Jump to content

День

(Перенаправлено из «Щедрая Ева »)

День
Сложный рисунок мужчины, изображающего козу в окружении других мужчин и детей.
Дата 31 декабря
Частота ежегодный

Маланка ( украинский : Маланка , или украинский : Щедрий Вечір , латинизированный : Щедрый Вечер , букв. «Щедрый вечер») — украинский народный праздник , отмечаемый 31 декабря, в канун Нового года по григорианскому календарю , раньше его отмечали. 13 января, что соответствует 31 декабря по юлианскому календарю (см. Старый Новый год ). Исторически праздники были сосредоточены на посещении домов группами молодых людей в костюмах персонажей народных сказок дохристианского происхождения, а также на особой еде и питье. Контекст ритуалов изменился, но некоторые элементы сохраняются и по сей день.

Происхождение, название и региональные вариации

[ редактировать ]
Шествие на польской рождественской открытке 1929 года, изображающее некоторых типичных персонажей, таких как жандармы, молодая девушка и т. д.

Идея посещения домов во время рождественского сезона является общеевропейской. Подобные обычаи наблюдаются в Ирландии и Англии как « ряжение », в Winterbräuche или Faslam в Германии и т. д. В западнославянских землях встречаются еще более родственные обычаи, причем поляки даже используют многие из тех же основных символов в своих домашних условиях. посещение традиций.

Ритуал заимствован из христианизированной народной сказки языческого происхождения. История основана на дочери бога-создателя Прабоха , четырьмя сыновьями которого были Велес ( демонизированный как « Дьявол »), Ярило (или Ярило, отождествляемый со святым Георгием), Рай («рай»; святой Иоанн), и Ладо или Мир («мир»). Его дочерью Ладой была мать-Земля , у которой было двое детей: сын по имени Луна и дочь «Весна-Май», позже названная Мыланкой, потому что она была любвеобильной ( укр .: мила ). [ сомнительно обсудить ] . В версии мифа об Аиде и Персефоне злой дядя Миланки (Дьявол) желал ее присутствия в подземном мире и похитил ее однажды, когда Луна охотилась. Пока Миланки не было, Земле не хватало возрождения весны, и как только она освободилась от пороков Дьявола, по миру начали распускаться цветы и зелень. Украинцы празднуют Маланку как символ прихода весны. [ 1 ] Другая теория относительно имени персонажа Маланка связывает его с христианской святой Меланией Младшей , праздник которой приходится на 31 декабря : канун Нового года. [ 2 ]

Этот праздник также известен как Щедрый вечер на большей части Украины и Беларуси, но это название можно применить и к Крещенскому сочельнику (или Крещенскому сочельнику) в Западной Украине. [ 3 ] [ 4 ] Традиционным способом обозначения праздников во время Рождества в восточнославянских языках является использование рецепта кутии (цельнозерновой подслащенной каши), самой символической ритуальной еды. Постный (молочный) вариант ( бахата кутья , «обильная кутья») связан с сочельником, щедра кутья («щедрая» или «обильная» кутья) — с наступлением Старого Нового года или Маланки, отсюда «богатый вечер», и второй постный вариант («голодная кутья») к Крещенской Еве). [ 5 ]

В описаниях этого праздника XIX века упоминается народная пьеса с персонажем по имени «Маланка». Часто упоминают также традицию гонять козу от дома к дому, чтобы принести удачу. В некоторых регионах Западной Украины и в Румынии живого козла заменяет танцор в костюме козла .

Украинские традиции

[ редактировать ]

В некоторых селах Винницкой области в этот день готовят традиционное праздничное блюдо из кровяной колбасы , которую еще называют «маланкой». Еще пекут особый хлеб, который называется «Маланка» и «Василий».

Утром этого дня вторая ритуальная кутья готовится – «щедрая» кутья. В отличие от кутии «бахата» на Свят вечер , она готовится из непостных ингредиентов . Как и на Свят вечер , кутья ставится в покутье – углу дома, где выставляются религиозные иконы , напротив пича (печи). Кроме того, женщины пекут блинцы , пирихи и пельмени с сыром для подарков колядующим и «сеятелям».

Еде отводится очень важная роль: на Маланку, ведь считается, что чем больше разнообразия на столе в этот день, тем щедрее будет следующий год. Блюда должны быть очень сытными, а вот, например, готовить рыбу – плохой знак, ведь счастье может «вылиться» из дома. Обязательно готовят блюда из свинины, так как это животное символизирует достаток в доме. Традиционно из свинины готовят холодец , кишку (кровяную колбасу) и свиную колбасу , верщаки (жареную свинину, маринованную в свекольном квасе ), сало (вяленые куски свиного сала ), фаршированную целиком свинину и многое другое.

По вечерам и до полуночи колядующие прогуливаются мимо домов села. По древней традиции, новогодние колядования «маланкарьями», как и рождественские колядования, происходят после захода солнца, то есть, когда властвуют злые духи. Девочки-подростки, одни или в компании, бегают к соседям, чтобы колядовать. Их награждают едой и сладостями.

Молодые люди тоже ходят по Маланке. Это называется «ведущая Маланка». Молодые люди в масках выражают добрые пожелания, веселят веселыми песнями, танцами и сценками. Одна из них обычно одета в женскую одежду и называется Меланка.

По обычаю, закончив ритуальный обход, на следующее утро юноши шли на перекресток, чтобы сжечь «Дид» или « Дидух » – сноп зерна, стоявший в покутье со времен Свята Вечера , – а затем перепрыгивали через костер. Это должно было очистить их после всей ночи борьбы со злыми духами.

На следующий день ( Василий день) юноши утром после восхода солнца идут «сеять зерно». Зерно переносят в перчатке или мешке. Сначала они навещают своих крестных и других родственников и близких, затем соседей. Войдя в дом, сеятель сеет зерно и поздравляет всех с Новым годом:

Сею, сею, сею, поздравляю вас с Новым годом!
Удачи и здоровья в Новом году,
Пусть ваши поля в этом году принесут больше урожая, чем в прошлом,
Рожь, пшеница и любые зерна,
Пенька сложена до потолка большими рулонами.
Будьте здоровы к Новому году и Василию Дню!
Дай нам Бог этого!

Первый сеятель, пришедший в гости на Новый год, приносит в дом счастье. По народному поверью, счастье не приносят девочки, только мальчики, и поэтому девочкам идти «сеять» не пристало.

Празднование Маланки в Северной Америке

[ редактировать ]

Среди первых поселенцев

[ редактировать ]

Канадский фольклорист Роберт Климаш считает украинскую традицию Маланки похожей на ряжение , практикуемое в Великобритании, Ирландии и Ньюфаундленде, но с некоторыми отличиями. Во-первых, украинские ряженые Маланки , как правило, были неженатыми и всегда мужчинами, а не женщинами; они считали обязательным посещение домов, в которых проживали незамужние молодые женщины, поэтому ритуал имел функцию ухаживания . Юмор ритуала заключался в том, что на роль Маланки выбирался самый долговязый и неуклюжий молодой человек, а затем вся песня восхваляла предполагаемую красоту и грацию Маланки. Подходящую женщину дома тщательно проверяли, кому из ряженых она подарила деньги, еду и питье в качестве доказательства того, за кого она хотела бы выйти замуж. По словам Климаша, эти посещения домов были в значительной степени утрачены после Второй мировой войны и заменены модернизированным ритуалом. [ 2 ]

Модернизированные торжества

[ редактировать ]

В Северной Америке после Второй мировой войны домашние визиты были в значительной степени заменены украинизированными версиями англо-североамериканского новогоднего бала. Обычно они происходят через неделю после сочельника (по старому календарю), но не обязательно приходятся на 13 или 14 января; обычно они проводятся в следующую пятницу или субботу вечером. Персонажи спектакля теперь представлены зрителям как пародия. [ 2 ]

Эти «маланки» в основном представляют собой чисто модернизированный отдых, но с достаточным количеством различий, чтобы указать на их культурное происхождение. Мероприятие обычно включает ужин, лотерею и призы и заканчивается забавой (танцем). В полночь, когда все поздравляют Новый год, индивидуальные и парные танцы польки прекращаются и коломыка начинается . Когда коломыйка заканчивается, все возобновляют прежние танцы и продолжают веселиться всю ночь напролет. Маланка часто является последней возможностью для вечеринок перед торжественным периодом Великого поста , который предшествует Пасхе . [ 1 ]

  1. ^ Jump up to: а б «Маланка» . Uast.org. 18 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 4 апреля 2014 года . Проверено 3 апреля 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Климаш, Роберт Б. (январь 1985 г.). « Маланка: украинское действо в прериях». Канадский журнал народной музыки . 13 . Калгари: 32–36.
  3. ^ "Щедрый Вечер - "второй Свят-Вечер" " . Archived из original на 12 ноября 2010 . Retrieved 9 января 2012 .
  4. ^ "Щедрая кутья (13 января) – Александр Токарь" . otokar.com.ua . Archived из original на 10 June 2016 . Отредактировано 2 сентября 2016 .
  5. ^ Василий Скуратовский. Русалии. - Киев: Доверие, 1996. - С. 532-533. ISBN 966-507-028-2
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 49e764973fea7162c699cf231161c510__1716221400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/10/49e764973fea7162c699cf231161c510.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Malanka - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)