Фердинанд Святой принц
Фердинанд Святой принц | |
---|---|
Мастер Авиза Лорд Сальватерры де Магос и Атугии | |
Рожденный | 29 сентября 1402 г. Сантарен, Португалия |
Умер | 5 июня 1443 г. Фес , Маринидский султанат | (40 лет)
Похороны | Монастырь Баталья , Португалия |
Дом | МНЕНИЕ |
Отец | Иоанн I Португалии |
Мать | Филиппа Ланкастерская |
Фердинанд Святой принц ( Португальское произношение: [fɨɾˈnɐ̃du] ; Португальский : Фернандо о Инфанте Санто ; 29 сентября 1402 — 5 июня 1443), иногда называемый «Святым принцем» или «Постоянным принцем», был инфантом Королевства Португалия . Он был самым молодым из « прославленного поколения » португальских принцев 15-го века из Дома Авиза и служил светским администратором Рыцарского Ордена Авиза .
В 1437 году Фердинанд участвовал в катастрофической осаде Танжера под предводительством своего старшего брата Генриха Мореплавателя . После этого Фердинанд был передан правителям Марокко Маринидов в качестве заложника для сдачи Сеуты в соответствии с условиями договора, заключенного Генрихом между правителями Португалии и Марокко. Поначалу Фердинанд содержался в относительном комфорте как благородный заложник в Асиле , но когда стало очевидно, что португальские власти не намерены отдавать Сеуту, статус Фердинанда был понижен; его перевели в тюрьму в Фесе , где тюремщики подвергли его гораздо более суровым условиям содержания. Переговоры о его освобождении продолжались с перерывами в течение многих лет, но они ни к чему не привели, и Фердинанд в конце концов умер в плену в Фесе 5 июня 1443 года.
В Португалии вокруг фигуры «Святого принца» ( O Infante Santo ) быстро развился популярный культ, активно поощряемый Домом Авизов. Фердинанд остается «популярным святым » по португальской традиции, не причисленным к лику блаженных и не канонизированным католической церковью .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Фердинанд был шестым и младшим сыном короля Португалии Иоанна I и его жены Филиппы Ланкастерской . Фердинанд и его братья Эдуард Португальский , Петр Коимбрский , Генрих Мореплаватель и Иоанн Регенгушский , а также сестра Изабелла Бургундская и сводный брат Афонсу Барселушский составляют то, что португальские историки традиционно называют « прославленным поколением » ( Ínclita Geração ).
Фердинанд родился в Сантарене 29 сентября 1402 года, в день памяти святого Михаила , святого, к которому он всегда был нежно привязан. [ 1 ] У него были сложные роды, и большую часть своей юности он оставался болезненным ребенком. [ 2 ] Относительно защищенный из-за своих болезней, Фердинанд получил тихое и очень набожное воспитание и был любимцем своей матери-англичанки, от которой он отдал предпочтение обряду Сарум в Солсбери в религиозной литургии месс, которую он посещал. [ 3 ]
Мастер Авиза
[ редактировать ]Фердинанд был слишком молод, чтобы участвовать в завоевании Сеуты в 1415 году под предводительством своего отца Иоанна I , в котором его старшие братья отличились и были посвящены в рыцари. [ 4 ] Будучи младшим из многих сыновей, Фердинанд не получил существенного пожертвования от своего отца, а только светлость Сальватерра-де-Магос и пожизненный грант Атугии в 1429 году. [ 5 ]
В 1434 году, после смерти своего отца Иоанна I и администратора Жуана Родригеша де Секейры, Фердинанд был назначен светским администратором Рыцарского Ордена Авиза своим братом королем Португалии Эдуардом . [ 6 ] также предложил Фердинанду титул кардинала , Папа Евгений IV но он отказался. [ 7 ] Несмотря на свое благочестие, Фердинанд не собирался делать церковную карьеру.
Осада Танжера
[ редактировать ]В 1436 году, недовольный своими скудными владениями, Фердинанд попросил у своего брата короля Эдуарда разрешения поехать за границу, чтобы искать счастья на службе у иностранного короля (как сообщается, Генриха VI Англии ). [ 8 ] Просьба Фердинанда побудила сопротивляющегося Эдварда одобрить план, давно продвигаемый его братом Генрихом Мореплавателем, по началу новой португальской завоевательной кампании против Маринидов в Марокко. [ 9 ] Будучи холостяком, Фердинанд перед отъездом составил завещание, назвав второго сына Эдварда, инфанта Фердинанда (будущего герцога Визеу), своим наследником. [ 10 ]
В августе 1437 года португальский экспедиционный корпус под предводительством Генриха Мореплавателя выступил на захват Танжера . Фердинанд привел с собой свою семью и авизских рыцарей, выбрав в качестве своего личного знамени украшенное гербом изображение архангела Святого Михаила. [ 11 ] Танжерская кампания обернулась катастрофическим фиаско. Генрих порывисто предпринял серию штурмов стен Танжера, но безуспешно, в то же время позволив окружить его осадный лагерь марокканской армии, брошенной на север ватасидом сильным Абу Закарией Яхья аль-Ваттаси , губернатором дворца Маринидов в Фесе (называемого Лазераке португальских летописцев). Португальские осаждающие, теперь осажденные и неспособные прорваться, были вынуждены подчиниться голодом.
Чтобы сохранить свою армию от разрушения, Генрих Мореплаватель подписал в октябре 1437 года договор с марокканскими командирами. Он призывал к восстановлению Сеуты (которая была захвачена португальцами еще в 1415 году) в обмен на разрешение его армии уйти в целости и сохранности (хотя и с оставленным оружием). По условиям договора Генрих передал марокканцам в качестве заложника своего младшего брата Фердинанда для сдачи Сеуты. [ 12 ] Позже сообщалось, что Генрих лично вызвался стать заложником вместо Фердинанда, но его военный совет запретил это. [ 13 ]
Заложник в Асиле
[ редактировать ]Фердинанд формально принимал Салаха ибн Салаха (в португальских хрониках его называли Чаллабенсалла ), маринидского губернатора Танжера и Асилы (и лорда-претендента Сеуты). Фердинанду разрешили взять с собой в плен частную свиту из одиннадцати домашних резиденций. В их число входил его секретарь (и будущий летописец) Фрей Жуан Альварес ; губернатор его дома Родриго Эстевес; его гардеробщик Фернан Хил; его духовник Фрей Хиль Мендес; его врач Местре Мартиньо (сын покойного летописца Фернана Лопеса ); его капеллан Перо Васкес; его шеф-повар Жуан Васкес; его камергер Жоау Родригеш (описанный как колласо , что означает приемный брат или близкое доверенное лицо Фердинанда); его квартирмейстер ( в отставке ) Жоау Лоуренсо; его хранитель очага Жуан де Луна; и хранитель его кладовой Кристован де Лувиса Алемао. [ 14 ] Альваресу доверили денежный кошелек Фердинанда, в котором, по оценкам, было около 6000 реалов на расходы. [ 15 ] К ним присоединилась дополнительная группа из четырех португальских дворянских заложников, идентифицированных как Педро де Атаиде, Жоау Гомеш де Авелар, Айриш да Кунья и Гомеш да Кунья/Сильва. Первые трое были рыцарями дома Фердинанда, последнего рыцаря Авиза. [ 16 ] Эти четверо не входили в окружение Фердинанда, а были частью отдельного временного обмена заложниками, чтобы обеспечить плавную посадку побежденных португальских войск обратно на свои корабли, за что Салах ибн Салах отдал в качестве заложника португальцам своего старшего сына. Их предполагалось освободить после того, как войска будут взяты на абордаж, тогда как Фердинанд и его окружение должны были быть освобождены только после эвакуации и передачи Сеуты.
Фердинанд, его свита и четыре рыцаря были переданы Салаху ибн Салаху вечером 16 октября 1437 года португальским переговорщиком Руи Гомешом да Силвой (алькаидом Кампо Майор), который затем получил взамен сына Салаха ибн Салаха. Заложники оставались в башне в Танжере, пока войска эвакуировали пляж. Но посадка не прошла гладко. Дисциплина была нарушена, и на пляже вспыхнула стычка, очевидно, спровоцированная тем, что некоторые португальские солдаты были пойманы на контрабанде запрещенных предметов. [ 17 ] После того как все войска были погружены на борт (19 или 21 октября 19 г.), Генрих Мореплаватель отказался освободить своего временного заложника, старшего сына Салаха ибн Салаха, отрезал причалы и отплыл. В результате четверо благородных заложников оказались в марокканском плену. Услышав о стычке на пляже и не получив никаких сообщений от Генри, Фердинанд был вне себя от слез, опасаясь, что его брат был среди убитых. Ибн Салах послал нескольких человек осмотреть тела, чтобы заверить его, что Генриха среди них нет. [ 18 ] и когда этого оказалось недостаточно, чтобы утешить принца, Ибн Салах даже отправил гонца в Сеуту, чтобы попытаться получить письменные заверения от самого Генриха. [ 19 ]
Фердинанд, свита и четыре рыцаря покинули Танжер 22 октября и под марокканской охраной направились в Асилу ( Арзилу ), расположенную в тридцати милях вниз по побережью от Танжера. [ 20 ] Марокканская толпа издевалась над португальскими заложниками, когда они продвигались. По прибытии Фердинанд и его окружение содержались в относительно комфортабельных помещениях в Асиле, как и подобает королевскому заложнику. Ему было разрешено писать и получать корреспонденцию из Португалии, общаться с местной христианской общиной и иметь дела с местными генуэзскими купцами. [ 21 ] Окружающим также разрешили ежедневно служить христианскую мессу. [ 22 ] Сокамерник Фрей Жуан Альварес сообщает, что Фердинанд ожидал, что договор будет быстро выполнен - что Сеута будет эвакуирована и передана, а они вскоре будут освобождены. [ 23 ] Салах ибн Салах также ожидал услышать об эвакуации Сеуты в течение нескольких дней.
Вернувшись в Португалию, известие о поражении при Танжере и последующем договоре было встречено шоком. Иоанн Регенгосский немедленно отправился в Асилу, надеясь договориться об освобождении Фердинанда в обмен на сына Салаха ибн Салаха (все еще находящегося в заложниках у Генриха). [ 24 ] но безрезультатно. Вопрос, что делать, разделил старших братьев Фердинанда. Сеута была очень символичной: братья были посвящены там в рыцари, когда их отец завоевал город еще в 1415 году. Петр Коимбрский , который с самого начала был категорически против всей Танжерской экспедиции, убеждал своего старшего брата, короля Португалии Эдуарда, немедленно выполнить договор, приказать эвакуировать Сеуту и добиться освобождения Фердинанда. [ 25 ] Но Эдвард оказался в нерешительности. Генрих Мореплаватель, который остался в Сеуте, в депрессии и в уединении после поражения в Танжере, в конце концов отправил Эдварду письма, в которых советовал не ратифицировать договор, о котором он сам договорился, и предлагал другие способы освобождения Фердинанда без сдачи Сеуты. [ 26 ] Но сам Фердинанд написал Эдварду и Генриху письма из Асилы, отмечая, что Мариниды вряд ли отпустят его за что-либо меньшее, чем Сеута, призывая их выполнить договор и задаваясь вопросом, в чем заключалась задержка. [ 27 ]
В январе 1438 года, все еще не определившись, Эдуард Португальский созвал португальские кортесы в Лейрии для консультаций. [ 28 ] Письма Фердинанда были зачитаны перед кортесами, в которых Фердинанд выразил желание быть освобожденным и отметил, что Сеута не служит Португалии какой-либо стратегической цели и ее все равно следует оставить. [ 29 ] Вопреки более поздней легенде, из этих писем ясно, что Фердинанд не искал мученической участи, что он хотел, чтобы Сеута была передана Маринидам в соответствии с условиями договора, и что он хотел быть освобожденным как можно скорее. [ 30 ] В кортесах, по настоянию Петра и Иоанна, горожане и духовенство проголосовали в основном за обмен, но дворяне, сплоченные Фердинандом Аррайолосом , решительно выступили против этого, в результате чего кортесы были распущены без принятия решения. [ 31 ] Решение сохранить Сеуту было принято только в июне 1438 года, после конференции в Портеле между Эдуардом и Генрихом Мореплавателем. [ 32 ] Генрих еще раз призвал отказаться от договора и предложил альтернативные схемы для обеспечения освобождения Фердинанда, например, выкупить его за деньги, убедить Кастилию и Арагону присоединиться к массовому освобождению мусульманских заключенных в обмен, собрать новую армию и вторгнуться в Марокко по всему Марокко. снова и т. д. [ 33 ] После неоднократных просьб Фердинанда Генрих, наконец, отправил своему заключенному в тюрьму брату сообщение, изложив причины невыполнения договора: во-первых, Генрих не имел королевских полномочий для заключения такого договора с самого начала, а во-вторых, из-за пляжа После стычки в Танжере Генри считал, что договор уже нарушен, и поэтому у него не было никаких юридических обязательств соблюдать его. [ 34 ]
Узник в Фесе
[ редактировать ]Власти Маринидов в Марокко были удивлены и возмущены отказом Португалии от договора. Слухи о заговоре с целью высадки португальского десанта с целью вырвать Фердинанда из Асила (прибрежный город) побудили его переместить вглубь страны. [ 35 ] 25 мая 1438 года Абу Закария Яхья аль-Ваттаси , могущественный визирь дворца Маринидов в Фесе , взял под свой контроль заложников Салаха ибн Салаха и приказал перевести Фердинанда и его окружение из его комфортабельных апартаментов в Асиле в тюрьму в Фесе . [ 36 ] Из первоначального окружения двое не перебрались в Фес. Фрей Фернан Хиль, духовник, умер зимой 1437–1438 годов, тогда как Родриго Эстевес, глава семьи, заболел, и Ибн Салах разрешил ему вернуться в Португалию. В случае с Эстевесом его сын Педро Родригеш прибыл из Португалии, чтобы стать заложником вместо отца. [ 37 ] Педро Родригес и четыре рыцарских заложника остались в Асиле, а остальные отправились в Фес. [ 38 ]
По прибытии в Фес в конце мая 1438 года свита Фердинанда была помещена в тюрьму, где они встретились с двумя ранее находившимися в заключении португальскими заключенными: Диого Дельгадо и Альваро Эанесом из Альверки. [ 39 ] Мастер Джозеф, еврейский хирург и эмиссар Салаха ибн Салаха, сопровождавший перевод из Асилы, был отправлен обратно Абу Закарией с указанием проинформировать Лиссабон о новых обстоятельствах. Окружающие (плюс двое предыдущих заключенных) были запечатаны в тюрьме в ожидании ответа. Условия в Фесе были значительно хуже, чем в Асиле. Тем не менее, двое португальских пленников научили новоприбывших, как добывать более качественную еду, доставленную контрабандой с городских рынков, и познакомили их с майоркинским торговцем в Фесе, готовым снабдить принца в кредит. [ 40 ] 11 октября 1438 года, не получив удовлетворительного ответа из Лиссабона, статус Фердинанда был понижен с договорного заложника до обычного пленника. [ 41 ] Марокканские охранники обыскали камеры и конфисковали большую часть оставшихся денег, связь с внешним миром была прервана, а майоркского торговца за причиненные неприятности выпороли. Двенадцать мужчин затолкали в темницу меньшего размера, рассчитанную на восемь человек, выдали тюремную одежду и посадили на строгую диету из хлеба и воды. [ 42 ] Именно в этот момент Фердинанда и его окружение впервые заковали в кандалы . [ 43 ] Сокамерник Альварес сообщает, что, хотя тюремщики иногда угрожали избиениями и поркой, они никогда не причиняли физического вреда Фердинанду или его товарищам, поскольку опасались, что любое повреждение, нанесенное их заключенным, уменьшит их ценность выкупа. [ 44 ] Тем не менее, они заставляли Фердинанда заниматься унизительным и недостойным благородного принца ручным трудом , например, мотыгой дворцовых садов и уборкой конюшен. [ 45 ] Несмотря на это, Альварес сообщает, что Фердинанд был полон решимости разделить ту же участь, что и его товарищи, и когда они были назначены на более тяжелые тюремные работы, от которых Фердинанд был избавлен, Фердинанд вызвался пойти и работать вместе с ними (хотя вскоре это было запрещено ему). ). [ 46 ]
Король Португалии Эдуард умер в августе 1438 года (от мора, как говорили его врачи; от горя из-за несчастной судьбы Фердинанда, согласно народным преданиям). [ 47 ] Незадолго до своей смерти Эдвард передумал об оставлении Сеуты и направил эмиссара Фернана де Силву, чтобы сообщить марокканцам, что португальцы все-таки будут выполнять договор, и подготовиться к освобождению «Фердинанда». [ 48 ] Но смерть Эдварда оставила Сильву в Асиле без полномочий. Поскольку Фердинанд был так близок к освобождению, эта новость (прибывшая в Фес в ноябре 1438 года) стала двойным ударом, и он тут же впал в отчаяние. [ 49 ] Тем не менее, Абу Закария приказал снять кандалы с ног в надежде, что соглашение с новым режимом в Лиссабоне еще может быть заключено. [ 50 ]
Чтобы разобраться в новом положении дел, потребовалось некоторое время — смерть Эдуарда спровоцировала внутренний конфликт в Португалии по поводу регентства нового короля Португалии Афонсу V. его маленького сына , [ 51 ] В конце концов, верх одержал брат Эдварда, Петр Коимбрский , который, наконец, стал регентом Португалии в начале 1439 года. В мае 1439 года Ибн Салах и Абу Закария наконец получили послание от нового регентского совета о том, что они намереваются выполнить Условия договора о Сеуте. [ 52 ] Но дело приняло еще один странный оборот, когда Салах ибн Салах и Абу Закария поссорились из-за контроля над пленником. В октябре 1439 года еврейский эмиссар Ибн Салаха (вероятно, снова мастер Джозеф) прибыл в Фес, намереваясь забрать Фердинанда и его окружение обратно в Асилу, но Абу Закария отослал его, заявив, что намерен продолжать удерживать пленника в Фесе до тех пор, пока португальцы послали кого-то с более высокими полномочиями, уполномоченного сдать Сеуту. [ 53 ] Как только эмиссар ушел, Фердинанда и его окружение снова заковали в ножные кандалы, сняли почти всю одежду и держали взаперти в своей темнице, день и ночь. [ 54 ] Эти новые суровые меры, возможно, были скорее превентивными, чем карательными, чтобы предотвратить любую попытку агентов Ибн Салаха скрыться с ценным пленником. В декабре заключенные (за исключением Фердинанда и его капеллана Перо Васкеса) были выведены из постоянного заключения для проведения тяжелых работ по ремонту дорог в Фесе. [ 55 ]
Когда в феврале 1440 года дорожные работы были закончены, товарищей направили на новые работы в дворцовые сады, столярные и каменные мастерские. Однако тем временем дело приняло другой оборот; Салах ибн Салах умер зимой 1439–1440 годов. Поскольку его старший сын все еще находился в португальском плену, правительство Асила-Танжера (и номинальный контроль над Фердинандом) перешло к его брату Абу Бакру (известному в хрониках как Мулей Бубукер ). [ 56 ] Альварес сообщает, что Абу Закария пытался претендовать на земли Ибн Салаха, спровоцировав ссору с Абу Бакром. В свою очередь, Абу Бакр вступил в сговор с неким «Факи Амаром», который, будучи наставником принца Маринидов, имел доступ во дворец Феса, чтобы вызволить Фердинанда из тюрьмы. [ 57 ] Но Абу Закария узнал о заговоре, и Факи Амар бежал из города. Ситуация стала еще более запутанной, когда Гонсало де Синтра , агент Генриха Мореплавателя, прибыл в Сале и сообщил властям Маринидов, что португальцы намеревались предоставить Фердинанду только наличные, а не Сеуту. Это заставило Маринидов обвинить португальцев в двойной игре и отказе от своего предыдущего предложения. [ 58 ] Наконец пришло письмо от вдовствующей королевы Элеоноры , но оно касалось лишь какого-то незначительного вопроса, касающегося передачи некоторых земель обратно в Португалию, и не упоминало об обмене Сеутой. [ 59 ] Каждый из этих инцидентов приводил в ярость Маринидов, которые считали, что португальцы лгут и играют с ними, и их гнев резко обрушился на Фердинанда, которому угрожали и который был подвергнут более жестким условиям заключения. Даже симпатии маринидского султана Абд аль-Хака II и его жен, которые раньше смягчали резкость Абу Закарии и мягко обращались с принцем, время от времени приглашая его поесть с ними в дворцовых садах, теперь были отчуждены. [ 60 ]
Несмотря на досадные ошибки своих родственников, регент Коимбры Петр был полон решимости осуществить обмен и направил в Асилу двух эмиссаров, Мартима Тавору и Гомеса Эанеса, для переговоров о логистике. Предварительно Абу Бакр потребовал освободить от должности губернатора Сеуты Фернандо де Норонья — его репутация была такова, что марокканцы полагали, что Норонья сумеет предотвратить обмен. [ 61 ] Петру не составило труда согласиться на это: семья Норонья , тесно связанная с Браганса , была среди самых ярых политических врагов Петра; действительно, братья Нороньи возглавили заговор дворян, которые пытались лишить Петра регентства еще в 1438 году. [ 62 ]
В начале апреля 1440 года Петр Коимбрский отправил Фернандо де Кастро , известного дипломата, взять на себя управление Сеутой у Нороньи и провести эвакуацию португальского гарнизона. [ 63 ] Операция началась неудачно. Флотилия Кастро вышла из Лиссабона в праздничном настроении; амбициозный Фернандо де Кастро открыто фантазировал, что по освобождении инфанта Фердинанда можно будет тут же уговорить жениться на его собственной дочери, и он подготовил богатую и хорошо укомплектованную экспедицию, наполнив корабли пиршественными нарядами, свитой знатных людей, и телохранитель численностью около 1200 человек. Но на обратном пути, вокруг мыса Сент-Винсент , португальская флотилия попала в засаду генуэзских пиратов . Головной корабль был взят на абордаж, а Фернандо де Кастро убит. Пираты убежали прежде, чем другие корабли смогли его спасти. Высказывались подозрения (но не было доказательств), что Фернандо де Норонья мог приложить руку к тому, чтобы направить пиратов против Кастро в попытке сорвать миссию. Сеута была чем-то вроде корсарского гнезда, португальские губернаторы обычно разрешали иностранным пиратам действовать в ней в обмен на откаты и долю добычи, поэтому почти немыслимо, чтобы генуэзские пираты осмелились напасть на флот Кастро без ведома и согласия Нороньи. После смерти посла флот прибыл в Тавира (в Алгарве) и отправил Петру срочное сообщение, чтобы сообщить ему о случившемся. Регент немедленно разослал инструкции, предписывающие сыну Кастро, Альваро де Кастро, принять полномочия своего отца, отправиться в Сеуту и выполнить миссию. [ 64 ]
Тем временем, не зная о судьбе Кастро, Тавора и Эанес прибыли в Асилу, чтобы сообщить Абу Бакру о своем предприятии. Абу Бакр немедленно отправил мастера Джозефа в Фес, чтобы попросить и организовать перевод Фердинанда и его свиты обратно в Асилу для передачи португальским эмиссарам. [ 65 ] Мастер Жозеф прибыл в Фес в мае 1440 года и подарил Абу Закарии запечатанные письма Петра Коимбрского, в которых содержались копии приказа об увольнении Нороньи и инструкции по эвакуации, данные Фернандо де Кастро. То, что произошло потом, туманно. Самого Фердинанда вызвали на аудиенцию перед Абу Закарией в присутствии Иосифа, чтобы спросить, хочет ли он вернуться в Асилу. Сопровождая Фердинанда обратно в темницу, охранники Абу Закарии «нашли» при нем секретную записку, которую, по их словам, мастер Джозеф подсунул ему во время аудиенции. [ 66 ] Мастера Джозефа обвинили в заговоре с целью помочь Фердинанду сбежать, и он был немедленно задержан. Альварес считает, что все это было уловкой Абу Закарии, чтобы выиграть время. [ 67 ] Абу Закария стремился пожинать славу возвращения Сеуты, и ему нужно было время, чтобы собрать армию в Фесе для триумфального марша на Сеуту. В сентябре 1440 года, когда армия была собрана, магистр Джозеф был наконец освобожден и отправлен обратно в Асилу без Фердинанда, привезя с собой лишь обещание Абу Закарии самому осуществить обмен, т.е. что он лично отвезет Фердинанда в Сеуту и освободит его, как только он возьмет под свой контроль город. [ 68 ] Неясно, что еще сообщил Джозеф о намерениях Абу Закарии, но португальские послы отвергли изменение плана, утверждая, что они не были готовы «заложить Сеуту за бумажные обещания». [ 69 ] и что им нужно было как-то удержать Фердинанда, прежде чем город будет сдан.
Колонна Абу Закарии выступила из Феса в сентябре 1440 года с Фердинандом на буксире, но далеко не ушла. [ 70 ] Только теперь, узнав о смерти Кастро и получив энергичный ответ от послов в Асиле, они сделали паузу, и после некоторых размышлений Абу Закария отменил марш и вернулся в Фес в октябре. (Сообщения о мобилизации марокканского оружия для марша на Сеуту вызвали тревогу в Португалии. Опасаясь, что Абу Закария намеревался взять Сеуту силой, немедленно началась подготовка к отправке вооруженного португальского флота для подкрепления Сеуты; [ 71 ] неясно, действительно ли был отправлен флот, но новости о подготовке свежих войск, вероятно, были получены в Фесе, посылая неоднозначные сигналы о намерениях Португалии.)
Переговоры возобновились, на этот раз вокруг потенциального обмена заложниками и материальных гарантий в дополнение к устным обещаниям. Но доверия между сторонами было мало. В начале ноября насридский султан Мухаммед IX Гранады . вмешался и предложил выйти из тупика Он предложил передать Фердинанда в руки группы генуэзских купцов, находящихся под его юрисдикцией, дав Абу Закарии торжественное обещание, что не позволит им передать Фердинанда португальцам до тех пор, пока не будет подтверждена эвакуация города. [ 72 ] Португальцы не дали немедленного ответа на предложение Гранады.
Вспышка чумы в Марокко в начале 1441 года еще больше задержала дело. [ 73 ] Трое из четырех знатных заложников, оставшихся в Асиле (отдельно от Фердинанда в Фесе) — Жоао Гомеш де Авелар, Педро де Атаиде и Айрес да Кунья — умерли в это время от чумы. [ 74 ] (В любопытной заметке, когда марокканцы спросили Фердинанда, как христиане справляются с чумой , Фердинанд ответил, что «они удалились из мест, где люди умирали от нее», и этот ответ, как сообщается, был встречен с насмешливым смехом. [ 75 ] ) К сентябрю 1441 года пришло неутешительное известие о провале предложения Гранады, и Фердинанда снова заковали в ножные кандалы. [ 76 ]
Какая бы надежда ни оставалась на мирное решение, она рухнула несколько месяцев спустя, в марте 1442 года. По словам Альвареса, [ 77 ] марокканский дворянин Факи Амар (наставник принца Маринидов) был арестован в том же месяце людьми Абу Закарии, и при нем было обнаружено несколько португальских писем, исходящих от совета королевы Элеоноры , в которых излагался безрассудный план по освобождению Фердинанда из тюрьмы. . [ 78 ] Факи Амар был жестоко избит в присутствии Фердинанда и впоследствии казнен вместе со своими заговорщиками. [ 79 ] Теперь Абу Закарии стало ясно, что португальцы не собираются отдавать Сеуту и что с Фердинандом ничего не остается, кроме как получить самый крупный денежный выкуп, который он может получить. Завязались переговоры с заключенными. Фердинанд заявил, что он сможет собрать общий выкуп в размере 150 000 дублонов ( добра ) и освободить 150 мусульманских пленников для освобождения себя и своих товарищей. [ 80 ]
Впоследствии Фердинанд был отделен от остального своего окружения. [ 81 ] Его перевели в новую маленькую темную камеру без окон – точнее, в пустую оружейную кладовую в касре Феса , где его можно было более тщательно охранять. [ 82 ] Только его врачу, мастеру Мартиньо, разрешили его увидеть. Остальная часть свиты осталась в дворцовой темнице и была направлена на каторжные работы, главным образом на конюшни и дорожные работы, но иногда и в замок, где они могли обмениваться словами с Фердинандом через расщелину в стене. [ 83 ] Абу Закария повысил цену до 400 000 дублонов и 400 пленных и попросил Фердинанда узнать об этом у своих родственников. [ 84 ] Но в ответе из Португалии, который пришел четыре месяца спустя, говорилось, что это слишком много, поскольку они могут позволить себе 50 000, но предлагалось отправить посла Васко Фернандеша для переговоров о всеобъемлющем выкупе, который включал бы сына Салаха ибн Салаха и пара все еще удерживается в Асиле (выживший рыцарь Авиза Гомеш да Силва и Перо Родригес, который был дублером его отца, Родриго Эстевеса). [ 85 ] Ответ привел Абу Закарию в ярость, особенно дополнение, в котором подразумевалось, что сын Салаха ибн Салаха будет иметь право голоса в переговорах по поводу Фердинанда. Через три месяца сын Салаха прибыл в Фес, чтобы начать переговоры, но был принят резко, и из этого больше ничего не вышло. Сообщается, что Фердинанд был подавлен и раздражен своими родственниками; в какой-то момент он отказался слышать какие-либо новости из Португалии. [ 86 ] Его товарищи должным образом скрыли от него известие о смерти его брата Иоанна Регенгоса в 1442 году. [ 87 ]
Смерть
[ редактировать ]Изоляция Фердинанда в Фесе продолжалась. Он встречался со своим врачом во время еды и со своим капелланом только раз в две недели. Подкупив охрану, ему иногда разрешали встречаться с другими членами своего окружения. Ему не поручали работать, как другим, и он проводил дни в основном в своей келье, молясь и сочиняя молитвы. [ 88 ] После пятнадцати месяцев в таких условиях Фердинанд 1 июня 1443 года заболел. [ 89 ] и умер через несколько дней, 5 июня. [ 90 ] По словам его агиографов, вечером перед смертью Фердинанд сообщил о видении Девы Марии , святого архангела Михаила и святого Иоанна Богослова . [ 91 ]
труп Фердинанда После его смерти власти Феса приказали забальзамировать солью, миртом и лавровым листом . Сердце, органы и кишечник Фердинанда были извлечены при этом (и тут же приобретены его сокамерниками, которые спрятали их в глиняных горшках, закопанных под землей в углу своей темницы). [ 92 ] Обнаженный и выпотрошенный труп Фердинанда впоследствии был повешен вверх тормашками на зубцах стен Феса для всеобщего обозрения. [ 93 ] Через четыре дня тело было помещено в запечатанный деревянный гроб и еще раз «на долгое время» подвешено к тем же зубцам. [ 94 ] В своей агиографии Альварес сообщает о нескольких «чудесах», впоследствии приписываемых гробу. [ 95 ]
На момент смерти Фердинанд не был женат и бездетен. Мирское руководство его Орденом Авиза перешло к его племяннику Петру, констеблю Португалии (сыну Петра Коимбрского).
Судьба товарищей
[ редактировать ]Многие члены окружения Фердинанда умерли в последующие годы в тюрьме, в основном от болезней. Их судьбы, по словам Фрея Жуана Альвареша, в хронологическом порядке сложились следующим образом: [ 96 ]
- Фрей Хиль Мендес, духовник, умер в Асиле зимой 1437–1438 гг.
- Родриго Эстевес, глава семьи, заболел и был освобожден из Асилы в 1438 году в обмен на своего сына Педро Родригеса.
- Диого Дельгадо, португальский пленник в Фесе, был первым, кто умер в Фесе где-то между 1443 и 1448 годами.
- Жуан де Луна, хранитель очага, умер в Фесе в 1443–1448 гг.
- Местре Мартим, врач, умер в Фесе в 1443–1448 годах.
- Фернан Хиль, гардеробщик, умер в Фесе в 1443–1448 годах.
- Джон Лоуренс, квартал, умер в Фесе в 1443–1448 гг.
- Альваро Эанес из Альверки, еще один португальский заключенный в Фесе, принял ислам.
- Кристован ди Лувиса Алемао, кладовщик, принял ислам.
- Фрей Жуан Альварес , секретарь, выкупленный Петром Коимбрским в 1448 году.
- Повар Жоау Васкес, выкупленный Петром Коимбрским или Жуаном де Лиссабоном в 1448 году.
- Жоау Родригеш, воротник , камергер, выкуплен Фреем Жуаном Альварешем в 1450 году.
- Перо Васкес, капеллан, выкупленный Фреем Жуаном Альварешем в 1450 году.
Судьба заложников, оставшихся в Асиле, сложилась следующим образом:
- Жоау Гомеш де Авелар , благородный рыцарь дома Фернанду, умер от чумы в начале 1441 года.
- Айрес да Кунья, домашний рыцарь, умер от чумы в конце 1441 года.
- Педро де Атаиде, домашний рыцарь, умер от чумы в конце 1441 года.
- Гомеш да Кунья/Сильва, рыцарь Авиза, комендант Ноудара, дожил до 1442 года, судьба которого после этого неизвестна.
- Педро Родригес, сын и заместитель своего отца Родриго Эстевеса, дожил до 1442 года, судьба которого после этого неизвестна.
Святой культ
[ редактировать ]Известие о смерти Фердинанда было встречено в Португалии большим трауром. выкупил некоторых из заключенных в тюрьму членов его партии, в частности секретаря Фердинанда Фрея Жуана Альвареша Регент Пьер Коимбрский, который, возможно, сделал все возможное, чтобы освободить Фердинанда, в 1448 году . Вскоре после прибытия в Лиссабон Альварес вернулся в Марокко в 1450 году. выкупить оставшихся пленников. [ 97 ] Альварес также надеялся выкупить останки Фердинанда, но ему удалось вернуть только спрятанный горшок с внутренностями Фердинанда. Он вернулся в Лиссабон и в начале июня 1451 года направился ко двору короля Португалии Афонсу V в Сантарене. [ 98 ] Фрею Жоау Альварешу и Жоау Родригешу было поручено взять мощи и положить их в подготовленную гробницу, отведенную для Фердинанда в некрополе Авиза , в часовне Основателя в монастыре Баталья . [ 99 ] Альварес сообщает, что по пути в Баталью они прошли через Томар , где принц Генрих Мореплаватель присоединился к процессии и впоследствии возглавил религиозную церемонию помещения реликвий в Баталью. Первоначально на могиле был вырезан личный герб Фердинанда и рыцарский девиз le bien me plet («Добро мне нравится»), который сочетал в себе девиз его отца, por bem , с девизом его матери, il me brait . [ 100 ]
популярный культ святого Вокруг фигуры Фердинанда вскоре развился , поощряемый правящим домом Авиза . [ 101 ] В январе 1444 года Петр Коимбрский выделил средства на ежегодную мессу в честь Фердинанда в его часовне в Баталье. [ 102 ] Генрих Мореплаватель заказал триптих жизни и страданий Фердинанда, написанный Жуаном Афонсу, для установки в его собственной (Генриха) часовне. Некоторые современные авторы полагают, что знаменитые панели Святого Винсента работы Нуну Гонсалвеша были заказаны Петром Коимбрским в качестве погребальной дани святому принцу Фердинанду. [ 103 ]
Религиозная иконография Фердинанда Святого князя обычно изображает его жалким узником, голодным, бородатым, растрепанным, в черном плаще и капюшоне, [ 104 ] его ноги были в ножных кандалах, а в руках он держал цепи. [ 105 ] Иногда он также держит в руках мотыгу для работы в дворцовых садах Феса. [ 106 ] В дальнейшем Фердинанда иногда изображали в доспехах имперского воина. [ 107 ]
Пропаганда культа святых, в частности поворот повествования о том, что Фердинанд «добровольно пошел» на мученическую смерть вместо того, чтобы позволить сдать Сеуту, была в основном связана с Генрихом Мореплавателем и, возможно, была мотивирована попыткой снять с себя ответственность за его смерть. от самого себя. [ 108 ] В 1450-х годах Генрих поручил Фрею Жуану Альварешу изложить подробности жизни и пленения Фердинанда. Завершенная где-то до 1460 года и впервые опубликованная в 1527 году, хроника Альвареса является основным источником жизни и страданий Фердинанда. [ 109 ] Хотя хроника Альвареса первоначально задумывалась как часть христианской агиографии , дополняющая культ «Святого принца» и интерпретацию Генриха, она не льстила лидерству Генриха и не освобождала его от ответственности за судьбу Фердинанда. Он достаточно ясно дает понять, что Фердинанд не искал мученической участи, а был навязан ему задержками и махинациями в Португалии. [ 110 ] В некоторых моментах Альварес тайком указывает пальцем на братьев Фердинанда в речах из уст Фердинанда, его товарищей и его похитителей. [ 111 ] Примерно в то же время или вскоре после этого появилась еще одна агиография, Martirium pariter et gesta , написанная неизвестным автором. [ 112 ] Некоторые предполагают, что « Мартириум» мог быть написан Перо Васкесом, выкупленным капелланом, хотя другие полагают, что это было во многом производное произведение, поспешно написанное кем-то другим по заказу Изабеллы Бургундской для поддержки кампании в Риме по возведению Фердинанда в сан святых. [ 113 ]
Сестра Фердинанда Изабелла Португальская, герцогиня Бургундская , выделила средства на мессу в Брюсселе и в 1467 году решила профинансировать строительство часовни, посвященной Фердинанду Святому принцу, в церкви Святого Антония в Лиссабоне. С этой целью Изабелла отправила фрея Жоао Альвареша в Рим, чтобы подать прошение Папе о религиозных почестях для ее брата, возможно, даже о беатификации , что было первым шагом к официальному святости . в 1470 году издал буллы, По просьбе Альвареса Папа Павел II дающие разрешение на строительство лиссабонской часовни и индульгенции всем, кто присутствовал на юбилейной мессе в честь Фердинанда. [ 114 ] Хотя в ноябре 1471 года между Альваресом и муниципальными властями Лиссабона был подписан контракт на начало строительства часовни, смерть Павла II и Изабеллы примерно в это время, вероятно, помешала продолжению кампании, в результате чего Фердинанд остался небеатифицированным и неканонизированным. [ 115 ]
Сообщается, что король Португалии Афонсу V вспоминал мученическую смерть своего дяди в своих трех марокканских кампаниях 1458, 1463/4 и 1471 годов. [ 116 ] В последней кампании, завоевании Асилы , Афонсу наконец захватил Танжер. После этого между Афонсу и марокканским диктатором Мухаммадом аль-Шейхом были начаты переговоры о доставке костей и останков Фердинанда, которые все еще находились в Фесе. Эти переговоры затянулись на некоторое время, но останки наконец были получены португальцами в 1473 (или, возможно, 1472) году. [ 117 ] Одна из версий гласит, что недовольный марокканский придворный, который, как говорят, был племянником правителя, захватил гроб с телом Фердинанда, тайно вывез его из Феса и привез в Лиссабон, чтобы продать португальскому королю за значительную сумму. [ 118 ] Впоследствии были проведены большие церемонии захоронения останков в гробнице Фердинанда в Баталье.
Культ Фердинанда продолжался в 16 и 17 веках. Король Португалии Мануэль I поручил скульптору Николау Шантерену вылепить статую Фердинанда на левой стороне великолепной западной двери монастыря Жеронимуш ок. 1517. [ 119 ] В 1538–1539 годах по пожертвованию покойной вдовствующей королевы Элеоноры Визеу (вдовы Иоанна II ) был заказан ретабль , изображающий жизнь и страдания Фердинанда, написанный Кристованом де Родригешем, который должен был быть установлен в церкви Фердинанда. часовня в Баталье (увы, эта ретабль давно исчезла). [ 120 ]
Культ святого Фердинанда Святого Принца противоречил все более строгим правилам католической церкви , которая стремилась препятствовать культам небеатифицированных и неканонизированных людей. Единственным явным свидетельством присутствия культа Фердинанда внутри обычной церкви за пределами часовни Баталья был ретабль, посвященный Фердинанду, установленный в церкви Богоматери Оливковой рощи в Гимарайнше в 1472 году в честь предстоящего перевода реликвии. [ 121 ] В 1614 году Мартим Афонсу Мейша, епископ Лейрии , запретил культ Фердинанда в Баталье из-за того, что он не был беатифицирован. [ 122 ] Тем не менее, агиография Иеронима Римлянина 1595 г. [ 123 ] и история 1623 года, написанная Фреем Луисом де Соузой. [ 124 ] пытался поощрять это, предлагая проводить мессы в честь Фердинанда Святого, как мессы во имя Всех Святых . Хорхе Кардосо включил его в свой «Агиологио Лузитано» (1666). [ 125 ] Папская энциклика Coelestis Hierusalem 1634 года, изданная Папой Урбаном VIII, запрещала популярные культы небеатифицированных и неканонизированных людей, «если не доказано, что они возникли с незапамятных времен». Болландисты в 1695 году, включив, что вызывает споры , использовали этот пункт, чтобы вставить Святого Принца Фердинанда в запись «5 июня» своего Acta Sanctorum редкое изображение его с нимбом . [ 126 ]
Ограничения религиозного культа не помешали продолжению светского культа Фердинанда, связанного с повествованием о том, что Фердинанд был добровольным мучеником во имя имперской миссии Португалии. Португальский поэт Луис де Камоэнс кратко упомянул Фердинанда в своей эпической поэме 1572 года « Ос Лусиадас» (Песнь IV, строфы 52–53), утверждая, что Фердинанд добровольно принял мученическую смерть из патриотических соображений, «принесённую жертву любви к Родине». чтобы не для него была свергнута сильная Сеута, предпочитающая общественное благо своему собственному». [ 127 ] Возможно, это удивительно, но легенда о Фернандинах получила еще один порыв ветра после Иберийского союза с Испанией в 1580 году. Испанский драматург Франсиско Агустин Таррега написал драму «Неблагоприятная судьба младенца Д. Фердинанда Португальского» в 1595–1598 годах (иногда приписываемую Лопе де Веге ), которая, вероятно, легла в основу более известной барочной пьесы 1629 года «Константа». Принц от Кальдерона [ 128 ]
Фортунато де Сан-Боавентура , изгнанный архиепископ Эворы, опубликовал более современную версию истории Фердинанда в 1836 году. [ 129 ] На английском языке история Святого принца Фердинанда была рассказана в стихотворении Ричарда Ченевикса Тренча 1842 года «Стойкий принц». [ 130 ] XIX века « в исторический фантастический роман Вечный принц» Эта история также была превращена Кристабель Роуз Кольридж . [ 131 ]
Легенда о Фердинанде получила еще один подъем в 20 веке, особенно воодушевляемый португальским Estado Novo , который стремился культивировать символы национализма и зарубежной славы. [ 132 ] Святой принц Фердинанд занял видное место на Падрао-дос-Дескобриментосе , памятнике, воздвигнутом в 1960 году в честь эпохи Великих географических открытий и (в более общем плане) Португальской империи .
Родословная
[ редактировать ]Предки Фердинанда Святого принца |
---|
Примечания
[ редактировать ]- ^ Альварес (стр. 5–6)
- ^ Альварес (стр. 7); Касегас и Соуза ( с. 312 )
- ^ Альварес (стр. 8)
- ^ Альварес (стр. 95–96)
- ^ Пина, Хроника Д. Дуарте (стр. 52); Касегас и Соуза (1866: стр. 312)
- ^ Пина ( стр. 40 ); Папы Евгения IV Буллу «Искренний Деуотионис», назначающую Фердинанда главой Ордена Ависа в сентябре 1434 года, можно найти в Monumenta Henricina , vol. В ( стр. 69 )
- ^ Альварес ( стр. 43–44 ), Касегас и Соуза (стр. 314). Также Герберманн, Чарльз, изд. (1913). . Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Руи де Пина , Chronica d'El Rey Д. Дуарте , Ch. 10 ; Рассел, 2000: с. 151; Фрей Жуан Альварес (стр. 42) предполагает, что судьбой принца была Англия.
- ^ Рассел (2000: стр. 151)
- ^ Альварес (стр. 50)
- ^ Альварес (стр. 54)
- ↑ Руи де Пина, Cronica de D. Duarte , ( стр. 125 ). Рассел (2000: стр. 182–84). Копия договора от 17 октября 1437 года сохранилась и находится в Monumenta Henricina , Vol. VI, с. 211
- ↑ О предложении Генри сообщается в Ruy de Pina Chr. Д. Дуарте (ок. 1510: с. 125). Однако Рассел (2000, стр. 183–84) сомневается в ее правдивости.
- ^ Альварес ( стр. 66 ) перечисляет первые восемь; остальные три имени даны позже ( с. 110–11 ). См. также Каладо (1964: стр. 24 ); Рассел (2000: стр. 184)
- ^ Каладо (1964: стр. 25)
- ^ Руй де Пина Chr. Д. Дуарте ( с. 125 ) называет последнего «Гомиш да Кунья», тогда как Альварес ( с. 66 ) называет его «Гомиш да Силва». Замок Нудар , принадлежавший Гомешу да Кунья, был награжден Орденом Авиза. (Каэтано де Соуза, Historia Genealogica da Casa Real Portugueza 1739, стр. 265 )
- ^ Рассел (2000: стр. 184–85)
- ^ Альварес ( стр. 71–72 ); Раселл (2000: стр. 189)
- ^ Альварес (стр. 77)
- ^ Каладо (1964: стр. 26 )
- ^ Рассел (2000: стр. 1 84)
- ^ Альварес (стр. 132)
- ^ Альварес (стр. 89–90)
- ^ Альварес (стр. 81)
- ^ Рассел (2000: стр. 188)
- ^ Рассел (2000: стр. 186–87)
- ^ Альварес (стр. 89–90); Рассел (2000: стр. 187)
- ^ Пина Хр. Дуарте ( гл. 39 ), Рассел (2000: стр. 187–8). Альтернативный протокол заседаний кортесов изложен в неофициальном письме от 25 февраля 1438 года Диого Гомесу во Флоренцию, воспроизведенном в Monumenta Henricina , Vol. VI, с. 223
- ^ Хроники Пина Д. Дуарте ( стр. 139 )
- ^ Рассел (2000, стр. 187)
- ^ Пина Хр. Дуарте (стр. 140–41); Рассел (2000: стр. 188–89)
- ^ Рассел (2000: стр. 189)
- ^ Рассел (2000: стр. 189–90)
- ^ Альварес ( стр. 91–94 )
- ^ Альварес (гл. 17).
- ^ Альварес ( гл. 18 ), Рассел (2000, стр. 190).
- ^ Альварес ( стр. 86 ).
- ^ Альварес (стр. 111); Каладо (1964: стр. 28)
- ^ Альварес (стр. 120–21)
- ^ Альварес (стр. 124); Амарал (2009: стр. 22)
- ^ Альварес ( гл.31 )
- ^ Альварес (стр. 145–6)
- ^ Альварес (стр. 134)
- ^ Альварес ( стр. 175 , стр. 214 )
- ^ Альварес (стр. 137)
- ^ Альварес (стр. 140–42)
- ^ Рассел (2000: стр. 191)
- ^ Альварес (стр. 149–50)
- ^ Альварес (стр. 150)
- ^ Альварес (стр. 159)
- ^ Морено (1973: глава 1)
- ^ Альварес (стр. 159–60)
- ^ Альварес (стр. 160–61)
- ^ Альварес ( стр. 161–62 )
- ^ Альварес (стр. 162)
- ^ Альварес ( гл. 25 ); Рюи де Пина, Chronica de D. Afonso V p. 109
- ^ Альварес (стр. 174)
- ^ Альварес ( стр. 180 )
- ^ Альварес (стр. 182)
- ^ Альварес (стр. 147; 183)
- ^ Pina, Chr. Afonso V (v.1, p. 109 )
- ^ Морено (1973: стр. 9)
- ↑ Летописцы Руй де Пина ( Chr. D. Afonso V , v.1, стр. 111 ) и Фрей Жуан Альварес ( стр. 184 ) датируют экспедицию концом марта или началом апреля 1441 года. Но, рассматривая другие свидетельства, редакторы 1965 года Монумента Генрицины , Том 6, с. 176n предполагают, что экспедиция состоялась годом раньше, в апреле 1440 года. С этим согласен Морено (1973: стр. 18).
- ^ Pina Chr. Afonso V , (v.1, pp. 112–13)
- ^ Monumenta Henricina , том. VI, с.176н.
- ^ Альварес (стр. 187)
- ^ Альварес, с. 188
- ^ Серьезно ( стр. 189–90 ); Пина, Хр. Альфонсо V (т.1, [с. 112])
- ^ «что они не будут брать бумажки в залог от города», Альварес ( стр. 193 )
- ^ Альварес (стр. 191)
- ^ Памятники Генри , Том. 6, с. 176 н.
- ^ Альварес ( стр. 196 )
- ^ Альварес (стр. 201)
- ^ Альварес (стр. 203, 207)
- ^ «И мавры спросили их, какое лекарство придумали христиане от чумы. И когда они услышали, что они покинули места, где умерли, они смеялись над ними, как над идиотами» (Альварес, стр. 201 ).
- ^ Альварес (стр. 225)
- ^ Альварес, гл. 31, с. 230
- ^ Альварес (стр. 231, 235)
- ^ Альварес (стр. 236)
- ^ Альварес (стр. 235)
- ^ Альварес (гл. 32, стр. 237 )
- ^ Альварес (стр. 240–41)
- ^ Альварес (гл.34)
- ^ Альварес ( стр. 249
- ^ Альварес ( стр. 250 )
- ^ Альварес (стр. 245–46)
- ^ Альварес (стр. 262)
- ^ Альварес (стр. 255–56)
- ^ Альварес (стр. 263)
- ^ Альварес ( стр. 277 ); о точности даты 5 июня см. письмо Альвареса 1473 года, воспроизведенное в Сарайве (1925: стр. 102–03).
- ^ Альварес ( гл. 37 )
- ^ Альварес, ( гл. 39 )
- ^ Альварес ( стр. 295 )
- ^ Альварес ( гл.40 , стр. 302–03.)
- ^ Альварес ( гл.42 )
- ^ Альварес ( стр. 306 и стр. 310 )
- ^ Альварес ( стр. 311–12
- ^ Альварес ( стр. 319 )
- ^ Альварес (гл. 42, стр. 320 ).
- ^ Инчболд, миссис Стэнли (1908), Лиссабон и Синтра: с некоторыми сведениями о других городах (1908), стр. 210
- ^ Дополнительную информацию о возникновении культа Фердинанда см. Сарайва (1925), Каладо (1964), Фонтес (2000), Рассел (2000), Ребело (2002), Родригес (2003) и Амарал (2009).
- ^ Сарайва (1925: стр. 111–12)
- ^ например, Сарайва (1925), Алмейда и Альбукерке (2000).
- ^ Голод часто упоминается в книге Фрея Жуана Альвареша ок. 1460 год летописи. Альварес также описывает его как одетого в черную мантию и длинный черный плащ ( 145 ), и упоминается, что у него была борода ( стр. 208 ).
- ^ Снятие Фердинандом цепей, чтобы идти, упоминается у Альвареса ( стр. 135 ).
- ^ например, Альварес (стр. 135, стр. 142 )
- ^ Антонио де Васконселлоса 1621 года например, в «Анацефалеозах» ( стр. 174 ), который, как утверждает Васконселлос, был скопирован с изображения в собственной могиле Фердинанда в Баталье, но «он изображен там в вульгарном наряде, тогда как здесь мы изображаем его в доспехах воин». ( стр. 194 ).
- ^ Рассел (2000: стр. 189; 192–95)
- ^ Фрей Жуан Альварес (ок. 1460 г.) Трактат о жизни и поступках очень добродетельного сеньора Инфанте Д. Фернандо , впервые опубликован в 1527 г., а затем снова в 1577 г. Он был переиздан в 1730 г. под новым названием Chronica dos feytos, vida, e Смерть младенца святого Д. Фернандо, скончавшегося в Фесе ( онлайн )
- ^ Рассел (2000: стр. 190); Родригес (2003)
- ^ например, Альварес (стр. 93, 179, 222, 233, 245, 293, 301)
- ^ Мученичество, а также деяния великолепного и могущественного инфанта лорда Фердинанда, великолепного и могущественного сына короля Португалии, в Фесе за ревность и пылкость веры и любви Христа . Латинский кодекс Ватикана 3643. Ребело (2002) датирует этот кодекс где-то между 1451 и 1471 годами, склоняясь к последнему концу.
- ^ Ребело (2002)
- ↑ Копию буллы Папы Павла II от 4 января 1470 г. см. в Сан-Боавентура (1836: Приложение 1 ).
- ^ Сарайва (1925: стр. 109–10), Кристино (1991), Ребело (2002), Амарал (2009). Как ни странно, Генри Брок, автор статьи о Фердинанде в Католической энциклопедии 1911 года ( Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. ), говорит, что Фердинанд был беатифицирован в 1470 году. Это ошибка. Процесс был остановлен со смертью Павла II. Как сообщалось позже, «О Инфанте Санто... não he canonizado nem beatificado» (Л. де Соуза, Historia de S. Domingos , 1623: стр. 644 ). См. также официальный сайт епархии Лейрия-Фатима. .
- ↑ Французский летописец Жан де Ваврен передает речь Афонсу V по этому поводу перед стенами Асилы в 1471 году, «и он даже предал смерти в тюрьме, отравлением, вопреки всякой чести, самого католического принца младенца Дона Феррана, своего дядю , брат покойного короля своего отца, которого они по определенным причинам держали в заложниках в этом городе Азиле... 'Хаа однако, и с большим сожалением приходит мне навстречу, каждый раз, когда я вижу эту страну, болезненную! тюрьма нашего очень дорогого дяди (младенец Дон Фернан] с его печальной смертью и т. д.» (Ж. де Ваврен, Anchiennes Cronicque d'Engleterre (Парижское изд. 1863 г., т. 3: стр. 85–96 )
- ↑ Дата 1473 года указана в «Хронике Д. Афонсу V» Руи де Пины ( гл. 83 , гл. 172 ). Но многие ученые утверждают, что это было немного раньше, в 1472 или, возможно, даже в 1471 году (например, Rodrigues 2003).
- ↑ Эта история рассказана в последней заметке неизвестного автора, приложенной к изданию « Хроники» Альвареса 1577 года ( гл.43 ). Оно также приводится в хронике Рюи де Пина ( гл.172 ). См. Родригес (2003: стр. 47).
- ^ Сарайва (1925: стр. 126–27)
- ^ Сарайва (1925: стр. 116, 127–29)
- ^ Сарайва (1925: стр. 115). См. письмо Фрея Жуана Альвареша от 4 ноября 1473 г. главе церкви Гимарайнша (воспроизведено в Сарайве, 1925 г.: стр. 102-03).
- ^ Кристино (1991: стр.90); Амарал (2009). Официальный сайт епархии Лейрия-Фатима продолжает числить Фердинанда Святого, но только как небеатифицированную фигуру «популярного культа».
- ^ Херонимо Роман, История двух религиозных деятелей Португалии (1595: онлайн )
- ^ О. Луис де Касегас и Луис де Соуза, Historia de S. Domingos (1623, гл. 27–32 (стр. 667–81) (примечание: это написано о. Луисом де Соузой на основе материалов, собранных ранее о. Луис де Касегас в монастыре Святого Доминика в Бенфике .)
- ^ Кардосо (1666: стр. 543–550 ). Кардосо также составил полезную библиографию работ, связанных с Фердинандом ( стр. 559–61 ).
- ^ "Пятого июня О святом князе Фердинанде, сыне Иоанна I, короле Лузитании, магистре авизианской конницы, цистерцианского ордена, умершем в мавританском плену, но переведенном в монастырь Баталиенсе близ Лерии в Португалии. » в Acta Sanctorum Junii (июнь, том 1), изд. 1695 г., т. 20 стр. 561–91
- ^ См. двуязычный перевод Обебертена (1878–84), Лузиады Камоэнса 4.51–52.
- ^ Оригинальную испанскую версию можно найти в El principe Constante (изд. Макколла, 1888 г.). Английский перевод см. в книге Д.Ф. Маккарти «Постоянный принц» в «Драмах Кальдерона » (1853: т.1 ). См. также Родригес (2003).
- ^ Сан-Боавентура (1836 г.), впервые опубликовано в Модене. В приложении представлена полезная коллекция ссылок на Фердинанда других авторов XVI века.
- ^ «Стойкий принц» в CR Trench (1842) Стихи из восточных источников , стр. 125–72
- ^ Кольридж (1879, онлайн )
- ^ Амарал (2009)
- ^ Jump up to: а б Иоанн I, король Португалии в Британской энциклопедии
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Армитидж-Смит, Сидней (1905 г.). Джон Гонт: король Кастилии и Леона, герцог Аквитании и Ланкастера, граф Дерби, Линкольна и Лестера, сенешаль Англии . Сыновья Чарльза Скрибнера. п. 21 . Проверено 17 июля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Петр I, король Португалии в Британской энциклопедии
- ^ Jump up to: а б с де Соуза, Антонио Каэтано (1735). Португалии Генеалогическая история Королевского дома Португалии [ Генеалогическая история Королевского дома ] (на португальском языке). Том. 2. Западная Лиссабон. п. 4.
- ^ Jump up to: а б Афонсу IV, король Португалии в Британской энциклопедии
- ^ Jump up to: а б де Соуза, Антонио Каэтано (1735). Португалии Генеалогическая история Королевского дома Португалии [ Генеалогическая история Королевского дома ] (на португальском языке). Том. 1. Западная Лиссабон. п. 316.
- ^ Jump up to: а б фон Редлих, Марцелл Дональд Р. Родословные некоторых потомков императора Карла Великого . Том. И. п. 64.
- ^ Мосли, Чарльз, изд. (1999). Пэрство и баронет Берка . Том. 1 (106-е изд.). Кран, Швейцария: Burke's Peerage (Geneaological Books) Ltd., стр. 227–228.
Ссылки
[ редактировать ]- Альварес, Фрей Жуан ок. 1460 г., Трактат о жизни и поступках очень добродетельного лорда Инфанте Д. Фернандо , впервые опубликован в 1527 г., Лиссабон. Перепечатано в 1577 году, Коимбра. Издание 1730 года было переименовано в Chronica dos feytos, жизнь и смерть младенца святого Д. Фернандо, умершего в Фесе , о. Жеронимо душ Рамос, редактор, Лиссабон: М. Родригеш. онлайн
- Алмейда, Хорхе Филипе де и Мария Мануэла Баррозу де Альбукерке (2000) Панели Нуно Гонсалвеса , 2003, 2-е изд. Лиссабон: Глагол.
- Амарал, Клинио де Оливия (2009) «Историографические дискуссии вокруг медиевиста Инфанте Санто» ( онлайн- архивировано 9 августа 2019 г. на Wayback Machine )
- Амарал, Клинио де Оливия (2011) «Образ как сила: исследование иконографии инфанта Д. Фернандо из Португалии» pdf
- Касегас, о. Луис де и о. Луиш де Соуза (1623 г.) Первая часть истории С. Домингуша, Королевства и завоеваний Португалии , изд. 1767 г., Лиссабон: Галхардо. том. 1 ; 1866 г. изд. Лиссабон: Typographia do Panorama, vol. 2, гл.27
- Каладо, Аделино де Алмейда (1964) «Фрей Жуан Альварес: текстологическое и литературно-культурное исследование», Бюллетень библиотеки Университета Коимбры , том. 27 отпечатков
- Кардозу, Хорхе (1666) Agiológio Lusitano, душ Сантос и выдающиеся люди благодаря Королевству Португалия и его завоеваниям , Лиссабон: Кресбек. том. 3
- Кристино, Лучано Коэльо (1991) «Культ инфанта Санто Д. Фернандо в монастыре Баталья», Материалы III совещания по доминиканской истории , том. 1, Порту: Португальский доминиканский исторический архив.
- Кольридж, CR (1879) Постоянный принц . Лондон: Мозли и Смит онлайн
- Фонтес, Жоау Луиш Инглиш (1999) Маршруты и память: от Инфанте Д. Фернандо до Инфанте Санто Кашкайша: введение и библиотека наследия
- Морено, Умберто Бакеро (1973) Битва при Альфарробейре: предыстория и историческое значение . Издание 1979 года, Коимбра: Общая библиотека университета. т.1
- Насименту, Р.К. де Соуза (2011) «Мученичество Святого Инфанта и португальская экспансия (15 век)» Материалы XXVI Национального исторического симпозиума, ANPUH, Сан-Паулу. PDF
- Руи де Пина (ок. 1510 г.) Chronica d'el Rey D. Duarte , впервые опубликовано в 1790 г. в JF Correia da Serra, редакторе, Сборник неопубликованных книг по истории Португалии, Vol. 1 , Лиссабон: Academia das Ciências. Издание 1901 года, Габриэль Перейра, редактор, Лиссабон: Escriptorio онлайн
- Руи де Пина (ок. 1510 г.) Chronica d'el Rey D. Affonso V , впервые опубликовано в 1790 г. в JF Correia da Serra, редакторе, Сборник неопубликованных книг по истории Португалии, Vol. 1 . Лиссабон: Academia das Ciências de Lisboa [издание 1901 года, 3 тома, Габриэль Перейра, редактор, Лиссабон: Escriptorio, онлайн
- Родригес, Мария Идалина (2003) «От очень вертуозного сеньора Ифанте Дом Фернандо до Эль Принсипи Константе», Via Spiritus , vol. 10, с. 39–80
- Роман, о. Херонимо (1595 г.) История двух религиозных церквей Португалии . Медина-дель-Кампо: Сантьяго-дель-Канто онлайн
- Рассел, PE (2000) Принц Генри «Навигатор»: жизнь Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
- Святой Бонавентура, Фортунато (1836) Краткое изложение жизни, деяний и славной смерти Д. Фернандо, прозванного Святым Инфантом , Модена; 1958 г. изд. Коимбра: Университетское издательство онлайн
- Сарайва, Хосе (1925) Панно Инфанте Санто . Лейрия: Центральная.
- Тренч, Ричард К. (1842) Стихи из восточных источников: Стойкий принц и другие стихи , Лондон: Moxon онлайн