Тянь Чжуанчжуан
Тянь Чжуанчжуан | |||
---|---|---|---|
![]() | |||
Рожденный | |||
Альма-матер | Пекинская киноакадемия | ||
Род занятий | Кинорежиссер , продюсер , актер и профессор Пекинской киноакадемии. | ||
Годы активности | 1980 – настоящее время | ||
Родители) | Тянь Фан (отец) Yu Lan (mother) | ||
Награды | Гран-при Токио 1993 Синий коршун Премия Сан-Марко 2002 Весна в маленьком городке Цзинь Цзюэ за лучшую режиссуру 2007 Мастер го | ||
Китайское имя | |||
Традиционный китайский | Тянь Чжуанчжуан | ||
Упрощенный китайский | Тянь Чжуанчжуан | ||
|
Тянь Чжуанчжуан ( кит . 田壮壮 ; родился в апреле 1952 года в Пекине ) — китайский кинорежиссёр , продюсер и актёр.
Тиан родился у влиятельного актера и актрисы в Китае. После непродолжительной службы в армии Тянь начал свою творческую карьеру сначала в качестве фотографа-любителя, а затем в качестве помощника оператора на Пекинской студии сельскохозяйственных фильмов . В 1978 году его приняли в Пекинскую киноакадемию , которую он окончил в 1982 году вместе с однокурсниками Чэнь Кайге и Чжан Имоу . Коллективный класс 1982 года вскоре получил известность как так называемое кинодвижение «Пятое поколение» , а Тянь Чжуанчжуан стал одной из ключевых фигур движения. [ 1 ]
Ранняя карьера Тиана была отмечена как авангардными документальными фильмами ( «На охоте» (1985), «Конокрад» (1986)) так и более коммерческими фильмами ( «Ли Ляньин: Императорский евнух» (1991)). В 1991 году Тиан начал работу над тихой эпопеей об одном из самых мрачных моментов современного Китая. Этот фильм «Синий коршун» (1993) в конечном итоге привел к почти десятилетнему изгнанию Тиана из киноиндустрии, изгнанию, из которого он вернулся с фильмом «Весна в маленьком городке» (2001). На протяжении 2000-х годов Тянь Чжуанчжуан вернулся на передний план китайского кино, сняв такие фильмы, как биографический фильм «Мастер го» (2006) и исторический боевик «Воин и волк» (2009). После того, как его запретили после выхода «Синего коршуна» , Тиан также стал наставником для некоторых новейших китайских кинематографических талантов и помог создать несколько важных фильмов для этих новых поколений режиссеров.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Тянь Чжуанчжуан родился 23 апреля 1952 года в Пекине . Он был сыном Тянь Фана , известного актера 1930-х годов, который стал главой Пекинской киностудии после 1949 года, и Ю Лань , актрисы, которая позже руководила Пекинской детской киностудией . [ 2 ] [ 3 ] Учитывая занятость его родителей в качестве руководителей студии, Тиана воспитывала в основном бабушка, хотя положение его родителей также позволило ему прожить относительно комфортное детство. [ 4 ] Но из-за известности Тянь Тянь Чжуанчжуан сильно пострадал во время Культурной революции , и оба его родителя подверглись преследованиям. [ 5 ] Однако, в отличие от своего коллеги-режиссера Чэнь Кайге , Тянь так и не присоединился к Красной гвардии, и в конечном итоге его отправили в деревню в провинции Цзилинь , как и многих молодых людей из так называемых «плохих семей». [ 6 ] [ 7 ]
Несмотря на то, что Тиан происходил из кинематографической семьи, изначально он не хотел идти по семейным стопам. Вместо этого Тиан записался в Народно-освободительную армию в 1968 году и прослужил три года. [ 8 ] Там он встретил военного фотографа, который познакомил его с фотоаппаратом. Проработав пять лет фотографом, Тянь в конце концов решил переключиться на кинематографию и устроился помощником оператора на Пекинскую студию сельскохозяйственных фильмов . [ 8 ]
Профессиональная карьера
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]В 1978 году, после трех лет работы на студии, Тиан подал заявку на поступление в Пекинскую киноакадемию и был принят. [ 9 ] Однако из-за возраста он был вынужден поступить на режиссерский факультет, а не на кинематографический. [ 9 ]
Во время учебы в Пекинской киноакадемии Тянь снял короткометражный студенческий фильм « Наш угол» (1980), основанный на рассказе Ши Теешэна . Технически «Наш уголок» — первый фильм, снятый режиссерами пятого поколения. [ 10 ] Спустя годы «Наш уголок» , знакомя Тиана с новыми поколениями актеров и режиссеров. профессора БФА продолжили показывать [ 10 ] Благодаря своей роли в создании «Нашего угла» , а также опыту работы в кино до поступления в школу Тиан стал фактическим лидером среди студентов БФА. Они восхищались не только его природным талантом, но и его естественным талантом и преданностью своим друзьям, особенно Хоу Юну , который впоследствии работал его оператором во многих ранних работах Тиана. [ 11 ]
После окончания учебы в 1982 году Тиан был направлен на Пекинскую киностудию , хотя в начале своей карьеры он занимался созданием фильмов для других студий. [ 7 ] В их число входили работы для телевидения, а также детский фильм « Красный слон» (1982, совместно с Чжан Цзянья и Се Сяоцзин ). [ 7 ]
Международный успех
[ редактировать ]Тиан добился международной известности благодаря паре экспериментальных фильмов в середине 1980-х годов: «На охоте» (1985) и «Конокрад» (1986), оба об этнических меньшинствах в Китае. [ 7 ] Хотя «На охоте» и «Конокрад» были тепло приняты за границей — американский режиссер Мартин Скорсезе назвал «Конокрада» своим любимым фильмом 1990-х годов (когда «Конокрад» наконец вышел в США). [ 12 ] - ни один фильм не имел успеха внутри страны, и оба были признаны коммерческими провалами. [ 5 ] На «Охотничьем угодье» , например, было продано всего четыре гравюры. [ 7 ] Более того, оба фильма подверглись критике со стороны государства и традиционалистов как элитистские, [ 5 ] и как потворство иностранной аудитории - обвинение, которое Тиан энергично и вызывающе принял, утверждая, что фильмы предназначены для искушенных. [ 7 ] Тем не менее, уязвленный упреками, Тиан продолжил «Конокрада» рядом коммерчески жизнеспособных фильмов, включая «Уличные игроки » (1987) (его первый фильм с Пекинской киностудией), « Дети рок-н-ролла» (1988) и исторический фильм « Уличные игроки» (1987). костюмированный фильм Ли Ляньин: Императорский евнух (1991). С тех пор Тиан пытался дистанцироваться от этих фильмов, часто отмечая, что они были частью периода подмастерья в его карьере, когда он подписывался на режиссуру существующих проектов с уже имеющимся финансированием и сценариями. [ 13 ]
В 1998 году Тиан был удостоен Премии Принца Клауса от Фонда Принца Клауса , международной организации по культуре и развитию, базирующейся в Амстердаме.
Внутренняя критика
[ редактировать ]Многие из более ранних работ Тиана вызвали критику со стороны китайского правительства. Например, телепродюсеры отказались показывать его короткометражку « Наш уголок» , [ 14 ] и его первый крупный фильм, «Сентябрь» (1984), подвергся вмешательству цензуры: несколько основных сцен остались на полу монтажной. [ 15 ] Но Тиан не столкнулся с серьезными последствиями в результате своей работы до тех пор, пока не вышел его шедевр «Синий коршун» (1993), фильм о неблагоприятных последствиях коммунистического правления, начиная с « Движения ста цветов» , через « Большой скачок вперед» и особенно « Культурную революцию» . . Тихая критика в фильме коммунистической политики 1950-х и 1960-х годов быстро сделала его изгоем на Пекинской киностудии, которая отказалась представить фильм на централизованное одобрение для отправки за границу для постпродакшена . [ 16 ] Сообщается, что друзьям Тиана пришлось тайно вывезти «Синего коршуна» из страны, где он без разрешения будет показан на зарубежных кинофестивалях (включая Каннский кинофестиваль 1993 года ). Из-за разногласий Тиан ушел со своей должности на Пекинской киностудии в марте 1994 года. [ 16 ] Месяц спустя он стал одним из шести кинематографистов, занесенных правительством в черный список в апреле 1994 года, вместе с режиссерами шестого поколения Ван Сяошуаем , Хэ Цзяньцзюнем , Чжан Юанем , женой Чжана, сценаристом Нин Даем и режиссером-документалистом У Вэньгуаном . [ 17 ]
Официально запрет продлился до 1996 года. [ 18 ] хотя Тиан не будет снимать еще один фильм еще несколько лет. Тем временем он сосредоточился на продюсировании и помогал руководить проектами некоторых китайских режиссеров нового поколения, в том числе своего бывшего арт-директора Хо Цзяньци , 1995 г. ( «Победитель» ) и оплота шестого поколения Лу Сюэчана Китае », 1996 г.) ( «Изготовление стали в . в котором также играл Тянь) и Ван Сяошуай , 1998 год ( «Так близко к раю» , фильм, в котором будет своя доля спор). [ 19 ] Роль Тиана как наставника для новых кинематографистов продолжилась и в 21 веке, и Тиан взял под свое крыло молодые таланты, такие как Ма Ливэнь и Нин Хао . [ 20 ]
Возрождение карьеры
[ редактировать ]После девятилетнего перерыва в режиссуре, когда Тиан в основном сосредоточился на продюсировании работ других режиссеров, он вернулся с получившим признание критиков ремейком Фэй Му шедевра « Весна в маленьком городке » (1948) под названием «Весна в маленьком городке» . [ 21 ] стала первым фильмом Тиана после его запрета на «Синий коршун» и «Весна» представляла собой небольшую интимную камерную пьесу, в которой было всего пять ролей. Некоторым критикам это показалось попыткой Тиана «перестраховаться». [ 22 ] хотя отсутствие политического послания в фильме не ослабило его критическое восприятие. [ 23 ]
В 2004 году Тиан вернулся к своей любимой теме этнических меньшинств Китая в «Деламу» , документальном фильме в формате HD о народах Юньнани и Тибета . За Деламу последовал фильм «Мастер го» (2006), биографический фильм о легендарном китайском в го игроке Го Сейгене .
Последняя работа Тиана — историческая эпопея «Воин и волк» , снятая в отдаленном китайском Синьцзянском автономном районе . Первоначально в фильме должна была сниматься Тан Вэй из «Жажда, осторожность» , но Тан была заменена актрисой Мэгги Кью после того, как первая была запрещена китайскими властями. [ 24 ]
Фильмография
[ редактировать ]Как директор
[ редактировать ]Год | Английское название | Оригинальное название | Примечания |
---|---|---|---|
1980 | Наш уголок | Наш двор | Короткометражный фильм, режиссеры Се Сяоцзин и Цуй Сяоцинь. |
1980 | Двор | кампус | Короткий |
1982 | Красный слон | красный слон | Совместно с Чжан Цзянья и Се Сяоцзин |
1984 | Сентябрь | Сентябрь | Также известен как В сентябре |
1985 | На охотничьих угодьях | Охотничье угодье Заса | |
1986 | Конокрад | конокрад | |
1987 | Уличные игроки | художник-каллиграф на барабанах | Также известен как The Drum Singers ; по роману Лао Шэ |
1988 | Дети рок-н-ролла | рок-молодежь | Также известен как Rock Kids |
1989 | Незабываемая жизнь | специальная операционная | Также известен как Специальная операционная и Незаконная жизнь. |
1991 | Ли Ляньин: императорский евнух | Великий евнух Ли Ляньин | Получил почетное упоминание на 41-м Берлинском международном кинофестивале. [ 25 ] |
1993 | Синий воздушный змей | синий змей | Показан на «Две недели режиссеров» Каннского кинофестиваля 1993 года. [ 26 ] |
2002 | Весна в маленьком городке | маленький городок, весна | |
2004 | Деламу | Дорога Чайной Лошади: Драм | Документальный фильм |
2006 | Мастер го | У Цинъюань | |
2009 | Воин и волк | Волки |
Как продюсер и исполнительный продюсер
[ редактировать ]Год | Английское название | Оригинальное название | Директор |
---|---|---|---|
1992 | Семейный портрет | Не растерялся в сорок | Ли Шаохун |
1995 | Победитель | победитель | Хо Цзяньци |
1995 | Дождевые облака над Ушанем | Ушань Юньюй | Чжан Мин |
1996 | Изготовление стали | расти | Лу Сюэчан |
1998 | Так близко к раю | Несущая шест·девушка | Ван Сяошуай |
2004 | Жасмин Женщины | Цветение жасмина | Хоу Юн |
2004 | Любовь мая | любовь в мае | Сюй Сяо-мин |
2004 | Переходы | расстояние | Ян Чао |
2006 | Любовь в памяти | Я тебя люблю | Сюй Шу-чи |
Как актер
[ редактировать ]Год | Английское название | Оригинальное название | Директор | Примечания |
---|---|---|---|---|
2001 | Ворота Большого особняка | Дажаймень | Го Баочан | |
2017 | Любовное образование | любите друг друга | Сильвия Чанг | Номинация на 54-ю премию «Золотая лошадь» за лучшую мужскую роль Номинация на 37-ю Гонконгскую кинопремию за лучшую мужскую роль Номинация на 12-ю премию азиатского кино за лучшую мужскую роль второго плана Номинация 25-го Пекинского студенческого кинофестиваля за лучшую мужскую роль Номинирован на 9-ю премию Гильдии кинорежиссеров Китая за лучшую мужскую роль. |
2018 | Мы и они | Позже мы | Рене Лю | Номинация на 55-ю премию «Золотая лошадь» за лучшую мужскую роль второго плана Номинация на 32-ю премию «Золотой петух» за лучшую мужскую роль второго плана |
2019 | Мой народ, моя страна | Я и моя Родина | Чен Кайге | |
2023 | Бестеневая башня | Свет Белой Башни | Чжан Люй | Выигран - 13-й Пекинский международный кинофестиваль за лучшую мужскую роль второго плана |
См. также
[ редактировать ]- Пятое поколение - выпуск Пекинской киноакадемии 1982 года.
- Хоу Юн - одноклассник Тиана и оператор многих его фильмов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Берри, с. 51.
- ^ «Запрещено в Пекине» 1994. Chicago Tribune .
- ^ Ян, с. 91-92.
- ^ Берри, с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б с Ян, с. 92.
- ^ Берри, с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Чжан и Сяо, с. 337.
- ^ Перейти обратно: а б Берри, с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б Берри, с. 55.
- ^ Перейти обратно: а б Берри, с. 58.
- ^ В, с. 121-122.
- ^ «Лучшие фильмы 90-х» . Эберт и Ропер в кино. 27 февраля 2000 г. Архивировано из оригинала 17 мая 2008 г. Проверено 2 марта 2009 г.
- ^ Берри, с. 65.
- ^ Берри, с. 59.
- ^ Берри, с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б Клементс, Марсель (3 апреля 1994 г.). « Голубой коршун» ускользает от цензоров» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 марта 2009 г.
- ^ Халлиган, Фионнуала (30 мая 1994 г.). «Внезапно министерство ввело черный список: репрессии против кинематографистов» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 9 мая 2013 г.
- ^ Ян, с. 93.
- ^ Берри, с. 71-73.
- ^ Браниган, Таня (21 марта 2008 г.). «Кино и политика: все в игре» . Хранитель . Проверено 2 марта 2009 г.
- ^ называется Хотя версия Тиана в маленьком городке «Весна» , а не «Весна» , ее китайское название идентично более раннему фильму.
- ^ Кемп, Филип (июль 2003 г.). «Весна в маленьком городке» . БФИ, зрение и звук . Архивировано из оригинала 15 ноября 2007 г. Проверено 2 марта 2009 г.
- ↑ Два интернет-агрегатора рецензий, Metacritic и Rotten Tomatoes , дали фильму рейтинги 100 и 89% соответственно. См. статью « Весна в маленьком городке» .
- ^ Лим, Майкл (25 сентября 2008 г.). «Мэгги Кью сыграет главную роль в «Волке» » . Разнообразие . Проверено 13 декабря 2008 г.
- ^ «Берлинале: Лауреаты премии 1991 года» . berlinale.de . Проверено 22 марта 2011 г.
- ^ «Квинзейн 1993» . quinzaine-realisateurs.com . Проверено 9 июня 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Берри, Майкл (2005). «Тянь Чжуанчжуан: кража лошадей и запуск воздушных змеев» в книге « Говоря в образах: интервью с современными китайскими кинематографистами» . ISBN 0-231-13330-8 . Поиск книг Google. Проверено 1 марта 2009 г.
- Ни, Жень и Берри, Крис (переводчик) (2002). Мемуары из Пекинской киноакадемии . Издательство Университета Дьюка. ISBN 0-8223-2970-0 . Поиск книг Google. Проверено 06 марта 2009 г.
- Ян, Джефф (2003). Однажды в Китае: Путеводитель по кино Гонконга, Тайваня и материкового Китая . ISBN 0-7434-4817-0 . Поиск книг Google. Проверено 1 марта 2009 г.
- Чжан, Инцзин и Сяо, Живэй (1998). «Тянь Чжуанчжуан» в Энциклопедии китайского кино Тейлор и Фрэнсис. ISBN 0-415-15168-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Тянь Чжуанчжуан на IMDb
- Тянь Чжуанчжуан в AllMovie
- Тянь Чжуанчжуан в базе данных китайских фильмов
- Тянь Чжуанчжуан в Sinoflicker
- Тянь Чжуанчжуан из «Они снимают фотографии, не так ли?»
- Тянь Чжуанчжуан в Film Reference