Сотический цикл
Сотический цикл или Каникулярный период — это период из 1461 египетского гражданского года по 365 дней каждый или 1460 юлианских лет . в среднем 365 + 1 ⁄ дня каждый. Во время сотического цикла 365-дневный год теряет достаточно времени, чтобы начало года снова совпадало с гелиакическим восходом звезды Сириус ( древнеегипетский : spdt или Sopdet , «Треугольник»; греческий : Σῶθις , Sō̂this ) 19 числа. Июль по юлианскому календарю . [1] [а] Это важный аспект египтологии , особенно в отношении реконструкций египетского календаря и его истории. Астрономические записи этого смещения, возможно, послужили причиной более позднего создания более точных юлианского и александрийского календарей .
Механика
[ редактировать ]Древнего Египта Гражданский год , его праздники и религиозные записи отражают его очевидное установление в тот момент, когда возвращение яркой звезды Сириус на ночное небо считалось предвестником ежегодного разлива Нила . [2] Однако, поскольку гражданский календарь длился ровно 365 дней и не включал високосные годы до 22 г. до н. э., его месяцы «блуждали» назад по солнечному году со скоростью примерно один день в каждые четыре года. почти точно соответствовало его смещению относительно сотического года Это также . (Сотический год примерно на минуту длиннее юлианского года .) [2] Сидерический год в 365,25636 дней справедлив только для звезд, находящихся на эклиптике (видимый путь Солнца по небу) и не имеющих собственного движения , тогда как смещение Сириуса на ~40° ниже эклиптики, его собственное движение и колебание звезды Вместо этого из-за небесного экватора период между его гелиакическими восходами составляет почти ровно 365,25 дней. Эта постоянная потеря одного относительного дня каждые четыре года в течение 365-дневного календаря означала, что «блуждающий» день вернется на свое исходное место относительно солнечного и сотического года ровно через 1461 египетский гражданский год или 1460 юлианских лет. [1]
Открытие
[ редактировать ]Этот календарный цикл был хорошо известен в древности. Цензорин описал это в своей книге « De Die Natale» в 238 году нашей эры и заявил, что цикл возобновился 100 лет назад, 12 августа. В девятом веке Синцелл олицетворял сотический цикл в «Древнеегипетских хрониках». Исаак Каллимор, один из первых египтологов и член Королевского общества, опубликовал беседу по этому поводу в 1833 году, в которой он был первым, кто предположил, что Цензорин подделал дату конечной остановки и что она, скорее всего, выпадет на 136 год нашей эры. Он также рассчитал вероятную дату его изобретения примерно в 1600 году до нашей эры.
В 1904 году, через семь десятилетий после Каллимора, Эдуард Мейер тщательно прочесал известные египетские надписи и письменные материалы, чтобы найти любое упоминание о календарных датах, когда Сириус восходил на рассвете. даты большей части традиционной египетской хронологии Он нашел шесть из них, на которых основаны . Гелиакический восход Сириуса был записан Цензорином как произошедший в день египетского Нового года между 139 и 142 годами нашей эры. [3]
Сама запись на самом деле относится к 21 июля 140 г. н.э., но астрономические расчеты определенно датируют гелиакический восход 20 июля 139 г. н.э. по юлианскому календарю. Это соотносит египетский календарь с юлианским календарем . Юлианский високосный день приходится на 140 г. н. э., поэтому новый год 1 Тота приходится на 20 июля 139 г. н. э., а в 140–142 гг. н. э. — 19 июля. Таким образом, Мейер смог сравнить дату египетского гражданского календаря, в которую наблюдался гелиакический восход Сириуса, с датой юлианского календаря, в которую Сириус должен был восходить, подсчитать количество необходимых вставочных дней и определить, сколько лет прошло между началом гелиакального восхода Сириуса. цикл и наблюдение.
Чтобы рассчитать дату астрономически, необходимо также знать место наблюдения, поскольку широта наблюдения меняет день, когда можно увидеть гелиакический восход Сириуса, а неправильное местоположение наблюдения потенциально может сбить результирующую хронологию на несколько десятилетий. [3] Официальные наблюдения, как известно, проводились в Гелиополе (или Мемфисе , недалеко от Каира ), Фивах и Элефантине (близ Асуана ), [4] при этом восход Сириуса наблюдался в Каире примерно через 8 дней после того, как его видели в Асуане. [4]
Мейер пришел к выводу, что египетский гражданский календарь был создан в 4241 году до нашей эры . [5] [6] Однако недавние исследования опровергли это утверждение. Большинство ученых либо переносят наблюдение, на котором он основывал это утверждение, на один цикл Сириуса, на 19 июля 2781 года до нашей эры, либо отвергают предположение, что документ, на который опирался Мейер, вообще указывает на восход Сириуса. [7] : 52
Хронологическая интерпретация
[ редактировать ]Три конкретных наблюдения гелиакического восхода Сириуса чрезвычайно важны для египетской хронологии. Первой является вышеупомянутая табличка из слоновой кости времен правления Джера , которая предположительно указывает на начало сотического цикла, восход Сириуса в тот же день, что и новый год. Если это действительно указывает на начало сотического цикла, то оно должно датироваться примерно 17 июля 2773 года до нашей эры. [7] : 51 Однако эта дата слишком поздняя для правления Джера, поэтому многие ученые считают, что она указывает на корреляцию между восходом Сириуса и египетским лунным календарем, а не солнечным египетским гражданским календарем, что сделало бы табличку практически лишенной хронологической ценности. [7] : 52
Гаучи и др . (2017) заявили, что недавно обнаруженный Сотис датируется Древним Царством, и последующее астрономическое исследование подтверждает модель сотического цикла. [8]
Второе наблюдение явно относится к гелиакическому восходу солнца и, как полагают, относится к седьмому году Сенусрета III . Это наблюдение почти наверняка было сделано в Идж-Тави , столице Двенадцатой династии, которая датирует Двенадцатую династию периодом с 1963 по 1786 год до нашей эры. [3] В каноне папируса Рамзеса или Турина говорится о 213 годах (1991–1778 гг. до н.э.), Паркер сокращает его до 206 лет (1991–1785 гг. до н.э.), основываясь на 17 июля 1872 г. до н.э. как сотической дате (120-й год 12-й династии, сдвиг на 30 лет). високосные дни). До исследования Паркером лунных дат 12-я династия относилась к 213 годам 2007–1794 гг. До н.э., интерпретируя дату 21 июля 1888 г. до н.э. как 120-й год, а затем к 2003–1790 гг. год.
Третье наблюдение было сделано во время правления Аменхотепа I и, если предположить, что оно было сделано в Фивах, датирует его правление между 1525 и 1504 годами до нашей эры. Если вместо этого они будут созданы в Мемфисе, Гелиополе или каком-либо другом месте Дельты, как до сих пор утверждает меньшинство ученых, всю хронологию 18-й династии необходимо продлить примерно на 20 лет. [7] : 202
Процедура наблюдения и прецессия
[ редактировать ]Сотический цикл является конкретным примером двух циклов разной длины, взаимодействующих друг с другом, называемых здесь третичным циклом. Математически это определяется формулой или половина среднего гармонического значения . В случае сотического цикла двумя циклами являются египетский гражданский год и сотический год.
Сотический год — это период времени, в течение которого звезда Сириус визуально возвращается в то же положение по отношению к Солнцу. Измеренные таким образом звездные годы изменяются из-за осевой прецессии . [9] движение земной оси относительно Солнца.
Время, в течение которого звезда совершает годовой путь, можно определить, когда она поднимается на определенную высоту над местным горизонтом во время восхода Солнца. Эта высота не обязательно должна быть ни высотой первой возможной видимости, ни точным наблюдаемым положением. В течение года звезда будет подниматься на ту высоту, которая была выбрана у горизонта, примерно на четыре минуты раньше каждого последующего восхода солнца. В конце концов, звезда вернется в то же относительное место на восходе солнца, независимо от выбранной высоты. Этот отрезок времени можно назвать годом наблюдений . Звезды, расположенные близко к эклиптике или эклиптическому меридиану, в среднем будут иметь годы наблюдений, близкие к сидерическому году, составляющему 365,2564 дня. Эклиптика и меридиан делят небо на четыре квадранта. Ось Земли колеблется, медленно перемещая наблюдателя и меняя наблюдение за событием. Если ось переместит наблюдателя ближе к событию, год его наблюдений сократится. Аналогично, год наблюдений может быть удлинен, когда ось отклоняется от наблюдателя. Это зависит от того, в каком секторе неба наблюдается явление.
его средняя продолжительность составляла почти ровно 365,25 дня. Сотический год примечателен тем, что в начале 4-го тысячелетия до нашей эры [10] до объединения Египта. Также следует отметить медленную скорость изменения этого значения. Если бы наблюдения и записи можно было вести в додинастические времена, расцвет Сотика оптимально вернулся бы в тот же календарный день через 1461 календарный год. В Поднебесной это значение упадет примерно до 1456 календарных лет. Значение 1461 также можно было бы сохранить, если бы дату возникновения сотика поддерживали искусственно, перенося праздник в честь этого события на один день каждые четыре года, вместо того, чтобы редко корректировать его в соответствии с наблюдениями.
Было замечено, и сотический цикл подтверждает, что Сириус не движется ретроградно по небу, как другие звезды, явление, широко известное как прецессия равноденствия :
- Сириус остается примерно на одинаковом расстоянии от равноденствий – и, следовательно, от солнцестояний – на протяжении многих столетий, несмотря на прецессию. - Дж. З. Бухвальд (2003) [11]
По той же причине гелиакический восход или зенит Сириуса не проскакивает по календарю со скоростью прецессии примерно один день за 71,6 года, как это делают другие звезды, а гораздо медленнее. [12] Эта замечательная стабильность солнечного года может быть одной из причин, по которой египтяне использовали его в качестве основы для своего календаря. Совпадение гелиакического восхода Сириуса и Нового года, о котором сообщил Цензорин, произошло около 20 июля, то есть через месяц после летнего солнцестояния.
Проблемы и критика
[ редактировать ]Было показано, что определение даты гелиакического восхода Сириуса затруднено, особенно с учетом необходимости знать точную широту наблюдения. [3] Другая проблема заключается в том, что, поскольку в египетском календаре каждые четыре года теряется один день, гелиакический восход будет происходить в один и тот же день четыре года подряд, и любое наблюдение этого восхода может относиться к любому из этих четырех лет, что делает наблюдение неточный. [3]
Ряд критических замечаний был высказан против достоверности датировки сотического цикла. Некоторые из них достаточно серьезны, чтобы считаться проблематичными. Во-первых, ни в одном из астрономических наблюдений нет дат, в которых упоминается конкретный фараон, во время правления которого они наблюдались, что вынуждает египтологов предоставлять эту информацию на основе определенного количества обоснованных предположений. Во-вторых, отсутствуют сведения о природе гражданского календаря на протяжении всей египетской истории, что заставляет египтологов предполагать, что он существовал неизменным на протяжении тысячелетий; египтянам достаточно было провести всего одну календарную реформу за несколько тысяч лет, чтобы эти расчеты оказались бесполезными. Другие критические замечания не считаются проблематичными, например, в древнеегипетских письменах нет упоминания о сотическом цикле, что может быть просто результатом того, что он был настолько очевиден для египтян, что не заслуживал упоминания, или потому, что соответствующие тексты были уничтожены с течением времени или все еще ждут открытия.
Марк Ван де Миреоп в своем обсуждении хронологии и датировки вообще не упоминает сотический цикл и утверждает, что большинство историков в наши дни считают, что невозможно выдвинуть точные даты раньше, чем VIII век до нашей эры. [13]
Некоторые недавно утверждали, что извержение Терана знаменует собой начало Восемнадцатой династии из-за теранского пепла и пемзы, обнаруженных в руинах Авариса , в слоях, которые знаменуют конец эры гиксосов. [ нужна ссылка ] Поскольку данные дендрохронологов указывают на то, что извержение произошло в 1626 году до нашей эры, это было сделано для того, чтобы указать на то, что датировка сотического цикла отклоняется на 50–80 лет в начале 18-й династии. [ нужна ссылка ] Утверждается, что извержение Теры описано на Буревой стеле Яхмоса I. [14] оспаривались такими писателями, как Питер Джеймс . [15]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Дата медленно меняется в пределах григорианского календаря , перемещаясь примерно на три дня позже каждые четыре столетия. В настоящее время это происходит примерно в начале августа.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Древнеегипетский гражданский календарь» , Ла Виа , получено 8 февраля 2017 года .
- ^ Перейти обратно: а б Тетли (2014) , с. 42 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кухня, Калифорния (октябрь 1991 г.). «Хронология Древнего Египта». Мировая археология . 23 (2): 205. дои : 10.1080/00438243.1991.9980172 .
- ^ Перейти обратно: а б Тетли, М. Кристина (2014). Реконструированная хронология египетских царей . Том. И. п. 43 . Архивировано из оригинала 11 февраля 2017 г.
- ^ Мейер, Эдуард, Египетская хронология , Берлин, Издательство Королевской академии наук (1904), гл.
- ^ Брестед, Джеймс Генри, История древних египтян , Нью-Йорк, Сыновья Чарльза Скрибнера (1908), гл. II, стр. 15 («Календарный год из 365 дней был введен в 4241 году до н.э., самой ранней фиксированной дате в известной нам мировой истории»), цитируя Мейера.
- ^ Перейти обратно: а б с д Грималь, Николас (1988). История Древнего Египта . Книжный магазин Артема Файяра.
- ^ Гаучи, Рита; Хабихт, Майкл Э.; Галасси, Франческо М.; Рутика, Даниэла; Рюли, Франк Дж.; Ханниг, Райнер (17 ноября 2017 г.). «Новая хронологическая модель Древнего Египта, основанная на астрономии» . Журнал истории Египта . 10 (2): 69–108. дои : 10.1163/18741665-12340035 . ISSN 1874-1657 . Проверено 24 января 2021 г.
- ^ Ингхэм, МФ (1969). «Длина сотического цикла». Журнал египетской археологии . 55 : 36–40. дои : 10.1177/030751336905500105 . S2CID 192288579 .
- ^ SkyCharts III [ нужна полная цитата ]
- ^ Бухвальд, Джед З. (2003). «Египетские звезды под небом Парижа» (PDF) . Инженерия и наука . Калтех. Том. 66, нет. 4. Пасадена, Калифорния: Калифорнийский технологический институт. стр. 20–31.
- ^ Один день в 120 лет, см. Уинлок, Х. (1940). «Происхождение древнеегипетского календаря». Труды Американского философского общества . 83 : 447–464.
- ^ ван де Мироп, Марк (2015). История Древнего Ближнего Востока, ок. 3000–323 гг . до н.э. Оксфорд, Великобритания: Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1118718162 .
- ^ Ритнер, Роберт К.; Мёллер, Надин (2014). «Стела Яхмоса «Буря», Тера и сравнительная хронология». Журнал ближневосточных исследований . 73 (1): 1–19. дои : 10.1086/675069 . JSTOR 10.1086/675069 . S2CID 161410518 .
- ^ Джеймс, Питер (1991). Столетия тьмы . Лондон, Великобритания.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .