Реактивный самолет
Реактивный самолет (или просто реактивный самолет ) — это летательный аппарат (почти всегда самолет с неподвижным крылом ), приводимый в движение одним или несколькими реактивными двигателями .
В то время как двигатели винтовых самолетов обычно достигают максимальной эффективности на гораздо меньших скоростях и высотах, реактивные двигатели достигают максимальной эффективности на скоростях, близких к скорости звука или даже значительно превышающих ее . Реактивные самолеты обычно наиболее эффективно летают со скоростью около 0,8 Маха (981 км / ч (610 миль в час)) и на высоте около 10 000–15 000 м (33 000–49 000 футов) или более.
Идея реактивного двигателя не была новой, но связанные с ней технические проблемы не могли быть решены до 1930-х годов. Фрэнк Уиттл , английский изобретатель и офицер Королевских ВВС , начал разработку жизнеспособного реактивного двигателя в 1928 году. [ 1 ] и Ганс фон Охайн в Германии начали работать независимо в начале 1930-х годов. В августе 1939 года с турбореактивным двигателем Heinkel He 178 первый в мире реактивный самолет совершил свой первый полет. Существует широкий спектр различных типов реактивных самолетов как гражданского, так и военного назначения.
История
[ редактировать ]После первого случая полета с двигателем было предложено большое количество конструкций реактивных двигателей. Рене Лорен , Мориз, Харрис предложили системы создания струйного истечения. [ 2 ]
После того, как были запущены другие реактивные двигатели, румынский изобретатель Анри Коанда заявил, что в 1910 году построил самолет с реактивным двигателем, Коанда-1910 . Однако, чтобы подтвердить это утверждение, ему пришлось внести существенные изменения в рисунки, которые он использовал для обоснования своих впоследствии опровергнутых утверждений. [ 3 ] Фактически, двигатель с канальным вентилятором дал обратный эффект, поджег самолет еще до того, как были совершены какие-либо полеты, и в нем отсутствовали почти все функции, необходимые для реактивного двигателя, включая отсутствие впрыска топлива и любые опасения по поводу истечения горячей струи. направлен на легковоспламеняющуюся поверхность ткани. [ 3 ]
В 1920-е и 1930-е годы было опробовано несколько подходов. различные самолеты с реактивными , турбовинтовыми , импульсными и ракетными двигателями Были спроектированы . В Германии проводились исследования ракетных двигателей, и первым самолетом, летавшим на ракетной мощности, был Lippisch Ente в 1928 году. [ 4 ] Ранее Ente летал как планер. В следующем, 1929 году, Opel RAK.1 стал первым специально созданным ракетным самолетом, совершившим полет.
Турбореактивный двигатель был изобретен в 1930-х годах независимо Фрэнком Уиттлом , а затем Гансом фон Охайном . Первым турбореактивным самолетом, совершившим полет (Германия), был Heinkel He 178 27 августа 1939 года в Ростоке , оснащенный двигателем конструкции фон Охайна. [ 5 ] [ 6 ] Во многом это было подтверждением концепции, поскольку проблема « ползучести » (усталости металла, вызванной высокими температурами внутри двигателя) не была решена, и двигатель быстро перегорел. Конструкция фон Охайна, двигатель с осевым потоком, в отличие от двигателя с центробежным потоком Уиттла, в конечном итоге была принята большинством производителей к 1950-м годам. [ 7 ] [ 8 ]
Первым полетом реактивного самолета, привлекшим внимание общественности, стал прототип итальянского Caproni Campini N.1, реактивного двигателя совершивший полет 27 августа 1940 года. [ 9 ] Это был первый реактивный самолет, признанный Международной авиационной федерацией (в то время немецкая программа He 178 все еще держалась в секрете). Кампини начал разработку реактивного двигателя в 1932 году; он отличался от настоящего турбореактивного двигателя тем, что турбина приводилась в движение поршневым двигателем, а не сжиганием газов турбины, что было гораздо более сложным решением.
Британский экспериментальный Gloster E.28/39 впервые поднялся в воздух 15 мая 1941 года с турбореактивным двигателем сэра Фрэнка Уиттла . [ 10 ] Американский самолет Bell XP-59A совершил полет 1 октября 1942 года, используя два экземпляра версии двигателя Уиттла, построенного компанией General Electric . Метеор был первым серийным самолетом, первые заказы на серийные образцы были сделаны 8 августа 1941 года. [ 11 ] прототип совершил первый полет 5 марта 1943 года, а первый серийный самолет - 12 января 1944 года, [ 12 ] а первые заказы на производство самолетов Ме 262 поступили только 25 мая 1943 года, [ 13 ] а первый серийный Ме 262 поднялся в воздух только 28 марта 1944 года. [ 14 ] несмотря на то, что программа Me 262 началась раньше, чем программа Meteor, под названием Projekt 1065, а первоначальные планы были составлены командой дизайнеров Вальдемара Фойгта в апреле 1939 года.
Мессершмитт Ме-262 был первым действующим реактивным истребителем . [ 15 ] Произведенный Германией во время Второй мировой войны и поступивший на вооружение 19 апреля 1944 года в Erprobungskommando 262 в Лехфельде, к югу от Аугсбурга. Me 262 одержал первую боевую победу реактивного истребителя 26 июля 1944 года, за день до того, как британский Gloster Meteor поступил на вооружение. Me 262 впервые поднялся в воздух 18 апреля 1941 года, но массовое производство началось только в начале 1944 года, когда первые эскадрильи вступили в строй в том же году, что было слишком поздно, чтобы какое-либо влияние на исход Второй мировой войны . Хотя во время Второй мировой войны в эксплуатации находилось всего около 15 «Метеоров», было произведено до 1400 Me 262, из которых 300 поступили в бой. Только реактивный Мессершмитт Ме 163 Комет был более быстрым боевым самолетом во время войны. [ нужна ссылка ]
Примерно в это же время, в середине 1944 года, британский «Метеор» использовался для защиты Великобритании от летающей бомбы Фау-1 (фау-1 сам по себе был самолетом с импульсным реактивным двигателем и прямым предком крылатой ракеты) , а затем для наземных атак. операции над Европой в последние месяцы войны. В 1944 году Германия приняла на вооружение реактивный разведчик и бомбардировщик Arado Ar 234 , хотя в основном использовался в прежней роли, а Heinkel He 162 Spatz. однореактивный легкий истребитель в конце 1944 года появился СССР испытал свой собственный Березняк-Исаев Б.И. -1 в 1942 году, но проект был свернут лидером Иосифом Сталиным в 1945 году. Императорский флот Японии также разработал реактивные самолеты в 1945 году, в том числе Nakajima J9Y Kikka , модифицированную и немного уменьшенную версию Me 262 со складывающимися крыльями. К концу 1945 года США приняли на вооружение свой первый реактивный истребитель Lockheed P-80 Shooting Star , а Великобритания — второй истребитель de Havilland Vampire .
В 1948 году США приняли на вооружение свой первый реактивный бомбардировщик North American B-45 Tornado . Он был способен нести ядерное оружие, но использовался для разведки над Кореей. 8 ноября 1950 года, во время Корейской войны , лейтенант ВВС США Рассел Дж. Браун, летая на F-80 , перехватил два северокорейских МиГ-15 возле реки Ялу и сбил их в первом же заходе на самолет. -реактивный воздушный бой в истории. Великобритания приняла на вооружение English Electric Canberra в 1951 году как легкий бомбардировщик . Он был спроектирован так, чтобы летать выше и быстрее, чем любой перехватчик .
BOAC осуществила первый коммерческий реактивный рейс из Лондона в Йоханнесбург В 1952 году de Havilland Comet на реактивном лайнере . Этот инновационный самолет летал гораздо быстрее и выше, чем винтовые самолеты, был намного тише, плавнее и имел стильные смешанные крылья со скрытыми реактивными двигателями. Однако из-за конструктивного дефекта и использования алюминиевых сплавов самолет испытал катастрофическую усталость металла, что привело к нескольким авариям. [ 16 ] что дало время Боингу 707 поступить на вооружение в 1958 году и, таким образом, доминировать на рынке гражданских авиалайнеров. Было обнаружено, что подвешенные двигатели дают преимущество в случае утечки топлива, поэтому Боинг 707 сильно отличался от Кометы: Боинг 707 имеет форму, которая практически такая же, как у современных самолетов, с заметной общностью, которая все еще очевидна для самолетов сегодня. пример с Боингом 737 (фюзеляж) и А340 (однопалубный, стреловидное крыло, четыре двигателя под крылом).
Турбореактивные самолеты с гораздо большей топливной эффективностью начали поступать на вооружение в 1950-х и 1960-х годах и стали наиболее широко используемым типом реактивных самолетов.
Ту -144 Сверхзвуковой транспортный был самым быстрым коммерческим реактивным самолетом со скоростью 2,35 Маха (2503 км / ч (1555 миль в час)). Он поступил на вооружение в 1975 году, но вскоре после этого был выведен из коммерческой эксплуатации. развивающий скорость 2 Маха Конкорд, , поступил на вооружение в 1976 году и пролетел 27 лет.
Самым быстрым военным реактивным самолетом был SR-71 Blackbird, развивавший скорость 3,35 Маха (3661 км/ч (2275 миль в час)).
Другие самолеты
[ редактировать ]Большинство людей используют термин «реактивный самолет» для обозначения газотурбинных воздушно-реактивных двигателей , но ракеты и ГПВРД также приводятся в движение реактивной тягой.
Крылатые ракеты представляют собой беспилотные реактивные самолеты одноразового использования, приводимые в движение преимущественно прямоточными воздушно-реактивными двигателями или турбореактивными двигателями, а иногда и турбовентиляторными двигателями, но они часто имеют ракетную двигательную установку для начального движения.
Самый быстрый воздушно-реактивный самолет - беспилотный прямоточный воздушно-реактивный двигатель X-43, развивающий скорость около 9–10 Маха.
Самый быстрый пилотируемый (ракетный) самолет — Х-15 со скоростью 6,85 Маха.
Спейс шаттл , хотя и был намного быстрее, чем X-43 или X-15, не считался самолетом во время подъема, поскольку он переносился баллистически за счет тяги ракеты, а не воздуха. При входе в атмосферу он был классифицирован (как планер) как самолет без двигателя. Первый полет состоялся в 1981 году.
Bell 533 (1964 г.), Lockheed XH-51 (1965 г.) и Sikorsky S-69 (1977–1981 гг.) являются примерами сложных конструкций вертолетов , в которых реактивный выхлоп добавлял к прямой тяге. [ 17 ] Hiller YH-32 Hornet и сверхлегкий вертолет Fairey были среди многих вертолетов, винты которых приводились в движение законцовыми реактивными двигателями .
с реактивным двигателем Существуют вингсьюты , приводимые в движение реактивными двигателями моделей самолетов, но они кратковременны и их необходимо запускать на высоте. [ 18 ]
Аэродинамика
[ редактировать ]Из-за особенностей их работы типичная скорость выхлопа реактивных двигателей околозвуковая или выше, поэтому большинству реактивных самолетов необходимо летать на высоких скоростях, либо сверхзвуковых , либо на скоростях чуть ниже скорости звука (« трансзвуковые »), чтобы достичь эффективности. полет. Поэтому аэродинамика является важным фактором.
Реактивные самолеты обычно проектируются с использованием правила площади Уиткомба , которое гласит, что общая площадь поперечного сечения самолета в любой точке вдоль самолета от носовой части должна быть примерно такой же, как у корпуса Сирса-Хаака . Форма с таким свойством сводит к минимуму образование ударных волн, которые приводят к потере энергии.
Реактивные двигатели
[ редактировать ]Существует несколько типов двигателей, которые работают за счет выброса горячего газа:
- турбореактивный двигатель
- ТРДД (которые бывают двух основных видов: ТРДД с малым байпасом и ТРДД с большим байпасом )
- ракета
Различные типы используются для разных целей.
Ракеты являются самым старым типом и в основном используются, когда необходимы чрезвычайно высокие скорости или работа на чрезвычайно больших высотах, где недостаточно воздуха для работы реактивного двигателя. Из-за экстремальной, обычно гиперзвуковой , скорости выхлопа и необходимости иметь на борту окислитель, они очень быстро расходуют топливо, что делает их непрактичными для повседневной транспортировки.
Турбореактивные двигатели - второй старейший тип; они имеют высокую, обычно сверхзвуковую, скорость выхлопа и малое лобовое сечение, поэтому лучше всего подходят для высокоскоростного, обычно сверхзвукового полета. Хотя когда-то они широко использовались, они относительно неэффективны по сравнению с турбовинтовыми и турбовентиляторными двигателями для дозвуковых полетов. Последними крупными самолетами, использовавшими турбореактивные двигатели, были сверхзвуковые транспортники «Конкорд» и Ту-144 .
Турбореактивные двигатели с малой двухконтурностью имеют более низкую скорость выхлопа, чем турбореактивные двигатели, и в основном используются для высоких звуковых, околозвуковых и низких сверхзвуковых скоростей. ТРДДД с большим двухконтурным режимом относительно эффективны и используются на дозвуковых самолетах, таких как авиалайнеры.
Летные характеристики
[ редактировать ]Реактивные самолеты летают значительно иначе, чем винтовые .
Единственное отличие состоит в том, что реактивные двигатели реагируют относительно медленно. [ нужна ссылка ] Это усложняет маневры взлета и посадки. В частности, во время взлета пропеллерные авиационные двигатели обдувают крылья воздухом, что обеспечивает большую подъемную силу и более короткий взлет. Эти различия заметили некоторых первых пилотов BOAC Comet . [ 16 ]
Пропульсивная эффективность
[ редактировать ]В самолетах общая тяговая эффективность — это эффективность в процентах, с которой энергия, содержащаяся в топливе транспортного средства, преобразуется в полезную энергию для возмещения потерь из-за сопротивления воздуха , силы тяжести и ускорения. Его также можно определить как долю механической энергии, фактически использованной для приведения в движение самолета. Оно всегда меньше 100% из-за потерь кинетической энергии на выхлопе и далеко не идеального КПД двигательного механизма, будь то пропеллер , реактивный выхлоп или вентилятор. Кроме того, тяговая эффективность во многом зависит от плотности воздуха и скорости полета.
Математически это представляется как [ 19 ] где - это эффективность цикла и - это тяговый КПД. КПД цикла в процентах представляет собой долю энергии, которую можно получить от источника энергии и которая преобразуется двигателем в механическую энергию .
Для реактивных самолетов тяговая эффективность (по сути, энергоэффективность ) является самой высокой, когда двигатель выбрасывает струю выхлопных газов со скоростью, которая равна или почти равна скорости транспортного средства. Точная формула для воздушно-реактивных двигателей, приведенная в литературе: [ 20 ] [ 21 ] является
где c — скорость выхлопа, а v — скорость самолета.
Диапазон
[ редактировать ]Для реактивного самолета большой дальности, работающего в стратосфере , скорость звука постоянна, следовательно, полет с фиксированным углом атаки и постоянным числом Маха заставляет самолет набирать высоту, не меняя значения местной скорости звука. В этом случае:
где – крейсерское число Маха и местная скорость звука. Уравнение дальности можно представить в виде:
которое известно как уравнение дальности Бреге в честь пионера французской авиации Луи Шарля Бреге .
См. также
[ редактировать ]- Coanda-1910 - Страницы самолетов
- Коммерческая авиация - Транспортная система, предоставляющая в аренду воздушный транспорт.
- След – длинные тонкие искусственные облака, которые иногда образуются за самолетами.
- Реактивный авиалайнер - Пассажирский самолет с реактивными двигателями.
- Шум струи - Шум, создаваемый струями.
- Jumbo jet - авиалайнер с двумя проходами.
- Очень легкий реактивный самолет - класс малых реактивных самолетов массой менее 10 000 фунтов.
- Список реактивных самолетов Второй мировой войны
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ CWN, Крис Стадман. «Сэр Фрэнк Уиттл — изобретатель реактивного двигателя — родился в Ковентри» . www.cwn.org.uk. Архивировано из оригинала 20 октября 2017 года . Проверено 6 мая 2018 г.
- ^ Реактивное движение самолета, часть III. Архивировано 5 ноября 2012 г. на Wayback Machine G Джеффри Смита рейсе , 25 сентября 1941 г.
- ^ Jump up to: а б Винтер, Фрэнк Х. (6 декабря 2010 г.). «Утверждение Коанды: История полета реактивного самолета в 1910 году, всего через семь лет после Китти Хок, может быть слишком хороша, чтобы быть правдой» . airspacemag.com .
- ^ "Сущность Липпиша". [ постоянная мертвая ссылка ] Интернет-энциклопедия науки: Экспериментальные самолеты. Проверено: 26 сентября 2011 г.
- ^ Варзиц, Лутц: Первый пилот реактивного самолета - История немецкого летчика-испытателя Эриха Варсица (стр. 125), Pen and Sword Books Ltd., Англия, 2009 г. Архивировано 3 июня 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ «Хейнкель Хе 178» .
- ^ Экспериментальные и прототипы реактивных истребителей ВВС США, Дженкинс и Лэндис, 2008 г.
- ^ Фодераро, Лиза В. (10 августа 1996 г.). «Фрэнк Уиттл, 89 лет, умер; его прогресс в использовании реактивного двигателя» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ « Рейс 28 августа 1941 года» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 20 октября 2017 года . Проверено 6 мая 2018 г.
- ^ «Винтовой винт не нужен...» Архивировано 25 октября 2012 г. на сайте Wayback Machine Flight (flightglobal.com), 27 октября 1949 г., стр. 554.
- ^ Батлер, 2006, стр.8.
- ^ Батлер, 2006, стр.23.
- ^ Радингер, 1996, стр.33.
- ^ Радингер, 1996, стр.49.
- ^ Хехт, Генрих. Первый в мире турбореактивный истребитель — Мессершмитт Ме 262 . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 1990. ISBN 0-88740-234-8 . [ нужна страница ]
- ^ Jump up to: а б «Джет! Когда Британия правила небом» . Би-би-си . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ Томас Лоуренс; Дэвид Дженни (31 августа 2010 г.). «Самый быстрый вертолет на Земле» . IEEE-спектр . Архивировано из оригинала 30 января 2017 года . Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ « Джетмен» Ив Росси показывает нам, как управлять своим реактивным крылом из углеродного волокна» . Проводной . 31 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 2 января 2017 года . Проверено 1 августа 2017 г.
- ^ ch10-3. Архивировано 14 сентября 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ К.Хонике, Р.Линднер, П.Андерс, М.Краль, Х.Хадрич, К.Рорихт. Описание конструкции систем двигателя. Интерфлюг, Берлин, 1968 г.
- ^ Спиттл, Питер. «Газотурбинные технологии». Архивировано 31 октября 2014 г. в Wayback Machine p507, Rolls-Royce plc , 2003 г. Дата обращения: 21 июля 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]- Батлер, Фил; Баттлер, Тони (2006). Gloster Meteor: знаменитый британский реактивный самолет первого поколения . Суррей, Великобритания: Midland Publishing. п. 23. ISBN 1-85780-230-6 .
- Лутц Варсиц: Первый пилот реактивного самолета - История немецкого летчика-испытателя Эриха Варзица , Pen and Sword Books Ltd., Англия, 2009 г., ISBN 978-1-84415-818-8 , английское издание
- Рэдингер, Уилл; Шик, Уолтер Шик (1996). Мне 262 (на немецком языке). Берлин: Avantic Verlag GmbH. ISBN 978-3-925505-21-8 .