Пространственная музыка
Пространственная музыка — это музыка, в которой намеренно используется локализация звука . ») присутствует в западной музыке с библейских времен в форме антифона Хотя концепция пространственной музыки ( Raummusik , обычно переводимая как « космическая музыка , как компонент, специфичный для новых музыкальных техник, она была введена еще в 1928 году в Германии. [1]
Термин «пространствование» особенно связан с электроакустической музыкой и обозначает проекцию и локализацию источников звука в физическом или виртуальном пространстве или пространственное движение звука в пространстве.
Контекст
[ редактировать ]Термин «пространственная музыка» обозначает музыку, в которой расположение и движение источников звука являются основным композиционным параметром и центральной особенностью для слушателя. Он может включать в себя один мобильный источник звука или несколько одновременных, стационарных или мобильных звуковых событий в разных местах.
Существует как минимум три отдельные категории, когда множественные события рассматриваются в пространстве: [2]
- по существу независимые события, разделенные в пространстве , как одновременные концерты , каждое из которых имеет ярко выраженный сигнальный характер.
- одно или несколько таких сигнальных событий, отделенных от более «пассивных» реверберирующих фоновых комплексов
- отдельные, но слаженные исполнительские группы .
Примеры
[ редактировать ]Примеры пространственности включают более семидесяти произведений Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (песни, ектении, мессы, марианские антифоны, псалмы и секвенции-мотеты), [3] пятихорный, сорока- и шестиголосный мотет Missa sopra Ecco sì beato giorno Алессандро Стриджио и, возможно, родственный ему восьмихорный сорокаголосный мотет Spem in alium Томаса Таллиса , а также ряд других итальянских, в основном флорентийских произведений. — произведения датированные 1557–1601 гг. [4]
Известные пространственные композиции 20-го века включают Айвза Чарльза Четвертую симфонию (1912–18), [5] Рюда Ланггаарда » «Музыка сфер (1916–18), [6] Вареза Эдгара «Электронная поэма» ( Экспо '58 ), Генрика Гурецкого » «Scontri , соч. 17 (1960), раскрывающий объем звука «потрясающего оркестра», для которого композитор точно диктует расположение каждого исполнителя на сцене, включая пятьдесят два ударных инструмента, [7] Карлхайнца Штокхаузена ( Вертолетный струнный квартет 1992–93/95), который «возможно, является самым экстремальным экспериментом, включающим пространственную подвижность живых исполнителей». [8] и » Генри Бранта , « Ледяное поле «пространственное повествование». [9] или «пространственный органный концерт», [10] награжден Пулитцеровской премией 2002 года в области музыки , а также большей частью произведений после 1960 года Луиджи Ноно , чьи поздние работы, например, ... sofferte onde serene ... (1976), Al gran sole carico d'amore (1972– 77), Prometeo (1984) и A Pierre: Dell'azzurro silenzio, inquietuum (1985) — явно отражают пространственный звуковой ландшафт его родной Венеции и не могут быть исполнены без их пространственной составляющей. [11]
Технологические разработки привели к более широкому распространению пространственной музыки через смартфоны, по крайней мере, с 2011 года. [12] для включения звуков, воспроизводимых посредством локализации системы глобального позиционирования (BLUEBRAIN, [13] Матмос, [14] другие) и визуальную инерциальную одометрию посредством дополненной реальности (TCW, [15] [16] другие).
См. также
[ редактировать ]- 5.1 объемный звук
- 3D audio effect
- Амбисоника
- Слуховое пространственное внимание
- Аудиум (театр)
- Направленный звук
- Долби Атмос
- Голофоны
- Октофонический звук
- Планефоны
- Квадрафонический звук
- Стереофонический звук
- Объемный звук
- Тон де Леу
- Венецианский полихоральный стиль
- Венецианская школа (музыка)
- Синтез волнового поля
Источники
[ редактировать ]- ^ Бейер, Роберт (1928). «Проблема будущей » музыки Музыка 20, вып. 12: 861–866. (на немецком языке)
- ^ Макони, Робин (2005). Другие планеты: Музыка Карлхайнца Штокхаузена (Лэнхэм, Мэриленд, Торонто, Оксфорд: The Scarecrow Press.): 296. ISBN 0-8108-5356-6 .
- ^ Льюис Локвуд, Ноэль О'Риган и Джесси Энн Оуэнс , «Палестрина [Пренестино и т. д.], Джованни Пьерлуиджи да ['Джаннетто']», Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джон Тиррелл (Лондон: Macmillan, 2001).
- ^ Дэвитт Морони, «Месса Алессандро Стриджио в сорока и шестидесяти частях», Журнал Американского музыковедческого общества 60, вып. 1 (весна 2007 г.): 1–69. Цитаты на 1, 3, 5 и т. д.
- ^ Ян Сваффорд , Чарльз Айвз: Жизнь с музыкой (Нью-Йорк: WW Norton, 1998): 92, 181–182. ISBN 0-393-31719-6 .
- ^ Джеффри Норрис , « Выпускные вечера 2010: Выпускной вечер 35. Датская авангардная классика переоценена экспертами ». (обзор), The Telegraph (13 августа 2010 г.).
- ^ Гурецкого Якельский, Лиза (2009) « Сконтри и авангардная музыка в Польше времен холодной войны», Журнал музыковедения 26, вып. 2 (Весна): 205–239. Цитирование на стр. 219.
- ^ Соломон, Джейсон Вятт (2007), «Пространство в музыке: анализ и интерпретация пространственных жестов», доктор философии. дисс. (Афины: Университет Джорджии): с. 60.
- ^ Анон. (2002), «Поле Бранта» получило Пулитцеровскую премию», Billboard , 114, вып. 16 (20 апреля): 13. ISSN 0006-2510.
- ^ (2008). Музыкальные произведения , нет. 100 (весна), 101 (лето) или 102 (зима): 41. Музыкальная галерея. [ нужна полная цитата ]
- ^ Андреа Сантини, «Множественность – Фрагментация – Одновременность: Звуковое пространство как конвейер смысла и театральное Корни в ранней пространственной практике Луиджи Ноно», Журнал Королевской музыкальной ассоциации 137, № 1 (2012): 71–106. doi : 10.1080/02690403.2012.669938 , цитаты 101, 103, 105.
- ^ Дехаан, Дэниел (2019). «Композиционные возможности новых интерактивных и иммерсивных цифровых форматов» . Северо-Западный университет . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ Ричардс, Крис (28 мая 2011 г.). «Bluebrain творит чудеса с первым в мире альбомом с функцией определения местоположения» . Вашингтон Пост . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ Вайгель, Брэндон (1 октября 2015 г.). «Ваш саундтрек к урагану уже здесь: загрузите это новое интерактивное приложение от Matmos» . Балтимор Сан . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ Палладино, Томми (17 апреля 2019 г.). «Новое приложение для iPhone наполнит вашу гостиную виртуальным оркестром» . Следующая реальность . Проверено 12 сентября 2020 г.
- ^ Коппс, Уилл (14 апреля 2019 г.). «Создание пространственных аудиокомпозиций дополненной реальности для iOS» (PDF) . TCW А/В . Проверено 12 сентября 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Арнольд, Денис , Энтони Ф. Карвер и Валерио Моруччи. 2014. «Cori spezzati/polychoral (ит.: «сломанные хоры»)». Grove Music Online (1 июля). Оксфордская музыка онлайн.
- Аттикс, Барри. 2005. «Использование трехмерной компьютерной анимации для улучшения когнитивного понимания современной электронной космической музыки». В «Системных исследованиях в искусстве VII: Музыка, дизайн окружающей среды и хореография космоса » под редакцией Джорджа Э. Ласкера, Джеймса Роудса и Джейн Лили, 141–145. Текумсе, Онтарио, Канада: Международный институт перспективных исследований в области системных исследований и кибернетики. ISBN 978-1-894613-45-3 .
- Брант, Генри . 1955. «Использование антифонного распределения и полифонии темпи в сочинении». Бюллетень Альянса американских композиторов 4, вып. 3: 13–15.
- Брант, Генри. 1978. «Пространство как существенный аспект музыкальной композиции». В книге «Современные композиторы о современной музыке » под редакцией Эллиота Шварца и Барни Чайлдса с Джимом Фоксом , 221–242. Серия переизданий музыки Da Capo Press. Нью-Йорк: Да Капо Пресс.
- Брант, Генри (4 октября 2002 г.). «В космосе с Генри Брантом» . NewMusicBox (видео включено). Интервью дал Отери Фрэнк Дж. (опубликовано 1 января 2003 г.).
- Коппс, Уилл. « Пространственная музыка — новейшая инновация, обеспечивающая новые впечатления и возвращающая музыкантам контроль » . Звук и дизайн , Medium. (10 января 2020 г.)
- Дреннан, Дороти Картер. 1975. «Использование Генри Брантом ансамблевой дисперсии, обнаруженное при анализе избранных композиций». доктор философии дисс. Корал-Гейблс: Университет Майами.
- Эриксон, Роберт. 1975. Звуковая структура в музыке . Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: Издательство Калифорнийского университета.
- Фиотти, Франческо. 2003. « Электронная поэма : полное произведение искусства и его вместилище». Музыка/реальность: Ежеквартальный журнал 24, вып. 70 (март): 123–133.
- Гуткнехт, Дитер . Карлхайнца Штокхаузена 2003. « Гимны и аспект пространственной музыки». На сцене, в кино, пространстве и времени в музыке ХХ века , под редакцией Хартмута Кронеса , 275–284. Венские сочинения о стиле и практике исполнения 3. Вена: Бёлау. ISBN 978-3-205-77206-4 .
- Харли, Мария Анна. 1994а. «Пространство и пространственность в современной музыке: история и анализ, идеи и реализации». доктор философии дисс. Монреаль: Университет Макгилла.
- Харли, Мария. 1994б. «Пространственное звуковое движение в инструментальной музыке Янниса Ксенакиса». Журнал исследований новой музыки 23: 291–314.
- Харли, Мария Анна. 1997. «Американец в космосе: «Пространственная музыка» Генри Бранта». Американская музыка 15, вып. 1 (Весна): 70–92.
- Харли, Мария Анна. 1998. «Музыка звука и света: многогранники Ксенакиса». Леонардо : Журнал Международного общества искусств, наук и технологий 31, вып. 1 (февраль): 55–65.
- Гофманн, Борис. 2008. Посреди звука: Пространственные композиции Янниса Ксенакиса 1960-х годов . Хофхайм: Волкен-Верлаг.
- Айвз, Чарльз . 1933. «Музыка и ее будущее». В книге «Американские композиторы об американской музыке: симпозиум» под редакцией Генри Коуэлла . Перепечатано, Нью-Йорк: издательство Frederick Ungar Publishing, по договоренности с издательством Stanford University Press, 1962.
- Ломбардо, Винченцо, Андреа Валле, Джон Фитч, Кес Тазелаар, Стефан Вайнцирль и Войцех Борчик. в виртуальной реальности 2009. «Реконструкция электронной поэмы на основе филологических исследований». Компьютерный музыкальный журнал 33, вып. 2 (Лето): 24–47.
- Лой, Гарет. 1985. « Об Audium - разговор со Стэнли Шаффом. Архивировано 24 июня 2017 г. в Wayback Machine ». Компьютерный музыкальный журнал 9, № 2 (лето): 41–48.
- Люнинг, Отто . 1968. «Неоконченная история электронной музыки». Журнал музыкальных педагогов 55, вып. 3 (ноябрь): 42–49, 135–142, 145.
- Люкс, Роберта Дороти. 1996. « Электронная поэма Эдгара Вареза». Кандидатская дисс. Кембридж: Гарвардский университет.
- Миллер, Пол. 2009. «Штокхаузен и серийное формирование пространства». доктор философии дисс. Рочестер: Рочестерский университет, Музыкальная школа Истмана.
- Мюллер-Хорнбах, Герхард . 2003. «Феномены пространственного восприятия как состояние музыкальных произведений». В «Музыке и архитектуре» под редакцией Кристофа Мецгера, 75–81. Саарбрюккен: Пфау-Верлаг. ISBN 978-3-89727-227-9 .
- Наук, Гизела. 1997. Музыка в космосе - Пространство в музыке: вклад в историю серийной музыки . Приложение к Архиву музыкознания 38. Штутгарт: Franz Steiner Verlag.
- Неттингсмайер, Йорн. « Ardor и Ambisonics: подход FLOSS к следующему поколению пространственности звука ». Электронный контакт! 11.3 — Logiciels audio «с открытым исходным кодом» / Открытый исходный код для аудиоприложений (сентябрь 2009 г.). Монреаль: ЦИК .
- Узунян, Гасия. 2007. «Визуализация акустического пространства». Цикл: Современная музыка 17, вып. 3:45–56.
- Обогнали, Сара Энн. 2006. «Пространственные теории Карлхайнца Штокхаузена: анализ групп для трех оркестров и октофонии , электронная [ sic ] музыка из вторника от света ». доктор философии дисс. Санта-Барбара: Калифорнийский университет, Санта-Барбара.
- Платц, Роберт HP 2003. «Музыкальная космическая архитектура: космическая музыка». В «Музыке и архитектуре» под редакцией Кристофа Мецгера, 51–58 Саарбрюккен: Pfau-Verlag. ISBN 978-3-89727-227-9 .
- Расталл, Ричард. 1997. «Пространственные эффекты в английской инструментальной музыке консорта, ок. 1560–1605». Старинная музыка 25, вып. 2:269–288.
- Рейнольдс, Роджер . 1978. «Мысли о звуковом движении и значении». Перспективы новой музыки 16, вып. 1 (Весна-Лето): 181–190.
- Рошиц, Карлхайнц. 1969. «Вклады 1968/69». Взносы Австрийского музыкального общества 2.
- Шнебель, Дитер . 2000. «За премьеру Экстазиза для сопрано соло, соло ударных, четверного хора и большого оркестра». В книге « Композиция и музыковедение в диалоге I» (1997–1998) под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 26–39. Сигналы из Кельна: Музыка времени 3. Саарбрюккен: Pfau-Verlag. ISBN 3-89727-049-8 .
- Соломос, Макис . 1998. «Заметки о пространственности музыки и появлении звука». В «Звуке и пространстве» под редакцией Хьюга Женевуа, 105–125. Музыка и наука. Лион: Опасности. ISBN 2-908016-96-6 .
- Штокхаузен, Карлхайнц . 1957. «Музыка в космосе». Серия 5 («Отчеты—Анализ»): 59–73. Перепечатано в его «Текстах о музыке 1» под редакцией Дитера Шнебеля , 152–175. Отрывок перепечатан под тем же названием в Darmstadt Contributions to New Music 2, 30–35. Майнц: Шотт, 1959. Английская версия как «Музыка в космосе», перевод Рут Кениг. Серия 5 («Отчеты-анализы», 1961): 67–82.
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2000. «Новая космическая музыка: октофония », в транскрипции Михаэля Олера. В книге «Композиция и музыковедение в диалоге I» (1997–1998) под редакцией Имке Миш и Кристофа фон Блюмрёдера , 60–77. Сигналы из Кельна: Музыка времени 3. Саарбрюккен: Pfau-Verlag. ISBN 3-89727-049-8 .
- Штокхаузен, Карлхайнц. 2009. Композиционная основа новой музыки: шесть семинаров для летних курсов в Дармштадте 1970 года , под редакцией Имке Миш. Кюртен: Музыкальный фонд Штокхаузена. ISBN 978-3-00-027313-1 .
- Сайкс, Дебра. 1996. «Генри Брант и его музыка: пространственный человек». Musicworks : Исследования в области звука , вып. 64 (Весна): 42–48.
- Теруджи, Дэниел. 2007. «Технология и конкретная музыка: технические разработки Groupe de Recherches Musicales и их влияние на музыкальную композицию». Организованный звук 12, вып. 3:213–231.
- Тигпен, Бен. « Пространство без панорамирования ». Электронный контакт! 11.4 — Электроакустический симпозиум в Торонто, 2009 г. (TES) / Электроакустический симпозиум 2009 г. в Торонто (декабрь 2009 г.). Монреаль: ЦИК .
- Трохимчик, Майя . 2001. «От кругов к сетям: о значении пространственного звукового образа в новой музыке». Компьютерный музыкальный журнал 25, вып. 4 (Зима): 39–56.
- Винкель, Фриц. 1968. «Электроакустическая музыка — Пространственная музыка — Кибернетическая музыка». Материалы Австрийского музыкального общества 1:72–79.
- Вернер, Карл Генрих . 1961. «Текущая хроника: Германия». Музыкальный ежеквартальный журнал 47, вып. 2 (апрель): 243–247.
- Зелли, Бижан. « Космическая и компьютерная музыка: обзор методов, систем и музыкальных последствий ». Электронный контакт! 11.4 — Электроакустический симпозиум в Торонто, 2009 г. (TES) / Электроакустический симпозиум 2009 г. в Торонто (декабрь 2009 г.). Монреаль: ЦИК .
- Звонар, Ричард. « Чрезвычайно краткая история пространственной музыки ХХ века ». Электронный контакт! 7.4 — Многоканальная диффузия/Многоканальная диффузия (май 2005 г.). Монреаль: ЦИК .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гарсиа Карман, Грегорио. 5 октября 2007 г. « Студийный отчет: Карлхайнца Штокхаузена Пространство космических импульсов ». (по состоянию на 4 апреля 2014 г.).