Изгнание Овидия

Овидий , латинский поэт Римской империи , был сослан в 8 году нашей эры из Рима в Томис (ныне Констанца , Румыния ) по указу императора Августа . Причины его изгнания неясны. [1] Об изгнании Овидия повествует сам поэт, а также в кратких упоминаниях о событии Плиний Старший и Стаций . В то время Томис был отдаленным городком на краю цивилизованного мира; оно свободно находилось под властью Фракийского королевства ( государства-сателлита Рима) и было поверхностно эллинизированным . По словам Овидия, никто из его граждан не говорил по-латыни, что для него, как для образованного римлянина, было затруднительным. Овидий писал, что причиной его изгнания была carmen et error («стихотворение и ошибка»), вероятно, Ars Amatoria и личная неосмотрительность или ошибка. [2] Совет города Рима отменил его ссылку в декабре 2017 года, примерно через 2000 лет после его изгнания. [3]
Овидий был одним из самых плодовитых поэтов своего времени и до изгнания уже сочинил свои самые знаменитые стихотворения — «Героиды» , «Аморес» , «Ars Amatoria» , «Remedia Amoris» , «Medicamina Faciei Femineae» , свою утраченную трагедию «Медея» , амбициозные «Метаморфозы» и « Фасти» . Последние две работы остались соответственно без окончательной доработки и закончены лишь наполовину. В изгнании поэт продолжал создавать произведения, которые сохранились до наших дней: «Ибис» , «Тристия» , «Epistulae ex Ponto» и, возможно, несколько других, второстепенных стихотворений. Эти произведения состоят из писем к друзьям и врагам, а также изображают обращение поэта со скифами – особенно с гетами , кочевым народом, родственным дакам или фракийцам .
Стихи Овидия в изгнании рассматривались как имеющие фундаментальное значение для изучения римской аристократии при Августе и Тиберии , поскольку они предоставляют «драгоценные сведения о событиях и людях». [4] [5] Его работы продолжали оказывать литературное влияние на латинских писателей, также испытавших изгнание, от Сенеки до Боэция . Это также было центральной точкой отсчета для средневековых представлений об изгнании, как и для романтических изображений непонятого гения . В наше время классики задаются вопросом, было ли изгнание просто фарсом, искажением фактов Овидия или риторическим и литературным приемом. [6] [7]
Фон
[ редактировать ]В 50 лет Овидий, самый известный поэт своего времени [8] был сослан из Рима в отдаленный город Томис на Черном море . Это произошло с Овидием в 8 году нашей эры благодаря исключительному вмешательству императора Августа , без участия сената или какого-либо римского судьи . [9] и стал крушением его честолюбивых надежд.

Овидий позже писал, что причиной его изгнания была carmen et error («стихотворение и ошибка»), [10] утверждая, что в том, что он сделал, нет ничего противозаконного, но хуже, чем убийство , [11] вреднее, чем поэзия. [12] [13] Стихи его «Тристии» , однако, полны деклараций, что это было не преступление, а всего лишь ошибка, вызванная глупостью. [14] что это было сделано непреднамеренно, [15] и что природа ошибки заключалась в том, что Овидий что-то видел. [16] Он неоднократно говорит, что император должен осознать это, поскольку он всего лишь сослал поэта, не казнив его, не конфисковав его имущество и не лишив его римского гражданства. [17]
Причины изгнания
[ редактировать ]Кармен , о которой говорил Овидий, была идентифицирована как «Ars Amatoria» («Искусство любви»), написанная примерно за семь лет до его изгнания. [18] Однако Овидий выражает удивление, что только он был сослан по такой причине, поскольку многие другие также писали непристойные стихи: [19] по-видимому, с одобрения императора. [20] Ученые утверждают, что настоящим преступлением Овидия было « оскорбление величества ». [21] Август представлял себя восстановителем римской общественной морали и не мог не наказать автора такого положения, который представил себя в Ars Amatoria как пропагандист прелюбодеяния вопреки императору. [22]

Спекуляции о природе «ошибки» Овидия на протяжении веков разошлись. Они включили:
- сексуальный:
- Овидий обнаружил, что Август совершил инцест со своей дочерью Юлией Старшей или с внучкой Юлией Младшей ;
- Овидий сам прелюбодействовал с этими дамами или был свидетелем их прелюбодеяния с кем-то другим.
- политический:
- Овидий часто посещал круги, которые политически выступали против императора, такие как круг Луция Эмилия Павла , который вступил в сговор с другими, чтобы восстановить право имперской преемственности Агриппе Постуму , внуку Августа.
В таком случае возражение против Ars Amatoria было всего лишь предлогом, скрывавшим истинную причину осуждения Овидия, учитывая время, прошедшее между публикацией этого произведения и приговором Августу. [23] В подтверждение этой точки зрения некоторые авторы отмечают, что «Искусство любви» было не более неприличным, чем многие издания Проперция , Тибулла и Горация, свободно ходившие в то время. [22] [23] Сторонники также полагают, что, предвидя последствия тем своих первых стихотворений, Овидий уже изменил свою художественную направленность и написал произведения с менее сексуальными темами, такие как «Метаморфозы» , с обожествлением Юлия Цезаря и прославлением Августа, а также « Фасти» , которые посвящены римским праздникам его времени. [24]
Другое политическое предположение заключалось в том, что Овидий был интеллектуальным противником авторитаризма . [25]
Ложность тезиса
[ редактировать ]Поэтическая фантастика
[ редактировать ]Более поздний тезис заключался в том, что изгнание Овидия не было реальным. [26] В начале 20-го века Дж. Дж. Хартман утверждал, что Овидий никогда не покидал Рим в изгнании и что все его произведения, относящиеся к нему, являются творческим и юмористическим вымыслом. Эта теория обсуждалась в 1930-е годы, особенно некоторыми голландскими авторами. [б] [27] [28] В 1951 г. аналогичную теорию предложил О. Янссен. [29]
В статье 1985 года А. Д. Фиттон Браун также утверждал, что изгнание Овидия было вымышленным. Причины, выдвинутые Брауном, в основном таковы:
- Что, за исключением сомнительных отрывков у Плиния Старшего и Статия , ни один другой историк не упоминал об этом до начала V века. [30]
- Описания Томиса Овидием уже были ему доступны у римских авторов.
- Что поэт уже умел проектировать личность отдельно от личной жизни. [31]
Гипотеза Брауна открыла дискуссию о точности древних поэтов в обращении с историческими фактами. Об этом разрыве между биографией и изобретением писали сами римские поэты. [32] Современные авторы предполагают, что обращение Овидия с Августом в «Тристии» , главным образом как с персонажем и лишь во вторую очередь как с адресатом, является напоминанием о том, что эти письма представляют собой прежде всего литературу и что нельзя предполагать, что они были предназначены для получения реального воспоминания. [33] Овидий, скорее, изобретает поэтическую фантастику. [33]
Фаст и Ибис
[ редактировать ]Однако православные ученые выступают против таких гипотез. [34] Один из их главных аргументов заключается в том, что Овидий не позволил бы своим «Фастам» остаться незавершенными, поскольку стихотворение должно было закрепить его посвящение в качестве имперского поэта. Тем не менее, хотя эта работа дает наиболее ясное свидетельство поддержки идеалов Августа, также отмечается, что отрывки 3.371–80 Фасти являются свидетельством сопротивления преемственности Августа. [35]
Традиционно утверждается, что из-за того, что Овидий находился вдали от Рима, он не имел доступа к библиотекам и, таким образом, мог быть вынужден отказаться от своего стихотворения о римском календаре, из которого существуют только первые шесть книг (с января по июнь). Кроме того, и в «Метаморфозах» , и в «Фасти», похоже, нет свидетельств окончательной редакции. [36] как утверждает сам Овидий в « Тристии» . [37] Более того, части этих двух стихотворений, возможно, были переписаны им в «Томисе», а «Героиды 16–21» могли быть полностью написаны во время его изгнания. [38]
Однако эта гипотеза об отсутствии научной документации в «Томисе», кажется, не выдерживает критики, если принять во внимание развитие такой надуманной поэмы, как «Ибис» , с ее энциклопедическим грузом александрийских мифологических знаний. [39] Другие авторы полагают, что враг в «Ибисе» — не реальный человек. [40] Есть, во всяком случае, иное объяснение отказа от написания Фасти . Б. Р. Нэгл предполагает возможность того, что Овидию пришла в голову идея написать этот труд еще в 8 г. до н. э., когда Август, новый Великий Понтифик , исправлял дефекты, возникшие в результате введения юлианского календаря . Нэгл также утверждает, что политические мотивы, возможно, заставили поэта связать произведение с 4 годом нашей эры, когда Тиберий был усыновлен Августом и поэтому неявно назвал своего преемника. Тогда Овидий, возможно, утратил энтузиазм по поводу династии Юлианов и перенес свою поддержку на линию Клавдия, оставив незаконченным стихотворение, над которым он размышлял. [41]
Работает
[ редактировать ]Овидий сделал изгнание темой своих последних трех крупных поэтических произведений: « Ибис» , «ядовитое нападение на неназванного врага», [6] и два сборника литературных посланий, Tristia и Epistulae ex Ponto . [6]
« Ибис» , элегическое стихотворение-проклятие, нападающее на противника дома, было написано во время путешествия к месту ссылки, хотя утверждалось, что это произведение было «скорее литературным, чем личным». [42] Фактически, Каллимах уже написал стихотворение с таким же названием, нападая на Аполлония Родосского . [42] [43] Целий Родигин ( Antiq. Lect. xiii. 1) говорит, на основании авторитета Цецилия Минутиана Апулея , что врагом был Марк Валерий Мессалла Корвин . [44]
Пять книг элегической «Тристии» датированы 9–12 гг. н.э., первыми четырьмя годами изгнания Овидия. [45] Это серия стихотворений, выражающих отчаяние поэта в изгнании и призывающих к его возвращению в Рим. Защита его литературного достоинства, возможно, заходит слишком далеко по сравнению с защитой любимца Августа Вергилия , особенно с его выдающимся произведением « Энеида » . [46] Десятая элегия четвертой книги ценна тем, что содержит многие подробности жизни Овидия. [45]
Epistulae ex Ponto , серия писем в стихах, адресованных различным людям в Риме с просьбой помочь осуществить возвращение Овидия, считаются его последними сочинениями. Первые три книги были опубликованы в 13 году нашей эры, а четвертая книга позже, между 14 и 16 годами нашей эры. Некоторые из этих сочинений были адресованы друзьям Овидия, его жене и самому императору: «Где радость вонзить свою сталь в мою мертвую плоть?/ Не осталось места, где можно было бы нанести мне свежие раны». [47]
По словам Плиния Старшего, Овидий написал еще одно стихотворение о рыбалке, находясь в изгнании. До сих пор существует фрагментарное стихотворение, традиционно приписываемое Овидию, под названием «Галиевтика » о «правилах ловли рыбы в каменистых, песчаных или открытых водах с указанием видов рыб, преследующих каждую из них». [48] возможно, написано с информацией от местных рыбаков. Однако настоящее авторство этой работы вызывает много споров, а авторство Овидия отрицается или подвергается сомнению некоторыми учеными. [49] [50] [51] [52]
Литературная оценка
[ редактировать ]В своих произведениях из ссылки, главным образом в « Тристиях» и « Эпистулах» , Овидий пытался сделать три вещи, которые, как он надеялся, помогут убедить императора прекратить изгнание:
- Вызовите жалость к себе, описывая опасности и суровые условия Томиса. Овидий изображал себя старым, больным, далеким от своей семьи и удовольствий Рима;
- Защищайте свое дело, неоднократно называя позицию, которая привела к его изгнанию, глупой, но без всякого злого умысла, и называя его проступок «ошибкой»;
- Делайте комплименты императору либо прямо (восхваляя его хорошие качества), либо косвенно, восхваляя семью императора или успехи кампаний императора. [53]
Много написано о том, что написанное Овидием в этот период совершенно отличается от его более ранних произведений. [6] По мнению самого Овидия, изгнание погубило его прежний поэтический гений. [54]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Грин, 2005, xxiv.
- ^ ОКР (2007), Публий Овидий Назон (Овидий) . Джон Ричардс (редактор), Oxford University Press, Оксфорд.
- ^ Хенли, Джон (16 декабря 2017 г.). «Изгнание Овидия в отдаленные окраины Римской империи отменено» . Хранитель . Проверено 20 декабря 2017 г.
- ^ Сайм, 1978, стр.37.
- ^ Гертнер, 2007, стр.10.
- ^ Перейти обратно: а б с д Гертнер, 2007, с. 155.
- ^ Грин, 2005, xiv.
- ^ Мирмонт, 1905, стр. 1–28.
- ^ См . Трист . II, 131–132.
- ^ Овидий, Тристия 2.207
- ^ Овидий, Epistulae ex Pontus 2.9.72
- ^ Овидий, Epistulae ex Pontus 3.3.72
- ^ Норвуд, Фрэнсис, «Загадка понижения Овидия», Классическая филология (1963), с. 158
- ^ Овидий, Тристия 3.6.35
- ^ Овидий, Тристия 4.4.43–4
- ^ Овидий, Тристия 2.1.103
- ^ Овидий, Тристия 4.4.45–6, 5.2.55–6, 5.11.15–18.
- ^ Овидий, Тристия 2.1.245–50
- ^ Овидий, Тристия 2.1.495 и далее.
- ^ Овидий, Тристия 2.1.509–14
- ^ Франкель, 1945, стр. 111–12.
- ^ Перейти обратно: а б Васкес, 1992, с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Монтеро, 2002, с. 10.
- ^ Грин, 2005, с. XXII.
- ^ Вулих, 1968, стр. 370–82.
- ^ Симон, Родригес, 2004 г. и Вердьер, 1992 г., с. 163. списки и обширная библиография.
- ^ Холлеман, 1985, с. 48.
- ^ Хофманн, 1987, с. 23.
- ^ О. Янссен, 1951, стр. 77–105.
- ^ Браун, 1985, стр. 20–21.
- ^ Браун, 1985, стр. 19–22.
- ^ Аллен, 1950, стр. 145–60.
- ^ Перейти обратно: а б Смит, 1997, с. 192.
- ^ Клаассен, 1987, стр. 31–47.
- ^ Фантэм, 1998, с. 42.
- ^ Мора, 2002, стр. 99–117.
- ^ Тристия 1, 7, 14.
- ^ Бёмер, 1969–86, том. 1, стр. 488–9 (с дополнительной литературой).
- ^ См., например, подробное обсуждение элегий Тр . 1.1 и 3.1, поднятые Морой, 2002, с. 107.
- ^ Хаусман, 1972, 1040.
- ^ Нэгл, 1980, стр. 19–20.
- ^ Перейти обратно: а б Кенни, 1982, с. 454.
- ^ Таплин, 2000, с. 437.
- ^ Цитируется Смитом, 1849, с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б Смит, 1849, с. 72.
- ^ Трис. , 2, 532–536.
- ^ XVI.51–2
- ^ Эллис, 2008, с. 87.
- ^ Отрицано Уилкинсоном, 1955, с. 363.
- ^ Тухи, 1996, с. 195.
- ^ Люс, Фолкнер, 1989, с. 210.
- ^ Хорстер, Рейтц, 2005, с. 20.
- ^ Монтеро, 2002, с. 14.
- ^ См . Трис . 1.1.45–8, 3.14.33, 5.12.21–2, Понт . 1.5.3–8, 3.4.1 1, 4.2.15, 4.8.65–6.
Библиография
[ редактировать ]- Овидий : Тристия ( Tris. ) и Epistulae ex Pontus.
- Джон К. Тибо, Тайна изгнания Овидия (Калифорнийский университет Press, Cambridge University Press, 1964)
- H. Из города Мирмона, Юность Овидия (Париж, 1905 г.)
- А. Л. Уилер, «Темы из жизни Овидия», Американский филологический журнал 46 (1925) 1–28.
- Оливер Тэплин , Литература в греческом и римском мирах: новая перспектива (Oxford University Press, 2000)
- Рональд Сайм , История в Овидии (Оксфорд: Clarendon Press, 1978)
- Ян Феликс Гертнер, «Писательское изгнание: дискурс перемещения в греко-римской древности и за ее пределами» (BRILL, 2007). ISBN 90-04-15515-5
- Питер Грин (редактор), Овидий, Стихи изгнания: Тристия и письма Черного моря (Калифорнийский университет Press, 2005). ISBN 0-520-24260-2
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Клаассен, Жо-Мари. 1999. «Словарь изгнания в «Тристии» и «Эпистолах ex Pontus» Овидия». Глотта 75.3–4: 134–171.
- Гребе, Сабина. 2010. «Почему Овидий связал свое изгнание с живой смертью?». Классический мир 103.4: 491–509.
- Харди, Филип. 2002. «Поэзия изгнания». Поэтика иллюзий Овидия. Кембридж, Великобритания: Кембриджский университет. Нажимать.
- Инглхарт, Дженнифер , изд. 2011. Две тысячи лет одиночества: изгнание по Овидию. Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать.
- Макгоуэн, Мэтью. 2009. Овидий в изгнании: сила и поэтическое возмещение в Tristia и Epistulae ex Ponto. Приложение «Мнемозина». 309. Лейден, Нидерланды: Brill.
- Майерс, К. Сара. 2014. «Самовосприятие Овидия в его поэзии в изгнании». В «Справочнике по приему Овидия». Под редакцией Джона Ф. Миллера и Кэрол Э. Ньюлендс, 8–21. Чичестер, Великобритания: Уайли-Блэквелл.
- Ричмонд, Джон. 1995. «Последние дни любовного поэта: Овидий в изгнании». Классика Ирландии 2: 97–120.
- Розенмейер, Патрисия. 1997. «Героиды и Тристия Овидия: голоса из изгнания». Рамус 26:29–56.
- Тибо, Джон К. 1964. Тайна изгнания Овидия . Беркли и Лос-Анджелес: Univ. из Калифорнии Пресс.
- Уильямс, Гарет Д. 2002. «Поэзия изгнания Овидия: разные миры». В «Спутнике Овидия» Брилла. Под редакцией Барбары Вейден Бойд, 337–381. Лейден, Нидерланды: Brill.