Премия Форментора
Prix Formentor (также известная как Premio Formentor de las Letras, Formentor Literature Prize и The Formentor Prize ) — международная литературная премия, вручаемая в период с 1961 по 1967 год, а после длительного перерыва — с 2011 года. В 1960-х годах группа Formentor предложила две премии: Prix Formentor (Премия Форментора) и Prix International (Международная премия); первая была вручена ранее неопубликованным работам, а Международная премия была вручена работам, уже находящимся в распространении. [1]
Премия получила свое название от Форментора , расположенного на испанском острове Майорка и известного своими литературными собраниями. [2] По состоянию на 2012 год награда предусматривает денежную премию в размере 50 000 евро (65 000 долларов США), вручаемую одному автору. [2]
История
[ редактировать ]В 1950-е годы наблюдался возрастающий глобальный интерес к латиноамериканской литературе. В поисках способа дальнейшего открытия испанских литературных рынков Карлос Барраль организовал через издательство Seix Barral серию ежегодных встреч издателей, писателей и критиков. Эти « Coloquio Internacional de Novela » («Международный коллоквиум романа») проводились в Форменторе на острове Майорка , Испания, в период с 1959 по 1962 год и оплачивались международными издателями. [3] [4] Первая встреча произошла сразу после празднования «Conversaciones de Poéticas de Formentor» («Беседы поэтов Форментора») 18–25 мая 1959 года, вдохновленного писателем Камило Хосе Села , и собрало самых разных многоязычных поэтов.
Первое Барральское Колоквио , состоявшееся 28–29 мая 1959 года, было сосредоточено на политических вопросах роли романиста в социальных изменениях, в частности на новой силе социального реализма , поляризованной озабоченностью по поводу того, чтобы отдать приоритет технической форме или политическим обязательствам.
Второе Колоквио, состоявшееся 2–5 мая 1960 г., сместило акцент на роль издателя как пионера эстетики, а не коммерческого предпринимателя. Присутствовали известные издательства из США, Италии, Великобритании, Франции и Германии, а также Испании. [3] Именно на этом Колоквио была официально основана группа Форментор. Группа действовала с 1960 по 1968 год и занималась распространением современного литературного авангарда; За это время к ним присоединились издатели из разных стран, включая Японию, Данию и Голландию. [3] Именно во время второго ежегодного собрания участникам было поручено разработать международную премию, которая будет вручена в следующем году. [4]
Первоначальной идеей группы было присуждение «Международной премии редакторов», вручаемой авторам, малоизвестным за пределами их национальных границ. Его предполагалось отдать уже опубликованным авангардным произведениям. Группа надеялась взять под свой контроль рынок западной высокоинтеллектуальной литературы. Соучредитель Джулио Эйнауди заявил, что группа, работающая со всеми крупными европейскими издателями, стратегически располагала к себе монополию на «бесценную информацию, которая поставила бы их на передний план всех повествований». Вместе они надеялись получить беспрецедентный доступ ко всему литературному творчеству и критике. [3] Баррал предполагал, что судейство будет представлять собой симпозиум с лекциями и дебатами, которые будут проводиться публично в присутствии журналистов, как это и было. [4]
Вместо одной премии в качестве компромисса между литературными и коммерческими целями были учреждены две премии, обе из которых должны были быть учреждены в 1961 году. Международная премия оценивалась командой литературоведов и писателей, которые оценивали качество в процессе, аналогичном по структуре судейство Нобелевской премии . Prix Formentor вручали издатели, принявшие участие в тайном голосовании на закрытом заседании. [1] Критики, такие как Сантана и Павлович ( Марио Сантана и Миодраг Павлович ?), указывают на столкновение внутри группы Форментор и между двумя премиями, представляющими существенно разные проблемы: искусство против рынка; культурное и экономическое; Мадрид как литературный/политический центр против Барселоны как экономического узла; левые приоритеты против более центристских финансовых интересов. [ нужна ссылка ] Майдер Драваса также указывает на четкие различия между издателями латинской и англоязычной культур, а также между Испанией и Латинской Америкой, чья «колониалистская» литература (см. Постколониальная литература ) считалась несколько узкой. [4]
Награды
[ редактировать ]1961–1967
[ редактировать ]Во время третьего Колоквио в 1961 году обе премии были вручены в напряженной атмосфере политического саммита. [4] Международная премия за литературный престиж была вручена совместно ирландскому драматургу Сэмюэлю Беккету и аргентинскому поэту и писателю рассказов Хорхе Луису Борхесу . Макс Фриш (Швейцария), Генри Миллер (американец) и Алехо Карпентье В этот шорт-лист попали (Кубинец). Это было первое крупное признание аргентинского писателя, и Борхес прокомментировал: «Благодаря этой премии мои книги в одночасье разошлись по всему западному миру». [3] Другая премия, Prix Formentor, была учреждена за роман, уже напечатанный одним из издателей группы, произведение, которое получит коммерческую выгоду от международного перевода и распространения в 14 странах. Премия в тот первый год досталась испанскому писателю Хуану Гарсиа Ортелано за роман Tormenta de Verano ( «Летняя буря »). Переводы книги были плохо приняты европейскими критиками и, казалось, ознаменовали конец премии. Роман остался незамеченным за пределами Испании. [3] [4]
Франко осудил эту награду как интеллектуальное инакомыслие против своего режима и запретил ее повторение на территории Испании. Вручение призов было перенесено на Корфу (1963 г.), Зальцбург (Австрия, 1964 г.), Валескюр (Южная Франция, 1965 г.) и Гаммарт (Тунис, 1966 г.). [4] [5] Колоки и процедуры вручения призов были сложными и дорогостоящими, их оплачивали издатели. Решения становились все более политизированными и фракционными, что побудило издательства потерять интерес к поддержке проекта. Последняя премия 1960-х годов была вручена в 1967 году. [4]
2011 – настоящее время
[ редактировать ]Премия была возрождена в 2011 году и вручена только одному автору с денежной премией в размере 50 000 евро (65 000 долларов США). [2] В 2011 году премия была вручена Карлосу Фуэнтесу . В 2012 году он достался Хуану Гойтисоло ; Жюри выразило «восхищение силой, примером и независимым суждением писателя, чье литературное творчество принадлежит великой повествовательной традиции испанского языка». [2]
Победители
[ редактировать ]Премия Форментора
[ редактировать ]- : Хуан Гарсиа , Летняя буря Ортелано 1961 [5]
- : Дачия , Эпоха недуга Мараини 1962 [5] [6]
- 1963: Хорхе Семпрун , «Великое путешествие» [5] [7]
- : Элснер , Гигантские гномы Гизела 1964 [5] [8]
- 1965: Стивен Шнек, «Ночной служащий» [5] [9]
- 1966: отменен [5]
- 1967: не назначен [5]
После восстановления
[ редактировать ]- 2011: Карлос Фуэнтес [10]
- 2012: Хуан Гойтисоло [2]
- 2013: Хавьер Мариас [11]
- 2014: Энрике Вила-Матас [12]
- 2015: Рикардо Пилья [13]
- 2016: Роберто Калассо
- 2017: Альберто Мангель
- 2018: Мирча Кэртэреску [14]
- 2019: Анни Эрно [15]
- 2020: Сес Нутебум [16]
- 2021: Сезар Айра
- 2022: Lyudmila Ulitskaya
- 2023: Паскаль Кеньяр
- 2024: Ласло Краснагоркай
Международный приз
[ редактировать ]- 1961: Хорхе Луис Борхес Ficciones ( художественная литература ) и Сэмюэл Беккет ( трилогия ) [5]
- 1962: Уве о Спекуляции Якобе Джонсона [5]
- 1963: Карло Эмилио Гадда Познание боли ( Познакомившись с горем ) [5]
- 1964: Натали Саррот Les Fruits d'or ( Золотые фрукты ) [5]
- 1965: Сол Беллоу Херцог [5]
- 1966: Премия не присуждена [5]
- 1967: Витольд Гомбрович Космос ( Космос ) [5]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Павлович, Татьяна (2011) Мобильная нация: Espana Cambia de Piel (1954–1964) Intellect Books, стр. 6-64 ISBN 978-1-84150-324-0
- ^ Jump up to: а б с д и «Гойтисоло выигрывает литературную премию Форментора» , Latin American Herald Tribune
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сантана, Марио (2000) Иностранцы на родине: испано-американский новый роман в Испании, 1962–1974 . Гаррисберг, Пенсильвания: Издательство Бакнеллского университета. Стр. 50–53 . ISBN 978-0-8387-5450-4
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Драваса, Майдер. (2005) « Бум в Барселоне: литературный модернизм в испанской и испано-американской художественной литературе (1950–1974) ». Течения в сравнительно-романских языках и литературе 130:73. ISBN 0-8204-6827-4
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот "Converses de Formentor", брошюра конференции, 2008 г. (на испанском языке). Архивировано 16 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Книготорговец, выпуск 3138; Выпуск 3138
- ^ Книги месяца Джона О'Лондона , том. 80, нет. 1–8.
- ^ Раймонд Фернесс и Малкольм Хамбл. Спутник немецкой литературы двадцатого века . 1997, с. 76.
- ^ Издательство том. 179.
- ^ «Карлос Фуэнтес умирает» . lne.es. Рейтер. 15 мая 2012 года . Проверено 17 мая 2012 г.
- ^ Уинстон Манрике Сабогал (23 апреля 2013 г.). «Форментор отдает дань уважения литературе Хавьера Мариаса» . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 23 апреля 2013 г.
- ^ Уинстон Манрике Сабогал (28 апреля 2014 г.). «Вила-Матас выигрывает Форментор за «обновление горизонтов романа» » . Эль Паис (на испанском языке) . Проверено 7 мая 2014 г.
- ^ «Оторган аргентинцу Рикардо Пилья эль Премио Форментор 2015» . Зона Литература (на испанском языке). 8 июня 2015 года . Проверено 8 июня 2015 г.
- ^ «Румынский писатель Мирча Кэртэреску получил премию Форментор де лас Летрас» . Румыния Инсайдер . 10 апреля 2018 года . Проверено 13 апреля 2018 г.
- ^ Даниэль Верду (6 мая 2019 г.). «Писательница Анни Эрно выигрывает премию Форментора» . elpais.com . Проверено 6 мая 2019 г.
- ^ «Голландец Сеес Нутебум был удостоен премии Форментора в области литературы» . infobae.com . 29 апреля 2020 г. Проверено 3 мая 2020 г.