Оборонная промышленность Японии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2020 г. ) |

Японская оборонная промышленность является частью японской экономики, страны отвечающей за закупки военной техники, в первую очередь для собственных Сил самообороны , во многом благодаря строгой политике национального экспорта .
Послевоенная история
[ редактировать ]После оккупации Японии союзниками после Второй мировой войны были проведены крупные экономические, социальные и государственные реформы, направленные на изменение и восстановление Японии. Среди этих изменений было создание статьи 9 Конституции Японии , расформирование японской армии, а также упразднение военного производства и дзайбацу в попытке демилитаризовать Японию. Однако с началом Корейской войны американские войска, дислоцированные в Японии, были вынуждены перебраться на Корейский полуостров для войны, лишив Японию ее защиты. Столкнувшись с этой дилеммой, оккупационные власти США поощряли (или оказывали давление) Японию на восстановление ее собственных вооруженных сил, что привело к созданию Национального полицейского резерва , а затем и Сил самообороны Японии . Примерно в 1952 году японские производители начали ремонтировать и обслуживать технику для американских войск в Азии, а позже, в 1954 году, оборонная промышленность Японии начала производить и вооружать недавно созданные JSDF оружием, разработанным США. Бывшие дзайбацу, такие как Mitsubishi и Sumitomo вернулись в оборонную промышленность. Более того, Пакт о взаимной безопасности 1954 года позволил Японии получать военную помощь в виде фондов, материалов и услуг от Соединенных Штатов. Соглашение также послужило основой для того, чтобы Япония закупала и/или разрабатывала американское оружие по лицензии в соответствии с Договором о взаимном сотрудничестве и безопасности между Соединенными Штатами и Японией .
После обвинений в том, что Япония поставляла напалм для американских войск во время войны во Вьетнаме , в 1967 году был введен « Три запрета на экспорт оружия» , чтобы предотвратить экспорт оружия в страны, которые соответствуют любому из трех критериев: страны Восточного блока , страны, на которые распространяется эмбарго на поставки оружия со стороны Японии. или Совет Безопасности ООН страны, которые в настоящее время вовлечены или могут быть вовлечены в международный конфликт. [ 1 ]
В июле 1970 года тогдашний Министерства обороны генеральный директор Накасонэ Ясухиро поставил перед оборонной промышленностью пять целей: [ 2 ]
- поддерживать промышленную базу Японии в целях национальной безопасности
- приобрести оборудование в результате внутренних исследований, разработок и производства Японии.
- использовать гражданскую промышленность для отечественного производства вооружений
- ставить долгосрочные цели в области исследований, разработок и производства
- ввести конкуренцию в оборонное производство
К концу 1970-х местные поставщики разработали и произвели самолеты, танки, артиллерию, а также основные надводные и подводные боевые корабли для JSDF. Высокосложное вооружение, такое как F-15J , P-3C Orion и 8-дюймовые гаубицы , производилось по лицензии. [ 2 ] Лишь немногие из них были закуплены напрямую у иностранных оборонных подрядчиков, за исключением очень сложных и дорогостоящих изделий, таких как E-2C Hawkeye .
В 1976 году «Запрет на экспорт трех видов оружия» превратился в полный запрет экспорта японского оружия, за исключением совместных разработок с Соединенными Штатами.
В конце 1980-х годов оборонная промышленность, ограниченная отсутствием исследований и разработок, неадекватным испытательным оборудованием, ограниченным экспортом и отсутствием эффекта масштаба , составляла лишь 0,5% от общего объема промышленного производства Японии. Комитет оборонного производства Федерации экономических организаций (Кэйзай Дантай Рэнгокай- Кейданрэн ) сыграл важную роль в оборонном производстве; ведение переговоров с Министерством обороны и координация деятельности оборонных фирм, распространение оборонной информации и неформальное ограничение конкуренции путем содействия заключению соглашений между компаниями. Почти 60% японских оборонных контрактов было заключено с пятью крупными корпорациями: Mitsubishi Heavy Industries , Toshiba Corporation , Mitsubishi Electric Corporation , Kawasaki Heavy Industries и Ishikawajima-Harima Heavy Industries Corporation . В середине-конце 1980-х годов наблюдался рост местного производства и совместных разработок с США, поскольку большая часть оборонного бюджета была выделена на закупки. Раздавались призывы к смягчению запрета на экспорт оружия. В 1988 году в секретном меморандуме, распространенном среди оборонных подрядчиков, предполагалось, что снятие запрета на экспорт приведет к тому, что Япония захватит 45% мирового рынка танков и самоходных артиллерийских установок, 40% продаж военной электроники и 60% строительства военно-морских кораблей. [ 2 ] Запрет на экспорт оружия так и не был снят, и к началу периода после холодной войны оборонная промышленность Японии начала стагнировать из-за сочетания сокращения военного бюджета, запрета на экспорт оружия и увеличения затрат на исследования и разработки при сохранении статического бюджета на НИОКР. [ 1 ] [ 3 ]
Оборонная промышленность начала восстанавливаться, когда премьер-министр Синдзо Абэ вступил в должность во второй раз в 2012 году. Оборонная политика Абэ предусматривала увеличение военного потенциала Японии, чтобы лучше защитить себя и своего американского союзника перед лицом растущего влияния Китая и наращивания военной мощи. С этой целью военный бюджет начал увеличиваться с 2013 года и далее, а реформы проводились в соответствии с оборонной политикой Абэ. Двумя наиболее важными реформами для оборонной промышленности стали снятие введенного ею запрета на экспорт оружия в 2014 году и создание Агентства по закупкам, технологиям и логистике (ATLA) в 2015 году. [ 4 ]
Проблемы и потенциалы
[ редактировать ]Хотя оборонная промышленность Японии производит большую часть японских военных технологий и известна своим качеством, [ кем? ] оборонная промышленность исторически сталкивалась с встречными ветрами, которые не позволяли ей добиться существенного роста. К этим препятствиям относятся высокая себестоимость производства, низкий объем производства, небольшой внутренний рынок, запрет на экспорт, ограниченный бюджет на НИОКР и общие пацифистские взгляды в Японии. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]
Производство
[ редактировать ]Несмотря на производство и поставку оружия одной из самых мощных и дорогих вооруженных сил , оборонная промышленность Японии по-прежнему остается небольшим сектором в общем объеме промышленного производства страны. Из-за небольшой экономии от масштаба в оборонной промышленности местные производители, производящие оружие для Японии, не уделяют производству оружия большого внимания с целью получения дохода. Ведущие производители Японии получают менее 10% своих доходов от оборонных контрактов. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Небольшая прибыль и незначительное развитие инженерных навыков способствуют отсутствию роста; что приводит к дорогому производству, усилению зависимости от иностранных оборонных подрядчиков и/или компаний, выходящих из оборонного сектора; что, в свою очередь, еще больше вредит оборонной промышленности. [ 7 ] Чтобы компенсировать некоторые проблемы, в 2013 году Япония начала участвовать в международном технологическом сотрудничестве с другими странами за пределами США, такими как Великобритания и Австралия . [ 3 ] Возвращение Японии на международный рынок вооружений позволит японским производителям найти больше клиентов, что еще больше увеличит доходы и снизит себестоимость единицы продукции. [ 8 ] Создание ATLA принесет дополнительную выгоду оборонной промышленности за счет повышения эффективности НИОКР, управления проектами и закупок военных технологий. [ 4 ] Еще один потенциал роста японской оборонной промышленности заключается в использовании технологий двойного назначения . Япония обладает огромным набором передовых гражданских технологий, имеющих военное применение. [ нужен пример ] [ 4 ] [ 8 ] Через ATLA Министерство обороны (МО) активно стремилось к сотрудничеству в области исследований с различными исследовательскими институтами, университетами и компаниями для использования передовых гражданских технологий. [ 9 ]
Программа FS-X
[ редактировать ]
Программа FS-X высветила некоторые проблемы, с которыми столкнулась японская оборонная промышленность.
Первоначально программа была направлена на разработку отечественного истребителя, который придет на смену Mitsubishi F-1 . Японские оборонные подрядчики стремились к внутренним разработкам, чтобы развить навыки производства будущих самолетов и сохранить авиационную промышленность Японии. Однако под давлением США программа перешла на истребитель совместной разработки на базе F-16 .
Программа вызвала критику в Японии из-за того, что правительство подчинилось давлению США. Японские оборонные подрядчики и законодатели были разгневаны тем, что США получат доступ к передовым японским технологиям благодаря сделке, а местная промышленность не сможет получить столько прибыли, сколько от разработки самолетов внутри страны. Также существовало мнение, что истребитель отечественной разработки будет превосходить модифицированную конструкцию F-16. [ нужна ссылка ]
Дальнейшая критика была вызвана задержками в производстве F-2, высокой себестоимостью производства (примерно в четыре раза дороже, чем Block 50/52 F-16 ) и сокращением количества единиц со 141 самолета до 94.
X-2 Шиншин
[ редактировать ]Разработка Mitsubishi X-2 призвана помочь в разработке технологий и знаний, необходимых для создания истребителя-невидимки шестого поколения, который придет на смену Mitsubishi F-2. X-2 совершил свой исторический первый полет 22 апреля 2016 года, закрепив за Японией статус четвертой страны в мире, которая управляет собственным самолетом-невидимкой. Видно развитие X-2 [ кем? ] как знак возрождения аэрокосмической и оборонной промышленности Японии. В Минобороны подчеркнули, что закупками будущего истребителя-невидимки будет руководить Япония, но международное сотрудничество все еще возможно. [ 10 ]
Экспорт оружия
[ редактировать ]Для Японии выгоды от экспорта оружия в другую страну включают улучшение эффекта масштаба в оборонной промышленности, снижение себестоимости единицы продукции и укрепление международных отношений. [ 8 ] После отмены введенного ею запрета в 2014 году Япония начала продвигать свое оружие на международный рынок и привлекла интерес ряда стран к японскому оружию. [ 11 ] Япония обеспечила свой первый экспорт 17 июля 2014 года, поставив гироскопы в США для разработки ракет PAC-2 для Катара. [ 12 ] 13 мая 2015 года в Японии прошла первая военная выставка. [ 13 ] Несмотря на все усилия, Япония продолжает бороться с заключением крупной экспортной сделки. Одной из проблем, с которой сталкивается Япония при экспорте оружия, является высокая стоимость единицы продукта и уникальные внутренние требования, которые могут быть невыгодны для внешних клиентов. В этой связи некоторые отмечают, что оборонная промышленность Японии страдает от синдрома Галапагосских островов . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Еще одна проблема, с которой сталкивается Япония, — это отсутствие у нее опыта в экспорте оружия, экспорте непроверенной продукции и серьезная конкуренция со стороны проверенных поставщиков. [ 8 ] [ 11 ] [ 14 ] [ 15 ] Японские компании также не решаются участвовать в нем из-за продажи оружия, приносящей небольшой доход, и / или из-за опасений нанести ущерб репутации внутри страны из-за того, что их заклеймят как «торговцев смертью». [ 8 ] [ 11 ]
Будущая программа подводных лодок SEA 1000
[ редактировать ]Неудачная попытка Японии экспортировать подводные лодки класса Сорю в Австралию подчеркнула основные слабости Японии в экспорте оружия в другую страну. Проект стоимостью 50 миллиардов австралийских долларов по замене стареющего австралийского флота подводных лодок класса «Коллинз» мог бы стать первым крупным экспортом вооружений Японии после отмены запрета на экспорт в 2014 году, но в конечном итоге он проиграл французской фирме Direction des Constructions Navales Services (DCNS). их предложение по варианту подводной лодки класса «Барракуда» с традиционным двигателем . Одной из основных слабостей было отсутствие у Японии опыта в экспорте оружия и конкуренция с более опытными конкурентами. Первоначально Япония имела преимущество перед другими конкурентами (некоторые предполагали, что класс Сорю был предварительно выбран). [ нужна ссылка ] ) из-за тесных отношений между тогдашним премьер-министром Австралии Тони Эбботтом и премьер-министром Синдзо Абэ с целью укрепления стратегических отношений Австралии и Японии и поддержки США в выборе японских подводных лодок. После снижения общественной поддержки в феврале 2015 года Тони Эбботт объявил о конкурсной оценке, в которой Mitsubishi Heavy Industries (MHI) и Kawasaki Shipbuilding Corp. (KSC) противостоят более опытной французской фирме DCNS и немецкой фирме ThyssenKrupp AG (TKMS). Одним из основных требований к программе подводных лодок является то, что подводные лодки должны строиться внутри страны для поддержки местной промышленности и рабочих мест. Япония изначально не хотела строить подводные лодки за рубежом и передавать технологии Австралии для помощи в разработке будущих подводных лодок. DCNS и TKMS согласились удовлетворить требование австралийского правительства о отечественном производстве, что совпало с общественным интересом. Еще одна проблема, с которой столкнулась Япония, заключалась в неспособности класса Sōryū удовлетворить требования Австралии к подводным лодкам. Было отмечено, что класс Сорюу имеет меньшую дальность полета и скорость, чем класс Коллинз, японские подводные лодки имеют более короткий срок службы, чем австралийские, и существует неопределенность относительно того, может ли класс Сорюу быть модифицирован для требований Австралии. [ нужна ссылка ] В конечном итоге поражение Японии подчеркнуло чрезмерную зависимость страны от политической поддержки со стороны Тони Эбботта (которая закончилась тем, что его заменил Малкольм Тернбулл ), неспособность апеллировать к австралийской общественности и неопытность в экспорте оружия, что позволило производить за рубежом и модифицировать отечественное оружие для иностранных заказчиков. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Грей, Гавань (1 октября 2011 г.). «Оборонительная промышленность Японии: пацифизм, прагматизм и необходимость» (PDF) . Осакский университет Джогакуин . Проверено 17 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Долан, Рональд Э.; Уорден, Роберт Л., ред. (1992). Япония: страновое исследование . Федеральный исследовательский отдел .
- ^ Jump up to: а б с д Оно, Масанори (2015). «Инициативы Японии по углублению сотрудничества с другими странами в области оборонной техники и технологий» (PDF) . Институт национальных стратегических исследований Университета национальной обороны . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сугай, Хироюки (октябрь 2016 г.). «Будущая политика Японии в области оборонного оборудования» (PDF) . Брукингс . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Йео, Майк (15 августа 2018 г.). «Оборонная промышленность Японии продолжает расти. Но ждут ли ее бурные моря?» . Новости обороны . Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Йео, Майк (26 ноября 2018 г.). «Япония на перепутье: что мешает развитию ее оборонной промышленности?» . Новости обороны . Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ «Текущее состояние оборонной производственной и технологической базы и стратегия оборонной производственной и технологической базы» (PDF) . Министерство обороны (Япония) . Оборона Японии 2015. 2015 . Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Япония: новый рассвет военных инноваций?» . Армейские технологии . 6 июля 2016 года . Проверено 19 августа 2019 г.
- ^ «Меры в отношении оборонной техники и технологий» (PDF) . Министерство обороны (Япония) . Оборона Японии 2016. 2016 . Проверено 20 августа 2019 г.
- ^ «Среднесрочная программа обороны (2019–2023 финансовые годы)» (PDF) . Министерство обороны (Япония) . 18 декабря 2018 года . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Джайн, Пурнендра (29 мая 2018 г.). «Япония открыта для оружейного бизнеса» . Восточноазиатский форум . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ «Япония будет поставлять детали оружия в США, сенсорную технику в Великобританию» . Рейтер . 17 июля 2014 года . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ «В Японии проходит первая глобальная ярмарка вооружений» . Новости обороны . Агентство Франс-Пресс. 13 мая 2015 года . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ Джайн, Пурнендра (17 февраля 2017 г.). «Япония: следующий крупный торговец оружием в мире?» . Национальный интерес . Проверено 22 августа 2019 г.
- ^ Собл, Джонатан (12 июля 2015 г.). «После снятия запрета на экспорт японские производители оружия осторожно продают свою продукцию за границу» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 августа 2019 г.
- ^ Гади, Франц-Стефан (29 апреля 2016 г.). «Почему Япония проиграла австралийскую заявку на субмарину» . Джапан Таймс . Проверено 22 августа 2019 г.
- ^ Симпсон, Джеймс (9 мая 2016 г.). «Как Япония провалила крупную сделку по поставке австралийских подводных лодок» . Война – это скучно . Проверено 22 августа 2019 г.
- ^ Тран, Пьер (21 ноября 2017 г.). «Как французская фирма обошла японские компании в тендере на подводные лодки в Австралии» . Новости обороны . Проверено 22 августа 2019 г.