Jump to content

Метатеатр

(Перенаправлено с Метатеатра )

Метатеатр и тесно связанный с ним термин «метадрама » описывают аспекты пьесы , которые привлекают внимание к ее природе как драмы или театра или к обстоятельствам ее исполнения. «Разрушение четвертой стены» — пример метатеатрального приема.

Метатеатральные приемы могут включать: прямое обращение к аудитории (особенно в монологах , отступлениях , прологах и эпилогах ); выражение осознания присутствия аудитории (независимо от того, обращаются ли к ней напрямую или нет); признание того факта, что играющие люди являются актерами (а не персонажами, которых они играют); элемент, смысл которого зависит от различия изображаемого времени и места драмы (вымышленного мира) и времени и места ее театрального представления (реальности театрального события); пьесы внутри пьес (или маски, спектакли или другие формы представления в рамках драмы); ссылки на актерское мастерство , театр, драматургию, зрелищность и часто используемую метафору, согласно которой « весь мир — сцена » ( Theatrum mundi ); сцены, связанные с подслушиванием , или другие ситуации, в которых один или несколько действующих лиц наблюдают за другим или другими, так что первые относятся к поведению вторых так, как если бы это было инсценированное представление в их пользу.

Слова «метатеатр» и «метадрама» объединяют театр или драму с греческой приставкой «мета-», которая подразумевает «уровень за пределами» предмета, который он квалифицирует.

В истории драмы

[ редактировать ]

Греция и Рим

[ редактировать ]

Метатеатральность была измерением драмы с момента ее изобретения в театре классической Греции 2500 лет назад. Одной из основных целей этой метатеатральности было удержать зрителей от полной вовлеченности или веры в развитие представленного сюжета. древнегреческой комедии В частности, его часто использовали в (хотя примеры можно найти и в трагедии ). [ нужен пример ]

Ранний современный театр

[ редактировать ]

В раннем современном английском театре персонажи часто занимают позицию за кулисами, находясь в тесном контакте с публикой, и саркастически или критически комментируют действия других, в то время как другие актеры исходят из соглашения, согласно которому первый при этом остается неуслышанным и невидимым. Следуя работам Роберта Веймана и других, театроведение использует термины locus и Platea (относящиеся к «локации» и «месту», заимствованные из средневекового театра ) для описания этого эффекта перформанса — локус локализован внутри драмы так, что ее персонажи поглощены своей фантастикой и не подозревают о присутствии зрителей; а плато — нейтральное пространство в тесном контакте со зрителем, существующее на границе между вымыслом и зрительской реальностью.

Когда побежденная Клеопатра , которую играет мальчик-игрок в пятом акте шекспировской пьесы « Антоний и Клеопатра» , боится своего унижения в театрах Рима в пьесах, поставленных с целью высмеять ее, она говорит: «И я увижу какого-нибудь визжащего мальчика-Клеопатру, мое величие в поза шлюхи». Хотя актер в этот момент не обязательно занимается прямым обращением к публике, реальность мужчины-исполнителя, скрывающегося за женским персонажем, признается открыто и комично (определяется важными способами, поддерживается далее в сцене и пьесе как в целом, трагический акт ее неминуемого самоубийства). Метатеатральность такого рода встречается в большинстве пьес этого периода.

В «Гамлете» происходит следующий диалог между Гамлетом и Полонием :

Гамлет: ... Милорд, вы говорите, что однажды играли в университете.
Полоний Это я сделал, господин мой, и меня считали хорошим актером.
Гамлет: И что ты сделал?
Полоний: Я провозгласил Юлия Цезаря . Меня убили в Капитолии. Брут убил меня.
Гамлет: Это было жестоко с его стороны - убить такого замечательного теленка.

- Гамлет (3.2.95–100).

Если бы единственное значение этого обмена заключалось в отсылке к персонажам другой пьесы, его можно было бы назвать метадраматическим (или « интертекстуальным ») моментом. Однако в исходном контексте перформанса существует более конкретная метатеатральная отсылка. Историки предполагают, что Гамлета и Полония сыграли те же актеры, которые играли роли, упомянутые в шекспировском «Юлии Цезаре» . годом или двумя раньше на той же сцене [ 1 ] Помимо драматической связи персонажа Гамлета с убийцей Брутом (предвещающим убийство Гамлетом Полония позже в пьесе), комично упоминается осознание зрителями личностей актеров и их предыдущих ролей.

Другой пример из Шекспира находится в пятом акте « Сна в летнюю ночь» . Грубая механика представляет Пирама и Фисбу афинской знати, которая открыто комментирует разворачивающееся представление. Сюжетная линия Пирама и Фисбы во многом аналогична истории Лисандра и Гермии, что предполагает, что их история могла закончиться трагически. Затем Пак, который несколько раз сломал четвертую стену, чтобы поделиться своими замечаниями со зрителями, выходит за пределы действия спектакля, чтобы напрямую обратиться к зрителям. Его заключительная речь прощается со зрителями и просит их думать о пьесе как о сне, если она обидела. Это связано с тем, как Боттом объясняет свой опыт в лесу всего лишь сном. Эти метатеатральные слои предполагают, что мы все играем роль наблюдателей и наблюдателей на мирской сцене и что можно отмахнуться от странных переживаний как от снов.

Современный театр

[ редактировать ]

Четвертая стена

[ редактировать ]

В современную эпоху рост реализма и натурализма привел к развитию принципа перформанса, известного как « четвертая стена ». Метафора предполагает связь с мизансценой за аркой авансцены . Когда сцена разворачивается в помещении и три стены ее комнаты представлены на сцене, «четвертая» из них проходит вдоль линии, отделяющей комнату от зрительного зала (технически называемой «авансценой»). Таким образом, четвертая стена — это невидимая, воображаемая стена, отделяющая актеров от зрителей. В то время как зрители могут видеть сквозь эту «стену», предполагает условность, актеры действуют так, как будто они не могут. В этом смысле «четвертая стена» — это условность актерского мастерства , а не сценографии . Его можно создать независимо от наличия каких-либо реальных стен в декорациях, физического расположения здания театра или спектакля, а также удаленности или близости актеров от публики.

«Разрушение четвертой стены» — это любой случай, когда эта условность исполнения, принятая в драме в более широком смысле, игнорируется. Временная приостановка действия конвенции таким образом привлекает внимание к ее использованию в остальной части спектакля. Этот акт привлечения внимания к условностям исполнения пьесы является метатеатральным.

Подобный эффект метареференции достигается, когда временно приостанавливается правило избегания прямого контакта с камерой, обычно используемое актерами в телевизионных драмах или фильмах. Фраза «ломать четвертую стену» используется для описания подобных эффектов в этих средствах массовой информации.

Модернизм

[ редактировать ]

Примеры метатеатральности, отличные от «ломания четвертой стены», встречаются в пьесах многих драматургов-реалистов, в том числе Генрика Ибсена , Августа Стриндберга и Антона Чехова . Как и в случае с модернизмом в целом, метареференция в форме метатеатральности начинает играть гораздо более центральную и значительную роль в модернистском театре, особенно в творчестве Бертольда Брехта , Всеволода Мейерхольда , Луиджи Пиранделло , Торнтона Уайлдера , Сэмюэля Беккета и многих других. .

В более поздние времена в С людьми с моста « пьесе Димитриса Лиакоса » используются метатеатральные приемы, посредством которых импровизированная пьеса, основанная на легенде о вампирах, рассматривается с точки зрения зрителя, который записывает в своем дневнике обстановку и приготовления, а также последовательность событий. монологи актеров перемежались личными заметками о развитии спектакля.

Происхождение термина

[ редактировать ]

Термин «метатеатр» был придуман Лайонелом Абелем в 1963 году и с тех пор вошел в обиход критического использования. Абель описал метатеатр как отражение комедии и трагедии одновременно, где зрители могут смеяться над главным героем, одновременно испытывая сочувствие. [ 2 ] Абель связывает это с персонажем Дон Кихота , которого он считает прототипическим, метатеатральным, самореферентным персонажем. Дон Кихот ищет ситуации, частью которых он хочет стать, не ожидая, пока жизнь его обязывает, а заменяя реальность воображением, когда миру не хватает его желаний. [ 3 ] Персонаж осознает свою театральность. Халила-Гибрана, Скрещивание Мета-Театра как и раньше, порождает этот термин с греческой приставкой, но поэтический подтекст передает знакомое чувство осознания.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Эдвардс (1985, 5).
  2. ^ Абель 2003, стр.172.
  3. ^ Абель 1963, стр.65

Источники

[ редактировать ]
  • Абель, Лайонел. 1963. Метатеатр: новый взгляд на драматическую форму. Хилл и Ван.
  • Абель, Лайонел. 2003 [посмертно]. Трагедия и метатеатр: очерки драматической формы . Нью-Йорк: Издательство Holmes y Meier.
  • Ангус, Билл. 2016. Метадрама и информатор у Шекспира и Джонсона. Издательство Эдинбургского университета.
  • Ангус, Билл. 2018. Интеллект и метадрама в театре раннего Нового времени. Издательство Эдинбургского университета.
  • Эдвардс, Филип. 1985. Введение. Гамлет, принц Дании Уильяма Шекспира. Новый Кембриджский Шекспир Сер. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. 1-71. ISBN   0-521-29366-9 .
  • Хорнби, Ричард. 1986. Драма, метадрама и восприятие . Лондон: Крэнбери; Миссиссога: Associated University Press.
  • Вейманн, Роберт. 1978. Шекспир и популярная традиция в театре: исследования социального измерения драматической формы и функции. Балтимор и Лондон: Издательство Университета Джонса Хопкинса. ISBN   0-8018-3506-2 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2008818410e56b536181c9e690c818fe__1716020820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/fe/2008818410e56b536181c9e690c818fe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Metatheatre - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)