Семейный кодекс Нового Завета
Домашние кодексы Нового Завета (на немецком языке Haustafeln ), также известные как Домашние кодексы Нового Завета , состоят из инструкций в писаниях Нового Завета, связанных с апостолами Павлом и Петром , парам христиан в структуре типичного римского дома. Основное внимание в Кодексах домохозяйств уделяется отношениям мужа/жены, родителя (отца)/ребенка и отношениям хозяина/раба. Некоторые утверждают, что Кодексы были разработаны, чтобы побудить новых христиан первого века соблюдать не подлежащие обсуждению требования закона Римской Родины Потестас и удовлетворить потребности в порядке внутри молодых церквей. [ 1 ] [ 2 ] Два основных текста, в которых рассматриваются эти отношения и обязанности, — это Ефесянам 5:22–6:9 и Колоссянам 3:18–4:1 . Базовый домашний кодекс также отражен в 1 Тимофею 2:1 и далее, 8 и далее; 3:1 и далее, 8 и далее; 5:17 и далее; 6:1 ил.; Титу 2:1–10 и 1 Петра 2:13–3:7 . Исторически сложилось так, что подтверждающие тексты из Новозаветных домашних кодексов - с первого века до наших дней - использовались для определения роли замужней христианки по отношению к ее мужу и для дисквалификации женщин с должностей основного служения в христианских церквях. [ 3 ] [ 4 ]
Термин Хаустафель
[ редактировать ]Немецкое слово Haustafel («домашний стол»), во множественном числе Haustafeln , относится к сводной таблице конкретных действий, которые должны выполнять члены каждой семейной пары в домашнем хозяйстве. Говорят, что этот термин был придуман Мартином Лютером . Хаустафель Лютера включен в Малый катехизис . [ 4 ]
Историческая обстановка
[ редактировать ]Согласно некоторым исследованиям, общественная жизнь женщин во времена Иисуса была гораздо более ограниченной, чем во времена Ветхого Завета. [ 1 ] : стр.52 В то время, когда апостолы писали свои послания о домашних кодексах (Haustafeln) , римское право наделяло мужа огромной властью ( Patria Potestas , букв. «правление отцов») над его «семьей» ( pater familias ) , которая включала в себя его жена, дети, потомки по мужской линии, рабы и вольноотпущенники. [ 5 ] Первоначально эта власть была абсолютной и включала в себя власть жизни и смерти. Он мог признать, изгнать, убить или отречься от ребенка. Юрист первого века рассказывает историю о мужчине, который забил до смерти свою жену за то, что она выпила немного вина. Его соседи одобрили. [ 6 ]
Отношения между церковью и государством в Римской империи в то время были далеки от идеальных.
- Христиане отвергли исконные языческие обычаи и эллинистические религии .
- Христианская проповедь о новом царе Иисусе звучала как революция.
- Христиане часто были очень непопулярны, и жестокие религиозные гонения . на них начались
- Успех Павла в Эфесе спровоцировал бунт в защиту культа богини Артемиды .
- В 64 году нашей эры Великий римский пожар уничтожил более семидесяти процентов Рима. Ходили слухи, что Нерон обвинялся в том, что он сам устроил пожар, и что он даже пел песню со своей дворцовой башни, наблюдая, как пламя охватило город. В то время христиане были довольно малоизвестной религиозной сектой с небольшим количеством последователей в городе. По словам Тацита , чтобы «подавить этот слух» , Нерон обвинил христиан и убил «огромное множество» из них как козлов отпущения. Нерон поддерживал повсеместное преследование христиан , в том числе скармливал своих жертв львам во время гигантских представлений, проходивших в оставшемся амфитеатре города. Он получал удовольствие от гонений на христиан и даже предлагал многих из них сжечь на кольях в качестве факелов для своих партий. Многие другие из них были зашиты в шкуры животных и скормлены голодающим собакам под ликующую толпу. [ 7 ]
Источники концепции
[ редактировать ]В диссертации в Тюбингене Джеймс Э. Крауч [ 2 ] идентифицирует Послание к Колоссянам 3:18–4:1 как самую раннюю прослеживаемую форму Христианского домашнего кодекса, дальнейшее развитие которого можно найти в Послании к Ефесянам, пастырских посланиях и 1-м послании Петра (а также в ранней святоотеческой литературе: 1-е послание Климента , Поликарпа , Дидахе , и Варнава ). Крауч заключает, что ранние христиане нашли в эллинистическом иудаизме кодекс, который они адаптировали и христианизировали .
По мнению Сюзанны Хендерсон, концепция домашних кодексов была заимствована из греческой и римской этики. [ 8 ] Она отмечает, что за последнее столетие ученые выявили ряд параллелей между Кодексом домашнего хозяйства в Колоссянах и писаниями греко-римского мира. Она пишет, что Мартин Дибелиус подчеркивал влияние стоической мысли, в то время как другие утверждали, что Кодекс «несет на себе влияние эллинистических еврейских писателей, таких как Филон и Иосиф Флавий .
Стэгг пишет:
- «Форма Кодекса, подчеркивающая взаимные социальные обязанности, восходит к восточному происхождению иудаизма с его сильными моральными/этическими требованиями, но также и с низким отношением к женщине... В основе, вероятно, следует видеть постоянное напряжение между свободой и порядок... Для (Пола) имело значение «новое творение». [ 9 ] и «во Христе» нет «ни одного еврея, ни грека, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины » . [ 10 ] [ 11 ]
Цель Кодексов
[ редактировать ]Различные богословы расходятся во мнениях относительно того, почему апостолы вообще написали Кодексы, а затем почему в некоторых отрывках Нового Завета они были адресованы разным адресатам. Некоторые полагают, что цель Кодексов не является универсальной во всех отрывках, в которых они появляются. Они считают необходимым определить конкретную функцию Кодекса в конкретном отрывке Нового Завета. Тимоти Гомбис [ 4 ] утверждает, что наиболее важным фактором при определении цели Кодекса является рассмотрение литературного контекста, в котором он появляется.
- Извиняющийся толчок
- Для порядка в церквях и обществе
- Гуманизировать антагонистические домашние отношения
- Ответственность и взаимное уважение
- Манифест поддержания иерархических отношений
Хотя предполагаемые намерения имеют некоторые общие черты, следующие, по-видимому, являются преобладающими теориями первоначального замысла Кодексов домашнего хозяйства Павла и Петра:
Извиняющийся толчок
[ редактировать ]Маргарет Макдональд утверждает, что Хаустафель , особенно в том виде, в котором он появляется в Послании к Ефесянам, был направлен на «снижение напряженности между членами общины и посторонними». [ 12 ]
Римские власти терпимо относились к ранней христианской церкви, с момента ее зарождения и до гонений при Нероне в 64 году нашей эры, которые считали ее просто еще одной еврейской сектой. [ 13 ] Отношения между Церковью и иудаизмом были гораздо более бурными, как это видно из Деяний Апостолов . До сожжения Рима их преследовали евреи. Христиане считались как простыми людьми, так и властями сепаратистами. Сам христианский образ жизни дистанцировал его от образа жизни языческого мира. [ 13 ]
В первые века имперские римские власти считали христианскую верность Христу нелояльностью своему государству. Тойво Пилли сообщает, что подавляющее большинство граждан и подданных Рима не испытывало бремени совести даже к публичным человеческим жертвоприношениям. Взгляды христиан, как правило, воспринимались совершенно иначе, поскольку они добавляли богословскую и этическую оценку всем гражданским действиям. Когда христиане выступали против имперского культа, считалось, что они отрицали право императора на власть. Тойво Пилли пишет, как Плиний Младший (61 г. н. э. – ок. 112 г. н. э.) объяснял свою политику обращения с христианами:
- Если они трижды не отрекались от христианства, он приговаривал их к смертной казни, потому что «в каком бы преступлении они ни сознались, их упрямство и непреклонное упрямство непременно должны быть наказаны». [ 14 ]
Пилли утверждает, что христиане, возможно, слишком буквально восприняли позицию первых апостолов: «Мы должны подчиняться Богу, а не людям». [ 15 ] Он характеризует его как «на удивление подрывной» текст по сравнению с 13-й главой Послания к Римлянам , которая начинается с повеления «Каждый подчиняться властям, ибо нет власти, кроме той, которую установил Бог». [ 14 ]
Богослов Тимоти Гомбис, [ 4 ] в своей научной статье о Хаустафеле в Послании к Ефесянам говорит, что библеисты обычно рассматривают его как ресурс в дебатах о роли женщины в служении и дома. Не соглашаясь с этой точкой зрения, Гомбис считает, что большинство ученых считают, что Хаустафелю в Послании к Ефесянам присущ апологетический смысл. По мнению большинства, Павел пытался оградить новое христианское движение от подозрений в том, что оно может подорвать современные социальные структуры и в конечном итоге поставить под угрозу стабильность Римской империи. Гомбис цитирует Крейга Кинера, утверждающего, что:
- «Поэтому группы, обвиняемые в подрыве моральной основы римского общества, иногда протестовали против того, чтобы они вместо этого соответствовали традиционным римским ценностям, создавая свои собственные списки или «Домашние кодексы», соответствующие тем, которые обычно использовались в их время». [ 16 ]
Точно так же Гомбис цитирует книгу Дэвида Балча о Кодексе в 1 Пет. 2:13–3:9 . Балх заключает, что и Филон , и Иосиф Флавий использовали схожие стратегии, когда столкнулись с обвинениями в том, что еврейский прозелитизм разрушает социальную структуру римского общества. [ 17 ]
Для порядка в церквях и обществе
[ редактировать ]Комментаторы отметили сходство между Домашними кодексами Нового Завета и « обсуждением семей Аристотелем в первой книге Политики» . [ 18 ] Аристотелевская традиция уточняла, что «первыми и наименьшими членами семьи являются господин и раб, муж и жена, отец и дети». [ 19 ] Дэвид Балч утверждает, что «Домашние кодексы в Послании к Ефесянам и Колоссянам ясно отражают выбор аристотелевской традиции рассуждения об управлении домашним хозяйством» и что структура отрывка из Послания к Ефесянам «похожа на обсуждение Аристотелем домашнего хозяйства в первой книге «Политики». : три пары социальных классов (мужья/жены, родители/дети, господа/рабы), причем классы взаимно связаны, и по одному классу в каждой паре. правит, а другой должен управляться». Другие, однако, полагают, что Новозаветные семейные кодексы существенно отличаются от своих предшественников тем, что они «не дают абсолютной власти мужчинам, а вместо этого требуют высокой степени ответственности и взаимного уважения ко всем членам христианских семей». [ 20 ] Однако Эллиот не согласен, рассматривая «Домашние кодексы» как призыв к христианам жить вопреки культуре своего окружения, используя 1 Петра 2:13-3:12 для противодействия ассимиляции, которой некоторые подвергались опасности из-за страданий. они проходили через [ 21 ]
Исследователь Нового Завета Фрэнк Стэгг находит основные положения Кодекса в обсуждении Аристотелем домашнего хозяйства в первой книге « Политики», а также в Филона «Гипотетике » 7.14 . [ 22 ] Он считает, что несколько случаев Кодекса в Новом Завете были предназначены для удовлетворения потребностей в порядке внутри церквей и в обществе того времени, по сути, для сдерживания угроз моральной анархии. Называя это распутством , Стэгг представляет себе сценарий, в котором для некоторых слушателей Павла, особенно женщин и рабов, освобождение от «Закона» было приглашением отвергнуть все ограничения. [ 11 ]
Точно так же Крауч заключает, что Семейный кодекс был разработан, чтобы противодействовать угрозе формы «энтузиазма», такой как тот, который появился в некоторых новых христианских церквях, который угрожал подорвать основные структуры общества первого века. Крауч отмечает, что женщины и рабы, в частности, стремились распространить свою вновь обретенную христианскую свободу на отношения как вне церкви, так и внутри нее. [ 2 ]
Многие ученые (включая Стэгга) считают Послание к Галатам одним из самых ранних дошедших до нас сочинений Павла. [ 23 ] По его собственным словам, Павел говорит: «Я жестоко преследовал церковь Божию и пытался разрушить ее». [ 24 ] По пути в Дамаск ему в небесном видении предстал воскресший Иисус. Согласно трем отдельным рассказам в Деяниях, Савл оказался на земле, ослепленный ярким небесным светом. Воскресший Иисус поручил Савлу «быть светом язычникам». Призван быть «великим Божьим миссионером среди язычников». [ 25 ] Павел также может утверждать то, что Билезикян назвал «вступительным заявлением» в Новом Завете:
Нет ни еврея, ни язычника, ни раба, ни свободного, нет мужчины и женщины, ибо все вы одно во Христе Иисусе.
Из-за призывов Павла в Послании к Галатам о свободе «во Христе» , Послание к Галатам было названо «Великой Хартией Реформации», а Лютера — «Кети фон Бора». Это книга, на которой была основана протестантская Реформация. [ 26 ] Ф. Ф. Брюс пишет, что целью этого письма галатским христианам было опровергнуть ложное евангелие иудействующих — евангелие, в котором эти иудеи-христиане считали, что обрезание необходимо для спасения , — и напомнить галатам о реальной основе их спасения. Именно острота ситуации побудила Павла написать письмо еще до созыва Иерусалимского Собора , поскольку на кону стояли церкви Галатии. [ 23 ]
Стэгг [ 11 ] затрагивает вопрос о том, почему так много христианского домашнего кодекса содержится в так называемой традиции Павла. Он указывает на кажущуюся иронию того, что Кодекс в Новом Завете связан с апостолом, который так открыто боролся и принес такую личную жертву как за свободу, так и за справедливость для евреев и греков, рабов и свободных, мужчин и женщин. Ссылаясь на сложности, с которыми пришлось столкнуться Павлу после его исторического провозглашения в Галатам 3:28 , Стэгг заключает, что Семейный кодекс Нового Завета не был простой ситуацией, в которой один человек «в одиночку навязал мужской шовинизм языческим церквям». Он предполагает, что сильные акценты Павла проистекают из «постоянного напряжения между свободой и порядком». Указывая на то, что свобода всегда находится под угрозой злоупотреблений с точки зрения вседозволенности, беспорядка, анархии или хаоса, «двойные угрозы легализма и распутства древние и повторяющиеся». Стэгг : стр.188 отмечает, что различные книги Нового Завета отражают «эту непрекращающуюся борьбу за правильные отношения между законом и благодатью, даром и требованием, свободой и ответственностью». Он предполагает, что эта ситуация, должно быть, обострилась в ранних церквях, особенно среди женщин и рабов, которые больше всего страдали от самых тяжелых ограничений. Поэтому они, по понятным причинам, хотели бы максимально использовать свою новую свободу «во Христе», и Стэгг заключает, что Пол оказался в центре битвы.
Гуманизировать антагонистические домашние отношения
[ редактировать ]Майкл Парсонс придерживается точки зрения, согласно которой целью апостолов при разработке христианских кодексов было гуманизировать отношения, которые в современном обществе стали «полями битвы презрения и антагонизма». Они сделали это, внедрив в «новое творение» отношения [ 27 ] то, что было потеряно, а именно человеческое достоинство, особенно среди женщин и рабов. Признавая, что Кодексы домашнего хозяйства возникли не в христианстве, он считает, что они «радикально преобразованы христианскими авторами». [ 28 ]
Он пишет, что апостолы использовали современную форму Хаустафельна в своих этических наставлениях с «творческим и творческим пастырским пониманием». Он не думает, что апостолы, как правило, делают социальные заявления о преобладающих обычаях. Вместо этого они задают вопрос: «Что значит быть «во Христе» в этой ситуации?» или «Какова связь между христианской свободой и этим социальным институтом?» Парсонс считает, что последствия этого очень глубоки. Даже рабы несут ответственность; возможность жить христианской жизнью зависит исключительно от благодати Христа, а не от обстоятельств. [ 28 ]
Парсонс утверждает, что Хаустафельн в Послании к Ефесянам и Колоссянам явно адресован тем, кто находится внутри церкви, а не тем, кто находится за ее пределами. Многие полагают, что во Втором послании к Коринфянам апостол Павел говорит о ситуациях, как минимум, потенциальных беспорядков в церквях, включая нарушение всякого социального порядка. Поэтому он считает, что целью Новозаветных домашних кодексов, скорее всего, был призыв к порядку в неуправляемой церкви. Но Парсонс говорит, что какой бы ни была общая цель каждого конкретного Хаустафеля , несомненно, что парные отношения объясняются их отношением к Христу. «Соответственно новое поведение ожидается от верующих христиан в каждой из этих социальных ситуаций. Каждый член трех пар равен другому «во Христе», но они не должны злоупотреблять этим новым положением и использовать его в качестве оправдания для своего поведения. любой нехристианской манере». В отношениях «во Христе» нет места чувствам антагонизма, превосходства и неполноценности или бесчеловечной гордости. [ 28 ]
Ответственность и взаимное уважение
[ редактировать ]Автор-иезуит Феликс Юст также находит сходство между многими другими греко-римскими моральными сочинениями и четырьмя более поздними посланиями (письмами) Нового Завета. Библейские семейные кодексы содержат инструкции для определенных групп людей в христианских семьях или «домохозяйствах» относительно того, как им следует обращаться с другими членами своей семьи. Он пишет, что большинство людей в Римской империи первого века считали само собой разумеющимся, что отец семейства имел абсолютную власть и контроль над своим домом. Таким образом, светские примеры таких «Домашних кодексов» обычно просто указывали, как рабы, дети или жены должны вести себя по отношению к своим хозяевам, отцам или мужьям соответственно. Они также довольно редко говорят взрослым мужчинам, как им следует обращаться с рабами, детьми или женами, которые являются членами их семьи.
По словам автора Феликса Юста, эти тексты Нового Завета не дают мужчинам абсолютной власти. Вместо этого они требуют высокой степени ответственности и взаимного уважения от всех членов христианских семей, но «не демонстрируют полного равенства различных членов семьи» по сравнению с современными эгалитарными взглядами. [ 20 ]
Манифест поддержания иерархических отношений
[ редактировать ]что в Послании к Ефесянам Тимоти Гомбис утверждает , Павел Тарсийский излагал «манифест для Нового человечества, широкими мазками рисуя видение того, как верующие должны вести себя в сообществах нового творения». Он считает, что статус-кво, по крайней мере, в мире эфесцев был создан по образцу того, что он называет «старым человечеством» — «эгоистичным и саморазрушительным поведением», которое было ориентировано в соответствии с поведением его правителей.
В Ефесянам 5:18–21 Гомбис говорит, что Павел дает всеобъемлющее представление о том, как должны выглядеть отношения в Новом Человечестве. Он продолжает: «Таким образом, «Хаустафель» представляет собой манифест для нового творения народа Божьего, и он не просто учитывает современное понятие нуклеарной семьи, хотя, безусловно, включает и это. Короче говоря, он представляет всеобъемлющий взгляд на то, как отношения в том, что он называет «новым человечеством», должны быть структурированы. Гомбис пишет:
- «Ветхое Человечество развращено пагубным влиянием властей и властей, а Новое Человечество — Церковь — есть новый тварный народ Божий, созданный «по Богу в праведности и святости истины» (Еф. 4). :24) и всецело ориентированный самоотверженной любовью Христовой».
В конце концов он приходит к выводу, что Павел не просто проявляет социальный консерватизм, сохраняя место для иерархии, и не просто пытается оградить раннехристианские общины от имперского давления. Скорее, «увещевания Павла радикальны в том смысле, что они напрямую противостоят социальным структурам современного общества [первого века] и подрывают их». [ 4 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Стэгг, Эвелин и Фрэнк Стэгг. Женщина в мире Иисуса . Вестминстер Пресс, 1978. ISBN 0-664-24195-6
- ^ Перейти обратно: а б с Крауч, Джеймс Э. Происхождение и назначение колоссианского Хаустафеля . Геттинген: Ванденхук и Рупрехт, 1972.
- ^ Ньюсом, Кэрол А. и Шэрон Х. Ринг. Женский библейский комментарий: расширенное издание – Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс – 1998, стр. 463)
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гомбис, Тимоти. « Радикально другое новое человечество: функция Хаустафеля в Послании к Ефесянам ». Журнал Евангелического богословского общества . 48/2 (июнь 2005 г.) 317–30. По состоянию на 14 февраля 2013 г.
- ^ «Patria Potestas | Определение Patria Potestas от Merriam-Webster» . Merriam-webster.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Patria Potestas: Закон и реальность для женщин» . Womenintheancientworld.com . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ «Сожжение Рима, 64 г. н. э.», EyeWitness to History, www.eyewitnesstohistory.com (1999). По состоянию на 15 февраля 2013 г.
- ^ Хендерсон, Сюзанна Уоттс (2006). «Допустим вольности с текстом: Домашний кодекс Колоссянам как герменевтическая парадигма». Интерпретация . 60 (4): 420–423. дои : 10.1177/002096430606000405 . S2CID 145659880 .
- ^ Гал. 6:15
- ^ Гал. 3:28
- ^ Перейти обратно: а б с Стэгг, Фрэнк. Богословие Нового Завета . Бродман Пресс, 1962. ISBN 0-8054-1613-7 , стр. 187 и далее.
- ^ Макдональд, Маргарет. Церкви Павла: социально-историческое исследование институционализации в сочинениях Павла и Второзакония . СНЦМС 60; Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1988. стр. 109.
- ^ Перейти обратно: а б Рассел, Адриан (1992). «Римское преследование ранней церкви Адриана Рассела» . EarlyChurch.org.uk . Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пилли, Тойво. «Христиане как граждане преследующего государства». Журнал европейских баптистских исследований . 1 сентября 2006 г.
- ^ Деяния 4:19–20,5:29.
- ^ Кинер, Крейг . Павел, Женщины и жены: брак и женское служение в посланиях Павла . Пибоди, Массачусетс: Хендриксон, 1992. 145–46.
- ^ Балч, Дэвид Л. Пусть жены будут покорными: Домашний кодекс в 1 Петра . СБЛМС 26; Чико, Калифорния: Scholars Press, 1981, стр. 54.
- ^ Цере, Дэниел Марк (2004). «Брак, подчинение и развитие христианского учения» . В Бланкенхорне, Дэвид ; Браунинг, Дон С.; Ван Лювен, Мэри Стюарт (ред.). Учит ли христианство мужскому главенству?: Равный брак и его критики . Эрдманс . п. 94. ИСБН 9780802821713 .
- ^ Аристотель . . Политика – через Wikisource .
Поскольку государство состоит из домашних хозяйств, прежде чем говорить о государстве, мы должны поговорить об управлении домашним хозяйством. Частями домашнего хозяйства являются лица, его составляющие, а полное домашнее хозяйство состоит из рабов и свободных людей. Теперь нам следует начать с рассмотрения всего в малейших элементах; и первые и младшие члены семьи — это господин и раб, муж и жена, отец и дети. Поэтому мы должны рассмотреть, чем является и каким должно быть каждое из этих трех отношений: я имею в виду отношения господина и слуги, мужа и жены и, в-третьих, родителя и ребенка.
- ^ Перейти обратно: а б Просто Феликс. «Домашние кодексы в Новом Завете» . Проверено 14 февраля 2013 г.
- ^ Перспективы Первого Петра . Wipf и Stock Publishers. Август 2010 г. ISBN. 9781608998364 .
- ^ Филон . «Гипотетика/Апология евреев» . Работы Филона .
(7.14) Не кажутся ли вам эти цели более важными, чем любое другое занятие? Поэтому они не ходят к толкователям законов, чтобы узнать, что им следует делать; и даже не спрашивая, они не находятся в неведении относительно законов, так что могут, следуя своим собственным склонностям, поступить неправильно; но если вы нарушите или измените какой-либо из законов или спросите кого-нибудь из них об их национальных законах или обычаях, они все вам сразу, без всякого труда, расскажут; и муж кажется господином, наделенным достаточными полномочиями, чтобы объяснять эти законы своей жене, отцом, чтобы учить им своих детей, и хозяином своих слуг.
- ^ Перейти обратно: а б Брюс, Комментарий FF к Посланию к Галатам (NIGTC), 55.
- ^ Галатам 1:13
- ^ Билезикян, Гилберт. За пределами сексуальных ролей . Книжный дом Бейкера, 1989. ISBN 0-8010-0885-9
- ^ «9. Послание к Галатам: Введение, аргументация и план» . Библия.орг . 27 июня 2004 г. Проверено 24 декабря 2015 г.
- ^ 2 Кор. 5:17
- ^ Перейти обратно: а б с Парсонс, Майкл (1988). «Рабство и Новый Завет: равенство и покорность» (PDF) . Vox Evangelica (18): 90–96 . Проверено 14 февраля 2013 г.