Каско -класса Резак
![]() USCGC Casco (WHEC-370. бывший WAVP-370) в 1969 году.
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Халл |
Строители |
|
Построен | Октябрь 1939 г. - ноябрь 1944 г. |
В комиссии | Сентябрь 1946 г. - апрель 1988 г. |
Завершенный | 18 |
Потерянный | 0 |
Ушедший на пенсию | 18 |
Сохранился | 0 |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Каско класса Резак |
Смещение |
|
Длина |
|
Луч | 41 фут 1 дюйм (12,52 м) |
Черновик | 12 футов 5 дюймов (3,78 м) в полном объеме |
Установленная мощность | От 6000 до 6080 лошадиных сил (от 4,48 до 4,54 МВт) |
Движение | Дизельный двигатель , два вала |
Скорость | 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) |
Диапазон | 20 000 миль (37 000 км; 23 000 миль) при скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час) |
Дополнить | 151 |
Датчики и системы обработки | радар , сонар |
Вооружение |
|
Класс Casco — большой класс береговой охраны США, катеров находившихся в эксплуатации с конца 1940-х по конец 1980-х годов. [ 1 ] Они служили в качестве кораблей, сообщающих погоду, в Атлантическом и Тихом океанах до начала 1970-х годов, а некоторые участвовали в боевых действиях во время войны во Вьетнаме .
Дизайн
[ редактировать ]В период с 1941 по 1946 год ВМС США приобрели 35 «Барнегат малых тендеров на гидросамолеты класса », получивших обозначение «AVP» в ВМФ буквенно-цифровой системе нумерации корпуса и предназначенных для логистической и административной поддержки эскадрильи действующих летающих лодок, из неосвоенных районов и, с значительные возможности противовоздушной , противолодочной и противолодочной обороны для сопровождения более крупных тендеров на гидросамолеты. Большинство из них служило во время Второй мировой войны , хотя даже во время войны ВМС определили, что количество « Барнегатов » превышает потребности; в результате один был построен как катапультный учебный корабль для пилотов гидросамолетов ВМФ (сохранив обозначение «AVP»), а четыре были переоборудованы во время строительства в тендеры моторных торпедных катеров , переименованных в «AGP». [ 2 ]
После Второй мировой войны у ВМФ был избыток тендеров на гидросамолеты, и береговая охрана искала корабли для службы на океанских станциях в Атлантическом и Тихом океанах для выполнения задач по прогнозированию погоды, а также для выполнения правоохранительных и поисково-спасательных операций по мере необходимости. . » «Барнегаты были надежными, дальнобойными, мореходными и имели хорошую обитаемость. [ 3 ] и, соответствующим образом модифицированные, были хорошими кандидатами для удовлетворения требований Береговой охраны ; По словам Береговой охраны оценки « Барнегатов », «качество изготовления судна в целом значительно превосходит то, которое наблюдалось на других судах, построенных во время войны. На судне достаточно места для складов, жилых помещений, кораблей, офисов». и места для отдыха. Главный двигатель превосходен. Характеристики судна в умеренном и сильном море определенно превосходят характеристики любого другого катера. ." [ 4 ]
Приобретение и модификации
[ редактировать ]В 1946 году ВМС передали три тендера на гидросамолеты непосредственно Береговой охране; они поступили на вооружение в том же году и в 1947 году. В 1948 году ВМС предоставили Береговой охране еще двенадцать тендеров на гидросамолеты, учебный катапультный корабль и два тендера моторных торпедных катеров, и они поступили на службу береговой охраны в 1948 и 1949 годах; в 1966 году ВМФ также полностью передал эти корабли Береговой охране. Из кораблей, полученных береговой охраной, два были построены на Бостонской военно-морской верфи в Бостоне , штат Массачусетс , а остальные — в штате Вашингтон : три — на компании Associated Shipbuilders, Inc. в Сиэтле , десять — на верфи Lake Washington Shipyard в Хоутоне , и три - на военно-морской верфи Пьюджет-Саунд в Бремертоне .
После принятия их на службу береговой охраны в них был внесен ряд изменений для подготовки кораблей к службе на океанских станциях. для аэростатов кормовой части было добавлено укрытие В , гидрографическая лебедки , а места на борту были отведены под океанографическое оборудование. и океанографическая установлены [ 5 ]
Классификация
[ редактировать ]В соответствии с буквенно-цифровой системой классификации корпуса , использовавшейся в то время, катера береговой охраны, переданные из ВМФ, сохраняли свою классификацию ВМФ с добавлением буквы «W» в начале классификации для обозначения их подчинения береговой охране. Таким образом, бывшие тендеры на гидросамолеты и бывший учебный катапультный корабль получили классификацию «WAVP»; Два бывших тендера моторных торпедных катеров (AGP), которые перед передачей береговой охране получили свое первоначальное обозначение «AVP», также поступили на службу береговой охраны как WAVP. Единственным исключением был Dexter , который изначально имел обозначение WAGC-18, но вскоре получил обозначение WAVP, как и остальные.
В 1965 году «Рокавей» , единственный среди « Каско », был переклассифицирован в «океанографическое» судно, WAGO-377.
В 1966 году береговая охрана реклассифицировала все катера Casco , включая Rockaway , как высокопрочные катера и изменила их классификацию на «WHEC». Корабли сохранили те же бортовые номера, что и WAVP.
Некоторые Casco позже претерпели дополнительные изменения в классификации, поскольку их роли изменились в последние годы службы. Unimak был учебным кораблем (WTR-379) с 1969 по 1975 год, прежде чем вернуться к своей классификации WHEC, Gresham стал « метеорологическим катером» (WAGW-387) в 1970 году, а Rockaway стал «морским судном правоохранительных органов» (WOLE-377). ) в 1971 году.
Мы
[ редактировать ]Класс был назван в честь USCGC Casco (WAVP-370) , позже WHEC-370, подразделения с наименьшим буквенно-цифровым номером корпуса береговой охраны. Три корабля, переданные непосредственно Береговой охране в 1946 году, после ввода в строй Береговой охраны получили новые имена, названные в честь министров финансов США . 15 кораблей, переданных в аренду Береговой охране в 1948 году, сохранили свои первоначальные названия ВМФ и были названы в честь островов , заливов и заливов вокруг Соединенных Штатов и тогдашней территории Аляски .
Операции
[ редактировать ]Первые три корабля вступили в строй в 1946 и 1947 годах, остальные последовали за ними в 1948 и 1949 годах. За исключением «Декстера» , который выходил из строя на несколько лет в 1950-х годах, все они оставались в эксплуатации без перерыва до конца 1960-х и начала 1970-х годов, а также один, Unimak , после непродолжительного простоя в середине 1970-х годов, оставался в строю до 1988. Все они служили в качестве кораблей с метеосводками при патрулировании океанских станций до конца 1960-х и начала 1970-х годов, за исключением «Декстера» береговой охраны после Западного побережья США , который стал учебным кораблем возвращения в строй в 1958 году.
были У Каско разные судьбы. Военно-морской флот потопил пять кораблей в качестве целей в 1968 и 1969 годах, а еще пять были списаны в начале 1970-х годов. Последний выживший служащий береговой охраны, Унимак , был затоплен, образовав искусственный риф .
Семь кораблей: «Абсекон» , «Чинкотиг» , «Якутат» , «Берингов пролив» , «Касл-Рок» и «Залив Кука» были переданы Южному Вьетнаму в 1971 и 1972 годах и переименованы в RVNS Pham Ngu Lao, Lý Thường Kiệt, Trần Nhật Duật, Trần Quang Khải, Трун Бинь Чонг и Трун Куок Тоун соответственно. Когда Южный Вьетнам рухнул в конце войны во Вьетнаме в 1975 году, шестеро бежали на Филиппины , где двое были разобраны на запчасти, а остальные четыре поступили на вооружение ВМС Филиппин , действуя как фрегаты класса Андреса Бонифачо до середины 1980-х годов. . Седьмой корабль, RVNS Pham Ngu Lao , бывший Absecon , был захвачен Северным Вьетнамом , по-видимому, оставался в составе ВМС Вьетнама до 1990-х годов и может оставаться на плаву сегодня как последний уцелевший Barnegat или Casco корабль класса .
Корабли
[ редактировать ]USCGC Каско (WAVP-370, WHEC-370)
[ редактировать ]С 1941 по 1947 год Каско служил тендером на гидросамолет ВМС США USS Casco (AVP-12). В 1949 году он был передан в аренду Береговой охране США и в том же году вступил в строй. На протяжении всей своей карьеры в береговой охране она находилась в Бостоне , штат Массачусетс , выполняя патрулирование океанских станций в Северной Атлантике. В 1966 году он получил новое обозначение WHEC-370 и был выведен из эксплуатации в 1969 году. Позже в том же году ВМС США потопили его как цель.
USCGC Макинак (WAVP-371, WHEC-371)
[ редактировать ]С 1942 по 1946 год Макинак служил тендером на гидросамолет ВМС США USS Mackinac (AVP-13). В 1949 году он был передан в аренду Береговой охране США и в том же году вступил в строй. На протяжении всей своей карьеры в береговой охране она работала в Нью-Йорке , выполняя патрулирование океанских станций в Северной Атлантике. В 1966 году он получил новое обозначение WHEC-371 и был выведен из эксплуатации в 1967 году. ВМС США потопили его как цель в 1968 году.
USCGC Гумбольдт (WAVP-372, WHEC-372)
[ редактировать ]Гумбольдт служил тендером гидросамолета ВМС США USS Humboldt (AVP-21) с 1941 по 1947 год. Он был передан в аренду Береговой охране США в 1949 году и в том же году вступил в строй. Она находилась в Бостоне, штат Массачусетс, с 1949 по 1966 год и в Портленде, штат Мэн, с 1966 по 1969 год, выполняя патрулирование океанских станций в Северной Атлантике на протяжении всей своей карьеры. Переименованный в WHEC-372 и переданный на постоянной основе Береговой охране в 1966 году, он был выведен из эксплуатации в 1969 году и продан на слом в 1970 году.
USCGC Матагорда (WAVP-373, WHEC-373)
[ редактировать ]С 1941 по 1946 год Матагорда служил тендером на гидросамолет ВМС США USS Matagorda (AVP-22). В 1949 году он был передан в аренду Береговой охране США и в том же году вступил в строй. Она находилась в Бостоне, штат Массачусетс, с 1949 по 1954 год, выполняя патрулирование океанских станций в Северной Атлантике, и в Гонолулу , Гавайи , с 1954 по 1967 год, выполняя патрулирование океанских станций в Тихом океане. В 1966 году он получил новое обозначение WHEC-373 и был выведен из эксплуатации в 1967 году. ВМС США потопили его как цель в 1969 году.
USCGC Абсекон (WAVP-374, WHEC-374)
[ редактировать ]С 1943 по 1947 год «Абсекон» служил учебным катапультным кораблем ВМС США USS Absecon (AVP-23). В 1949 году он был передан в аренду Береговой охране США и в том же году вступил в строй. На протяжении всей своей карьеры в береговой охране она находилась в Норфолке , штат Вирджиния , выполняя патрулирование океанских станций в Северной Атлантике. Переименованный в WHEC-374 и переданный на постоянной основе Береговой охране в 1966 году, он был выведен из эксплуатации в 1972 году и переведен в Южный Вьетнам , став патрульным судном RVNS Phạm Ngũ Lão (HQ-15) . Захваченный Северным Вьетнамом после распада Южного Вьетнама в 1975 году, он стал патрульным судном PRVSN Phạm Ngũ Lão (HQ-01) ВМС Вьетнама и, возможно, оставался действующим подразделением до 1990-х годов. Ее текущий статус неясен, хотя она может остаться на плаву как последний выживший корабль класса «Барнегат » или «Каско» .
USCGC Чинкотиг (WAVP-375, WHEC-375)
[ редактировать ]Чинкотиг служил тендером гидросамолета ВМС США USS Chincoteague (AVP-24) с 1943 по 1946 год. В 1949 году он был передан в аренду Береговой охране США и в том же году вступил в строй. На протяжении всей своей карьеры в береговой охране она находилась в Норфолке , штат Вирджиния , выполняя патрулирование океанских станций в Северной Атлантике. Переименованный в WHEC-375 и переданный на постоянной основе Береговой охране в 1966 году, он был выведен из эксплуатации в 1972 году и переведен в Южный Вьетнам , став патрульным судном RVNS Lý Thường Kiệt (HQ-16) . После распада Южного Вьетнама в 1975 году бежал на Филиппины , где до 1985 года служил фрегатом BRP Andrés Bonifacio (PF-7) .
USCGC Кус Бэй (WAVP-376, WHEC-376)
[ редактировать ]Кус-Бэй служил тендером для гидросамолетов ВМС США USS Coos Bay (AVP-25) с 1943 по 1946 год. Он был передан в аренду Береговой охране США в 1949 году и в том же году вступил в строй. На протяжении всей своей карьеры в береговой охране она находилась в Портленде, штат Мэн, выполняя патрулирование океанских станций в Северной Атлантике. Переименованный в WHEC-376 и переданный на постоянной основе Береговой охране в 1966 году, он был выведен из эксплуатации позже в том же году. ВМС США потопили ее как цель в 1968 году.
USCGC Rockaway (WAVP-377, WAGO-377, WHEC-377, WOLE-377)
[ редактировать ]С 1943 по 1946 год Рокуэй служил тендером на гидросамолет ВМС США USS Rockaway (AVP-29). В 1948 году он был отдан в аренду Береговой охране США и введен в эксплуатацию в 1949 году. На протяжении всей своей карьеры в береговой охране она находилась на Стейтен-Айленде в Нью-Йорке. . До 1965 года ее основной обязанностью была служба на патрулях океанских станций в Северной Атлантике. Переименованный в «океанографическое судно» WAGP-377, в 1965 году он стал более активно участвовать в океанографических исследованиях. Переименованный в WHEC-377 и окончательно переданный береговой охране в 1966 году, он был снова переклассифицирован в «оффшорное правоохранительное судно» WOLE-377 в 1971 году. Он был выведен из эксплуатации в 1972 году и продан на слом.
USCGC Полумесяц (WAVP-378, WHEC-378)
[ редактировать ]Half Moon служил тендером гидросамолета ВМС США USS Half Moon (AVP-26) с 1943 по 1946 год. Он был передан в аренду Береговой охране США в 1948 году и в том же году вступил в строй. На протяжении всей своей карьеры в береговой охране она работала на Статен-Айленде и Гавернорс-Айленде в Нью-Йорке. Ее основной обязанностью было патрулирование океанских станций в Северной Атлантике. Переименованный в WHEC-378 и окончательно переведенный в береговую охрану в 1966 году, он отслужил один боевой вылет во Вьетнаме во время войны во Вьетнаме в 1967 году в составе третьей эскадрильи береговой охраны. Выведен из эксплуатации в 1969 году и продан на слом в 1973 году.
USCGC Unimak (WAVP-379, WHEC-379, WTR-379, WHEC-379)
[ редактировать ]Унимак служил тендером на гидросамолет ВМС США USS Unimak (AVP-31) с 1943 по 1946 год. Он был передан в аренду Береговой охране США в 1948 году и введен в эксплуатацию в 1949 году. С 1949 по 1954 год он находился в Бостоне, штат Массачусетс; в Кейп-Мэй, штат Нью-Джерси , штат Нью-Джерси , с 1954 по 1972 год; и в Йорктауне , штат Вирджиния, с 1972 по 1975 год, ее основной обязанностью было патрулирование океанских станций в Северной Атлантике. Переименованный в WHEC-379 и окончательно переданный береговой охране в 1966 году, он был переклассифицирован в учебный корабль и снова переименован в WTR-379 в 1969 году. Он был выведен из эксплуатации в 1975 году. Вновь введен в эксплуатацию в 1977 году и снова получил обозначение WHEC-379, он находился на острове Нью-Бедфорд , Массачусетс, до конца своей карьеры в береговой охране, уделяя особое внимание рыболовное патрулирование в Атлантике и операции правоохранительных органов в Карибском бассейне. Он был выведен из эксплуатации в 1988 году и затоплен, образовав искусственный риф .
USCGC Якутат (WAVP-380, WHEC-380)
[ редактировать ]Якутат служил тендерным гидросамолетом ВМС США USS Yakutat (AVP-32) с 1944 по 1946 год. Он был передан в аренду Береговой охране США в 1948 году и введен в эксплуатацию в том же году. Находясь в Портленде, штат Мэн, в 1949 году и в Нью-Бедфорде , штат Массачусетс, с 1949 по 1971 год, ее основной обязанностью было патрулирование океанских станций в Северной Атлантике. Она была переименована в WHEC-379 и окончательно переведена в береговую охрану в 1966 году, а во Вьетнаме во время войны служила в составе третьей эскадрильи береговой охраны с 1967 по 1968 год и в 1970 году. Переведенная в Южный Вьетнам в 1971 году, она служила. как RVNS Trần Nhật Duật (HQ-03) . После краха правительства Южного Вьетнама в конце войны во Вьетнаме в 1975 году она бежала на Филиппины, где ее разобрали на запчасти.
USCGC Баратария (WAVP-381, WHEC-381)
[ редактировать ]С 1944 по 1946 год Баратария служила тендерным гидросамолетом ВМС США USS Barataria (AVP-33). В 1948 году он был передан в аренду Береговой охране США и в том же году вступил в строй. С 1949 по 1968 год она базировалась в Портленде, штат Мэн, и в основном отвечала за патрулирование океанских станций в Северной Атлантике. В 1966 году он был реклассифицирован как высокопрочный катер , получил новое обозначение WHEC-381 и сразу передан Береговой охране. Она служила один боевой тур во Вьетнаме во время войны во Вьетнаме с 1967 по 1968 год в составе третьей эскадрильи береговой охраны. С 1968 по 1969 год она базировалась в Сан-Франциско , штат Калифорния , где выполняла правоохранительные и поисково-спасательные функции в Тихом океане. Выведен из эксплуатации в 1969 году и продан на слом в 1970 году.
USCGC Берингов пролив (WAVP-382, WHEC-382)
[ редактировать ]Берингов пролив служил тендером для гидросамолетов ВМС США USS Bering Strait (AVP-34) с 1944 по 1946 год. Он был передан в аренду Береговой охране США, а в 1948 году и введен в эксплуатацию в том же году. На протяжении всей своей карьеры в береговой охране она служила на патрулировании океанских станций в Тихом океане, базируясь в Сиэтле , штат Вашингтон , с 1948 по 1954 год и в Гонолулу , Гавайи, с 1954 по 1971 год. Она была переименована в WHEC-382 и переведена на постоянной основе в береговую охрану в 1966 году. и служил в двух боевых командировках во Вьетнаме во время Вьетнамской войны в составе третьей эскадрильи береговой охраны с 1967 по В 1968 и 1970 годах. В 1971 году переведена в Южный Вьетнам, служила в качестве RVNS Trần Quang Khải (HQ-02) . После краха правительства Южного Вьетнама в конце войны во Вьетнаме в 1975 году она бежала на Филиппины и служила в ВМС Филиппин до 1985 года как BRP Diego Silang (PF-9) .
USCGC Касл-Рок (WAVP-383, WHEC-383)
[ редактировать ]Касл-Рок служил тендером для гидросамолетов ВМС США USS Castle Rock (AVP-35) с 1944 по 1946 год. Он был передан в аренду Береговой охране США в 1948 году и введен в эксплуатацию в том же году. Она дислоцировалась в Бостоне, штат Массачусетс, с 1948 по 1967 год и в Портленде, штат Мэн, с 1967 по 1971 год, в основном отвечая за патрулирование океанских станций в Северной Атлантике, и провела один боевой тур во Вьетнаме во время войны во Вьетнаме в составе третьей эскадрильи береговой охраны в 1971. В 1971 году ее перевели в Южный Вьетнам, где она служила в качестве RVNS Trần Bình. Чонг (HQ-05) . После краха правительства Южного Вьетнама в конце войны во Вьетнаме в 1975 году она бежала на Филиппины и служила в ВМС Филиппин до 1985 года как BRP Francisco Dagohoy (PF-10) .
USCGC Впускное отверстие Кука (WAVP-384, WHEC-384)
[ редактировать ]С 1944 по 1946 год Кук-Инлет служил тендером на гидросамолет ВМС США USS Cook Inlet (AVP-36). В 1948 году он был отдан в аренду Береговой охране США и вступил в строй в 1949 году. На протяжении всей своей карьеры в береговой охране она базировалась в Портленде, штат Мэн. она в первую очередь отвечала за патрулирование океанских станций в Северной Атлантике и провела один боевой тур во Вьетнаме во время войны во Вьетнаме в составе третьей эскадрильи береговой охраны в 1971 году. переведен в Южный Вьетнам в 1971 году и служил в качестве RVNS Trần Quốc Toản (HQ-06) . После краха правительства Южного Вьетнама в конце войны во Вьетнаме в 1975 году она бежала на Филиппины, где ее разобрали на запчасти.
USCGC Декстер (WAGC-18, WAVP-385, WHEC-385)
[ редактировать ]Декстер служил тендером гидросамолета ВМС США USS Biscayne (AVP-11) с 1941 по 1946 год. Он был передан Береговой охране США в 1946 году и введен в эксплуатацию в том же году, что и USCGC Dexter (WAGC-18), вскоре измененный на WAVP-385. . Базировалась в Бостоне, штат Массачусетс, с 1946 по 1952 год. В основном она отвечала за патрулирование океанских станций в Северной Атлантике. Выведенный из строя с 1952 по 1958 год, он затем базировался в Аламеде , Калифорния, с 1958 по 1969 год, служа учебным кораблем береговой охраны США Западного побережья . В 1966 году он был переименован в WHEC-385. Он был выведен из эксплуатации в 1968 году, а позже в том же году ВМС США потопили его как цель.
USCGC Маккалок (WAVP-386, WHEC-386)
[ редактировать ]МакКаллох служил тендером моторного торпедного катера ВМС США USS Wachapreague (AGP-8) с 1944 по 1946 год. Он был передан береговой охране США в 1946 году и вступил в строй как McCulloch в том же году (WAVP-386). Она базировалась в Бостоне, штат Массачусетс, с 1946 по 1966 год и в Уилмингтоне , Северная Каролина , с 1966 по 1972 год, в основном отвечая за патрулирование океанских станций в Северной Атлантике. В 1966 году он получил новое обозначение WHEC-386. Она была переведена в Южный Вьетнам в 1972 году и служила в качестве RVNS Ngô Quyền (HQ-17) . После краха правительства Южного Вьетнама в конце войны во Вьетнаме в 1975 году она бежала на Филиппины и служила в ВМС Филиппин до 1985 или 1990 года как BRP Gregorio del Pilar (PF-8) .
USCGC Грешам (WAVP-387, WHEC-387, WAGW-387)
[ редактировать ]Грешем служил тендером моторного торпедного катера ВМС США USS Willoughby (AGP-9) с 1944 по 1946 год. Он был передан береговой охране США в 1946 году и введен в строй в 1947 году как Gresham (WAVP-387). Базируясь в Аламеде, штат Калифорния, с 1947 по 1970 год, она в основном отвечала за патрулирование океанских станций в Тихом океане, а в 1966 году получила новое обозначение WHEC-387. она служила в одном боевом командировке во Вьетнаме. Во время Вьетнамской войны с 1967 по 1968 год часть третьей эскадрильи береговой охраны. Он базировался в Норфолке , штат Вирджиния , с 1970 по 1973 год, отвечал за патрулирование океанских станций в Северной Атлантике, а в 1970 году был переклассифицирован в метеорологический катер и переименован в WAGW-387. В 1973 году он был выведен из эксплуатации и продан на слом.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Все боевые корабли мира Конвея 1922–1946 , с. 157
- ^ Все боевые корабли мира Конвея 1922–1946 , с. 157
- ^ Все боевые корабли мира Конвея 1922–1946 , с. 157
- ^ Веб-сайт историка береговой охраны США (по адресу http://www.uscg.mil/history/webcutters/Casco1949.asp )
- ^ Веб-сайт историка береговой охраны США (по адресу http://www.uscg.mil/history/webcutters/Casco1949.asp )
Ссылки
[ редактировать ]- Шено, Роджер. , Конвея Все боевые корабли мира 1922–1946 гг . Нью-Йорк: Mayflower Books, Inc., 1980. ISBN 0-8317-0303-2 .
- Катера, суда и корабли армии и флота с экипажем береговой охраны США (см. записи отдельных кораблей)
- Гардинер, Роберт. , Конвея Все боевые корабли мира 1947–1982 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1983. ISBN 0-87021-918-9 .
- Словарь боевых кораблей ВМС США (см. статьи об отдельных кораблях)
- Онлайн-библиотека избранных изображений Командования истории и наследия ВМФ (см. записи отдельных кораблей)
- Фотоархив NavSource: Индекс тендера на малый гидросамолет (AVP) (см. записи отдельных кораблей)