Эндрю Фекете (художник)
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Эндрю Блэк | |
---|---|
Рожденный | 1 мая 1954 г. |
Умер | 31 марта 1986 г. Больница Святой Марии, Лондон, Великобритания | ( 31 год
Национальность | Британский венгерский |
Образование | Ливерпульский университет , Вестминстерский университет |
Известный | Живопись, графика, архитектурный дизайн, поэзия. |
Заметная работа | Более 100 картин и рисунков, 50 томов дневников. |
Эндрю Фекете (венгерский: [ˈfɛkɛtɛ]; 1 мая 1954 - 31 марта 1986) был британско-венгерским художником, автором дневников и поэтом. Хотя первоначально он получил образование архитектора, он создал более 100 произведений искусства под влиянием таких разнообразных движений, как кубизм , абстрактный экспрессионизм и символизм . [ 1 ] Практикующий юнгианский алхимик , Фекете считал, что его искусство было формой самотерапии психического заболевания, с которым он боролся всю свою жизнь. Наряду с изобразительным искусством Фекете вел обширные иллюстрированные дневники, которые включали множество стихов, эссе и новелл, посвященных самым различным темам: от истории искусства и мифологии до теософии и мистицизма .
Ранний период жизни
[ редактировать ]больнице Святой Марии Паддингтоне , Лондон. Эндрю Джулиан Фекете родился 1 мая 1954 года в в Программы переселения; сначала его мать в 1947 году, а год спустя, в 1948 году, его отец. [ 2 ] Семья Фекете происходит из Трансильвании , а семья Селечки прослеживает свое происхождение на равнине Альфолд в Венгрии . После побега из Венгрии во время сталинского режима Матьяша Ракоши отец Эндрю стал успешным ресторатором в лондонском Вест-Энде , а его мать получила образование медсестры. После рождения брата Питера в 1958 году и сестры Элизабет в 1959 году мать Эндрю вернулась на работу ночной сестрой в больницу в Кройдоне .
Ранние годы Фекете прошли на фоне сильной венгерской идентичности. Его родители были тесно связаны с Венгерским национальным клубом, в то время базировавшимся в Сент-Джонс-Вуде , и первоначально семья жила в доме с пожилой венгерской парой в Стритэме . Семья также имела смешанное религиозное происхождение; его мать была католичкой , а семья его отца была тесно связана с Трансливанской унитарной церковью . Как националистическое, так и религиозное влияние было приглушено, когда семья переехала в Торнтон-Хит , Южный Лондон. Хотя Фекете изначально воспитывался на двух языках, по мере взросления он, похоже, забыл венгерский.
Фекете посещал начальную школу Дэвида Ливингстона с 1959 по 1966 год, где он был популярным учеником, а семья полностью вошла в местное школьное сообщество. Впоследствии Фекете поступил в среднюю школу Селхерста, где растущее чувство индивидуализма Фекете, похоже, оставило его относительно изолированным. В средние годы обучения в Селхерсте он начал осознавать свою гомосексуальную идентичность и из-за этого, похоже, страдал от издевательств. [ 3 ]
Погружение Фекете в искусство началось на раннем этапе. Его мать водила детей на семейные прогулки, и они посещали все музеи, галереи и величественные дома, до которых можно было добраться на карете семейного дома в Южном Лондоне. Его мать, которая, как и Фекете, обладала талантом к рисованию и дизайну, также была искусной портнихой. В школьные годы Фекете выработал привычку совершать очень длительные прогулки, а также самостоятельно путешествовать по Лондону, чтобы посещать музеи, галереи и изучать улицы и их здания. Он увлекся архитектурой , создавая проекты домов, и с раннего возраста выбрал архитектуру своим призванием. Фекете также познакомился с модернистской литературой один из своих школьных учителей, и именно там он полюбил поэзию Т.С. Элиота . [ 4 ] Еще в школе он начал писать стихи. Он почти непрерывно вел дневник с 16 лет, и пятьдесят из этих дневников пережили его смерть. Именно в этих дневниках он начал записывать свои визионерские переживания из детства.
Обучение
[ редактировать ]Фекете был принят в колледж Иисуса в Кембридже для изучения архитектуры, но едва не смог получить требуемые оценки из-за более слабых оценок по математике. [ 5 ] Он поступил в Ливерпульский университет , чтобы изучать архитектуру, где факультет находился под руководством профессора Джона Тарна. Фекете учился в Ливерпуле с сентября 1972 года по июнь 1974 года. Параллельно с учебой именно в эти годы становления в Ливерпуле Фекете начал серьезно заниматься живописью; пожалуй, самой значительной работой этого периода были подготовительные наброски к большому полотну « Оно живёт» .
В начале 1976 года Фекете пережил кризис, возможно, связанный с его сексуальной жизнью, и университетский врач назначил ему курс транквилизаторов. Это станет первым официальным признанием борьбы с психическим заболеванием, которую он вел всю свою жизнь. В июне 1976 года Фекете провалил экзамены по инженерному делу на втором курсе и вместо того, чтобы вернуться в Лондон, решил поехать в Италию , прежде чем в конечном итоге вернуться в семейный дом в Южном Лондоне. Он решил не возобновлять учебу в Ливерпуле и начал работать телексистом и редактором новостей для различных агентств Северного Лондона. В это время его мать начала бракоразводный процесс; его отец ушел из дома в июне 1975 года, а в 1976 году вышел указ Ниси. Фекете все больше внимания уделял своей живописи, посещал вечерние занятия и получил степень А по истории искусства. Через своего отца Эндрю подружился с дамой Элизабет Фринк , которая поддерживала его в его творческих начинаниях.
Карьера
[ редактировать ]Две работы Фекете были приняты на Летнюю выставку Королевской академии в 1976 году ( «Конвергенция», «Пиримидальная композиция »). Вместе со своим другом по ливерпульским временам Эндрю присоединился к группе архитектурного давления под названием « Новое архитектурное движение» (NAM). Именно с этого времени Эндрю начал погружаться в изучение Фрейда и особенно Юнга , а его работы по архитектуре начали проявлять психоаналитическое влияние. С сентября 1976 года по июнь 1977 года Фекете учился в Центральном политехническом университете в Лондоне (ныне Вестминстерский университет ), где успешно повторил второй курс обучения архитектуре. Отсутствие финансов не позволило ему закончить третий курс и получить степень бакалавра, однако за время своего пребывания там он установил тесные связи, в том числе с коллегами, которые впоследствии стали профессорами архитектуры в Ливерпульском университете Джона Мура и Университете Макгилла .
Примерно в это же время Фекете начал исследовать гей-сцену Лондона, посещая многие клубы Сохо и заводя новых друзей. Он нашел работу в информационном агентстве, которое обеспечило ему период стабильного дохода. После развода между его родителями его отец снова женился, и, приняв приглашение пожить с ними в их квартире в Бэйсуотере , он закончил It Jives , проекты для которого были начаты еще во времена его ливерпульской жизни. Так называемый «Монохромный период» художника (см. ниже) также начался, когда он жил с отцом. Впоследствии он вернулся в дом своей матери и начал работу над романом « Аарон» , рукопись которого была утеряна.
Уехав от матери в августе, Фекете продолжал активно участвовать в гей-сцене Лондона, где он встретил ряд единомышленников, разделяющих его интерес к юнгианской психологии и анализу. Именно в этот период он начал свой эксперимент по восстановлению визионерских переживаний своего детства; этот эксперимент описан в его ретроспективном автобиографическом эссе «Путешествие в ночь» , а также в более прямой форме в его сохранившихся дневниках. Фекете начал испытывать сильные видения, в том числе три видения Будды , описанные в его дневниках и автобиографическом романе « В поисках золота» . Его жизнь во сне также была интенсивной, и он начал испытывать то, что он называл переживаниями конъюнкции ; хотя точная природа этих событий является вопросом интерпретации, они описываются как одновременно тревожные и воодушевляющие. В своем искусстве он вышел из монохромного периода в стиль, который он назвал «Лирический абстрактный экспрессионизм».
Покинув информационное агентство в 1980 году из-за личных разногласий, он получил временную работу в архитектурной компании Grogan Associates. К 1982 году работа Фекете с Grogan Associates приобрела более постоянный характер, и Эндрю начал работать с ними над рядом проектов и, в частности, над конкурсными работами. Фекете внес значительный вклад в разработку всех этих проектов, включая их конкурсные работы по реконструкции Уайтли (Лондонской городской площади) в Бэйсуотере и пристройке к Национальной галерее . Фекете также встречался и работал с архитектором SOM Брюсом Грэмом В этот период . Интенсивность архитектурной работы помешала Фекете продолжить живопись. Однако именно в это время он написал «В поисках золота» (сентябрь 1982 г. - март 1983 г.), основанный на автобиографическом опыте, связанном с его друзьями и знакомыми в Лондоне. [ 6 ]
Смерть
[ редактировать ]В январе 1984 года Фекете ушел из Grogan Associates, положив начало тому, что можно назвать последним периодом его жизни, отмеченным финансовыми и личными трудностями. В это время основное внимание его творческой жизни переместилось на поэзию. Он также начал «обследование города» : подготовку к дальнейшим проектам развития, которые он делал, гуляя по Лондону, делая заметки на каждой новой строительной площадке. Он начал с привлечения средств семьи и друзей для выполнения обязательств. Фекете намеревался пройти обучение на юнгианского аналитика Похоже также, что в этот период , хотя финансовые, а затем и физические ограничения помешали ему сделать это.
Его финансовые трудности усилились к Рождеству 1984 года; однако он отказался участвовать в семейном сборе, а остался один в гостинице типа «ночлег и завтрак». В феврале 1984 года он инсценировал попытку самоубийства, в результате чего его братья и сестры организовали его возвращение к матери, которая к этому времени переехала в Стритэм. При поддержке матери Фекете возобновил свои творческие проекты, сочиняя и аранжируя стихи, работая над фотографиями всех зданий Лондона, спроектированных Хоксмуром. Он написал свое эссе «Символы созидания и разрушения» Юнга в ответ на «Символы трансформации» . [ 7 ] Он начал посещать клинику больницы Святой Марии в Паддингтоне, где ему в конечном итоге поставили диагноз ВИЧ-положительный . Он убедился, что препарат, который ему прописали, кетоконазол , вызывает галлюцинации. 6 марта 1986 года он добровольно поступил в больницу Святой Марии для психологического обследования. На следующий день у него случилась дыхательная недостаточность , и он потерял сознание. Его поместили в аппарат жизнеобеспечения. Он умер 31 марта 1986 года, ненадолго придя в сознание. Присутствовала его мать. [ 8 ]
Влияния, стиль и метод
[ редактировать ]Как заметил один критик, [ 9 ] Несмотря на то, что работы Фекете создавались в семидесятых и восьмидесятых годах, они имеют гораздо большее сходство с зарождением живописи двадцатого века . Многие из его ранних картин так или иначе напрямую отсылают к кубистскому движению ( «Дюны — кубизм и кривая примирились» (1972), «Кубистическое упражнение: тональная диффузия» (1973)). Однако многое из того, что Фекете называет в своих более ранних картинах кубизмом, на самом деле могло быть больше связано с орфистами , такими как Робер и Соня Делоне , с их яркими цветами и закрученными узорами. Учитывая сильные восточноевропейские корни Фекете, можно также обратиться за его вдохновением к различным представителям русского авангарда . Ряд ранних «кубистских» композиций имеют некоторое сходство с , Родченко конструктивизмом тогда как его более поздние мистические пейзажи с их многочисленными скрытыми лицами странным образом аналогичны тревожным абстракциям Павла Филонова .
Некоторые эскизы Фекете монохромного периода ( «Сентинел» , «Новые ворота артиллерийского завода») напоминают вселенную Эшера неевклидову геометрическую ван Дусбурга и Вант Хоффа , но также разделяют некоторые архитектурные и скульптурные особенности неопластицизма . Конечно, разница между работами этих художников и работами Фекете в том, что они были выполнены в трансоподобных состояниях, вызванных сознательно воздерживаясь от сна в течение нескольких недель подряд, не все эти автоматические рисунки имеют одинаковые чистые линии. Написав этот метод, Фекете сказал: «Рассеянно, я всегда рисовал в тетрадях маленькие каракули, сложные каракули, которые давались мало. сознательная мысль, но которая при более позднем рассмотрении оказалась прекрасно упорядоченной».
Ряд ссылок на -символиста художника Арнольда Беклина , в частности на его картину «Остров мертвых» , можно найти в книге «В поисках золота» . Если рассуждать, мы могли бы связать композицию и тему «Ворот в город крика» с шедевром Беклина.
Учитывая, что Фекте назвал свои более поздние абстрактные произведения «Лирическим абстрактным экспрессионизмом», мы можем только предположить, что он что-то взял, хотя бы в качестве отправной точки, у немцев, русских и американцев, которые пропагандировали абстрактный экспрессионизм. Однако на самом деле его композиции напоминают их работы не столько визуально, сколько тематически. Как Ротко , [ 10 ] Клее [ 11 ] и Кандинский [ 12 ] до него картины Фекете стремились проникнуть в мистическую суть человеческого опыта; Как и эти художники, Фекете рассматривал свою живопись прежде всего как духовную деятельность. [ 13 ]
Большинство работ Фекете написаны маслом на бумаге и имеют небольшой размер. Есть несколько исключений; Пирамидальная композиция выполнена акварелью, а самая ранняя сохранившаяся работа Фекете, «Кубистический этюд», написана темперой . Монохромные эскизы, конечно же, выполнены карандашом или графитом на бумаге , в то время как многие из его архитектурных произведений были нарисованы от руки не более чем черной ручкой.
Темы
[ редактировать ]Юнгианская алхимия и психоанализ
[ редактировать ]Универсальная мифология
[ редактировать ]Преступление
[ редактировать ]Прием и наследие
[ редактировать ]Критический прием
[ редактировать ]Из-за довольно ограниченного распространения Фекете за пределами специализированных кругов он не привлек широкого критического внимания. Однако историки искусства и критики, столкнувшиеся с его творчеством, положительно отозвались о его творчестве. Джулия Картер отметила сходство художника с рядом художников, связанных с немецким «Синим всадником»: [ 14 ] в то время как Жузанна Бенко отметила «все более органичные, округлые мотивы» по мере того, как он отходил от своего раннего кубизма. [ 15 ]
Выставки
[ редактировать ]В Венгрии прошли три выставки работ Фекете:
- Эндрю Фекете: Ретроспектива , Секешфехервар , 2013 г.
- Алхимия в искусстве: Эндрю Фекете, 1979–1983, Венгерский национальный театр танца, Будапештский замок , январь 2014 г.
- Эндрю Фекете, Art Studio Berekai, Будапешт , октябрь 2015 г.
В 2016 году состоялась первая крупная выставка Фекете в Великобритании, проходившая в музее его альма-матер, галерее и музее Виктории Ливерпульского университета. Выставка под названием « Вне времени: Эндрю Фекете 1979–1983» является крупнейшей на сегодняшний день выставкой его работ и демонстрирует никогда ранее не публиковавшиеся работы художника. Его курировали сотрудники Ливерпульского университета в сотрудничестве с факультетом английского языка университета при поддержке Ливерпульского фестиваля искусств Homotopia . [ 16 ] Параллельно с выставкой университет проводит ряд специальных мероприятий, в том числе симпозиум по проблемам ЛГБТК, [ 17 ] театрализованные чтения из «В поисках золота» и многочисленные публичные лекции, которые будут проходить на протяжении всего срока действия выставки. Выставка откроется 17 ноября 2016 года и продлится до апреля 2017 года. [ 18 ]
Работы и публикации
[ редактировать ]Опубликованные работы:
- В поисках золота , Liverpool University Press, Ливерпуль: 2016 г. ( доступно для покупки здесь, Liverpool University Press ) Включает:
- Путешествие в ночь (1979)
- Волшебная гора (1979)
- В поисках золота (1982-3)
- Избранные дневниковые записи 1982–1983 гг.
- Наказание для преступников (1984)
- Символы созидания и разрушения (1984)
К неопубликованным/утраченным работам относятся:
- Дневники 1970-1986 (50 томов)
- Стихи 1970-1986 гг.
- Аарон: Роман (1978, утерян)
- Документы Альберто: фрейдистская и юнгианская психология и новый рациональный синтез (1978)
- Антиномический разрыв (1979, проигран)
- Журнал активного воображения и Ксантис (1984)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бенко, Жужанна, Андрей Фекете в Национальном театре танца
- Юнг, Карл, Дух в человеке, Art & Literature Routledge, Лондон: 2003 г. ISBN 978-0415304399
- Кесеру, Лука, Эндрю Фекете 2014 г.
- Липси, Роджер, Духовное в искусстве двадцатого века (Дуврская история искусства), Дувр: 2004 г. ISBN 978-0486432946
- Роб, Александр, Гереметический музей: алхимия и мистика (Bibliotheca Universalis), Ташен: 2014 г. ISBN 978-3836549363
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лука Кесеру, Эндрю Фекете , январь 2014 г.: http://www.andrewfekete.net/uploads/8/3/2/1/8321682/andrew_fekete_by_luca_keseru__english_version_.pdf
- ↑ Питер Фекете, Биографический очерк , стр.1, октябрь 2016 г. [ нужна полная цитата ]
- ^ Питер Фекете, Эскиз, стр.1
- ^ Эндрю Фекете, «Змей» в «В поисках золота», Liverpool University Press, Ливерпуль, 2016, стр.69-70.
- ^ Питер Фекете, Эскиз, стр.2
- ^ Эндрю Фекете, «Избранные дневниковые записи за период создания «Поиска золота »» в «Поисках золота» , стр. 139-159.
- ^ Питер Фекете, № 1 в «Символах созидания и разрушения» в «В поисках золота», стр.171.
- ^ Питер Фекете, Эскиз , стр.4
- ^ Лука Кесеру, Эндрю Фекете
- ^ Паттисон, Джордж (1991). Искусство, современность и вера . Лондон: СКМ.
- ^ Фридевальд, Борис (2011). Пауль Клее: жизнь и работа . Престель.
- ^ Кандинский, Василий (2000). О духовном в искусстве . Дувр.
- ^ Липси, Роджер (2004). Духовное в искусстве двадцатого века . Дувр.
- ^ Джулия Картер, «Предисловие». Эндрю Фекете, Каталог выставки 1954–1986 гг. , Академия Блэка, Джерси: 2013 г.
- ^ Жужанна Бенко, Андрей Фекете с. 1 [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Афиша фестиваля Homotopia 2016» . Сентябрь 2016 г. Архивировано из оригинала 8 ноября 2016 г.
- ^ «Андрей Фекете- In Memorian» . Октябрь 2016.
- ^ «Вне времени: Эндрю Фекете 1979–1983» . Сентябрь 2016 г. Архивировано из оригинала 8 ноября 2016 г.