Филиппо Фарсетти
Филиппо Винченцо Фарсетти (13 января 1703 — 22 сентября 1774) — итальянский коллекционер произведений искусства и меценат.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Филиппо был сыном Антона Франческо Фарсетти и его жены Марины Фоскари. Фоскари — древняя венецианская патрицианская семья, достигшая своего расцвета в XIV–XV веках во время правления Франческо Фоскари (1423–1457). Фарсетти, с другой стороны, первоначально пришли из Тосканы , хотя они разделились на многочисленные ветви, которые обосновались по всей Северной Италии. Ветвь Филиппо стала частью сословия венецианских патрициев еще в 1664 году после уплаты ста тысяч дукатов . Хотя они прибыли относительно недавно, поэтому они были очень богаты, и это означало для Филиппо безбедное и беззаботное детство и юность. Первые годы он провел, поглощенный учебой и далекий от политических забот. Спокойствие тех лет, несомненно, способствовало его решению получить незначительные ордена , поэтому его часто называют «абате» Фарсетти, хотя он так и не стал священником. В этом контексте слово «абате», хотя буквально это слово означает «аббат», использовалось в то время аналогично французскому «аббат». аббат » как почетный титул для любого священнослужителя младшего ранга.
Фарсетти провел большую часть своей жизни, путешествуя, посетив, среди других мест, Рим , Неаполь , Флоренцию и Париж . Его интерес заключался в установлении дружеских отношений со многими деятелями культуры. также был великим покровителем искусств и своим покровительством способствовал распространению в Венеции неоклассицизма Он .
Коллекция в Ca' Farsetti
[ редактировать ]Коллекция произведений искусства, которую он сформировал в своей резиденции на Большом канале Ка'Фарсетти , прославилась и стала своего рода музеем, открытым для любопытных, художников, его сограждан и иностранных туристов, среди его посетителей был Иоганн Вольфганг. фон Гете . Известно, что коллекция включала 253 гипсовых слепка классических и современных скульптур (в основном работы Вентуры Фурлани), различные копии маслом Луиджи Поцци произведений, выполненных в Риме Рафаэлем и Аннибале Карраччи . Были также модели Антонио Кичи из пробки и пемзы самых известных памятников Древнего Рима, а также работы из терракоты, бронзы и древнего мрамора, а также пейзажи фламандских художников, таких как Рембрандт , Питер Пауль Рубенс и Антонис ван Дейк ) и других известных мастеров шестнадцатого и семнадцатого веков, среди которых Тициан , Антонио да Корреджо , Сальватор Роза , Гверчино , Тинторетто , Андреа дель Сарто , Алессандро Маньяско , Пьетро да Кортона , Падованино , Джорджоне , Лука Джордано , Пальма Джоване и несколько современников Фарсетти, такие как Лука Карлевариджс , Себастьяно Риччи и Франческо Зуккарелли .
Что касается терракотовых работ, то известно, что там было несколько терракот Стефано Мадерно и несколько терракотовых эскизов Мадерно, которые сейчас находятся в Эрмитаже в Санкт -Петербурге , куда они прибыли после того, как российский царь Павел I начал приобретать коллекцию Фарсетти. в 1800 г., передача была завершена в 1805 г. царем Александром I [1] .
Среди молодых художников, часто посещавших коллекцию, был Антонио Канова , чьи первые скульптуры были заказаны Фарсетти, который также регулярно покровительствовал Франческо Альгаротти . Фарсетти также финансировал Альберто Фортиса знаменитое путешествие по Далмации .
Вилла Фарсетти в Санта-Мария-ди-Сала
[ редактировать ]Большое восхищение вызвала также вилла Фарсетти в Санта-Мария-ди-Сала , созданная путем преобразования уже существующей собственности, унаследованной от его дяди Антона Франческо Фарсетти. Вилла Фарсетти, спроектированная Паоло Пози , дистанцировалась от типичных венецианских моделей, чтобы в некоторых отношениях напоминать австрийские вкусы и предвосхищать неоклассические черты. Весь комплекс включал в себя реконструкцию римских памятников Капитолия , храма Дианы и Капитолийского Юпитера , а также огромный парк, украшенный статуями, вазами и искусственными руинами. Из всех особенностей наиболее выдающимся был ботанический сад, созданный по совету Луи Клериссона, полный редких и экзотических растений. На самом деле, сам Фарсетти был неплохим ботаником и, среди прочего, был ответственен за завоз магнолии в Италию.
Последние годы
[ редактировать ]Жизнь Фарсетти не закончилась счастливо, поскольку его щедрые расходы привели к финансовым трудностям, и он был вынужден продать большую часть своего имущества. Более того, инсульт сделал его серьезно психически недееспособным. Своим наследником он сделал дальнего родственника Даниэле Филиппо Фарсетти.
Библиография
[ редактировать ]Паоло Прето, «Филиппо Винченцо Фарсетти», в Библиографическом словаре итальянцев , том. 45, 1995.
Новости семьи Фарсетти , [без даты], с. 65.
Джованни Антонио Москини, О венецианской литературе с XVIII века до наших дней , Stamperia Palese, Венеция, том. 2, 1806, с. 113–115.
Юрген Шульц, Новые дворцы средневековой Венеции , издательство Пенсильванского государственного университета, 2004.