русинское дворянство
Русское дворянство ( украинское : Руська шляхта , латинизированное : Руска шляхта ; белорусское : Руская шляхта , латинизированное : Русская шляхта ; польское : szlachta ruska ) возникло на территориях Киевской Руси и Галицко-Волыни , которые были включены в состав Великого княжества Русского . Литва , Речь Посполитая , а затем Российская и Австрийская империи . Русинское дворянство становилось все более полонизированным , а затем русифицированным , сохраняя при этом отдельную культурную самобытность. [1] [2] [3] [4]
Русинское дворянство, первоначально характеризовавшееся как восточнославяноязычное и восточно-православное дворянство . [1] оказалась под властью расширяющегося Великого княжества Литовского, где оно поднялось из второсортного статуса до равноправного партнера литовского дворянства . [1] После польско-литовской унии 14 века русинская знать стала все более полонизироваться, приняв польский язык и религию (что все чаще означало переход из православной веры в католицизм ). [2] [3] [4] Русинское дворянство, однако, сохранило четкую идентичность внутри польско-литовской шляхты , что привело к латинскому выражению gente Ruthenus,natione Polonus или gente Rutheni,natione Poloni (переводится как «польского гражданства, но русинского происхождения»). [5] «Малороссийской расы и польской нации», [6] или в различных подобных ключах), хотя степень, в которой они сохранили и поддерживали эту отдельную идентичность, до сих пор обсуждается учеными и варьируется в зависимости от времени и места. [7] [8]
В конце концов, после Люблинской унии в 1569 году, большая часть территорий Малороссии стала частью Короны Царства Польского в составе Речи Посполитой. [3] Передача русинских земель из Великого княжества в Польшу произошла при мощной поддержке русинского дворянства, которого привлекала польская культура и желала привилегий польского дворянства . [3] Таким образом, русинское дворянство тяготело от литовской дворянской традиции к польской дворянской традиции, которую Стоун описал как переход от «богатства без юридических прав» к «определенным индивидуальным и корпоративным правам». [9] Литовское, польское и русинское дворянство постепенно становилось все более и более единым, особенно в том, что касается их положения как социально-политического класса . [6] [10] К XIX и XX векам русинская аристократия стала настолько сильно полонизированной, что возможное национальное возрождение Беларуси и Украины в основном стимулировалось средними и низшими классами дворянства, к которым позже присоединилось растущее национальное самосознание нового среднего класса. , а не бывшего высшего сословия русинского дворянства. [2]
Несмотря на полонизацию Литвы и Малороссии в 17-18 веках, значительной части нижней шляхты удалось в различных отношениях сохранить свою культурную самобытность. [11] [12] [13] [14] По польским оценкам 1930-х годов, 300 000 представителей простого дворянства - szlachta zagrodowa - населяли Подкарпатский регион Второй Польской Республики из 800 000 во всей стране. 90% из них были украиноязычными и 80% были украинскими греко-католиками . [15] В других частях Украины со значительным шляхтским населением, таких как Барский или Овручский районы , ситуация была аналогичной, несмотря на русификацию и более раннюю полонизацию. [16] [17]
Некоторые из основных русинских дворянских семей (все из которых стали в значительной степени полонизированными) включали Чарторыйских , Сангушко , Сапегу , Вишневецких , Заславских , Збараских и семью Острожских . [4]
История
[ редактировать ]Русинская знать обычно имела восточнославянское происхождение из включенных земель княжеств бывшей Киевской Руси и Галицко-Волынского королевства в состав Великого княжества Литовского и Царства Польского , которые в основном включают сегодняшнюю Украину и Белоруссию .
Большая часть высшего сословия Великого княжества называла себя литовцами ( литвинами ), но говорила на русинском языке (также называемом старорусским языком). [18] [19] Часть литовского дворянства была русинизирована. [20] Адаптированный старославянский , а затем русинский язык приобрел статус основного канцелярского языка в местных делах и отношениях с другими православными княжествами как лингва франка , а латынь использовалась в отношениях с Западной Европой. [21]
По данным белорусского историка Анатолия Грицкевича , в XVI веке на территории нынешней Белоруссии 80% феодалов были беларуского этнического происхождения, 19% литовцев и 1% других. [22] Он заявляет, что никаких крупных этнических конфликтов между ними и качество их прав также гарантировали литовские статуты 1529, 1566 и 1588 годов. [22]
Речь Посполитая
[ редактировать ]После объединения Великого Княжества Литовского и Королевства Польского в Речь Посполитую , непольские этнические группы , особенно русины и литовцы , оказались под сильным влиянием польской культуры и языка . [23] [24]
Польское влияние в регионах началось с Люблинской унии 1569 года , когда многие русинские территории, ранее контролировавшиеся [20] [25] Великое княжество Литовское было передано Польской Короне .
В условиях колонизации малонаселенных русинских земель польской или полонизированной шляхтой даже крестьяне из центральной Польши переселялись на Восток. [26] [27]
До 16 века русинский язык использовался большей частью шляхты Великого княжества Литовского, включая великих князей и включая регион Жемайтии, как в официальных делах, так и в частной жизни. [22] К концу XVI века в силу ряда обстоятельств, таких как Брестская уния , после запрета православной церкви, увеличилось число иезуитских школ, которые стали одним из основных мест получения образования шляхтой и т. д. Более активно стал использоваться польский язык. , особенно магнатами , в то время как мелкая шляхта оставалась старорусиноязычной.
С этого времени русинская шляхта активно перенимала польские дворянские обычаи и традиции, такие как сарматизм . Однако, несмотря на это, дворянство оставалось политически лояльным Великому княжеству Литовскому и защищало его автономию в спорах с польской короной в рамках Речи Посполитой. [20]
Русское дворянство в 17 веке
[ редактировать ]Казачья Гетманщина
[ редактировать ]После Переяславской рады на Левобережной Украине установилась власть казачьего Гетманщины. Правящим классом в государстве стали казаки. Несмотря на то, что большое количество казаков не имело официального (предоставленного или подтвержденного королем и сеймом ) дворянского происхождения, они были склонны идентифицировать себя как шляхта и считали тех казаков, у которых оно было, равными. Это можно было увидеть в образе жизни, искусстве, одежде и т. д. После окончания Гражданской войны появилось большое количество русинов, поляков (напр. Завадовский , Дунин-Борковский , Модзалевский ), литовцев (напр. Нарбут , Забила , Гудович ), татар (напр. Кочубей ), сербские (напр. Милорадовичи ), греческие (напр. Капнист ) и др. дворянские семьи переселились в Гетманщину. Путем смешанных браков между казаками, русинами и другими дворянами, а также путем дворянства, достигнув высоких постов как в Гетманщине, так и в России, казаки образовали казачье дворянство, также известное как казачья Старшина. Казачье дворянство сыграло большую роль в истории как Украины, так и России. К концу XVIII – началу XIX века они вошли в состав Русское дворянство .
Российская Империя
[ редактировать ]Русинское дворянство современной Украины в Российской империи
[ редактировать ]С конца XVI века русинское дворянство переселялось в Россию, поскольку в Речи Посполитой оно было подавлено католической польской шляхтой и не могло из-за этого достичь высокого социального и политического статуса. После Хмельницкого восстания и подписания Переяславского договора большое количество русской знати и казаков стали гражданами Гетманщины, которая имела самоуправление, но входила в состав Российского царства. После слияния казаков и русинского дворянства в казачье дворянство многие из них стремились получить более широкий политический, социальный и военный статус в России. С начала XVIII века и до начала XIX века они играли большую роль в составе Российского царства, а затем и Российской империи. Такие семьи, как Разумовский и Безбородко, стали одними из самых богатых семей Империи.
К концу XVIII — началу XIX века Гетманское государство вопреки Переяславскому договору было упразднено Екатериной II . Часть казаков была вынуждена переехать в район Кубани, где сформировали Кубанское казачество , а большая часть казаков осталась. Большинство выходцев из дворянства достигали необходимого звания Табели о рангах или были дворянизированы российскими императорами и вошли в состав Российского Дворянства . Тем, кто не смог подтвердить в данный момент, разрешили сделать это позже. После разделов Польши в дворянство вошло также русинское дворянство из Украины и других земель бывшей Речи Посполитой.
Точно так же русинское дворянство было включено в польское дворянство, высшее дворянство русинского и казачьего происхождения все больше и больше ассоциировало себя с русской нацией, а не с русинской (русинской, казачьей, украинской) нацией. Потому что большая часть образования велась в основном на русском и французском языках, и вскоре русинская знать вместо русинского языка стала говорить по-русски. Благодаря смешанным бракам и службе русинское дворянство стало крупным донором русского народа. Такие люди, как Петр Чайковский , Николай Гоголь , Федор Достоевский , Иван Паскевич , Михаил Остроградский, внесли большой вклад в общероссийскую культурную, научную и политическую жизнь.
Русинское дворянство современной Беларуси в Российской империи
[ редактировать ]В конце 18-19 веков белорусская шляхта была активными участниками антироссийских восстаний на территории бывшей Речи Посполитой. Тадеуш Костюшко (Тадеуш Костюшка), дворянин из нынешней Беларуси, был лидером восстания Костюшко в 1793 году . Кастусь Калиновский был лидером Январского восстания на территории бывшего Великого княжества Литовского.
К XIX веку полонизация шляхты, с одной стороны, и русификация и насильственное внедрение русского православия в крестьянство, с другой, привели к тому, что социальный барьер между аристократией и крестьянством на белорусских землях стал во многом этническим барьером. . [28] В 19 веке местные интеллектуалы крестьянского происхождения и некоторые шляхты, такие как Францишак Багушевич и Винцент Дунин-Марцинкевич, внесли свой вклад в белорусский национализм .
В начале 20 века белорусское дворянство проявляло преимущественно политическую активность в краёвском политическом движении. Тем не менее, некоторые из них, такие как Раман Скирмунт или Мадлен Радзивилл , симпатизировали белорусскому национальному движению и поддержали создание независимой Белорусской Демократической Республики в 1918 году. Командир полка Петр Казакевич позже присоединился к армии с 2000 профессиональными русскими казаками. Петр Казакевич был командиром полка Российской империи до того, как вступил в Белорусскую национальную армию .
После Октябрьской революции белорусское дворянство сильно пострадало от большевистского террора. Восточная Белоруссия столкнулась с советским террором уже с начала 1920-х годов, тогда как большинство дворян, проживавших в Западной Белоруссии, были репрессированы только после аннексии этой территории СССР в 1939 году. Белорусские историки говорят о геноциде белорусского шляхтича, осуществленном большевиками. [22]
Однако к началу ХХ века многие мелкие дворяне в Беларуси уже практически не отличались от обычных крестьян, репрессиям подвергалась лишь высшая аристократия из-за своего дворянского происхождения.
Австрийская империя
[ редактировать ]Русское дворянство сегодня
[ редактировать ]После восстановления независимости Беларуси в 1991 году оставшиеся потомки дворянских семей в Беларуси сформировали определенные организации, в частности Союз белорусских дворянских людей (Згуртаванне беларускай шляхты). Однако существует раскол между дворянством, идентифицирующим себя скорее с польско-литовской шляхтой, и русским дворянством .
Мы
[ редактировать ]Первоначально русинский дворянский народ назывался боярами ( украинский : бояри , латинизированный : бояр , русинский : бояре , латинизированный: бояре , белорусский : баяры , романизированный : баяры ). На территории нынешней Литовской Республики слово баджорай использовалось ).
После передачи городловских привилегий наряду со словом баяры стал использоваться термин баяры-шляхта (баяры-шляхта) или просто шляхта в документах Великого княжества Литовского (шляхта), написанный преимущественно на русинском языке . В 15-16 веках дворянство в Полесье или Подлаче также часто называли зямяне (зямяне). Со второй четверти XVI века слово шляхта (шляхта) стало доминирующим белорусским термином для обозначения дворянских людей.
Религия
[ редактировать ]К 14 веку большинство белорусского дворянства, как балтийского, так и русинского, были православными . [ нужна ссылка ] После христианизации Литвы в 1387 году все больше и больше дворян обращались в католицизм, который стал доминирующей религией среди аристократии.
В XVI веке значительная часть белорусского дворянства, как католического, так и православного, перешла в кальвинизм по примеру Радзивиллов и другие протестантские церкви. Однако под влиянием контрреформации конца 16 — начала 17 веков большинство из них перешло в католицизм. К моменту аннексии современных белорусских земель Российской империей в конце 18 века белорусское дворянство было преимущественно католиком, в то время как остальная часть населения была в основном восточными католиками небольшое восточно-православное , а на востоке современной Беларуси проживало меньшинство. Однако в окрестностях Пинска , Давид-Городка , Слуцка и Могилева существовала и православная шляхта , а также кальвинистская шляхта.
геральдика
[ редактировать ]Фамильные символы белорусских аристократов появились уже в XIV веке. Одной из привилегий, предоставленных дворянству Городлской унией, было использование польских (иногда измененных) гербов.
Насчитывается около 5 тысяч гербов польской, белорусской, литовской и украинской шляхты.
Известные русинские дворянские семьи
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Стоун 2001 , с. 12-13.
- ^ Перейти обратно: а б с Анна Рид (1 июня 2000 г.). Пограничье: путешествие по истории Украины . Основные книги. стр. 29–30. ISBN 978-0-8133-3792-0 . Проверено 19 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Профессор Пол Роберт Магочи (11 мая 2010 г.). История Украины: Земля и ее народы . Университет Торонто Пресс. п. 157. ИСБН 978-1-4426-1021-7 . Проверено 19 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Стоун 2001 , с. 45-46.
- ^ Розита Риндлер Шерве (2003). Диглоссия и власть: языковая политика и практика в империи Габсбургов XIX века . Вальтер де Грюйтер. п. 144. ИСБН 978-3-11-017654-4 . Проверено 19 ноября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Петр Стефан Вандич (1974). Земли разделенной Польши: 1795-1918 гг . Вашингтонский университет Press. п. 5. ISBN 978-0-295-95358-8 . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ Илья Призель (13 августа 1998 г.). Национальная идентичность и внешняя политика: национализм и лидерство в Польше, России и Украине . Издательство Кембриджского университета. п. 300. ИСБН 978-0-521-57697-0 . Проверено 19 ноября 2012 г.
- ^ Стоун 2001 , с. 25.
- ^ Стоун 2001 , с. 225.
- ^ Йорн Леонхард; Кристиан Виланд (23 июня 2011 г.). Что делает дворянство благородным?: Сравнительные перспективы с шестнадцатого по двадцатый век . Ванденхук и Рупрехт. п. 152. ИСБН 978-3-525-31041-0 . Проверено 20 ноября 2012 г.
- ^ Брюшевский, Михайлов. Украинская шляхта в Галиции на переломе XVI и XVII в. [ Russian nobility in Galicia на краю XVI и XVII centuries ] (in Russian).
- ^ Лыпинский, Вячеслав (1920). УКРАИНА НА ПЕРЕЛОМЕ. 1657—1659 [ Ukraine at the break of 1657-1659 ] (PDF) . Вьенна.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Pavlishin, Oleg. украинцами/поляками (Галичина, середина XIX – первая половина XX в.). Дилемма идентичности, или история о том, как "латинники" (не) стали Russian / Poles (Галиция, среда-19th - первое полугодие 20-го века.) ] (PDF) (в Russian).
- ^ Сливка, Лиусов. ВЕКА [ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЕЛЬНОЙ ДОРОГИ ГАЛИЧИНЫ В ПРОДОЛЖЕНИЕ ХIХ – В НАЧАЛЕ ХХ ] ПОЛЕВЫЕ 2010 Ивано-Франкивск.
- ^ Томашевский, Патрик. «Очерк деятельности Приусадебного дворянского общества в 1938-1939 годах» . Conservatism.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 17 мая 2017 года . Проверено 5 мая 2017 г.
- ^ Грушевский, Михаил (1892). "Барская околичная шляхта до к. XVIII в." [Дворянство окрестностей Бара до конца XVIII века] (PDF) . Киевская старина (на русском языке): 260–277.
- ^ Тимошенко, В. (2009). "В тисках двуглавого орла (Овручская окраинная шляхта ХІХ – на начало ХХ в.)" [In the vices of double-headed eagle (Gentry of the surroundings of Ovruch of the XIX - early XX centuries)]. Украиноведение (in Russian). 2 . Киев: 55-59.
- ^ (на английском языке) Ежи Луковский; Хьюберт Завадски (2001). Краткая история Польши . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 33–45. ISBN 0-521-55917-0 .
- ^ (на английском языке) Сергей Плохий (2006). Истоки славянских народов: домодернистские идентичности в России, Украине и Беларуси . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . стр. 109–111. ISBN 0-521-86403-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Украина: Литовское и польское владычество» . Британская энциклопедия .
В составе Великого княжества русинские (украинские и белорусские) земли первоначально сохраняли значительную автономию. Сами литовцы-язычники все больше переходили в православие и ассимилировались с русинской культурой. Административная практика и правовая система Великого княжества во многом опирались на славянские обычаи, а официальный русинский государственный язык (также известный как русинский) со временем развился из языка, используемого на Руси.
Прямое польское правление на Украине в 1340-х годах и в течение двух столетий после этого ограничивалось Галичиной. Там изменения в таких областях, как управление, право и землепользование, происходили быстрее, чем на украинских территориях под Литвой. Однако сама Литва вскоре оказалась втянута в орбиту Польши после династической связи двух государств в 1385/86 году и крещения литовцев в латинскую (римско-католическую) церковь. Распространение католицизма среди литовцев и сопутствующее распространение польского языка, культуры и представлений о политическом и социальном порядке среди литовского дворянства подорвали положение православных русинов, как это произошло ранее в Галичине. - ^ Зинкявичюс, Зигма (1993). « Проблема определения термина Канцелярии Великого Княжества Литовского славянским языком» (на литовском языке). Вильнюс. Архивировано из оригинала 2 июля 2004 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Грицкевич, Анатолий (1 ноября 1992 г.). «Беларуская шляхта» [белорусское дворянство] (на белорусском языке). Архивировано из оригинала 19 ноября 2003 г.
- ↑ Nataliia Polonska-Vasylenko , История Украины, "Либид", (1993), ISBN 5-325-00425-5 , VI, Раздел: «Украина под Польшей»
- ↑ Наталия Иаковенко, Нарыс истории Украины с заинтересованным chasic в течение XVIII столетия, Киев, 1997, раздел: «Украина-русский, «отчеканенный» в Rzeczpospolita Obojga Narodow
- ^ Полонская-Василенко, Раздел: Эволюция украинских земель в XV и XVI веках.
- ^ «Переведенная в результате Люблинской унии из состава Великого княжества Литовского в состав более этнически однородной Короны, Украина была «колонизирована» как польскими, так и украинскими дворянами. Большинство последних постепенно отказались от православия и стали католиками и поляками. Эти «маленькие короли» Украины контролировали сотни тысяч «подданных » »от Владислава IV Васы в «Польше, истории». (2006). В Британской энциклопедии . Получено 3 июня 2006 г. из Британской энциклопедии Premium Service: [1]
- ^ Вандич 1980 , с. 16.
- ^ «Архе-Литва как цель белорусского национального возрождения» . Arche.by . Архивировано из оригинала 17 июля 2009 г.
- ^ "Скаржинские" .
Источники
[ редактировать ]- Стоун, ДЗ (2001). Польско-Литовское государство: 1386-1795 гг . Вашингтонский университет Пресс . ISBN 978-0-295-98093-5 .
- Вандич, Петр С. (1980). США и Польша . Издательство Гарвардского университета .