Экспериментальная воинская часть
Экспериментальная воинская часть | |
---|---|
Активный | 1967–1971 |
Страна | США/Австралия |
Ветвь | Армия США / Королевский флот Австралии |
Роль | Вертолетный штурм и транспорт |
Размер | Компания |
Псевдоним(а) | Эму |
Девиз (ы) | «Завершите кровавую работу» |
Экспериментальное военное подразделение ( ЭВС ) представляло собой совместный австралийско-американский вертолетный десантный отряд размером с роту , действовавший во время войны во Вьетнаме . Подразделение было создано в 1967 году после просьбы вооруженных сил США к Австралии направить для участия в конфликте больше пилотов вертолетов. Поскольку единственным доступным персоналом была авиация флота Королевского военно-морского флота Австралии (RAN) (с австралийской армии и RAAF уже активно задействованными пилотами ), был сформирован RAN Helicopter Flight Vietnam (RANHFV) и интегрирован в 135-ю штурмовую вертолетную роту Соединенных Штатов. Армия штатов . Название подразделения EMU было выбрано американцами в качестве бэкронима австралийской птицы, и этот выбор позабавил австралийцев: несмотря на то, что эму большой, быстрый и очень подвижный, он не может летать.
EMU использовал несколько вариантов вертолета UH-1 Iroquois , и ему в первую очередь было поручено обеспечивать транспорт и поддержку подразделений армии Республики Вьетнам США (ARVN), армии и морской пехоты , а также австралийской армии. Типичные дневные операции состояли из десяти транспортов (при поддержке четырех боевых кораблей и командного подразделения), которые собирали отряд солдат, совершали боевой штурм и затем возвращали отряд на базу. Другие операции включали нападения на рассвете и в сумерках, ночные патрули охотников-убийц и поддержку подразделений ВМС США в захвате высокопоставленных военнослужащих Вьетконга . Хотя контингент РАН был значительно меньше, чем остальная часть подразделения, австралийский персонал часто оказывался на руководящих должностях из-за более обширной подготовки и опыта, чем их американские коллеги.
Первоначально действовавший на авиабазе Вунгтау , в конце 1967 года EMU был переведен в базовый лагерь Блэкхорс . В конце 1968 года подразделение было переведено в район Бьен Хоа . В середине 1970 года ЕВС было поручено провести операции в Камбодже , но, поскольку правила ведения боевых действий для австралийцев запрещали им действовать за пределами Вьетнама, подразделение действовало в недостаточном составе в течение нескольких дней, пока его не перебросили обратно для операций во Вьетнаме. Позже в том же году подразделение было переведено в Донг Там . RANHFV была выведена из Вьетнама в 1971 году, положив конец объединенному подразделению. Австралийский контингент был самым титулованным подразделением RAN, участвовавшим во Вьетнамской войне, и имел самый высокий уровень потерь.
Организация и роль
[ редактировать ]армии США ЭВС было сформировано на базе 135-й роты штурмовых вертолетов . [ 1 ] 135-я дивизия ранее использовала транспортные средства «Карибу» в качестве тактической авиатранспортной роты, но была переориентирована на вертолеты после соглашения Джонсона-МакКоннелла 1966 года , когда все самолеты были переданы ВВС США , а все вертолеты — ВВС США. Армия Соединенных Штатов . [ 1 ]
135-я дивизия была объединена с вертолетным рейсом Королевских ВМС Австралии, австралийским контингентом из восьми пилотов, четырех наблюдателей, четырех летных экипажей, 24 технических матросов и механиков и шести административных сотрудников, все они были набраны из 723-й эскадрильи RAN . [ 2 ] Четыре из этих контингентов были развернуты во время участия Австралии в объединенном подразделении (RANHFV с 1 по 4). [ 3 ] Австралийский офицер, возглавлявший контингент РАН, стал старшим офицером 135-й роты, и из-за его более обширной подготовки и опыта по сравнению с американским персоналом (например, один летный инструктор армии США, назначенный в роту, имел всего 125 часов летный опыт, а у каждого пилота РАН было более 1000 часов), австралийские сотрудники обычно занимали руководящие должности во всей компании. [ 4 ]
Собирательным названием объединенного подразделения было Экспериментальное военное подразделение, или ЭВС. [ 5 ] Это название было обратным названием эму и было выбрано 135-м полком перед его развертыванием, поскольку оно было большой, быстрой и очень подвижной австралийской птицей. [ 5 ] Это обозначение позабавило австралийских членов компании, поскольку эму не умеет летать. [ 6 ]
ЭВС официально входил в состав 12-й авиационной группы 1 -й авиационной бригады и входил в структуру командования армии США . [ 2 ] [ 7 ] Отдельная цепочка подчинения личного состава РАН сохранялась до командующего австралийскими вооруженными силами во Вьетнаме. [ 7 ] Австралийская командная цепочка использовалась редко: Дэвид Фартинг, возглавлявший RANHFV 3, утверждает, что ему пришлось использовать ее только один раз за время своего двенадцатимесячного командования. [ 7 ]
Основная роль EMU заключалась в обеспечении транспорта и поддержки подразделений армии Республики Вьетнам (ARVN), армии и морской пехоты США, а также австралийской армии. [ 8 ] Для этой цели рота была оснащена вертолетами UH-1 «Ирокез» : 30 десантных вертолетов UH-1D или UH-1H «Slick» (ЭВС была первой штурмовой вертолетной ротой, оснащенной моделью «H»), и восемь боевых вертолетов UH-1C (прозванных «Тайпанами» в честь ядовитой австралийской змеи ). [ 6 ] [ 8 ] [ 9 ] Рота была разделена на пять взводов: два транспортно-десантных, один боевой, один обслуживающий и один штабной. [ 6 ]
Типичное ежедневное развертывание состояло из десяти «Сликов» (плюс запасной), двух групп по два боевых корабля и вертолета управления и контроля (обозначенного «Чарли Чарли»). [ 10 ] Вертолеты должны были покинуть базу на рассвете, собрать подразделение (обычно из 9-й пехотной дивизии США , 199-й пехотной бригады США , южновьетнамских III и IV корпусов или 1-й австралийской оперативной группы ), выполнить боевой штурм , а затем верните отряд на базу до наступления темноты. [ 8 ] [ 11 ] Другие обязанности, выполняемые ЕВС, особенно с 1970 года, включали нападения на рассвете и в сумерках; ночные патрули охотников-убийц, в состав которых входили один «Слик», вооруженный сигнальными ракетами, два боевых корабля и «Чарли Чарли», вооруженный мощным прожектором и спаренным пулеметом калибра 0,50; и совместные операции с морскими котиками США , которые обычно включали обнаружение и захват высокопоставленного персонала Вьетконга (ВК). [ 12 ]
История
[ редактировать ]Создание
[ редактировать ]В 1966 году Соединенные Штаты обратились к Австралии с просьбой направить больше пилотов вертолетов во Вьетнам, поскольку увеличение числа солдат США и их союзников превысило возможности вертолетных транспортных и вспомогательных подразделений. [ 2 ] Из-за обязательств австралийской армии и Королевских ВВС Австралии (RAAF) во Вьетнаме и других местах, единственными доступными пилотами были авиация флота RAN. [ 3 ] Первоначально планировалось объединить их с 9-й эскадрильей RAAF , хотя армия США потребовала, чтобы пилоты RAN были интегрированы в одну из их вертолетных рот. [ 3 ] 14 июля 1967 года было объявлено, что RAN Helicopter Flight Vietnam (RANHFV) будет создан и объединен со 135-й штурмовой вертолетной ротой армии США для формирования Экспериментального военного подразделения (EMU). [ 2 ]
Октябрь 1967 г. - сентябрь 1968 г.
[ редактировать ]Компоненты ЕВС прибыли в Вунгтау в начале октября 1967 года: 135-й в течение первой недели и контингент RANHFV в течение 16–18 октября. [ 1 ] Компания была объявлена действующей 3 ноября 1967 года. [ 5 ] Рота действовала с авиабазы Вунгтау была переведена в базовый лагерь Блэкхорс (оперативная база 11-го бронетанкового кавалерийского полка ) в районе Суан-Лок . в течение ноября и декабря, затем 31 декабря [ 13 ]
В середине февраля, доставляя 9-ю дивизию АРВН в зону высадки возле Му Тхо , ЕВС столкнулся с несколькими ротами хорошо вооруженных солдат Северо-Вьетнамской народной армии Вьетнама (ПАВН). [ 14 ] Один вертолет был сбит ракетой, в результате чего погиб американский экипаж, еще восемь самолетов получили повреждения. [ 14 ] 22 февраля 1968 года пилот электропоезда РАН был убит, возглавляя операцию по эвакуации солдат АРВН из места нападения ВК. [ 15 ] Он был первым австралийским пилотом, погибшим во время войны во Вьетнаме. [ 15 ]
В конце февраля началась программа, в ходе которой пилоты 9-й эскадрильи RAAF были приглашены летать с EMU на двухнедельные стажировки: хотя официально она была задумана для содействия обмену знаниями между Королевским военно-морским флотом Австралии, Королевскими военно-воздушными силами Австралии и Соединенными Штатами. В отделении армейской авиации этот план также помог восполнить нехватку пилотов в ЕВС, поскольку личный состав Соединенных Штатов завершил двенадцатимесячный призывной период и не был немедленно заменен. [ 16 ]
18 мая электропоезду было поручено перевезти 25-ю дивизию АРВН . [ 17 ] Во время приземления отряд попал в засаду VC: десять самолетов были подбиты, несколько ARVN были убиты или ранены, хотя единственной травмой, полученной экипажем EMU, была пуля в мочку уха американского пилота. [ 17 ] Позже выяснилось, что атака произошла в результате утечки разведданных внутри подразделения АРВН, что привело к ужесточению процедур и созданию «Смоки»; «Ирокез», модифицированный для создания дымовой завесы при приземлении. [ 18 ]
21 августа боевой корабль был поражен ракетой и разбился, в результате чего погибли три члена экипажа. [ 19 ]
Начиная с 9 сентября, была произведена ротация второго контингента RANHFV: 30 сентября был освобожден австралийский исполнительный директор EMU, а последние члены первого контингента отправились 15 октября. [ 20 ] Во время развертывания RANHFV 1 EMU налетал 30 670 часов, при этом семь американских и три австралийских экипажа погибли, а также одиннадцать американцев и четыре австралийца были серьезно ранены. [ 20 ]
Октябрь 1968 г. - сентябрь 1969 г.
[ редактировать ]23 октября ЕВС встретило сильное сопротивление возле Бон Тре при высадке и эвакуации 9-й дивизии. [ 20 ] Два вертолета разбились и были уничтожены, еще семь повреждены, однако потерь среди экипажей нет. [ 20 ]
С ноября EMU было поручено действовать с базы Bearcat (оперативная база 222-го авиационного батальона ) недалеко от Бьен Хоа , в то же время их обязанности расширились и стали включать поддержку сил Королевской армии Таиланда . [ 20 ] [ 21 ]
В январе 1969 года пилот РАН погиб, когда его вертолет во время плохой погоды задел линии электропередачи. [ 22 ]
был сбит боевой корабль . В середине февраля в Виньлонге силами ВК [ 22 ] Экипаж выжил и использовал пулеметы M60 , установленные на двери боевого корабля , чтобы держать VC на расстоянии, пока другой вертолет EMU не смог их спасти. [ 22 ] 22 февраля ВК начала спорадические минометные обстрелы Bearcat, вынудив EMU эвакуировать свои вертолеты и вспомогательный персонал в Блэкхорс шесть раз в течение следующих семи дней. [ 22 ]
31 мая боевой корабль EMU, сопровождавший строй возле базового лагеря Донг Там, попал под шквальный обстрел и разбился, в результате чего все находившиеся на борту погибли. Дверной стрелок, ведущий летный экипаж Ноэль Шипп, единственный австралиец в экипаже, продолжал стрелять, когда вертолет упал на землю, кампания по награждению Шиппа Крестом Виктории провалилась, и вместо этого он был удостоен награды рекрутского дивизиона своего имени в РАН. , Рекрутская школа. [ 22 ] [ 23 ]
16 июня австралийский стрелок на борту «Слика» был ранен при прикрытии огня медицинской эвакуации южновьетнамских солдат возле Кай Бе . [ 22 ]
Несмотря на начало сезона дождей в июне, активность ПАВН возросла. [ 22 ] Это, в сочетании с потерей нескольких вертолетов и заменой 9-й пехотной дивизии США менее профессиональными 7-й и 9-й дивизиями АРВН в рамках процесса « вьетнамизации », увеличило рабочую нагрузку ЕВС. [ 24 ]
RANHFV 3 начал ротацию с 10 сентября и завершился к концу сентября. [ 24 ]
Октябрь 1969 г. - сентябрь 1970 г.
[ редактировать ]19 декабря, после засады ВК в Бинь-Ди , в результате которой погибла половина подразделения АРВН, ЕВС успешно развернул блокирующие силы на пути вывода ПАВН, что привело к тяжелым потерям. [ 25 ]
Несколько вертолетов были сбиты, а командиры экипажей убиты или ранены во время операций в первые месяцы 1970 года. [ 26 ] Примерно в то же время резко произошла замена южновьетнамских командиров на более агрессивных офицеров в подразделениях, с которыми действовало ЕВС, желание помешать Северному Вьетнаму начать еще одну атаку, подобную Тетскому наступлению , и начало ночных патрулей охотников-убийц. увеличил рабочую нагрузку ЕВС. [ 26 ] Это усугублялось нехваткой нового американского персонала для замены тех, кто завершил свой призыв, запасных частей и самолетов, что вынуждало ЕВС заимствовать вертолеты и экипажи у других подразделений. [ 26 ]
В начале марта вертолет электропоезда приземлился на мину-ловушку, серьезно ранив австралийского пилота и убив двух южновьетнамских пассажиров. [ 26 ] Позже в том же месяце член экипажа американского боевого корабля скончался от ран, полученных в результате вражеского огня, а в другом инциденте пять «Сликов» были повреждены обстрелом. [ 26 ]
В начале мая 1970 года ЕВС было поручено возглавить операции в Камбодже . [ 26 ] австралийскому персоналу запрещали Однако, поскольку правила ведения боевых действий въезд в Камбоджу (пункт, усиленный австралийским посольством в ночь перед первой операцией), ЕВС был вынужден действовать без австралийского персонала в течение нескольких дней, пока они не были переведены на обязанности в Камбодже. Вьетнам. [ 27 ] Привлечение других вертолетных подразделений к кампании в Камбодже еще больше увеличило рабочую нагрузку EMU. [ 28 ]
18 мая южновьетнамский аванпост был захвачен батальоном ВК. [ 28 ] ЕВС был вызван для переброски контратакующих войск в этот район; при этом головной вертолет с австралийским пилотажем был поврежден и был вынужден отступить. [ 28 ] Другой вертолет EMU был отвлечен от других операций, чтобы возглавить высадку. [ 28 ] Второй лидер получил повреждения приборов кабины от огня противника, хотя австралийский пилот оставался на станции еще несколько волн. [ 28 ] США Пилот, младший лейтенант Энди Перри, позже был награжден Серебряной звездой , Южновьетнамским крестом за доблесть , и упоминался в депешах . [ 28 ] Два дня спустя боевой корабль EMU разбился после обстрела из пулемета 50-го калибра , в результате чего погиб американский экипаж, а его спутник был серьезно поврежден. [ 28 ]
К концу мая проблема нехватки персонала в США была решена, и компания вернулась к полному штату. [ 28 ] Однако взвод боевых вертолетов потерял несколько вертолетов, и эта ситуация осталась без внимания, поскольку боевой вертолет UH-1C больше не производился, а сменный вертолет AH-1 Cobra не был переброшен в передовые части. [ 28 ]
В августе EMU был переведен в базовый лагерь Донг Там, где также размещались подразделения морских котиков США и мобильных речных сил . [ 29 ] Хотя база находилась ближе к обычным районам боевых действий подразделения (преимущество, которое было сведено на нет, когда 21-я дивизия АРВН , действовавшая в дельте Меконга , начала нуждаться в поддержке ЕВС), база регулярно подвергалась минометным и ракетным обстрелам (в первый месяц база обстреливали в среднем раз в неделю). [ 29 ] ЕВС было необходимо полностью переехать в течение четырех дней, продолжая свою деятельность. [ 28 ]
Ротация Королевского военно-морского флота Австралии с RANHFV 3 на RANHFV 4 произошла в сентябре, а должность старшего офицера EMU официально была передана 17 сентября. [ 30 ]
Октябрь 1970 г. - июнь 1971 г.
[ редактировать ]Нападения на базу продолжались в течение октября и ноября; 3 ноября пятеро военнослужащих EMU были ранены минометным осколком. [ 30 ] 11 ноября ЕВС было необходимо бросить четыре волны южновьетнамских солдат в бой с батальоном ВК возле леса У Минь . [ 30 ] При этом были повреждены пять самолетов, один из которых был вынужден приземлиться, но позже восстановился. [ 30 ]
Уязвимость UH-1 была продемонстрирована в конце 1970 года. [ нужны разъяснения ] , когда пять вертолетов EMU были сбиты в провинции Кьенхоа одним солдатом ВК, вооруженным автоматом АК-47 . [ 31 ] В результате крушения никто не погиб, но все пять вертолетов пришлось эвакуировать по воздуху на самолетах CH-47 Chinook . [ 31 ]
4 декабря пилот австралийского электропоезда спас южновьетнамский патрульный катер, который был выведен из строя и дрейфовал к силам ВК, которые атаковали его и потопили сопутствующий корабль. [ 32 ] [ 33 ] Несмотря на обстрел, пилот добился этого, запутав посадочные полозья своего «Ирокеза» в надстройке лодки и отбуксировав ее. [ 32 ] Позже за свои действия он был награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги. [ 32 ]
Операции продолжались и в новом году, и 16 января 1971 года был сбит вертолет электропоезда, перевернувшийся вверх дном. [ 32 ] Американский пилот погиб, но остальной личный состав выжил в результате крушения, присоединился к южновьетнамским войскам, сражавшимся в этом районе, и оставался с ними до тех пор, пока вертолеты 1-го кавалерийского полка не отогнали ПАВН. [ 32 ]
В конце февраля и начале марта южновьетнамские и американские войска участвовали в операции «Лам Сон 719» — попытке перерезать линии снабжения Северного Вьетнама (известные как « тропа Хо Ши Мина» в Лаосе). [ 32 ] Из-за австралийского контингента EMU не участвовало в этой операции, но обнаружило, что американские пилоты и экипажи, предназначенные для замены в составе подразделения, вместо этого перенаправлялись в вертолетные компании, поддерживающие операцию. [ 32 ]
В начале 1971 года было объявлено, что RANHFV станет одним из нескольких австралийских подразделений, которые выведутся из Вьетнама к середине 1971 года. [ 32 ] [ 33 ] Австралийский персонал EMU прекратил полеты 8 июня и улетел 16 июня, ознаменовав конец существования экспериментального военного подразделения объединенных сил. [ 32 ]
Награды и почести
[ редактировать ]Австралийский персонал получил ряд наград и наград: трое были назначены членами Ордена Британской империи (MBE), восемь получили Крест за выдающиеся заслуги (DSC), пять - Крест за выдающиеся летные заслуги (DFC), а один получил Британский военнослужащий. Империя Медаль (БЭМ). [ 34 ] 24 были упомянуты в депешах , а 34 получили благодарность Военно-морского совета. [ 34 ] Это более половины наград и наград, врученных военнослужащим РАН, участвовавшим в войне во Вьетнаме. [ 15 ] Австралийский персонал также был награжден несколькими наградами Вьетнама и США. [ 33 ]
723-я эскадрилья РАН, головное подразделение Вертолётного звена РАН Вьетнам, удостоена боевой награды «Вьетнам 1967–71». [ 33 ]
Пять сотрудников RAN, приписанных к EMU, были убиты во время конфликта, еще десять серьезно ранены: это самый высокий показатель потерь среди всех подразделений RAN во Вьетнаме. [ 35 ]
В 2018 году правительство Австралии наградило вертолетный рейс Вьетнама наградой за доблесть , которая была вручена на церемонии, состоявшейся у Австралийского военного мемориала в Канберре. [ 36 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с АНАМ, Летающие станции , с. 180
- ^ Jump up to: а б с д АНАМ, Летающие станции , с. 179
- ^ Jump up to: а б с Фартинг, Морская мощь на берегу и в воздухе , с. 214.
- ^ Фартинг, Морская мощь на берегу и в воздухе , стр. 214–5, 220.
- ^ Jump up to: а б с АНАМ, Летающие станции , с. 181
- ^ Jump up to: а б с Фартинг, Морская мощь на берегу и в воздухе , с. 219.
- ^ Jump up to: а б с Фартинг, Морская мощь на берегу и в воздухе , с. 216
- ^ ANAM, Летающие станции , стр. 180–1.
- ^ ANAM, Летающие станции , стр. 182–3.
- ^ АНАМ, Летающие станции , стр. 182–3, 188
- ^ Фартинг, Морская мощь на берегу и в воздухе , стр. 216–7.
- ^ ANAM, Летающие станции , стр. 183–4.
- ^ Jump up to: а б АНАМ, Летающие станции , стр. 185–6.
- ^ Jump up to: а б с Купер, в Королевском военно-морском флоте Австралии , стр. 208.
- ^ АНАМ, Летающие станции , с. 186
- ^ Jump up to: а б АНАМ, Летающие станции , с. 187
- ^ АНАМ, Летающие станции , с. 188
- ^ ANAM, Летающие станции , стр. 188–9.
- ^ Jump up to: а б с д и АНАМ, Летающие станции , с. 189
- ^ Деннис и др., Оксфордский справочник по военной истории Австралии , стр. 441
- ^ Jump up to: а б с д и ж г АНАМ, Летающие станции , с. 191
- ^ https://defence-honours-tribunal.gov.au/wp-content/uploads/2011/05/AF13051933.pdf . [ только URL-адрес PDF ]
- ^ Jump up to: а б АНАМ, Летающие станции , стр. 192–3.
- ^ АНАМ, Летающие станции , с. 193
- ^ Jump up to: а б с д и ж АНАМ, Летающие станции , с. 194
- ^ Фартинг, Морская мощь на берегу и в воздухе , с. 215
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж АНАМ, Летающие станции , с. 195
- ^ Jump up to: а б АНАМ, Летающие станции , стр. 195–6.
- ^ Jump up to: а б с д АНАМ, Летающие станции , с. 196
- ^ Jump up to: а б Фартинг, Морская мощь на берегу и в воздухе , с. 218.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я АНАМ, Летающие станции , с. 197
- ^ Jump up to: а б с д Рейс на вертолете RAN Вьетнам , Королевский военно-морской флот Австралии
- ^ Jump up to: а б АНАМ, Летающие станции , с. 199
- ^ Хоббс, в Олдхэме, 100 лет Королевскому военно-морскому флоту Австралии , с. 145
- ^ Уайт, Дань специальному подразделению , с. 9
Ссылки
[ редактировать ]Книги
- Австралийский музей военно-морской авиации (ANAM) (1998 г.). Летающие станции: история морской авиации Австралии . Сент-Леонардс, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. ISBN 1-86448-846-8 . ОСЛК 39290180 .
- Купер, Аластер (2001). «Эра Корейской войны (стр. 155–180); Эра передовой обороны». Стивенс, Дэвид (ред.). Королевский флот Австралии . Столетняя история обороны Австралии (том III). Южный Мельбурн, Виктория: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-555542-2 . OCLC 50418095 .
- Деннис, Питер; Грей, Джеффри; Моррис, Юэн; Прайор, Робин (2008). Оксфордский справочник по военной истории Австралии (2-е изд.). Южный Мельбурн, Виктория: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-551784-2 . OCLC 271822831 .
- Фартинг, Дэвид (2007). «RAN и аэромобильные операции: полет на вертолете RAN во Вьетнаме». Стивенс, Дэвид; Рив, Джон (ред.). Морская мощь на берегу и в воздухе . Ультимо, Новый Южный Уэльс: Halstead Press. ISBN 978-1-920831-45-5 . ОСЛК 271328006 .
- Хоббс, Дэвид (2011). «История австралийской морской авиации». В Олдхэме, Чарльз (ред.). 100 лет Королевскому военно-морскому флоту Австралии . Бонди-Джанкшен, Новый Южный Уэльс: Faircount Media Group. OCLC 741711418 . Архивировано из оригинала 26 октября 2012 года . Проверено 20 июня 2011 г.
Веб-сайты
- «Военно-морские операции во Вьетнаме» . Королевский флот Австралии. Архивировано из оригинала 30 апреля 2010 года . Проверено 30 января 2009 г.
- «Полет на вертолете РАН во Вьетнаме» . Королевский флот Австралии. Архивировано из оригинала 30 сентября 2009 года . Проверено 3 октября 2009 г.
Газетные статьи
- Уайт, Энтони (6 сентября 2018 г.). «Посвящение спецподразделению». Новости ВМФ . Том. 61, нет. 16. с. 9.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эзер, Стив (1998). Выполните кровавую работу: полет на вертолете Королевского военно-морского флота Австралии - Вьетнам и 135-я штурмовая вертолетная рота, 1967–1971 гг . Сент-Леонардс, Новый Южный Уэльс: Аллен и Анвин. стр. 86–87. ISBN 1-86448-802-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хьюи Ветс - EMU Inc .: некоммерческая организация, продвигающая историю вертолетных подразделений EMU и Вьетнама в целом, в первую очередь посредством эксплуатации годной к полетам копии вертолета EMU.