Паноз Эсперанте GTR-1
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2019 г. ) |
![]() Panoz Esperante GTR-1 в паддоке классического Ле-Мана 2022 года | |
Конструктор | Panoz Auto Development и Reynard Motorsport |
---|---|
Технические характеристики | |
Двигатель | Roush Racing Ford V8, 6000 куб.см (366,1 куб.дюйма), V8 , Северная Америка, передний средний двигатель |
История соревнований |

Panoz Esperante GTR-1 (также известный как Panoz GTR-1 , а затем Panoz GTP ) — гоночный автомобиль, разработанный компаниями Panoz Auto Development и Reynard Motorsport для в гонок на выносливость 1997 году. Несмотря на то, что Panoz Esperante GTR назван в честь родстера , -1 на самом деле не имел никакой механической связи с серийным Esperante, а имел лишь незначительные элементы стиля. Только два GTR-1, пригодные для использования на дорогах, были построены в соответствии с требованиями омологации, установленными руководящими органами, которым подчинялись гоночные автомобили.
GTR-1 участвовал в чемпионате FIA GT и гонках «24 часа Ле-Мана» в Европе, а также в IMSA GT , чемпионате США по шоссейным гонкам и американской серии Ле-Мана в Северной Америке.
Разработка
[ редактировать ]С 1996 года Reynard Motorsports подразделение специальных автомобилей начало работать с Panoz над разработкой гоночного автомобиля в стиле Grand Tourer, предназначенного для предстоящего чемпионата FIA GT Championship в 1997 году. Дон Паноз , желая сохранить американский стиль дизайна, настоял на том, чтобы автомобиль был основан на на своей спортивной машине Esperante каким-то образом . Благодаря этому Esperante GTR-1 стал уникальным по сравнению со своими аналогами Mercedes-Benz , Lotus , Porsche и McLaren тем, что, как и у серийного Esperante, двигатель располагался в передней части кабины. Хотя расположение двигателя за передней осью придавало автомобилю сбалансированную среднемоторную компоновку, расположение двигателя спереди придавало автомобилю необычные пропорции, включая большой нос и кабину, расположенную максимально сзади в кузове. Необычный внешний вид, в том числе большой выпуклый воздухозаборник в центре носа, принес машине прозвище « Бэтмобиль » из-за ее сходства с автомобилем, на котором ездил герой комиксов. После первого сезона 1997 года в 1998 году кузов был модифицирован путем удлинения передней и задней части кузова для увеличения прижимной силы и управляемости.
Что касается двигателя, Паноз попытался сохранить американскую тематику, используя двигатель Ford V8, аналогичный тому, который использовался в его Esperante. Вместо стандартного 32-клапанного 4,6-литрового двигателя V8 DOHC компания Panoz обратилась к Roush Racing из NASCAR с просьбой построить 6,0-литровый двигатель V8 на базе двигателя Ford. компании Panoz Компания Élan Power Products будет поддерживать двигатели V8 и продолжать их разработку.
Чтобы соответствовать требованиям омологации , согласно которым гоночные автомобили должны были быть основаны на серийных автомобилях, разрешенных для дорожного движения, Panoz построил единственный GTR-1 с полным интерьером и небольшими модификациями, чтобы его можно было юридически зарегистрировать. Эту машину оставил Дон Паноз. Теперь он оснащен немного меньшим 5,3-литровым двигателем V8 вместо полного гоночного двигателя 6,0 л V8, поскольку правила разрешали изменять размеры двигателей в гоночных автомобилях.
Q9 Гибрид «Спарки»
[ редактировать ]В 1998 году, когда первые электромобили с аккумуляторной батареей, такие как General Motors EV1, появились на улицах Калифорнии вместе с первыми гибридами Toyota Prius , и примерно за десять лет до того, как Формула-1 и гонки в Ле-Мане начали рассматривать гибриды, Panoz достиг соглашения. с английской фирмой Zytek для разработки гибридного электродвигателя для Esperante GTR-1. Гибрид Q9 GTR-1 по прозвищу «Спарки» был построен компаниями Panoz, Reynard и Zytek и разработан David Price Racing для сезона 1998 года. В честь своей электрической мощности автомобиль получил уникальную фиолетовую окраску с большими желтыми молниями.
Идея заключалась в том, что автомобиль сможет сократить расход топлива, используя электродвигатель, который будет помогать приводить в движение задние колеса во время ускорения, тем самым требуя меньше мощности от бензинового двигателя и потребляя меньше топлива. Разумеется, автомобилю потребуется комплект батарей для питания электродвигателя. Для подзарядки аккумуляторов будет использоваться система рекуперативного торможения: тот же электродвигатель сейчас используется для выработки электроэнергии. Это уменьшит потери энергии, обычно выделяемой в виде тепла от тормозов. Таким образом, расходуя меньше топлива, автомобиль сможет делать меньше пит-стопов в гонках на выносливость, таких как « 24 часа Ле-Мана» , и, таким образом, сможет проводить больше времени на трассе и преодолевать большее расстояние. [1]
Zytek с масляным охлаждением и постоянными магнитами Бесщеточный электродвигатель/генератор постоянного тока питался от (NiMH) аккумуляторной батареи VARTA 300-вольтовой никель-металлогидридной с 260 элементами . Он обеспечивал по требованию 30 процентов или 195 л.с. из примерно 650 лошадиных сил, вырабатываемых гибридным силовым агрегатом. [2]
Батарея, состоящая из ряда элементов, произведена немецкой компанией Varta Co. и весит всего 220 фунтов; мотор Zytec, еще 35. Довольно легкий для агрегата мощностью 150 л.с. [3]
Результаты гонок
[ редактировать ]1997
[ редактировать ]
Всего компаниями Panoz, Ford и Reynard было построено шесть Esperante GTR-1, которые были разделены между тремя командами. Panoz сохранит два автомобиля для своего собственного завода в США. Французская команда DAMS будет использовать две машины в Европе вместе с британской командой David Price Racing, которая получила последние две машины. Автомобили дебютировали на гонке « 12 часов Себринга» 1997 года , но не смогли финишировать после 108 кругов. Тем временем первый Esperante GTR-1 Дэвида Прайса дебютировал на Хоккенхаймринге в чемпионате FIA GT Championship и сумел финишировать 11-м в общем зачете после конкурентов McLaren и Porsche . Автомобиль DAMS дебютировал этапом позже на трассе Сильверстоун , но не смог финишировать.
По мере того, как три команды продолжали гонку, заводская команда Паноза одержала первый успех на Road Atlanta , выиграв гонку только для класса GT. За этим последовала гонка «6 часов Уоткинс-Глена» , в которой он выиграл класс GTS-1 и занял 3-е место в общем зачете, отстав всего на два круга от победившего прототипа. Заводская команда последует за этим победами в классе GT на гоночных трассах Sonoma Raceway и Laguna Seca . В том сезоне Паноз финишировал вторым после Porsche в чемпионате конструкторов.
Однако в Европе Esperante GTR-1 страдал от недостатка темпов по сравнению с гораздо лучше финансируемыми заводскими разработками, которых в основном не хватало в Северной Америке. DAMS не смог набрать ни одного очка в чемпионате, а Дэвид Прайс финишировал третьим на американской земле в Себринге в одном из заключительных этапов сезона FIA GT, что принесло команде 6-е место в командном первенстве.
На « 24 часа Ле-Мана» три GTR-1 представили Дэвид Прайс и DAMS. Ни одна машина не смогла финишировать, в основном из-за проблем с двигателем. Автомобиль DAMS сгорел, разрушив шасси № 005 и потребовав его замены.
1998
[ редактировать ]В 1998 году программа была расширена с появлением усовершенствованного кузова Esperante GTR-1. Заводская команда Panoz будет участвовать не только в IMSA GT, но и в новом чемпионате США по шоссейным гонкам . DAMS продолжит участие в FIA GT, а Дэвид Прайс выбыл из участия в попытке разработать Esperante GTR-1 Q9 для 24 часов Ле-Мана .
В СССР заводская команда Panoz упорно боролась с Porsche в классе GT, выиграв этот класс в трех из пяти гонок сезона, но уступив Porsche в чемпионате производителей всего на три очка, хотя и выиграла командный чемпионат. В IMSA Panoz были более доминирующими, поскольку они выиграли семь из восьми гонок, в том числе одержали общую победу на залитом дождем фестивале Sebring Fall Festival в октябре. Это принесло им чемпионство конструкторов и команд в этом сезоне.
В Европе DAMS также оказалась более мощной. Несмотря на то, что он был неспособен конкурировать с гигантом Mercedes-Benz CLK LM , он смог хорошо конкурировать с Porsche 911 GT1 , заработав очки в семи из десяти этапов с лучшими результатами, заняв третье место на Хоккенхаймринге и Дижон-Пренуа . Этот успех позволил DAMS занять 5-е место в командном чемпионате.
Дэвид Прайс Рейсинг тестировал GTR-1 Q9 на протяжении всего сезона, впервые появившись на тестовых днях « 24 часов Ле-Мана» . Автомобиль смог показать только 39-е место по скорости, что значительно отстает от двух заводских результатов Panoz. Было обнаружено, что автомобиль имел слишком большой вес и замедлялся из-за добавления аккумуляторов, необходимых для работы гибридной системы. Таким образом, от планов участия в Ле-Мане отказались. Позже автомобиль еще раз появится на первом этапе Пти-Ле-Мана , который является частью расписания IMSA. Машине удалось финишировать 12-м в общем зачете. После этого проект Q9 был отменен.
Тем временем, когда Q9 ушел, заводская команда Panoz сосредоточилась на Ле-Мане на своих двух машинах. Хотя одна машина не смогла финишировать, второй участник сумел занять 7-е место в общем зачете, всего на 16 кругов отстав от победившего в общем зачете Porsche .
1999
[ редактировать ]Хотя Esperante GTR-1 имел большой успех в 1998 году, Паноз осознавал, что гоночные автомобили Grand Touring становятся весьма экзотическими машинами, не имеющими сходства с дорожными автомобилями, такими как Toyota GT-One . Поэтому Паноз понял, что больше не сможет конкурировать с такими автомобилями с Esperante GTR-1, и было решено, что Паноз перейдет в класс прототипов Ле-Мана . Этому также способствовал тот факт, что чемпионат FIA GT Championship решил отказаться от класса GT1, в результате чего Esperante GTR-1 не смог конкурировать в Европе.
Поэтому, пока шла разработка нового LMP-1 Roadster-S , компания Panoz продолжала использовать GTR-1 в новой американской серии Ле-Ман . Два GTR-1 участвовали в гонке в Себринге, но оба не смогли финишировать. На следующей гонке на Роуд Атланта дебютировал новый LMP-1, а также был запущен GTR-1, чтобы дать команде возможность отступить. Это также не удалось закончить. К следующему раунду был завершен второй LMP-1, и поэтому GTR-1 был полностью списан.
Конструкция Esperante GTR-1 легла в основу LMP-1 Roadster-S, используя ту же переднюю компоновку двигателя и большой нос. Таким образом, видно, что LMP-1 Roadster-S — это Esperante GTR-1 со снятой крышей, автомобили действительно имеют одинаковую структуру. то же шасси согласно короткому фрагменту документального фильма на YouTube, представленному Доном Панозом (2021).
Финальный выход
[ редактировать ]В 2003 году Panoz решила возродить шасси № 003 (ранее принадлежавшее David Price Racing с закрытой кабиной, ) для использования в качестве прототипа Ле-Мана прежде чем компания перешла на новый автомобиль Esperante GT-LM GT2. Автомобиль участвовал в гонке на 1000 км Ле-Мана под управлением заводской команды JML Team. [4] Машина не финишировала из-за проблем с электроникой.
После этого события автомобиль был куплен французской командой Larbre Compétition и дополнительно модифицирован, получив название Panoz GTP, чтобы отразить изменение класса. Модифицированная машина дебютировала на гонке « 12 часов Себринга» 2004 года , заняв 9-е место в общем зачете. В следующий раз машина появится на гонках « 24 часа Ле-Мана» , где рано выбыла из гонки. Последний раз он выступил в Ле-Ман серии в Спа-Франкоршам , заняв 14-е место. После сезона 2004 года автомобиль окончательно будет снят с производства.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Герои гибрида: автомобили, которые привнесли гибридный привод в гонки на выносливость, часть первая | dailysportscar.com» . www.dailysportscar.com . Проверено 26 июля 2022 г.
- ^ История автоспорта Panoz
- ^ «Автомобиль, который проектировался не комитетом» . Форбс . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ «Предварительный просмотр 1000 км Ле-Мана команды JML Team Panoz GTP» . us.motorsport.com . Проверено 26 июля 2022 г.