Жан де Боттон
Жан Иси де Боттон (родился 20 июня 1898 года в Салониках , Греция ; умер 13 июня 1978 года в Нью-Йорке ) — французский художник, балетный либреттист и дизайнер, лектор и педагог.
Образование и ранняя карьера
[ редактировать ]Его родители были из Руаяна . В Париже он изучал классику в лицее Роллена , получил степень по философии и был учеником писателя Жюля Ромена . [ 1 ]
Родители планировали для него дипломатическую карьеру, но в 1920 году он поступил в Школу изящных искусств Парижа . Он изучал скульптуру у Антуана Бурделя и живопись у Бернара Нодена . Он изучал фресковую живопись и работал ассистентом у Поля Бодуэна . [ 1 ] Отец Де Боттона заметил: «У меня двое детей и художник!» [ 2 ]
В 1924 году совершил свою первую поездку в Испанию, где изучал творчество Сурбарана и Эль Греко . [ 1 ]
С 1925 года он выставлялся в Салоне Независимых и Осеннем салоне , став членом и членом жюри в 1929 году. Он также выставлялся в Салоне Тюильри , Салоне юмористов и Салоне художников-декораторов . [ 1 ]
В 1931 году он совершил свою первую поездку в Португалию, где изучал португальскую керамику. [ 1 ] В 1933 году он совершил свою первую поездку в Италию, куда возвращался ежегодно. Его вторая поездка в 1933 году стала переломным моментом в его творческой карьере, поскольку его «незапятнанное обожание» Пьеро делла Франческа сделало его
осознать триумф Цвета над Светотенью ... Вернувшись в свою парижскую студию, художник уничтожает всю свою прошлую продукцию, сжигая около трёхсот пятидесяти картин. С чистого листа он начинает новый период кристаллизации, характеризующийся отсутствием каких-либо следов романтизма как в замысле, так и в технике. [ 3 ] [ 4 ]
В 1932 году он был назначен шеф-поваром Академии Монмонтр , где преподавал до 1939 года; его первая лекция называлась «Тщеславие преподавания искусства». [ 1 ]
В 1936 году он совершил свою первую поездку в Англию, возглавив выставку France Nouvelle под официальным патронажем французского правительства. [ 3 ] Успех этой выставки привел к тому, что в следующем году он был приглашен королевской семьей стать единственным иностранным художником, присутствовавшим на коронации короля Георга VI в официальном качестве и нарисовавшим многочисленных участников, а также «холст длиной тридцать футов, изображающее сцены коронации... будет помещено в Виндзорском замке ». [ 5 ]
Также в 1937 году он написал фрески для Морского музея в Париже на тему « История мореплавания сквозь века: от рабства к спорту». [ 3 ]
В 1938 году он совершил свою первую поездку в Соединенные Штаты, показав этюды для своих изображений коронации в здании Британской империи в Рокфеллер-центре . Он также выставлялся в галереях Кэрролла Карстерса в Нью-Йорке и организовал серию выставок в галереях Сиэтла , Филадельфии , Сан-Диего и Бостона . [ 3 ]
Вернувшись в Англию, де Боттон начал работу над монументальным королевским заказом под названием « Король Георг VI и его двор» , «исторической серией придворных церемоний и краткими записями зрелищной жизни в Сент-Джеймсе , а также по всей стране и Империя » . Тридцать две из шестидесяти запланированных композиций были завершены, когда началась Вторая мировая война , и де Боттон поспешил обратно во Францию. [ 6 ] [ 7 ]
Вторая мировая война; де Боттон в Сан-Франциско
[ редактировать ]Он поступил рядовым и служил в Марокко , где открыл для себя «арабскую архитектуру, мусульманское переплетение, глиняные панно с цветочным декором, красочные тени, дорогие Делакруа , и роскошные контрасты тонов, которые так соблазнили Матисса . Его палитра, приглушенная Английская серость согревается, его цвет поднимается на несколько регистров, его пастозность пропитана чувственностью». [ 6 ] [ 8 ]
Демобилизовавшись в Марокко в 1940 году, он отправился в Нью-Йорк, а затем через Соединенные Штаты, выступая послом доброй воли Франции; неясно, была ли за ним закреплена такая роль официально. [ 9 ] В Нью-Йорке он встретился с другими художниками и интеллектуалами, бежавшими из Франции, в том числе Жюлем Роменом , Андре Моруа , Сен-Жоном Персом , Фернаном Леже , Сальвадором Дали и Амеде Озенфан . [ 6 ]
Его два продолжительных пребывания в Сан-Франциско оказались особенно плодотворными. Музей Почетного легиона , учреждение, имеющее тесные культурные связи с Францией, организовал крупную выставку, результатом которой стал иллюстрированный каталог « Жан де Боттон: Ретроспектива» (1944). [ 7 ]
В «Ретроспективу» была включена лекция, прочитанная де Боттоном в Музее современного искусства Сан-Франциско , «Светотень убила живопись», художественный манифест и военный крик , в котором де Боттон осудил курс европейской живописи со времен Рембрандта , призывая вернуться к главенство цвета над контрастами света и тени и превознесение достижения Сезанна : «Сезанн пришел. И с непобедимым упрямством скромного, одаренного гением французского буржуа, он дал современной живописи весь спектр ее обязанностей. Он отпугнул тьму и перестроил Изобразительную Вселенную на цветных плоскостях — тех планах, которые ей никогда не следовало покидать». [ 10 ] Де Боттон также черпал вдохновение у Мане , Сёра , Гогена и Ван Гога , а также « примитивистов и византийцев ». [ 11 ]
Эрнест Хемингуэй также был в Сан-Франциско в начале 1940-х годов и собирал работы де Боттона. [ 12 ] Де Боттон написал несколько картин, изображающих виды города и залива Сан-Франциско , в том числе Сан-Франциско из «Окна Эрнеста Хемингуэя» . [ 13 ]
размером 12 на 25 футов В Сан-Франциско он также нарисовал картину «Америка в войне» — панораму американской военной промышленности, в которой доминирует портрет Генри Дж. Кайзера в полный рост , держащего набор чертежей. [ 14 ]
Менее успешным было его сотрудничество с балетом Сан-Франциско , «Триумф надежды» , положенный на музыку Сезара Франка и поставленный в Оперном театре Военного мемориала с полным оркестром и пятьюдесятью танцорами. Де Боттон разработал костюмы и декорации, написал либретто. [ 6 ] дань уважения общим ценностям Америки и Франции, «изложенная... абстрактным языком и высокопарной риторикой», с танцорами, изображающими архетипы, в том числе «Мужчину, Женщину, Ребенка-Надежду, Сатану и олицетворения сил добра и зло... Дефицит военного времени ограничил стиль постановки», уменьшив грандиозные театральные эффекты, задуманные де Боттоном. «Но самая большая слабость «Триумфа надежды» заключалась в том, что абстракции нелегко было объединить в танце… изображение грандиозных тем слишком часто сводилось к очевидной тривиализации или любопытным абстракциям». По крайней мере, один критик был развлечён, написав, что «Сатана... одержал победу в вопросе возбуждения и поддержания интереса, поскольку красивый и проворный демон... руководил одной из самых чудесных оргий, когда-либо проводившихся в Опере » . [ 15 ]
Завершая свое турне доброй воли по Штатам, де Боттон проиллюстрировал и написал (на английском и французском языках) детскую книгу, опубликованную в Сан-Франциско в 1945 году, «Fou Fou Discovers America» , историю французского пуделя, чьи путешествия повторяли его собственные.
После Второй мировой войны
[ редактировать ]После войны де Боттон остался в Соединенных Штатах и стал натурализованным гражданином. Он вернулся во Францию с ретроспективой в галерее Вильденштейн в Париже в 1956 году, за которой в следующем году последовала крупная выставка в галерее Кнодлер в Нью-Йорке, а после этого половину каждого года он проводил в Париже, а половину — в Нью-Йорке. [ 12 ] [ 16 ]
Его более поздние работы, которые де Боттон назвал «Очеловеченной абстракцией», были представлены в книге Жан де Боттон» « Фрэнка Элгара (1968). В этих более поздних работах Элгар писал де Боттону:
написавший многие из них, окончательно отказался от портрета и женской обнаженной натуры. Когда он не пишет воображаемые пейзажи и натюрморты, он ищет вдохновение в музыке, которой он увлечен. А поскольку музыка — это, по сути, искусство субъективное и абстрактное, отвергающее подражание и описание, то логично, что и исходящие из нее полотна носят антинатуралистический характер, увлекают зрителя в область мечты и фантазии. [ 17 ]
«Что делает де Боттона важным, — писал британский критик Эрик Ньютон , — так это его
доселе неизведанная гармония цвета... сложный цветовой аккорд, который берет на себя невероятный риск, но всегда побеждает. Жан де Боттон может танцевать на самом краю пропасти со своими смелыми сочетаниями цветов, которые никогда не бывают простыми, никогда не очевидными, всегда веселыми, но всегда немного удивительными... Трепещет, видя, как он идет на такой риск, но он никогда делает неверный шаг... Он поэт надежды, а не отчаяния. Однако его оптимизм не сентиментален и не сладок. Это мощно и смело. Но поскольку за его романтической элегантностью скрывается жесткая классическая структура, эти картины выдержат испытание временем. Они так же веселы, как украшенное драгоценностями ожерелье, но так же прочны, как и сейф, в котором оно хранится. [ 18 ]
В 1950-х и 1960-х годах де Боттон стал международным художником, проведя выставки в Соединенных Штатах, включая Филадельфию, Нью-Йорк, Бостон, Сан-Франциско, Чикаго, Детройт, Феникс, Атланту, Форт-Уэрт, Палм-Бич, Даллас, Университет штата Мэн , и Университет Адельфи ; в Европе, включая Лондон, Женеву, Оснабрюк, Хамм, Кельн, Зальцбург, Мюнхен, Вену, Монако, Ниццу и Париж. [ 12 ] [ 19 ]
Его картины собирали Эрнест Хемингуэй , королева Елизавета II , Уинстон Черчилль , Жюль Ромен , Поль Валери и Чарли Чаплин . [ 12 ]
Музеи и общественные коллекции, в которых хранились его работы, включали Смитсоновский музей американского искусства , Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Музей Фогга в Гарварде, Художественный музей Феникса , Высокий музей искусств в Атланте, Альбертину в Вене, Музей де «История Франции» в Версале, Люксембургский музей , Национальный музей современного искусства и Национальный центр искусств в Париже. пластики . [ 12 ]
Де Боттон был членом жюри Осеннего салона , членом Салона Тюильри , членом Салона Независимых , руководителем мастерской Академии Монмонтра (в 1969), вице-президентом Салона Модерн. и президент Салона Франс Нувель . [ 12 ]
Слепота и смерть
[ редактировать ]Слепота помешала ему заниматься живописью после 1973 года. [ 12 ] Он умер в 1978 году в Нью-Йорке. Однажды он сказал: «Живопись — это язык, который позволяет нам говорить с загробной жизнью». А еще: «Смерть вызывает тревогу только тогда, когда она прерывает работу. Она становится желанной, когда больше нечего сказать». [ 20 ]
Аукционный рекорд: Жозефина Бейкер, 1931 год, обнаженная.
[ редактировать ]Аукционный рекорд для работы де Боттона был установлен в 2021 году обнаженным портретом Жозефины Бейкер , проданным Адером на аукционе в Друо в Париже за 179 200 евро (включая гонорары). Когда картина была впервые показана на Осеннем салоне в 1931 году, среди 2750 работ она была «звездой для всех глаз». [ 21 ] Аукцион 2021 года был выбран с учетом шквала интереса к Жозефине Бейкер во французской прессе, поскольку ей предстояло удостоиться символического перезахоронения ее останков в Пантеоне в Париже. Успех аукциона «отдает дань уважения художнику и возвращает художника на пик его славы», а «портрет более чем когда-либо представляет собой манифест свободы, актуальный и сегодня». [ 22 ] [ 23 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Жан де Боттон, «Ретроспектива» , с. 15.
- ^ Элгар, с. 52: «Мой отец сказал: у меня двое детей и художник!»
- ^ Jump up to: а б с д Жан де Боттон, «Ретроспектива» , с. 16.
- ^ Элгар с. 8 дает число сожженных картин как двести пятьдесят; в той же книге Эрик Ньютон, с. 25 и Ханс Видрих, с. 32, оба говорят: триста пятьдесят. Фраза «уничтожает всю его прошлую продукцию» является преувеличением, поскольку некоторые работы де Боттона до 1933 года сохранились, например, его портрет обнаженной Жозефины Бейкер 1931 года , который установил аукционный рекорд для художника в 2021 году.
- ^ «Новости американцев в Европе» , International Herald Tribune , 28 октября 1937 г., стр. 4.
- ^ Jump up to: а б с д Элгар, с. 11
- ^ Jump up to: а б Жан де Боттон, «Ретроспектива» , с. 17.
- ^ Рассказ «Работы мобилизованных художников, показанные в Galerie Bernheim Jeune» в International Herald Tribune от 9 декабря 1939 г., стр. 2, де Боттон перечисляет среди художников в униформе, чьи работы были включены в выставку «Мобилизованные художники» в Bernheim-Jeune , одной из старейших художественных галерей Парижа.
- ^ Элгар, с. 11: «Осознавая свои обязанности гражданина Франции, Жан де Боттон предпринял, чтобы служить своей стране, серию лекций в американских музеях и различных отделениях Французского Альянса ».
- ^ Жан де Боттон, Ретроспектива , с. 14.
- ^ Элгар с. 8.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Карел, г. 104.
- ^ «Сан-Франциско ( Из окна мистера Эрнеста Хемингуэя )» . artnet.com . Проверено 24 мая 2023 г.
- ↑ Воспроизведено в книге Жана де Боттона, «Ретроспектива» , стр. 48–49; В публичной библиотеке Сан-Франциско есть фотография де Боттона с Альмой Спрекелс и Генри Дж. Кайзером, стоящими перед картиной.
- ^ Соуэлл, стр. 218-219.
- ^ Элгар, стр. 7, 25.
- ^ Элгар, с. 12.
- ^ Элгар, с. 25-26.
- ^ Элгар, с. 58.
- ^ Цитируется по Элгару, с. 52: «Живопись — это язык, который позволяет нам общаться с запредельным». А еще: «Смерть вызывает тревогу только тогда, когда она прерывает исследования. Она становится желанной, когда нам больше нечего сказать».
- ^ «Осенний салон в Гран-Пале переполнен, когда парижане рассматривают 2750 холстов» , International Herald Tribune , 1 ноября 1931 г., стр. 5.
- ^ «179 200 евро за неопубликованный портрет Жозефины Бейкер на аукционе» . ader-paris.fr . 19 ноября 2021 г.
- ↑ Два рисунка де Боттона с изображением Жозефины Бейкер , также датированные 1931 годом, хранятся во Франко-американском музее замка Блеранкур .
Источники
[ редактировать ]- Бенези Э. и др. Запись «Боттон, Жан Иси де» (стр. 948–949) в Словаре художников , том. 2, Грюнд, 2006.
- Боттон, Жан де, иллюстрации и текст на французском и английском языках. Фу Фу открывает Америку , Сан-Франциско: Les Arts De France, 1945.
- Элгар, Фрэнк. Жан де Боттон , включая эссе Элгара, Эрика Ньютона, Ганса Видриха и Ганса Марии Винглера, а также французский текст книг де Боттона «Le Clair-obscur a tué la Peinture» и «Reflexions par Jean de Botton», Париж: Жорж Фолл, 1968.
- Жан де Боттон, Ретроспектива: картины, фрески, фрески, рисунки, гобелены, декорации, балеты, книжные иллюстрации , каталог выставки, Сан-Франциско: Калифорнийский дворец Почетного легиона, 1944.
- Карел, Дэвид. Запись «Боттон, Жан Изи де» (стр. 104) в Словаре франкоязычных художников Северной Америки , Musée du Québec, Les Presses de L'Université Laval, 1992.
- New York Times Некролог , «Жан де Боттон, художник-абстракционист» , 14 июня 1978 г., стр. D21.
- Соуэлл, Дебра Хикенлупер. Братья Кристенсен: американская танцевальная эпопея , Австралия: издательство Harwood Academic Publishers, 1998.
- Тюрпен, Жорж. «Осенний салон 1931 г.» , Литературное, художественное, театральное и спортивное обозрение (Париж), декабрь 1931 г., стр. 6–13.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фотография Жана де Боттона с Альмой де Бретвиль Спрекелс , коллекция Публичной библиотеки Сан-Франциско.
- «Очарованный пейзаж и радость радости» Жана де Боттона в Смитсоновском музее американского искусства
- «Ритм цветов» Жана де Боттона в Метрополитен-музее
- «Обнаженная с чашкой» Картина Жана де Боттона в Национальном музее современного искусства.
- Портрет Жюля Ромена (1935) работы Жана де Боттона в Национальном центре пластических искусств.
- Паруса и весла сквозь века (1937), образец работы де Боттона монументального масштаба (505 x 1570 см), в Национальном центре пластических искусств.
- Жан де Боттон (1898-1978) , биография и хронология на сайте www.tewgalleries.com.
- Жан де Боттон (1898-1978) , биография на haninafinearts.com
- Боттон, Жан де в онлайн-списке имен художников Union