Битва за Командорские острова
Битва за Командорские острова | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Второй мировой войны , Тихоокеанская война. | |||||||
Тяжелый крейсер Солт-Лейк-Сити , поврежденный обстрелом японских крейсеров, начинает терять скорость, прежде чем замереть в воде во время боя под дымовой завесой, поставленной сопровождающими эсминцами. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Соединенные Штаты | Япония | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Чарльз МакМоррис | Боширо Хосогая | ||||||
Сила | |||||||
1 тяжелый крейсер 1 легкий крейсер 4 эсминца |
2 тяжелых крейсера 2 легких крейсера 4 эсминца | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
1 тяжелый крейсер серьезно поврежден 2 эсминца слегка повреждены 7 убитых 20 раненых [ Примечание 2 ] |
1 тяжёлый крейсер средней степени повреждений, 1 тяжелый крейсер слегка поврежден, 14 убитых, 26 раненых [ Примечание 3 ] |
Битва за Командорские острова — морское сражение между американскими и японскими силами, произошедшее 27 марта 1943 года в северной части Тихого океана, к югу от советских Командорских островов . Японцы сопровождали конвой из трех кораблей, а американцы патрулировали воды к западу от Алеутских островов . Сражение представляло собой надводное сражение при дневном свете, в котором поддержка с воздуха не играла никакой роли и в котором превосходящие по численности американские силы избежали большего ущерба после того, как японцы решили отступить.
Фон
[ редактировать ]В июне 1942 года японские войска высадились на западных Алеутских островах Киска и Атту , став северными клещами главного удара по острову Мидуэй . После ошеломляющего поражения японцев при Мидуэе , японцы удерживали острова в качестве защитного щита против любых попыток Америки атаковать Курилы . Пока США готовили нападение на японские опорные пункты, японское судоходство между Японией и островами подвергалось преследованиям со стороны подводных лодок и самолетов. Императорский флот Японии противодействовал этой угрозе, плавая ночью или воспользовавшись штормовой погодой. Зная о японской тактике, адмирал Томас Кинкейд развернул надводные силы вокруг Атту. В ночь с 19 на 20 февраля 1943 года патрульный отряд в составе тяжелого крейсера «Индианаполис» и эсминцев «Коглан» и «Гиллеспи» обстрелял и потопил японский транспортный корабль «Акагане Мару» (3100 брт) западнее Атту. [ 1 ]
В попытке бросить вызов американской блокаде вице-адмирал Боширо Хосогая , командующий 5-м флотом и северным театром военных действий, собрал высокоскоростной конвой из двух быстроходных торговых судов «Асака Мару» (7399 брт) и «Сакито Мару» (7158). GRT) и более медленный транспорт Sanko Maru (5491 GRT). Последний и его эскорт, эсминец «Усугумо» , должны были встретиться с главными силами южнее Командорских островов. Корабли перевозили технику, необходимую для завершения строительства всепогодной взлетно-посадочной полосы в Атту. [ 1 ]
Когда адмиралу Кинкейду стало известно о планах Японии отправить конвой с снабжением к своим войскам на Алеутские острова Аляски, корабли ВМС США под командованием контр-адмирала Чарльза Макморриса чтобы предотвратить это, были отправлены . Флот состоял из тяжелого крейсера «Солт-Лейк-Сити» , легкого крейсера «Ричмонд» и эсминцев «Коглан» , «Бейли» , «Дейл» и «Монаган» . [ 2 ]
По оценкам американской разведки, японский эскорт состоял из одного тяжелого крейсера, одного легкого крейсера и четырех эсминцев. [ 1 ] Однако японский 5-й флот был усилен еще двумя крейсерами, так что японский эскорт фактически состоял из тяжелых крейсеров «Начи» и «Майя» , легких крейсеров «Тама» и «Абукума» , а также эсминцев «Вакаба» , «Хацушимо » , «Икадзути» и «Иназума» . Вице-адмирал Боширо Хосогая водрузил свой флаг на Нати . [ 3 ] Контр-адмирал МакМоррис узнал о том, что он столкнулся с превосходящими силами, только через час после первого радиолокационного контакта. [ 1 ]
Боевой
[ редактировать ]Ранним утром 27 марта 1943 года японский конвой был перехвачен американской линией пикетов примерно в 100 морских милях к югу от Командорских островов и в 180 морских милях к западу от Атту, к западу от международной линии перемены дат . [ 4 ] Несмотря на отсутствие радара, эскадра японских крейсеров заметила американские силы на полчаса раньше, чем их враги, отчасти потому, что южный горизонт светлел раньше, чем северный, а также благодаря строгому отбору наблюдателей с исключительной остротой зрения японским флотом. [ 5 ] Из-за удаленности места сражения и того, что оно было случайным столкновением в открытом океане, ни один флот не имел поддержки с воздуха или подводных лодок, что сделало это одно из немногих сражений исключительно между надводными кораблями на Тихоокеанском театре военных действий и одну из последних чисто артиллерийских дуэлей. между флотами крупнейших надводных боевых кораблей в истории военно-морского флота . [ 3 ] В какой-то момент МакМоррис обратился с просьбой об авиационной поддержке авиабазы USAAF в Адаке . Однако отправленная для атаки японских войск эскадрилья B-24 заблудилась в тумане и была вынуждена вернуться домой. [ 6 ] Самолет-корректировщик из Нати на протяжении всего боя вел огонь по американским войскам. В то время как японская сторона критикует неспособность наблюдателей справиться с дымовыми завесами, в отчетах США говорится, что точность, с которой артиллеристы противника перемещали огонь, заставила американцев поверить в наличие у одного из японских крейсеров радара управления огнем . [ 1 ]
Хотя японские крейсеры значительно превосходили американские силы по вооружению и нанесли больший урон, с тактической точки зрения бой оказался безрезультатным. Военные корабли ВМС США избежали уничтожения после ошибки японцев, когда, когда японский флот был на грани победы, адмирал Хосогая, не осознавая, какой тяжёлый ущерб нанесли его корабли, и опасаясь появления американских военных самолётов, решил отступить, уступив стратегическое преимущество. Победа ВМС США. [ 4 ] [ 7 ] Действительно, битва положила конец попыткам японцев пополнить запасы алеутских гарнизонов с помощью надводных кораблей, оставив только подводные лодки для снабжения. [ 8 ] Взлетно-посадочная полоса в Атту так и не была достроена. [ 1 ] Соответственно, после битвы Хосогая был уволен с действительной службы и назначен управлять группой островов в южной части Тихого океана . [ 9 ]
Хронология битвы
[ редактировать ]Это хронология действия по мотивам авторов О'Хары. [ 1 ] [ 3 ] и Миллсап. [ 10 ]
- 06:00: Корабли Соединенных Штатов выстроились в разведывательную линию с шестимильными интервалами, двигаясь зигзагом со скоростью 15 узлов по базовому курсу 020 °.
- 07:00: Пока японский строй поворачивал на 180° северным курсом, эсминец «Иназума» , все еще направлявшийся на юг, заметил неизвестные корабли в 27 000 ярдах от левого борта. Через несколько минут штурман одного из транспортов визуально заметил американские войска.
- 07:15: На рассвете корабли были идентифицированы как американские.
- 07:30: Хосогая приказал повернуть на правый борт, на юго-восток, в то время как двум быстрым транспортам было приказано отойти на северо-северо-запад в сопровождении Инадзумы .
- 07:30: Головные корабли «Коглан» и «Ричмонд» установили радиолокационный контакт с двумя идущими за ними японскими транспортами и эсминцем, следовавшими курсом 080°, на скорости 13 узлов (15 миль в час; 24 км/ч).
- 07:40: Американцы изменили курс на 080°, а задние корабли увеличили скорость, чтобы действовать компактной группой. Засчитано пять радиолокационных контактов.
- 07:55: Японцы повернули на север по курсу 340°, а американцы пошли по курсу 000° и последовали за ними.
- 08:11: Американцы визуально определили радиолокационные контакты как два транспорта, два легких крейсера и эсминец.
- 08:20: Американцы заметили на горизонте мачты еще четырех японских кораблей.
- 08:35: Американцы опознали по мачтам два тяжелых крейсера и два эсминца и развернулись на курс 240°.
- 08:38: Японские транспорты свернули на северо-запад.
- 08:39: Американцы увеличили скорость до 25 узлов (29 миль в час; 46 км/ч).
- 08:40: Нати открыл огонь по Ричмонду с дистанции 20 000 ярдов (18 000 м). Второй и третий залпы прошли вразброс.
- 08:40: Начи запустила свой самолет-корректировщик, чтобы открыть прямой огонь по силам США.
- 08:41: Ричмонд открыл огонь по Нати . Третий залп прошел вразброс.
- 08:42: Солт-Лейк-Сити открыл огонь по Начи с дистанции 21 000 ярдов (19 000 м). Второй залп прошел вразброс.
Когда полигон закрылся, Бейли открыл огонь по Начи с дистанции 14 000 ярдов (13 000 м), а затем переключился на легкий крейсер. Коглан открыл огонь по Начи с дистанции 18 000 ярдов (16 000 м).
- 08:45: Нати выпустил восемь торпед. Все пропустил.
- 08:50: Один из 6-дюймовых (150-мм) снарядов Ричмонда попал в правый борт сигнального мостика Начи , в результате чего 11 человек погибли и 21 был ранен. Другой снаряд попал в грот-мачту Начи и прервал радиосвязь флагмана.
- 08:52: Один из «Ричмонда 6-дюймовых снарядов » попал в торпедный отсек «Начи ». Еще один Ричмонда 6-дюймовый снаряд . попал в диспетчерскую Начи, убив двоих и ранив пятерых Нати отступил после отключения электроэнергии на подъемниках для боеприпасов и артиллерийских установках.
- 09:03: Ричмонд прекратил стрельбу. Солт-Лейк-Сити продолжал вести огонь из кормовых турелей.
- 09:10: Солт-Лейк-Сити был поражен 8-дюймовым (200-мм) снарядом, выпущенным Майей . Два человека погибли, а самолет наблюдения правого борта загорелся и был сброшен за борт.
- 10:10: Солт-Лейк-Сити был поражен 8-дюймовым снарядом, выпущенным Майей .
- 1059: Солт-Лейк-Сити пострадал от 8-дюймового снаряда, выпущенного Майей .
- 1103: Солт-Лейк-Сити был поражен 8-дюймовым снарядом, выпущенным Майей . Солт-Лейк-Сити перекачал воду, чтобы исправить список, вызванный наводнением.
- 1152: Солт-Лейк-Сити был поражен 8-дюймовым снарядом, выпущенным Майей .
- 11:53: Соленая вода попала в топливный бак и потушила Солт-Лейк-Сити . пожар в котле
- 11:54: Солт-Лейк-Сити замедлил ход и остановился. Бейли , Коглан и Монаган приблизились к японским крейсерам для торпедной атаки, в то время как Ричмонд и Дейл дымили, чтобы защитить Солт-Лейк-Сити .
- 1203: Солт-Лейк-Сити перезапустил котлы и увеличил скорость до 15 узлов.
- 1213: Солт-Лейк-Сити увеличил скорость до 22 узлов (25 миль в час; 41 км/ч).
- 12:25: Бейли выпустил пять торпед на высоту 9500 ярдов (8700 м). Все пропустил. В Бэйли дважды попали 8-дюймовые снаряды, и он остановился, потеряв пять человек. Коглана ударили один раз.
- 12:30: Японские корабли отошли на запад. Ни Коглан , ни Монаган не запускали торпеды.
Солт-Лейк-Сити выпустил 806 бронебойных снарядов, а затем 26 снарядов большой мощности (фугасных) после того, как запас бронебойных боеприпасов был исчерпан. Порох и снаряды вручную доставлялись в корму из передних магазинов, чтобы кормовые орудия продолжали вести огонь. Ограничители руля направления Солт-Лейк-Сити были снесены, ограничив изменение курса до 10°. [ 10 ]
Боевой порядок
[ редактировать ]ВМС США
[ редактировать ]Оперативная группа 16.6 — RADM Чарльз МакМоррис , командир оперативной группы 16.6 (подчиненная оперативная группа оперативной группы 16 )
- 1 «Пенсакола» класса тяжелый крейсер : Солт-Лейк-Сити — капитан Бертрам Дж. Роджерс
- 1 «Омаха» легкий крейсер класса : «Ричмонд» — капитан Теодор Вальдшмидт ( F )
14-я эскадрилья эсминцев — капитан Ральф Риггс
- 4 эсминца
Императорский флот Японии
[ редактировать ]Северные силы — ВАДМ Боширо Хосогая , командующий Пятым флотом (Северные силы) Первый крейсерский дивизион:
- 2 тяжелых крейсера
- 1 Мёко класс : Нати - CAPT Акира Соне (F) (класс Мёко)
- 1 Такао класс : Майя - капитан Такеджи Мацумото
- 1 «Кума» класса легкий крейсер : «Тама» — капитан Дзенсуке Каноме
21-й дивизион эсминцев: — Капитан Амано Сигэтака
- 2 Хацухару класса эсминца
Конвой D — RADM Томоити Мори , командир первой эскадрильи эсминцев
- 1 «Нагара» класса легкий крейсер : «Абукума» — капитан Сиро Сибуя (Ф)
Destroyer Division Six: - CAPT Takahashi Kameshiro
- 2 Акацуки класса эсминца
- Транспорт Асака Мару - CAPT Сакума Такео
- Транспорт Сакито Мару
2-й отряд сопровождения
- 1 Фубуки класса эсминец : Усугумо (не участвовал в бою) - LCDR Икеда Сюнсаку
- Транспорт Санко Мару
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Датой часто называют 26 марта, поскольку корабли США использовали время Гонолулу , которое относится к другой стороне международной линии перемены дат. Однако местная дата на Командорских островах была 27 марта.
- ^ Морисон, Алеутские острова, Гилберты и Маршаллы , стр. 33. Пятеро были убиты в Бейли и двое в Солт-Лейк-Сити , 7 госпитализированных и 13 легких травм, Коглан также получил один удар.
- ^ Морисон, Алеутские острова, Гилберты и Маршаллы , стр. 33 и Хакетт, CombinedFleet.com , [1] . Тринадцать человек погибли на Нати и один на Майе .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г О'Хара, Винсент П. (2007). «Глава 7: Аляска: Командорски, март 1943 года» . ВМС США против Оси: надводный бой, 1941–1945 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт. Нажимать. ISBN 978-1591146506 . Проверено 19 марта 2015 г.
- ^ Дулл, Пол С. (2007). Боевая история Императорского флота Японии, 1941–1945 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. стр. 261–265. ISBN 978-1-59114-219-5 . Проверено 19 марта 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Битва за остров Командорски: 27 марта 1943 года, Винсент П. О'Хара» . 20 апреля 2005 г. Архивировано из оригинала 20 апреля 2005 г. Проверено 27 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лорелли, Джон А. (1984). Бой за Командорские острова, март 1943 года . Издательство Военно-морского института. п. 58. ИСБН 9780870210938 .
- ^ Стерн, Роберт С. (2015). «Глава 5» . Большие артиллерийские сражения: Дуэли военных кораблей Второй мировой войны . Издательство Сифорт. стр. примечание 12. ISBN 978-1-4738-4935-8 .
- ^ Риттер, Джонатан Темплин (2019). От Техаса до Тиниана и Токийского залива: Мемуары капитана Дж. Р. Риттера, командира морских пехотинцев во время войны на Тихом океане, 1942–1945 гг . Издательство Университета Северного Техаса. п. 63. ИСБН 978-1-57441-781-4 .
- ^ Олсон, Майкл (2010). Сказки из консервной банки: военный корабль США «Дейл» от Перл-Харбора до Токийского залива . Зенит Пресс. п. 142. ИСБН 978-1-61060-077-4 .
- ^ Толл, Ян В. (2015). Прилив завоеваний: Война на островах Тихого океана, 1942–1944 (Том 2) (Трилогия войны в Тихом океане) . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-24820-3 .
- ^ «Интернет-энциклопедия Тихоокеанской войны: Хосогая Боширо» . pwencycl.kgbudge.com . Проверено 26 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Миллсап, Ральф Х., CDR USN «Навык или удача?» Приложение к материалам Военно-морского института США , март 1985 г., стр. 78–87.
Библиография
[ редактировать ]- Д'Альбас, Андрие (1965). Гибель военно-морского флота: военно-морские действия Японии во Второй мировой войне . Паб Девин-Адаир. ISBN 0-8159-5302-Х .
- Тупой, Пол С. (1978). Боевая история Императорского флота Японии, 1941–1945 гг . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-097-1 .
- Гарфилд, Брайан (1995). Тысячемильная война . Аурум Пресс. ISBN 1-84513-019-7 .
- Лакруа, Эрик; Линтон Уэллс (1997). Японские крейсеры Тихоокеанской войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-311-3 .
- Лорелли, Джон А. (1984). Бой за Командорские острова, март 1943 года . Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-093-9 .
- Морисон, Сэмюэл Элиот (2001) [1951]. Алеутские острова, Гилберты и Маршаллы, июнь 1942 г. – апрель 1944 г., вып. 7 истории военно-морских операций США во Второй мировой войне . Шампейн, Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 0-316-58305-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Битва за остров Командорски: 26 марта 1943 года, Винсент О'Хара.
- Боевой рассказ USN: Алеутская кампания Глава 9: Битва при Командорских
53 ° 5'55 "N 168 ° 12'46" E / 53,09861 ° N 168,21278 ° E