Технология инков
Все еще Империя |
---|
Тем не менее общество |
История инков |
Технология инков включает устройства, технологии и методы строительства, используемые инками на западе Южной Америки (между 1100-ми годами и их завоеванием Испанией в 1500-х годах), включая методы, которые инженеры инков использовали для строительства городов и дорожной сети Империи инков .
Гидротехника
[ редактировать ]Строители империи спланировали и построили впечатляющие гидротехнические сооружения в центрах своих городов, включая каналы , фонтаны , дренажные системы и обширную ирригацию . инков Инфраструктура и система водоснабжения были провозглашены «вершиной архитектурного и инженерного искусства цивилизации инков». [1] Основные центры инков были выбраны экспертами, которые определили место, его распределение и основную планировку города. Во многих городах мы видим великие чудеса гидротехники. Например, в городе Типон 3 оросительных канала отводили воду из Рио- Пукара в Типон , который находится примерно в 1,35 км к северу от террас Типона. [2] В Типоне также были природные источники, для которых были построены фонтаны, которые снабжали знатных жителей водой для несельскохозяйственных целей. [2]
Мачу-Пикчу
[ редактировать ]В 1450 году Мачу-Пикчу . был построен [3] Эта дата была определена на основе результатов испытаний углерода 14 . [3] Знаменитый затерянный город инков является архитектурным пережитком общества, чье понимание гражданского и гидротехнического строительства было продвинутым. Сегодня он известен своей замечательной сохранностью, а также красотой архитектуры здания. [4] Участок расположен в 120 км к северо-западу от Куско в долине реки Урубамба, Перу. [4] На высоте 2560 м над уровнем моря, на вершине горы, градостроителям пришлось учитывать крутые склоны, а также влажный и дождливый климат. [4] Инки построили это место на вершине холма, покрытого террасами (скорее всего, для сельскохозяйственных целей). [4] Помимо террас, Мачу-Пикчу состоит из двух дополнительных основных архитектурных элементов; элитные жилые комплексы и религиозные сооружения. [4] На этом месте полно лестниц и скульптурных камней, которые также были важны для их архитектуры и инженерной практики. [4]
Создавая модели из глины перед тем, как приступить к строительству, градостроители придерживались архитектуры инков и планировали город, который разделял сельское хозяйство и городские районы. [ нужна ссылка ] Прежде чем начать строительство, инженерам пришлось оценить источник и определить, сможет ли он обеспечить всех ожидаемых жителей города. После оценки водоснабжения инженеры-строители спроектировали канал длиной 2457 футов (749 м) , ведущий к центру города. Канал спускается по склону горы, входит в городские стены, проходит через сельскохозяйственный сектор, затем пересекает внутреннюю стену и попадает в городской сектор, где питает ряд фонтанов. Фонтаны общедоступны и частично огорожены стенами, обычно высотой около 1,2 м, за исключением самого нижнего фонтана, который является частным фонтаном Храма Кондора и имеет более высокие стены. В головке каждого фонтана каменный трубопровод подает воду к прямоугольному изливу, форма которого образует струю воды, подходящую для наполнения арибалло — типичного глиняного кувшина для воды инков. Вода собирается в каменном резервуаре в полу фонтана, затем попадает в круговой слив, который доставляет ее к подходному каналу для следующего фонтана.
Инки строили каналы на устойчивых уклонах, используя ограненные камни в качестве каналов для воды. Большинство граждан работали над строительством и обслуживанием каналов и ирригационных систем, бронзовыми и каменными орудиями для завершения водонепроницаемых каменных каналов. Затем вода поступала по каналам в шестнадцать фонтанов, известных как «лестница фонтанов», оставляя первый источник воды для Императора . Этот невероятный подвиг обеспечил население Мачу-Пикчу, которое во время присутствия императора колебалось от 300 до 1000 человек, а также помог орошать водой сельскохозяйственные степи. Фонтаны и система каналов были построены настолько хорошо, что после небольшого ремонта они работают и сегодня.
В дополнение к развитой системе водоснабжения инков была построена не менее впечатляющая дренажная система. В центре Мачу-Пикчу имеется около 130 водостков, которые отводят воду из города через стены и другие конструкции. Сельскохозяйственные террасы представляют собой особенность сложной дренажной системы; Степи помогали избежать эрозии и были построены на склоне , чтобы направлять лишнюю воду в каналы, проходящие вдоль лестниц. Эти каналы отводили стоки в главный сток, минуя основной водопровод. Эта тщательно спланированная дренажная система демонстрирует заботу инков и их признательность за чистую воду. императора Инженер-водотехник Кен Райт и его археологическая группа обнаружили ванную комнату с отдельным сливом , который отводил использованную им воду из ванны, чтобы она никогда не попадала повторно в систему водоснабжения Мачу-Пикчу.
Террасы
[ редактировать ]Функция и конструкция террасы
[ редактировать ]Инки столкнулись со многими проблемами, живя в районах с крутым рельефом. Двумя большими проблемами были эрозия почвы и площади для выращивания сельскохозяйственных культур. [5] [6] Решением этих проблем стало развитие террас, получивших название Анденес . Эти террасы позволили инкам использовать землю для ведения сельского хозяйства, чего они никогда не могли сделать в прошлом. [6] Все, как функционирует, выглядит терраса, ее геометрическое выравнивание и т. д., зависит от уклона земли. [6] Различное наслоение материалов является частью того, что делает террасы такими успешными. Он начинается с нижнего слоя из крупных камней, за которым следует второй слой из более мелких камней, затем слой песчаного материала и, наконец, верхний слой почвы. Вы можете попрактиковаться в этом в симуляции здесь . [7]
Самой впечатляющей частью террас были дренажные системы. В многочисленных каменных подпорных стенах были размещены водоотводы. [6] [8] Более крупные камни у основания каждого уровня террасы позволяли воде легче течь через большие пространства между камнями, в конечном итоге выходя в «Главный сток». [8] Инки даже построили различные типы дренажных каналов, которые используются для разных целей по всему городу.
Как они были построены и почему они были эффективны
[ редактировать ]Исследования показали, что при строительстве террас, подобных тем, что есть в долине Колка, первым шагом были раскопки на склоне, а затем последующее засыпка склона. [6] Для удержания наполнителя была построена подпорная стенка. [8] Эта стена имела множество применений, в том числе поглощала солнечное тепло в течение дня и излучала его обратно ночью, часто предохраняла посевы от замерзания при низких ночных температурах и удерживала различные слои отложений. После того, как стена будет построена, на дно будут помещены более крупные камни, затем камни поменьше, затем песок и почва. [6] [8]
Поскольку почва теперь была ровной, вода не устремлялась вниз по склону горы, что и вызывало эрозию. Раньше эта эрозия была настолько мощной, что могла стереть с лица земли основные участки дороги инков, а также смыть все питательные вещества и плодородную почву. [9] Поскольку почва никогда не смывается, питательные вещества всегда будут добавляться из ранее выращенных культур из года в год. [6] Инки даже выращивали определенные культуры вместе, чтобы сбалансировать оптимальное количество питательных веществ для всех растений. Например, метод посадки, известный как «три сестры», предполагает выращивание кукурузы, фасоли и тыквы на одной террасе. [10] Это произошло потому, что фиксированный азот в бобах помогал расти кукурузе, а тыква действовала как мульча, сохраняя влажность почвы, а также действовала как средство от сорняков.
Сублимационная сушка
[ редактировать ]Цель
[ редактировать ]Вся пища, выращенная или убитая инками, могла быть высушена сублимацией . Сублимационная сушка по-прежнему очень популярна и сегодня. Одним из самых больших преимуществ сублимационной сушки является то, что она удаляет всю воду и влагу, но оставляет всю питательную ценность. [11] Вода в мясе и овощах придает им большую часть веса. Именно это сделало его очень популярным для транспортировки и хранения, поскольку сушеное мясо хранится в два раза дольше, чем продукты, не подвергавшиеся сублимационной сушке. [12]
Овощи
[ редактировать ]Диета инков была в основном вегетарианской , поскольку крупную дичь часто приберегали для особых случаев. Очень распространенным и хорошо известным сублимированным продуктом был картофель, а в замороженном виде — Чуньо . [12]
Мясо
[ редактировать ]Обычно сублимируемое мясо включало ламу, альпаку, утку и морскую свинку. [11] [12] Транспортировать и хранить вяленое мясо ( чарки на языке кечуа ) было гораздо проще, и оно хранилось дольше, чем несушёное мясо. [12] Все это могло быть подвергнуто сублимационной сушке.
Процесс
[ редактировать ]И мясо, и овощи прошли аналогичный процесс заморозки. Они начинали с того, что раскладывали разные продукты на камнях, а холодными ночами на больших высотах с сухим воздухом замерзали. [11] На следующее утро сочетание разреженного сухого воздуха и солнечного тепла растопило лед и испарило всю влагу . [11]
Процесс сублимационной сушки имел важное значение для транспортировки и хранения. [11] [12] Большая высота (низкое атмосферное давление) и низкие температуры Анд позволили им воспользоваться этим процессом.
Горящее зеркало
[ редактировать ]Летописец Инка Гарсиласо де ла Вега описал использование горящего зеркала в рамках ежегодного « Инти Райми » (праздника Солнца):
«Огонь для этого жертвоприношения должен был быть новым, подаренным рукой солнца, как они говорили. Для этого они взяли большой браслет, который они называют Чипана (похожий на другие, которые инки обычно носили на левом запястье), который у первосвященника он был большой, больше обычных, в нем медальоном был вогнутый сосуд, формы половинки оранжевого цвета и ярко отполированный, его ставили против солнца, и в известном месте, куда попадали лучи. Выйдя из сосуда, ударили друг друга, положили немного тонко расплетенной ваты (трут делать не умели), который загорелся естественным путем в короткий промежуток времени этим огнем, таким образом поданным рукой. солнце, жертва была сожжена, и все мясо того дня было поджарено». [13]
Системы путей
[ редактировать ]Огромные размеры империи инков сделали необходимым создание эффективных и действенных транспортных систем для облегчения обмена товарами, услугами, людьми и т. д. В какой-то момент «их ( инков) империя в конечном итоге распространилась на западную часть Юга. Америка от Кито на севере до Сантьяго на юге, что делало ее крупнейшей империей, когда-либо существовавшей в Америке, и самой большой в мире в то время (между 1400 и 1533 годами нашей эры)». [12] Известно, что он «протянулся примерно на 3500–4000 км вдоль горного хребта Южной Америки». [4] [14] Тропы, дороги и мосты были спроектированы не только для того, чтобы физически связывать империю, но и эти сооружения также помогали империи поддерживать связь.
Веревочные мосты
[ редактировать ]Веревочные мосты были неотъемлемой частью дорожной системы инков . «Пять веков назад Анды были увешаны подвесными мостами . По некоторым оценкам, их было целых 200». [15] [16] Как показано на фото справа, эти структуры использовались для соединения двух земельных массивов, обеспечивая поток идей, товаров, людей, животных и т. д. по всей империи инков . « Висячие мосты инков имели пролеты не менее 150 футов, а возможно, и намного больше. [17] Это был более длинный пролет, чем любой другой каменный мост в Европе того времени». [16] Поскольку инки не использовали колесные транспортные средства, большинство из них путешествовали пешком и/или использовали животных для перевозки товаров. [14] [12]
Строительство
[ редактировать ]Хотя эти мосты были собраны из скрученной горной травы, другой растительности и саженцев, они были надежны. [15] [16] Эти конструкции были способны выдерживать вес путешествующих людей и животных, а также выдерживать погодные условия в течение определенного периода времени. Поскольку трава со временем гниет, мосты приходилось восстанавливать каждый год. [18]
Когда инки начали строить подвесной мост из травы, они сначала собирали натуральные материалы из травы и другой растительности. Затем они сплетали эти элементы в веревку. Этот вклад внесли женщины инков. [18] Было произведено огромное количество тонкой на вид веревки. [17] Затем жители деревни доставят строителям свою порцию веревки. [17] Затем веревку разделили на секции. [17] Каждая секция состояла из нескольких тонких веревок, которые были сложены вместе для создания более толстого веревочного шнура. [17] После того, как секции разложены, сделанные ранее пряди веревки плотно и равномерно скручиваются вместе, образуя более крупный и толстый веревочный шнур. [17] Эти более крупные веревки затем сплетаются вместе, образуя тросы, некоторые толщиной с человеческое туловище. [15] [16] [17] В зависимости от размеров кабеля каждый мог весить до 200 фунтов. [17] Эти кабели затем были доставлены на площадку моста. [17]
Для женщин считалось плохой приметой находиться рядом со строительством моста, поэтому строительством на месте руководили мужчины-инки. [18] На месте моста строители отправлялись на противоположный участок суши, над соединением которого они работали. [17] Как только они оказывались на противоположной стороне, им перебрасывали одну из тонких и легких веревок. [17] Затем эта веревка будет использоваться для протягивания основных тросов через ущелье. [17] Каменные балки были построены по обе стороны ущелья и использовались для размещения и закрепления кабелей. [17] Тросы были обернуты вокруг этих каменных балок и затянуты дюйм за дюймом, чтобы уменьшить провисание моста. [17] Как только это было закончено, такелажники осторожно пробрались через висящие тросы, связав вместе веревки для ног и соединив поручни и веревки для ног с остатками тонких травяных веревок. [17] Не все веревочные мосты были одинаковыми по конструкции и конструкции. Некоторые такелажники также вплели в веревки для ног куски дерева.
Современные строители веревочного моста в Уинчири, Перу, на протяжении всего процесса строительства делают подношения Пача Маме, также известной как «Мать-Земля», чтобы гарантировать, что мост будет прочным и безопасным. [18] [19] Возможно, эту практику использовали люди инков, поскольку они тоже были религиозными. Если все пройдет гладко и если задачи будут выполнены своевременно, мост можно будет построить за три дня. [18] [19]
Современные веревочные мосты
[ редактировать ]Сегодня люди продолжают чтить традиции инков и расширять свои знания в строительстве веревочных мостов .
«Каждый июнь в Уинчири, Перу, четыре общины кечуа по обеим сторонам ущелья объединяются, чтобы построить мост из травы, создавая форму древней инфраструктуры, которая восходит как минимум к пяти столетиям к Империи инков ». [20] Предыдущий мост Кесвачака срублен и снесен течением реки Апуримак , а на его месте построен новый мост. [20] [21] Эта традиция связывает общины кечуа уинчири, чаупибанда, чоккайуа и кколлана кеуэ с их прошлыми предками. [21]
«По словам наших дедов, этот мост был построен во времена инков 600 лет назад, и по нему ходили ламы и альпаки, несущие свою продукцию». - Элеутерио Ккалло Тапиа [21]
«Небольшая часть 60-футовой копии, построенной ткачами кечуа , выставлена напоказ в книге «Великая дорога инков: создание империи» в Смитсоновском национальном музее американских индейцев в Вашингтоне, округ Колумбия». [20] Экспонат будет экспонироваться в музее до 1 июня 2020 года. [22] Посетителям также предлагается ознакомиться с этой выставкой онлайн. [22] В любом случае, такие музеи, как Смитсоновский институт, сегодня работают над сохранением и демонстрацией примеров и знаний о веревочных мостах, вдохновленных инками .
Джон Уилфорд рассказал в New York Times , что студенты Массачусетского технологического института узнают гораздо больше, чем просто то, как создаются предметы. Их учат наблюдать и проверять, как археология переплетается с культурой. [16] Статья Уилфорда была написана в 2007 году. [16] В это время студенты, проходящие курс под названием «Материалы в человеческом опыте», были заняты изготовлением оптоволоконного моста длиной 60 футов в перуанском стиле. [16] Благодаря этому проекту они познакомились с образом мышления и строительства народа инков. [16] Создав веревки и тросы, они планировали протянуть мост через сухой бассейн между двумя зданиями кампуса. [16]
Дороги
[ редактировать ]По словам автора Марка Картрайта, « дороги инков охватывали более 40 000 км (25 000 миль), в основном на двух основных шоссе, идущих с севера на юг через Империю инков , которая в конечном итоге распространилась на древние Перу, Эквадор, Чили и Боливию». [12] Несколько источников оспаривают утверждение Картрайта, заявляя, что дороги инков занимали большую или меньшую площадь, чем он описывает. Это число трудно подтвердить, поскольку некоторые пути инков все еще могут оставаться неучтенными, поскольку они могли быть смыты или закрыты природными силами. «Инженеры инков не испугались географических трудностей и построили дороги через ущелья, реки, пустыни и горные перевалы высотой до 5000 метров». [12] Многие из построенных дорог не имеют единообразной конструкции. [12] Большинство открытых дорог имеют ширину от одного до четырех метров. [12] Хотя это действительно так, некоторые дороги, такие как шоссе в провинции Уануко-Пампа , могут быть намного больше. [12] Как упоминалось в разделе «Системы путей» , инки в основном путешествовали пешком. Зная это, созданные дороги, скорее всего, были построены и проложены для того, чтобы люди и животные могли ходить и/или бегать по ним. Некоторые дороги были вымощены камнями или булыжником, а некоторые были «окантованы и защищены небольшими каменными стенами, каменными указателями, деревянными или тростниковыми столбами или грудами камней». [12] Дренаж был чем-то, что представляло особый интерес и важность для народа инков. Дренажи и водопропускные трубы были построены для обеспечения эффективного стока дождевой воды с поверхности дороги. [12] Водостоки и водопропускные трубы помогали направлять скапливающуюся воду вдоль или под дорогу. [12]
Использование
[ редактировать ]Как упоминалось в разделе « Системы путей» имели несколько применений , дороги инков . Наиболее очевидным способом использования дорог и троп инками была транспортировка товаров. Делали они это пешком, а иногда и с помощью животных (лам и альпак).
перевозились не только товары По огромной империи , но и идеи и послания. Инкам нужна была система связи, поэтому они полагались на Часки , также известных как посланники. [23] Часки . выбирались среди самых сильных и приспособленных молодых мужчин [23] Они пробегали несколько миль в день только для того, чтобы доставить сообщения. [23] Эти посланники проживали в каютах, называемых « тамбос ». [23] Эти сооружения были расположены вдоль дорог и построены народом инков. [23] Эти здания предоставили часки место для отдыха. [23] Эти места отдыха также могли быть использованы для размещения армии инков в случае восстания или войны. [23]
Современные дороги инков
[ редактировать ]Сегодня многие люди едут в Южную Америку, чтобы прогуляться по тропе инков. [24] Прогулка и восхождение по тропе не только позволяют посетителям познакомиться с историческими путями народа инков, но и позволяют туристам и местным жителям увидеть руины инков, горы, экзотическую растительность и животных. [24]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кеннет Р. Райт; Джонатан М. Келли; Альфредо Валенсия Зегарра. (1997). «Мачу-Пикчу: древняя гидротехника». Журнал гидротехники . 123 (10): 838–843. doi : 10.1061/(ASCE)0733-9429(1997)123:10(838) .
- ^ Перейти обратно: а б Мэйс, Ларри (2009). Древние водные технологии . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 188–197. ISBN 978-9048186310 .
- ^ Перейти обратно: а б «Сколько лет Мачу-Пикчу» . Перу за меньшие деньги . Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Перегрин, Питер; Эмбер, Мелвин (2002). Энциклопедия предыстории: Том 7: Южная Америка . стр. 150–193. дои : 10.1007/978-1-4615-0521-1_14 .
- ^ «Террасное выращивание» . britannica.com . Проверено 16 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Лондоньо, Ана (12 февраля 2007 г.). «Схема и скорость эрозии, сделанные на основе сельскохозяйственных террас инков в засушливом южном Перу». Геоморфология . 99 (1–4): 13–25. дои : 10.1016/j.geomorph.2007.09.014 .
- ^ «Инжиниринг империи инков» . Смитсоновский национальный музей американских индейцев .
- ^ Перейти обратно: а б с д Райт, Кеннет; Валенсия, Альфедо; Лора, Уильям. «Древняя дренажная система Мачу-Пикчу» (PDF) . Waterhistory.org .
- ^ «Как инки контролировали эрозию и выращивали урожай» . Проектирование империи инков . 26 июня 2010 г.
- ^ Франко, Майкл (12 января 2011 г.). «Террасное хозяйство» . Как все работает .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Еда инков и народ инков» . внутри сайта peru.com .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Картрайт, Марк (15 сентября 2014 г.). «Цивилизация инков» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Гарсиласо де ла Вега (1609 г.). «22». Королевские комментарии инков . Лиссабон . Проверено 3 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Как инки путешествовали по своей империи?» . Фактный гаджет . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Обскура, Атлас (10 июня 2013 г.). «Последний подвесной мост инков сделан полностью из травы и сплетен вручную» . Сланец . Проверено 1 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Уилфорд, Джон (8 мая 2007 г.). «Как инки прыгали через каньоны» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Травяной мост» . ПБС . 9 мая 2006 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Мост Инков» . Ютуб . 4 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 18 декабря 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «ТАЙНЫ ЗАТЕРЯННЫХ ИМПЕРИЙ: ИНКИ» . ПБС . 11 февраля 1997 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мейер, Эллисон (31 марта 2016 г.). «Веревочный мост инков, который каждый год переплетают через реку» . Гипераллергический . Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «МОСТ КЕСВАЧАКА» . Смитсоновский институт . 2015 . Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Плата, Элли (4 августа 2017 г.). «Кэсвачака, последний подвесной мост инков» . Смитсоновский институт.com . Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Дороги инков и Часки» . Откройте для себя Перу . Проверено 3 декабря 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Тропа инков в Мачу-Пикчу» . Перу Треки и приключения . Проверено 3 декабря 2017 г.
Библиография
[ редактировать ]- «Инка-гидравлика» , Университет Колорадо в Денвере . 19 сентября 2006 г.
- Браун, Джефф Л. «Системы водоснабжения и дренажа в Мачу-Пикчу», 19 сентября 2006 г.
- Райт, Кеннет Р. «Мачу-Пикчу: доисторические общественные работы». Американской ассоциации общественных работ Репортер APWA , 17 ноября 2003 г. [1]
- Д'Алтрой, Теренс Н. и Кристин А. Хасторф. Империя и внутренняя экономика. Нью-Йорк: Kluwer Academic/Plenum Publishers, 2001.
- Райт, Кеннет, Джонатан М. Келли, Альфредо Валенсия Зегарра. «Мачу-Пичу: древняя гидротехника». Журнал гидротехники , октябрь 1997 г.
- Бауэр, Брайан. Развитие государства инков. Техасский университет Press, Остин, 1992.
- Хислоп, Джон. Планирование поселения инков. Техасский университет Press, Остин, 1990.