Несбывшиеся предсказания Общества Сторожевой Башни
Часть серии о |
Свидетели Иеговы |
---|
Публикации Общества Сторожевой Башни, Библий и Трактатов сделали серию предсказаний о Христа Втором пришествии и наступлении Царства Божьего , каждое из которых осталось неисполненным. Почти все предсказания на 1878, 1881, 1914, 1918 и 1925 годы были позднее интерпретированы как подтверждение эсхатологической основы движения Исследователей Библии и Свидетелей Иеговы , причем многие из предсказанных событий рассматривались как произошедшие невидимо. Дальнейшие ожидания были связаны с наступлением Армагеддона в 1975 году, но привели к более поздним извинениям перед членами руководства общества.
Английский исследователь Джордж Д. Криссайдс утверждал, что, хотя были некоторые «неоправданные ожидания», изменения в хронологии Сторожевой Башни больше связаны с изменением хронологических схем, чем с неудавшимися предсказаниями. [ 1 ] Общество Сторожевой Башни признало ошибки, которые, по его словам, помогли «отсеять» неверных из его рядов, но говорят, что его приверженцы по-прежнему уверены, что «Слово Божье» не подвело. [ 2 ]
Фон
[ редактировать ]С момента своего создания в 1870-х годах Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов утверждало, что Бог избрал эту организацию среди церквей, чтобы она сыграла особую роль в завершении пророческой истории. Чарльз Тейз Рассел , плодовитый писатель и основатель движения Исследователей Библии, считал себя «рупором» Бога, а позднее — воплощением « верного и мудрого слуги » из притчи Матфея 24:45-47. [ 3 ] Общество Сторожевой Башни теперь является юридическим и административным органом Свидетелей Иеговы. Ее представители утверждают, что им дано понимание истинного смысла Библии и уникальная способность различать признаки второго пришествия Христа . [ 4 ]
Ранняя идеология группы была сосредоточена на «Божественном плане спасения», библейском изложении истории и судьбы человечества, которое, как считалось, будет открыто для более полного понимания в «последние дни». Символ веры включал грехопадение Адама и вхождение в мир греха, зла и смерти. Считалось, что Бог позволил мировым делам идти своим разрушительным курсом, прежде чем он осуществил свой план по освобождению человечества от зла, страданий и смерти посредством жертвенной смерти Иисуса Христа и последующего установления Царства Божьего на земле после Его Второго пришествия. . [ 5 ]
Царство будет создано в два этапа: один разрушительный, другой конструктивный. На первом этапе земные институты будут свергнуты в бурный период, известный как «Битва Армагеддон». В течение нескольких десятилетий группа считала, что всемирный распад общественного порядка примет форму кровавой борьбы между богатыми и трудящимися классами, что приведет к террору и анархии. За этим последует эпоха великой реконструкции, в которой болезни, боль и смерть будут устранены, а праведность восторжествует. [ 5 ]
До установления Царства избранное «малое стадо» из 144 000 помазанных христиан должно было подвергнуться физическому преобразованию из физической формы в духовную, чтобы достичь бессмертия. [ 5 ] С 1925 года Общество учит, что Армагеддон будет всеобщей войной, которую ведет Бог, и приведет к истреблению неверных. [ 6 ] движения С этим доктринальным изменением фокус хилиазма изменился с ожидания коллективного побега с земли на ожидание неминуемого разрушения нынешнего мирового порядка в битве Армагеддон. [ 5 ]
Чтобы прояснить свою идентичность, группа, которая сформировала движение Исследователей Библии , сформулировала совокупность исторических доктрин, включая мифическую самоисторию, которая обеспечивала всеобъемлющую символическую связь с прошлым. [ 7 ] [ 8 ] но также укрепил ожидания движения на будущее. [ 5 ]
1878: Конец сбора урожая
[ редактировать ]В 1876 году Рассел принял убеждение, пропагандируемое некоторыми адвентистскими проповедниками, что парусия , или присутствие Иисуса, началось в 1874 году и что сбор небольшого стада, предшествующий великой кульминации, уже начался. Использование формы параллельных устроений , включающих «типы» и «прообразы» - исторические ситуации, которые послужили прообразом соответствующих ситуаций в более позднем времени. [ 9 ] — он подсчитал, что сбор урожая продлится только до 1878 года, когда собравшиеся святые перейдут в духовную форму. [ 10 ] [ 2 ] Этот год также принесет начало «проявления силы» Царства Божьего, что станет свидетельством того, что благосклонность Бога возвращается к евреям. [ 11 ]
Неудача предсказания Рассела существенно не изменила краткосрочную, ориентированную на конкретные даты ориентацию движения. В начале 1881 года Рассел заявил, что 1878 год действительно стал эпохальным годом, ознаменовавшим момент, когда «номинальные христианские церкви были лишены благосклонности Бога». [ 12 ]
1881: пересмотренное окончание сбора урожая.
[ редактировать ]К 1881 году Рассел нашел библейское основание для переноса сбора урожая на новую дату, позднее в том же году. [ 5 ] Он объяснил:
Подойдя к весне 1878 года [...] мы, естественно и небезосновательно, ожидали некоторого изменения нашего состояния, и все были более или менее разочарованы, когда ничего сверхъестественного не произошло. Но наше разочарование было кратким, поскольку мы заметили, что иудейская церковь (а не евангельская церковь) была нашим образцом, и поэтому нам не следует ожидать параллелей с Пятидесятницей или чем-либо, что произошло в начале этой церкви. [ 12 ]
Рассел писал, что «свет на нашем пути все еще сияет и становится все более и более славным» и что с 1878 года свет сиял сильнее. Время их перехода на небеса казалось более близким, писал он: «Мы не знаем ни дня, ни часа, но ожидаем, что это произойдет в течение 1881 года, возможно, ближе к осени, когда параллели показывают, что благосклонность к Сиону будет завершена и должна закончиться, дверь в брак расторгнуть, а высокое призвание быть невестой Христовой прекратить». [ 12 ]
Вторая неудача в 1881 году ускорила более серьезный кризис в рядах Исследователей Библии, и последователи Рассела несколько лет ждали, когда произойдет запоздалый перевод. [ 5 ] Хронологический график Рассела уже определил 1914 год как окончательный конец «время скорби», и это сохранило приверженность последователей, которые могли быть обескуражены их неудавшимися ожиданиями на 1881 год. [ 13 ] Тем не менее, многие члены Церкви считали невероятным, что их земной уход может быть отложен на столь долгий срок. [ 14 ]
Рассел утешал членов известием о том, что 1881 год все еще был временем, когда «смерть стала благословением» в том смысле, что любой умерший святой отныне мгновенно превращался в духовное существо. [ 14 ] Пересмотренная точка зрения утешала первых верующих, которые придерживались мнения, что живые верующие никогда не переживут физическую смерть, но тем не менее видели, как другие члены фактически умирали, ожидая своего призыва вверх. После 1881 года физическая смерть стала определяться как один из способов, посредством которого некоторые святые могли подвергнуться переселению. [ 5 ]
1914: Конец человеческого правления
[ редактировать ]Рассела В серии «Исследования Священного Писания» октябрь 1914 года прямо обозначен как «полный конец времен язычников» и, следовательно, «самый дальний предел» человеческого правления. [ 15 ] Это положило бы начало тысячелетнему правлению Христа. [ 1 ] и все его последователи ожидали немедленного «переселения святых», чтобы править с явленным Христом в том году. После земных скорбей и волнений евреи вернутся к Божьему благоволению, «номинальная Церковь» падёт, последняя битва между Христом и сатаной закончится, царства мира будут свергнуты, и Христос соберет Своих святых на небо, где они будут царствовать с ним и когда начнется тысячелетнее царство. [ 1 ]
Эта вера была однозначной, основанной на его изучении Библии и Великой пирамиды , и подтвердилась только после создания земного рая. Рассел заметил, что изменение пророчества даже на один год разрушило бы идеальную симметрию его библейской хронологии. [ 16 ] Во второй книге серии «Исследования Священного Писания» он описал это как «установленную истину о том, что окончательный конец царств этого мира и полное установление Царства Божьего будет завершено в конце 1914 года нашей эры». . [ 17 ] В результате, писал он, «все нынешние правительства будут свергнуты и распущены». [ 17 ] наряду с разрушением «того, что Бог называет Вавилоном, и того, что люди называют христианским миром». [ 18 ] В « Сторожевой башне» 1894 года , отвечая читателям, которые задавались вопросом, сможет ли — из-за недавних политических потрясений — мир просуществовать до 1914 года, он написал:
Мы не видим причин изменять цифры — и не могли бы изменить их, даже если бы захотели. Мы считаем, что это даты Бога, а не наши. Но имейте в виду, что конец 1914 года — это дата не начала , а конца смутного времени. [ 19 ]
По мере приближения 1914 года волнение по поводу ожидаемых «изменений» помазанных христиан нарастало. [ 5 ] В начале того же года некоторые Исследователи Библии, убежденные в наступлении конца света, начали раздавать свои материальные ценности, бросать работу и с нетерпением предвкушать будущее. [ 20 ] В мае 1914 года — за пять месяцев до ожидаемого конца — Рассел предостерег своих последователей от сомнений:
У исследователей Библии нет абсолютно никаких оснований сомневаться в том, что завершение этого Евангельского века уже близко и что он закончится, как предсказывает Писание, в великие времена скорби, каких никогда не было со времен существования народа. Мы видим, как участники этого великого кризиса объединяются [...] Великий кризис, великое столкновение [...], которое поглотит церковные небеса и социальную землю, очень близко. [ 21 ]
Однако к сентябрю Рассел готовил читателей «Сторожевой башни» к тому, что «Армагеддон может начаться следующей весной, однако попытка сказать, когда именно», — это всего лишь предположение. Тем не менее, как он писал, доказательства по-прежнему указывают «на предстоящий год, особенно на первые месяцы». [ 22 ]
Когда снова ничего не произошло, прогнозы вернулись к своей прежней краткосрочной ориентации. В «Сторожевой башне» писали: «Возможно, многие из народа Господня ожидали большего, чем им следовало ожидать, с началом еврейского 1915 года, который начался 21 сентября. Человеческий разум, похоже, имеет естественную тенденцию , и тот, к которому мы должны сочувствовать, ожидать, что дела достигнут кульминации быстрее, а исполнения придут более внезапно, чем они когда-либо приходят [...] Изучая Слово Божье, мы измерили 2520 лет, Семь символических Времен, с этого года 606 г. до н.э. и обнаружили, что он длился до октября 1914 г., насколько мы могли рассчитывать. Мы не говорили однозначно, что это будет год. Мы просто предоставили всем взглянуть на исторические факты. и считать за себя». [ 23 ]
Он воспользовался этой возможностью, чтобы напомнить читателям о некоторых предостерегающих заявлениях, которые он сделал несколькими годами ранее. В 1912 году он оставил открытой возможность того, что, если ничего не произойдет в октябре 1914 года, это все еще может произойти в октябре 1915 года. Он также указывал, что переходный период может продлиться «достаточно много лет». [ 16 ]
В длинной утешительной статье Рассел написал, что это было время испытаний для учеников Христа и что у некоторых Исследователей Библии были нереальные ожидания. Он сказал, что также возможно, что Царство Божье на земле будет установлено постепенно: [ 13 ] [ 16 ]
Мы обнаруживаем, что у одних одна идея, у других другая. Некоторые думают, что уже в следующий час после полуночи повсюду произойдут великие, грандиозные перемены — зло будет уничтожено за шестьдесят минут или за шестьдесят секунд. Но разумно ли было бы ожидать, что языческие царства будут уничтожены в течение часа или в течение дня? Если бы Бог сказал так, все было бы иначе; мы знаем, что Бог имеет всю власть творить Свою волю повсюду. Но можем ли мы в каком-либо смысле этого слова ожидать такого внезапного перехода — что, ложась спать в ночь на 20 сентября, мы обнаружим утром 21 сентября, что все царства мира разрушены и Царство Христа установление, святые во славе и т. д. Это была бы молниеносная перемена! Мы не думаем, что такое мнение было бы оправдано. Если кто-то и имел такое ожидание, то оно было неоправданным. [ 23 ]
Однако 2 октября 1914 года он вошел в столовую для сотрудников штаб-квартиры Общества Сторожевой Башни и заявил, что времена язычников закончились и что «их цари отжили свое время». [ 1 ] Это сигнализировало о том, что Бог отказался от своего благосклонного отношения к христианским народам. [ 23 ] В этом заявлении подразумевалось, что легитимность земных правительств была понижена в глазах Бога, что, по предположению социолога Джозефа Зигмунта, возможно, способствовало последующему принятию более смелой тактики осуждения глобальной политической системы. [ 5 ]
Рассел рассматривал начало Первой мировой войны как начало Армагеддона, который вскоре перерастет во всемирную революцию. [ 24 ] а в 1916 году, незадолго до своей смерти, он подтвердил свою убежденность в том, что конец близок и жатва святых продолжается:
Некоторые из нас были весьма твердо убеждены в том, что Жатва к настоящему времени закончится, но нельзя допускать, чтобы наши ожидания что-либо весили по сравнению с фактами [...] Мы не видим поэтому никаких оснований сомневаться в том, что Времена язычников закончился в октябре 1914 г.; и что еще несколько лет станут свидетелями их полного краха и полного установления Царства Божьего в руках Мессии. [ 25 ]
В посмертных изданиях его « Исследований Священного Писания » целые разделы были переписаны, чтобы учесть несостоятельность ожидаемых событий, причем 1914 год теперь идентифицируется как « начало конца языческих времен». Начало Первой мировой войны было воспринято как ее подтверждение. Социолог Джеймс Бекфорд утверждал, что «иногда гениальные» рационализации Рассела постфактум событий 1914 года способствовали выживанию движения Исследователей Библии. [ 13 ] В соответствии с доктринальными изменениями, внесенными его преемником Джозефом Франклином Рутерфордом , позже было решено, что Тысячелетие придет в поколение тех, кто видел события 1914 года. Годы 1799 и 1874, до этого важные даты в тысячелетней хронологии Рассела, были тоже заброшен. [ 16 ]
Тем не менее Криссайдс сказал, что явного провала предсказаний, касающихся 1914 года, не было. «Хотя было явное разочарование по поводу ненаступления некоторых эмпирически наблюдаемых событий, ряд событий, на которые ссылается Рассел, не поддаются опровержению. о верховном правлении Христа, очищении святилища и допущении на небеса тех, кто испытал «вышнее призвание». Даже такие события, как окончание времен язычников, не имеют очевидных эмпирических показателей». [ 1 ]
1918: Новая конечная остановка
[ редактировать ]Последняя редакция своих предсказаний Рассела заключалась в том, чтобы определить 1918 год как новую конечную точку. [ 5 ] [ 26 ] Сдвиг был основан на том рассуждении, что период благосклонности евреев мог длиться до 73 г. н.э. (дата массового самоубийства зелотов в Масаде ), а не до 70 г. н.э. Для современной параллели корректировка означала, что завершение 40-летнего «периода сбора урожая» было перенесено с 1914 года на северную весну 1918 года. [ 1 ] [ 27 ] [ 28 ]
Рутерфорд заявил в 1917 году, что свидетельства самих Исследователей Библии подтвердили, что жатва еще не закончилась: «Многие посвятили себя и предоставили доказательства зачатия духа с 1914 года, что является лучшим доказательством того, что жатва еще не завершена». [ 28 ] Если новая дата достоверна, писал он, «и доказательства весьма убедительны в том, что она верна, то у нас есть всего несколько месяцев для работы, прежде чем наступит великая ночь, когда ни один человек не сможет работать». [ 28 ]
«Завершенная тайна» , написанная вскоре после смерти Рассела двумя выдающимися исследователями Библии и опубликованная в 1917 году, содержит ряд смелых заявлений об ожидаемом упадке «ложного» христианства. В нем говорилось, что весна 1918 года «принесет в христианский мир спазм страдания, даже больший, чем тот, который пережил осень 1914 года». В книге говорится, что день Божьей мести «разразится, как яростная утренняя буря в 1918 году», уничтожив «церкви оптом и миллионы членов церкви». [ 29 ]
В то время есть все основания полагать, что падшие ангелы вторгнутся в умы многих представителей номинальной церкви, подталкивая их к чрезвычайно неразумному поведению и приводя к их уничтожению от рук разъяренных масс, которые позже будут перетянуты в та же участь [...] За один короткий год, 1917–1918, обширная и сложная система сектантства достигает своего зенита могущества только для того, чтобы внезапно быть предана забвению [...] Большая часть приверженцев церковности будет умрут от чумы и голода. [ 29 ]
Когда 1918 год также прошел без каких-либо признаков исполнения, первой реакцией было то, что жатва действительно закончилась и что полный состав тех, кому суждено было быть перенесенным на небеса, собран. Дальнейшая задержка с наступлением тысячелетия была истолкована в 1919 году как знак того, что лояльность и стойкость «класса Царства» подвергаются испытанию и что Бог придирается к некоторым якобы освященным людям. [ 27 ]
В своем обращении на съезде 1922 года Резерфорд ретроспективно определил 1918 год как время, когда Христос «вошел в храм с целью суда». [ 30 ] Позже он писал, что только после 1918 года, когда Господь пришел в храм, можно было понять, что 1914 год также ознаменовал время установления небесной части Царства Божьего и рождения «Новой Нации». [ 31 ]
С этого времени группа Исследователей Библии смогла рассматривать себя как нечто большее, чем просто агентство по пополнению рядов 144 000 человек, которые будут править вместе с Христом. Когда «Новая Нация» уже родилась, ее членам была поставлена ясная двойная цель: (1) завербовать и обучить «Великую роту», которую проведут через Армагеддон, чтобы жить в земном царстве, и (2) разоблачить махинации дьявол, пытающийся помешать установлению земного Царства. [ 5 ]
1925: Воскрешение патриархов
[ редактировать ]Поскольку Рутерфорд стал главным богословом движения, последовал еще один раунд пророческого пересмотра, на этот раз сосредоточенный на 1925 году. [ 5 ] В своей брошюре 1920 года « Миллионы ныне живущих никогда не умрут » Резерфорд писал, что он ожидал, что древние патриархи и пророки, «верные древние», будут воскрешены к земной жизни в 1925 году как прелюдия к всеобщему физическому воскресению верных последователей Церкви. Бог предназначил вечную жизнь на земле. Он объяснил:
Это Золотой Век, о котором пророчествовали пророки и о котором пел псалмопевец; и сегодня у изучающего Божественное Слово есть привилегия увидеть глазами веры, что мы стоим у самых врат того благословенного времени! Давайте посмотрим вверх и поднимем головы. Избавление уже у дверей! [ 32 ]
Вера Резерфорда в то, что возвращение патриархов произойдет в 1925 году, была основана на его расчетах еврейского юбилея, отсчитывая 3500 лет вперед от 1575 года до нашей эры. [ 1 ] [ 33 ] В течение года он писал о срочности свидетельствования в «несколько оставшихся месяцев». [ 34 ] хотя он также предупредил, что не все ожидаемые события могут произойти. [ 35 ] Когда это предсказание не сбылось, Общество Сторожевой Башни приостановило выпуск пророчеств, посвященных определенной дате.
Криссайдс заключил: «Это ожидание было слишком конкретным и эмпирическим, чтобы можно было скорректировать дату или одухотворить ожидаемое событие. На съезде в следующем году Резерфорд признал свою ошибку, заявив, что дата 1925 года была «просто выраженным мнением». [ 1 ] И все же Резерфорд не отказался от своего предсказания. В 1929 году Общество Сторожевой Башни купило участок земли в Сан-Диего , штат Калифорния , где был построен испанский особняк, названный Бет Сарим («дом принцев»). [ 36 ]
Даже в 1932 году Рутерфорд все еще говорил о близости Царства: он заявил, что проповедническая деятельность Свидетелей «подходит к завершению», что до Армагеддона «недалеко» и что конец «многозначителен». меньше длины поколения». [ 37 ] В конце 1930-х годов Резерфорд подтвердил свое намерение, чтобы Бет Сарим принял по крайней мере некоторых из вернувшихся «принцев» и чтобы он стал памятником твердым ожиданиям организации, хотя новая дата ожидаемого события так и не была назначена. [ 1 ] Здание было продано в 1948 году, а доктрина возвращения пророков прекратилась в 1950 году. [ 38 ]
1975: Всемирный юбилей
[ редактировать ]В 1966 году Общество Сторожевой Башни опубликовало первое из того, что впоследствии превратилось в серию заявлений о важности новой даты – 1975 года – которая подняла вопрос о возможности того, что этот год ознаменует начало тысячелетнего правления Христа и, вместе с этим, гибель для неверующих. [ 39 ]
Согласно этой достоверной библейской хронологии, шесть тысяч лет от сотворения человека закончатся в 1975 году, а седьмой период тысячелетней истории человечества начнется осенью 1975 года. Итак, шесть тысяч лет существования человека на земле скоро истекут. да, в этом поколении. Насколько уместно было бы со стороны Иеговы Бога сделать предстоящий седьмой период тысячи лет субботним периодом покоя и освобождения, великой юбилейной субботой для провозглашения свободы по всей земле всем ее жителям! [...] Согласно любящей цели Иеговы Бога, чтобы царствование Иисуса Христа, «Господина субботы», проходило параллельно с седьмым тысячелетием существования человека. [ 40 ]
Надежда зависела от веры Общества в то, что Адам был создан в северном полушарии осенью 4026 года до нашей эры. Общество предположило, что конец первых 6000 лет человеческой истории может совпадать с окончанием Божьего «дня покоя» — переходным периодом, отмеченным битвой Армагеддон. Тем не менее, как отметил исследователь Ричард Сингеленберг, в литературе Общества ни разу не утверждалось однозначно, что Армагеддон произойдет в 1975 году. :
Означает ли это, что день покоя Бога начался в 4026 году? Могло бы быть. [...] В книге не сказано, что это не так [...] Вы можете принять это или отвергнуть [...] Означает ли это, что Армагеддон завершится [...] к 1975 году? Могло бы! Могло бы! Все возможно с Богом. Означает ли это, что Вавилон Великий падет к 1975 году? Могло бы [...] Но мы не говорим. [ 41 ]
Ожидания на 1975 год также основывались на вере в то, что Христос установил Свое Царство на небесах в 1914 году и что «это поколение [те, кому в 1914 году было по меньшей мере 15 лет, согласно « Пробудитесь!» 1968 года! [ 42 ] ] ни в коем случае не исчезнет» до того, как наступит конец. [ 43 ] Книга 1967 года « Человек попал сюда в результате эволюции или сотворения?» , аналогичным образом заявил: «Мы обнаруживаем, что время нашего поколения, наши дни — это те, которые определены в Библии как «последние дни». Фактически, мы фактически живем в заключительной части этого времени. Это может сравнивать не только с последним днем недели, но, скорее, с последней частью этого дня». [ 44 ]
В книге 1969 года Общество расширило свою веру в связь между седьмым тысячелетием человеческого существования и созданием королевства. В нем говорилось: «Для того, чтобы Господь Иисус Христос был «Господином субботы», Его тысячелетнее правление должно было быть седьмым в ряду тысячелетних периодов или тысячелетий. Таким образом, это было бы субботнее правление. ." [ 45 ] Раймонд Франц, который стал членом Руководящего совета группы до того, как покинул ее в 1980 году, заявил, что у читателей не осталось сомнений относительно того, чего ожидали в 1975 году, заявив: «Представление ни в каком смысле не является неопределенным или двусмысленным». [ 46 ]
Пророчество активизировало движение Свидетелей Иеговы, и прозелитизм существенно возрос. Накануне предсказанного Тысячелетия, в 1974 году, число возвещателей (Свидетелей, представивших свои записи проповедей) выросло на 13,5 процента во всем мире, и многие Свидетели активно готовились к заре Нового Порядка. [ 16 ]
Однако по мере приближения 1975 года степень неопределённости, выраженная в публикациях Сторожевой Башни, возрастала. Вероятность наступления Армагеддона в том году первоначально описывалась как «реальная», «очевидная» или «уместная», но с конца 1968 года она стала просто «возможностью». В 1966 году Общество охарактеризовало хронологические расчеты как «достоверные»; к 1968 году они считались «достаточно точными (но, по общему признанию, не непогрешимыми)». [ 47 ] Основанием для постепенного отказа была неопределенность относительно времени, прошедшего между датами сотворения Адама и Евы .
Фактически, говорит Сингеленберг, с конца 1968 года публикации Общества Сторожевой Башни больше никогда больше не фокусировались на 1975 году в богословском контексте. Хотя статьи продолжали напоминать читателям о том, что «конец 6000-летней истории человечества» неизбежен, в них все чаще подчеркивались источники, не относящиеся к Обществу, которые предсказывают мрачное будущее с всемирным голодом , экологическим коллапсом и дефицитом кислорода. В статьях, по словам Сингеленберга, содержались эмоциональные выражения волнения, надежды и срочности, а читателям говорилось: «Какие времена потрясений нас ждут впереди! Кульминация в истории человечества неизбежна!» [ 39 ]
Менее осторожные формулировки появились в публикациях, распространяемых только среди членов группы. В выпуске ежемесячного бюллетеня « Царственное служение» за 1968 год приверженцам было предложено активизировать свою проповедническую деятельность, поскольку время быстро истекало: «Менее ста месяцев отделяют нас от конца 6000-летней истории человечества. Что может ты делаешь это за это время?" [ 48 ] Некоторые Свидетели продали свое имущество, отложили операцию или обналичили страховые полисы, чтобы подготовиться к Армагеддону. [ 16 ] а в мае 1974 года Общество Сторожевой Башни сообщило своим членам: «Поступают сообщения о том, что братья продают свои дома и имущество и планируют провести остаток своих дней в этой старой системе в пионерском служении. Конечно, это прекрасный способ провести остаток своих дней в пионерском служении. осталось совсем немного времени до конца злого мира». [ 49 ]
Разговоры на встречах и собраниях собрания также способствовали распространению пророчества. Выступающие на некоторых съездах подчеркивали фразу «Оставаться в живых до 75 года» и призывали аудиторию продолжать посещать собрания, иначе они рискуют потерять свою жизнь в Армагеддоне. [ 50 ] Надзиратель голландского филиала призывал собравшихся на областном конгрессе «Божественная цель» в 1974 году «пионерствовать» (принимать участие в полновременной проповеди) по мере приближения конца:
Многие из нас пережили страдания, болезни и смерть. Вам больше не придется это переживать. Новый порядок уже близко [...] Продайте свой дом, продайте все, что у вас есть, и скажите: о боже, как долго я смогу продолжать жить своими личными средствами. Так долго? Избавьтесь от вещей! Пионер! Планируйте забрасывать людей журналами в эти последние несколько месяцев этой умирающей системы вещей!» [ 51 ]
Однако публичное освещение той же серии конгрессов в «Сторожевой башне» выражало гораздо более осторожный тон. В своем резюме выступлений на съезде журнал повторил учение о том, что библейская хронология показывает, что 6000 лет человеческого существования завершатся в середине 1970-х годов, а затем отметил: «В этих публикациях никогда не говорилось, что тогда наступит конец света. , по этому поводу было много индивидуальных спекуляций». В чем можно быть уверенным, писал журнал, так это в том, что конец наступит среди поколения тех, кто видел начало мировых невзгод в 1914 году. «Поэтому мы можем быть уверены, что конец близок; у нас нет ни малейшего сомнения в том, что Бог приведет к этому [...] мы должны подождать и посмотреть, когда именно, тем временем продолжая заниматься служением Богу». [ 52 ]
Франц говорит, что статья в «Сторожевой башне» 1968 года подразумевала, что членам организации следует быть осторожными и не воспринимать слишком буквально предостерегающие слова Иисуса о предсказании последних дней. Журнал предупреждал: «Сейчас не время играть словами Иисуса о том, что «о том дне и часе никто не знает [...] только Отец». осознавая, что конец этой системы вещей быстро приближается к своему насильственному концу». [ 53 ]
В статье 1970 года Джозеф Ф. Зигмунт прокомментировал вероятный исход для Свидетелей Иеговы, если и это предсказание не оправдается: «Хотя возврат к этой старой стратегии, казалось бы, снова подвергает секту пророческому провалу, риски уравновешиваются мощное идеологическое подкрепление, возникающее в результате этого откровенного обновления веры, которое, по-видимому, сделало необходимым тридцать пять лет рассеянного бдительного ожидания». Но он добавил: «Риски еще одного пророческого провала на самом деле кажутся минимальными. Новое пророчество формулируется таким образом, чтобы его можно было «подтвердить» с помощью старого метода заявления о частичном сверхъестественном исполнении». [ 5 ] Бекфорд тоже не ожидал каких-либо значительных организационных потрясений из-за отсутствия видимых последствий в том году, предположив в 1975 году, что Свидетелей «искусно готовили к опровержению пророчеств», чтобы уменьшить опасность разочарования. Он отметил учащение предупреждений Общества Сторожевой Башни о бесполезности точных предсказаний событий, ожидаемых на юбилейный год. [ 54 ]
Тем не менее Сингеленберг, голландский социальный антрополог, обнаружил, что – на фоне противоречия заявлений Общества Сторожевой Башни той эпохи о том, что может произойти в этом году, его чувства срочности вероятного апокалиптического события, а затем и возможности катаклизма – ожидания Значительное событие 1975 года оказало «поразительное влияние» на прозелитическую деятельность Свидетелей Иеговы и на рост числа членов. Его анализ данных Общества Сторожевой Башни в Нидерландах показал ежегодный рост числа «возвещателей», который составлял в среднем 2,8 процента в год в период с 1961 по 1966 год, а затем подскочил до 10,4–12,4 процента в период с 1967 по 1975 год, при этом количество активных Свидетелей продолжалось до 1970-х годов. достигнув пика почти в 28 000 в ноябре 1975 года. [ 39 ]
Число среднегодовых крещений в Нидерландах увеличилось более чем вдвое, с 750 до 1851, при этом соотношение дезертиров и вербовщиков резко упало. Процент «пионеров», Свидетелей, посвящающих проповеднической работе не менее 60 часов в месяц, увеличился более чем в три раза с 2,3 процента членов до почти 8 процентов в 1974 и 1975 годах. Он также обнаружил значительный рост числа «обратных звонков», повторные посещения заинтересованных представителей общественности, купивших публикации, и среднее количество часов, потраченных на обслуживание отдельными лицами за те же два года. [ 39 ]
Последствия
[ редактировать ]Прошедший 1975 год без очевидных происшествий оставил Общество Сторожевой Башни открытым для новых заявлений о несостоятельности пророчеств. Однако вместо того, чтобы сохранить пророческое значение этого года, лидеры группы приступили к длительному периоду отрицания и чистки, обвиняя рядовых членов в неправильном прочтении интерпретаций организации. [ 16 ] Первоначально Сторожевая Башня объяснила, что причина неудачи пришествия Армагеддона заключалась в промежутке времени между сотворением Адама и Евы. Хотя Общество ранее утверждало, что разрыв составлял «недели или месяцы, а не годы», теперь оно решило, что промежуток времени, в конце концов, может составлять годы. [ 55 ]
В 1976 году журнал повторил свое объяснение, но объявил самих Свидетелей виной за свои нетерпеливые ожидания относительно 1975 года, поскольку они неправильно прочитали Библию. [ 39 ] «Не слово Божье подвело или обмануло [отдельного Свидетеля Иеговы] и принесло разочарование, но [...] его собственное понимание было основано на неправильных предпосылках». [ 56 ] В ходе переговоров на съездах четыре года спустя ведущие члены Общества наконец признали свою ошибку в первоначальной формулировке пророчества, и в « Сторожевой башне» от 15 марта 1980 года Общество заявило, что его заявления о 1975 году были сожалеемы. [ 39 ] Он не дал никакой другой интерпретации этой дате и потребовал, чтобы его члены признали, что явного пророчества никогда не было. [ 16 ]
Анализ Сингеленбергом проповеднической деятельности Свидетелей Иеговы в Нидерландах после пророческой неудачи 1975 года показал сокращение числа членов группы с середины 1976 года, и эта тенденция не изменилась до 1980 года. По оценкам, 5000 Свидетелей Иеговы в Нидерландах либо покинули движение, либо покинули его. были исключены или стали маргинальными и неактивными членами. [ 39 ] Сингеленберг предположил, что многие из тех, кого исключили и избегали в конце 1970-х годов, восстали против структуры власти группы из-за «разочарования после пророчества». Перебежчиков после 1975 года он и американский исследователь Эй. Дж. Броуз описывали как «оппортунистов», которые присоединились к группе из страха, когда конец казался неизбежным, но которым не хватало подлинной приверженности. [ 39 ]
Один старейшина сказал Сингеленбергу: «Хорошо, что Армагеддон не состоялся. Он отделил зерна от плевел». [ 39 ] Исследователь Мэтью Н. Шмальц предположил, что руководство привлекло внимание к опровержению, потребовав от членов еще большей лояльности, и это требование было подтверждено изгнанием почти 30 000 Свидетелей только в 1978 году. Настаивание на доктринальной ортодоксальности достигло самых высоких уровней организации в 1980 году, когда многие члены писательского комитета были исключены из числа членов . [ 16 ]
Почти во всех странах ежегодные темпы роста числа Свидетелей Иеговы заметно упали после краха 1975 года. В США темпы роста группы упали с 6 процентов до 2 процентов. В Южной Корее он упал с 28 процентов до 7 процентов, и тенденция к снижению продолжалась до 1978 года. Даже среди оставшегося большинства моральный дух упал: в 1977 и 1978 годах средний «издатель» тратил на прозелитизм 140 часов в год по сравнению с 196,8 часами. в 1974 году. [ 57 ]
В своем этнографическом исследовании Свидетелей Иеговы английский социолог Эндрю Холден процитировал свидетельство Свидетеля, который был в движении с начала 1970-х годов, но счел невозможным оставаться его активным членом после провала предсказания 1975 года. Он сказал, что, как и многие другие, был убежден, что конец наступит в 1975 году:
Я сказал это с трибуны! Мы говорили всем, что конец близок. Когда я стал Свидетелем, я отказался от своих страховых полисов, я аннулировал все свои страховые взносы, я никогда не покупал дом, потому что знал, что он мне не понадобится, мы даже не хотели записывать имена детей для школы. [ 58 ]
Армагеддон наступит в 20 веке
[ редактировать ]В литературе Общества Сторожевой Башни 1970-х и 1980-х годов неоднократно утверждалось, что «конца» следует ожидать до начала века. Книга 1971 года « Народы узнают, что я Иегова. Как?» заявил: «Вскоре, в нашем двадцатом веке, начнется «битва в день Иеговы» против современного аналога Иерусалима, христианского мира». [ 59 ] 1980 года В статье « Сторожевой башни» идея о том, что «злая система этого мира» просуществует «до начала века», описывалась как «в высшей степени маловероятная, учитывая мировые тенденции и исполнение библейских пророчеств». [ 60 ]
В аналогичном заявлении в статье « Сторожевой башни» 1984 года говорилось, что некоторые представители поколения 1914 года «смогут дожить до конца века. Но есть много признаков того, что «конец» гораздо ближе!» [ 61 ] от 22 октября 1995 года До выпуска журнала «Пробудитесь!» . аналогичным образом включал заявление: «Этот журнал вселяет уверенность в обещании Создателя о мирном и безопасном новом мире до того, как умрет поколение, которое стало свидетелем событий 1914 года». [ 62 ]
В 1989 году идея о том, что миссионерская деятельность Свидетелей достигнет кульминации еще до начала нового столетия, была сначала подтверждена, но затем оставлена. от 1 января , впервые опубликованной, В статье «Сторожевой башни» говорилось: «Апостол Павел возглавлял христианскую миссионерскую деятельность. Он также закладывал фундамент для работы, которая будет завершена в нашем 20 веке». [ 63 ] появилось более осторожно сформулированное заявление Девять месяцев спустя в «Сторожевой башне» : «У нас есть достаточно причин ожидать, что эта проповедь завершится в наше время. Означает ли это, что до наступления нового месяца, нового года, нового десятилетия, нового десятилетия? новый век? Ни один человек не знает». [ 64 ] В более поздних переплетных томах журналов « Сторожевая башня » 1989 года текст статьи от 1 января был изменен, чтобы указать, что христианская миссионерская работа «будет завершена в наши дни», а не «в нашем 20-м веке».
Реакция приверженцев на неудавшиеся предсказания
[ редактировать ]По словам Джозефа Зигмунта, реакция приверженцев Общества Сторожевой Башни на каждое из пророческих провалов следовала общей схеме:
- Первоначальной реакцией как рядовых, так и лидеров движения обычно было сочетание разочарования и замешательства.
- Прозелитизм пошел на убыль, но члены сохраняли бдительную позицию и ждали, пока предсказания материализуются. Были пересмотрены доктринальные основы пророчеств и высказаны предположения о том, почему ожидаемые события могли быть «отложены».
- Было достигнуто более полное осознание затруднительного положения. Группа утверждала, что пророчества на самом деле частично исполнились или что какое-то событие пророческого значения — обычно сверхъестественное и, следовательно, не поддающееся опровержению — действительно произошло в назначенные даты. Была устойчивая вера в то, что Божий план продолжает реализовываться.
- Неисполненные части неудавшихся пророчеств были спроецированы в будущее путем выпуска обновленных предсказаний в сочетании с ретроспективной реинтерпретацией более ранних неудач.
- Избирательная интерпретация возникающих исторических событий как подтверждение признаков приближающегося конца. Пессимистическое мировоззрение заставило группу воспринимать почти каждое социальное потрясение и стихийное бедствие как индикатор надвигающегося краха земной системы.
Зигмунт пришел к выводу, что вера группы в свою собственную систему убеждений обеспечила основу для заявления о реализации, а избирательное восприятие глобальных событий предоставило подтверждающие эмпирические доказательства. «В этом смысле и в этой степени, — писал он, — пророчества не могли «потерпеть неудачу». Неисполненные пророчества превращались в частичные успехи и приветствовались как данные Богом уроки, более полно раскрывающие замыслы Бога, однако считалось, что каждое из этих пророчеств в конечном итоге сбудется. [ 5 ]
Сингеленберг также считал, что последующее переосмысление несостоявшихся пророчеств было стратегией выживания таких групп, как Свидетели Иеговы. Цитируя Нила Уайзера, [ 65 ] он прокомментировал: «Каким бы ни был результат, пророчества не могут и не сбываются для верующих». [ 39 ]
Общество Сторожевой Башни признало, что некоторые его расчеты времени и ожидания привели к «серьезным разочарованиям» с последующими дезертирствами, изгнаниями и сопротивлением, что, по его утверждению, было процессом «отсеивания» истинно верующих. Тем не менее, о тех, кто остался верным, говорилось: «Они, конечно, не ошиблись, полагая, что Бог обязательно выполнит то, что обещал [...] Они признали, что была допущена ошибка, но ни в каком отношении Слово Божье не подвело. " [ 2 ] Ошибки и предположения объяснялись стремлением увидеть «конец этой злой системы». [ 66 ]
Холден заключил: «Как бы просто это ни казалось, то, что скептики считают неудачей, Руководящий совет рассматривает как испытание веры». Холден сказал, что, учитывая скудность упоминаний в литературе Общества Сторожевой Башни о прошлых неудачах в предсказаниях, весьма маловероятно, что те, кто присоединился к группе в течение последних двух десятилетий, вообще знали о достижениях Общества. По его оценкам, более 60 процентов нынешних Свидетелей присоединились к движению с 1975 года, «следовательно, у Руководящего совета нет причин обсуждать с ними несостоятельность своих прежних пророчеств». Однако он добавил: «Сокрытие провала пророчества 1975 года теми, кто был активен в то время, но, тем не менее, остался в членстве, предполагает необычную степень соучастия». Он также согласился с мнением исследователя Брайана Уилсона о том, что:
Для людей, в чьей жизни стало доминировать одно мощное ожидание и чьи действия продиктованы тем, чего требует это убеждение, отказ от веры из-за разочарования по поводу свидания обычно является слишком травмирующим опытом, чтобы об этом думать. [ 67 ]
См. также
[ редактировать ]- Несбывшиеся христианские религиозные предсказания
- Предсказания и утверждения о Втором пришествии Христа
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Криссайдс, Джордж Д. (2010). «Как сбываются пророчества: Свидетели Иеговы и пророческие ожидания». Международный журнал по изучению новых религий . 1 (1): 27–48. дои : 10.1558/ijsnr.v1i1.27 . ISSN 2041-952X .
- ^ Jump up to: а б с Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Божьего . Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов. 1993. с. 632.
- ↑ Сторожевая башня , 1 марта 1923 года, страницы 68 и 71.
- ^ Стоун, Джон Р., изд. (2000). Ожидание Армагеддона: основные материалы для чтения в несостоявшемся пророчестве . Нью-Йорк, Лондон: Рутледж. стр. 13–15. ISBN 0-415-92331-Х .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Ф. Зигмунт, Йозеф (май 1970 г.). «Пророческая неудача и хилиастическая идентичность: случай Свидетелей Иеговы». Американский журнал социологии . 75 (6): 926–948. дои : 10.1086/224846 . S2CID 143319651 .
- ^ Роджерсон, Алан (1969). Миллионы ныне живущих никогда не умрут: исследование Свидетелей Иеговы . Лондон: Констебль. п. 47.
- ^ Рассел, Чарльз Тейз (1886). Божественный план веков . Исследования Священного Писания. Том. 1. Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов.
- ^ Рассел, Чарльз Тейз (1891). Да приидет Царствие Твое . Исследования Священного Писания. Том. 3. Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов.
- ^ Кромптон, Роберт (1996). Считаем дни до Армагеддона . Кембридж: Джеймс Кларк и компания, стр. 21, 31. ISBN. 0-227-67939-3 .
- ^ Н. Х. Барбур и К. Т. Рассел, Три мира и жатва этого мира , Рочестер, Нью-Йорк, 1877, стр. 36-48, 124.
- ^ Рассел, Чарльз Тейз (1889). Время близко . Исследования Священного Писания. Том. 2. Аллегейни, Пенсильвания: Tower Publishing Co., стр. 101, 218.
- ^ Jump up to: а б с «Не отвергайте упования вашего», «Сионская сторожевая башня» , февраль 1881 года.
- ^ Jump up to: а б с Бекфорд, Джеймс А. (1975). Труба пророчества: социологическое исследование Свидетелей Иеговы . Оксфорд: Бэзил Блэквелл. п. 19. ISBN 0-631-16310-7 .
- ^ Jump up to: а б «Благословенное умирание», Сторожевая башня Сиона , декабрь 1881 года.
- ^ Рассел, Чарльз Тейз (1889). Время близко . Исследования Священного Писания. Том. 2. Аллегейни, Пенсильвания: Tower Publishing Co., стр. 76, 77.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Шмальц, Мэтью Н. (октябрь 1994 г.). «Когда Фестингер терпит неудачу: пророчество и Сторожевая башня». Религия . 24 (4): 293–308. дои : 10.1006/reli.1994.1025 .
- ^ Jump up to: а б Рассел, Чарльз Тейз (1889). Время близко . Исследования Священного Писания. Том. 2. Аллегейни, Пенсильвания: Tower Publishing Co., стр. 98, 99.
- ^ Рассел, Чарльз Тейз (1891). Да приидет Царствие Твое . Исследования Священного Писания. Том. 3. Аллегейни, Пенсильвания: Tower Publishing Co., с. 153.
- ^ «Можно ли отложить это до 1914 года?», Сторожевая башня Сиона , 15 июля 1894 года.
- ^ Гарбе, Детлеф (2008). Между сопротивлением и мученичеством: Свидетели Иеговы в Третьем рейхе . Университет Висконсина Пресс. п. 31. ISBN 978-0-299-20794-6 .
- ^ «Теперь наше спасение приближается», Сторожевая башня , 1 мая 1914 года.
- ^ «Настоящий кризис», «Сторожевая башня» , 1 сентября 1914 года.
- ^ Jump up to: а б с «Готовимся к правлению праведности», Сторожевая башня , ноябрь 1914 года.
- ^ «Псевдоапостолы наших дней», Проповеди пастора Рассела , Международная ассоциация исследователей Библии, 1917, стр. 676, «Настоящая великая война в Европе - это начало Армагедона Священного Писания. (Откр. 16:16-20) .) Это приведет к полному ниспровержению всех систем заблуждений, которые так долго угнетали народ Божий и вводили в заблуждение мир. Всякое беззаконие будет уничтожено. Славное Царство Мессии вот-вот будет установлено. землю, ради освобождения мира и установления вечной справедливости. Мы считаем, что нынешняя война не может продолжаться долго, пока не разразится революция.
- ↑ «Жатва не закончилась», «Сторожевая башня» , 1 сентября 1916 года.
- ^ «Жатва не закончилась», Сторожевая башня , 1 сентября 1916 года.
- ^ Jump up to: а б Бекфорд, Джеймс А. (1975). Труба пророчества: социологическое исследование Свидетелей Иеговы . Оксфорд: Бэзил Блэквелл. п. 26. ISBN 0-631-16310-7 .
- ^ Jump up to: а б с «Заключительное дело жатвы», «Сторожевая башня» , 1 октября 1917 г., стр. 6148–6149.
- ^ Jump up to: а б Завершенная тайна . Исследования Священного Писания. Том. 7. Бруклин, Нью-Йорк: Международная ассоциация исследователей Библии. 1917. С. 81, 128, 285, 398, 485, 582.
- ↑ Свидетели Иеговы в Божественной цели , Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов, 1959, стр. 101.
- ^ «Рождение нации», Сторожевая башня , 1 марта 1926 г., стр. 73.
- ^ Дж. Ф. Рутерфорд, Миллионы ныне живущих никогда не умрут , Международная ассоциация исследователей Библии, 1920, стр. 105.
- ^ Дж. Ф. Рутерфорд, Миллионы ныне живущих никогда не умрут , Международная ассоциация исследователей Библии, 1920, стр. 89,90.
- ^ «Ради избранных», Сторожевая башня , 1 мая 1925 г., стр. 137: «Мы хорошо продвинулись в 1925 году. Пусть теперь каждый, кто действительно любит Господа, отбросит эгоизм и, движимый духом любящей преданности делу праведности, сделает несколько оставшихся месяцев величайшим свидетельством, когда-либо данным для Царя. и его королевство».
- ^ «Работа для помазанников», «Сторожевая башня» , 1 января 1925 г., стр. 3, «Наступил 1925 год. С большим ожиданием христиане ждали этого года. Многие с уверенностью ожидали, что все члены тела Христова будет изменена на небесную славу в течение года. Это может быть достигнуто, но может и не произойти. В свое время Бог осуществит Свои цели в отношении Своего народа».
- ^ Герберт Х. Строуп, Свидетели Иеговы , издательство Колумбийского университета, 1945, стр. 55.
- ^ Герберт Х. Строуп, Свидетели Иеговы , издательство Колумбийского университета, 1945, стр. 55.
- ^ Роджерсон, Алан (1969). Миллионы ныне живущих никогда не умрут: исследование Свидетелей Иеговы . Лондон: Констебль. п. 48.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Сингеленберг, Ричард (1989). «Оно отделило пшеницу от плевел: пророчество 1975 года и его влияние на голландских Свидетелей Иеговы». Социологический анализ . 50 (весна 1989 г.): 23–40. дои : 10.2307/3710916 . JSTOR 3710916 .
- ↑ Жизнь вечная — в свободе сынов Божьих , Общество Сторожевой Башни, Библий и Трактатов, 1966, стр. 28,29.
- ^ «Радость духовному празднику Сынов Божиих Свободы» . Сторожевая башня . 15 октября 1966 г. с. 631.
- ^ "Что принесут 1970-е?" Бодрствующий! , 8 октября 1968 г.
- ^ Боттинг, Гэри ; Боттинг, Хизер (1984), Оруэлловский мир Свидетелей Иеговы , University of Toronto Press, стр. 63, ISBN 0-8020-6545-7
- ^ Человек попал сюда в результате эволюции или сотворения? , Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов, 1967, стр. 161.
- ^ Приближающийся тысячелетний мир , Общество Сторожевой Башни, Библий и Трактатов, 1969, стр. 25,26.
- ^ Франц, Раймонд (2007). Кризис совести . Комментарий Пресс. п. 244 . ISBN 978-0-914675-23-5 . Проверено 27 февраля 2020 г.
- ↑ Сингеленберг сравнивает цитаты из «Сторожевой башни» (15 октября 1966 г., 1 мая 1968 г. и 15 августа 1968 г.), « Пробудитесь!» (8 октября 1966 г., 8 октября 1968 г.) и « Жизнь вечная — в свободе сынов Божьих» .
- ↑ Царственное служение, февраль 1968 г.
- ^ «Как вы используете свою жизнь?» . Наше Царственное служение . Май 1974 г. с. 3.
- ↑ Аудиозапись выступления окружного надзирателя Чарльза Сунутко на конгрессе Свидетелей Иеговы в Шебойгане, штат Висконсин, весна 1967 года.
- ↑ Магнитофонная запись областного съезда «Божественной цели», Утрехт, Нидерланды, август 1974 г., цитируется Сингеленбергом, 1989 г.
- ^ «Рост в понимании «Божественной цели» » . Сторожевая башня . 15 октября 1974 г. с. 635.
- ^ «Почему вы с нетерпением ждете 1975 года?» . Сторожевая башня . 15 августа 1968 г. стр. 500–501.
- ^ Бекфорд, Джеймс А. (1975). Труба пророчества: социологическое исследование Свидетелей Иеговы . Оксфорд: Бэзил Блэквелл. п. 220. ИСБН 0-631-16310-7 .
- ^ «Конец 6000-летнего подхода к человеческому правлению - что было достигнуто?» . Сторожевая башня . 1 октября 1975 г. с. 579.
- ^ «Надежная основа для уверенности» . Сторожевая башня . 15 июля 1976 г. с. 441.
- ^ Бадер, Крис (март 1999 г.). «Когда пророчество проходит незамеченным: новые взгляды на несостоявшееся пророчество». Журнал научного изучения религии . 38 (1). Общество научного изучения религии: 122–123. дои : 10.2307/1387588 . JSTOR 1387588 .
- ^ Холден, Эндрю (2002). Свидетели Иеговы: портрет современного религиозного движения . Рутледж. стр. 151–152 . ISBN 0-415-26609-2 .
- ^ ' «Глава 12: Пока не придет Тот, Кто имеет законное право» . Народы узнают, что я Иегова. Как? . Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов. 1971. с. 217.
- ^ «Вопросы читателей» . Сторожевая башня . 15 октября 1980 г. с. 31.
- ^ «Единство Царства – реальность сегодня» . Сторожевая башня . 1 марта 1984 г. стр. 18–19.
- ^ Зои Нокс (июнь 2011 г.). «Написание истории свидетелей: историография Свидетелей Иеговы и Общества Сторожевой Башни, Библий и трактатов Пенсильвании». Журнал истории религии . 35 (2).
- ↑ «Сторожевая башня» , 1 января 1989 г., стр. 12.
- ^ «Вопросы читателей» . Сторожевая башня . 1 октября 1989 г. с. 31.
- ^ Вайзер, Нил (1974). «Последствия пророческого неподтверждения совершенных». Обзор религиозных исследований (осень 1974 г., № 1): 20.
- ^ «Время бодрствовать» . Сторожевая башня . 1 ноября 1995 г. с. 17.
- ^ Уилсон, Брайан Р. (26 января 1978 г.). «Когда пророчество не сбылось». Новое общество : 183–4.