Акант (орнамент)
Акант ἄκανθος ( древнегреческий : . ) — одна из наиболее распространенных форм растений, используемых для украшения листьев и украшений в архитектурной традиции, исходящей из Греции и Рима [ 1 ]
Архитектура
[ редактировать ]В архитектуре орнамент может быть вырезан на камне или дереве, чтобы напоминать листья средиземноморских видов Acanthus растений рода , которые имеют глубоко рассеченные листья, имеющие некоторое сходство с листьями чертополоха и мака . И Acanthus mollis , и еще более глубоко вырезанный Acanthus spinosus были заявлены в качестве основной модели, и отдельные примеры мотива могут быть ближе по форме к тому или иному виду; листья у обоих, во всяком случае, весьма изменчивы по форме. Этот мотив встречается в декоре практически во всех средах.
Отношения между орнаментом аканта и растением аканта были предметом давних споров. Алоис Ригль в своем «Стильфрагене» утверждал , что акантовый орнамент возник как скульптурный вариант пальметты и лишь позднее стал напоминать Acanthus spinosus . [ 2 ]
греческий и римский
[ редактировать ]В древнеримской и древнегреческой архитектуре акантовый орнамент широко встречается в капителях коринфского . и композиционного ордера, наносится на фризы , зубцы и другие декорированные участки Самый старый известный образец коринфской колонны находится в храме Аполлона Эпикурия в Бассах в Аркадии, ок. периода этот порядок использовался редко 450–420 гг. До н.э., но в Греции до римского . Римляне разработали порядок с загнутыми концами листьев, и это был их любимый порядок для величественных зданий, с их собственным изобретением Композита, который впервые был замечен в эпоху Августа . [ 3 ] Акантовое украшение продолжало пользоваться популярностью в византийской , романской и готической архитектуре. В эпоху Возрождения он пережил серьезное возрождение и используется до сих пор.
Римский писатель Витрувий (ок. 75 – ок. 15 до н. э.) рассказывал, что коринфский ордер был изобретен Каллимахом , греческим архитектором и скульптором, которого вдохновил вид вотивной корзины, оставленной на могиле молодого юноши. девочка. В ней лежало несколько ее игрушек, а над корзиной была положена квадратная плитка, чтобы защитить их от непогоды. Растение аканта проросло сквозь плетеную корзину, смешав свои колючие, глубоко разрезанные листья с переплетением корзины.
византийский
[ редактировать ]Некоторые из наиболее подробных и сложных украшений из аканта встречаются в важных зданиях византийской архитектурной традиции, где листья подрезаны, просверлены и распределены по широкой поверхности. Использование мотива продолжалось и в средневековом искусстве , особенно в скульптуре и резьбе по дереву, а также во фризах, хотя обычно он стилизован и обобщен, так что можно сомневаться, что художники связывали его с каким-либо конкретным растением. После столетий без украшенных капителей они с энтузиазмом возродились в романской архитектуре , часто с использованием рисунков листвы, в том числе аканта. Скручивающиеся листья типа аканта часто встречаются на краях и орнаментированных начальных буквах иллюминированных рукописей и обычно встречаются в сочетании с пальметтами в тканых шелковых тканях . В эпоху Возрождения внимательно следили за классическими моделями, и акант снова становится узнаваемым в крупномасштабных архитектурных образцах. Этот термин также часто встречается при описании более стилизованных и абстрактных мотивов листвы, где сходство с видом слабое.
Галерея
[ редактировать ]-
Реконструированная коринфская капитель в оригинальных цветах.
-
Древнегреческая коринфская капитель из толоса в Эпидавре , Археологический музей Эпидавра , Греция, как говорят, была спроектирована Поликлитом Младшим , ок. 350 г. до н.э. [ 4 ]
-
Римские аканты, заменяющие ноги фигуры человека, на которого напала пантера, Сала делла Сфинге, Domus Aurea , Рим, неизвестный художник, 65-68 гг. н.э.
-
Византийская квазикоринфская капитель Колонна Льва , ранее находившаяся на Форуме Льва, Константинополь , ныне во дворе дворца Топкапы, Фатих, Стамбул , Турция, неизвестный архитектор или скульптор, 457-474 гг.
-
Византийские аканты на карнизе на вершине Пиластри Акритани (Столпы Акры), первоначально находившиеся в церкви Св. Полиевкта , позже взятые и теперь выставленные на площади Сан-Марко, Венеция , неизвестный архитектор или скульптор, 524-527 гг. [ 6 ]
-
Византийская квазикоринфская капитель в базилике Сант-Аполлинаре Нуово , Равенна , Италия, неизвестный архитектор или скульптор, VI век.
-
Исламская столица с акантами, 10 век, мрамор, Художественный музей Цинциннати , США
-
Романская квазикоринфская капитель, церковь Св. Филиберта , Турню , Франция, ок. 1008 г. до середины 11 века [ 7 ]
-
Готический акант на выступе Венского собора , Вьенна , Франция, неизвестный архитектор или скульптор, ок. 11:30-15:29
-
Готические аканты на странице Кодекса Салемитан IX в., 15 век, темпера, золотая краска, сусальное золото и тушь на пергаменте, Библиотека Гейдельбергского университета , Гейдельберг , Германия
-
Аканты эпохи Возрождения на ткани, которую носил король Эдуард IV , портрет, написанный Лукасом Хоренбоутом , ок. 1470-1475 гг.
-
Готические аканты в отеле Клюни , Париж, неизвестный архитектор или скульптор, 1485–1510 гг. [ 8 ]
-
Барочные аканты монограммы Людовика XIV на входной двери Дома Инвалидов в Париже, работа Жюля Ардуэна-Мансара , 1677–1706 гг. [ 9 ]
-
Брынковенеские аканты перил дворца Потлоги , Потлоги , Румыния , неизвестный архитектор или скульптор, 1698 г.
-
Аканты в стиле барокко на комоде работы Андре-Шарля Буля , ок. 1710–1720, орех, шпонированный черным деревом, маркетри из гравированной латуни и черепахового панциря, оправы из позолоченной бронзы, Метрополитен-музей.
-
Барочный маскарон с акантами в Салоне Геркулеса , 1724–1736, по проекту Робера де Котта , Жака Габриэля.
-
Аканты в стиле рококо , Алексис Пейротт , 1740, Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна , Нью-Йорк.
-
Акант в стиле рококо, Алексис Пейротт, 1740 год, Купер Хьюитт, Смитсоновский музей дизайна, Нью-Йорк.
-
Аканты в стиле рококо на стене овального салона принцессы в отеле Субиз , Париж, картина Жермена Боффрана , 1740 г. [ 11 ]
-
Неоклассические аканты перил лестницы в Пти-Трианоне , Версаль , Франция, автор Анж-Жак Габриэль, 1764 г. [ 12 ]
-
Неоклассические акантусы на вазе работы Севрской фарфоровой мануфактуры , 1814 г., твердый фарфор с платиновым фоном и монтировкой из позолоченной бронзы, Лувр. [ 13 ]
-
Неоклассические акантусы на потолке Салона сентябрьских шеменов Лувра , Париж, работа Франсиска Дюре , 1851 год. [ 14 ]
-
Аканты изящного искусства на основании колонны в Большом фойе Дворца Гарнье в Париже, спроектированные Шарлем Гарнье , 1860–1875 гг. [ 15 ]
-
Коринфские пилястры эпохи греческого возрождения на австрийского парламента здании в Вене , работа Теофила фон Хансена , 1873–1883 гг. [ 16 ]
-
Неоклассический маскарон Медузы с акантами на ручке вазы Майе Севрской фарфоровой мануфактуры, 1878 г., твердый фарфор, позолоченная медная лепнина на воротнике и позолоченные бронзовые ручки, Лувр
-
Неоклассические терракотовые и эмалевые аканты двери зала изящных искусств Всемирной выставки 1878 года , Париж, работа Поля Седиля , 1878 год.
-
Аканты румынского возрождения на витраже придорожного буфета Киселефф ( şoseaua Kiseleff no. 4), Бухарест , Румыния , автор Ион Минку , 1889-1892 гг. [ 17 ]
-
Глазурованный керамический акант в стиле румынского возрождения во дворе Центральной школы для девочек (Strada Icoanei № 3-5), Бухарест, автор Ион Минку , 1890 г. [ 18 ]
-
в стиле изящного искусства Фрагмент потолочной лепнины от Strada Plantelor no. 4, Бухарест , Румыния , неизвестный архитектор, 1891 г.
-
Аканты румынского возрождения на могиле братьев Георгиевых, кладбище Беллу , Бухарест, автор Ион Минку , ок. 1900 г.
-
Кронштейны в стиле модерн с акантами византийского возрождения на монументальном портике Жюля-Феликса Кутана на площади Феликса-Дезрюэля в Париже, работа Жюля Кутана и Севрской фарфоровой мануфактуры , 1900 г.
-
Аканты рыб в стиле румынского возрождения на рельефе Страды Луи Пастера №. 24, Бухарест, неизвестный архитектор, гр. 1930 год
-
Столица румынского возрождения с акантами Страды Кэрол Давила нет. 12, Бухарест, неизвестный архитектор, гр. 1930 год
-
Постмодернистская неоновая коринфская столица в Саут-Бэй-Галлерия , Редондо-Бич, Калифорния , США, авторы RTKL Associates и Theo Kondos Associates , 1985 год.
-
Постмодернистский акантовый лист на ножке стола с разными ножками, неизвестный дизайнер, ок. 2010, крашеное дерево, Картурешти Верона (Strada Arthur Verona № 15), Бухарест.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Льюис и Дарли 1986 , с. 20.
- ^ Ригль 1992 , стр. 187–206.
- ^ Стронг, DE (1960). «Некоторые ранние примеры составного капитала». Журнал римских исследований . 50 : 119–128. дои : 10.2307/298294 . JSTOR 298294 . S2CID 162473543 .
- ^ Хонор и Флеминг 2009 , с. 147.
- ^ Робертсон 2022 , с. 323.
- ^ Истмонд, Энтони (2013). Слава Византии и раннего христианства . Файдон. п. 81. ИСБН 978 0 7148 4810 5 .
- ^ Уоткин 2022 , с. 123.
- ^ «Бывший отель Клюни и Термальный дворец, ныне Национальный музей средневековья» . pop.cultural.gouv.fr . Проверено 1 октября 2023 г.
- ^ Бэйли 2012 , стр. 238.
- ^ Флореа 2016 , стр. 243.
- ^ Джонс 2014 , с. 241.
- ^ Джонс 2014 , с. 273.
- ^ "ПАРА СУДОВ "ФЮСО"" . amisdulouvre.fr . Проверено 10 мая 2023 г.
- ^ Бреск-Ботье 2008 , стр. 122.
- ^ Джонс 2014 , с. 296.
- ^ Уоткин 2022 , с. 490.
- ^ Celac, Carabela & Marcu-Lapadat 2017 , стр. 153.
- ^ Celac, Carabela & Marcu-Lapadat 2017 , стр. 123.
- ^ Джонс 2014 , с. 294.
Ссылки
[ редактировать ]- Бейли, Говен Александр (2012). Барокко и Рококо Файдон. ISBN 978-0-7148-5742-8 .
- Бреск-Ботье, Женевьева (2008). Лувр, история дворца . Издания Лувра. ISBN 978-2-7572-0177-0 .
- Селак, Мариана; Карабелла, Октавиан; Марку-Лападат, Мариус (2017). Архитектура Бухареста — Аннотированный путеводитель . Орден Архитекторов Румынии. ISBN 978-973-0-23884-6 .
- Флоря, Василе (2016). Румынское искусство от истоков до наших дней (на румынском языке). Письмо. ISBN 978-606-33-1053-9 .
- Честь, Хью; Флеминг, Джон (2009). Всемирная история искусства – переработанное седьмое издание . Издательство Лоуренса Кинга. ISBN 978-1-85669-584-8 .
- Джонс, Денна, изд. (2014). Архитектура Вся история . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-29148-1 .
- Льюис, Филиппа; Дарли, Джиллиан (1986). Словарь орнамента . Нью-Йорк: Пантеон. ISBN 9780394509310 .
- Ригль, А. (1992). Проблемы стиля: основы истории орнамента . Перевод Каина, Э. Принстона, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-65658-8 .
- Робертсон, Хаттон (2022). История искусства – от предыстории до наших дней – глобальный взгляд . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-02236-8 .
- Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. ISBN 978-1-52942-030-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хопкинс, Оуэн (2014). Архитектурные стили: наглядное руководство . Лоуренс Кинг. ISBN 978-178067-163-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с орнаментами из аканта, на Викискладе?