Мерсии, 956–83». Англосаксонская Англия . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета: 143–72. ISBN 0-521-24177-4 .
- Уилсон, Дэвид М. (1984). Англосаксонское искусство: от седьмого века до нормандского завоевания . Вудсток, штат Нью-Йорк: Темза и Гудзон (издание Overlook Press, американское издание). ISBN 978-0-87951-976-6 .
- Вудман, Д.А. (декабрь 2013 г.). « Этельстан А» и риторика правления». Англосаксонская Англия . 42 . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета: 217–48. дои : 10.1017/S0263675113000112 . ISSN 0263-6751 . S2CID 159948509 .
- Вормальд, Патрик (1988). «Этельволд и его континентальные коллеги: контакт, сравнение, контраст». В Йорке, Барбара (ред.). Епископ Этельволд: его карьера и влияние . Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press. стр. 13–42. ISBN 978-0-85115-705-4 .
- Вормальд, Патрик (2004). «Альфред [Эльфред] (848/9–899), король западных саксов и англосаксов» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/183 . Проверено 21 февраля 2016 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Йорк, Барбара (1988a). "Введение". В Йорке, Барбара (ред.). Епископ Этельволд: его карьера и влияние . Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press. стр. 1–12. ISBN 978-0-85115-705-4 .
- Йорк, Барбара (1988b). «Этельволд и политика десятого века». В Йорке, Барбара (ред.). Епископ Этельволд: его карьера и влияние . Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press. стр. 65–88. ISBN 978-0-85115-705-4 .
- Йорк, Барбара (2008). «Женщины в жизни Эдгара». В Скрэгге, Дональде (ред.). Эдгар, король Англии 959–975 гг . Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press. стр. 143–57. ISBN 978-1-84383-928-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Баркер, Кэтрин; Хинтон, Дэвид; Хант, Алан, ред. (2005). Сент-Вульфсиге и Шерборн: очерки, посвященные аббатству тысячелетия 998–1998 . Оксфорд, Великобритания: Oxbow Books. ISBN 978-1-84217-175-2 .
- Джандреа, Мэри (2007). Епископальная культура в позднеанглосаксонской Англии . Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press. ISBN 978-1-84383-283-6 .
- Ноулз, Дэвид (1963). Монашеский орден в Англии: история его развития со времен святого Данстана до Четвертого Латеранского собора . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 31–82. OCLC 1151498403 .
- Ридель, Кристофер (2016). «Вместе восхваляя Бога: монашествующие реформаторы и миряне в Винчестере десятого века». Католический исторический обзор . 102 (2): 284–317. ISSN 0008-8080 .
- Робертсон, Никола (2006). «Бенедиктинская реформа: текущие и будущие стипендии». Литературный компас . 3 (3): 282–99. дои : 10.1111/j.1741-4113.2006.00319.x . ISSN 1741-4113 .