Уильям Джеймс Сидис
Уильям Джеймс Сидис | |
---|---|
Рожденный | Бостон, Массачусетс , США | 1 апреля 1898 г.
Умер | 17 июля 1944 г. Бостон, Массачусетс , США | ( 46 лет
Другие имена |
|
Альма-матер | Гарвардский университет ( бакалавр ) Институт Райса |
Заметная работа |
|
Уильям Джеймс Сидис ( / ˈ s aɪ d ɪ s / ; 1 апреля 1898 - 17 июля 1944) был американским вундеркиндом с исключительными математическими и лингвистическими способностями, в которых он активно работал как математик, лингвист, историк и писатель. (работы которого публиковались тайно из-за того, что он никогда не использовал свое настоящее имя). Он написал книгу «Живое и неодушевленное» , опубликованную в 1925 году (написана около 1920 года), в которой размышлял о происхождении жизни в контексте термодинамики .
Его отец, врач-психиатр Борис Сидис , воспитывал сына по определенным принципам с желанием, чтобы сын был одаренным. Сидис прославился сначала своим ранним развитием, а затем эксцентричностью и уходом от общественной жизни. В конце концов он вообще избегал математики, писая по другим предметам под разными псевдонимами. Он поступил в Гарвардский университет в 11 лет, и члены семьи утверждали, что, будучи взрослым, он имел IQ от 250 до 300 и знал примерно 25 языков и диалектов. Эти заявления не были проверены, но многие из его современников, в том числе Норберт Винер , Дэниел Фрост Комсток и Уильям Джеймс , согласились, что он был чрезвычайно умен.
Биография
[ редактировать ]Родители и воспитание (1898–1908)
[ редактировать ]Сидис родился в семье еврейских эмигрантов из Украины. [1] 1 апреля 1898 года в Бостоне, Массачусетс . [2] Его отец, Борис Сидис , эмигрировал в 1887 году, спасаясь от политических и антисемитских преследований. [3] Его мать, Сара (Мандельбаум) Сидис, и ее семья бежали от погромов в конце 1880-х годов. [4] Она училась в Бостонском университете и окончила его медицинскую школу в 1897 году. [5] Уильям был назван в честь своего крестного отца, друга и коллеги Бориса, американского философа Уильяма Джеймса . Борис был психиатром и опубликовал множество книг и статей, выполнив новаторские работы в области ненормальной психологии . Он был полиглотом , и его сын Уильям тоже стал им в юном возрасте.
Родители Сидиса верили в необходимость воспитания преждевременной и бесстрашной любви к знаниям, хотя их методы воспитания [ нужны разъяснения ] подверглись критике в СМИ и ретроспективно. [6] [7] Сидис мог читать New York Times в 18 месяцев. [8] Сообщается, что к восьми годам он выучил восемь языков ( латынь , греческий , французский , русский , немецкий , иврит , турецкий и армянский ) и изобрел еще один, который назвал «Вендергуд».
Гарвардский университет и студенческая жизнь (1909–1914)
[ редактировать ]Хотя университет ранее отказывался позволить отцу зачислить его в 9 лет, потому что он был еще ребенком, в 1909 году в 11 лет Сидис установил рекорд, став самым молодым человеком, поступившим в Гарвардский университет . В начале 1910 года познания Сидиса в высшей математике были настолько велики, что он читал лекции в Гарвардском математическом клубе о четырёхмерных телах , привлекая внимание всей страны. [9] [10] Известный вундеркинд, кибернетики пионер Норберт Винер , который в то время учился в Гарварде и знал Сидиса, написал в своей книге «Ex-Prodigy» : «Этот доклад сделал бы честь аспиранту первого или второго курса любого возраста... триумф самостоятельных усилий очень талантливого ребенка». [11] Профессор физики Массачусетского технологического института Дэниел Ф. Комсток был полон похвал: « Карл Фридрих Гаусс — единственный в истории пример из всех гениев, на которого похож Сидис. Я предсказываю, что молодой Сидис станет великим астрономом-математиком. Он будет разрабатывать новые теории и изобретать новые способы расчета астрономических явлений, я верю, что он станет великим математиком, лидером этой науки в будущем». [12] Сидис начал проходить полный курс обучения в 1910 году и получил бакалавра гуманитарных наук степень с отличием 18 июня 1914 года в возрасте 16 лет, получив одновременно оценки A, B и C. [13] [14]
Вскоре после окончания университета Сидис заявил репортерам: «Я хочу прожить идеальную жизнь. Единственный способ прожить идеальную жизнь — прожить ее в уединении». Он дал интервью репортеру Boston Herald . Газета сообщила о клятве Сидиса хранить целомудрие и никогда не вступать в брак, поскольку, по его словам, женщины его не привлекают. Позже у него возникла сильная привязанность к Марте Фоули , и он поступил в Высшую школу искусств и наук Гарварда . [15]
Преподавание и дальнейшее образование (1915–1919)
[ редактировать ]После того, как группа студентов Гарварда физически угрожала Сидису, его родители устроили его на работу в Уильяма Марша Райса Институт развития литературы, науки и искусства имени (ныне Университет Райса ) в Хьюстоне, штат Техас , в качестве ассистента преподавателя математики. Он прибыл в Райс в декабре 1915 года в возрасте 17 лет. Он был аспирантом и работал над докторской степенью.
Сидис преподавал три класса: евклидову геометрию , неевклидову геометрию и математику для первокурсников (он написал учебник для курса евклидовой геометрии на греческом языке). [16] Менее чем через год, разочаровавшись в кафедре, своих требованиях к преподаванию и обращении со стороны студентов старше его, он оставил свой пост и вернулся в Новую Англию. Когда друг позже спросил его, почему он ушел, он ответил: «Я никогда не знал, почему мне вообще дали работу — я не очень хороший учитель. Я не ушел: меня попросили уйти. " Сидис отказался от получения ученой степени по математике и поступил в Гарвардскую юридическую школу в сентябре 1916 года, но отказался от нее с хорошей репутацией на последнем курсе обучения в марте 1919 года. [17]
Политика и арест (1919–1921)
[ редактировать ]В 1919 году, вскоре после того, как он бросил юридический факультет, Сидис был арестован за участие в социалистическом первомайском параде в Бостоне, который перерос в насилие. Он был приговорен к 18 месяцам тюремного заключения в соответствии с Законом о подстрекательстве к мятежу 1918 года судьей Роксбери муниципального суда Альбертом Ф. Хайденом . Арест Сидиса широко освещался в газетах, поскольку его ранний выпуск из Гарварда принес ему статус местной знаменитости. В ходе суда Сидис заявил, что он сознательно отказывался от призыва в армию в Первую мировую войну , был социалистом и верил не в такого бога, как «большой босс христиан», а скорее во что-то, что в каком-то смысле отличается от других. от человека. [18] [19] Позже он разработал свою собственную либертарианскую философию, основанную на правах личности и «американской социальной преемственности». [20] [21] Его отец договорился с окружным прокурором, чтобы Сидис не попал в тюрьму до того, как его апелляция будет передана в суд; вместо этого родители целый год держали его в своем санатории в Нью-Гэмпшире. Его отвезли в Калифорнию , где он провёл ещё год. В санатории родители взялись за его «исправление» и грозили переводом в сумасшедший дом. [22]
Дальнейшая жизнь (1921–1944)
[ редактировать ]Вернувшись на Восточное побережье в 1921 году, Сидис был полон решимости жить независимой и частной жизнью. Он брался только за работу на арифмометрах или за другую довольно черную работу. Он работал в Нью-Йорке и расстался со своими родителями. Прошли годы, прежде чем ему было официально разрешено вернуться в Массачусетс, и в течение многих лет он был обеспокоен риском своего ареста. Он одержимо собирал трансферы на трамваях , писал периодические издания, издаваемые самостоятельно, и обучал узкие круги заинтересованных друзей своей версии американской истории. В 1933 году Сидис сдал экзамен на государственную службу в Нью-Йорке, но получил низкий рейтинг - 254. [23] В частном письме Сидис написал, что это «не очень обнадеживает». [23] В 1935 году он написал неопубликованную рукопись « Племена и Штаты» , в которой прослеживается вклад коренных американцев в американскую демократию . [24]
В 1944 году Сидис выиграл судебное разбирательство у The New Yorker за статью, опубликованную в 1937 году. [25] Он утверждал, что в нем содержится много ложных утверждений. [26] Под заголовком «Где они сейчас?» Джеймс Тербер под псевдонимом описал жизнь Сидиса как одинокую в «спальне в холле в обшарпанном Саут-Энде Бостона». [27] Суды низшей инстанции отклонили Сидиса как публичного деятеля , не имеющего права оспаривать личную публичность. Он проиграл апелляцию по иску о вторжении в частную жизнь в Апелляционном суде второго округа США в 1940 году по той же статье. Судья Чарльз Эдвард Кларк выразил сочувствие Сидису, который утверждал, что публикация подвергла его «публичному презрению, насмешкам и презрению» и причинила ему «тяжелые душевные страдания [и] унижение», но установил, что суд не был расположен « предоставить всем интимным подробностям частной жизни абсолютный иммунитет от любопытства прессы». [28]
Сидис умер от кровоизлияния в мозг в 1944 году в Бостоне в возрасте 46 лет. [29]
Написание и исследование
[ редактировать ]Сочинения Сидиса охватывали широкий круг тем. Он писал о космологии, истории коренных американцев и железнодорожном транспорте, а также изобрел язык под названием Вендергуд. В книге «Живое и неживое » (1925) Сидис предсказал существование областей пространства, где второй закон термодинамики действует в обратном временном направлении по сравнению с нашей локальной областью. Книга «Племена и Штаты» ( около 1935 г. ) претендует на то, чтобы дать историю заселения Америки с доисторических времен до 1828 года. [30] Сидис предполагает, что «красные люди когда-то были как в Европе, так и в Америке». [31]
Сидис был « перидромофилом » — термин, который он придумал для людей, увлеченных исследованиями в области транспорта и трамвайных систем. Он написал трактат о трамвайных пересадках « Заметки о сборе трансферов» , в котором определил способы увеличения использования общественного транспорта. [32] В 1930 году Сидис получил патент на вращающийся вечный календарь , учитывавший високосные годы . [33]
Для этой работы его пригласили выступить на первой «встрече гениев» в 1926 году, организованной Уинифред Саквилл Стоунер Лигой воспитания гениев в Такахо , штат Нью-Йорк. [34]
Живое и Неживое
[ редактировать ]Сидис написал «Живое и неодушевленное», развить свои мысли о происхождении жизни, космологии и потенциальной обратимости второго закона термодинамики через « Демона» Максвелла чтобы , среди прочего, . Она была опубликована в 1925 году, но предполагалось, что Сидис работал над этой теорией еще в 1916 году. [35] Одной из причин создания этой теории, по-видимому, является объяснение теории «резервной энергии» психолога и философа Уильяма Джеймса , которая предполагала, что люди, подвергающиеся экстремальным условиям, могут использовать «резервную энергию». Воспитание Сидиса как «вынужденного вундеркинда» стало результатом проверки теории. Работа — одна из немногих, которую Сидис писал не под псевдонимом.
В книге «Живое и неодушевленное » Сидис пишет, что Вселенная бесконечна и содержит участки «негативных тенденций», где [36] законы физики перевернуты и сопоставлены с «положительными тенденциями», которые меняются в разные эпохи. Он пишет, что «зарождения жизни» не было: жизнь существовала всегда и изменялась лишь в ходе эволюции. Сидис принял теорию жизни Эдуарда Пфлюгера , основанную на цианогене, и ссылается на «органические» вещи, такие как миндаль, которые содержат цианоген, который не убивает. Поскольку цианоген обычно очень токсичен, миндаль представляет собой странную аномалию. Сидис описывает свою теорию как сплав механистической модели жизни и виталистской модели, а также поддерживает идею о том, что жизнь пришла на Землю с астероидов (как выдвинули лорд Кельвин и Герман фон Гельмгольц ). Сидис также пишет, что с функциональной точки зрения звезды «живы» и подвергаются вечно повторяющемуся циклу света и тьмы, изменяя второй закон в темной части цикла. [37]
Теория Сидиса была проигнорирована после освобождения. [25] был найден только на чердаке в 1979 году. После этого открытия Бакминстер Фуллер (одноклассник Сидиса) написал в письме Жерару Пилю :
Представьте себе мое волнение и радость, когда мне вручили ксерокопию книги Сидиса 1925 года, в которой он ясно предсказывает появление черной дыры. На самом деле я считаю всю его книгу «Живое и неодушевленное» прекрасным космологическим произведением. Я обнаружил, что он сосредотачивается на тех же темах, которые меня интересуют, и приходит примерно к тем же выводам, что и те, которые я опубликовал в «СИНЕРГЕТИКЕ» , и буду публиковать их во втором томе «СИНЕРГЕТИКА» , который уже вышел в печать.Я надеюсь, что, будучи выпускником Гарварда спустя поколение, вы будете так же взволнованы, как и я, узнав, что Сидис после колледжа продолжал великолепно мыслить и писать. [38]
Язык Вендергуда
[ редактировать ]Сидис создал искусственный язык под названием Вендергуд в своей второй книге « Книга Вендергуда» , которую он написал в возрасте 7 лет. Хотя биограф Эми Уоллес кратко описала язык и рукопись, вся работа не является общедоступной. Язык был в основном основан на латыни и греческом языке , но также опирался на немецкий , французский и другие романские языки . Он различал восемь наклонений : изъявительное , потенциальное , абсолютное повелительное наклонение, сослагательное наклонение , повелительное наклонение , инфинитив , оптативное и собственное «сильное» Сидиса. [39] Одна из его глав называется «Имперфект и будущий ориентировочный актив». Другие части объясняют происхождение римских цифр. Он использует основание 12 вместо основания 10:
- они - «один»
- дуэт – «два»
- тре – «три»
- гуар – «четыре»
- квин – «пять»
- секс – «шесть»
- сентябрь - 'семь'
- оо ( ты? ) – «восемь»
- нет – «девять»
- ecem - 'десять'
- одиннадцать – «одиннадцать»
- декабрь – «двенадцать»
- eidec ( eis, дек ) – «тринадцать»
Большинство примеров представлены в виде тестов:
- — Люблю ли я этого молодого человека? = Амево (-)не неания?
- «Лучник скрывает». = Токсотей неизвестен.
- «Я изучаю Вендергуда». = (Юни) диско Вендергуда.
- — Чему ты научился? (петь.). = Quen diseois-nar?
- «Я скрываю десять фермеров». = Obscureuo ecem agrieolai. [40]
Племена и государства
[ редактировать ]«Племена и Штаты» Сидиса (около 1935 г.) - это история коренных американцев , сосредоточенная на северо-восточных племенах и продолжающаяся до середины 19 века. Он был написан примерно в 1935 году, но так и не был завершен и оставался неопубликованным на момент смерти Сидиса. Он написал это под псевдонимом «Джон В. Шаттак». Большая часть истории была взята из вампумов поясов ; Сидис объяснил: «Плетение поясов вампума — это своего рода письмо с помощью поясов из цветных бусинок, в котором различные рисунки бус обозначали разные идеи в соответствии с определенно принятой системой, которую мог прочитать любой, кто знаком с языком вампум. независимо от того, на каком языке говорят, записи и договоры хранятся таким образом, и люди могут писать друг другу письма таким образом». [41] Большая часть книги посвящена влиянию коренных американцев на мигрирующих европейцев и формирование Соединенных Штатов. В нем описывается происхождение федераций, которые были важны для отцов-основателей .
Наследие
[ редактировать ]После его смерти сестра Сидиса Хелена заявила, что у него был IQ «самый высокий, который когда-либо был получен», как сообщается в книге Авраама Сперлинга « Психология для миллионов» 1946 года . [42] Сперлинг писал:
Хелена Сидис рассказала мне, что за несколько лет до смерти ее брат Билл прошел тест на интеллект у психолога. Его оценка была самой высокой из когда-либо полученных. Что касается IQ, психолог сообщил, что эта цифра будет между 250 и 300. В конце жизни Уильям Сидис прошел тест на общий интеллект для работы на государственной службе в Нью-Йорке и Бостоне. Его феноменальные рейтинги являются рекордными. [42]
Некоторые из его биографов, такие как Эми Уоллес , возможно, преувеличивали его IQ. [23] [ нужен лучший источник ] Было признано, что мать Хелены и Уильяма, Сара, имела репутацию женщины, которая преувеличивала высказывания о своей семье. Хелена, возможно, ложно заявила, что экзамен на государственную службу, который Уильям сдал в 1933 году, был тестом на IQ и что его рейтинг 254 был показателем IQ 254. [23] Предполагается, что номер «254» на самом деле был номером Уильяма в списке после того, как он сдал экзамен на государственную службу, как он написал в письме своей семье. [43] Хелена также сказала: «Билли знал все языки мира, тогда как мой отец знал только 27. Интересно, были ли какие-нибудь языки, которых Билли не знал». [23] Это заявление не было подтверждено никаким источником за пределами семьи Сидис, и Сара Сидис также сделала невероятное заявление в своей книге «История Сидиса» 1950 года о том, что Уильям может выучить язык всего за один день. [23] Несмотря на преувеличения, такие современники, как профессор физики Массачусетского технологического института Дэниел Фрост Комсток, [44] а американский математик Норберт Винер , написавший о Сидисе в своей автобиографии, считал, что он обладал подлинными способностями. [45] [ нужна страница ]
Жизнь и творчество Сидиса, особенно его идеи о коренных американцах , широко обсуждаются в Роберта М. Пирсига книге «Лила: исследование морали» (1991). [46] Сидис также обсуждается в автобиографии Винера Ex-Prodigy . [47]
датского писателя Мортена Браска В художественной литературе роман «Идеальная жизнь Уильяма Сидиса» (2011) основан на жизни Сидиса. Еще один роман, основанный на жизни Сидиса, был написан немецким писателем Клаусом Цезарем Церером в 2017 году. [48]
В обсуждениях образования
[ редактировать ]В воспитании Сидиса упор делался на интеллектуальные занятия в ущерб другим качествам. В 1909 году газета «Нью-Йорк Таймс» насмешливо описала Сидиса как «удивительно успешный результат научного эксперимента по принуждению». [6] Его мать утверждала, что газетные статьи о ее сыне мало на него похожи.
его отца Критика методов воспитания детей возникла в рамках более широкой дискуссии о лучшем способе обучения детей. Большинство педагогов того времени считали, что школы должны знакомить детей с общим опытом, чтобы воспитывать хороших граждан. Большинство психологов считали, что интеллект передается по наследству, и эта позиция исключала дошкольное образование дома. [49]
Трудности, с которыми Сидис столкнулся при работе с социальной структурой университетской среды, возможно, сформировали мнение, запрещающее таким детям быстро получать высшее образование в его время. Исследования показывают, что сложная учебная программа может облегчить социальные и эмоциональные трудности, с которыми обычно сталкиваются одаренные дети. [50]
Библиография
[ редактировать ]- Пассаконавей в Белых горах (1916)
- Живое и неодушевленное (1925)
- Заметки о сборе переводов (1926)
- Племена и государства ( ок. 1935 г. ) ( PDF-файл )
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хайнце, Эндрю Р. (2006). Евреи и американская душа: человеческая природа в двадцатом веке . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-12775-0 .
- ^ "Знакомьтесь, Уильям Джеймс Сидис: самый умный парень на свете?" Автор: сотрудники NPR (23 января 2011 г.) https://www.npr.org/2011/01/23/132737060/meet-william-james-sidis-the-smartest-guy-ever
- ^ Уоллес 1986 , стр. 2–4.
- ^ Уоллес 1986 , с. 7.
- ^ «История гомеопатии и ее учреждений в Америке, Уильям Харви Кинг, доктор медицинских наук, доктор юридических наук. Представлено Сильвеном Казале» . Homeoint.org . Проверено 25 мая 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сидис умел читать в два года; самый младший студент Гарварда под научным принуждением отца почти с рождения. Хорошая пишущая машинка в четыре года; в 5 лет написал учебник по анатомии, в гимназии в 6 лет, затем изучал немецкий, французский, латынь и русский язык. ". Нью-Йорк Таймс . 18 октября 1909 г. с. 7.
- ^ Уоллес 1986 , стр. 281, Эпилог.
- ^ Уоллес 1986 , с. 23.
- ^ Монтур, Кэтлин (апрель 1977 г.). «Уильям Джеймс Сидис, сломанная ветка». Американский психолог . 32 (4): 265–279. дои : 10.1037/0003-066X.32.4.265 .
- ^ «Замечательные мальчики-историки по сравнению с Сидисом. Все, кроме Маколея, проявили особые способности к математике. Примеры того, что мальчики обладали «универсальным гением» » . Нью-Йорк Таймс . 16 января 1910 г. с. СМ11 . Проверено 26 ноября 2014 г.
- ^ Ренсель, Дуг. «Рецензия на книгу Кэтлин Монтур «Уильям Джеймс Сидис, Сломанная ветка»» . Quantonics.com . Проверено 13 февраля 2020 г.
- ^ Уоллес 1986 , с. 54.
- ^ «Гарвардский колледж, 1952 год» . Проверено 26 ноября 2014 г. - через Sidis.net.
- ^ «Справочник выпускников Гарварда / составлен Справочником выпускников Гарварда, офисом Гарвардского университета, 1919 год» . ХатиТраст . hdl : 2027/njp.32101066999978 . Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ «Справочник выпускников Гарварда / составлен Справочником выпускников Гарварда, офисом Гарвардского университета, 1919 год» . ХатиТраст . hdl : 2027/njp.32101066999978 . Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ Уоллес 1986 , с. 112.
- ^ «Гарвардские стенограммы» . Проверено 25 мая 2011 г. - через Sidis.net.
- ^ «Сидис получает полтора года тюрьмы» . Бостон Геральд . 14 мая 1919 года . Получено 12 января 2018 г. - через Sidis.net.
- ^ Махони, Дэн. «Часто задаваемые вопросы о У. Дж. Сидисе» . Сидис.нет . Проверено 12 января 2018 г.
- ^ Сидис, Уильям Джеймс (июнь 1938 г.). «Либертарианец» . Новости непрерывности (2). Кембридж, Массачусетс: 4 – через Sidis.net.
- ^ Сидис, Уильям Джеймс. Концепция прав . Американское общество независимости . Проверено 26 ноября 2014 г. - через Sidis.net.
- ^ Сидис, Уильям Джеймс. « Железнодорожное сообщение в прошлом» . Проверено 25 мая 2011 г. - через Sidis.net.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Логика: был ли Уильям Джеймс Сидис самым умным человеком на Земле?» . Thelogics.org . Архивировано из оригинала 20 декабря 2014 года . Проверено 26 ноября 2014 г.
- ^ Йохансен, Брюс Э. (осень 1989 г.). «Племя и государства Уильяма Джеймса Сидиса: неопубликованное исследование вклада коренных американцев в демократию» . Ежеквартальный журнал Северо-Восточной Индии . 6 (3): 24–29 – через eric.ed.gov.
- ^ Перейти обратно: а б Бейтс, Стивен (2011). «The Prodigy и пресса: Уильям Джеймс Сидис, антиинтеллектуализм и стандарты успеха». J&MC Ежеквартально . 88 (2): 374–397. дои : 10.1177/107769901108800209 . S2CID 145637498 .
- ^ «Сидис против жителя Нью-Йорка» . Сидис.нет . 29 февраля 2008 года . Проверено 25 мая 2011 г.
- ^ ЛаМэй, Крейг Л. (2003). Журналистика и дебаты о конфиденциальности . Серия коммуникаций LEA. Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., с. 63. ИСБН 978-0-8058-4626-3 .
- ^ Зейтц, Роберт Н. (2002). «Рецензия на Эми Уоллес, The Prodigy (1986)» . Новости о высоком IQ . Архивировано из оригинала 2 июня 2008 года . Проверено 5 февраля 2016 г.
- ^ Смит, Ширли (19 июля 1944 г.). «Письмо в редакцию» . Бостонский путешественник . Проверено 25 мая 2011 г. - через Sidis.net.
- ^ Сидис, Уильям Джеймс. "Оглавление". Племена и государства . Проверено 25 мая 2011 г. - через Sidis.net.
- ^ Сидис, Уильям Джеймс. «История коренных американцев». Племена и государства . Проверено 25 мая 2011 г. - через Sidis.net.
- ^ Сидис, Уильям Джеймс (1926). Заметки о сборе трансфертов . Проверено 25 мая 2011 г. - через Sidis.net.
- ^ Патент США 1784117A , Вечный календарь, 9 декабря 1930 г.
- ^ Бейтс, Стивен (20 июня 1926 г.). «Юные вундеркинды на встрече гениев» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . п. 8 . Проверено 16 января 2023 г.
- ^ Сидис, Уильям Джеймс. «Письмо Джулиану Хаксли об одушевленном и неодушевленном , понедельник, 28 августа 1916 года» . Сидис.нет . Проверено 23 августа 2019 г.
- ^ Сидис, Уильям Джеймс. «Глава XII». Живое и Неживое . Архивировано из оригинала 10 декабря 2000 года . Проверено 29 августа 2019 г. - через Sidis.net.
- ^ Сидис, Уильям Джеймс. «Глава XI». Живое и Неживое . Архивировано из оригинала 24 октября 2000 года . Проверено 29 августа 2019 г. - через Sidis.net.
- ^ «Письмо Бакминстера Фуллера Жерару Пилю» . 1979. Архивировано из оригинала 3 марта 2001 года . Проверено 29 августа 2019 г. - через Sidis.net.
- ^ Уоллес 1986 , с. 41.
- ^ Уоллес 1986 , стр. 42–43.
- ^ Сидис, Уильям Джеймс. «Предфедеративные мероприятия». Племена и государства – через Sidis.net.
- ^ Перейти обратно: а б Сперлинг, Авраам Пол (1947) [1946]. Психология для миллионов . Нью-Йорк: Фредерик Фелл. стр. 332–339 . Проверено 26 ноября 2014 г.
- ^ Гауди, Ларри Нил (20 октября 2013 г.). «Мифы, факты, ложь и юмор об Уильяме Джеймсе Сидисе - Часть первая» . thelogics.org . Проверено 4 марта 2016 г.
- ^ Мэнли, Джаред Л. («Джеймс Тербер») (14 августа 1937 г.). «Где они сейчас? Первоапрельская шутка!» . Житель Нью-Йорка . стр. 22–26 . Получено 13 февраля 2020 г. - через sidis.net.
- ^ Уоллес 1986 .
- ^ Пирсиг, Роберт М. «Отрывки из Лилы » . sidis.net . Проверено 13 февраля 2020 г.
- ^ Винер, Норберт (1964). Экс-вундеркинд: Мое детство и юность . МТИ Пресс. ISBN 978-0262230117 . Проверено 1 апреля 2019 г.
- ^ Зерер, Клаус Цезарь (2017). Гений (на немецком языке). Цюрих: Диоген Верлаг. ISBN 978-3-257-06998-3 .
- ^ Кетт, Джозеф Ф. (1978). «Лечение болезни преждевременного развития». Американский журнал социологии . 84 (дополнение): S183–S211. дои : 10.1086/649240 . JSTOR 3083227 . S2CID 144509596 .
- ^ Нейхарт, Морин; Рейс, Салли М.; Робинсон, Нэнси М.; Мун, Сидни М., ред. (2002). Социальное и эмоциональное развитие одаренных детей: что мы знаем? . Пруфрок Пресс. стр. 286–287. ISBN 9781593636432 .
Источники
[ редактировать ]- Уоллес, Эми (1986). Вундеркинд: биография Уильяма Джеймса Сидиса, величайшего вундеркинда Америки . EP Dutton & Co. Нью-Йорк: ISBN 0-525-24404-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Архивы Сидиса на Sidis.net
- Статья об Уильяме Джеймсе Сидисе в " The Straight Dope "
- 1898 рождений
- 1944 смертей
- Американские антропологи XX века
- Американские историки XX века
- Американские евреи 20-го века
- Американские писатели-мужчины 20-го века
- Американские математики XX века
- Американские писатели научно-популярной литературы XX века
- Американские антивоенные активисты
- Американские отказники от военной службы по соображениям совести
- Американские изобретатели
- Американские либертарианцы
- Американские писатели-мужчины научной литературы
- Американские пацифисты
- Американский народ русско-еврейского происхождения
- Американский народ украинско-еврейского происхождения
- Американские социалисты
- Американские спиритуалисты
- Выпускники Гарвардского колледжа
- Выпускники Гарвардской школы права
- Американские еврейские активисты
- Американские историки-евреи
- Американские писатели-евреи-фантасты
- Еврейские социалисты
- Левые либертарианцы
- Псевдонимы писателей
- Выпускники Университета Райса
- Преподаватели Университета Райса