Спасение Роджера Мэллинсона и Роджера Чепмена
![]() Водолазы помогают спасенным пилотам корабля Pisces III . | |
Дата | 1 сентября 1973 г. |
---|---|
Расположение | Кельтское море |
Координаты | 50 ° 09'15 "N 11 ° 07'7" W / 50,15417 ° N 11,11861 ° W [ 1 ] |
Причина | Затопленный погружной аппарат |
Участники | Роджер Мэллинсон и Роджер Чепмен |
Исход | Успешное спасение двух пилотов |
Спасение Роджера Мэллинсона и Роджера Чепмена произошло в период с 29 августа по 1 сентября 1973 года после того, как их компании Vickers Oceanics малая подводная лодка Pisces III застряла на морском дне на глубине 1575 футов (480 м), в 150 милях (240 км) от Ирландии в Кельтское море . 76-часовая многонациональная спасательная операция привела к самому глубокому и успешному спасению подводной лодки в истории. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Подводный аппарат и экипаж
[ редактировать ]Канадский имел длину 20 футов (6 м), ширину коммерческий подводный аппарат Pisces III 7 футов (2 м) и высоту 11 футов (3 м). [ 5 ] Он был построен компанией International Hydrodynamics в Северном Ванкувере, Британская Колумбия , и спущен на воду в 1969 году. Первоначально у Pisces III были хвостовые плавники, которые были сняты для улучшения доступа и управляемости, когда подводный аппарат был приобретен компанией Vickers Oceanics. Если бы плавники были сохранены, они бы предотвратили зацепление буксирного троса за машинную сферу корабля, что привело к аварии 1973 года. [ 7 ]
Pisces III уже затонул однажды, во время испытаний в заливе Ванкувер в 1971 году. Питер Мессерви из Vickers Oceanics, который возглавил спасательную команду после аварии 1973 года, был одним из пилотов, которых спасла подводная лодка SDL-1 Министерства обороны Канады . [ 8 ] [ 9 ]
Экипаж подводного аппарата Pisces III состоял из 28-летнего пилота Роджера Чепмена, бывшего подводника Королевского флота , и 35-летнего инженера и старшего пилота Роджера Мэллинсона. Чепмен был уволен из Королевского флота по инвалидности из-за несовершенного зрения. [ 5 ] [ 10 ]
Несчастный случай
[ редактировать ]Рано утром в среду, 29 августа 1973 года, Чепмен и Мэллинсон начали обычное погружение, 325-е погружение « Рыб III» . Они работали над прокладкой трансатлантического телефонного кабеля по морскому дну, примерно в 150 милях (130 морских миль; 240 км) к юго-западу от Корка на юге Ирландии. Их работа заключалась в восьмичасовой смене на подводном аппарате диаметром шесть футов (1,8 м), который двигался по морскому дну с помощью струй воды, разжижая грязь и прокладывая кабель, а затем закрывая кабели. Подводному аппарату обычно требуется около 40 минут, чтобы достичь глубины 1600 футов (488 м). [ 5 ] [ 11 ]
Для Мэллинсона это погружение было дополнительно утомительным, поскольку перед этим он потратил больше суток на ремонт сломанного манипулятора на подводной лодке. Во время ремонта поменял кислородный баллон на полный. [ 5 ] [ 11 ] Во время каждого погружения пилоты должны были следить за тем, чтобы каждые 40 минут включался вентилятор гидроксида лития для удаления углекислого газа из атмосферы, а также добавления дополнительного кислорода. Кроме того, они записывали видеокомментарии во время каждого погружения. [ 5 ]
Вскоре после 9 часов утра, когда подводный аппарат собирались поднять из воды с помощью буксирного троса обратно на корабль, в кормовой сфере, автономной части подводного аппарата, содержащей оборудование и хранилище нефти, прозвучал водный сигнализатор. Буксирный трос, очевидно, сферический люк задел кормовой и вырвал его. Экипаж услышал шум воды, попадающей в кормовой отсек, когда «Писцесс III» перевернулся и начал опускаться обратно на морское дно. Кормовая сфера была полностью затоплена более чем тонной воды. [ 2 ] [ 5 ] [ 12 ]
На высоте 175 футов (53 м) подводный аппарат остановился, удерживаясь на максимальной длине нейлонового буксирного троса. Экипаж раскачивался в морских течениях, пока веревка не оборвалась. Пилоты немедленно отключили все электрические системы, в результате чего субмарина оказалась в полной темноте. При спуске им также удалось сбросить свинцовый балласт весом 400 фунтов (181 кг). Они ударились о морское дно в 9:30 утра на скорости, которая, как позже выяснилось, составила 40 миль в час (18 м/с; 64 км/ч). [ 5 ] [ 13 ]
Первоначальный контакт
[ редактировать ]Используя фонарик, экипаж смог осмотреть окрестности, а также позвонил на базовый корабль, чтобы сообщить им последние новости. Полного баллона с кислородом, добавленного Мэллинсоном, хватило примерно на 72 часа, но восемь часов уже были израсходованы, осталось 64 часа. [ 5 ]
Мэллинсон и Чепмен провели первые несколько часов, разбирая подводный аппарат, который был почти перевернут. Они проверили все водонепроницаемые двери на предмет протечек и приготовились к прибытию спасателей. Они знали, что для сохранения кислорода им нужно прилагать как можно меньше физических усилий, не говоря уже о разговорах. Они устроились как можно удобнее и как можно выше, чтобы избежать опустившегося вниз отвратительного воздуха. [ 5 ]
На борту у пилотов был всего один бутерброд и одна банка лимонада. Они также решили позволить углекислому газу в воздухе накапливаться дольше обычных 40 минут, чтобы сохранить кислород, что привело к вялости и сонливости у обоих мужчин. [ 5 ] [ 14 ]
Спасательные работы начинаются
[ редактировать ]
В 10:35 кораблю поддержки Vickers Venturer , находившемуся тогда в Северном море , было приказано вернуться в ближайший порт с подводным аппаратом Pisces II на борту (который можно было снять и доставить в Ирландию). Кроме того, в полдень к месту происшествия прибыло исследовательское судно Королевского флота HMS Hecate , чтобы предложить помощь специальными веревками. ВМС США предложили принадлежащий Департаменту спасения США подводный аппарат под названием Controlled Underwater Recovery Vehicle ( CURV-III ), который был отправлен из Калифорнии , а канадской береговой охраны корабль Джон Кэбот покинул Суонси. [ 5 ] [ 15 ]
В четверг, 30 августа, « Виккерс Вояджер» прибыл в Корк в 20:15 . и загрузил подводные аппараты Pisces II и Pisces V , прилетевшие ночью. Корабль покинул Корк в 22:30 . [ 5 ] [ 16 ]
В 2 часа ночи в пятницу, 31 августа, « Виккерс Вояджер» достиг места происшествия и запустил «Рыбы II» с прикрепленным полипропиленовым тросом. Однако подъемный трос вырвался из руки манипулятора, и аппарату пришлось вернуться на поверхность для ремонта. Попытка Pisces V не смогла найти разбившийся Pisces III и вернулась на поверхность после того, как у него закончилась энергия. [ нужны разъяснения ] Перезапущенный Pisces V имел больший успех и нашел экипаж в 12:44 . Однако попытка прикрепить веревку не удалась. Рыбы V теперь остались с пораженными Рыбами III . Попытку снова отправить Рыбы II вниз пришлось отменить из-за утечки. [ 5 ] [ 16 ]
Даже недавно прибывший на борт « Джона Кэбота» CURV-III не смог запуститься из-за неисправности электрооборудования. Сразу после полуночи Рыбам V было приказано подняться на поверхность, и люди на Рыбах III снова остались одни. У них заканчивался кислород и гидроксид лития, чтобы очистить углекислый газ от ухудшающейся атмосферы подводного аппарата. [ 5 ] Оба мужчины были замерзшими, мокрыми и страдали от сильных головных болей. [ 17 ]
Спасать
[ редактировать ]Спасательная операция Рыбы III началась рано утром в субботу, 1 сентября. Спасательная подводная лодка Pisces II была развернута в 4:02 утра и менее чем за час, к 5:05 утра, она успешно прикрепила специально изготовленный рычаг и полипропиленовый буксирный трос к задней сфере потерпевшей бедствие Pisces III . [ 5 ]
CURV-III дистанционно управляемый подводный аппарат К операции также присоединился . В 10:35 к застрявшему аппарату удалось прикрепить еще один буксирный трос. [ 18 ] В этот момент экипаж « Рыб III» съел единственную доступную еду и напитки на борту. [ 5 ] [ 18 ]
Подъем Pisces III начался в 10:50 . Эта процедура вызвала значительную тряску подводного аппарата, что еще больше дезориентировало экипаж. Подъемник был временно остановлен на глубине 350 футов (107 м), чтобы расцепить CURV-III. На высоте 100 футов (30 м) процесс подъема снова был приостановлен, чтобы дать дайверам возможность прикрепить к подводному аппарату более тяжелые подъемные тросы. [ 5 ] [ 19 ]

В 13:17 Рыбы III наконец прорвались на поверхность. Водолазы немедленно попытались открыть люк, чтобы впустить в аппарат свежий воздух. потребовалось почти 30 дополнительных минут. Однако для этого [ 5 ] Когда люк наконец открылся, оба члена экипажа изо всех сил пытались покинуть корабль, проведя внутри в общей сложности 84 часа 30 минут. оставалось всего 12 минут снабжения кислородом Последующие оценки показали, что у Рыб III . [ 5 ] [ 18 ] [ 20 ] Размышляя об этом, автор Р. Фрэнк Басби позже заявил: «... экипаж PISCES III может быть благодарен, что они находились не в 250 милях, а в 150 милях от Корка». [ 21 ]
В 1975 году Чепмен опубликовал отчет о своем спасении в своей книге « Нет времени на нашей стороне» . [ 22 ]
Драматизации BBC
[ редактировать ]«Нет времени на нашей стороне» из книги Роджера Чепмена для Radio Four, , адаптированный Джеймсом Фоллеттом впервые был показан 2 июня 1976 года. [ 22 ] эпизод Mayday for Pisces III из BBC One сериала «Жизнь на кону ». Кроме того, 24 февраля 1978 года был показан [ 23 ]
Экранизация фильма
[ редактировать ]В августе 2013 года было объявлено, что в разработке находится фильм, изображающий события спасения, возможно, с Джудом Лоу и Юэном МакГрегором в главных ролях . [ 24 ] В июле 2021 года компания Mark Gordon Pictures приобрела права на экранизацию книги Стивена МакГинти, основанной на спасении, «Погружение ». [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]- LR5 - спасательный подводный аппарат, разработанный Роджером Чепменом. [ 20 ]
- Титана Погружной взрыв
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Чепмен 1975 , с. 67.
- ^ Jump up to: а б Скотт, Дэвид (1974). «От машины к выходу проложен новый высокопроходимый кабель» . Популярная наука . 204 (1): 82–85 . Проверено 4 февраля 2014 г.
- ^ Алексиу, Артур Э. (1974). «Океан» . Всемирный книжный ежегодник 1974 года . Чикаго : Образовательная корпорация Field Enterprises . п. 426 . ISBN 0-7166-0474-4 . LCCN 62-4818 .
- ^ Эллис, Ричард (1998). Глубокая Атлантика: жизнь, смерть и исследование бездны . Нью-Йорк: Лайонс Пресс. стр. 77–78. ISBN 1-55821-663-4 . OCLC 39546485 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Барфорд, Ванесса (29 августа 2013 г.). «Рыбы III: Драматическое подводное спасение» . Журнал BBC News . Архивировано из оригинала 1 сентября 2021 года . Проверено 13 февраля 2014 г.
- ^ «Вопреки всему: Спасение на самой большой глубине под водой» . Штатив. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 16 сентября 2011 г.
- ^ Басби 1976 , стр. 185, 379–381.
- ^ Чепмен 1975 , с. 84.
- ^ Басби 1976 , с. 688.
- ^ Чепмен 1975 , стр. 13, 115.
- ^ Jump up to: а б Чепмен 1975 , стр. 46–55.
- ^ Чепмен 1975 , стр. 56–60.
- ^ Чепмен 1975 , стр. 60–62, 166.
- ^ Чепмен 1975 , стр. 70, 105.
- ^ Чепмен 1975 , стр. 67–68, 166.
- ^ Jump up to: а б Чепмен 1975 , с. 167.
- ^ Чепмен 1975 , стр. 104, 111, 128.
- ^ Jump up to: а б с Чепмен 1975 , с. 168.
- ^ Чепмен 1975 , стр. 141–145, 168.
- ^ Jump up to: а б Мендик, Роберт (20 августа 2000 г.). «Атлантическая драма дала идею жертвы для LR5» . Независимый . Архивировано из оригинала 24 февраля 2014 года . Проверено 6 февраля 2014 г.
- ^ Басби 1976 , с. 709.
- ^ Jump up to: а б Чепмен 1975 .
- ^ «Первомайский день для Рыб III» . IMDB . 24 февраля 1978 года. Архивировано из оригинала 2 сентября 2021 года . Проверено 20 июня 2023 г.
- ^ «Джуд Лоу и Юэн МакГрегор связаны с фильмом о спасении подводной лодки из Камбрии» . Новости и звезда . 29 августа 2013 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2014 года . Проверено 30 января 2014 г.
- ^ О'Брайен, Шейн (11 июня 2021 г.). «Спасение подводной лодки у берегов Ирландии 50 лет назад снимут в боевике» . Ирландский Центральный . Архивировано из оригинала 1 сентября 2021 года . Проверено 1 сентября 2021 г.
Источники
[ редактировать ]- Басби, Р. Франк (1976). Пилотируемые подводные аппараты . Вашингтон: Управление океанографа ВМФ . ОСЛК 2206798 .
- Чепмен, Роджер (1975). Нет времени на нашей стороне . Сидней, Британская Колумбия: Паб Grey's. ISBN 9780888260598 . LCCN 75-19154 . OCLC 15758413 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- МакГинти, Стивен (2021). Погружение: нерассказанная история спасения самой глубоководной подводной лодки в мире . Нью-Йорк: Книги Пегаса. ISBN 978-1-64313-746-9 . OCLC 1202305663 .