Цемах Фельдштейн
Цемах Фельдштейн | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 29 декабря 1944 г. | (59 лет)
Занятие | Педагог |
Работодатель(и) | Еврейская реальная гимназия, Каунас |
Супруг | Эльке Фрейда (урожденная Бужански) |
Цемах Фельдштейн ([t͡ʃɛɱɑħ fɛldstajn]; иногда пишется Цемах ; иврит : צ׳ח פלדשטין ; идиш : Фельдштейн ; литовский : Feldsteinas ; русский : Семен Григорович Фельдштейн , Семен Григорович; 30 декабря 1884 — 2 декабря 9, 1944 г. [1] был литовским педагогом, писателем, реформистом образования, культурным сионистским активистом. В качестве педагога он был директором нескольких еврейских гимназий , самой известной из которых была Еврейская Реал-гимназия в Каунасе (Ковно), Литва (1922-1940), где большинство предметов преподавалось на современном иврите .
После депортации в Виленское гетто в 1941 году Фельдштейн продолжал заниматься культурной деятельностью. Он стал редактором газеты гетто, переводил очерки и сочинения на иврит, читал лекции и был вдохновенным координатором культурной жизни гетто.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Цемах Бен Цви Фельдштейн родился в городе Кудиркос Науместис - Сувальской губернии Российской империи (южная Литва ) 30 декабря 1884 года, старший из пяти детей (двух мальчиков и трёх девочек), в семье Цви Фельдштейна, ортодоксального еврея. купец и Малка Лия. Фельдштейн учился в нескольких школах и окончил гимназию в Кенигсберге , Восточная Пруссия , Германия . Затем он поступил в Берлинский университет , где изучал историю и философию . После получения первой степени Фельдштейн продолжил образование в Бернском университете в Швейцарии , где получил докторскую степень. Его диссертация, которой руководил Людвиг Штайн , была основана на Германом Когеном интерпретации Канта » « Этики ( Cohens Begründung der Ethik ). Диссертация, представленная в ноябре 1907 года, была опубликована в Бреслау в 1914 году. Во время учебы в Берне он познакомился со своей будущей женой Эльке Фрейдой Бужански, которая собиралась закончить медицинское образование. Она отказалась от получения степени, чтобы выйти за него замуж в 1910 году. Пара переехала в Варшава , русская Польша , где он стал преподавателем ивритской культуры в еврейской средней школе Магнуса Крынского . У пары было трое детей: Арае Лейб (Лёва; р. 1911), Эстер (Туссия; р. 1914) и Джошуа (Иегошуа; р. 1921).
Карьера
[ редактировать ]В 1913 году Фельдштейн был первым директором двуязычной еврейской гимназии, основанной в Калише , Польша. Во время Первой мировой войны он и его жена переехали в Минск , Россия, где он основал и руководил частной гимназией, а его жена преподавала там математику и русскую литературу .
После окончания войны и создания первой Литовской республики Фельдштейн с семьей вернулся в Литву. С 1921 по 1922 год занимал должность директора Еврейской гимназии в Вилкавишкисе (Вилковишке) (основана в 1919 году), [2] где все предметы преподавались с использованием сефардской дикции (как это было принято в Новом ишуве в Британской Палестине , а не ашкеназской , принятой среди литовских евреев).
В 1922 году Фельдштейн отправился в де-факто столицу Литвы Каунас , чтобы заменить Шалома Йону Черну на посту директора Еврейской реальной гимназии (Jüdisches Realgymnasium), основанной немецким еврейским раввином Йозефом Хиршем (Цви (Карлебах) в 1915 году. Фельдштейн руководил гимназией с 1922 года до ее закрытия во время советского вторжения в 1940 году. Большую часть ее лет он был директором гимназии. Еврейская гимназия Реали была частной школой и одним из крупнейших еврейских учебных заведений в Литве. он читал лекции по мировой литературе (с использованием перевода на иврит) и общей истории. Один из его учеников, Якоб Йозелит, который позже стал преподавателем иврита в Соединенных Штатах, написал о Фельдштейне следующее:
- Он был наделен большим талантом, резкой и точной речью – приятной и ясной. Он передавал своим ученикам обширные знания, используя понятный и простой метод удобного объяснения. Пока он читал свои лекции, Божественное Присутствие пребывало над кафедрой. Доктор Фельдштейн мог нарисовать и описать период и вставить в него дыхание жизни до тех пор, пока не подумаешь, что живешь и работаешь в разговорный период и не проникнешься атмосферой. Вы чувствовали, что ему нравилось преподавать, а ученикам нравилось учиться. Он был человеком высокого роста. Он мог привести учеников к Торе и, по сути, взволновать их и завладеть их сердцами. Он был другом, отцом и наставником своих учеников. [3]
Основным языком обучения в гимназии был иврит. Все курсы были на иврите, за исключением литововедения ( язык , литература , история ). Между собой студенты говорили на идише (языке, на котором говорят евреи Восточной Европы). По словам его ученицы Йозелит, Фельдштейн попросил учеников говорить на иврите и за пределами школы, и они попытались выполнить его просьбу. [4] Арендованные здания школы (отдельные секции для мальчиков и девочек) были неудобными; классы были маленькими и переполненными. В конце 1928 года, с одобрения Министерства образования Литвы, Фельдштейн посетил Соединенные Штаты , чтобы собрать средства для еврейских школ в Литве (включая школы Тарбута ), и таким образом сумел собрать капитал для нового дома для своего отца. гимназия. Он заручился помощью еврейского поэта Шауля Черниховского в обмен на справедливую плату, и они вдвоем отправились в Соединенные Штаты на несколько месяцев. [5] Благодаря многочисленным пожертвованиям, в том числе значительным пожертвованиям известного американского филантропа-еврея литовского происхождения Эдварда Макса Чейза, а также кредиту Литовского казначейства, в начале 1930-х годов для гимназии было построено новое, полностью оборудованное здание.
Помимо работы Фельдштейна в качестве директора гимназии, он принимал активное участие в сионистском движении, а также был еврейским образовательным и культурным активистом. Фельдштейн был членом Сионистского центра ( «Общие сионисты» ) и членом Центрального комитета еврейской сионистской образовательно-культурной сети «Тарбут» в Литве. Он был активным членом этнографо-исторического общества в Каунасе и посвятил свою энергию и собственные деньги Еврейскому общинному университету (народному университету). Фельдштейн регулярно говорил на иврите, идише, немецком, русском, английском и литовском языках, а также мог говорить на французском и польском языках. Он был блестящим оратором и участвовал в еврейской прессе, где публиковал статьи о еврейской и мировой литературе. Он публиковал педагогические статьи в журнале на иврите Hed Lita (הד ליטא; иврит: «Эхо Литвы») и в органе Литовской ассоциации учителей иврита « BeMish'oley HaHinukh» («На путях образования»). В 1935 году он посетил Подмандатную Палестину. и опубликовал свои впечатления в серии статей в сионистской еврейской литовской ежедневной газете Di Idishe Shtime (די אידישע שטימע; идиш: Еврейский голос).
Летом 1940 года, после советской оккупации и провозглашения Литовской ССР одной из республик Советского Союза гимназия перешла на преподавание на идиш . , по требованию властей [6] Фельдштейн и его семья переехали в старую столицу Литвы Вильнюс , где проживало большинство родственников его жены. Там Фельдштейн преподавал русский язык в гимназии «Настоящий идиш», которую основал и руководил Лейб Турбович, муж сестры его жены Нади. Первоначально семья Фельдштейна жила в семье племянницы его жены. Их племянница позже была сослана в Сибирь, выжила и через некоторое время иммигрировала в США.
Депортация
[ редактировать ]Летом 1941 года нацисты депортировали Фельдштейна вместе с другими выжившими евреями в Виленское гетто. В гетто он сначала служил директором почты. Затем он работал заместителем директора Отдела культуры Еврейского совета ( Юденрата ) под руководством директора Лео Бернштейна. Несмотря на то, что он был подвержен отчаянию, он активно участвовал в культурной жизни, читал лекции по философии и истории и призывал членов общины надеяться на лучшие дни. [7] Он был редактором официального издания гетто «Новости гетто». Обычно выпуски составляли от шести до десяти страниц, а иногда и до шестнадцати. Сотрудники напечатали несколько десятков экземпляров и распространили их в нескольких местах гетто». [8] Фельдштейн был крупным участником «Объединенного еврейского комитета сионистского подполья», координировал культурную деятельность на иврите и помог создать «Еврейское научное общество». Кроме того, Фельдштейн написал мемуары, перевел на иврит оперу « Аида » и написал на иврите и идише литературные очерки о Хаиме Бялике , Ю.Л. Переце , Ахад Гааме и других. [9] Позже Фельдштейна вместе со многими другими отправили из гетто в трудовой лагерь Кивиыли в Эстонии . В этот момент он был очень слаб и не мог работать, но те, кто его знал, помогли ему на какое-то время избежать нескольких селекций. [10] Наконец, нацисты перевели его в дополнительный лагерь Даутмерген-Шёмберг ( Нацвайлер-Штрутхоф ) на юге Германии, где он умер в декабре 1944 года. [11]
Его младший сын, Джошуа Фельдштейн, позже писал, что «он был отличным учителем, образцом для подражания, наставником и консультантом; он вдохновлял меня, как и многих учеников на протяжении многих лет. Он и моя мать прививали своим детям мораль и высокие ценности. уважение к каждому человеку, толерантность, важность знаний и образования, социальные и коммуникативные навыки, любовь к природе, музыке, литературе, поэзии, стремление помочь нуждающимся и, прежде всего, гордость за то, что ты еврей, вечная надежда на лучшее будущее и вера в Бога». [12]
Семья
[ редактировать ]Старший сын Фельдштейна, Лев (Лёва) Фельдштейн, начал свое медицинское образование в Университете Нанси во Франции и закончил его доктором медицинских наук в Литовском университете в Ковно (Каунас). В довольно молодом возрасте доктор Лев Фельдштейн стал известным хирургом в Каунасе, Литва. Он женился на Саре, младшей дочери Эстер Ароновской, успешной бизнес-леди. Они оба были убиты во время Холокоста. [13] Их единственная дочь, Ада Левнер, спасена Викторией и ее сестрой Хеленой, которые были домохозяйками в двух семьях Фельдштейнов. Они оба были преданными католиками. Позже она стала врачом, как и ее отец. Позже доктор Левнер иммигрировал в Израиль из Советского Союза, а с 1990-х годов проживает в Канаде . [14]
Его дочь Эстер (Туссия) изучала экономику в Лондоне. Она вышла замуж за (Ику) Гилара Шейнберга, инженера. Ее муж служил представителем Бельгии в Голландской Ост-Индии . В 1930-х годах Эстер сопровождала своего мужа в Медан , Суматра (ныне Индонезия ), где он строил дороги. Во время Второй мировой войны , когда японцы оккупировали Ост-Индию, она стала политической заключенной в для военнопленных лагере Макассар на острове Целебес (ныне известный как Сулавеси ) (1942–1945). После войны она развелась со своим мужем Гиларом и жила в Брюсселе . Два года спустя она вышла замуж за Жана Лунтьенса, бельгийского бизнесмена. За годы пребывания в лагере ее здоровье ухудшилось, и она умерла 19 октября 1959 года в возрасте 46 лет.
Его младший сын, Иегошуа Фельдштейн (Prof. Joshua Feldstein), окончил Еврейскую гимназию Реали в 1938 году и начал обучение в инженерной школе Литовского университета. Через год после этого он иммигрировал в США, чтобы изучать сельскохозяйственные науки в Национальной фермерской школе в Дойлстауне , штат Пенсильвания . Именно там он начал свою академическую карьеру, позже став президентом Колледжа Делавэр-Вэлли , который развился из Национальной фермерской школы.
Эстер (Эсси), внучка сестры жены Фельдштейна, стала еврейско-американской писательницей по имени Эстер Хаутциг . Она была женой Вальтера Хаутцига , всемирно известного концертирующего пианиста.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хаутциг, Э. (2000) Ада и Эдди, в книге « Помни, кто ты: истории о том, как быть евреем» , 1-е издание в мягкой обложке, Филадельфия , Пенсильвания : Еврейское издательское общество, стр. 47–55.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Точная дата рождения по данным: Йозелит, П.Дж. (1977). Доктор Семах Фельдштейн Хайад . ХеАвар [העבר] 22, с. 280; в «Список заявлений на работу учителями в Кровно в 1921-1941 гг.» . на сайте Гордина Левитана: 31 декабря. Точная дата смерти согласно записи о смерти на сайте «Список гонимых, погибших в Даутмерген-Шёмберге» . , Центральная база данных Холокоста, Имена жертв, Яд Вашем . сайт
- ^ Мендельсон-Мискотц, MJ (1972). Еврейская гимназия Вилкависки. В Дов Липец (Центральная редакция), Натан Горен [ред.], [и др.]: Литовское еврейство , Vol. II, Тель-Авив: Ам ХаСефер, с. 151.
- ^ Йозелит, П.Дж. (1977). Доктор Цемах Фельдштейн хайад . ХеАвар [העבר] 22, с. 280-282.
- ^ Йозелит, П.Дж. (1977). Доктор Семах Фельдштейн Хайад . ХеАвар [העבר] 22, стр. 281-282. гимназисты услышали звон иврита . По словам Йозелита, «в одночасье просьба и требование превратились в действие, и на всех улицах Каунаса Каунас, он сказал: Это Каунас, Литва? Нет! Это Каунас, Тель-Авив ...» (там же, с. 282).
- ^ Клаузнер, Дж. (1947). Шауль Черниковский: Человек и поэт , [иврит], Иерусалим: Еврейский фонд сэра Монтегю Бертона и Ассоциация прессы Еврейского университета, стр. 190; Шаанан, А. (1984). Шауль Черниковский: Монография [иврит], Тель-Авив: Ха-Киббуц Ха-Меухад, с. 246.
- ^ Коэн, Б. (1991). Образование иврита в независимой Литве, еврейских городах, поселках и сельских поселениях Литвы до 1918 года: Историко-географический очерк Нью-Йорк: с.743. также перепечатано в: Цви Шарфштейн (ред.), (1957). Еврейское образование и культура в Европе между двумя мировыми войнами Нью-Йорк: Ogen Publishing, стр. 168.
- ^ Йозелит, П.Дж. (1977). Достопочтенное прошлое , доктор Цемах Фельдштейн (стр. 282). распроданный
- ^ Дворжецкий, М. (1951). Литовский Иерусалим в Сопротивлении и в Холокосте , перевод с идиша Хаима Шалома Бен Авраама; Несколько глав были написаны на иврите автором, Тель-Авив: Мифлегет Поалей Эрец Исраэль (букв. «Рабочая партия Земли Израиля»), стр. 240.
- ^ Дворжецкий , М. (2007). Духовная жизнь в Виленском гетто, Журнал Форум, посвященный Холокосту 18: Дух еврейского человека в Холокосте . (27, 35 39, 41-42).
- ^ Каплан, И. (1984) Депортации в Латвию и Эстонию. В: Дов Липец (Центральная редакция), Натан Горен [ред.] и Ассоциация литовских евреев в Израиле, Литовское еврейство, Том IV: Холокост 1941-1945 гг . Тель-Авив: Ам ХаСефер, стр.385.
- ^ Запись на «Список гонимых, погибших в Даутмерген-Шёмберге» . , Центральная база данных Холокоста, Имена жертв, сайт Яд Вашем
- ^ Фельдштейн, Дж. (2008). Доктор Цемах Фельдштейн: Педагог: Директор Еврейской реальной гимназии Ковно, Литва. Гахелет , (март 2008 г.), с. 55.
- ^ «Лев Фельдштейн» . , «Сара Фельдштейн (урожденная Ароновская)» . : На основе страниц показаний их дочери Ады Левнер, Центральная база данных имен жертв Холокоста в Кровно, веб-сайт Яд Вашем.
- ^ Фельдштейн-Левнер, А. (2011). «Молитва невинной девушки», в: Контрабанда в мешках с картошкой: пятьдесят историй о спрятанных детях Каунасского гетто , С. Абрамович и Ю. Зильберг (ред.), Лондон: Валентин Митчелл, стр. 215-218.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Семахом Фельдштейном, на Викискладе?
- или о нем Работы Семаха Фельдштейна в Wikisource
- Роскис, генеральный директор (подготовлено к печати) (1997) «В минуту: доктор Цемах Фельдштейн. Редакция в Виленском гетто, 1942-1943» . Новая серия газеты YIVO, том 3 (стр. 115–206. «Книги на иврите» . Архивировано из оригинала 7 октября 2011 г. (Идиш)