Густав Эриксон


Густав Адольф Мауриц Эриксон (1872, Лемланд – 1947) был судовладельцем из Мариехамна , на Аландских островах. Он прославился флотом винджаммеров , которым управлял до конца своей жизни, в основном занимаясь торговлей зерном из Австралии в Европу.
Эриксон занимался парусным спортом практически всю свою жизнь. Он вышел в море в 9 лет, к 19 годам командовал парусным судном в торговле в Северном море и был капитаном нескольких судов с квадратным вооружением, прежде чем стать владельцем. [ 1 ]
Его корабли покупались по дешевке, поскольку примерно на рубеже веков большинство судоходных компаний перешли на пароходы; Эриксон часто приобретал корабли по ценам судолома. [ 1 ] В начале 1920-х годов еще существовала конкуренция за продаваемые винджаммеры — судоходная компания Ф. Лаайс даже заказала в 1920-е годы новые парусные суда, — но в 1930-е годы Эриксону принадлежала значительная доля действующих винджаммеров в мире. В марте 1935 года он приобрел «Мошулу» , «один из лучших стальных барков на плаву», всего за 12 000 долларов. [ 2 ]
К концу 1930-х годов торговля зерном в Южной Австралии была практически единственным выгодным вариантом использования винджаммеров, и то только в том случае, если судовладелец максимально минимизировал затраты. Эриксон снабжал свои корабли экипажем и припасами в достаточном количестве, поскольку они были необходимы для быстрого и эффективного плавания его кораблей, но не предоставил ни экипажа, ни оборудования больше, чем было необходимо. Большие четырехмачтовые барки Эриксона обычно совершали рейсы длиной 30 000 морских миль (56 000 км) с экипажем менее 30 человек. [ 3 ]
В 1935 году 19-летний Ричард Бринсли Шеридан опубликовал свою книгу «Райский ад: опыт ученика на четырехмачтовом барке», в которой описал свои десять месяцев на барке Эриксона « Лохилл». [ 4 ]
Молодой Эрик Ньюби отплыл в Австралию на Мошулу в 1938–1939 годах в рамках торговли зерном в Южной Австралии. В то время он принадлежал Эриксону и был частью последнего «великого флота парусных кораблей». Ньюби описал свое путешествие в книгах «Последняя гонка за зерном» и «Изучение веревок» , где он написал, что Эриксона одновременно уважала и осуждала команда, которая знала его только как «Плодди Густав». Из 13 кораблей, принимавших участие в зерновой гонке 1939 года , 10 были кораблями Эриксона. [ 5 ]
Корабли
[ редактировать ]- Тьеримай (1913–1925, трехмачтовый составной (дерево на железных каркасах) барк , водоизмещением 1 550 т, постройки 1883 года в Амстердаме . Затонул в Северном море при столкновении с голландским траулером , капитан погиб)
- Аланд (1913–1914, бывший Рене Рикмерс , четырехмачтовый железный барк , 3 300 т, построен в 1887 году в Глазго . Сел на мель на коралловом рифе у Новой Каледонии , поскольку маяки не были освещены, потерпел крушение, экипаж спасен)
- Фреденборг (1914–1916, трехмачтовый деревянный барк, построен в 1881 году в Гете , Аландские острова, около 700 т. Продано, потерпел крушение в том же году)
- Борроудейл (1916–1917, трехмачтовый железный барк, водоизмещением 1 850 т, постройки 1868 года в Ливерпуле . Торпедирован немцами в устье Бристольского канала , экипаж спасен)

- Грейс Харвар (1916–1935, трехмачтовое стальное судно с полным вооружением , водоизмещением 2 950 т, построено в 1889 году в Глазго. Продано на слом)
- Профессор Кох (1916–1923, трехмачтовый стальной барк, водоизмещением 2 350 т, построен в 1891 году в Глазго. Столкнулся с айсбергом , продолжил путь в Монтевидео , признан потерпевшим крушение)
- Ингрид (1917–1919, деревянная баркентина , 650 т, построена в 1907 году в Гете. Укрылась в Фалмуте , считается потерпевшей крушение. Англичане отремонтировали корабль, установили вспомогательный двигатель и отправили его в Вест-Индию среди других мест, сдан на слом в 1939 году)
- Southern Belle (1917–1919, трёхмачтовый деревянный барк, около 850 тонн, постройки 1871 года в Новой Шотландии . Продано)
- Маргарета (1917 г., четырехмачтовый стальной барк, водоизмещением 3 100 т, построен в 1889 г. в Глазго. Торпедирован в Ирландском море , экипаж спасен)
- Лохилл (1917–1942, четырехмачтовый стальной барк, водоизмещением 4 600 т, построен в 1892 году в Данди . Взято в качестве военного трофея ЮАР )
- Вудберн (1919–1924, трехмачтовый стальной барк, водоизмещением 2 600 т, построен в 1896 году в Глазго. Продан на Фиджи в качестве угольной баржи)
- Ригель (1919–1920, пароход , 500 т, построен в 1918 году на верфи и машиностроительном заводе Хиеталахти , Хельсинки . Продано.)
- Эдгар (1920–1922, пароход, 1250 т, построен на верфи и машиностроительном заводе Хиеталахти. Продан в Германию).

- Герцогин Сесили (1921–1936, четырехмачтовый стальной барк, построен в 1902 году в Бремерхафене . Сел на мель в Ла-Манше , у Девона , потерпел крушение)
- Лох-Линне (1922–1933, трехмачтовый железный барк, водоизмещением 2 200 т, построен в 1876 году в Глазго. В 1933 году сел на мель в архипелаге Кёкар , потерпел крушение)
- Pommern (1923–1953, бывший Mneme , четырехмачтовый стальной барк, 4 050 т, построен в 1903 году в Глазго. В Мариехамне, когда началась война в 1939 году, больше не плавал, передан городу Мариехамну как корабль-музей)
- Каррадейл (1923–1924, четырехмачтовый стальной барк, водоизмещением 3 300 т, построен в 1889 году в Глазго . Продан на слом)
- Пенанг (1923–1940, бывший Альберт Рикмерс , трехмачтовый стальной барк, водоизмещением 3 250 т, построен в 1905 году в Бремерхафене. Торпедирован в Атлантике, все 18 человек погибли)
- Арчибальд Рассел (1924–1948, четырехмачтовый стальной барк, 3 950 т, построен в 1905 году в Гриноке , Шотландия. В Халле, когда разразилась Вторая мировая война , захвачен в 1941 году, возвращен судовладельцу в 1948 году, продан на слом)
- Киллоран (1924–1940, трехмачтовый стальной барк, 3 050 т, постройки 1900 в Труне , Шотландия. Потоплен немецким вспомогательным крейсером Виддер у Канарских островов , экипаж освобожден в 1941 году)
- Olivebank (1924–1939, четырехмачтовый стальной барк, водоизмещением 4 400 т, построен в 1892 году в Глазго. Напал на мину в Северном море 8.9.1939, утонуло 14 человек)
- Кармен (1924–1934, трехмачтовый деревянный барк, водоизмещением 850 т, постройки 1921 года в Гранбоде, Аландские острова. Брошен возле Борнхольма 2.9.1934, оставлен спасателям)
- Полстьернан (1924, четырехмачтовая деревянная шхуна , 1600 т, постройка 1920 в Драгсфьярде , Финляндия. Продана 7.3.1924 Койвисто [ Приморск ?])
- Baltic (1924–1939, четырехмачтовая деревянная баркентина , 750 т, построена в 1919 году в Лемланде , Аландские острова. Продана Рауме [или Уусикаупунки ?]).
- Хугомонт (1925–1932, четырехмачтовый стальной барк, 4000 т, построен в 1897 году в Гриноке в Англии. Неоснащенный торнадо у Австралии, стал волноломом в проливе Исследователя в Южной Австралии )
- Лингард (1925–1935, трехмачтовый стальной барк, 1600 т, постройки 1893 в Арендале в Норвегии. Столкнулся со шведским s/s Gerda 1.11.1935, отбуксирован в Гетеборг , продан клубу парусников Норвегии. Экипаж из 21 Герды утонула в аварии)
- Остроботня (1925–1934, трехмачтовая деревянная шхуна, 800 т, постройки 1919 в Якобстаде . Списана на слом на верфи Уусикаупунки)
- Винтерхуд (1925–1944, ранее Мейбл Рикмерс , трехмачтовый стальной барк, водоизмещением 3 250 т, постройки 1898 в Бремерхафене. Прибыл 30.9.1939 в Ставангер , был неоснащен, сдан в аренду под склад, продан немецкой морской пехоте 27.4.1944, стал баржа в Гамбурге )
- Лалла Рук (построен в 1876 году, переименован в Карху , а позже в Эффенди , переименован обратно в Лалла Рукх в 1926–1928, трехмачтовый железный барк, 1450 т, построен в 1876 году в Ливерпуле . Продан Бельгии на слом 27.11.1928)
- Эстония (1927–1936, трехмачтовая деревянная баркентина, 800 т, построена в 1921 году в Гутмансбахе . Потерпевшая крушение 5 октября в Орскяре)
- Мельбурн (1929–1932, бывший Густав , бывшая Австралия , четырехмачтовый стальной барк, водоизмещением 4 250 т, построен в 1892 году в Глазго. М/т Seminole столкнулся с Мельбурном возле Квинстауна 30.6.1932, при затоплении корабля утонуло 11 человек)
- Мадара (1929–1939, деревянный теплоход , 900 т, постройки 1919 в Эрвескьёбинге . Продан в Бремене после столкновения)

- «Викинг» (1929–1951, четырехмачтовый стальной барк, водоизмещением 4 000 т, построен в 1907 году в Копенгагене . В Мариехамне во время войны, плавал впоследствии, продан Швеции, ныне ресторан и отель в Гетеборге .)
- Ponape (1929–1936 бывший Bellhouse ), бывший Regina Елена, четырехмачтовый стальной барк водоизмещением 3 500 т, построен в 1903 году в Генуе. продан на слом
- Памир (1931–1941 и 1948–1950, четырехмачтовый стальной барк, водоизмещением 4 500 т, построен в 1905 году в Гамбурге. Захвачен в Новой Зеландии 7 августа 1941 года в качестве военного трофея, возвращен в 1948 году, последний рейс зерна в 1949 году, продан на слом. 1950 г., куплен немцами, перевернулся в Атлантическом океане 1957 г., 80 г. экипаж погиб, 6 спасены)
- L’Avenir (1932–1937 L’Avenir ), четырёхмачтовый стальной барк водоизмещением 3 650 т, построен в 1908 году в Бремерхафене . Продан правительству Германии в 1937 году, переименован в «Адмирал Карпфангер» , исчез в 1938 году по пути из Австралии в Европу.
- Passat (1932–1950, четырехмачтовый стальной барк, водоизмещением 4 700 т, построен в 1911 году в Гамбурге. В Мариехамне во время Второй мировой войны, плавал в 1946–1950 годах, продан на слом, куплен немцами, корабль-музей в Травемюнде )
- Швеция (1932–1947, деревянный теплоход, 600 т, постройки 1921 г. в Швеции. Продан в Хельсинки)
- «Одина» (1933 г., четырехмачтовый деревянный теплоход. Куплена для моторов, корпус сдан на слом. Место крушения находится на архипелаге Уусикаупунки)
- Вера (1933–1947, деревянный теплоход, 650 т, постройки 1936 [?] в Швеции. Продано)
- Варма (1933–1937, трёхмачтовый деревянный барк, 1 400 т, постройки 1922 в Уусикаупунки . Продан в Германию)
- Eläköön (1933–1943, трехмачтовая деревянная барка, 1400 т, построена в 1920 году в Уусикаупунки . Продана в Хельсинки , переоборудована в моторную баржу)
- Велламо (1933–1939, деревянная баркентина, позже моторизованная, 550 т, построена в 1919 году в Уусикаупунки. Продано Уусикаупунки)
- Валборг (1933–1939, четырехмачтовое деревянное моторно-парусное судно, первоначально без двигателя, водоизмещением 1 500 т, построено в 1919 году в Виктории , Канада. Разрушено при пожаре)
- Кайлемор (1934–1937, трехмачтовый стальной барк, водоизмещением 1 900 т, построен в 1880 году в Глазго. Продан в Германию на слом)
- Песталоцци (1934–1937, трехмачтовый железный барк водоизмещением 1 000 т, построен в 1884 году в Гамбурге . Продан Либаве на слом)
- Регина (1934–1935, деревянный парусно-моторный корабль, 1 000 т, постройки 1919 в Порвоо . Погиб в результате пожара в Балтийском море ).
- Диона (1934–1939, четырехмачтовая деревянная баркентина, 1000 т, построена в 1923 году на Аландских островах. Столкновение с неизвестным пароходом в Балтийском море, отбуксировано в Уусикаупунки, незарегистрировано в 1940 году)

- Мошулу (1935–1947, бывший Дредноут , бывший Курт , четырехмачтовый стальной барк, водоизмещением 4 900 т, построен в 1904 году в Глазго. Ныне ресторан в Филадельфии )
- Кирста (1937–1959 экс- Гленисла ), пароход водоизмещением 2 500 т, постройки 1906 г. в Ростоке.
- Готфрид (1937–1953, пароход, 2 500 т, построен в 1899 году в Сандерленде )
- Арго (1937–1942 Арго ), бывший Одесса , пароход водоизмещением 4 320 т, постройки 1898 года в Глазго. Торпедирован в Балтийском море 16.6.1942, утонуло 9 человек, среди них сын Густава Эриксона Густав Адольф.
- Alca (1937–1947 ex Skåne ), композитный теплоход водоизмещением 650 т, постройки 1919 года в Швеции. Продал
- Агнес (1938–1942, бывший Blairlogie , пароход, водоизмещением 5 200 т, постройки 1912 в Роттердаме . Торпедирован в Балтийском море 1.11.1942, утонуло четыре человека)
- Оливия (1940–1956, бывший Кеми , пароход, 3 250 т, постройки 1900 в Ростоке )
- Бонден (1940–1942, пароход, 900 т, постройки 1891 в Копенгагене , торпедирован 12.9.1942 в Аландском море , экипаж спасён)
- Авенир (1941–1950, бывший Вийма , пароход, 5 080 т, построен в 1897 году в Вест-Хартлпуле. Куплен у Антти Вихури )
- Сириус (1942–1946, энт. Бьерквик , трёхмачтовая деревянная моторная шхуна, во время войны плавала у берегов Норвегии, продана в Норвегию)
- Стирсё (1942–1959, бывший Хильде , теплоход, 600 т, построен в 1894 году в Сандерленде , перестроен в 1944 году в Уусикаупунки)
- Олден (1943–1958, бывший Wisa , пароход, водоизмещением 6 300 т, построен в 1907 году в Сандерленде. Куплен у Антти Вихури)
- Адольф (1943–1946, пароход, 110 т, постройки 1889 в Варкаусе . Продан в Хельсинки)
- Мария (1943–1953, бывший Бьернеборг , пароход, 3 700 т, построен в 1894 году в Англии)
- Корсё (1944–1947, бывший Аура , пароход, водоизмещением 3 250 т, построен в 1908 году в Вест-Хартлпуле. Куплен у финского судовладельца, передан Советскому Союзу в собственность Германии.)
- Скогсё (1947–1953, бывший Марс , пароход, 1040 т, постройки 1909 в Хобокене ).
- Гранё (1947–1959, бывший Stanja , пароход, 3015 т, постройки 1915 в Осло .)
- Кунгсё (1947–1971, пароход, построен в 1947 году в Турку , в год смерти Эриксона. Продан в 1971 году Греции.)
Густав Эриксон также владел запчастями на следующих кораблях:
- Матильда (1891–1900, трехмачтовый барк).
- Гесснер (1892–1899, трехмачтовый барк, постройки 1854 г.)
- Адель (1893–1898, трехмачтовая баркентина, построена в 1878 году)
- Океан (1894–1911, трехмачтовый барк, постройки 1873 г.)
- Монтроса (1898–1928, трехмачтовый барк, постройки 1863 г.)
- Европа (1899–1906, трехмачтовый барк, постройки 1870 г.)
- Дюге (1899–1910, трехмачтовый барк, постройки 1873 г.)
- Ванадис (1899–1903, полностью оснащенный корабль, постройки 1880 г.)
- Вулф (1902–1913, трехмачтовый барк, постройки 1881 г.)
- Куба (1900–1901, трехмачтовый барк, постройки 1872 г.)
- Церера (1901–1911, трехмачтовая баркентина, постройки 1871 г.)
- Августа (1901–1911, трехмачтовый барк)
- Альма (1901–1902, трехмачтовая баркентина)
- Каролина (1901–1905, бриг , постройки 1874 г.)
- Хильда (1901–1902, трехмачтовый барк, постройки 1865 г.)
- Калева (1901–1903, трехмачтовый барк, постройки 1861 г.)
- Албания (1903–1908, полностью оснащенный корабль, постройки 1884 г.)
- Део Глория (1903–1912, трехмачтовая баркентина, постройки 1861 г.)
- Любовь (1903 г., бриг, постройки 1874 г.)
- Роксана (1903–1907, трехмачтовый барк, постройки 1860 г.)
- Ида (1902–1906, трехмачтовая баркентина)
- Холместранд (1902–1903, трехмачтовый барк, постройки 1872 г.)
- Изабель (1905–1915, Браун , трехмачтовый барк, постройки 1885 г.)
- Кристина (1909–1915, трехмачтовый барк)
- Пера (1910–1917, полностью оснащенный корабль, 1890 года постройки)
- Фрида (1913–1916, бывший графство Эдинбург , четырехмачтовый барк, построен в 1885 году)
- Азия (1915–1916, трехмачтовый барк, 1864 года постройки)
- Prompt (1916–1936, трехмачтовый барк, 1887 года постройки)
- Конкордия (1916–1918, трехмачтовый барк)
- Люципара (1916–1917, четырехмачтовый барк, постройки 1885 г.)
- (1892 (1916 Норден)), трёхмачтовый барк
- Пархим (1916–1926, трехмачтовый барк, постройки 1889 г.)
- Нептун (1917–1928, трехмачтовая баркентина, постройки 1890 г.)
- Нэсборг (1919–1930, кеч , построен в 1920 г.)
- Эсперанса (1920–1927, трехмачтовая шхуна, постройки 1919 г.)
- Фред (1920–1934, трехмачтовый барк, 1920 года постройки)
- Линден (1920–1937, трехмачтовая шхуна, постройки 1920 г.)
- Бальдер (1923–1929, трехмачтовая шхуна, постройки 1922 г.)
- Хильдур (1926–1933, трехмачтовая шхуна)
- Веста (1926–1935, дополнительная трехмачтовая шхуна)
- Видар (1926-19??), вспом. трехмачтовая шхуна
- Винета (1926–1929, трехмачтовая баркентина, постройки 1920 г.)
- Густав (1929–1942, бывшая Элисса , дополнительная трехмачтовая шхуна, постройки 1877 г.)
- Фекла (1929 г., трехмачтовый барк, постройки 1881 г.)
- Дженолин (1930–1936, дополнительная трехмачтовая шхуна, постройки 1919 г.)
- Моцарт (1931–1935, четырехмачтовая баркентина, постройки 1903 г.)
- Аландские острова (1931–1936, бывший Parma ex Arrow , четырехмачтовый барк, постройки 1902 г.)
- Йоханнес (1933–1937, дополнительная трехмачтовая шхуна, постройки 1902 г.)
Ссылки
[ редактировать ]- Список кораблей (июль 2011 г.) в основном со страницы Густав (Адольф Мауриц) Эриксон 1872–1947. Архивировано 8 ноября 2012 г. в Wayback Machine в Вакканете Кари Джалавой. Архивировано 27 сентября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б Ньюби 2000 , с. 10.
- ^ Ньюби 2000 , с. 21.
- ^ Ньюби 2000 , с. 20.
- ^ Ричард Бринсли Шеридан, «Райский ад: опыт ученика на четырехмачтовом барке» Лондон: Патнэм, 1935.
- ^ Ньюби 1990 , с. 243.
Библиография
[ редактировать ]- Коре, Георг (1978). Последние высокие корабли: Густав Эриксон и Аландский парусный флот 1872–1947 гг . Гринвич: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-134-3 .
- Ньюби, Эрик (1990). Последняя зерновая гонка . Пикадор. п. 243. ИСБН 978-0-330-31885-3 .
- Ньюби, Эрик (2000). Изучение веревок . Джон Мюррей (Издательство) Limited. стр. 10, 20, 21. ISBN. 0-7195-5641-4 .