Mikoyan-Gurevich Ye-150 family
Семейство Е-150 | |
---|---|
![]() | |
Ye-152M/1 (Ye-166) | |
Роль | Самолет-перехватчик |
Национальное происхождение | Советский Союз |
Производитель | Микоян-Гуревич |
Первый полет | Е-152А - 10 июля 1959 г.; Е-150 - 8 июля 1960 г.; Е-152 - 21 апреля 1961 г. [1] |
Статус | Прототипы |
Количество построенных | 1 x Ye-150, 2 x Ye-152, 1 x Ye-152A |
Разработано на основе | Mikoyan-Gurevich I-75 |
Семейство Микояна-Гуревича Е-150 представляло собой серию прототипов самолетов-перехватчиков , разработанных и построенных конструкторским бюро Микояна-Гуревича в Советском Союзе с 1955 года. [1] [2] [3] [4] [5]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Для удовлетворения потребностей Противовоздушной обороны (Войск ПВО ) в тяжелом перехватчике для ведения автоматического перехвата в бюро МиГ была разработана линейка крупных истребителей, начиная со стреловидной серии И-3 (т.е. , I-380, I-410 и I-420), за ними следуют I-7 и I-75 . Требования к сверхзвуковой скорости перехвата и возможности нести тяжелые авиационные системы определяли размер: современный МиГ-21Ф (аналогичный по компоновке) весил 4819 кг (10 624 фунта) и имел длину 15,76 м (51 фут 8-1/2 дюйма). по сравнению с 12 345 кг (27 215 фунтов) и 18,14 м (59 футов 6 дюймов) соответственно у Е-150. [1]
МАП ракетами ( Министерство авиационной промышленности - Министерство авиационной промышленности) приказало ОКБ Микояна построить прототипы нового перехватчика, который будет вооружен К-6 , К-7 , К-8 , К-9 ; неуправляемые ракеты; или нацеливаемая спаренная пушечная установка. Автоматическое наведение на точку перехвата должны были обеспечивать интегрированные комплексы вооружения «Ураган -5» («Ураган-5»).
Варианты
[ редактировать ]Е-150
[ редактировать ]Первоначальная версия с ракетным вооружением, получившая обозначение Е-150, впервые поднялась в воздух 8 июля 1960 года после обширных наземных проверок систем и задержки с поставкой годного к полету двигателя. [1] Летные испытания продвигались медленно, чему препятствовал очень короткий срок службы двигателя Р-15 (его едва хватало для предполетных наземных проверок и одного полета), а также проблемы с тряской элеронов, отказом тормозного парашюта и разрушением коробки передач агрегатов двигателя. . Летные испытания производителя, состоявшие из 42 полетов, показали очень высокую скороподъемность, впечатляющую максимальную скорость (2,65 Маха на высоте 19 100 м (62 700 футов) при использовании газа менее полного газа) и феноменальный практический потолок - не менее 21 000 м (69 000 футов). [1]
На Е-150 не производилась установка систем вооружения и он не был допущен к производству, но разработка продолжилась на Е-151 и Е-152. [1]
Е-151
[ редактировать ]Вариант с пушечным вооружением Е-151 проектировался параллельно с Е-150, но до аппаратной стадии не дошел. Система вооружения должна была состоять из спаренной пушки ТКБ-495 или ТКБ-539 Макарова . [6] со скорострельностью 2000 выстр/мин, установленный на вращающемся кольце в наклоняемых креплениях. Крепления могли наклоняться на ±30°, а монтажное кольцо могло вращаться на 360°, что давало установке конус огня под углом 60° вокруг центральной линии монтажного кольца. Чтобы разместить кольцевую турель, впускной канал был удлинен за счет вращающегося кольца, образующего впускную кромку; испытания в аэродинамической трубе подтвердили, что удлиненный впускной канал действительно улучшит аэродинамические и впускные характеристики; удлиненный воздухозаборник сохранился для всех самолетов более поздней серии Е-150 (без пушечной установки). Дальнейшие туннельные испытания с входной установкой, оснащенной пушкой, выявили дестабилизирующие силы при отклонении пушки, что делало невозможным точное прицеливание оружия и исключало дальнейшую разработку. Были проведены исследования с пушечной установкой в кормовой части кабины для уменьшения дестабилизирующего момента, как у Е-151-2 , но никаких технических средств не дали. [1]
Е-152
[ редактировать ]Два одномоторных Е-152 были оснащены улучшенными двигателями Р-15-300, как и Е-152-1 и Е-152-2, но надежность оставалась проблемой, поскольку летные разработки, испытания систем вооружения и мировые испытания были лишь ограниченными. совершены рекордные полеты. Низкая надежность двигателя и отказ от предполагаемой системы вооружения К-9/Ураган-5Б привели к закрытию программы Е-152. [1] [7] крупные ракеты К-80 Укороченные треугольные крылья большей площади позволяли нести на законцовках крыла или К-9.
Мировые рекордные полеты были совершены на первом прототипе Е-152-1 в 1961 и 1962 годах, зарегистрированном в ФАИ как Е-166. [1]
Второй самолет, Е-152-2, был возвращен Микояну для переоборудования в Е-152М, имевший осесимметричное сужающееся-расширяющееся сопло и переднее оперение по обе стороны носовой части фюзеляжа, которые вскоре были сняты. Е-152М был отправлен в Центральный музей ВВС в Монино под ошибочным обозначением Е-166, который на самом деле был немодифицированным Е-152-1. [1]

Ye-152A
[ редактировать ]Микоян -Гуревич Е-152А представлял собой двухмоторную версию Е-152, разделяющую его общую компоновку, но использовавшую два турбореактивных двигателя Туманского Р-11 с форсажной камерой, установленных бок о бок в переработанной задней части фюзеляжа. Изменение типа двигателя, вызванное крайне низкой надежностью Р-15, привело к расширению хвостовой части фюзеляжа с крупными подфюзеляжными килями. Большая часть планера была идентична Е-152, включая удлиненный воздухозаборник и фюзеляж, которые оказались выгодными во время испытаний предлагаемого варианта Е-150 с пушечным вооружением Е-151. Благодаря использованию полностью отработанных и надежных двигателей Р-11 Е-152А был готов к полету в июле 1959 года и продолжал летать на испытательных дежурствах в испытательном центре Микоян-Гуревич, пока не разбился в 1965 году. [1]
Вооружение должно было состоять из двух ракет класса «воздух-воздух » К-9 в составе комплекса вооружения Е-152-9-В с радиолокационной станцией управления огнем ЦКБ «Алмаз ЦП-1» .
Е-152А получил отчетное название НАТО Flipper после пролета во время показа Дня авиации 1961 года в Тушино , а также был ошибочно идентифицирован как МиГ-23. [1]
Да-152П
[ редактировать ]Предлагаемая разработка с более надежным двигателем Р-15-300, системой управления вооружением «Ураган-5Б» и оснащенной крупнокалиберным зенитно-ракетным комплексом большой дальности К-80. [1]
Ye-152M
[ редактировать ]Е-152-2 был возвращен на завод имени Микояна для переоборудования в Е-152М, оснащенный небольшими передними поверхностями по обе стороны носовой части фюзеляжа и двигателем Р-15-300 с осесимметричным сужающимся-расширяющимся соплом, позволяющим от эжекторного кольца вокруг задней части фюзеляжа придется отказаться. После первоначальных летных испытаний утки сняли, оставив монтажные конструкции. Использованный для дальнейших испытаний двигателя Р-15 и систем вооружения «Ураган», Е-152М был отправлен в Центральный музей ВВС в Монино под ошибочным обозначением Е-166 и тремя красными звездами, обозначающими мировые рекорды, установленные его однотипным кораблем. , Е-152-1. [1]
Е-166
[ редактировать ]Вымышленное обозначение Е-152-1, использованное при регистрации мировых рекордов Международной авиационной федерацией (FAI). Также применимо к Е-152М, показанному в Монино как разведывательная уловка. [1]
МиГ-23
[ редактировать ]Ошибочное обозначение, присвоенное наблюдателями западной разведки Е-152А после показа в Тушино в 1961 году. [1]
Uragan-5
[ редактировать ]Разработка системы автоматического вооружения «Ураган-5» была инициирована Советом Министров в 1955 году для перехвата сверхзвуковых бомбардировщиков, летевших на высоте 10–25 000 м (33–82 021 фут) со скоростью 1600–2000 км/ч (990–1240 миль в час ; 860– 1080 узлов ) на расстоянии до 100–120 км (62–75 миль) от базы перехватчиков (с достаточным предупреждением). Система полагалась на наземный радар для наведения перехватчика на перехват с помощью радара цели и авиационных систем прицеливания и вооружения для выполнения задачи с использованием следующих компонентов: [3] Наземная радиолокационная система высокого разрешения для предоставления точных данных о местоположении и высоте на расстоянии 345 км (214 миль ; 186 морских миль ).
- Система активного допроса (САЗО)
Автоматическое средство наведения
- Цифровой управляющий компьютер
- Командный канал передачи данных (СПК)
Истребитель-перехватчик с бортовым радаром (минимальная дальность обнаружения 25 км (16 миль ; 13 миль )), автопилотом и компьютером прицеливания вооружения (SRP)
- Mikoyan-Gurevich Ye-150
- Mikoyan-Gurevich Ye-151
- Mikoyan-Gurevich Ye-152
- Mikoyan-Gurevich Ye-152A
- Mikoyan-Gurevich Ye-150P
- Mikoyan-Gurevich Ye-150M
Варианты вооружения включали:
- 2 х 30-мм автопушки в наклонно-поворотной установке
- неуправляемые ракеты
- 2 ракеты К-6 «воздух-воздух»
- 2 зенитных К-7 ракетных комплекса
- 2 зенитных К-8 ракетных комплекса
- 2 зенитных К-9 ракетных комплекса
Сочетание задержек в разработке электронных компонентов, ракет и низкой надежности двигателей Туманского Р-15 для авиационной составляющей привело к тому, что в 1962 году система Ураган-5, устанавливавшаяся на модификации Е-150, была отменена. [3]
Технические характеристики (Е-152-1)
[ редактировать ]Данные Гордона [1]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 19,656 м (64 фута 6 дюймов)
- Размах крыла: 8,793 м (28 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 40,02 м 2 (430,8 кв. футов)
- Вес пустого: 10 900 кг (24 030 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 14 350 кг (31 636 фунтов)
- Силовая установка: 1 двигатель Туманский Р-15-300 турбореактивный с форсажной камерой , тяга 66,7 кН (15 000 фунтов силы) насухая, 99,6 кН (22 400 фунтов силы) с форсажной камерой.
Производительность
- Максимальная скорость: 3030 км/ч (1880 миль в час, 1640 узлов) на высоте 15 400 м (50 525 футов).
- Максимальная скорость: 2,85 Маха.
- Дальность действия: 1470 км (910 миль, 790 миль)
- Практический потолок: 22 680 м (74 410 футов)
- Скорость набора высоты: 62,5 м/с (12300 футов/мин)
Вооружение
- Орудия: 2 × 23-мм Афанасьев Макаров АМ-23 автопушки в наводной установке (Е-151).
- Ракеты: ** 2 × К-6. ракеты «воздух-воздух»
Авионика
- Система управления вооружением Ураган-5.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Гордон, Ефим (2004). Советские тяжелые перехватчики . Хинкли: Мидленд. п. 33 -50. ISBN 978-1-85780-191-0 .
- ^ «Русские и советские военные самолеты» . 24 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 24 августа 2006 г. Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Самолеты wp.scn.ru. Архивировано 9 ноября 2013 г. на Wayback Machine.
- ^ «А.И.Коян Э-150» . www.testpilot.ru . Проверено 2 февраля 2019 г.
- ^ "МиГ Е-150/Е-151/Е-152/Е-166 Флиппер - СССР/Россия" . ПАЛИТРА КРЫЛЬЯ . Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года . Проверено 7 января 2020 г.
- ^ Уильямс, Энтони Г.; Гастин, Эммануэль (доктор) (2004). Летающие пушки: современная эпоха . Рамсбери: Кровуд. стр. 78, 104. ISBN. 1861266553 .
- ^ Гордон, Ефим; Ганстон, Билл (2000). Советские X-Самолеты . Хинкли: Мидленд. п. 106 . ISBN 978-1-85780-099-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Немечек, Вацлав (1986). История советской авиации с 1918 года . Лондон: Уиллоу Букс. ISBN 0-00-218033-2 .
- Ганстон, Билл (1995). Энциклопедия русской авиации 1875-1995 годов «Оспри» . Лондон: Оспри. ISBN 9781841760964 .
- Гордон, Ефим (2004). Советское/Российское авиационное вооружение . Хинкли: Мидленд. ISBN 978-1-85780-188-0 .
- Gordon, Yefim; Komissarov, Dmitry (2009). OKB Mikoyan . Hinkley: Midland. ISBN 9781857803075 .