Акведуки инков
Акведуки инков — это любой из серии акведуков, построенных народом инков . Инки строили такие сооружения, чтобы увеличить пахотные земли и обеспечить население питьевой водой и банями. Из-за нехватки воды в Андском регионе инкам было необходимо усовершенствовать управление водными ресурсами, чтобы процветать и расширяться вдоль большей части побережья Перу . Такие сооружения, некоторые из которых сохранились до наших дней, демонстрируют передовые гидравлические и гражданские инженерные возможности инков.
Вода поступала в основном из близлежащих рек, но также поступала из пресноводных источников в горах. Древние обнаружили, что если отводить определенное количество воды из рек, им не нужно беспокоиться о скудных дождях и засухе, а также можно стимулировать растения к более быстрому росту, своевременно получая достаточное количество воды. Чтобы завершить проект, рабочие прорыли туннели в горах и прорезали каналы в скалах.
В сезоны, когда таело слишком много горного снега, паводковые воды переносились в огромные каменные резервуары для хранения, направляя воду в города и религиозные центры. [1] [2]
Ранние отчеты
[ редактировать ]Первые зарегистрированные сведения о сооружениях водного транспорта инков поступили от испанских конкистадоров в шестнадцатом веке. Одним из таких исследователей был Педро Сьеса де Леон . В своих опубликованных хрониках, подробно описывающих его путешествия по Перу , он отметил, что видел большую стену, когда направлялся на восток от Куско , и ученые утверждают, что он имел в виду акведук на археологическом участке Пикильакта. Сьеза пишет:
- «Вдоль этой дороги стоит очень большая, широкая стена, по верху которой, по словам туземцев, тянулись трубы с водой, с трудом принесенной из какой-то реки и залитой с той предусмотрительностью и тщательностью, с какой они строили свои арыки. " [3]
Известный американский археолог Эфраим Джордж Сквайер заметил несколько акведуков во время своего исследования Перу в конце 1800-х годов, в том числе те, которые поливали сады на террасах Юкай или Священной долины к северу от Куско. Он также записал отчет о руинах акведука высотой шестьдесят футов в предгорьях Анд недалеко от Лимы . [4]
Мачу-Пикчу
[ редактировать ]Мачу-Пикчу, самый известный и хорошо сохранившийся археологический памятник инков, имеет сложную систему акведуков. Строительство Мачу-Пикчу началось как поместье знати примерно в середине 1400-х годов при императоре Пачакути . Инженеры инков в Мачу-Пикчу смогли использовать хитроумную систему сбора камней, чтобы увеличить урожайность многолетнего источника, который обычно имел значительный поток только по мере таяния горного снега в теплые месяцы. Без этого нововведения население Мачу-Пикчу было бы неустойчивым. Хотя в этом районе выпадало достаточно осадков для сельскохозяйственного производства, источников пресной воды для бытового использования было мало. Воде пришлось пройти 749 м (около половины мили), чтобы достичь центра города. [5] Инки продемонстрировали большое технологическое мастерство в тщательной градации акведуков. Вырезав каналы из одного камня, обложив каналы камнем и заполнив швы глиной, инки смогли уменьшить потери воды из-за просачивания. [6]
Вода из этого ручья обеспечивала водой шестнадцать фонтанов, придавая дополнительный визуальный и звуковой аспект жизни в Мачу-Пикчу. Эти фонтаны служили источниками воды для тех домов, которые не снабжались водой напрямую из каналов, но также были местами поклонения и церемоний. Эти фонтаны примечательны тем, что они предполагают, что поток воды был интегрирован в планирование города на очень ранней стадии, что продемонстрировало, что у инков была очень продвинутая концепция городского планирования и управления ресурсами. [7]
Морей
[ редактировать ]Морей — археологический памятник примерно на полпути между Куско и Мачу-Пикчу. Это место известно тремя необычными впадинами в виде концентрических террасных кругов. Вертикальные каналы перекачивают воду с одного уровня террасы на другой, создавая красивый эффект водопада. В отличие от Мачу-Пикчу, Морей не получал достаточно дождя для поддержания сельского хозяйства. Поэтому для транспортировки воды из трех окружающих источников потребовались акведуки. Водохранилища дополняли эти акведуки, которые обеспечивали постоянный поток воды, несмотря на переменный дебит источников. [8]
На парня
[ редактировать ]Акведуки также можно найти на археологических раскопках в Типоне . Этот ансамбль руин, расположенный в тринадцати милях к востоку от Куско в долине Куско, когда-то был поместьем элиты и знати инков. Акведуки в этом районе расположены на стенах, построенных еще до оккупации этого района инками. Ученые полагают, что эти стены тоже были построены цивилизацией Вари . После того, как инки взяли под свой контроль Типон в 1400 году н. э., император Виркоча послал инженеров для обследования этого места. Эти инженеры укрепили существующую стену Вари с помощью андезита. [9] и характерная для инков техника кладки без раствора . [7] Они также улучшили три существующих канала. Затем инки создали желоб на вершине стены, который перекачивал воду из поверхностных и наземных источников в близлежащее ущелье, перекачивая более тысячи кубических метров воды. Затем овраг использовался для орошения. Использование как подземных, так и поверхностных вод, называемое совместное использование , является еще одним свидетельством разумного использования скудных ресурсов инков. [10]
Это инженерное чудо требовало сложной топографической съемки и анализа, мало чем отличающегося от того, что было бы сделано в современном строительном проекте. Этот проект зависел от труда граждан инков, хотя на территории комплекса не проживало ни одного крестьянского строителя. Центральное правительство инков не взимало никаких налогов со своего народа, за исключением требований к рабочей силе на строительных проектах, предоставляя инкам человеческий капитал для поддержки их инженерных знаний. [11]
Эстетические качества системы каналов Tipón были поразительны. [12] Хотя основной целью каналов было обеспечение поместья водой и поддержание сельского хозяйства, инженеры инков также учли, как будет выглядеть вода, текущая по многочисленным террасам Типона. Водопады и капли сопровождаются фонтанами, которые, возможно, также выполняли церемониальную функцию. [13]
Писатель
[ редактировать ]Также недалеко от Куско, примерно в 25 км к северо-востоку, находится королевское поместье инков Писак. [14] В скалах рядом с Писаком расположены массовые захоронения, и ведущие эксперты полагают, что эта земля считалась священной до того, как там были размещены улучшения инков. Император инков Пачакути считается строителем поместья, разделенного на четыре сектора, соединенных сложными водными путями. Водные объекты Писака берут начало из источника, который разделяется на два канала, которые питают множество ванн и фонтанов, населяющих поместье. Эти водные элементы подчеркивают священные каменные вака , подчеркивая движущуюся воду и оживляя эти вака, чтобы показать господство над коренными народами и выразить ритуальное очищение. Эти отношения, состоящие из воды, вака и предков, являются темой, встречающейся на многих стоянках инков, связанных с Пачакути. [15]
Насос
[ редактировать ]На территории провинции Пумпу, которая служила административным центром Чинчайкоча ( озеро Хунин ), крупнейшего озера, полностью населяющего Перу, имеется три водных объекта. И баня инков, и резервуар для воды соединены открытым каналом длиной 1 км, который проходит через главную площадь в центре. Баня небольшая и расположена в жилом комплексе. На западе находится накопительный резервуар — прямоугольный резервуар глубиной 1 метр. Все водные объекты, кажется, принадлежат только жилому району, который был зарезервирован для элитных членов этого района. [16]
Уанако Пампа
[ редактировать ]Еще одно провинциальное поселение инков, Уанако Пампа, представляло собой большое поселение, сосредоточенное вокруг большой площади. На восточной стороне расположены бани, похожие на Пумпу. Однако в отеле Huánaco Pampa также есть бассейн. Ряд открытых и крытых каналов и каналов питают ванны и бассейны, между которыми находятся большие углубления со стенами. Некоторые из прекрасных каменных кладок этого района показаны в точках доступа к воде; Проемы, ступени и ниши в форме трапеции украшают сложную гидравлическую систему. Бассейн, который некоторые считают затонувшим садом, наполняется за счет воды из близлежащего источника. Обильная вода разделила примерно 3500 строительных площадок, построенных Топа Инкой Юпанки . [17]
Томебамба
[ редактировать ]Томебамба, построенная Инкой Топа и задуманная его сыном Уайной Капаком как вторая столица наряду с Куско, имеет обширную сеть гидротехнических сооружений, которые такие археологи, как Макс Уле . когда-либо видели [18] Хотя большая часть древнего города не подлежит восстановлению из-за современного строительства, все еще существуют свидетельства наличия обширных дренажных систем, каналов, ванн, бассейна и даже искусственного озера. Озеро находится под террасами, ведущими к строению, которое считается храмом Солнца. Эти сложные водные системы сопровождают некоторые каменные элементы, такие как полукруглый камень и большой крестообразный камень, в центре которого находится бассейн. Все эти объекты питаются от резервуаров и туннелей, которые расположены по всему участку. Некоторые археологи полагают, что все эти сложные водные пути могли быть системой фильтрации. [19]
Каранки
[ редактировать ]Заброшенные руины, возможно, последнего имперского поселения империи инков, Каранки, таят в себе некоторые свидетельства значительной гидравлической архитектуры. В рамках расширения империи на север Уайна Капак продемонстрировал полный контроль над водой и, возможно, другими жидкостями. Уничтожив местных жителей, утопив их в близлежащем озере Ягуаркоча , император построил обширную водную систему, способную пленить самую элиту империи. Имея каналы, как и в большинстве поселений и поместий инков, каналы Каранки были необычными. Открытые и закрытые каналы с каменными стенами будут идти параллельно друг другу, что нетипично для того, что изучалось ранее. Некоторые археологи полагают, что цель двух каналов, проходящих рядом в центре города, заключалась в том, что по ним передавались две разные жидкости. Также по всему городу расположены конструкции, похожие на выбоины, предназначенные для отвода лишней воды из города. Из некоторых стоков вода стекала в то, что считается полуподземным храмом. В храме несколько этажей, через которые стекает вода, скапливаясь в большом пространстве, которое, вероятно, предназначалось для больших представлений. Значение этого храма заключается в том, что его размер намного больше, чем у большинства бань или бассейнов в предыдущих постройках инков, а также в его историческом значении. Храм, несомненно, представляет собой «эстанк», бассейн, в котором Педро Сьеса де Леон написал об этом в своей книге «Хроника Перу» 1553 года . [20] [21]
Влияние на современную архитектуру
[ редактировать ]Фрэнк Ллойд Райт
[ редактировать ]Знаменитый американский архитектор двадцатого века Фрэнк Ллойд Райт интересовался архитектурой инков. Дом Фоллингуотер в Пенсильвании является примером этого. Однако при наблюдении элементы архитектуры инков сияют сквозь свои современные аналоги. Как следует из названия, свойство определяется манипуляцией с водой. По всему дому проходят каналы, бассейны и фонтаны, как в королевских поместьях инков. Течение воды сквозь скалы было важной частью духовной и культурной идентичности инков. Многие фонтаны в Фоллингуотер представляют собой большие каменные сооружения с протекающими каналами, напоминающими те, что есть на стоянках инков. Наряду с водными элементами, явно вдохновленными инками, в Fallingwater также используются большие природные камни. В культуре инков эти большие природные камни, иногда называемые «живыми камнями», имели большое духовное значение. [22]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Акведуки инков и ацтеков» . Архивировано из оригинала 27 апреля 2008 г. Проверено 10 марта 2008 г.
- ^ «Акведук :: Акведуки инков и ацтеков — Британская студенческая энциклопедия» . Архивировано из оригинала 27 апреля 2008 г. Проверено 10 марта 2008 г.
- ^ Де Сьеса де Леон, Педро (1959). Инки Педро Сьеса де Леона . Университет Оклахомы. стр. 262 .
- ^ Сквайер, Эфраим (1877). Перу . Нью-Йорк: Генри Холт и компания.
- ^ Райт, Кеннет; Альфредо Валенсия Зегарра (2000). Мачу-Пикчу: чудо гражданского строительства . Публикации ACSE. п. 26.
- ^ Райт, Кеннет (сентябрь 2008 г.). «Настоящее испытание устойчивости». Вода, окружающая среда и технологии : 80.
- ^ Jump up to: а б Нимейер, Ширли (октябрь 2007 г.). «Городские пейзажи Перу, Южная Америка: соединение исторических городских центров инков и нынешнего жилья». Материалы ежегодной конференции Ассоциации жилищного образования и исследований 2007 г .: 161–8.
- ^ Райт, Кеннет (сентябрь 2008 г.). «Настоящее испытание устойчивости». Вода, окружающая среда и технологии : 84–5.
- ^ Райт, Кеннет (2006). Типон: Шедевр водного хозяйства империи инков . Рестон: Американское общество инженеров-строителей. п. 10.
- ^ Райт, Кеннет (сентябрь 2008 г.). «Настоящее испытание устойчивости». Вода, окружающая среда и технологии : vii.
- ^ Райт, Кеннет (2006). Типон: Шедевр водного хозяйства империи инков . Рестон: Американское общество инженеров-строителей. п. 10.
- ^ Райт, Кеннет (2006). Типон: Шедевр водного хозяйства империи инков . Рестон: Американское общество инженеров-строителей. п. 11.
- ^ Райт, Кеннет (сентябрь 2008 г.). «Настоящее испытание устойчивости». Вода, окружающая среда и технологии : 85.
- ^ МакКуорри, Ким (17 июня 2007 г.). Последние дни инков . Саймон и Шустер. ISBN 978-0-7432-6049-7 .
- ^ Брей, Тамара (1 июня 2013 г.). «ВОДА, РИТУАЛ И ВЛАСТЬ В ИМПЕРИИ ИНКОВ». Латиноамериканская древность . 24 (2): 171–174. дои : 10.7183/1045-6635.24.2.164 . ISSN 1045-6635 . S2CID 163849818 .
- ^ Брей, Тамара (1 июня 2013 г.). «ВОДА, РИТУАЛ И ВЛАСТЬ В ИМПЕРИИ ИНКОВ». Латиноамериканская древность . 24 (2): 177. дои : 10.7183/1045-6635.24.2.164 . ISSN 1045-6635 . S2CID 163849818 .
- ^ Брей, Тамара (1 июня 2013 г.). «ВОДА, РИТУАЛ И ВЛАСТЬ В ИМПЕРИИ ИНКОВ». Латиноамериканская древность . 24 (2): 178–179. дои : 10.7183/1045-6635.24.2.164 . ISSN 1045-6635 . S2CID 163849818 .
- ^ Уле, Макс (1923). Руины Томебамбы . Кито: Х. Саенс Реболледо.
- ^ Брей, Тамара (1 июня 2013 г.). «ВОДА, РИТУАЛ И ВЛАСТЬ В ИМПЕРИИ ИНКОВ». Латиноамериканская древность . 24 (2): 179–182. дои : 10.7183/1045-6635.24.2.164 . ISSN 1045-6635 . S2CID 163849818 .
- ^ Сьеса де Леон, Педро (1986) [1553]. Хроника Перу . Лима: Папский католический университет Перу.
- ^ Брей, Тамара (1 июня 2013 г.). «ВОДА, РИТУАЛ И ВЛАСТЬ В ИМПЕРИИ ИНКОВ». Латиноамериканская древность . 24 (2): 182–184. дои : 10.7183/1045-6635.24.2.164 . ISSN 1045-6635 . S2CID 163849818 .
- ^ Филлипс, Рут Энн; Р. Сара Ричардсон (декабрь 2013 г.). «Камень, вода и конструкции без раствора: Фрэнк Ллойд Райт и доколумбовые инки». Латиноамериканец . 57 (4): 97–130. дои : 10.1111/tla.12011 . ISSN 1557-2021 . S2CID 143779897 .